bannerbanner
Серёга. Или… мальчик, юноша, мужчина в последние годы советской эпохи. Книга третья
Серёга. Или… мальчик, юноша, мужчина в последние годы советской эпохи. Книга третья

Полная версия

Серёга. Или… мальчик, юноша, мужчина в последние годы советской эпохи. Книга третья

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

То есть театр существует. Заслуженный театр – с наградами и репертуаром. Он даже что-то делает. Но режиссёра нет уже лет десять, так как Людмила Ивановна, став директором Дома культуры, не хотела им заниматься. А вакансия главного режиссёра, видимо, гуляет по соответствующим ведомствам. Возможно, она попала и в институт культуры, но Борис Васильевич её не заметил. В связи с этим театр как бы есть и как бы его нет.

– И как мне теперь быть? – вопрошал растерянный Серёга в кабинете директора Дома культуры, не очень понимая, как театр может быть и при этом не быть. Сотрудники, глядя на Серёгу, посмеивались.

– А чё надо? Поможем, чем можем… – отвечала директор Людмила Ивановна. – Сейчас мы что-нибудь поставим… И уж точно подготовим отчёт. Всё равно никто сюда не доедет проверять – был спектакль или нет…

– А артистов-то где мне искать?

– А зачем искать артистов. Может, без артистов? – пышногрудая директриса достала бутылку водки и ещё не успела её открыть, как на запах сбежались все остальные сотрудники Дома культуры, включая сотрудников библиотеки, кроме художника, сидевшего и работавшего в своей мастерской, находящейся в подвальном помещении.

Напомню, что до этого Серёга водку не пил. Не стал он пить её и сейчас, хотя ситуация была критическая, и напиться он имел полное моральное право.

Серёга поехал в этот затерявшийся, закрытый в приграничной зоне город-посёлок с одной целью – поставить на сцене прославленного театра свою пьесу по роману бразильского писателя Энрико Вериссимо «Пленник» (отметим, что Серёга был большим поклонником собственных пьес и инсценировок), чтобы при этом были декорации, афиши, программки, аншлаги… Но это была не та пьеса, которую можно поставить без артистов. Безусловно, главную роль – американского лейтенанта – Серёга собирался сыграть сам, никак не желая смириться с фактом собственной актёрской бездарности, продолжая ставить над собой жёсткие эксперименты.

Кстати, о сути этой пьесы. Роман бразильского писателя Энрико Вериссимо «Пленник» Серёга прочитал в «Роман-газете», модном по тем временам периодическом печатном издании. Роман произвёл на Серёгу очень сильное впечатление. Почему? Серёга очень боялся войны. Наверное, под воздействием советской пропаганды, а может, просто в силу своего характера. Он был уверен, что любая война может закончиться ядерной войной, и неслучайно однажды написал страшное стихотворение, которое никому не показывал:

Раскаты грома гробовые.Свистит испытанный фугас!И черти зыркают больныеОгнём испепелённых глаз.И небо стало грозно-чёрным,Из крови – новый океан!И по костям – массивам горнымБагровый стелется туман.А в людях звери вдруг проснулись —Друг друга рвут, забыв про страх.От крови братьев задохнулись,Чьи трупы теплятся в ногах…И рушит всё – исчадье ада:Звериный гриб, как ураган,С подземного поднявшись сада,По мирным носится садам.Смешалось всё – цвета и звуки,Земля дрожит, пытая нас!И, причинив святые муки,Исчезнет мир в кровавый час…Земля, как череп обнажённый,Пред взором бога предстаёт —Со лба Земли течёт солёнойГнилой струёй народа пот.Сдувая атомов заразу,Наш бог поклялся навсегда:«Что б где-то я доверил разумещё кому-то… Никогда!..»

В своём постановочном плане Серёга писал: «Основная тема спектакля: война в современности, идея – бессмысленность войны, сверхзадача – не допустить подобного – являются, на мой взгляд, одними из самых актуальных, когда международная обстановка остаётся напряжённой. Многие люди привыкли жить спокойно, почитывать газеты, спорить, рассуждать… некоторые всерьёз задумываются над этой проблемой, но для них остаётся неразрешимым вопрос, как в наш век, век научно-технической революции, век людей образованных, рациональных, возможна эта опасность…»

