Полная версия
Наука, искусство, спорт или игра? Претенденты на звание чемпиона мира
Наука, искусство, спорт или игра?
Претенденты на звание чемпиона мира
Семён Юделевич
Благодарности:
Любовь Клещёва
© Семён Юделевич, 2024
ISBN 978-5-0062-7045-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ИСКУССТВО
СПОРТ
ИЛИ
ИГРА?
Книга вторая
Претенденты на звание чемпиона мира.
Юделевич Семён
Наука, искусство спорт или игра? Книга вторая.
Претенденты на звание чемпиона мира Иоганн Цукерторт, Михаил Чигорин, Зигберт Тарраш, Карл Шлехтер, Ефим Боголюбов, Давид Бронштейн, Виктор Корчной и другие.
Выдающиеся шахматисты, которые внесли большой вклад в развитие и историю шахмат
От автора.
С шахматами познакомился, будучи школьником младших классов, прошел все ступеньки квалификации от пятой категории до КМС. Ещё школьником выполнил первый разряд. В 1953- 54 г. был чемпионом Дома Пионеров города Молотова (Пермь), играл в финалах первенства города Молотова (Пермь). В 1956 г. в составе сборной города Молотова (Пермь) участвовал в матче на десяти досках с часами против Виктора Корчного. Счёт матча +8 – 1 = 1 в пользу В. Корчного. Выиграл КМС Ю. Яковлев, ничья Л. Яковлева (чемпионка мира по переписке среди женщин). С 1958 г. живу в г. Озёрске Челябинской области. Был неоднократным чемпионом г. Озёрска. В 2000 г. выиграл первенство Челябинской области среди ветеранов. Участвовал в многочисленных турнирах по переписке, играл в полуфинале первенства СССР. В 1987 г. в г. Сочи в открытом первенстве СССР среди любителей (КМС, I р) – был третьим, получил бронзовую медаль. После окончания турнира играл в сеансе одновременной игры с чемпионом мира М. Талем и победил.
С детства партии, шахматные истории завора-живали, притягивали, как магнит. С шахматами прошёл по жизни, хотя профессионалом не был. Любовь к древней игре привела к тому, что отпуск старался проводить в городах, где проходили крупные шахматные турниры. Чаще всего это был – г. Сочи, где проводились международные Чигоринские турниры. Наблюдал за игрой Спасского, Петросяна, Таля, Смыслова, Карпова, Каспарова, Корчного.
Идея написать шахматную книгу родилась ещё в 70 годах XX в. Пересмотрел почти всю шахматную литературу на русском языке с 20 – х годов ХХ столетия. Решил довести до читателей, увлекающихся шахматами не только партии великих маэстро, но и их мысли: прямую речь, их высказывания о шахматах и шахматистах, краткую биографию, начиная с некоронованных чемпионов мира до претендентов на шахматную корону.
Книга рассчитана на массового читателя (не только для любителей шахмат), так как затрагивает многие стороны жизни
Читателю предлагаю вторую книгу.
Семён Юделевич.
3.Претенденты на звание чемпиона мира
3.1.ИОГАНН ГЕРМАН ЦУКЕРТОРТ
1842 – 1888
А) Биография
Родился 7 сентября 1842 г. в г. Люблине. С шахматами познакомился в 13 лет. Были у него удачи на турнирах, занимал высокие места в Лондоне, Лейпциге, Париже, Берлине, Вене, победил в матчах Розенталя и Блэкберна. В перерывах между этими выступлениями, Цукерторт редактировал шахматные журналы, демонстрировал своё искусство в игре вслепую, но главная его победа Лондон (1883 г.) он, опередил ближайшего конкурента Стейница, на 3 очка. Стейниц вызвал его на матч за звание чемпиона мира. Матч состоялся в 1886 г, он проходил в трёх городах США. Цукерторт матч проиграл со счётом +5 – 10 = 5. Цукерторт тяжело переживал эту неудачу. Он умер в Лондоне 20 июня 1888 г., через два года после матча.
Б) Цитаты Цукерторта
1. Искусное управление пешками и целесообразное развитие фигур в замкнутых играх будет всегда зависеть от понимания положения, но игра должна быть развита на обоих флангах прежде, чем будет преступлено к активному образу действий.
2. Забота белых… заключается, кажется в том, чтобы препятствовать рокировке чёрных и избегать мены фигур.
