bannerbanner
Процессы формирования древнерусского государства в отечественной историографии. Формирование древнерусского государства
Процессы формирования древнерусского государства в отечественной историографии. Формирование древнерусского государства

Полная версия

Процессы формирования древнерусского государства в отечественной историографии. Формирование древнерусского государства

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Процессы формирования древнерусского государства в отечественной историографии

Формирование древнерусского государства


Андрей Жарук

© Андрей Жарук, 2024


ISBN 978-5-0062-7004-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В В Е Д Е Н И Е

Цель исследования:

– изучение влияния происхождения древнерусского государства на работы представителей норманнской и анти-норманнской теории;

– сравнение точек зрения отечественных историков XVIII века на происхождение древнерусского государства;

– анализ историографии происхождения древнерусского государства через работы отечественных историков XVIII века.

Объект исследования: совокупность взглядов на формирование древнерусского государства в историографии.

Предмет исследования: изучение точек зрения отечественных историков XVIII века на происхождение древнерусского государства.

Методы исторического исследования:

– историко-сравнительный метод для выявления различий и сходств между норманистами и антинорманистами;

– метод актуализации для учета исторического опыта прошлого и его значения для настоящего;

– метод синхронизации для изучения различных событий, происходящих в одно и то же время.


Данная тема, начавшая развиваться с древности, вызвала споры с появлением представителей норманнской теории в XVIII веке. Первым представителем норманнской теории считается Байер (1694—1738), который начал исследования с целью доказать, что русы и варяги – один народ. Следующими после Байера были Миллер (1705—1783) и Шлецер. Их противником был Ломоносов, который стремился опровергнуть норманнскую теорию. Следователем Миллера и Байера был Щербатов, который поддерживал Миллера в своих работах, а его противником был Болтин. Также представителем антинорманнской теории был Татищев. Эти споры продолжаются до сегодняшнего дня.

Г Л А В А 1

ФОРМИРОВАНИЕ

ДРЕВНЕРУССКОГО

ГОСУДАРСТВ В ТРАКТОВКЕ ПЕРВЫХ НОРМАНИСТОВ В XVIII В.

Первый представитель норманнской теории, Байер (1694—1738), был приглашен в Академию наук. Историк сразу пришелся ко двору Анны Иоановны и Бирона. До приезда в Россию он изучал китайские и семитические языки в Кенигсбергском университете. Он написал диссертацию «О словах Христа». Байер также хорошо знал латинский язык.

К приезду в Россию Байер изучал византийские рукописные источники и источники византийских писателей, подготовив себя

к разработке древнейшего периода русской истории. Тем не менее, он не знал русского языка. Можно ли изучать древнейшие источники, не зная русского языка?

Байер даже и не собирался изучать русский язык – он изучал «Повесть временных лет» на латинском языке и по зарубежным источникам. Среди тщательных исследований Байера следует отметить постановку Варяго-Русский вопроса на основе непосредственного изучения скандинавских источников, а также разработку исторической географии Киевской Руси. Именно трактат Байера лег в основу Нормандской теории, а также признания русских князей норманнами.

Русские историки дали характеристики оценке деятельности Байера: Рубинштейн отметил отличные знания Байера скандинавских и византийских источников, а Тихомиров, напротив, отмечал бездарность «воинствующего» немца. Яцунский считал трактат Байера беспочвенным, но тем не менее отмечал его роль в становлении науки. Черепнин считал аргументы немецкого историка неубедительными, а сам Татищев подчеркивал его незнание русского языка.

В своей книге, изданной в 1747 году, о «Варягах» Байер пишет о происхождении славян от варяг, о приходе Рюрика и о том, что многие князья сроднились с варягами. Байер также упоминает о том, что варяги являлись пруссаками. Его аргументация приводит к выводу о знании им лингвистики. Историк делает вывод, что варяги произошли от скандинавов и даций, родственниками славян считались литвины. Байер использует скандинавские источники и упоминает о Рюрике, скандинавском царе Скандинавии, сделав вывод, что это тот же Рюрик, который пришел управлять Новгородом.

В «Географии Российской» Байер рассказывал о соседях Руси: Чудях, Лифляндии, Эстляндии и Финляндии. Славяне платили дань Новгороду, Чудь- Литве, Мордве, Перми и Польше. Чудь с Новгородом и Псковом были соседями на западных границах. Между Лифляндией и Эстляндией находилась озеро, названное Чудским. Князь Рюрик, по мнению Байера, произошел от племени мирян, которые слились с нами. В период с 815 по 854 год был предпринят поход Эрика Емундова на Русь с целью захвата Руси.


Миллер (1705—1783) работал в Академии наук 60 лет и внес значительный вклад в русскую историю. Он приехал в Россию

в 1725 году, когда ему было 20 лет после учебы в Ринг-Эльском и Лейпцигском университетах, где получил степень бакалавра. В Академии наук он стал преподавателем латинского языка и истории, а позже занял должность библиотекаря. В 1728 году он стал редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости», а позже и руководителем. В 1733 году он участвовал в экспедиции Беринга, а в 1743 году выступил как историк, изучивший этническую и географическую ситуацию в Сибири. Впоследствии

он выпустил материалы по истории этого региона.

В 1744 году Миллер возвратился в Петербург с развернутой программой научно-исторической работы и представил проект учреждения «Исторического департамента для сочинения истории и географии Российской империи». Его план включал следующие круги изучения и публикации источников:

– степенные книги [1],летописи и хронографы, рукописи татарские, персидские и турецкие, архивные дела столичных и местных архивов, житие святых;

– рукописные известия о святых, надгробные записи о церквях и монастырях, родословные книги;

– устные предания;

– иностранные летописи.

В 1748 году он завершил свой первый том «Описания Сибирского царства от начала до покорения его русскими державами», который был опубликован в 1850 году. Ключевский представил основные тезисы Миллера: приход славян от Дуная в Днепр, отождествление варяг со скифами, идею, что именно скандинавы привнесли варягов в Русь.

В 1754—1755 годах Миллер вернулся к издательской деятельности. В 1764 году вышла его книга «История Сибири». Щербатов писал, что именно Миллер сыграл огромную роль в познании истории нашего Отечества, избрав основным методом принцип истинности. В книге «О народах, издревле обитающих в России» Миллер описывает историю различных народов, среди которых скифы, сарматы, имперверийцы, алане, роксолане, унны и булгары. Миллер делает вывод, что все эти народы имеют территориальную связь с Россией, а следовательно, со скифами.


Шлецер (1735—1809) – младший коллега Миллера, родился в городе Гегштадт, был сыном пастора. Потеряв отца в пять лет, он начал давать частные уроки в 10 лет, а в 16 лет поступил на богословский факультет, где получил качественное богословское и философское образование.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу