Полная версия
Спорт как опиум для народа
Также многие исследователи приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.
Так же как сегодня бойцы ММА могут противопоставить оппоненту свое наиболее сильное «оружие» (борьба, джиу-джитсу, бокс, кикбоксинг), так и древние гладиаторы различались между собой в способе нанесения друг другу увечий.
Гладиаторы-андабаты облачались в кольчугу, шлем и сражались, как средневековые рыцари, но вслепую, так как их шлем не имел прорези для глаз. Удивительная потеха публики – смотреть на убивающих друг друга гладиаторов, которые не видят своего оппонента.
Если это может показаться жестокостью, то бестиарии, являвшиеся или считавшиеся преступниками, могли избежать смертной казни, если они с помощью меча или дротика побеждали хищного зверя (тигра или льва). Гладиатор в данном случае был обречен и почти всегда погибал, но позднее бои были организованы иначе, и гладиатор стал чаще выходить победителем.
Димахер сражался двумя мечами без щита и шлема. Лаквеарии ловили оппонентов с помощью лассо. Пегниарии использовали кнут, дубинку и щит. Ретиарии вооружены трезубцем и сетью. Эквиты – всадники, вооруженные копьем и мечом. Эсседарии вели бой на колесницах.
Гладиаторские бои были настолько распространены, что соблазна выйти на арену не избежали и сами правители империи. Впрочем, известен лишь один такой император – Коммод, проведший 735 поединков, но убитый в своем последнем бою.
Разумеется, публике скучать не приходилось. Зачем думать о голоде и тяжелом финансовом положении, когда на арене показывают невероятное шоу с кровопролитием? Прошло две тысячи лет, а нравы почти не изменились – та же кровь на ринге и безумствующая толпа на трибуне, где каждый зритель уверен в полезном влиянии спорта на душу, тело и общество в целом.
Наумахии
Наумахия – гладиаторское морское сражение в Древнем Риме. Наумахии впервые проводились еще до строительства Колизея. Считались особо роскошным зрелищем.
Одним из первых корабельных сражений, предназначенных для увеселения толпы, стало представление 46 года до н. э. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме, по периметру которого выстроили здание со скамьями для зрителей. В одном источнике упоминается о наумахии на специально вырытом пруду размером 1800 на 1200 футов с участием более 30 кораблей и 3000 человек, не считая гребцов. Это была инсценировка Саламинского сражения между флотами греков и персов, впрочем, далекая от достоверности.
Крупнейшей наумахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия. На Фуцинское озеро было спущено, по разным данным, от 24 до 100 боевых кораблей, число сражающихся (осужденных преступников) составило 19 000 человек. «Представление» чуть не сорвалось, так как заключенные отказались развлекать толпу. Из-за опасений мятежа к месту действия были стянуты войска. Зрители заполнили берега, окрестные холмы, вершины гор, образующие естественный амфитеатр.
Необычная наумахия была показана Нероном: в театр, где до этого показывали зрелища, внезапно была пущена морская вода, в которой плавали рыбы и другие обитатели морских глубин, и в этом бассейне была устроена инсценировка морского боя между персами и афинянами. После этого воду быстро спустили и на сухом дне показали сражение сухопутных войск.
Созданный по приказу Августа водоем для наумахий продолжали иногда использовать. Еще одно грандиозное зрелище было организовано здесь по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. при Тите. По завершении большой наумахии на озере возвели помост для травли зверей и гладиаторских боев. Одновременно небольшие корабли сражались прямо на заполненной водой арене нового амфитеатра, изображая известное сражение 434 года до н. э. между керкирянами и коринфянами.
На третий день состоялась новая «историческая» наумахия между «афинянами» и «сиракузянами», причем «афинянам», в реальности проигравшим битву 413 года до н. э., удалось одержать победу в постановочном шоу.
В наумахиях Домициана участвовали целые флотилии кораблей. Они проводились на озере поблизости от Тибра, даже невзирая на сильный ливень и бурю. В результате непогоды при одной наумахии погибли почти все ее участники, а от простуды – многие зрители. Последние упоминания о таких представлениях относятся к 3 веку. Согласно легенде, в одном случае канал, предназначенный для сражения, был заполнен вином.
В Новое время крупные наумахии, но уже без кровопролития, организовывались Генрихом II в Руане (1550), Елизаветой I на Темзе (1563), Карлом IX в Марселе (1564) и Наполеоном в Милане (1807). В подражание сиракузской арене для морских представлений был устроен искусственный водоем в Гатчине.
Прочие развлечения Древнего Рима
Конечно, самые жестокие зрелища в истории показывали именно в Риме. Но на перечисленных развлечениях извращенная фантазия древних «весельчаков» не заканчивалась. Вот и другие представления для садистской публики.
Преступники на качелях
Одним из таких странных изобретений было устройство под названием «petaurua». Это были гигантские качели, которые, раскачиваясь, могли поднимать людей на высоту до пяти метров. На них размещали голых преступников с руками, связанными за спиной. Затем качели раскачивали и выпускали диких животных, которые не могли достать до людей, которые взмывали в воздух, но стаскивали их вниз, когда те опускались, и разрывали на куски. Люди старались выжить, как могли.