3. Ранний обмен центральных пешек во всех замкнутых дебютах этого рода невыгоден (белым).
В) Взгляд со стороны
1. В турнирах почти всегда добивался высоких призов, автор многих шахматных трудов. Ф. Бондаренко.
2. Ласкер указывал, что по шахматному дарованию Цукерторт превосходил Стейница. Б. Вайнштейн.
3. Поражение Цукерторта в матче (со Стейницем) в значительной степени было следствием его психологической неустойчивости и более слабой воли. Б. Вайнштейн.
4. В 1872 г. Цукерторт поселился в Лондоне, и хотя имел медицинское образование, бросил врачебную практику, целиком посвятил себя шахматам. Г. Каспаров.
5. Был худощав с тонким, одухотворённым лицом, обрамлённым короткой бородкой. Г. Каспаров.
6. Цукерторт не понимает, что слабые висячие пешки надо двигать и тогда они могут стать силой. Г. Каспаров.
7. Цукерторт не понимает, что могут сулить мелкие преимущества. Он теряет терпение и прибегает к насильственным средствам. Эм. Ласкер.
8. Он надеется на осложнение игры, которое даёт повод к комбинациям, а до этого играет почти, как придется. Эм. Ласкер.
9. Когда Цукерторт руководствуется планом, его игра, по меньшей мере, не уступала игре Стейница. Эм. Ласкер.
10. Маэстро лучше всех играл в Берлине в домино, превосходно фехтовал и с пятнадцати шагов спокойно простреливал червонного туза. Е. Мансуров.
11. 1878 г. приносит Цукерторту первый приз на большом Международном турнире в Париже. В 1881 г. на турнире в Берлине он приходит к финишу вторым. Я. Нейштадт.
12. След Цукерторта в творческой истории шахмат вовсе не «след виртуоза, эпигона и исполнителя. Это был самобытный и разносторонний шахматный мастер, оружием которого была не одна комбинация. В отличие от романтиков прошлого, Цукерторт „образца 80—х годов“, прежде чем бросаться в атаку проводил большую подготовительную работу». Я.. Нейштадт.
13. В 1870 г. военным врачом, он участвовал во франко – прусской войне. Я. Нейштадт.
14. Цукерторт белыми с упоением играл возрождённый им ферзевый гамбит. Я. Нейштадт.
15. Постоянно практикуясь с Андерсеном, он прошел отличную школу комбинационной игры. Я. Нейштадт.
16. Его необыкновенная память вмещала сотни партий старых мастеров от первого до последнего хода. Я. Нейштадт.
17.Утвердить гражданские права 1.d4 удалось, как ни странно, И. Цукерторту – яркому приверженцу 1.e4. Таковым… его считали до Лондонского международного турнира 1883 г. Н. Новотельнов.
18. Подлинная сила предполагает также силу характера, и именно поэтому, я сомневаюсь в гениальности Цукерторта. В. Стейниц.
19. Матч со Стейницем стоил ему жизни. З. Тарраш.
20. Он был учеником Андерсена, причём учеником одаренным, как и учитель, считал, что без комбинации нет шахматного искусства. Б. Туров.
21. Он мог стать выдающимся филологом, блестяще зная языки, в том числе древнегреческий санскрит, турецкий, арабский, латинский. Б. Туров.
22. Отец его был прусским миссионером, мать – польской графиней. Шахматный словарь.
23. Цукерторт окончил Гейдельбергский (отделение химии) и Берлинский (отделение физиологии), университеты, был удостоен ученой степени доктора медицины в Бреславле (ныне Вроцлав). «64» 1983 г.
24. Цукерторт свободно изъяснялся на девяти языках и мог читать еще, по меньшей мере, на семи. Он владел всеми видами оружия и считался одним из искусственейших фехтовальщиков своего времени. «64» 1983 г.
25. Известно, что после проигрыша матча Стейницу, Цукерторт стал неузнаваемым и больше не добивался крупных успехов. М. Юдович.
