bannerbanner
Хроника концертной жизни города Иваново. Часть I: 1871—1949
Хроника концертной жизни города Иваново. Часть I: 1871—1949

Полная версия

Хроника концертной жизни города Иваново. Часть I: 1871—1949

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 14

С 1911 г. учащиеся музыкальных классов начинают регулярно выступать с ученическими утрами и вечерами, а в 1912 г. проводят ученический оперный спектакль (солисты, хор, аккомпаниаторы), в котором исполняют номера из опер «Жизнь за царя», «Искатели жемчуга», «Русалка». Из этого ученического оперного спектакля в следующем десятилетии усилиями Ф. Э. Цабеля вырастет «Рабочая опера». О высоком уровне ученических вечеров свидетельствуют написанные в совершенно восторженном ключе рецензии, которые приводятся в Хронике.

В конце 1912 г. местная дирекция ИРМО ходатайствует перед Главной дирекцией о преобразовании музыкальных классов в музыкальное училище. 25 июня 1913 г. публикуется информация о том, что такое преобразование состоялось. Итак, то, чего Иван Георгиевич Попов не мог добиться в Ставрополе, он с блеском реализовал в Иваново-Вознесенске. Может быть, причиной этому стали особые и небывалые музыкальные таланты ивановцев? Не исключено, если принять во внимание восторженные отклики прессы на ученические концерты. Размещается музыкальное училище на Панской улице в доме С. Соколова. В рецензии на концерт местного отделения ИРМО 16 октября 1913 г. впервые упоминаются имена Ф. Цабеля и А. Шухт, сыгравших позднее огромную роль в развитии музыкального искусства в Иваново-Вознесенске. А в январе 1916 г. отмечено участие в концерте Толи Кнорре, позже – выдающегося скрипача Анатолия Евгеньевича Кнорре, сына Е. Ф. Кнорре, друга Д. Д. Шостаковича.

С 1911 г. в городе еще проводятся музыкальные собрания, но уже не от Кружка любителей музыки, а под эгидой ИРМО. В 1914 г. из приглашенных из Москвы музыкантов организуется оркестр под управлением Г. Волкова для выступлений в Саду приказчиков.

В 1914 г. концертная деятельность в Иваново-Вознесенске продолжается в целом так же, как и прежде, однако в газетных публикациях уже отражается военная тема. Так 5 сентября 1914 г. сообщается: «Изменения в преподавательском составе Музыкального училища – А. М. Банович и Ф. Э. Цабель призваны в армию».

Кроме того, проводятся духовно-патриотические концерты, например, 1 марта 1915 г. с таким концертом выступил Хор Крестовоздвиженского храма п/р Мещанкина «при благосклонном участии М. А. Пророковой». Отмечено, что «чистый сбор поступит на Пасхальные подарки воинам на передовых позициях через Благотворительное общество».

В 1916 г. появляется информация об образовании при 1-й части пожарного депо духового оркестра.

Февральская революция ознаменовалась трагическим событием в музыкальной жизни Иваново-Вознесенска – был убит вдохновитель и директор музыкального училища Иван Георгиевич Попов. Вот что пишет в очерках по истории Ивановского музыкального училища Ю. Л. Ефимов: «Наступил тревожный февраль 1917 года… Революционный процесс привел в движение не только широкие народные массы, но и активизировал бывших господ и всякого рода политических авантюристов, реакционеров-черносотенцев. 21 февраля 1917 года училище было потрясено известием об убийстве И. Г. Попова. На следствии, начавшемся после февральской революции, убийца – известный в городе лавочник Кошелев – пытался придать совершенному им уголовному преступлению политическую окраску. Дирекция Отделения РМО поспешила назначить на пост директора реакционно настроенного преподавателя Маевского, но коллектив училища решительно отверг эту кандидатуру… Дирекция Отделения РМО не желала считаться с общественным мнением и продолжала настаивать на прежней кандидатуре. Это привело к новому взрыву возмущения и прекращению занятий в училище»135.

