Полная версия
Амазонка. Танцы с волками. Женский архетип в преданиях и мифах
Вера Надеждина
Амазонка. Танцы с волками. Женский архетип в преданиях и мифах
Введение
Каждая женщина играет ведущую роль в истории собственной жизни. Грамотный психиатр, выслушивая сотни личных историй, понимает, что в каждой из них есть мифологическое измерение. Одни женщины обращаются к психиатру, когда чувствуют себя совершенно деморализованными и «разбитыми», другие – когда постигают, что оказались заложницами обстоятельств, которые следует проанализировать и изменить. В любом случае женщины просят помощи у психотерапевта ради того, чтобы научиться быть главными героинями, ведущими действующими лицами в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих – силы, способные определять их поступки и чувства. Именно этим силам, представленным в облике древних богинь, посвящена наша книга.
Все мы находимся в не самом простом для осмысления потоке Великой Силы – силы, которая в язычестве чаще всего именуется Матерью и обозначается образом женским… но которая иногда предстает и в преувеличенно мужской ипостаси или совершенно абстрактным Божеством. Не без участия этой силы устраивались такие роковые события, как походы Мухаммеда, да похожая ситуация и с Фрейдом, представившим обычное усвоение социополовых ролей с помощью естественного подражания родителям как цепь «инцестуальных комплексов».
В этой книге для простоты понимания мы будем брать межкультурные параллели, подразумевая, что славянское соответствие найти также непременно надо, но лично для себя, поэтому любые аналогии в нашей тематике всего лишь приблизительные, призванные разбудить воображение, а родные боги пусть сами вас найдут. Найдется в древних преданиях место и властной феминистке (Мокошь, Афина Паллада, Изида и т. д.), и деве-охотнице (Артемида, к примеру), холодной, жестокой и самолюбивой; современная «амазонка» охотится за капиталом и удобствами, не заботясь о шоке и возмущении мужчин, которые вовсе не рады быть дичью, да к тому же явно измеряемой толщиной кошелька. А разве «Богиня Любви и Красоты» обязана с пониманием относиться к смене пылких чувств «хозяйственным и производственным» долгом, и способна ли она на ровную и ответственную заботу о все более скучном с каждым днем, озабоченном бытовыми хлопотами муже? Но есть в славянской мифологии и образ Лады, а в смежных – Персефоны, Юноны, Геры и т. д.
Женщины, как и мужчины, всегда далеко отстояли от простого, стандартного образца, и это отразилось в соответствующих преданиях. Однако логично задать вопрос: а для чего все это? Может быть, все же большинство этих образцов ненужно, болезненно, является отклонением от «правильной нормы»?
Безусловно, в современной жизни есть удачные примеры действительно сильных и волевых мужчин с покладистой и следующей «указаниям сверху» женой. Но и там не все благополучно. Совсем как в мифологии. Возможно, вам покажется, что мы слишком часто ссылаемся на древнегреческую мифологию, но именно она литературно наиболее проработана и маловариантна, в отличие от скудости оригинальных славянских преданий и обилия авторских сочинений, которые могут и не нести глубоких, проверенных временем архетипов. Например, образцовая супруга Громовержца, Гера, серьезно отыгрывалась за тиранию супруга на соперницах и прочих смертных, выступая в этих случаях в роли Ме-Геры. И как ни странно, в красивых патриархально сложенных семьях наших дней, присмотревшись, можно увидеть проявления невроза вроде бы покладистой домашней жены в отношении детей или родственников, например. То есть это добровольное и удобное подчинение все-таки даром не проходит, проявляется стремление и «спящую часть» личности отыграть.
Роль любого человека в этом мире может включать в себя потребность в глубочайшем духовном развитии, да и сама эта жизнь наверняка уникальна, даже если пред положить о приобретении после нее чего-то нового, еще более привлекательного. Не придумали ли мужчины женщинам роль «внизу» искусственно, на каком-то этапе исторического развития – все далее к торжеству примитивного силового превосходства над древней родовой мудростью «распределенного по ролям» сообщества? Отвергнув «одинаковость» женщин и мужчин, не лучше ли поискать более удачные «женские» и «мужские» роли, избегая определения, «кто и чьим помощником и служителем по жизни является»? А что, если подумать не о роли кого-то из людей, все равно, женщины или мужчины, поскольку этот вопрос вообще философски очень сложен и запутан? В конце концов, личность священна и имеет право самостоятельно выбирать для себя назначение.
