bannerbanner
Советское кино в мировом контексте
Советское кино в мировом контексте

Полная версия

Советское кино в мировом контексте

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Серия «Методы культуры: кино»
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Двое мужчин – муж и любовник – в одной квартире оказались недостойными своей возлюбленной, которая уходила от них в финале с гордо поднятой головой и отправлялась в одиночестве воспитывать своего ребенка в условиях нового социального строя. Такая радикальная эмансипация не снилась даже западным феминисткам полвека спустя. Абрам Роом «Третья Мещанская» (1927)


Мрачные коридоры и лесные чащи в «Медвежьей свадьбе» (1925, реж. К. Эггерт, В. Гардин) показаны в прологе камерой Эдуарда Тиссэ, соратника Сергея Эйзенштейна в принципиально новых советских фильмах

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Кулешов Л. В. Знамя кинематографии [1920] // Кулешов Л. В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Искусство, 1987–1988. Т. 1. С. 69. В оригинале – курсивом.

2

Изволов Н. А. Феномен кино: История и теория. 2‑е изд., доп. и перераб. М.: Материк, 2005. С. 100.

3

Кулешов Л.В. Практика кинорежиссуры [1934] // Кулешов Л.В. Собр. соч. Т. 1. С. 283.

4

Кулешов Л. В. Почему я не работаю [1926] // Кулешов Л.В. Собр. соч. Т. 1. С. 108. Курсив автора.

5

Кулешов Л. В., Хохлова А. С. 50 лет в кино [1948, 1966] // Кулешов Л.В. Собр. соч. Т. 2. С. 90.

6

Вертов Д. Мы. Вариант манифеста [1919] // Вертов Д. Из наследия: В 2 т. М.: Эйзенштейн-центр, 2004–2008. Т. 2. С. 16.

7

Эйзенштейн С. М. Метод: В 2 т. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. Т. 1. С. 59.

8

Эйзенштейн С. М. Метод постановки рабочей фильмы [1925] // Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. М.: Искусство, 1964–1971. Т. 1. С. 117.

9

Караганов А. В. Всеволод Пудовкин. 2‑е изд., перераб. и доп. М.: Искусство, 1983. С. 62.

10

Эрмлер Ф. М. О «Парижском сапожнике» [1963] // Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л.: Искусство, 1974. С. 110.

11

Srirupa R. Beyond Belief: India and the Politics of Postcolonial Nationalism. Durham: Duke University Press, 2007. Р. 66. Пер. Н. А. Кочеляевой.

12

Benjamin W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction. Penguin Books Limited, 2008.

13

Фильм находится в собраниях Российского государственного архива кинофотодокументов и Госфильмофонда (https://gosfilmofond.ru/films/252986/). В первом титре приведено не совсем корректное описание. Автомобиль металлургов показан в статичном состоянии на переднем плане, на дальнем плане движется колонна демонстрантов: см. выпуск Кинонедели № 1 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=flHgYdBYupI

14

Годовщина революции, реж. Дзига Вертов, Россия, 1918 (восстановленная версия 2018), 119 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0010180/

15

Nikolay Izvolov. Dziga Vertov’s directorial debut Anniversary of the Revolution // Studies in Russian and Soviet Cinema. Vol. 13. 2019. Issue 1. Р. 2–17.

16

Историк кино Николай Изволов рассказал о «Годовщине революции» Дзиги Вертова // Интернет-портал Кино-театр. ру. 6 сентября 2019 г. // URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2019/9–6/19071/

17

Васильева Ж. Как нашли первую документальную ленту, снятую в РФ // Российская газета. 2021. 6 февраля // URL: https://rg.ru/2020/02/06/kak-nashli-pervuiu-v-mire-polnometrazhnuiu-dokumentalnuiu-lentu-sniatuiu-v-rf.html

18

Смирнов Н. «Годовщина революции» Вертова: Первый экзамен // Сеанс. 2018. 20 ноября // URL: https://seance.ru/articles/revolution-vertov-izvolov/

19

Это название впервые упоминается 21 января (3 февраля) 1918 года в Декрете об аннулировании государственных займов; декрет подписан председателем Всероссийского Центрального исполнительного комитета Я.М. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10–18 (23–31) января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде. До III Всероссийского съезда Советов употреблялось наименование Российская республика.

20

Кинонеделя № 41 // Электронный каталог Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд) // URL: https://gosfilmofond.ru/films/252991/

21

Цветущая молодость, реж. Н. Соловьев, СССР, 1938, 29 мин. // Российский государственный архив кинофотодокументов. Учетный № 16133.

22

Цветущая юность, реж. А. Медведкин, СССР, 1939, 18 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt6631406/

23

Майоров Н. М. Цифровое восстановление раритетов РГАФКД // Мир техники кино. 2008. № 10. С. 25.

24

Всесоюзный парад физкультурников 12 августа 1945 года, реж. В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский, СССР, 1945, 42 мин. // Музей Центральной студии документальных фильмов // URL: https://csdfmuseum.ru/films/107

25

Юность Максима, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, СССР, 1934, 92 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0027235/; Возвращение Максима, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, СССР, 1937, 105 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0029740/; Выборгская сторона, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг, СССР, 1939, 95 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0032104/

26

Мне двадцать лет, реж. М. Хуциев, СССР, 1965, 189 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0058361/

27

Первое мая, реж. Андрей Максимков, Михаил Баркан, Россия, 2001, 100 мин. // Интернет-платформа КИНОПОИСК // URL: https://www.kinopoisk.ru/film/460542/

28

Восьмое марта, реж. Андрей Максимков, Россия, 2001, 91 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt5187520/

29

Волга-Волга, реж. Григорий Александров, СССР, 1938, 104 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0030947/

30

В 6 часов вечера после войны, реж. И. Пырьев, СССР, 1944, 100 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0037423/

31

Парад Победы, реж. В. Беляев, СССР, 1945, 18 мин. // Российский государственный архив кинофотодокументов. Учетный № 5701.

32

Парад Победы, реж. В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский, СССР, 1945, 49 мин. // Российский государственный архив кинофотодокументов. Учетный № 5547.

33

Летят журавли, реж. М. Калатозов, СССР, 1957, 95 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0050634/

34

Дом, в котором я живу, реж. Л. Кулиджанов, Я. Сегель, СССР, 1957, 100 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0167900/

35

Два Федора, реж. М. Хуциев, СССР, 1958, 89 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0123052/

36

Судьба человека, реж. С. Бондарчук, СССР, 1959, 103 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/tt0053317/

37

Июльский дождь, реж. М. Хуциев, СССР, 1967, 107 мин. // International Movie Database // RL: https://www.imdb.com/title/tt0171408/

38

Белорусский вокзал, реж. А. Смирнов, СССР, 1971, 101 мин. // International Movie Database // URL: https://www.imdb.com/title/ tt0128960/

39

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Современная книга по эстетике: Антология. М., 1957. С. 447–459.

40

Проект инженера Прайта / The Project of of Engineer Prite, реж. Лев Кулешов, РСФСР, 1918 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0009522/

41

Кулешов Л. Искусство кино (мой опыт). Л.: Теа-кино-печать, 1929. С. 23.

42

Там же. С. 24–25.

43

Человек с киноаппаратом / Man with a Movie Camera, реж. Дзига Вертов, СССР, 1929 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0019760/

44

В 1922–1925 годах «Киноки» выпускают еженедельный экранный журнал «Кино-правда» (всего вышло 23 номера), где отрабатываются приемы показа в сюжетно-тематическом и формально-техническом плане. Ряд номеров имел тематическое направление и был посвящен крупным политическим событиям государственного значения, остальные строились из сюжетов, внутренне не связанных друг с другом. – Прим. Н. А. Кочеляева.

