bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Глава 2. Архетипы поколений. Ключевые характеристики

Штраус и Хау выделяют четыре поколенческих архетипа, которые повторяются последовательно в цикле кризисов и пробуждений. Авторы называют эти архетипы так: Пророк, Странник, Герой и Художник. Поколение каждого из архетипов разделяет не только место в истории, но и базовые отношения к семье, риску, культуре, ценностям и гражданской активности. Поколения, имеющие одинаковый исторический опыт в начале жизни, формируют коллективный портрет и живут согласно похожим жизненным сценариям.

Авторы описывают архетипы следующим образом:

– Пророк. Поколение пророков рождается к концу эпохи кризиса, во время оживления жизни общества и консенсуса по поводу нового социального порядка. Будучи детьми посткризисного периода, в юном возрасте пророки избалованы, совершеннолетия они достигают молодыми эксцентричными предвестниками пробуждения. В середине жизни они сосредотачиваются на морали и принципах, а в конце жизни, на правах старейшин, руководят очередным кризисом. В их числе бэби-бумеры.

– Странник. Поколение странников рождается в эпоху подъёма, время социальных идеалов и духовных исканий, когда молодые люди яростно критикуют устоявшийся порядок. Странники растут незащищенными детьми в период пробуждения, достигают совершеннолетия в качестве отчуждённых молодых людей эпохи после пробуждения, становятся прагматичными взрослыми лидерами в кризис и встречают старость с большим запасом жизненных сил. Среди них представители поколения X.

– Герой. Поколение героев рождается после пробуждения, во время спада, периода индивидуального прагматизма, уверенности в своих силах и невмешательства. Герои растут как очень оберегаемые дети после пробуждения; достигают совершеннолетия молодыми оптимистами, ориентированными на интересы группы, во время кризиса; становятся энергичными и чрезвычайно уверенными в себе взрослыми и превращаются в политически-могущественных пожилых людей, встречающих очередное пробуждение. Это поколение Y, оно же миллениалы, представляющее для нас наибольший интерес.

– Художник. Поколение художников рождается после спада, во время кризиса, когда серьёзные угрозы упрощают социальные и политические схемы в пользу общественного консенсуса, учреждений, занимающихся активной деятельностью, а также этики и индивидуальности, принесённых в жертву. Художников-детей чрезмерно оберегают взрослые, занятые кризисом, они достигают совершеннолетия социализированными приспособленцами в посткризисном мире, становятся взрослыми лидерами, ориентированными на активную деятельность во время пробуждения и превращаются в рассудительных пожилых людей. Это в том числе поколение Z. «Мы живем в эпоху головокружительных надежд и беспощадно жестокой действительности» (Джин М. Твендж).

Итак, рассмотрим подробнее основные поколения, с которыми приходится иметь дело в настоящее время. Самое раннее из них называется бэби-бумеры (от словосочетания «baby boom» – демографический взрыв). Три более поздних получили условные обозначения X, Y, Z – по трём последним буквам латинского алфавита.

Бэби-бумеры – свидетели демографического взрыва

Они родились в 1946–1964 годах. Резкий рост населения вызван сексуальной революцией, популярностью рок-музыки и движения хиппи, эволюцией социально-политических взглядов демократического общества. Термин «бэби-бум» был предложен редакцией газеты «Нью-Йорк Таймс» из-за высокой рождаемости в послевоенный период. После Второй мировой войны, в условиях обеспеченности и экономического роста, многие семьи решили иметь детей, и бэби-бумеры стали целевой аудиторией для маркетологов. Благодаря их масштабам и экономическому процветанию в США, бэби-бумеры стали важной силой, определяющей развитие экономики.

На протяжении многих лет бэби-бумеры привлекали внимание маркетологов, пока поколение Y не превзошло их численность. Сегодня, благодаря улучшению здоровья и продолжительности жизни, все больше представителей бэби-бумеров откладывают выход на пенсию и продолжают работать после достижения 65 лет. Многие из них занимают руководящие позиции в компаниях и часто сталкиваются с критикой со стороны молодых поколений за их неспособность адаптироваться к новым технологиям и за упорное придерживание устаревшего бизнес-опыта.