1980 год

Действие романа происходит во Вьетнаме во время так называемой Второй Индокитайской войны, которая на момент приезда Серёги в Суоярви закончилась всего четыре года назад. Но Серёга в своей инсценировке не упоминает страну, где происходят события, считая, что это может происходить в любой стране, где присутствуют американцы. Американский лейтенант в оригинале был афроамериканцем, а потому тема, которая сегодня носит название Black Lives Matter (BLM; с англ. – «Жизни чёрных имеют значение») в романе имела важное место, но Серёга собирался сам сыграть эту роль и перекрашиваться в негра (от исп. negro, чёрный) не собирался, а потому эта тема напрочь исчезла из спектакля. Лейтенанту осталось дослужить в этой стране один день, он прощается со своей постоянной любовницей – проституткой Ку, которая после прощания с лейтенантом погибает от взрыва в кафе, устроенного, как предполагается, партизанами. Лейтенант расстроен и при этом получает от полковника последнее задание – провести допрос вьетнамского двенадцатилетнего партизана (в романе партизану было восемнадцать лет), чтобы узнать, где заложена бомба, которая должна взорвать десятки людей. Сцена допроса мальчика являлась центральной. Садист-сержант требует от лейтенанта санкции на применение пыток. Капитан-врач, присутствовавший при допросе – против. Оказавшись перед серьёзным жизненным выбором – жизнь мальчика, который молчал, как партизан, или десяток людей, которые могут умереть при взрыве. Капитан-врач руководствуется гуманистическими соображениями по отношению к пленнику, а сержант-садист предупреждает о возможном теракте. В конце концов, лейтенант даёт добро сержанту. Мальчик от ужасных пыток умирает, а бомбу обнаружили благодаря его сестре, которая хотела спасти жизнь брату. Далее следовала сцена бурных дебатов лейтенанта с капитаном-врачом, который требует отдать его под трибунал за применение пыток. Главный герой в отчаянии почти сходит с ума. В пьесе у Серёги над лейтенантом решает пошутить майор, пугая его, а тот хватается за пистолет, но майор его опережает и убивает. Полковник успокаивает майора:

– Не расстраивайтесь. Если бы вы не выстрелили в него, мы все были бы на том свете с брюхом свинца. И погибло бы ещё много людей… была бы страшная бойня…

Этим же самым и лейтенант объяснял свой поступок, когда отдавал приказ пытать мальчика, фактически согласившись на убийство.

Вот такая философская история.

Справедливости ради надо добавить, что когда Серёга писал пьесу, то обсуждал её вместе с одним товарищем, который проживал в Петрозаводске и работал преподавателем в Карельском культурно-просветительном училище (сейчас: Карельский колледж культуры и искусств). Познакомился с Юрием Вьюгиновым в Ленинграде, но затем часто бывал у него дома в Петрозаводске, обсуждая и дорабатывая пьесу, в том числе решая вопрос, как поставить спектакль без артистов. У Юрия была очень интересная квартира. В ней отсутствовали стены, так как все они были заставлены книжными шкафами. Это произвело сильное впечатление на Серёгу.

Понимая, что суть пьесы для сотрудников Дома культуры не представляет никакого интереса, Серёга тоскливо вздохнул и, дождавшись, когда работники выпили по первому стакану, произнёс:

– Нельзя без артистов…

– А мы на что? – сказала весёлая девушка-хохотушка по имени Татьяна, и работники снова опустошили стаканы.

– Понимаете, у меня пьеса про вьетнамскую войну, там только две женские роли – остальные мужские.

– Загримируемся в мужиков… хи-хи.

Заметив, что неожиданный гость уже чуть не плачет от досады, Людмила Ивановна решила его пожалеть, привстала, чтобы легонько Серёгу приобнять:

– Я же сказала, поможем, чем можем. И тебе, и вузу нашему с тобой общему. Сейчас в бумагах покопаемся и найдём адреса тех, кто когда-то играл в нашем театре… Правда, давно уже… лет семь или десять назад. Но ты их сам уже ищи.

– А как же так – сотрудники есть, а театра нет? Как же вы отчитываетесь? – спросил неугомонный Серёга.

– А мы отчитываемся не тем, что делаем, а тем, что пишем… – хихикнула весёлая Татьяна.

– Неправда! – строго прервала её Людмила Ивановна. – У нас есть театральная агитбригада, много гастролируем, помощник главного режиссёра Нина, несмотря на долгое отсутствие самого главного режиссёра, очень старается (в этот момент хихикнула маленькая Нина). Кстати, и ты, Серёга, должен будешь поучаствовать в наших гастролях! Надеюсь, что стихи читать умеешь.

– У меня всего три месяца…

– Всё успеешь. У нас на Севере время медленное… Кстати, а как пьеса называется?

– «Пленник», – выдохнул Серёга.

– О! Пленник Суоярви! – хихикнула Татьяна, и все сотрудники поддержали её своим смехом.

Пленник Суоярви. Как найти артистов?