45

Творческая группа «Дзига Вертов» (Интервью с Жан-Люком Годаром ведет Марсель Мартен) // Киноведческие записки. 2009. № 89 // URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/965/

46

Приводится по: Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966. Статья впервые опубликована в журнале Кино-фот. 1922. № 1. 25–31 август. С. 11–12.

47

Падение династии Романовых, реж. Эсфирь Шуб, СССР, 1927 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0018246/?ref_=fn_al_tt_1

48

Россия Николая II и Лев Толстой, реж. Эсфирь Шуб, СССР, 1928 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0019336/?ref_=fn_al_tt_1

49

Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов. К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в Московском Пролеткульте // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 269–273.

50

Fabe, Marilyn. «The Beginnings of Film Narrative: D. W. Griffith’s The Birth of a Nation». Closely Watched Films: An Introduction to the Art of Narrative Film Technique, Berkeley: University of California Press, 2014. Р. 1–18 // URL: https://doi.org/10.1525/9780520959019–004

51

Уплотнение / Congestion, реж. Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов, РСФСР, 1918 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0009750/

52

Стачка / Strike, реж. Сергей Эйзенштейн, СССР, 1924 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0015361/

53

Броненосец “Потемкин”» / Battleship Potemkin, реж. Сергей Эйзенштейн, СССР, 1925 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0015648/

54

Октябрь / Ten Days That Shook the World, реж. Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, СССР, 1927 / International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0018217/

55

Иванов Вяч. Вс. Эстетика Сергея Эйзенштейна. М.: Академический проект, 2019 (Технологии культуры: Знаковые системы. Кино. Поэтика. С. 191–192, 285–287.

56

Вогман Е. Метаморфозы ценностей: «Капитал» Эйзенштейна // Сеанс. 2018. 26 июня // URL: https://seance.ru/articles/eisenstein-capital/

57

Известия из идеологической античности. Маркс – Эйзенштейн – Капитал / Nachrichten aus der ideologischen Antike – Marx/Eisenstein/Das Kapital, реж. Александр Клюге, Германия, 2008 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt1423964/?ref_=nv_sr_srsg_0

58

Цит. по: Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского: Учебник для вузов. 8‑е изд. М.: Академический проект, 2015. С. 63.

59

Мать / Mother, реж. Всеволод Пудовкин, СССР, 1926 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0017128/

60

Потомок Чингисхана / Storm Over Asia, реж. Всеволод Пудовкин, СССР, 1928 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0019286/

61

Конец Санкт-Петербурга, реж. Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, СССР, 1927 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0018066/

62

Звенигора (Заколдованное место), реж. Александр Довженко, СССР, 1927 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0019611/

63

Арсенал / Arsenal, реж. Александр Довденко, СССР, 1929 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0019649/

64

Земля / Earth, реж. Александр Довженко, СССР, 1930 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0021571/

65

Третья Мещанская (Любовь втроём) / Bed and Sofa, реж. Абрам Роом, СССР, 1927 // International Movie Database (IMDb) – Режим доступа: URL: https://www.imdb.com/title/tt0018505/ (дата обращения 21.01.2022).

66

«С. В. Д.» (Союз Великого дела) / The Club of the Big Deed, реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР, 1927 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0020353/

67

Новый Вавилон, реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР, 1928 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0020230/

68

Шинель, реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР, 1926 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0017378/

69

Медвежья свадьба / The Marriage of the Bear, реж. Константин Эггерт, Владимир Гардин, СССР, 1925 // International Movie Database (IMDb) // URL: https://www.imdb.com/title/tt0017130/

70

*Печатается по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 1. М.: Искусство, 1964. С. 117–119.

71

искусству ради искусства (фр.). – Прим. ред.

72

Устав Союза советских писателей СССР // Первый Всесоюзный съезд советских писателей 1934: Стенографический отчет. М.: ГИХЛ, 1934. С. 716.

73

РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Ед. хр. 960. Л. 3.

74

Киршон В. М. Идеология и план // Киршон В. М. На кино-посту. М.: Московский рабочий, 1928. С. 82.