18 марта 1917 г. появилось объявление о закрытии музыкального училища. Неужели весь труд И. Г. Попова и его соратников пошел прахом? Но нет, к счастью для ивановцев, музыкальное училище вскоре возобновило свою работу. В объявлении от 4 (22 по новому стилю) июля 1917 г. сообщается о начале занятий в музыкальном училище. Новый адрес: Негорелая улица, дом наследников Н. Ф. Витова, новый директор – Ф. Э. Цабель. В конце 1917 г. в училище открываются хоровые классы. После Октябрьской революции училище переименовано в Музыкальный техникум. В конце 1918 г. музыкальные курсы организуются также и в г. Шуя, занятия там ведут преподаватели Ивановского музыкального училища.

В мае 1917 г. создается общество «Искусство», имеющее в своем составе в том числе и музыкальную секцию. Общество организовало ряд концертов, однако просуществовало недолго, до декабря 1918 г. В заметке от 23 октября 1918 г. можно прочитать: «Общество „Искусство“ умирает естественной смертью, ибо члены его не хотят стукнуть палец о палец для поднятия его деятельности… Устроив несколько спектаклей, концертов и кабарэ, общество замерло».

23 апреля 1918 г. сообщается об организации профессионального союза музыкантов, а уже в 1919 г. – о создании Всероссийского Союза работников искусств (Всерабиса), который поглотил более мелкие профессиональные союзы различных творческих профессий, в том числе упомянутый союз музыкантов. В 1921 г. будет опубликовано распоряжение Всерабиса о том, что никто из артистов, членов Всерабиса, не будет иметь права выезда на гастроли без разрешения данного учреждения.

С мая 1918 г. появляется новая форма концертного мероприятия: концерт-митинг. В ней объединены две части: митинговая, где с докладами об актуальных событиях политической жизни страны выступают обычно местные партийные и советские деятели (упоминаются в том числе М. В. Фрунзе и Д. А. Фурманов) и концертная, включающая выступления музыкантов и артистов. Концертная часть начинается обычно с революционной тематики – исполняются «Интернационал», «Марсельеза» и другие революционные песни и мелодии, и продолжается затем более «нейтральным» классическим репертуаром. О творческом подходе участников таких концертов-митингов можно судить по заметке от 01 января 1919 г: «Прекрасное впечатление произвело выступление квартета певцов красноармейского хора – загримировавшись сибирскими бродягами, они спели несколько песен („Славное море“ и др.)».

5 октября 1918 г. объявляется об учреждении в Иваново-Вознесенске отделения Пролеткульта – массовой культурно-просветительской и литературно-художественной организации пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, причем с сообщением об этом выступает М. В. Фрунзе.

С 1919 г. часто можно прочитать объявления о выступлениях духового оркестра под управлением Андрея Николаевича Дышмана, который, наряду с уже упомянутыми преподавателями музыкального училища, являлся, видимо, также одним из «столпов» музыкальной жизни Иваново-Вознесенска того времени.

Для подборки материалов к Хронике использовались газеты: «Ивановский листок», «Русская музыкальная газета», «Иваново-Вознесенск» и «Рабочий край».

Ю. Е. Иванов

1910

1 января


Открывается Новый клуб – Панская ул., дом Селивановской136.


Дом О. А. Селивановской https://domofoto.ru


3 января


В залах Клуба приказчиков. Сегодня 3-го января 1910 г. имеет быть концерт-бал в пользу недостаточных студентов г. Иваново-Вознесенска, учащихся в Санкт-Петербурге.

1-е отделение: Серенада, муз. А. Яншинова, исп. г. И. М. Пророков (скрипка); Отрывок из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», исп. г. К. В. Демидов; Ночь, муз. Рубинштейна, исп. г-жа М. А. Пророкова137, г-жа Т. Г. Помян, г. И. М. Пророков.

2-е отделение: Горные вершины, музыка Рубинштейна, исп. г-жа Пророкова и М. А. Михирева, аккомпанирует г-жа Т. Г. Помян; Рассказ купца, слова Горбунова, исп. В. В. Демидов.

Мужчины платят за вход 2 р., дамы – 1 р.


9 января


Новый клуб. Угол Панской и Балаганной. Студенческий вечер. Участвуют: А. П. Иванов (пение), М. И. Оленев (скрипка), В. Н. Михайлов (пение).


