Полная версия
Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси
Рис. 5. Походы викингов (этапы экспансии норманнов на Западе):
1 – зона обитания норманнов; 2 – первая зона экспансии (RI); 3 – вторая зона экспансии (RII); 4 – третья зона экспансии (RIII); 5–9 – частота нападений р (5 – р = 0,5; 6 – р = 0,4; 7 – р = 0,2; 8 – р = 0,13–0,2; 9 – р = 0,03–0,1)
Впервые «войско викингов» (wicingas) упомянуто в англосаксонской эпической поэме «Видсид» («Многостранствующий»), сложенной еще в VII в. (Мельникова, 1987: 70). Судя по древнему оформлению этого слова во фризском языке, оно восходит к V в., то есть временам первых военных походов североморских дружин в Британию и на побережья Галлии (Станг, 2000: 9–10). Англичане именовали заморских разбойников «норманнами» или, чаще, «данами», по племенному имени ближайшего к ним скандинавского народа. Ирландцы с конца VIII в. называли пришельцев Lochlannach, «мореходы», или Gal, «чужеземцы», различая среди них «белых» (фингалов), «черных» (дубгалов) и «островитян» (иннисгалов); монастырские летописи Ирландии именуют их также «восточные люди» – ostmanni. С 795 по 818 г. морское войско «остманнов» закрепилось в восточных областях Ирландии, Лейнстере и Миде, началась борьба скандинавских викингов за создание собственных колоний на Британских островах: Ирландии, о. Мэн (исключительно выгодном своим стратегическим положением между Ирландией и Британией), Танет (напротив устья Темзы), Уайт (у южного побережья Англии), с непрерывными вторжениями и на территорию Англии.
Корабли викингов обрушились и на североморское побережье Европейского континента. В 810 г. датский конунг Готфрид (Годофред, Готтрек) собрал флот из более чем 200 судов (вряд ли более 10 тыс. воинов-гребцов) и методично опустошил все прибрежные острова Фрисландии вдоль берега Северного моря, разграбил и сжег Грёнинген, в трех сражениях разбил фризов и заставил их выплатить дань в 100 фунтов серебра. Христиане-фризы были вассалами императора франков Карла Великого. Готтрек готовился к серьезной войне с Карлом, еще в 808 г. он распорядился о строительстве земляного вала вдоль южной границы своих владений, от балтийского до североморского побережья Ютландии (в дальнейшем известного как знаменитый вал Danevirke, Daneverk – «Деяние датчан»). Вскоре после похода 810 г. Готфрид был убит своим дружинником. Карл Великий, однако, отдал распоряжения о строительстве флота и укреплений в устьях рек от Аахена до Руана по всему побережью Северо-Западной Франции. Впрочем, и на юге, в Нарбоннской Галлии император франков «на глаз» мог отличить корабли скандинавских викингов от любых иноземных в Средиземном море, викинги начали здесь появляться еще при жизни Карла (до 814 г.), а в 827 г. вторглись в Галисию и были разбиты там Рамиро, вестготским королем Леона: он сжег 70 кораблей норманнов. Однако в 830 г. скандинавские викинги вновь разграбили островные монастыри близ берегов Вандеи, вторгались во Францию, Ирландию, Юго-Восточную Англию. В 832 г. в битве при Кархэмптоне они нанесли поражение Эгберту, королю Уэссекса («бретвальде» Англии с 827 г.); флот этих викингов насчитывал 35 кораблей (Стриннгольм, 2002: 29–30). В 838 г. победу одержал Эгберт.
Гибель Готфрида привела к междоусобной войне в Дании. Его сыновья стремились к продолжению борьбы с империей (хотя первый из наследников конунга, Хеммиг, незамедительно заключил с Карлом Великим мир в 811 г., но после смерти обоих правителей братья Хеммига стремились этот договор расторгнуть). Претенденты на датский престол из древнего королевского рода Скьёльдунгов были сторонниками мира с франками. Однако они в конечном счете потерпели поражение. В 826 г. конунг Харальд, сын Хальвдана, по прозвищу Клак (Ворон), Хериольд франкских источников, прибыл со своим войском, двором и родом в Майнц (Могунциа) и отдался под покровительство императора Хлодвига (Людовика) Благочестивого (Chlodovicus Pius). Придворный поэт красочно описывает появление сотен кораблей под белоснежными парусами на Рейне, крещение датского конунга и торжественные празднества по этому поводу (Wood, 1987: 36).