Г) Творчество.Цукерторт – БлэкбернЛондон 1883.Ферзевый гамбит. D051.c2 – c4 e7 – е6 2. e2 – e3 Kg8 – f63. Kg1 – f3 b7 —b6 4.Cf1 – e2 Cc8 – b75.0 – 0 d7 – d5 6.d2 – d4 Cf8 – d67.Kb1 – c3 0 – 0 8.b2 – b3 Kb8 – d79.Cc1 – b2 Фd8 – e7Обычный ход 9…. c5 был лучше. Если 10.Kb5, то 10…. Cb8 (И. Цукерторт). Уберечь чёрнопольного слона от размена можно было также сыграть предварительно 9…. а6 (П. Романовский)
10.Kc3 – b5 Kf6 – e4
11.Kb5: d6 c7:d6
12.Kf3 – d2 Kd7 – f6 Целесообразнее было сразу 12…. K:d2 с последующим 12…. f5 (И. Цукерторт).
13.f2 – f3 Ke4:d2
14.Фd1:d2 Преимущество на стороне белых. Оно выражается парой слонов и возможностью создания малого центра, который образуют пешки e3 и f3. План белых – продвинуть вперёд эти пешки: е3 – е4 – е5 и затем f3 – f4 – f5 интересно, что такой же план был осуществлён 55 лет спустя в известной партии Ботвинник – Капабланка (Б. Ивков).
14….d5:c4 15.Ce2:c4 d6 – d5
Чёрные запирают этим своего слона на b7, лучше было бы 15…. Лf8 – c8 (Эм. Ласкер).
16.Cc4 – d3 Кажущееся на вид спокойным это положение таит в себе много скрытых возможностей, так как белые грозят после Лае1 крайне опасным наступлением е3 —е4 – е5. Этот план, который и был осуществлён Цукертортом, до настоящей партии ранее не применялся. Таким образом, он явился как бы одним из стратегических откровений Лондонского турнира (П. Романовский).
16….Лf8 – c8. Чёрные придают слишком мало значения грозящей им атаке. Более благоразумным было занять открытую линию ладьёй «а» оставив королевскую ладью на месте (И. Цукерторт)
17.Ла1 – е1 Лс8 – с7
18.е3 – е4 Ла8 – с8
19.е4 – е5 Kf6 – e8
20.f3 – f4 g7 – g6 Конечно чёрным необходимо остановить наступление белой пешки «f», но, принимая во внимание, что ходом в партии чёрные ослабляют позицию короля, не приобретая взамен каких – либо выгод, наверное, лучше было прямо сыграть 20….f5 (И. Цукерторт).
21.Лe1-e3 f7 —f5
После 21….Kg7 белые продолжали бы атаку посредством 22.g4 (И. Цукерторт).
Попытка разрубить гордиев узел энергичным ходом, не лишена известной логики: чёрные имели шанс прикрыть путём Ke8 – f6 – e4 слабости пунктов e6 и g6. создающиеся после 22.ef. Однако в решении чёрных оказалось непредусмотренной возможность красивой комбинационной атаки белых, но что другое могли предпринять черные, чтобы затормозить угрозу f4 – f5 им пришлось бы парировать ещё атаку g2 – g4, а это невозможно без создания новых слабостей в позиции чёрных (П. Романовский).
22.e5:f6 Ke8:f6 Чёрным следовало брать ферзём, но и тогда им предстояла трудная защита: 22….Ф:f6 23.Фe1 Kg7 24.g4 (И. Цукерторт).
23.f4—f5! «Начало замечательной концепции грандиозного масштаба» – замечает по поводу этого хода Стейниц 23….Kf6 – e4. На этот ход чёрные возлагали все свои надежды. Если 23….gf, то 24.C:f5 Ke4 25.C:e4 de 26.Лg3+ Kph8 27.d5+ e5 28.d6! (П. Романовский).
24.Cd3:e4 d5:e4 25.f5:g6!
Этот неожиданный ход позволяющий чёрным вторгнуться ладьёй на с2 и «выиграть» фигуру, несомненно, был предусмотрен Цукертортом значительно ранее. Сущность замечательной комбинационной идеи, скрытой в нём, далеко ещё не очевидна (П. Романовский).
25….Лс7 – с2. Несмотря на гибельные последствия, сделанный ход был, пожалуй, единственным дающим кое – какие надежды. Безнадежно для чёрных 25….hg 26.Лg3 Фg7 27.d5 e5 28.Фg5 Лe8 29.Лf6 (И. Цукерторт) 26.g6:h7+ Kpg8 – h8 27.d4 – d5+ e6 – e5
28.Фd2 – b4! Лc8 – c5. Брать ферзём нельзя, так как форсированно следует мат: 28….Ф:b4 29.C:e5+ Kp: h7 30.Лh3+ Kpg6 31..Лg3+ Kph6 (31….Kph7 32.Лf7+ и.т.д.) 32.Лf6+ Kph5 33.Лf5+ Kph6 34.Cf4+ Kph7 35.Лh5 (И. Цукерторт).