Ближе к вечеру Серёга вместе с уже нетрезвой женщиной Ниной, которая, напомним, числилась помощником режиссёра театра, рассматривали в пожелтевших папках карточки бывшей труппы театра. Учитывая, что театр был создан в 1966 году, картотека выглядела достаточно объёмно. Для того чтобы понять, каких артистов необходимо было искать, следует рассказать о тех героях, которые были необходимы Серёге для постановки пьесы. Собственно, в пьесе «Пленник» было всего восемь персонажей. Главный – лейтенант, практически не уходящий со сцены. На эту роль Серёга, как мы уже знаем, назначил себя.

Полковник, комендант города – типичный солдафон, постоянно отождествляющий себя с государством, считающий себя истинным патриотом, борцом за демократию во всём мире и, обуреваемый этой идеей, готовый уничтожить всех вокруг. Он ненавидит жителей этой страны, называя их червями, пиявками, моллюсками, и никогда не улыбается и не даёт никому шутить. Всегда усталый и сосредоточенный.

Сержант, бывший полицейский со злобным лицом бандита, здоровенный мужик, жестокий, с садистскими наклонностями, считающий себя палачом по призванию.

Капитан-врач, зануда, который не считает себя ни патриотом, ни самым умным, он просто самый честный, а все остальные вокруг подонки, и ему, гуманисту, сложно среди них.

Майор, заместитель коменданта, полная противоположность полковнику. Улыбка не сходит с его лица, говорит ли он о смерти десятков людей или о смерти лейтенанта в финале спектакля, всегда с усмешкой, иронией, смешанной с пренебрежением и равнодушием ко всем, кто его окружает. Считает себя здесь самым умным, а всех остальных – низкими существами: полковник – дебил-солдафон, сержант – дубина и садист, капитан – хлюпик и т. д.

Женских героинь было две: любовница лейтенанта – проститутка Ку, которая умирает при взрыве в кафе перед тем, как Серёге поставят задачу допрашивать маленького партизана, и местная учительница, с которой лейтенант мог делиться самым сокровенным.

Был ещё и мальчик двенадцати лет, который всё время молчал, как партизан.

– Вот этого я знаю… – комментировала Нина карточки артистов. – Александр К., взрослый, в театре играл с самого основания. Все его хорошо знают. Жена у него, кстати, тоже актрисой была. Думаю, что согласится. И Вовку К. помню, очень хороший парень. Весёлый, солидный, а главное, не пьющий, как все, а значит, надёжный. Главное, чтобы не съехал из города… А если ещё… – Нина задумалась, опрокинула стакан с остатками белой жидкости и закурила. – Надо с Юрой поговорить. Вот он, Юра Н., посмотри. Прекрасный парень. Короче, Серёга, если тебе с этими мужиками удастся договориться, считай дело сделанным. Главное, чтобы не спились и не уехали куда-то. Давно их не видела.

На роль проститутки Ку Серёга без труда нашёл кандидатуру – уж очень по виду на эту роль подходила весёлая Татьяна. Серёга хотел посоветоваться по поводу Татьяны с Ниной, но в это время в комнату отворилась дверь и в её проём с трудом вошёл огромный мужчина с большим круглым усатым лицом.

– Привет, Нина!

– Привет, Семёныч! Познакомься, это Серёга – режиссёр из Петербурга.

– Здрасьте… – Семёныч удивился, но не стал задавать никаких вопросов.

– Вернулся?

– Да, развозил литературу…

– Развёз? Ну, тогда до завтра.

Семёныч, пригнувшись и «сжавшись», вышел, а Серёга остался сидеть с открытым ртом:

– Кто это?

– Это тёзка твой, Сергей Матросов, Семёнычем зовём – водитель нашей автобиблиотеки, она же автоклуб. А что?

– Он так подходит мне на роль садиста-сержанта…

Нина рассмеялась:

– Это его обрадует! Да он сцены боится как огня. Он и в машине тише травы, ниже воды… – Нина уже путалась в словах.

– Но можно же попробовать?

– Ладно, давай продолжим заниматься реальными персонажами…

Серёга выписал около десяти адресов, где жили бывшие и подходящие для участия в спектакле артисты, и, удовлетворённый, пошёл ужинать в ресторан. Ресторан – особая тема для описания. Скорее всего, именно он являлся подлинным центром досуга. Надеюсь, что когда-нибудь смогу поподробнее описать, что происходило в этом «центре досуга», где Серёга вынужден был иногда ужинать. Выбор для ужина был невелик: куриные ножки, чья-то печень и вроде бы котлеты. Куриная нога легко зашла в Серёгу, и, относительно сытый и уставший, он лёг спать, чтобы подготовиться к марафону по поиску артистов.