Хериольд получил в лен область вдоль реки Везер, на границе Фрисландии и Саксонии, именуемую Рюстрингия (Rustringen), а позднее и остров Вальхерен с богатым торговым портом («виком») Домбург, у побережья Северного моря. Среди его родичей был племянник Рорик, внук Хальвдана Скьёльдунга, в дальнейшем известный как Рерик Фрисландский, также вассал франкских императоров. Ради укрепления и распространения христианской веры среди датчан и других язычников Людовик Благочестивый по представлению Вала, аббата Корвейского монастыря, предоставил Хериольду двух монахов-бенедиктинцев, Ансгара и Аутберта, вместе с конунгом на корабле из Кёльна через Дорестад, морской порт франков во Фрисландии, они прибыли в Рюстрингию (Vita Anskarii, 7).
Через три года, когда Аутберта уже не было в живых, к Людовику Благочестивому явились, проделав длительный путь по Балтийскому и Северному морям, послы конунга свеев (свионов, шведов) Бьёрна, объявившие «тишайшему кесарю, что в их народе есть много жаждущих принять христианскую веру и что король их, достаточно к этому благосклонный, позволил, чтобы там были священники Божии, только бы им удостовериться от его милости [Людовика], чтобы назначил он им достойных проповедников» (Vita Anskarii, 9). Фризский Дорестад в течение ряда десятилетий был связан уже со шведским портом Биркой на озере Меларен в Свеаланде (Средней Швеции), с начала IX в. там обосновалось немало христиан, и франкский император охотно направил Ансгара с миссией к шведам.
Ансгар с бенедиктинцем Витмаром отправились в Швецию морем; недалеко от скандинавского побережья корабль их был остановлен и ограблен викингами; оставив разбойникам около сорока богослужебных книг, с немногой церковной утварью миссионеры смогли вброд добраться до берега и после мучительного странствия по суше и озеру Меларен прибыли в Бирку к осени 830 г.
Миссия оказалась успешной. Конунг Бьёрн Курганный (Haugensis, Bjorn vid Haugen) сам, правда, крещения не принял, но разрешил построить в городе церковь, а «префект» Бирки Хергейр (Herigar) стал ревностным христианином. Проведя у шведов полгода, бенедиктинцы вернулись с адресованными императору «письменами, начертанными по тамошнему обычаю рукой самого короля» (вероятно, с руническим «ставом», палочкой с текстом, вырезанным по дереву рукой конунга свеев). Обнадеженный видимым успехом проповеди, Людовик добился в 834 г. рукоположения Ансгара в архиепископы Гамбурга (Hammaburg) провинции Нордальбингия; новый архиепископат основывался для продвижения христианства в земли за Эльбой (Губанов, Музбахова, 1997), и Ансгар получил права папского легата «во всех окрестных племенах шведов, датчан и даже славян и других народов, живущих в северных областях» (Vita Anskarii, 13). Однако последующие события резко разрушили эти надежды, и в свете судьбы самого Ансгара, его современников, города Гамбурга и всей северной части христианской Европы, под взлетом новой волны экспансии викингов следует сделать вывод скорее о конечном «коллапсе миссии» (Wood, 1987: 36–42).
2.3. Викинги, свионы, «росы» («ал-маджус»)
Второй этап (833–863) экспансии скандинавов на Западе отмечен возрастанием активности викингов в зонах RII и RIII. Частота нападений для RI = 0,4, для RII = 0,4, для RIII = 0,13. В практике норманнских дружин получили распространение два новшества: «страндхугг» (strandhugg, подобный древнерусскому «зажитью») – захват скота и другого продовольствия непосредственно в округе военных действий и создание промежуточных баз на прибрежных островах, в устье Сены и Луары (длительное время в 850-х гг. такой базой был занятый викингами Гент), в Ирландии их опорным пунктом с 841 г. стал Дублин.
