Полная версия
Благочестивые размышления православного христианина о своей душе на каждый день месяца
Благочестивые размышления православного христианина о своей душе на каждый день месяца
Oт aвтopa
Благосклонный читатель! Книга, которую я осмеливаюсь предложить твоему вниманию, написана не философом и не ученым. Не ищи в ней «многих слов письменного разума», как говорили наши предки, и глубочайших измышлений всесветных философов – ты не найдешь в ней ничего подобного. Перед тобой лежат бесхитростные размышления человека, искренне и глубоко верующего в Бога, всем сердцем и всею душою стремящегося понять учение Спасителя нашего Иисуса Христа, всеми силами желающего воплотить его в жизнь.
Размышления мои – думы мои, навеянные чтением Священного Писания, творений святых отцов и пастырей церкви. Не ищи в них строгой последовательности мысли холодного ума, изящного слога великих произведений искусства; я писал мои размышления в том порядке, в каком я их обдумывал; все, что я думал, то и писал; какие мысли приходили мне на ум, те я и заносил на бумагу. Каждый день в продолжении месяца я решил записывать то, о чем мне приходилось размышлять в продолжении дня; размышлял же я ежедневно об одной из многих непреложных истин, открываемых нам Священным Писанием и возвещаемых всем православным христианам Святой Соборной и Апостольской Кафолической Церковью. Чтобы понять и до глубины души усвоить учение Христа, необходимо продумать шаг за шагом то, что им преподано людям, – так я и решил делать. Но учение Иисуса Христа столь глубоко, столь совершенно, что не только мало месяца – всей жизни мало, чтобы вполне уразуметь и усвоить его. Если бы писать о том подробно, – говорит апостол Иоанн, – то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Поэтому пусть читатель не ищет в моей книжке полного изложения учения. Я размышлял больше всего о самом себе: каков я есмь, каков я должен быть, по учению Иисуса Христа и Указаниям святых отцов, учителей православной церкви; мысли мои больше всего останавливались на том, в чем заключается истинная нравственная жизнь истинного христианина. Что может быть выше того божественного идеала такой жизни, который дан нам Спасителем нашим, но сколько трудно усвоить его и воплотить в жизнь. Между тем каждый человек, боящийся Бога, должен воплощать и воплотить его в жизнь – в этом наше спасение. Вот о спасении своей души я и стремился больше всего размышлять, истинный путь спасения я и стремился уяснить перед собой. В этом и состоит содержание ежедневных бесед, которые я предлагаю читателю. Если чтение возбудит в нем хоть частичку того, что продумал и прочувствовал я, то я и этим останусь доволен и возблагодарю Создателя.
День первый
Много уже лет я живу на свете; день идет у меня за днем и год за годом. Я и не замечаю, как бежит время. Чем же я занят, что я делаю, как я живу?
В первый раз я задаю себе такие вопросы. Между тем, раздумав над ними, я понимаю, сколь великое значение они имеют для меня и для моей души. Я спасен, если я живу так, как велит жить Господь наш Иисус Христос; я погиб, если я не следую путям Его.;
Отчего же я не задавал себе раньше этого вопроса: как я живу? Оттого, что суета обыденной жизни увлекала меня. Я жил в суете и жил суетой, и до сих пор сердце мое полно заботами дня. И, поглощенный этими заботами, я и не видел, как шло, и не вижу, как идет время. Время идет, и каждую минуту я приближаюсь к смерти, а смерть ко мне. Прошел час – и смерть ближе ко мне, прошел другой – и смерть еще ближе. Если я ничего не сделал в этот час, то уж никогда не сделаю. Прошлого не вернуть: что прошло, то безвозвратно кануло в вечность. И смерть моя близится ко мне. Вот я вижу ее страшную, холодную, непреоборимую. Она идет, она уже смотрит на меня своими неподвижными глазами. Что же мне делать? Где защита от нее? Нет, я не думаю о ней. Заботы дня увлекают меня, закрывают от меня неизбежную участь мою, которая меня ожидает. Редко когда думаю я о смерти.
Но как же я могу не думать о ней? Ведь она идет, ведь она меня ожидает. Я не вижу ее, но она видит меня.
Как же я могу забывать о ней? Как могут ее закрывать от меня эти ничтожные, суетные заботы дня?
Нет, я не могу, я не должен забывать, что она идет, она приближается, страшная и холодная!
О, сколь малозначительны и мелки, и смешны покажутся мне все события дня, если я сопоставлю их с тем, что меня ожидает. Как же я могу думать о столь ничтожном и не думать о важном?
С сегодняшнего дня я не буду поступать так. Я буду думать о том, что меня ожидает.
Я боюсь смерти, я трепещу ее. Но отчего же я трепещу ее?
Оттого, что живу не так, как следует жить по учению Христа. А как нужно жить? Много ли думал я о том, как нужно жить?
Я обо всем думал: о деньгах и о богатстве, о пище и одежде, о царях и народах, о врагах и недругах. А думал ли я о том, как нужно жить?
Я жил, не думая, как нужно жить. Я делал то, что не нужно, и не делал того, что нужно, я зло называл добром, а добро – злом, тьму светом, и свет – тьмою. Горе тем, – говорит св. Пророк Исаия, – которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах (Ис. 5, 20–24).
Вот, ты называешься Иудеем, – говорит апостол Павел, – успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 11–24).
Глубоко проникают в душу эти слова святого Писания. Меня, именно меня осуждают и порицают они. Буду же помнить, что время идет, смерть приближается, а я жил и живу не так, как нужно жить. И пусть эта мысль всегда стоит передо мною: она послужит мне во спасение. Аминь.
День второй
Страшно и горько подумать, над какими важными вещами не останавливался я мыслью своей! Я думал о себе очень много, я заботился о том, чтобы получше есть и пить, о жилище и одежде, об удовольствиях и наслаждениях, деньгах и богатстве – всего этого хотел я для себя и, стараясь добыть все это, думал, что забочусь о себе.
Между тем о себе-то я и не заботился. Разве моя пища и мое питье – это я? Разве мое жилище, одежда, деньги и богатства – я? Разве руки и ноги, грудь и язык – я? Нет, все это не я, а я господин над всем этим: я могу пить и есть, но могу и воздержаться от питья, я могу гнаться за. удовольствиями и наслаждениями, деньгами и богатством, но могу и отрешиться от них. Значит, я выше и сильнее всего этого, я делаю то, что я хочу.
Не о себе я заботился, когда стремился к хорошей жизни, к удовольствиям и наслаждениям; не о себе я думал. Стремясь к богатству, я забывал самого себя, самого важного не видел, самого существенного не замечал.
Что же самое существенное во мне? То самое существенное во мне, что господин всему – моя душа. Вот о ней-то я и не думал. Много у меня было забот, все время проходило в заботах, но о душе своей я и не думал. Не думал я о том, что нужно и что не нужно для нее. Я не думал о душе своей. Все смертные грехи клокочут во мне; все проступки против заповедей Божиих раздирают мою душу; я чувствую, как низко я пал, как далеко Бог от меня. Я вижу и чувствую и сознаю мои грехи. Личные, мирские, плотские соблазны страха, борьбы и истинного разумения воли Божией. Я не знал, что такое добро, что такое зло. Я говорил себе: богатство, почести, слава, удовольствия и наслаждения – это добро. Я называл добром и меч, и кровь, и убийство. Я думал, что для того, чтобы достигнуть суетного, временного счастья, все возможно делать: и гневить Бога, и обижать других, не обращая внимания ни на кого. Но я не только так делал, не только творил нехорошие дела, грешил, но еще оправдывал их перед собою. Всячески я рассуждал, чтобы выставить перед собою зло добром, а добро – злом; великими, святыми именами истины, любви, справедливости я называл свои дурные поступки. И всем им находилось оправдание во мне. Я говорил себе так, как, по словам Премудрого Соломона, говорили неправо-умствующие сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит, о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается. Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит, нас за грехи нашего воспитания (Прем. 2, 1–1 2). Вот как я умствовал. За минутой я забывал вечность; зная лишь самого себя, я забывал всех других людей. Так рассуждали те люди, о которых говорит Соломон, так рассуждал и я. Забыв, что жизнь проходит и смерть приближается, я не говорил себе: буду же готовиться к смерти и заботиться о душе. Нет, я говорил: не стану же терять времени, стану наслаждаться. Я не спрашивал себя, к чему ведут эти наслаждения? Что они дают мне? Они порождают грехи, заставляют дурно относиться к ближнему, обижать и без того обиженных, угнетать и без того угнетенных, забывать закон Божий, уважать вместо закона слепую, неразумную силу… А разве может служить сила законом, когда закон выше силы и сила да повинуется ему? Бывают ли когда минуты, что Бог правды на стороне неправых и сильных, а не на стороне правых и слабых? Вопросы эти стояли передо мною, но я не думал о них. А на все эти вопросы только и можно отвечать, что нет и нет. Это так просто, а я об этом и не думал. Так подумаю сегодня и помолюсь Богу, чтобы Он помог мне разрешить их. Не стану же с сегодняшнего дня неправыми такими рассуждениями оправдывать свои нехорошие дела и нехорошую жизнь. Я понял, что самое важное в человеке – его душа, поэтому о ней-то и стану заботиться.
День третий
Я сказал себе: стану заботиться о душе, потому что она важнее всего для меня. Поэтому я и боюсь смерти, что на душе моей много грехов. Когда я стану заботиться о душе, покаюсь во грехах, не стану грешить, тогда мне перестанет казаться смерть такою страшною.