Помыслим более узко – о главном назначении самой любви между женщиной и мужчиной. Это сразу выводит на более точные мысли. Ведь главное назначение здесь, безусловно, рождение и воспитание потомства, обеспечение ему в будущем лучшей или хотя бы не худшей жизни, чем та, которой живут сами родители. Вот от этого и будем отталкиваться; и заметим, что это главное назначение семейных отношений и для женщины, и для мужчины. Отметим и вторую по важности цель – делать человека счастливым, здоровым, бодрым, давать ему чувство морального удовлетворения и психологического комфорта.
Вторая из названных целей для эгоистов, индивидуалистов даже важнее. И она объясняет, почему реальные взаимоотношения крайне взаимозависимы. Каждый ищет партнера «под себя» или «по себе», но находит реальных людей, которые в чем-нибудь да не соответствуют. А ведь достаточно самому стать таким, каким ты хочешь видеть себя в дальнейшей жизни, и быть искренним с окружающими. Человек, который нравится сам себе, непременно понравится и окружающим. Даже если он будет вести себя нагло, вызывающе, подавлять их! Кому-то это покажется крайне симпатичным… и он ваш (или она ваша)! Можно быть вызывающе глупым, вызывающе некрасивым, перепуганным до смерти, да все что угодно… и на это найдется покупатель! В Интернете ходят истории о том, как какаято дама удачно вышла замуж в США, выставив на сервере международных знакомств… фотографию огромной задницы в спортивных шароварах. Это было востребовано! Вы уникальны, и если вам нужен ровно один покупатель, а не новые подружка-приятель каждый вечер, то ни к чему насиловать себя масс-технологиями. Главное – действительно нравиться себе, чтобы смотрелось убедительно.
Но это о «любви для удовлетворения». А как насчет потомства? Если мужчины слабы, то женщины должны сделать все, что могут. Заработать деньги. Построить родню. Построить дачу. Поставить на место соседей. Выпросить или даже затребовать у Бога или богов изменения фронта надвигающегося урагана, если это по-настоящему актуально.
Наконец, женские и мужские неврозы и «неправильное» поведение могут быть также вызваны ощущением, что с потомством все равно получится что-то не совсем хорошее. Если перспективы скверные, то возможно угадывание на уровне подсознания, насколько именно они аховые, и из-за этого – идиотское половое поведение, приводящее к одиночеству, но и к большей свободе и меньшим рискам для потомства. И все же – что может быть хуже, чем просто не родиться? Поэтому людей «решившихся и сумевших» уважают все-таки больше. Решительная, энергичная, рисковая современная дама может спрятать образ своего ребенка и его животрепещущие интересы глубоко в сердце… даже для самой себя не всегда заметно, а уж для окружающих! Да и мужчина, наделенный подлинным боевым чутьем в жизни, вряд ли станет трепать языком о семейных ценностях. Так надо. Жизнь в этом мире порой настолько сурова и опасна, что вряд ли стоит много трепаться о том, что ты действительно ценишь и любишь. Возможно, и «мужская суровость» (политика, футбол, биржа), и «женское легкомыслие» (тряпки, рецепты) иной раз служат прикрытием для этой глубинной стороны жизни.
Итак, о древних силах, дремлющих в глубине каждой женщины. Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами. Одним, например, для того, чтобы ощущать себя состоявшейся личностью, нужны моногамия, институт брака и дети – такие женщины страдают, но терпят, если не могут достичь этой цели. Для них самое большое значение имеют традиционные роли. Они разительно отличаются от женщин другого типа, которые превыше всего ценят свою независимость, поскольку сосредоточены на том, что важно лично для них. Не менее своеобразен и третий тип – женщины, которых манят напряженность чувств и новые переживания, из-за чего они вступают во все новые личные отношения или мечутся от одного вида творчества к другому. Наконец, существует тип женщин, предпочитающих одиночество; наибольшую значимость для них имеет духовность. То, что для одной женщины свершение, другой может показаться полной бессмыслицей – все определяется тем, архетип какой богини в ней преобладает. Более того, в каждой женщине уживаются несколько богинь. Чем сложнее ее характер, тем вероятнее, что в ней деятельно проявляются разные богини – и то, что значимо для одной из них, лишено смысла для остальных…
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Архетипы богинь интересны и мужчинам. Те из них, кто хочет лучше понять женщин, могут использовать систему архетипов для классификации женщин и более глубокого понимания того, чего от них можно ждать. Более того, мужчины смогут разобраться в женщинах со сложным и на первый взгляд противоречивым характером. Наконец, такая система архетипов может стать чрезвычайно полезной для психотерапевтов, работающих с женщинами. Она предлагает любопытные клинические средства для понимания межличностных и внутренних конфликтов. Архетипы богинь помогают объяснить различия в характерах и облегчают выявление потенциальных психологических трудностей и психиатрических симптомов. Кроме того, они указывают возможные пути развития женщины по линии той или иной «богини».