Дружины викингов в это время уже способны к автономным действиям и могут подолгу находиться вдали от родины, они укрепляются организационно. Вероятно, численность участников иногда достигала 77 тыс. человек, то есть в это время экспансия как будто, увлекла за море практически весь боеспособный контингент Скандинавских стран. Во главе дружин, представляющих собой довольно крупные объединения в 100–150 кораблей (до 6–10 тыс. воинов), стоят хорошо известные современникам вожди: Рагнар Лодброг (и его легендарные сыновья), Бьёрн Ернсида (Ferrae costa, Железнобокий), Хастейн, Торкель, Готфрид, Веланд, Рерик Ютландский. Некоторые из них становятся конунгами захваченных владений (Олав Хвита, Сигтрюг, Ивар – в Ирландии), другие – вассалами христианских королей (Хастейн – граф Шартрский). Эти случаи – исключение, они не меняют общего характера нарастающего военного натиска норманнских дружин.
Трижды за первые три года этого периода подряд был разграблен Дорестад, одновременно в 833–837 гг. викинги многократно посещали с набегами побережья Фрисландии, Голландии, Фландрии, Франции, Англии, Уэльса и Ирландии, проникали в Средиземное море, высаживались на берега Италии и Африки (Стриннгольм, 2003: 33–34). Империю Каролингов раздирали распри сыновей и внуков Карла Великого, а император Людовик Благочестивый проводил последние годы на уединенной вилле Ингуленгейм (Ингельгейм) на рейнском речном острове.
Сюда, в Ингельгейм, 18 мая 839 г. явились послы константинопольского императора Феофила II. «Бертинские анналы» франков, памятник, «пользующийся полным доверием у исследователей» (Ловмяньский, 1985: 174), засвидетельствовали важные подробности и особенности этого посольства.
«Teophilus Imperator CPlitanus misit cum eis (cum legatis ad Ludouicum Pium Imp.[2]*) quosdam, qui se, id est, gentem suam, Rhos vocari dicebant: quos rex illorum Chacanus vocabulo, ad se amicitiae, sicut asserebant, caussa direxerat (fine gubio secundo Borysthene nauibus), petens per memoratam epistolam, quatenus benignitate Imperatoris, redeundi facultatem atque auxilium per imperium suum totum habere possent: quoniam itinera, per quae ad eum CPlin venerant, inter barbaras et nimiae feritatis gentes immanissimas habuerant, quibus eos, ne forte periculum inciderent, redire noluit: quorum aduentus caussam Imperator (Ludouicus) diligentius inuestigans, comperit, eos gentis esse Sueonum, exploratores potius regni illius (CPlitani) nostrique, quam amicitiae petitores ratus, penes se eousque retinendos iudicauit, quoad veraciter inueniri possit, vtrum fideliter eo nec ne peruenerint: idque Theophilo per memoratos legatos suos adque epistolam intimare non distulit et quod eos illius amore libenter susceperit, as, si fideles inuenirentur et facultas absque illorum periculo in patriam remeandi daretur, cum auxilio remittendos: sin alias, vna cum missis nostris ad eius praesentiam dirigendos, vt, quid de talibus fieri deberet, ipse decernendo efficeret…» (Bayer, 1735: 280–281).
Современный перевод этого уникального для русской и европейской истории документа гласит:
«Феофил император Константинопольский послал с ними также неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос, и которых, как они говорили, царь их по имени (точнее, именуемый. – Г. Л.) Хакан отправил к нему (Феофилу) ради дружбы. В помянутом письме (Феофил) просил, чтобы император милостиво дал им возможность воротиться (в свою страну) и охрану по всей своей империи, так как пути, какими они прибыли к нему в Константинополь, шли среди варваров, весьма бесчеловечных и диких племен, и он не желал бы, чтобы они, возвращаясь по ним, подвергались опасности. Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской; считая их скорее разведчиками по тому царству (Византии) и нашему, чем искателями дружбы, (Людовик) решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет; и он поспешил сообщить Феофилу через помянутых послов и письмом также о том, что он их из любви к нему охотно принял, и если они окажутся людьми вполне благожелательными, а также представится возможность им безопасно вернуться на родину, то они будут туда отправлены с охраною, в противном же случае они с (особо) посланными будут отправлены к его особе (императору Феофилу), с тем чтобы он сам решил, что с таковыми надлежит делать» (Цит. по: Мавродин, 1970: 35; Материалы по истории, 1985: 265–266).