Поколение бэби-бумеров ещё называют «поколением победителей». Отгремели тяжёлые и страшные войны, люди стали переосмысливать результаты жизни, желая доказать миру собственные ценности, основанные на пацифизме и созидательности.

Мировоззрение бэби-бумеров формировалась под влиянием послевоенных событий, после покорения космоса, холодной войны – это накладывало отпечаток на людей по обе стороны океана. Многие ещё детьми застали Сталина, портреты которого висели в школах СССР. Они смутно помнят «оттепель», стали свидетелями развала Советского Союза и поэтому часто испытывают ностальгию по прошлому.

События, которые стали значимыми для этого поколения по всему миру: появление и расцвет рок-музыки, сексуальная революция, война во Вьетнаме, вторжение в Чехословакию и май 1968 года во Франции (социальный кризис, который привел к демонстрациям, беспорядкам и огромным изменениям в обществе). В Советском Союзе существенное влияние на мировоззрение бэби-бумеров оказал перманентный дефицит. Он касался товаров первой необходимости, продуктов питания. Помнится шутка из семидесятых годов: «В магазине: «У вас нет мяса?» – «Нет, у нас нет рыбы, а мяса нету в соседнем отделе». Главным же дефицитом был недостаток информации, печатных изданий, книг. Впоследствии эта особенность сформирует привычку тотального доверия государственным СМИ, которые нередко манипулировали информацией в целях пропаганды.

Бэби-бумеры пошли в первый класс или учились в младших классах, когда в космос был запущен первый искусственный спутник. Это был важный момент в истории СССР и в истории целого поколения. Советский лидер Никита Хрущёв обещал этому поколению, что оно будет жить при коммунизме, что светлое будущее наступит к 80-м годам прошлого века. Главной особенностью бэби-бумеров, которые росли в комфорте, было восстание против авторитаризма и «классических» моральных принципов. Среди известных бэби-бумеров президенты Дональд Трамп и Владимир Путин.

Как отмечает Игорь Северный – «на долю пятидесятилетних выпали все тяготы и лишения обратного перехода от социализма к капитализму, эпоха перестройки, всяческих дефолтов, гиперинфляции, прозябания, челночного бизнеса, мгновенно приобретаемого богатства и столь же мгновенной нищеты, время киллеров, мафии и олигархов, громадных дворцов и рушащихся на головы балконов, локальных войн и страшных терактов, но главное – коренной ломки общественного сознания».

Ценности бумеров: оптимизм, интерес к личностному росту и вознаграждению, одновременно – коллективизм и командный дух. Государство – единая семья. Все люди – братья. Оптимисты и идеалисты. Толерантны. Верят, что могут изменить мир. Всё наше – лучшее. Максимальная вовлеченность и эрудированность. Как следствие, бэби-бумеры – мастера на все руки и интересные собеседники с широким кругозором знаний. Готовые трудоголики.

Как правило, бэби-бумеры заинтересованы в саморазвитии и игре в команде. Они воспринимают саморазвитие как ступень на пути к достижению коллективных целей. Ведь их время было эпохой коллективных свершений, где роль личности нивелирована, персональные ценности заменены коллегиальными и только командные свершения могли привести к успеху.

Мышление представителей бумер-поколения оформилось в период экономического подъёма и расцвета идеологии. Они выросли в эпоху мирового лидерства, под влиянием «оттепели», восхищались завоеваниями космоса. Их характеризует психология победителей, они обладают оптимистичным взглядом, придают большое значение коллективизму и командному духу. Основной целью данного поколения является укрепление сложившихся ценностей и уже существующей идеологии. Они стремятся создать страну, которой можно гордиться, восхищаясь родителями-героями и победами в космосе. Любовь к лучшим видам спорта и гордость за своих предков являются неотъемлемой частью их мировоззрения. Ещё одна черта – религиозность. Эти люди, рождённые и выросшие зачастую в эпоху запрета религии, обычно очень религиозны, подвержены разного рода духовным поискам и попыткам осмыслить бытие.

Любопытно взглянуть на особенности медийных предпочтений разных поколений. Бэби-бумеры родились в советских семьях, главным источником информации для которых было радио. Это был ящичек на стене, который всегда разговаривал. Чтобы уснуть, его надо было выключить. Некоторые владели волновыми приемниками, которые можно было настраивать. Вот и весь выбор. Немногие рисковали, находя волну «Голоса Америки». Но главное, радио оставалось информационным центром сбора семьи. Преимущественно на кухне. В отсутствие рекламы радио долгое время являлось чуть ли не эксклюзивным источником информации для миллионов людей.

