bannerbanner
О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака
О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака

Полная версия

О, этот дивный новый мир! Типология секса, любви и брака

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Для первой группы (EN) психотипов обеих мотиваций – СДРКМ и ССПГ, характерно т.н. уникальное потребление, когда деньги позволяют им удовлетворять свою публичную демонстрацию уникальности, составляя 36% их смысловой самореализации.

Представители второго, интровертного мотивационного механизма психотипы группы IN, осуществляют т.н. самодостаточное потребление, описанное ещё Карлом Марксом в Капитале как признак натурального крестьянского хозяйства, когда деньги нужны только для обеспечения достаточно низкого уровня самообеспечения, составляя максимум 20% глубоко интровертированной самодостаточной смысловой самореализации.

С точки зрения общественной самореализации ТБМ СДРКМ составляет основу правового общественного механизма в форме дедуктивного (пандектного) континентального права (со времён Византийской империи) или в дедуктивной системе естественного права (система естественных прав человека) для стран общего (прецедентного) права. Именно право реализует потребность людей в дедуктивной рациональной картине мира и является наиболее старым научным институтом (наряду с теологией и медициной), который преподавался уже в первых университетах.

Глава 13. Родная мотивация, или Умом Россию не понять

ТБМ Социально-психологическая гармония (Танаев В.) – это наиболее психологически близкая и понятная нам мотивация, так как население России минимум на 60% состоит из представителей типологического ядра NF: ENFPENFJINFJINFP, являющихся носителями этой ТБМ. Более того, основная этнопсихологическая диада (интертипная мини-структура – сочетание двух психотипов) русского этноса, описывающая его менталитет, это Власть/Маршал (Сталин, Жуков Г.К.) – ESTP + INFP – (Сергей Есенин, Александр Блок) Лирик/Народ. Это означает, что стандарты поведения ESTP (для Власти) и INFP (для Народа), с учётом региональной психологической специфики, фиксируются по механизму импринтинга («впечатывания») и научения (воспитания) в подсознание как важнейший элемент коллективного подсознательного с 6 до 12 лет у каждого жителя России.

Недаром и религия с её императивными требованиями была выбрана для Древней Руси святым князем Владимиром в виде православного христианства. Именно взгляды и учение Иисуса Христа (INFJ – Гуманист), отражающие саму суть этой ТБМ, соответствовали типопсихологии славян (NF).

Научно эта ТБМ была описана на основе изучения психологии некоторых «первобытных» индейских племён великим французским философом, антропологом и этнологом Люсьеном Леви-Брюлем (1857 – 1939), который назвал наиболее яркие её проявления рarticipation mystique (мистическое соучастие) и дал её основные признаки (как формы до-логического мышления): значительную эмоциональную выраженность, алогичность (нечувствительность к логическим противоречиям) и непроницаемость для объективного опыта. Он же подчеркнул особый характер своеобразного «коллективного заражения» как основного механизма коллективной психологической мобилизации у представителей этой ТБМ. Примеры практической реализации этой ТБМ находятся у нас перед глазами, особенно в наше кризисное время.

Замкнутая этическая система «Неэтично не делать того, что делают другие» – этот своеобразный гимн психологического конформизма, внутренне оправдывает поведение представителей этой ТБМ. Исторически подобная коллективная реакция (одна из двух базовых психологических реакций: нападать или убегать) способствовала выживанию этноса в тяжёлых условиях татаро-монгольского завоевания, а впоследствии в условиях гнёта царизма (феномен общины). О том, что это универсальное социальнопсихологическое явление (общинность) свидетельствует его наличие и у других народов, большинство населения которых составляют представители типологического ядра NF (Экваториальная Африка, Юго-Восточная Азия).

С точки зрения общественной саморегуляции эта ТБМ «отвечает» за религиозно-моральные и гегемон-идеологические общественные (само)регуляторы – институты культуры, идеологии, общественную мораль и нравственность.

Похоже, что именно реализация этой ТБМ в условиях традиционных обществ обеспечивает тот аномально высокий уровень счастья, который фиксируется в странах «периферии» нашего «мира – экономики».


ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Интертипные отношения (ИТО) – стандарт внутреннего самоощущения и внешнего поведения, закономерно самовозникающий и самоподдерживающийся при взаимодействии двух психотипов (непосредственном или опосредованном).