Первое в истории известие о народе «рос», правитель которых, титулуемый «хакан», направил своих послов в цивилизованную, христианскую Европу к византийскому, а затем и каролингскому императору в 838–839 гг., сравнивают прежде всего с летописным преданием о призвании варягов древнерусской «Повести временных лет», где на 23 года позже «бертинского посольства», под 862 г., сообщается о появлении Рюрика – основателя великокняжеской династии Киевской Руси. Г.-З. Байер в полной мере оценивал это обстоятельство, констатируя, что «задолго до Рюрика народ русский» (gentem Rossicam) имел правителя, титул которого (хакан), привлекая греческие и арабские источники, можно расценивать как равнозначный титулам «император, автократор (самодержец)» (Bayer, 1735: 281).
Рис. 6. Корабли викингов, покидающие побережье Скандинавии (по Б. Альмгрену).
Во главе дружин викингов, представляющих собой довольно крупные объединения в 100–150 кораблей (до 6–10 тыс. воинов), стоят хорошо известные современникам вожди.
Слева: реконструкция ладьи викингов, 1981 г.
Рассматривая известие «Бертинских анналов» и основываясь на шведском происхождении quosdam, qui se… Rhos vocari, H. М. Карамзин полагал, что инициатор «посольства росов» 839 г. «был, конечно, одним из владетелей Швеции, разделенной тогда на маленькие области, и сведав о славе императора греческого, вздумал отправить к нему послов» (Карамзин, 2002: 26). Действительно, послами «хакана русов» выступали норманны – шведы (eos gentis esse Sueonum), к тому времени хорошо известные франкам. При дворе Людовика «единственным в своем роде экспертом по северным делам» мог выступить архиепископ Гамбургский Ансгар, об этом путешествии шведов в Грецию позднее вспоминает историк Гамбургско-Бременской архиепископии Адам Бременский (Станг, 2000: 54–55).
Подозрения Людовика о разведывательной миссии «свеонов», в обстановке нараставшей экспансии северных викингов, были небезосновательны. Как конкретно сложилась их дальнейшая судьба, остается неясным. Норвежский востоковед Хокун Станг обнаруживает следы «византийского посольства» норманнов в мусульманской Испании, где они искали военной помощи против общего врага испанских мусульман и византийцев – мусульман Багдадского халифата (сообщение ал-Маккари). Возможно, ответная миссия испанского посла Яхьи ал-Газала в 839 или 840 г. в Византию была следстием этого посольства; позднее он посетил также «королеву страны ал-Маджус» по имени Нуд (возможно, королеву викингов Ауд в Дублине); ал-Маджус, что означало в то время и рабов, и «огнепоклонников», уже не раз вторгались в Испанию, и о самом опустошительном из этих набегов в 844 г. арабы сообщали и как о нападении народа «ар-Рус»; при этом арабо-испанский автор Ибн ал-Кутия (буквально «сын готиянки», готской женщины) писал, что «ал-Маджус напали на ал-Андалус (Андалусию в Испании), разоряя оба ее побережья одновременно. Во время этой экспедиции, которая длилась в общей сложности 14 лет, они приплыли в страну византийцев и в Александрию» (Станг, 2000: 30–33).
Рис. 7. Схватка викингов с флотом короля Альфреда Великого. Реконструкция Б. Альмгрена
В то время как отряды викингов, под различными именованиями у современников, все более уверенно и организованно действовали вокруг всех побережий Европы, опустошая и франкские, и вестготские, и греческие, и мусульманские города и селения, перерезая торговые коммуникации, грабя торговые караваны и громя военные флотилии, самое могущественное из государств IX в., империя Каролингов, переживало глубокий кризис. После смерти Людовика (840) императору Лотару пришлось бороться с братьями, Людовиком Немецким и Карлом Лысым, королем франков. В 842 г. эти братья, объединяясь против императора, обменялись торжественным клятвами, дословно записанными франкским хронистом Нитхардом (Историки эпохи Каролингов, 1999: 128–129).
«Pro Deo amur et pro Christian poblo et nostro commun salvament, d’ist di in avant, in quant Deus savir et podir me dunat, si salvara eo cist meon fradre Karlo et in aiudha et in cadhuna cosa, si cum om per dreit son fradra salvar d’ist, in о quid il mi altresi fazet; et ab Ludher nul plaid numquam prindrai, qui meon vol cist meon fradre Karlo in damno sit. Si Lodhuuigs sagrament, quae son fradre Karlo iurat, conservat, et Karlus meos sendra de suo part non lostanit, si io returnar non l’int pois, ne io ne neuls, cui eo returnar int pois, in nulla aiudha contra Lodhuuig nun li iuer».