29.Лf1 – f8!+ Предыдущие ходы и только что сделанный ход белых составляют, одну из наиболее величайших комбинаций, может быть, даже самую красивую из всех, которые когда – либо были созданы на шахматной доске (В. Стейниц).
29….Kph8:h7 30.Фb4:e4+ Kph7 – g7
31.Cb2:e5+ Kpg7:f8
32.Ce5 – g7+! Kpf8 – g8. Если 32…Ф:g7, то 33.Фе8Х
33.Фе4:е7. Чёрные сдались
3.2. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЧИГОРИН
1850 – 1908 г.
А) Биография
Родился 31 октября 1850 г. в Гатчине, рано лишился родителей. С шахматами познакомился в 16 лет, но целых 5 лет после этого не играл. В 1878 г. состоялся матч между Чигориным и Шифферсом. Победил Чигорин +7 – 3 = 0 фактически он стал первым шахматистом России.
В 1881 г. на международном турнире в Берлине занял III – IV место в 1883 г. в Лондоне взял IV приз. В 1889 г. состоялся матч за звание чемпиона мира между Чигориным и Стейницем, счёт +6 – 10 =1. На Международном турнире Нью-Йорке (1889 г.) Чигорин разделил I – II приз с Вейссом.
В 1890 г. играет матч с Гунсбергом счёт +9 – 9 =5. 1892 г. состоялся вновь матч за звание чемпиона мира со Стейницем, Чигорин матч проиграл +8 – 10 =5.
Чигорин один из создателей русской школы шахматной игры. Стиль игры Чигорина – ярко комбинационный. Побеждал во всероссийских турнирах: 1878, 1893 гг. Умер в 1908 г.
Б) Цитаты Чигорина
1. Стейниц хочет из шахмат сделать науку, я – искусство, Ласкер – борьбу или, если хотите спорт. Кто из нас прав? Возможно, мы все понемногу правы: это просто три направления, в конце концов, друг друга восполняющие.
2. Шахматы, как всякое искусство требуют открытой жизни, привлечения талантов, нельзя создавать никакого искусства, ограничивая доступ к нему.
3. В каждом дебюте можно избежать шаблонных книжных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших результатов.
4. Я по свойственной мне слабости к атакам, всегда берусь, вести игру за ту сторону, у которой мне кажется, хотя какой—нибудь намёк на атаку.
5. Комментаторам признающим «новинками» всё то, что они сами встречают впервые, следовало бы уверовать и помнить, что «ничто не ново под луною».
6. Умение искусно комбинировать, способность находить в каждом данном положении наиболее целесообразный ход, скорее ведущий к выполнению задуманного плана, выше всяких принципов, или вернее сказать, и есть единственный принцип в шахматной игре, поддающийся точному определению.
7. В каждой позиции скрывается возможная комбинация, и каждая комбинация исходит из позиции. Всё зависит от конкретного положения на доске и от умения его понять.
8. Одна из главных ошибок аналитиков, даже из числа весьма сильных практических игроков, вообще состоит в том, что они не дают себе труда приискивать более или менее сложные комбинации у той стороны, против которой они возражают.
9. Шахматы – не бирюльки над ними глумиться нельзя.
10. У каждого может быть свой особенный стиль, но дело не в стиле игры, а в общем подходе к разгадке шахматной правды.
11. Незнание теории – уменьшает интерес, делает игру менее глубокомысленной и менее сложной, и низводит её с пьедестала умной и серьёзной игры на более низкую ступень.
12. Недостаточно любить шахматы и работать над ними, нужно всем любителям объединиться для достижения общих целей. Недостаточно соединяться в общества; нужно, чтобы общества эти жили полной жизнью, работали, сами шли и других вели вперёд.
13. К прекраснейшим атакам ведут вообще все гамбиты; главнейшим из них является гамбит королевский, составляющий один из наиболее интересных разделов теории дебютов.
14. Шахматная игра, как игра трудная, серьёзная, требующая много практики, изучения, не может в настоящее время успешно конкурировать со своими страшными соперниками – играми мамона (т.е. азартными играми).