20 февраля


Концертный зал. Знаменитый исполнитель цыганских романсов А. Н. Карганов138 с участием примы-балерины Тальори139 и пианиста-виртуоза Голицинского. Рояль фабрики К. М. Шредер.


К концерту А. Н. Карганова

…Так или иначе, но его концерт представляет интерес тем, что он доступен самой разнообразной публике: и по своему содержанию, и по цене. Гастролирующие здесь концертанты имеют обыкновение преподносить публике исключительно серьёзные вещи Листа, Бетховена, Чайковского и даже новейших композиторов: Скрябина, Грига и др. Словом, такую музыку, которую большинство не понимает. Этим, вероятно, и объясняются материальные крахи большинства выступавших здесь концертантов. В программе же Караганова есть такие общедоступные номера, как «Пара гнедых», «Тройка», и другие легкие вещи цыганского жанра.


Певец Алексей Николаевич Карганов


23 февраля


Концертный зал Литературно-музыкального общества. В бенефис оркестра Московского общества Оркестровых музыкантов под упр. И. К. Кушнарева состоится литературно-музыкальный вечер (оркестр усилен).


7 марта


В воскресенье 7-го марта 1910 г. в Концертном Зале при Общественном собрании от Иваново-Вознесенского общества трезвости пианист Д. С. Шор140 прочитает лекцию «Шопен и его творчество». По поводу столетия со дня рождения композитора. Лекция будет сопровождаться световыми картинами и музыкальными исполнениями.


Пианист Давид Соломонович Шор


21 марта


Концертный зал при Общественном собрании. Духовный концерт певчих Крестовоздвиженского хора под управлением регента И. С. Мещанкина. Начало ровно в 8 часов вечера.


Объявление из газеты «Ивановский листок» №63 от 21 марта 1910 г. ГАИО


11 апреля


Концертный зал при Общественном собрании. Духовный концерт певчих Крестовоздвиженского хора под управлением регента И. С. Мещанкина.


30 апреля


Концертный зал. Концерт известной пианистки Веры Чернецкой.


Пианистка Вера Александровна Чернецкая https://glinka-iss.kamiscloud.ru


«Сколько высочайших особ присутствовало на её концертах в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, Праге, Дрездене, Гамбурге, Петербурге, Майнце, Кельне, в Греции и других городах и странах».


23 июля


Летний театр Клуба приказчиков. «Кармен»


24 июля


Летний театр Клуба приказчиков. «Севильский цирюльник».


27 июля


В субботу 24 июля 1910 г. по случаю серебряной свадьбы мануфактур-советника Александра Ивановича Гарелина и Марии Александровны Гарелиной в их доме в Воробьеве был устроен великолепный бал, который начался обедом в 7 часов вечера. После обеда на особо устроенной площадке были танцы, а затем роскошный фейерверк.

Присутствовало 300 человек, много было приезжих. Во время обеда и бала играли два оркестра музыки: один из Москвы п/у г-на Плотникова, дирижера балетного оркестра в Большом театре, другой – местный, из Клуба гг. приказчиков. Танцующие мужчины были во фраках, дамы – в бальных туалетах… Образцово сервированный стол, усыпанный живыми цветами, изысканный обед и, наконец, тонкие и дорогие вина – все это не оставляло желать ничего лучшего. Световые эффекты и фейерверк были поистине произведениями искусства и поражали своей красотой и разнообразием.

Бал затянулся до утра следующего дня.


14 октября


Летний театр Клуба приказчиков. Балерина Адда Корвин.

26 октября


Музыкальные классы при Иваново-Вознесенском отделении Императорского Русского музыкального общества открываются в г. Иваново-Вознесенске в начале ноября сего года (Воробьевская ул., дом П. Д. Голубева).


Первые педагоги музыкальных классов Иваново-Вознесенска в 1911 г. Сидят: О. В. Скудирина, И. Г. Попов (директор), С. И. Соколов (председатель правления РМО), С. А. Горожанский (член дирекции Отделения РМО), Н. И. Лавровская; стоят: М. П. Епифанов, А. А. Селиванов, М. К. Млынарский (член дирекции РМО), О. Ф. Пикалуга. https://dmsh1ivan.ivn.muzkult.ru


1 декабря


Концертный зал. Концерт (на усиление средств музыкальных классов) преподавателей классов: Н. И. Лавровской (рояль), М. П. Епифанова (скрипка), А. А. Селиванова-Зоря (виолончель), О. Ф. Литвиновой-Пикалуга141 (драматическое сопрано).