В середине 2023 года, возвращаясь из Черногории, на борту самолета, обнаружил киноновинку «Revival 69. Концерт, изменивший мир».

Документальное повествование о деталях едва ли не последнего знакового рок-фестиваля, состоявшегося в Торонто в 1969 году. На одной сцене выступили легенды рок-н-ролла: Джон Леннон, Элис Купер, The Doors, Чак Берри. Сто тысяч зрителей, более двадцати звёздных коллективов стали участниками музыкального безумия с антивоенным контекстом, психоделическими перфомансами и декларациями за мир во всём мире.

Тогда музыка ещё не стала бизнесом, но уже влияла на историческую повестку. Рок-звёзды пятидесятых – небожители, ключевые трендсеттеры и глашатаи поколения. Разрывая подушки на сцене, выбрасывая курицу в толпу фанатов, отплясывая на фортепьяно и ломая инструмент, рок-культура кричала о социальных вызовах и протестах. В западном мире – время свободных действий, слов и ценностей. Время отсутствия рамок и шаблонов, поиск самореализации и смыслов. При этом, период личной депрессии, наркозависимости и, как следствие, яркая, но недолгая жизнь многих музыкальных гениев того времени. «Концерт, изменивший мир» высвечивает торжество момента финального аккорда эпохи смысловой музыки. Именно рок-культура в 50–70-е годы становится основным и наиболее значимым контентом бумер-поколения. Через тексты песен передаются декларации, озвучиваются протесты, высвечиваются «болячки» общества. Легендарная субкультура с её пацифизмом, свободной любовью и антивоенными протестами постепенно взрослеет, угасает в энергии, освобождая сцену свежим героям и медиа.

В 1967 бэби-бумеры получили новое благо. Год рождения цветного телевидения они застали ещё детьми и подростками. До этого существовали только линзовые ТВ-приемники и чёрно-белые телевизоры. В 1967 году на канале BBC Two прошла трансляция Уимблдонского турнира «в цвете», а СССР ответил «цветной трансляцией» парада в честь 50-летия октябрьской революции. За короткое время телевизор стал частью обязательного имущества советской семьи и всеобщим благом. Конечно, сначала телевизоры в СССР покупали по талонам, за ними стояли в очередях, но в итоге «ТВ-ящик», как до этого ковёр и радиоточка, появился практически в каждой квартире.

В наши дни бэби-бумеры преимущественно смотрят ТВ, в них неистребима историческая привычка верить говорящим головам с экрана. Результат – возрастная система ценностей, смыслов и выводов, которые нередко синхронизированы с программной политикой государственных телеканалов. Для бумеров важна телевизионная новостная повестка, которая в наши дни умело используется в качестве политических и общественных манипуляций.

Как отмечает в книге «Абсолютное оружие» Валерий Соловей – «Сила и убедительность ТВ основана не только на яркости сменяющих друг друга изображений и умелом создании драматического эффекта. Смотря телевизор, люди попадают в когнитивную ловушку, в плен устойчивого стереотипа: то, что показывает ТВ, они бессознательно (это очень важно: бессознательно!) воспринимают как происходящее непосредственно у них на глазах, как нечто, свидетелями чего являются именно они сами. А кому мы больше всего доверяем, как не самим себе? Проблема, однако, в том, что люди уделяют плохим новостям значительно больше внимания, чем хорошим. Более того, плохим новостям мы доверяем больше, чем позитивным. И вовсе не потому, что наши эстетические вкусы и нравственное чутье извратились и деградировали под влиянием ТВ».

Бэби-бумеры имеют общие характеристики, которые делают их более подверженными пропаганде по сравнению с другими поколениями.

Во-первых, бэби-бумеры выросли в период, когда телевидение стало всеобщим средством массовой информации. Они привыкли получать информацию через телевизор и считают его главным источником новостей. Пропагандистские методы и техники, используемые в телевизионных передачах, могут оказывать сильное влияние на бэби-бумеров из-за их привязанности к этому средству коммуникации.