«In Goddes minna ind in thes Christianes folches ind unser bedhero gealtnissi, fon thesemo dage frammordes, so fram so mir Got geuuizci indi mahd furgibit, so haldih tesan minan bruodher, soso man mit rehtu sinan bruodher scal, in thiu thaz er mig sosoma duo; indi mit Ludheren in nohheiniu thing ne gegango, zhe minan uuillon imo ce scadhen uuerhen. Oba Karl then eid, then er sinemo bruodher Ludhuuuige gesuor, geleistit, indi Ludhuuuig min herro then er imo gesuor, forbrihchit, ob ih inan es iruuenden ne mag, noh ih noh thero nohhein, then ih es iruuenden mag, uuidhar Karle imo ce follusti ne uuirdhit».
Эти тексты – древнейшие образцы живой речи, зазвучавшие на старофранцузском и старонемецком языке голосами новых наций, рождавшихся в Европе. Клятвы вслед за королями повторили их воины, французы и немцы, и в переводе они означают:
«Из любви к Богу и христианскому народу и ради нашего общего благополучия отныне и впредь, насколько Бог даст мне мудрости и силы, я намерен поддерживать сего брата моего… помогая ему и всякими другими способами, как по праву должно поддерживать брата, при условии, что и он сделает для меня то же самое; и с Лотаром никогда не буду вступать ни в какие сделки, которые в моем представлении могут повредить этому брату моему… Если Людовик (Карл) сдержит клятву, которую он дал своему брату Карлу (Людовику), а Карл (Людовик), мой господин, со своей стороны не сдержит ее, а я не сумею удержать его от этого, то ни я, ни кто-либо, кого я смогу от этого отговорить, не окажем ему никакой помощи против Людовика (Карла)».
Воины (milites) не были еще рыцарями в средневековом значении этого понятия (Флори, 1999: 93–100) и уже не были свободными франками и саксами прежних веков. Правосознание, основанное Pro Deo amur et pro Christian poblo et pro nostra common salvament… именно в этой последовательности, ради любви Божией и люда христианского и нашего общего блага, было новым для Европы и связывало новыми обязательствами не только вождей – duces, но и следовавшую доселе безоговорочно за ними дружину: отныне и при отступничестве господина каждый из принесших клятву сохранял свою ответственность «за себя и за того парня», за себя и кого-либо, кого сумею уговорить… Через год Верденский договор 843 г. разделил империю Каролингов на три новых европейских государства: Германию короля Людовика, Францию Карла Лысого и выкроенную между ними для Лотара Лотарингию – по обоим берегам Рейна.
При разделе, «подготовленном ста двадцатью экспертами, которые как будто пренебрегли всеми этническими и естественными границами», каждый из братьев получил равноценную часть эконом-географического пространства, включавшего природно-хозяйственные пояса Европы «от обширных пастбищ пограничных марок до солеварен и оливковых плантаций Каталонии, Прованса и Истрии». Как отмечает один из ведущих медиевистов XX-го века, в формировавшейся Европе, которая не была более сосредоточена на Средиземноморье и где коммуникации осуществлялись преимущественно «перпендикулярно растительным зонам», вставала проблема развития отношений между Севером и Югом – Фландрией и Италией, североморско-балтийскими портами и средиземноморскими, а вместе с тем росло и значение меридиональных осей «север – юг», путей сообщения через Альпы, по Рейну и Роне (Ле Гофф, 1992: 49).
Именно к этим путям, обещавшим легкую добычу, устремлялись дружины викингов, и новый строй Европы, рождавшийся в мучительных поисках и борьбе, не способствовал пока что организованному отпору натиска норманнов, а они блистательно использовали это обстоятельство.