Что же значит заботиться о своей душе?
Это значит – отвернуться от зла и обратиться к Господу Богу, думать о Нем и о ближних своих. Да, я и до сегодняшнего дня поклонялся Богу, но я мало думал, какому богу я служу. Не Богу сил, не Богу Света и Любви служил и молился я; у меня был один бог – маммона. Ему я служил. Так говорит Господь: Обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше (Иез. 14, 6). Признайте только вину свою, ибо отступили от Господа (Иер. 3, 13).
Да, Господи, я признаю свою вину. Я мало верил в Тебя, не памятовал о Тебе, не во всем поступал осмотрительно, не благоговел перед Тобою, не уповал на Тебя, роптал и не исполнял волю Твою, не поклонялся Тебе, и не прославлял, и не благодарил, и не призывал Тебя. Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? (Иов. 39, 34). Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал (Пс. 50, 5–6). Я создал себе бога иного, кроме Тебя, и променял Тебя – Бога Вседержителя, Бога всего сущего – на маммону – бога чрева моего. О, горе мне! Я забыл Тебя и забыл о других людях.
Очи мои закрылись, и я только думал о себе самом и чувствовал лишь себя одного, словно и не было и нет на свете других людей, кроме меня. Не думайте о себе более, нежели должно думать, – говорит апостол Павел (Рим. 12, 3). Эти святые слова я слышал в церкви уже не один раз, но они проходили мимо ушей моих и не доходили до сердца моего; мой ум не задумывался над ними. О себе я думал, а других забывал; у меня был достаток, а на горе и страдания людские, которые я видел каждый день вокруг, я и внимания не обращал. О, горе мне! Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3, 17). Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5, 1–6).
Горе нам!
Как же я мог забыть Бога и ближних? Как могла очерстветь моя душа и не стремиться к познанию Господа? Как могло загрубеть сердце мое и не чувствовать горя ближнего моего, не страдать вместе с ним, не плакать его слезами, не болеть за него?
Оттого я забыл Бога и ближних, что суета дня овладела мною. Когда мне жилось хорошо, я ни о чем не думал, а лишь радовался и наслаждался; когда мне жилось худо, я только того и добивался, чтобы одному мне было хорошо, своего добивался, а других не жалел, себе делал добро, а другим – зло. Чтобы себе достать лишний достаток, я отнимал последний достаток от неимущего; какое горе и какие страдания причиняют другим деяния мои – я не замечал. Чтобы себе приобресть больше власти и могущества, я принижал других; я смотрел на себя и любовался собою, и желал, чтобы и другие хвалили и боялись меня. В моих отношениях к другим людям нет и не было той любви, о которой учит нас Иисус Христос.
Так делать я не должен. Обдумав все поведение свое, всю свою прошлую и настоящую жизнь, я вижу, что я не заботился о своей душе и грешил, потому что не думал о своих отношениях к Богу и ближнему. Буду же с сегодняшнего дня каждую минуту думать о Боге и в моих отношениях к ближнему строго обдумывать все помышления и поступки мои.
День четвертый
Господи, Боже мой, просвети сердце мое! Не один год я живу на свете среди людей и каждый Божий день вижу горе и страдания их. И много я вижу таких людей, которым жить тяжело. Когда встречался с ними, то со снисходительным сожалением или с насмешкой, даже с презрением, смотрел на них! И я думал о них: сами вы виноваты, что вам плохо живется! Я только и видел, что их грехи и пороки, а о своих грехах и не думал; других осуждал, словно сам был безгрешен. Книжники и фарисеи не осмелились бросить камнем в блудницу, приведенную ими ко Христу, потому что сами были повинны в грехах прелюбодеяния, а я бросал камнями в таких же грешников, как я, и не дрожала рука моя.
Как же я мог обвинять людей в грехах, когда я и сам грешен? Как же я могу осуждать их, когда я не думал совсем о том, почему они терпят страдания, горе и нужду, и не знаю причин их бедствий? Разве я задавал себе вопрос, что виною страданий их?
Не задавал и не думал. Встречая несчастных, слабых и бедных людей, я осуждал их, я уже заранее считал их самих виновными в их бедствиях. Нехорошо я делал. Я уподоблялся тому землепашцу, который, увидев траву, растущую на каменистой, сухой, и бесплодной почве, не орошаемой ни единым ручейком, решил, что трава сама по себе плоха. Отчего же ты, землепашец, не проведешь воду к ней? Отчего ты не оросишь почвы, не дашь этой несчастной траве необходимой для ее жизни и процветания влаги? Не ты ли сам виноват и не виноваты ли и другие жители деревни твоей, что ничего не сделали для этой травы. Посмотрите, как блекнет и сохнет трава, как хорошие и полезные растения заглушаются сорными травами, которые только и могут расти на пустынных и сухих скалах. Не ты ли, землепашец, будешь виноват, если погибнут полезные травы и останутся одни плохие и сорные. Что ты сделал, чтобы поддержать жизнь хороших трав? Ничего.