Во-вторых, бэби-бумеры воспитывались в эпоху холодной войны и нарастающего противостояния между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В этом контексте пропаганда играла важную роль в формировании общественного мнения и манипулировании сознанием. Бэби-бумеры, выросшие в такой атмосфере, могут быть более подвержены влиянию пропаганды и склонны принимать информацию без должной критической оценки.

В-третьих, бэби-бумеры имеют определенные ценности и установки, которые могут стать мишенью пропаганды. Например, они часто проявляют преданность определенным идеалам и идеям, а также сильную эмоциональную привязанность к своим личным убеждениям. Пропаганда может использовать эти характеристики, чтобы манипулировать их восприятием и убеждениями.

Наконец, с возрастом бэби-бумеры могут становиться менее склонными к активному поиску и анализу информации. Они могут часто полагаться на привычные источники информации и не задаваться вопросом о возможных искажениях и предвзятости. Это делает их более уязвимыми к пропагандистским уловкам и манипуляциям.

В целом, характеристики бэби-бумеров, такие как привязанность к телевизору, воспитание в период геополитической напряженности, особые ценности и возрастные особенности, делают их более подверженными пропаганде. Однако важно отметить, что не все бэби-бумеры подвержены пропаганде в одинаковой степени, и каждый человек имеет свою индивидуальную способность критического мышления и осознания влияния пропаганды.

Бумеры любят сгущать краски. Зачастую их восприятие жизни транслируется через барьеры негативных оценок и фокусировку на тревожных новостях. Зависимость от коллективного бессознательного, отсутствие в детстве разных источников информации и фатальная готовность воспринимать единственно правильную повестку, формирует однобокую информационную картину, как правило государственных СМИ. «Если самолет вылетел из точки А в точку Б и успешно приземлился – это не новость» – эту фразу-напутствие мне озвучил шеф-редактор (типичный бэби-бумер) одного из новостных телеканалов, где я работал в начале нулевых. Этот принцип журналистики актуален в тональности информационной повестки и сегодня.

Заинтересованность в плохих новостях является привычкой, когнитивным шаблоном, который развился в процессе эволюции человечества. Плохие новости играли важную роль в выживании человеческого вида, предупреждая нас о настоящих и потенциальных проблемах. В то же время, хорошие новости никогда не имели такого же значимого влияния. Так почему же бумеры смотрят телевизор? Исследования показывают, что это не для того, чтобы быть в курсе событий и образовываться, а скорее для получения развлечения и отвлечения от проблем и трудностей жизни. Это означает, что содержимое телепередач, включая новости и аналитические программы, должно быть доступным, не требующим значительных умственных усилий, но при этом вызывающим интерес и эмоции. Таким образом, возникает жанр инфотейнмента (слово, образованное от информации и развлечения) – жанр, который объединяет развлекательные и информационные элементы. Касательно доверия к источникам информации, всего 4 % респондентов полагаются на социальные сети, в то время как 70 % доверяют объективности телевидения. Разумеется, основными амбассадорами ТВ ныне выступают бэби-бумеры.

А еще они ценят глубину смыслов и предпочитают длинные тексты. Заботятся о своей домашней библиотеке, активно пользуются газетами и наслаждаются посещением небольших магазинов или рынков в качестве формы социального взаимодействия. Мы удивляемся, почему старшее поколение торопится куда-то утром. Бэби-бумерам не важна упаковка, для них главное, как товар может помочь их личным потребностям. Они проявляют преданность вещам, любимым актерам, телепередачам и местам для проведения времени.

Бумерам присущ идеализм, проявляющийся в поисках идеального места или стремлении его создать, особенно в рабочей сфере. Они придают большое значение своему имиджу и статусу. Молодым людям может показаться, что это уже не актуально, но дело в том, что для бэби-бумеров эти понятия имели совершенно иной смысл. Они стремятся поддерживать имидж экспертов, людей, обладающих глубоким пониманием своей работы.

Стабильность на работе им очень важна, и её обеспечивают зарплата и статус. Статус может подчеркиваться различными элементами, например, роскошной мебелью на рабочем месте. Рассмотрим ситуацию, когда начальником является представитель поколения Y (родившийся с 1985 по 2000 год), а подчинённым – бэби-бумер. Учитывая эту особенность, начальник может создать благоприятную рабочую атмосферу и подчеркнуть статус сотрудника с помощью символов престижа, таких как отдельный кабинет, персональный водитель и дорогая мебель.