Мы предлагаем вам новый подход к женской психологии, основанный на женских образах древнегреческих богинь, существующих в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Женская психология такого типа отличается от всех теорий, где «нормальная женщина» определяется как подчиняющаяся единственной «правильной модели», схеме личности или психологической структуре. Теория мифологического архетипа основана на наблюдениях за многообразием нормальных различий в женской психологии.
Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. «Богини» являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о «богинях» в каждой из нас – это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие «богини» проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.
Схемы «богинь» оказывают влияние и на отношения с мужчинами. Они помогают объяснить определенные трудности во взаимоотношениях и механизм возникновения влечения, какое женщины того или иного типа питают к определенным мужчинам. Предпочитают ли они мужчин властных и преуспевающих? Невзрачных и творческих? Инфантильных? Какая именно «богиня» незримо подталкивает женщину к определенному типу мужчин? Подобные схемы обусловливают ее выбор и устойчивость взаимоотношений.
Схемы самих взаимоотношений также несут на себе отпечаток той или иной богини. «Отец и дочь», «брат и сестра», «сестры», «мать и сын», «мать и дочь» или «влюбленные» – каждая такая пара представляет собой конфигурацию, характерную для определенной богини.
Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал.
Священная маленькая точка внутри себя. Архетипы
Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.
Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. archee – начало и tyy pos – образ) – мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то неясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием.
Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: самость, персона, тень, анима, анимус, мать, ребенок, Солнце, мудрец, герой, Бог, смерть…
Наиболее важный архетип – самость. Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объеди няются все остальные аспекты души. Персона (лат. persona – маска) – наше публичное лицо, те роли, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с другими людьми. Тень – обиталище всех вытесненных из сознания влечений. «Тень состоит не только из морально предосудительных тенденций, – писал Юнг, – но и включает в себя целый ряд положительных качеств, както: нормальные инстинкты, собранные реакции, реалистическое восприятие действительности, творческие импульсы и т. д.».
Архетипы анима и анимус ученый связал с двойственностью природы человека, содержащей и мужское и женское начала. Анимус – это совокупность мужских черт, безотчетно присутствующих в сознании женщины; из них складывается некий идеальный образ мужчины. Анима, напротив, образ идеальной женщины, живущей в глубине мужской психики. «Античному человеку Анима являлась либо как богиня, либо как ведьма; средневековый человек заменил богиню Небесной Госпожой или церковью…», – отмечал Юнг. Теперь, считал он, анима обнаруживается «преимущественно в проекциях на противоположный пол, отношения с которыми становятся магически усложненными».
Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующимися элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы (людей, животных, природных сил, демонов), которые доминируют и в мышлении людей, и в культуре. Архетип мать, например, может представать как женщина, дающая жизнь, Мать-Природа, соблазнительница, ведьма и т. д. С каждым архетипом, по мнению Юнга, связано множество символов. Так, понятие «упорядоченная целостность» в первобытных культурах и в нашем бессознательном передается фигурами круга, квадрата, креста или комбинацией круга с фигурой, делящий его на четыре части (крест, ромб, квадрат, вписанные в круг). Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос. Так, в разных культурах символом архетипа самость является мандала (круг или нимб святого). Символическая завершенность мандалы и круга (на рисунке) отражает целостность, единство и гармонию всех аспектов души.
Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.
Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо в основном как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть в понимании Юнга энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.
В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания. Понимая эти сложности, мы тем не менее надеемся, что краткое знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейшего чтения этой книги.
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psychee, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощуще ние. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально «первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности это не воспоминания или образы как таковые, а скорее именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется маске, аниме и анимусу, тени и самости. Маска, или персона, – это наше публичное лицо, т. е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Маска как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру маска, архетип тени представляет подавленную, темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, феминизировались в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.