Так и я ничего не сделал, чтобы улучшить жизнь тех несчастных, которых я вижу каждый день. Те люди, которые забыли завет Господа нашего Иисуса Христа, тому причиной, что страдают другие люди; наслаждение первых причиняет горе и муки другим и обеспложивает почву, на которой живут другие. Не вы ли, грешные, ответите пред Богом, что забыли братьев своих, что не помогаете им?
И я сам такой же человек.
Только изредка давал я бедным скудную милостыню от избытка своего, давал то, что находил для себя лишним, и не давал того, что хоть несколько могло пригодиться мне. Но не такой милостыни хочет Господь. Он хочет, чтобы мы отдавали другим то, что нужно нам самим, подобно вдовице, отдавшей лепту последнюю, и отдавали бы втайне, от всей души своей, так чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если будет твоя милостыня такова, что о ней знают другие, и ты доволен этим, знай, что не Богу ты делаешь приятное, а себе. Только та милостыня, которая чиста от всяких личных побуждений и которая вызвана одним чувством сострадания, – только она угодна Богу. А я, давая лишнее, старался, чтобы об этом знали и это одобряли другие. Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, – говорит Господь, – иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Мф. 6, 1–2). Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12, 33–34). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6, 17–18).
Буду же щедро и от всей души давать милостыню; перестану искать за нее похвалы и одобрения. Как я могу гордиться и хвастаться тем, что я должен делать? И буду помнить, что, давая милостыню, я делаю для ближних своих еще очень мало. Христос велел душу полагать за други свои, а я даже не умею дать милостыню ближним своим, как подобает. Буду же подавать милостыню и совершать всякие дела благотворения, но не буду забывать, что для спасения души нужны несравненно большие подвиги благочестия. Буду помнить, что и я вместе с другими людьми виноват в том, что рядом со мною страдают ближние мои, жизнь которых я и мог бы облегчить, да не облегчил. Не о траве одной должен я печалиться и пещись, но о той почве, на которой растет трава.
День пятый
Зло окружает нас, и мир во зле лежит, и много горя и страданий терпят люди. Думал ли я о том, как помочь людям? Являлось ли во мне когда-либо стремление и желание облегчить их жизнь, улучшить их существование? Так говорит Господь: Вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что отоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон, – то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою (Иез. 34, 17–22). Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого? (Иер. 5, 26–31).
Никогда об этом я и не думал, Господи! Никогда не возносил так мысли мои. Погруженный в суету и заботы дня, ублажая лишь себя одного, я забыл, я не понял желание Твое.
Мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали (Прем. 5, 6–7).
Господи, Боже мой! Ты, пострадавший ради всех людей, просвети меня, уясни мне то, что я вижу вокруг меня! Так жить, как я жил, я не могу. Понимаю, Господи, всю неправоту жизни моей. Сердце мое огрубело и очерствело, забыл я Бога и закон Его; ни к Богу, ни к ближним, ни к самому себе я не относился так, как учит нас св. Писание. Но нет, такой моей жизни настает конец.
Ты, Господи, вложил в душу каждого человека искру Свою. Эта искра зовется совестью. Вот она проснулась во мне; она не дает мне покоя. Я слышу голос этого невидимого судьи. Никогда он во мне не умирал, он говорил и раньше во мне, но я заглушал его. Теперь, когда страшный образ смерти, надвигающейся на меня каждое мгновение, столь ярко встает передо мною, я внял голосу совести.
О, как она мучает меня, что я столько лет своей жизни провел бесплодно, ничего не сделав для своей души, которая всего важнее для меня! О, как совесть мучает меня, что я только то и делал, что грешил и что в прошлом у меня мало записано добрых дел. Много лет я спал и теперь проснулся. Прошлая жизнь встает передо мною; помню я детство и юность свою, и молодость. И горько мне за эти годы, которые погибли безвозвратно и вновь уже не вернутся.
Прошлое кануло в вечность. Но нет, я еще не погиб; у меня есть будущее, Господь призывает меня к покаянию. И вот сегодня, обдумав свою прошлую жизнь и обсудив настоящую, приношу я Тебе, Господи, покаяние свое.
День шестой
Господи Боже, по великой милости Твоей оставь прегрешения мои! Очисти сердце мое, просвети ум мой, укрепи волю мою! Не дай погибнуть мне грешному! Помоги встать на путь праведных! Помоги жизнью праведной искупить прегрешения мои.
Душа моя жаждет истины. С надеждою я внимаю словам Твоим: Не хочу, – говоришь Ты, – смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от, злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иез. 33, 11).