Дикие животные, выскакивающие из-под арены
Животных, появляющихся на арене Колизея, не всегда выпускали из клеток через специальные ворота. Они могли внезапно выскочить прямо «из-под земли». В Колизее было множество люков и подъемников, которые вели к подвальным помещениям. Эти подъемники были разработаны в расчете на вес до 270 кг, поскольку они должны были поднимать тяжелых диких хищников на поверхность к арене. Обычно на осужденных выпускали львов, волков, барсов и медведей, причем тогда, когда они меньше всего этого ожидали.
Сражения голого императора с животными
Император Коммод был большим поклонником игр. Из-за своей любви к спорту и развлечениям он в обнаженном виде сражался на арене Колизея с животными. Зачастую голый император убивал экзотических животных, таких как львы, страусы, бегемоты, слоны и жирафы. Также он выходил на арену против людей, но не убивал их, а позволял сдаться.
Карлики, сражающиеся тесаками
В то время, когда Римом правил Коммод, на смерть на арене приговаривали не только преступников, но и калек, и карликов. Однажды Коммод приказал собрать всех карликов в Риме и привести их в Колизей. Там каждому выдали мясницкий тесак и приказали сражаться до тех пор, пока не останется только один.
Мифические сюжеты
Для зрителей показывали сцены из мифов древнего Рима. Но это были не литературные произведения в исполнении актеров, это были массовые убийства с приговоренными преступниками в главной роли. К примеру, в одном шоу разыгрывали пытки Прометея: преступника пригвоздили к кресту и распороли ему живот. После этого на него спустили медведя. В другом случае преступник отыгрывал роль Орфея с лирой, который приручал животных. Он думал, что все животные на арене ручные, но на самом деле туда выпустили, кроме ручных, дикого медведя.
Животные из разных уголков мира
Игры были лучшим местом, где можно было увидеть различных животных. К примеру, первый жираф, которого когда-либо привезли в Европу, был показан именно на арене Колизея. Хотя люди и удивлялись, впервые увидев экзотических животных, тем не менее публика была кровожадной и ей недостаточно было просто смотреть на животных. Слонов, носорогов, бегемотов и жирафов стравливали друг с другом. Также их выпускали против людей для развлечения толпы.
Свободная охота
В 281 году император Проб полностью засадил деревьями Большой цирк (крупнейший ипподром в Риме), так, что ипподром стал похож на лес. Затем он предложил всем желающим поучаствовать в необычном развлечении. Вместо того чтобы сидеть на трибунах, зрителей пригласили выйти на арену. В рукотворный лес выпустили целую орду травоядных (страусов, оленей и кабанов), при этом людям разрешили охотиться на них, используя подручные средства, а добычу забрать домой.
Женские бои
На арену выпускали не только мужчин, там также сражались и женщины. В отличие от мужчин, женщины, как правило, не были подготовленными, поэтому их выпускали или друг против друга, или против карликов.
Олимпийские игры
Античные Олимпийские игры
Дата проведения первых Олимпийских игр неизвестна, но ясно одно, что спортивные состязания проводились уже в доисторическую эпоху. Спустя некоторое время Игры стали проводиться вновь – на протяжении почти 12 веков – с 776 года до н. э. по 392 год н. э. Так или иначе они были взаимосвязаны с проведением религиозных обрядов и запрещены в конце четвертого века нашей эры. Всего было проведено 292 четырехлетних Олимпийских цикла. Проведение 293-й Олимпиады было отменено, а Игры впоследствии были запрещены как языческие.
Мотив проведения спортивных мероприятий заключался в том, что они становились частью религиозных ритуалов, посвященных богам, особняком среди которых стоял Зевс. Сама Олимпия, давшая название Играм, являлась одним из крупнейших святилищ Древней Греции. Со временем Игры теряли религиозный характер и становились чистым спортом, перестали быть редкостью подкуп судей и прочая коррупция.
Несколько группировок боролись за контроль над святилищем в Олимпии, а следовательно, и над играми, ради престижа и политических преимуществ. Спортсменов часто использовали для привлечения внимания к персоне римских императоров. Например, римский диктатор Сулла в 80 г. до н. э. увез всех атлетов к себе в Рим, предварительно ограбив Олимпию, чтобы они украсили один из его триумфов.
В первые 200 лет существования Игр они имели только региональное религиозное значение. В этих ранних Играх участвовали только греки, жившие поблизости от Олимпии. Со временем Олимпийские игры получили все большее признание и стали частью Панэллинских игр. В свою очередь, Панэллинские игры состояли из:
– Олимпийских игр, проводимых в Олимпии в честь бога Зевса. Победителей награждали оливковым венком.
– Немейских игр, проводимых в честь Зевса, но не в Олимпии. Победителям также вручали оливковый венок.
– Пифийских игр, проводимых в честь Аполлона. Победители награждались лавровыми венками.
– Истмийских игр, проводимых в честь Посейдона. Победителям вручали пальмовую ветвь и венок из сосновых ветвей.
Римские императоры времен республики пренебрегали Играми. Первым, кто решил возродить былое величие Олимпийских турниров, стал Октавиан Август. Вероятно, он был самым проницательным правителем Рима за всю его тысячелетнюю историю. Он хорошо понимал, что с помощью шоу можно управлять народными массами, а потому включил чисто спортивные состязания в свою «развлекательную программу», вдобавок к уже проводимым боям гладиаторов и театральным представлениям, пользовавшихся у римлян большой популярностью.
Большое скопление праздного народа было весьма выгодно торговцам, которые пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки. Поэты и художники также не теряли времени даром и спешили знакомить публику со своими произведениями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.