15. Нет старой и новой школы – есть хорошая и плохая игра.
16. Дурацкое положение – каждый день посылать телеграммы о собственном проигрыше. Остенде, 1905 г.
В) Взгляд со стороны
1. Он стоит как бы вне ряда мастеров прошлого столетия. Это особая фигура. Дарование Чигорина огромно, возможно он и является подлинным гением. Глубина его замыслов бывает порой непостижима для простых смертных. А. Алехин.
2. Достигну ли я высоты Чигоринской мысли – не знаю, но, во всяком случае, постараюсь организовать жизнь иначе. Я не допущу, чтобы внешние помехи могли влиять на классе моей игры, как это сплошь и рядом случалось с Чигориным. А. Алехин.
3. Русский чемпион любит в дебютах прокладывать собственные пути, мало интересуясь тем, что рекомендуют книги. Он умеет оригинальным, своеобразным маневром озадачить противника и привести его в замешательство, не избегая, ради этого обоюдоострых положений и не останавливаясь перед некоторыми материальными потерями. К. Барделебен.
4. Грузный и ядовитый Чигорин, надменный и страстный художник шахмат. С. П. Бобров.
5. Чигорин способен, в случае надобности, к точному и внимательному расчёту, несмотря на то, что он, как известно, склонен к предприимчивой смелой и блестящей игре. Г. Берд.
6. Я сам слишком ясно чувствую неразрывную связь своей игры с игрой М. И. Чигорина; то же сходство в стиле с Чигориным можно легко усмотреть и у А. А. Алехина; может быть это сходство стилей должно быть объяснено общим нам славянским происхождением. Е. Боголюбов.
7. Первой шахматной книгой, которую я прочел, был шахматный листок Чигорина за 1876 – 1877 гг. Изучение этого журнала принесло мне немалую пользу. М. Ботвинник.
8. Чигорин в основном был мастером фигурной игры, мне кажется, это наиболее верное определение характера его творчества. М. Ботвинник.
9. До Чигорина Россия не знала людей, которые избирали бы шахматы своей профессией. М. Ботвинник.
10. В понимании некоторых сложных позиций, Чигорин превосходил своих современников, в том числе и Стейница. М. Ботвинник.
11. Возможно, что Чигорин не мог устоять против потока похвал и лестных отзывов, которые расточались его таланту и, главное его стилю, будучи знаменем приверженцев «старой школы», Чигорин видимо не нашел мужества, чтобы покинуть свою «армию». М. Ботвинник.
12. Он был чужд всякого актёрства, всякой позы. Небольшого роста, с простым красноватым лицом, на котором выделялись заострённый нос и красивые проницательные глаза – таков был по наружности Чигорин. Профессор Л. Велихов.
13. Чигорин произвёл на меня глубокое впечатление, ибо его творчество объединило фантастические комбинации Морфи и великолепное позиционное искусство Пильсбери. М. Видмар.
14. Гениальный самородок – он был первым русским, который стал работать над созданием общественной шахматной жизни в России. С. Винавер.
15. Характерно для М. И. Чигорина то, что из числа своих партий он особенно охотно печатал в своих отделах проигранные им партии. Н. Греков.
16. Бросается в глаза одна особенность всех выступлений Чигорина, характерная для него, нервности и впечатлительности, он почти всегда до чрезвычайности неудачно, а иногда просто непостижимо слабо играет последнюю партию состязания. Н. Греков.
17. Игра Чигорина, несмотря на весь его творческий гений, была не свободна от жестоких срывов, – в его практике почти не было турнира, на котором он не проиграл бы, вследствие небрежности, кому – либо из слабейших участников, как и не было ни одного матча, в котором он из-за грубого просмотра не потерпел бы поражения в стоявшей на выигрыш партии. Н. Греков.
18. Повышенная впечатлительность и нервность при недостаточной выработанности характера налагали свой отпечаток на творчество Чигорина и на ровность его спортивных результатов. Н. Греков.
19. В возрасте 23 – 24 года Чигорин играл примерно в силу пятой категории делая, однако, чрезвычайно быстрые успехи, он в возрасте 24 – 25 лет получил вторую категорию. Н. Греков.
20. Чигорин превосходил всех своих противников богатством, глубиной и яркостью шахматного дарования – об этом лучше всего свидетельствуют исключительно высокая художественная ценность его партий, глубина и оригинальность его замыслов, красота комбинаций, несравненное мастерство эндшпиля – но он уступал им в выдержке и выработанности характера. Н. Греков.