11 декабря


Дирекция Иваново-Вознесенского отделения Императорского Русского музыкального общества приглашает лиц, желающих принять участие в организуемом оркестре, сообщить свои адреса директору музыкальных классов И. Г. Попову142.


12 декабря


Дирекция Императорского Русского музыкального общества (ИМРО) приняла постановление об учреждении в Иваново-Вознесенске отделения ИМРО.


19 декабря


Концертный зал. Императорского Русского музыкального общество, Иваново-Вознесенское отделение. Первое музыкальное собрание при участии З. Г. Николаевой (меццо-сопрано). Н. И. Лавровской (рояль), О. В. Скуридиной (рояль), Е. Ф. Кнорре (скрипка), А. А. Селиванова-Зоря (виолончель), скрипичного оркестра п/у И. Г. Попова (и господ любителей музыки – совместная игра).


Иван Георгиевич (Егорович) Попов http://ru.hayazg.info


Отделение 1-е: Вступительное слово о значении Моцарта – И. Г. Попов; Моцарт – квартет g moll, a) Allegro, b) Andante, c) Rondo, исп. П. К. Хольм, Е. Ф. Кнорре, С. И. Соколов, Г. К. Кнаус; Лист – Рапсодия №8, исп. Н. И. Лавровская; Сен-Санс – ария из оперы «Самсон и Далила»; Чайковский, «Скажи, о чем в тени ветвей…», исп. З. Н. Николаева; Бах-Гуно – Medidation, исп. оркестр

Отделение 2-е: А.Рубинштейн – Соната d dur для виолончели и фортепьяно, исп. А. А. Селиванов и О. В. Скуридина; Кюи – Berceuse для струнного оркестра, solo на скрипке исп. Е. Ф. Кнорре; Тартини – Соната, исп. Е. Ф. Кнорре; Бизе – Хабанера из оперы «Кармен», исп. З. Н. Николаева.

1911

5 февраля, сб


Концертный зал Общественного собрания. Иваново-Вознесенское отделение Императорского Русского музыкального общества проводит Второе музыкальное собрание, посвященное русской музыке. Программа: Аренский – Трио, исп. Лавровская, Епифанов, (третий участник-неразборчиво); Чайковский – ария Гремина из оп. «Евгений Онегин», исп. Г. Т. Шеповалов; Аренский – Сюита для 2-х роялей, исп. Лавровская, Скуридина; Аренский – Сюита, исп. струнный оркестр.

Из рецензии от 9 февраля: «В целом вечер оставил приятное впечатление. Публики было не особенно много».


13 февраля


Зал женской гимназии. Музыкальный ученический вечер. Концерт учащихся музыкального училища местного отделения ИРМО.


Иваново-Вознесенск, женская гимназия. Ныне школа №30. https://ivgoradm.ru/history/photos.htm


6 марта, воскресенье


Концертный зал Общественного собрания. Лекция-концерт пианиста Д. С. Шора «Франц Шуберт». Лекция будет сопровождаться световыми картинами и музыкальными исполнениями при участии артистки Московской оперы М. Д. Тамаркиной и известного скрипача А. Г. Меца143.


11 марта


Концертный зал Общественного собрания. Концерт артистки Московской оперы С. И. Зимина144 Веры Николаевой Петровой-Званцевой (меццо-сопрано) при участии пианиста-мелодекламатора Миклашевского и Михаила Михайловича Тверского (баритон). Билеты от 50 коп. до 5 руб.