ИТО представляют собой целый спектр поведенческих реакций и стереотипов в диапазоне от симпатии/любви с первого взгляда (дуальность) до антипатии/ненависти с первого взгляда (конфликтность), причём в этом случае от одного до другого – буквально один шаг, точнее, одна дихотомия – ментальная установка. ДУальные ИТО (ДУ) строятся на основе взаимодополнения полных противоположностей: E – I, S – N, T – F и только ментальные установки у психотипов должны быть одинаковые: «смотреть (и вместе идти) они должны в одну сторону» J – J или P – P (напр., ESTJ – INFJ, ESTP – INFP). ДУальные отношения отличаются особой психологической комфортностью, т.к. каждый психотип в них ведёт себя максимально естественно, не напрягаясь и не манипулируя друг другом, причём обоим психотипам поведение партнёра взаимно нравится. Именно так и выглядит «любовь –«идеальный брак». Почему она не любовь, а «брак», и почему она «идеальна» (в кавычках) вы узнаете позже, в разделе книги, посвящённом типологии любви. КонФликтные ИТО (КФ) отличаются от ДУальных только тем, что ментальные установки обоих психотипов противоположны: J – P или P – J, т.е. партнёры «смотрят (и идут) в разные стороны» (напр., ESTJ – INFP, ESTP – INFJ). КонФликтные ИТО могут вначале даже нравиться на первый взгляд, ведь принято думать, что противоположности взаимно притягиваются. Это послужило даже основой для ошибочного мнения о том, что КФ ИТО могут стать основой для успешного брака. Но именно в этом случае особенно ярко проявляется психологическая разница между любовью и браком. При любовной установке на заботу о НЁМ(ЕЙ) мы склонны прощать все конфликтные моменты. Но в условиях брачной установки – МЫ (ВМЕСТЕ) КФ ИТО, реализуясь в реальных условиях необходимости сотрудничать, всё «ставят на своё место»: возникает очень жёсткая и антипатичная ситуация, которая делает невозможным дальнейшее взаимодействие, и в действие вступают другие факторы (дети, деньги, жильё и т.п.), которые и держат (в т.ч. и временно) этот брак, возникший на основе этой «странной любви».

Именно между Дуальными и КонФликтными находится весь спектр ИТО, который для каждого психотипа состоит из 16 видов (включая в себя и ИТО «с самим собой», а, точнее с полностью тождественным психотипом).

Глава 14. Психологическая власть в ближнем кругу

Всё множество ИТО можно разделить на две группы, исходя из совместного положения партнёров: симметричные (равные) и асимметричные (неравные).

Асимметричные ИТО включают в себя отношения Заказа (З˃ собственно заказ и З˂ подзаказ) и Ревизии (Р˃ собственно ревизия и Р˂ подревизия), основанные на механизме психологической власти/подчинения. Любая власть базируется на симбиозе властного давления любого типа (от психологического до физического) властвующего субъекта и корреспондирующего ему при(н)ятия (на эмоциональном (рациональном) уровнях) этого давления подвластным субъектом. Причём распределение власти/подчинения в этом симбиозе может быть как 80:20 (соответственно) у «начальника – кнута» в ИТ отношениях Ревизии, так и 20:80 у «начальника – пряника» в ИТО Заказа.

Эти властные механизмы психологической власти/подчинения создают по отношению к каждому психотипу т. н. «ближний круг» – своеобразную интертипную структуру из 5 психотипов , в которой над конкретным психотипом находятся 2 психотипа, каждый из которых реализует один из двух механизмов властного давления сверху: «пряник» (З) и «кнут» (Р).

С точки зрения восприятия «своего» подвластного субъекта они смотрят на него «сверху – вниз» и «через чёрные очки» – их восприятие улавливает в первую очередь его недочёты и недоработки (пусть даже и мнимые): «подчинённые у меня неплохие, но нуждаются в поддержке» (З), «за этими дураками всегда нужен глаз да глаз» (Р) = «я – начальник, ты – дурак». А подвластный в свою очередь смотрит на своё начальство «снизу – вверх» и воспринимает их «через розовые очки» («как хорошо, что у нас такой душевный и заботливый начальник» (З), «пороть нас некому» (Р) = «ты – начальник, я – дурак»).

В свою очередь каждый психотип, являясь подвластным, сам в свою очередь является начальником для двух психотипов, находящихся ниже его в структуре «ближнего группа» – для одного «пряником» (З), а для другого «кнутом» (Р). В этом случае все отношения и общие установки меняются «с точностью до наоборот». В этой перевёрнутой ситуации реализуется принцип «дуализма горизонтальной психологической власти/подчинения», когда каждый психотип властно связан с другим непосредственно или через посредство другого психотипа. Таким образом образуется своеобразное взаимо-властное поле («реальность 2.0»), обладающее особой прочностью и устойчивостью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3