845 г. был ключевым на этом этапе натиска. Викинги, чьи флотилии беспрепятственно перед этим три года бесчинствовали вдоль Сены и Луары, опустошив Нант и Руан, на Пасху (28 марта 845 г.) заняли брошенный франками Париж; Карл Лысый выплатил им 7 тыс. фунтов серебра, чтобы вернуть город. Гамбург разграбили датчане конунга Хорика, город был сожжен вместе с церковью, монастырской резиденцией и библиотекой архиепископа; Ансгар, чудом избежавший гибели, утешался примером библейского Иова: «Бог дал, Бог взял, да будет благословенно Имя Господне!» (Vita Anskarii, 16). Рерик из Рюстрингии, как вассал Людовика Немецкого, опустошал с кораблей викингов побережья Фрисландии, владения Лотара, с тем чтобы в конце концов завладеть Дорестадом. Все реки от Эльбы до Пиренеев, Эмс и Везер, Рейн, Маас, Шельда, Сомма, Сена, Луара, Гаронна с малыми реками и притоками, были открытыми для скандинавских флотилий; закрепляясь на островах в устье, они поднимались и расходились вверх, опустошая речные долины и проникая далеко в глубь страны.
Христианская община в далекой шведской Бирке, оставленной Ансгаром под надзор присланного из Гамбурга епископа Гаузберта, в полной мере испытала на себе этот рост активности язычников-скандинавов; в том же 845 г. епископ едва не погиб, убит был его племянник Нитхард, и Хергейр, королевский наместник и воевода, едва удержал контроль над ситуацией. Шведский конунг-изгнанник Анунд с дружиной датчан на 32 кораблях (21 из них, с воинами, предоставили датчане, на 11 находилась собственная дружина Анунда) осадил Бирку и взял с нее выкуп. В шведских землях викинги вели себя так же, как во франкских и фрисландских. Часть дружины Анунда, недовольная полученным, отправилась и разграбила «далекий город в земле славян» – как полагают, Ладогу на Волхове, около столетия (с середины VIII в.) связанную тесными торговыми отношениями и с Биркой, и с Хайтабу в Шлезвиге, и с Дорестадом во Фрисландии (Кирпичников, Сарабьянов, 1996: 83).
Ансгар, практически лишенный своего разоренного епископата в Гамбурге, получил в утешение от Людовика Немецкого пустовавший в то время Бременский диоцез, «хотя он был и невелик – ведь там было едва ли четыре церкви – и часто подвергался опустошительным нашествиям варваров (викингов)» (Vita Anskarii, 22). Миссия Людовика, с посланцем от Ансгара, была направлена в Рим. Папа Николай I Великий (858–867), первый из римских епископов, именовавшийся наместником Христовым (Vicarius Christi) и знаком этой власти одевший папскую тиару, провозглашал себя «королем и священником (rех et sacerdos)», лишь передавшим светскую власть и вооруженные силы императору. С утверждением этой «доктрины цезарепапизма» авторитет Рима значительно превосходил авторитет Аахена, старой столицы франкских императоров, власть престола св. Петра превысила власть Каролингов (Гергей, 1996: 77). Здесь и решено было, дабы обуздать свирепость северных язычников, укрепить апостольскую миссию к датчанам, славянам-ободритам и шведам, с утверждением (не позднее 864 г.) архиепископского достоинства престола нордэль-бингов в Хаммабурге и объединением диоцезов Ансгара в Гамбургско-Бременское архиепископство (Vita Anskarii, 23; Wood, 1987: 51–52).
Ансгар неоднократно сносился с Хориком, конунгом Дании, ближайшего и самого опасного соседа своего архиепископата. В итоге он добился разрешения построить церковь для местных христиан в Шлезвиге, торговом порту викингов Хейдабьор (Хайтабу, Хедебю – дословно «селение язычников») в створе фьорда Шлей, с прямым выходом на Балтику. Христиане-торговцы из Дорестада начали безопасно посещать это место, трехнедельным морским путем связанное с Биркой, а оттуда еще более кратким (в пределах двух недель плавания) – с Ладогой. Правда, после гибели конунга Хорика правитель (comes, граф) Хайтабу, Хови, распорядился закрыть эту церковь, и «священник, который там был, ушел оттуда, не выдержав суровости преследований». Вскоре, впрочем, конунг Хорик Младший (854) восстановил права христиан в Шлезвиге и разрешил построить церковь в Рибе, порту на западном побережье Ютландии (Vita Anskarii, 31, 32). В Дорестаде, после неудачной для них борьбы за датский престол, закрепились Рорик и Годфрид, сын Харальда Клака (Wood, 1987: 44).