Если же бэби-бумер является руководителем, ему будет важен дресс-код как для него самого, так и для его подчинённых. Возникает потенциальный конфликт, если новый сотрудник приходит на работу в своём стиле, что может раздражать бэби-бумера.

Для бэби-бумеров важно иметь возможность проявлять свою власть. Они ценят планерки и совещания, так как это позволяет им засветиться и представить новые идеи. Они стремятся продемонстрировать свою власть и компетентность как эксперты. Они нуждаются в явных подтверждениях своих успехов, таких как дипломы, сертификаты и благодарности, хотя новые поколения на это обращают меньше внимания.

Чтобы поощрить бэби-бумеров, им следует предоставить возможность проявить свою власть. Не обязательно назначать их на руководящие должности, но можно временно поручить им ответственность за проект. В качестве поощрения можно предложить им оплату бассейна или подарок, например, путёвку в санаторий. Они ценят подобные жесты. В этом контексте профсоюзы были созданы для бэби-бумеров, так как они видят в них смысл, связанный с классическими функциями, заложенными в профсоюзы. Бэби-бумеры не любят неопределенность и предпочитают работу, где все ясно и стабильный доход гарантирован. Им важен оплачиваемый отпуск и отсутствие лишних хлопот.

Что касается наказания бэби-бумеров, то можно лишить их того, о чём только что говорилось, и обнародовать их неудачи. В Советском Союзе были доски позора, на которых фиксировались имена и фотографии нарушителей трудовой дисциплины. Возможно, стоит применять коллективное осуждение, когда не только руководитель указывает на неудачу, но и другие сотрудники высказываются по этому поводу. Возможны и санкции в виде понижения должности, но нужно быть осторожными, так как это может сильно задеть бэби-бумера.

X – потерянное поколение

Представители поколения X родились в 1965–1986 годах в период снижения рождаемости после демографического взрыва. Название для этого поколения определили британская исследовательница Джейн Дэверсон и голливудский репортёр Чарльз Хамлетт. Термин «Поколение Х» появился в книге Дугласа Коупленда с таким же названием. В настоящее время термин широко используется в демографии, культурологии, социологии и маркетинге. Представителей Х-поколения характеризует: недовольство властью, недостаток доверия руководству, политическая индифферентность, рост количества разводов. Иксам свойственны такие качества как: гибкость, готовность к изменениям, индивидуализм, отсутствие доверия к окружающему миру, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни, надежда на себя, прагматизм и умение выживать.

События, которые затронули иксов: конец холодной войны между СССР и США, смена руководства Советского Союза и новый курс развития страны, перестройка и гласность горбачёвского периода, развал СССР и падение железного занавеса, появление независимых государств на территории бывшего СССР, распространение наркотиков и борьба со СПИД, афганская и чеченская кампании, лихие 90-е годы, тотальный дефицит, появление и развитие интернета, резкое увеличение количества информации, телеканал MTV, начало эры персональных компьютеров. Поколение X в самый разгар своей социальной жизни попало в ситуацию, когда технологии начали меняться многократно на глазах, вызывая взрыв социальных трансформаций. Именно это поколение знает жизнь вне эры интернета. Они могут сравнить и понять преимущества и недостатки информационных технологий и темпа их изменений. Иксы любят индивидуальные, а иногда и экстремальные виды спорта. Это поколение стремится сократить время на приготовление пищи, поэтому они часто прибегают к полуфабрикатам.

X – поколение «самостоятельных детей». Их родители, работая на производстве посменно, уделяли много времени работе, поэтому уже с ранних лет они учились быть самостоятельными: делать домашние задания, разогревать еду, оставленную старшими на плите. Они испытывали всё и старались извлечь уроки из собственного опыта. При этом сильно ориентировались на мнение друзей и СМИ. Дети были предоставлены самим себе и вели самостоятельный образ жизни, так как родители строили светлое будущее. Перед ними были открыты все возможности. Представителей Х-поколения еще называют «детьми с ключиком на шее». «Ключ на шее» символизирует ответственность иксов и маневренность. Кроме того, начался бум разводов, и дети часто вынуждены были быть гибкими и адаптироваться к новым партнерам своих родителей.

Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», которые стремятся к упорной работе и индивидуальному успеху. Они привыкли строить карьеру постепенно, на протяжении всей жизни, двигаясь в одном направлении. Известно много примеров, когда иксы работают по 30–40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они накапливают опыт, начиная с самых низких ступеней (чаще всего после института, где они получили профессиональное образование).

Основной мотивацией для иксов является чувство принадлежности к корпоративной культуре, уверенность в завтрашнем дне и чёткая организационная структура процессов. Они, также, ценят возможность учиться на протяжении всей жизни. Что касается материальной мотивации, представители поколения X предпочитают фиксированную зарплату, а переменная часть их заработка вызывает нервозность. Они верят, что успешную карьеру можно построить десятилетиями и только через упорный труд, так как привыкли начинать «снизу» и постепенно продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Поколение X – целеустремлённые и ответственные работники, на которых можно положиться. Для них очень важны социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Именно поэтому представители этого поколения могут работать в одной компании многие годы. Однако со временем почти у всех иксов развивается синдром усталости. Поэтому многие из них выбирают сферу обслуживания, работу, которая может быть бесперспективной с точки зрения карьеры, но освобождающую от ритуалов «деловой жизни». В то же время они сожалеют о том, что в современном обществе трудно достичь успеха, освоить свой бизнес, купить жильё.

Х-поколение состоит из эгоистичных индивидуалистов, которые не доверяют никому, кроме себя. Им пришлось неоднократно адаптироваться к изменяющимся условиям, поэтому слово «стабильность» звучит для них, как плохая шутка. Понятия «семья» и «семейные ценности» потеряли свой смысл, и в этом поколении наблюдается рост числа разводов, развитие неформальных взглядов в вопросах воспитания детей и равноправия полов.

Как отмечает Илья Кормильцев – «поколению икс свойственна стабильная семейная жизнь; визиты к родителям друг друга, соблюдение супружеской верности; затем – разрыв и всё сначала, с кем-нибудь другим. Сочетание супружеской верности с отсутствием долгосрочных обязательств и есть реакция на принцип «свободной любви» эпохи сексуальной революции. Специфическая черта – не адюльтер, а разрыв отношений. Именно этот тип связей наиболее популярен среди нынешних выпускников колледжей – в то время как количество традиционных браков продолжает снижаться».

Анализ британской молодёжи, проведенный Джейн Дэверсон в 1964 году, показал ключевые паттерны: молодые люди «спят друг с другом до свадьбы, не религиозны, не любят королеву и не уважают своих родителей; не меняют своих фамилий, когда выходят замуж». Журнал, для которого проводилось исследование, отказался публиковать результаты. Дэверсон отправилась в Голливуд, чтобы издать книгу вместе с репортёром Чарльзом Хамлеттом. Последний и придумал имя «Поколение X». Канадскому писателю Дугласу Коупленду понравилось впечатляющее название, и он зафиксировал его в книге, которую посвятил страхам и тревогам молодёжи. Автор в своей работе акцентировал проблему потери культурной связи с бэби-бумерами. Дуглас назвал это поколенческим сепаратизмом – «Каждое стареющее поколение старательно убеждает себя в неполноценности следующего, идущего ему на смену ради того, чтобы удержать свою самооценку на высочайшем уровне. Этот нынешний молодняк ничего не делает. Сплошная апатия. Вот мы выходили на улицу и протестовали. А они только ходят по магазинам и жалуются». Любопытны контрастные цифры статистики, на которую ссылается автор «Поколения X»: процент мужчин в возрасте 25–29 лет, никогда не состоявших в браке, в 1987 году удвоился по сравнению с 1970 годом, а количество домовладельцев в том же возрасте снизилось (в 1973–43,6 %, в 1987–35,9 %). Процент граждан США в возрасте 18–29 лет, ответивших «да» на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваша супружеская жизнь была похожа на жизнь ваших родителей?» – 44, ответивших «нет» – 55. Количество телевизоров в США: в 1947–170 000 и уже 750 миллионов в 1991 году. Количество убийств, которое среднестатистический ребёнок успел увидеть по телевизору к 16-ти годам – 18 000. Количество рекламных роликов, которые американские дети посмотрели по телевизору к 18-ти годам – 350 000.

На страницу:
2 из 4