20 марта


Концертный зал при Общественном собрании. Оперный спектакль в костюмах и при полной обстановке при участии артистов Московской оперы. Аккомпанирует – Н. И. Лавровская. «Евгений Онегин», акт II: Татьяна – О. Ф. Пикалуга, Няня – М. Е. Полозова; Онегин – К. Т. Зиемковский; «Евгений Онегин», акт III, картина 2 (сцена дуэли): Ленский – М. Ф. Дубровин, Онегин – К. Т. Зиемковский; Зарецкий – (неразборчиво); «Дубровский»: Маша – О. Ф. Пикалуга, Троекуров – К. Т. Зиемковский; князь Верейский – (неразборчиво); Дубровский – М. В. Дубровин.


25 марта


Концерт учащихся музыкального училища местного отделения ИРМО.


27 марта


Концертный зал. Третье музыкальное собрание, посвященное классической музыке. Программа: Бетховен – Квартет; Тартини – Соната, исп. Епифанов; Моцарт – Ария, исп. О. Ф. Литвинова

Из рецензии от 29 марта: «…Но особенно хорошо, с огоньком исполнила г-жа Лавровская свои два номера и на бис из Сонаты Моцарта. В концерте участвовал недавно созданный хор под руководством О. Ф. Литвиновой.

Музыкальные собрания все более привлекают средний класс публики (было продано 200 билетов по 30 коп.)».


20 апреля


Зал Нового клуба. Концерт знаменитого итальянского виртуоза на мандолине Эрнесто Рокко.


Эрнесто Рокко


23 апреля


Концертный зал. Концерт известного артиста Московской оперы Зимина Н. И. Сперанского145 (бас) при участии премьера Гельсингфорского Правительственного театра Петра Астрова, первого тенора итальянской оперы (Бухарест и Турин) Микеле Данти и пианистки Н. В. Сизовой.


Певец Николай Иванович Сперанский


28 апреля


Объявлен состав труппы русских артистов под руководством М. И. Каширина. В нем упоминается актер и режиссер Н. А. Листов146.


29 апреля


Информация Иваново-Вознесенского отделения Императорского Русского музыкального общества.

29 апреля в 8 часов вечера в помещении музыкальных классов (Воробьевская ул., дом Голубева) для членов Общества и учащихся музыкальных классов Н. В. Смирнов продемонстрирует изобретенный им музыкальный инструмент Гармоникум «Созвук», на котором наглядно будет доказана система строя темперированной математической и энгармонической гаммы.


19 мая


Иваново-Вознесенское отделение Императорского Русского музыкального общества. Публичное музыкальное утро учащихся музыкальных классов. Выступят ученики преподавателей: Н. И. Лавровской: Млынарская, Меньшикова, Лопоток, Шефль, Соколова, Горбаненко, Второв; В. Скурилина: Эршке, Некрасов, Второва Е., Сьехра, Фролова, Гандурина Е.; М. П. Епифанова: Микаричев, Бачыгин, Киркин, Проскурнин, Вольский; О. Ф. Пикалуги: Чигарин, Мизирева, Гречищев.


15 июня


Летний театр клуба господ приказчиков. Труппа Санкт-Петербургских артистов. Опера «Демон».


16 июня


Летний театр клуба господ приказчиков. Труппа Санкт-Петербургских артистов. Опера «Пиковая дама».


17 июня


Летний театр клуба господ приказчиков. Труппа Санкт-Петербургских артистов. Опера «Травиата».


18 июня


Летний театр клуба господ приказчиков. Труппа Санкт-петербургских артистов. Опера «Жизнь за царя».


3 августа


Летний театр клуба господ приказчиков. Оперетта Оффенбаха «Все мы жаждем любви».


Бенефис актера и режиссера труппы русских артистов Н. А. Листова.


Актер и режиссер Николай Афанасьевич Листов https://petrleschenco.ucoz.ru


3 августа


Летний театр клуба господ приказчиков. Оперетта «Мадемуазель Нитуш». Дирижирует Н. А. Листов.


7 августа


Русская музыкальная газета 7 – 14 августа 1911, №32—33:


«Иваново-Вознесенск. Прозябавшая до сих пор музыкальная жизнь в нынешнем сезоне сразу оживилась благодаря тому, что в городе поселился идейный музыкант – И. Е. Попов, не поладивший с дирекцией Ставропольского Отделения и в короткое время добившийся в Иваново-Вознесенске открытия Отделения ИРМО и Музыкальных классов при нем, директором которых он и назначен.