21. По своей бесконечной скромности Михаил Иванович не любил подчёркивать красоту своей игры. Н. Греков.
22. Если взять 15 международных турниров, лучшего периода Чигорина 1883 – 1903 гг., то окажется, что из пятнадцати партий, игранных в последнем туре этих турниров, Чигорин выиграл только две, а девять он проиграл. Н. Греков.
23. Высказывавшиеся мнения, что Чигорин всегда страдал от цейтнота, неправильно. Наоборот, – в период рассвета игра Чигорина отличалась большой быстротой. М. Греков.
24. Такие комбинации, как Чигорин, мог создать только великий мастер. И. Гунсберг.
25. Память о великом Чигорине жива в моих воспоминаниях и теперь, как живёт, и будет жить его слава в истории шахматного искусства, до тех пор, пока люди будут играть в шахматы. О. Дурас.
26. Он был чересчур упрям в отстаивании дебютных построений, страдающих серьёзными позиционными изъянами. Г. Каспаров.
27. Ради шахмат он бросил службу и с 1876 г. издавал журнал «Шахматный листок» (а в середине 80 —х – «Шахматный вестник»). Г. Каспаров.
28. Чигорин разделил I – II места на крупном турнире в Нью-Йорке, самом длительном в истории шахмат (64 дня: два круга при 20 участниках). Г. Каспаров.
29. Чигорину зачастую не хватало точности в реализации своих космических замыслов – такое бывает с великими мастерами. Г. Каспаров.
30. Он не мог бороться со Стейницем в позиционной игре. Г. Каспаров.
31. Нервный и торопливый? как в движениях, мимике, так и в разговоре. Есть что-то непостоянное и тревожное в его характере, достаточно коротко с ним побеседовать и станут ясными причины его знаменитых грубых ошибок в хорошо поставленных турнирных партиях. П. Керковиус 1899 г.
32. Чигорин является шахматистом и всегда только шахматистом. Других тем разговора для него не существует. Если кто-то иногда и пробует беседовать с ним о других вещах, мысли мастера всё равно возвращаются к чёрно-белым клеткам и дальновидным комбинациям. П. Керковиус 1899 г.
33. Для Чигорина шахматы были, прежде всего, искусством, он стремился побеждать противников превосходством своего творчества, свободного от догматических оков. А. Котов.
34. Михаил Иванович был прекрасным товарищем. Он никогда не был в плохих отношениях ни с одним из современных ему мастеров. Эм. Ласкер.
35. В игре по переписке он не имел равных. Эм. Ласкер.
36. Своего рода рекордом является поединок между Чигориным и Вольфом +0 – 7 = 0. Да можно ли поставить их имена рядом и, тем не менее, встречаясь с этим Вольфом, М. Чигорин проигрывает партию за партией. Е. Мансуров.
37. Никогда не было мастера, который был бы более близок к великому Морфи, чем Чигорин. Г. Мароци.
38. К словам Чигорин… относился равнодушно. Я Нейштадт.
39. Русский мастер был не только сильным, но и наиболее неприятным для Стейница партнёром. Он придерживался диаметрально противоположных с ним взглядов на шахматное творчество, и неоднократно заявлял, что не верит ни в «новый метод» Стейница, ни в его принципы. Я. Нейштадт.
40. Мать Чигорина была цыганка. В. Панов.
41.Никогда не было мастера, который в такой мере сочетал бы в себе искусство атаки и защиты, как Чигорин. Г. Пильсбери.
42. Чигорин не любил ферзевого гамбита и дебюта ферзевых пешек, даже больше – он ненавидел эти дебюты, ведущие к медлительному давлению на противника, с длительной позиционной борьбой. Он презирал такую игру, как ремесленный шаблон. К. Розенкранц.
43. Интуитивный ум Чигорина всегда стремился к игре, где есть возможность создавать конкретные планы, определённые варианты. К. Розенкранц.
44. Идея атаки позиции короля методом сдвоения по большой диагонали ферзя и слона прочно вошла в творческую практику во второй половине XIX века. Проводником её был Чигорин. П. Романовский.
45. Большой личный архив Чигорина – его дневники, заметки, переписка и шахматные анализы, наконец, его библиотека – всё пропало бесследно. О. Скуратов.