75

Об усилении производства и показа политико-просветительских кинокартин (Постановление СНК СССР от 7/XII 1929 г.) // О культурном строительстве. М.: Работник просвещения, 1930. С. 507.

76

Юткевич С. И. Раздумья о политическом фильме [1969] // Юткевич С. И. Кино – это правда 24 кадра в секунду. М.: Искусство, 1974. С. 38.

77

Янушкевич Р. В. А годы не ждут… [1968] / Пер. с лит. А. Семенчик, публ. и комм. О. Романовой // Киноведческие записки. 2011. № 98. С. 63.

78

Шумяцкий Б. З. Кинематография миллионов: Опыт анализа. М.: Кинофотоиздат, 1935. С. 122.

79

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: В 15‑ти тт. М.: Политиздат, 1983–1990. Т. 5. С. 371.

80

Там же. С. 408.

81

Эйзенштейн С. М. «Одолжайтесь!» [1932] // Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. М.: Искусство, 1964–1971. Т. 2. С. 61.

82

См.: Кузнецова Е. Дела людей // Кино. 1932. № 35 (506). 30 июля. С. 3.

83

Иезуитов Н. М. Дела и люди советской кинематографии // Пролетарское кино. 1932. № 15–16. С. 19. Курсив автора.

84

Гроссман-Рощин И.С. «Встречный» // Пролетарское кино. 1932. № 21–22. С. 10. Курсив автора. Интересно, что Гроссман-Рощин, как бывший рапповец, осторожно пытается поспорить о том, какая эстетическая программа ближе к «реализму».

85

Козинцев Г. М. «Черное, лихое время…»: Из рабочих тетрадей. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994. С. 231.

86

Козинцев Г. М. То, над чем надо работать [1932] // Козинцев Г. М. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Искусство, 1982–1986. Т. 2. С. 8.

87

Козинцев Г. М. То, над чем надо работать. С. 9.

88

Балаш Б. Новые фильмы – новое жизнеощущение // Советское кино. 1933. № 3–4. С. 19–20.

89

Устав Союза советских писателей СССР // Первый Всесоюзный съезд советских писателей 1934: Стенографический отчет. С. 716.

90

Клейман Н. И. Формула финала. М.: Эйзенштейн-центр, 2004. С. 414.

91

Козлов Л.К. Изображение и образ: Очерки по исторической поэтике советского кино. М.: Искусство, 1980. С. 53.

92

Херсонский Х. Н. «Чапаев»: Новая картина «Ленфильма» // Известия. 1934. № 262 (5510). 10 ноября. С. 6.

93

«А дряни подобно “Гармонь” больше не ставите?..»: Записи бесед Б. З. Шумяцкого с И. В. Сталиным после кинопросмотров. 1934 г. / Публ., предисл. и комм. А. С. Трошина при уч. А. С. Дерябина // Киноведческие записки. 2002. № 61. С. 321.

94

Эйзенштейн С. М. Наконец! [1934] // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 5. С. 52.

95

За большое киноискусство. М.: Кинофотоиздат, 1935.

96

Шумяцкий Б. З. Кинематография миллионов: Опыт анализа. С. 148.

97

[Заславский Д. И.] Сумбур вместо музыки: Об опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Правда. 1936. № 27 (6633). 28 января. С. 3.

98

Трауберг И. З. О реалистическом мастерстве и формалистических ухищрениях // Кино. 1936. № 19 (731). 11 апреля. С. 3.

99

Балаш Б. Монументализм или камерность [1937] // История отечественного кино: Хрестоматия. М.: Канон+, 2011. С. 305.

100

Вайсфельд И. В. Творческие ошибки Эйзенштейна // О фильме «Бежин луг» С. Эйзенштейна: Против формализма в киноискусстве. М.; Л.: Искусство, 1937. С. 40. Курсив автора.

101

Эйзенштейн С. М. Двадцать // Двадцать лет советской кинематографии. М.: Госкиноиздат, 1940. С. 30.

102

Там же. С. 29.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6