1 декабря состоялся концерт в пользу вновь открываемого Отделения, а затем в течение сезона состоялись 4 вечера при участии преподавателей классов, местных сил и струнного оркестра под управлением И. Е. Попова; последний перед концертом прочел вступительное слово о значении Моцарта, и таким образом вечно юная музыка Моцарта (был исполнен фортепианный квартет g-moll Моцарта) освятила новое доброе музыкальное дело. Струнным оркестром были исполнены Medidation Баха-Гуно и Berceuse Ц. Кюи (солист Е. Ф. Кнорре, известный квартетист). 2-й вечер был посвящен русской музыке (трио d-moll Аренского, Вариации на русскую тему Арцыбушева, Скрябина, Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова и Соколова в исполнении струнного оркестра, пьесы Чайковского и Первая сюита Аренского для двух фортепиано).

Музыкальные классы также встали сразу на прочную ногу. Учащиеся 90 человек при 5 преподавателях, не считая директора г-на Попова. Учащиеся распределяются так: класс фортепиано – 56 человек, пение – 14 человек, скрипки – 17 человек, виолончели – 3 человека.

При классах образовался хор, в котором кроме учащихся принимает участие более 40 человек посторонних, преимущественно из фабричных служащих. В числе учащихся также много фабричных (например, из 17 учеников по классу скрипки – 10 фабричных рабочих).

Было устроено 2 ученических вечера (13 февраля и 23 марта). Иваново-Вознесенск – большой фабрично-промышленный центр, и местному отделению ИРМО может предстоять широкая художественно-просветительская деятельность.»


8 сентября


Летний театр клуба господ приказчиков. Концерт при участии артистки московской частной оперы М. О. Андреевой (м.-сопрано), артиста русской оперы Я. Д. Миронова (бас-cantato) и М. Ф. Бовыкина-Тарского (скрипка и мелодекламация).


12 сентября


Музыкальные классы переведены из дома П. Д. Голубева (Воробьевская улица) на Панскую улицу в дом Варфоломея Ивановича Волкова, недалеко от Государственного банка.


20 сентября


Концертный зал. Иваново-Вознесенское отделение Императорского Русского музыкального общества. Только один концерт знаменитого пианиста Иосифа Гофмана. Рояль К. М. Шредера специально для этого концерта доставлен из С-Петербурга. Начало в 8 часов вечера, цены от 1 руб. 60 коп. до 5 руб. 10 коп.

Из рецензии от 22 сентября: «Публика вышла из зала совершенно зачарованная. После некоторых номеров, превосходно исполненных, публика приходила в состояние как бы опьянения – неистовствовала».


20 сентября


Объявление о собрании членов Иваново-Вознесенского отделения Императорского Русского музыкального общества, подписанное председателем дирекции С. И. Соколовым.


2 октября


Концертный зал. Классический концерт знаменитого тенора, артиста Императорских театров Д. Х. Южина147 при участии известной примадонны Парижской оперы Александры Милорадович (колоратурное сопрано) и известной пианистки Н. В. Асеевой-Любимовой. Билеты от 50 коп. до 5 руб.


Певец Давид Христофорович Южин https://www.kino-teatr.ru


19 октября


Концертный зал. Концерт знаменитого квартета имени Его Величества герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого148. Состав квартета: К. К. Григорович149, В. Р. Бакалейников150, С. Э. Буткевич151, Н. И. Кранц152.


Участники квартета имени герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого репетируют с пианистом В. И. Сафоновым


Программа: Бетховен – квартет №9 C-dur; Бородин – квартет №2 D-dur; Григ – квартет g- moll.


23 октября


Концертный зал. Артист Петербургских и Московских Императорских театров Василий Сергеевич Севастьянов при участии И. Л. Смольяниновой и пианиста-декламатора Н. А. Миклашевского.


6 ноября


Концертный зал. Иваново-Вознесенское отделение Императорского Русского музыкального общества. Концерт при участии артиста Императорских театров В. Р. Петрова-Донецкого153 (бас), скрипача-солиста Ю. Ф. Файера154 и преподавателя музыкальных классов В. С. Сныткина (ф-но).

На страницу:
6 из 14