В Суоярви падал снег. Казалось, что он никогда не прекращается. Было красиво, но холодно. Февраль в Карелии жёсткий месяц. Серёга начал свой поход по квартирам бывших артистов народного театра. Городок был хоть и маленький, но вытянутый вдоль озера, а поэтому расстояния были большие, а два или три автобуса с единственным номером ходили редко. Но для того, чтобы переговорить с потенциальными артистами, необходимо было преодолевать эти расстояния сквозь постоянно идущий снег. Видимо, у Серёги был дар убеждения, потому как получился даже некоторый кастинг на мужские роли, и в результате к середине марта Серёге удалось сформировать актёрский состав спектакля и, что немаловажно, убедить жён потенциальных героев пьесы. Александр К. – самый опытный артист народного театра, в миру работавший в лесном хозяйстве, отлично подходил на роль полковника, потому как был солидным и фактурным мужчиной с низким красивым голосом. Владимир К., чья работа состояла в диагностике железнодорожных путей, оказался весёлым парнем, но с удовольствием согласился играть роль зануды капитана-врача. А Юрий Н. также оказался простым парнем и без долгих колебаний взял на себя роль весёлого циничного майора. Всем мужикам Серёга раздал по варианту пьесы и договорился о самом удобном времени для репетиций.

На роль учительницы – друга лейтенанта, с которой он проводит задушевные беседы до и после сцены допроса – был большой конкурс. Город был известен в Карелии большим количеством одиноких женщин, которых почему-то называли «офицерскими вдовами». Никакими вдовами они, конечно, не являлись, и, скорее всего, это выражение закрепилось за ними, потому как относительно недалеко находилась пограничная часть и офицеры частенько наведывались в Суоярви, чтобы провести время, и это проведённое время в итоге заканчивалось рождением нового жителя Суоярви, а сами офицеры неожиданно пропадали. Но были среди женщин и много учительниц, молодых, свободных и талантливых, и с каждой хотелось и порепетировать, и на сцене сыграть, и выпить после премьеры. Выбрал он действительно талантливую, симпатичную и умную девушку, но, несмотря на всю её привлекательность, с ней он только репетировал.

Последним удалось уговорить выйти на сцену в роли сержанта-садиста водителя автобиблиотеки. Это было самое трудное. К этому времени Серёга уже нашёл в одном из городских общежитий пятиклассника для роли вьетнамского партизана и зримо представлял себе сидящего на стуле маленького мальчика и громилу-водителя. Но водитель Семёныч честно признался, что он никогда не выходил на сцену, что он очень стеснительный и у него полностью отсутствует память.

– А не надо ничего учить. Несколько фраз можно будет прочитать с листа, сидя за столом. А запомнить слова «До взрыва осталось полчаса» и «Решайтесь же, лейтенант!» даже тебе, тёзка, не составит большого труда, – убеждал Серёга водителя и, наконец, своего добился.

Начался период репетиций. Пьеса заведомо была так написана, чтобы облегчить задачу режиссёру по сбору артистов. Всем вместе необходимо было собраться только в прологе, чтобы спеть Серёгину песню, и в финале, где опять надо было всем петь. Остальные сцены были диалогами, и репетировать их можно было на квартирах у привлечённых артистов в удобное именно для них время.

В Доме культуры Серёга репетировал центральную сцену допроса с мальчиком Юрой А. из общежития и сержантом, он же водитель автоклуба Семёныч. Репетировать можно было хоть каждый день или вечер, когда Семёныч возвращался с развозки литературы. Юру родители готовы были привозить в любое время, так как им очень нравилось, что их сын – артист.

Но наиболее приятным моментом в общем репетиционном процессе, конечно, были репетиции с веселушкой Татьяной. Ей тоже нравилось чувствовать себя актрисой, видимо, после окончания культпросветучилища у неё остались невостребованные творческие начала.

В марте и апреле Серёга также работал с композитором и художником. Композитору – преподавателю музыкальной школы (очень симпатичной девушке) – он напевал свои песни, а она положила их на ноты, по которым любой аккомпаниатор мог бы их исполнить, так как в начале и в конце спектакля предполагалось хоровое пение.

С художником Дома культуры Павлом А. Серёга рисовал декорации. Это был непростой процесс. Павел был единственным или одним из немногих настоящих карелов в этом городе, немного заторможенным, медлительным, занудливым и не подходил Серёге по темпераменту, которому хотелось всё сделать быстро и немедленно. Пить художник не мог, хотя, видимо, и хотел, потому что каждый вечер за ним приходила жена и принюхивалась. Видимо, уже своё отпил. Но и с художником Серёга быстро нашёл общий язык, и декорации были готовы за четыре дня до спектакля.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2