bannerbanner
Белые крылья. Дивеевская быль
Белые крылья. Дивеевская быль

Полная версия

Белые крылья. Дивеевская быль

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Отец Николай Баринов

Белые крылья. Дивеевская быль

По благословению преосвященного Иерофея, епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.


Предисловие к новому изданию

Первый раз эта книга была издана в 2002 году. Тогда я еще не был священником. Перед изданием с отцом Василием из села Суворово мы ездили в Арзамас, получать благословение на это у епископа Иерофея. Он лежал тогда в больнице (Сейчас он отошел ко Господу).

В то время я жил у старенькой матушки Елены в Рязани. Рядом был дом баптистов. С ними частенько проходили жаркие споры. Это положило отпечаток и на эту книгу. Отсюда в ней множество цитат Священного Писания. Тогда, в конце 90-х, еще не было достаточно православной литературы. После безбожного времени только начинали восстанавливаться храмы и начали печататься православные книги. Поэтому в книге хотелось донести некоторые истины православной веры, которые, может быть, в наше время некоторым могут показаться наивными или элементарными. Но я решил оставить все как есть, потому что, как написано в «Индийских письмах» святителя Николая Сербского: «Вера без искренности – не вера, а холера».

Думаю, читателям так же будет интересно так же узнать об удивительных чудесах Суворовских мучениц по воспоминаниям их односельчан.

Протоиерей Николай Баринов

Предисловие

В наш компьютерный век высоких технологий давно уже кажутся сказками многим современным людям истории о жизни и чудесах древних христианских святых. И вот, оказывается и в наше время существуют удивительные примеры жизни людей, не желающих плыть в общем потоке страстей по воле «князя господствующего в воздухе» (сатаны). И Господь прославляет своих святых, как и во все времена поразительными чудесами, которые происходят прямо на наших глазах.

Этот небольшой труд содержит воспоминания очевидцев о жизни и исцелениях на могилке угодниц Божьих Евдокии, Дарьи, Дарьи, Марии невинно расстрелянных в 1919 году.

Конечно, из-за давности времени, слабости человеческой памяти, субъективности понимания происходящего трудно со всей точностью восстановить ход событий во всех деталях. Ведь даже одно и то же событие разные люди понимают и описывают по-разному.

Здесь приводится попытка наиболее достоверно отразить происходившее в те времена и исправить, по возможности, неточности, вкравшиеся в книгу иеромонаха Дамаскина («Мученики и исповедники XX в.»), в которой так же есть описание жизни угодниц Божьих.

В процессе сбора материалов автору довелось своими глазами видеть случаи исцеления, которые также приводятся в этой книге. Прошу не судить строго мой убогий труд. Единому же Богу Отцу и Сыну и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.

Баринов Николай

Житие суворовских мучениц

Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии

Обычная могилка

Недалеко от Дивеево Нижегородской области лежит небольшое село Суворово, до революции называвшееся Пузо, потому, что располагалось на покатом холме, напоминающем живот. Совершенно неприметное на первый взгляд селение. Но есть здесь то, ради чего приезжают даже за многие тысячи километров полные автобусы людей. Что же заставляет многих, как правило, тяжелобольных людей, проделывать такие утомительные путешествия? Оказывается это самая обычная могилка на самом обычном кладбище. Но похоронены здесь совершенно необычные люди – расстрелянные в 1919 г. святые мученицы. По их молитвам и совершаются на могилке убиенных Евдокии, Дарьи, Дарьи, Марии огромное количество исцелений, совершенно казалось бы неизлечимых болезней.

Суворовские мученицы блаженная Евдокия и три ее келейницы Дарья, Дарья, Мария до конца пронесли свой крест в нашей короткой, но нелёгкой земной жизни, умерщвляя свои страсти суровейшими аскетическими подвигами, наподобие подвижников первых веков христианства. За это сподобились они получить от Господа разнообразные дары Святаго Духа, помогая людям в их бедах и болезнях. И после своей мученической кончины они не оставляют нас грешных своей помощью.

Детство

Родилась Дуня в 50-х годах 19 века в селе Пузо (ныне Суворово). Мать, Александра, умерла рано. Отец, Александр, женился на другой и тоже вскоре умер. Отроческие годы Дуня жила у дяди и тёти. Дунюшка была тихая, и здоровье у неё было слабенькое. Уже с детства она была не от мира сего. Шумных игр она не любила. Зайдут к ней девочки: «Дунюшка, пойдем играть». Она говорит: «Пойдемте, пойдемте». Выведет их на дорогу – и бежать от них. Была у неё в детстве только одна подружка – Мария, да и та вскоре умерла. После этого стала Дуня часто ходить в церковь. Смерть близких часто заставляет людей понять скоротечность нашей земной жизни и задуматься о вечном. Стоять Дунюшка долго не могла, поэтому в церкви опускалась на колени и так всю службу молилась. Ходила она с палочкой и всё этой палочкой крестила. Несмотря на своё слабенькое здоровье, старалась Дунюшка помогать по хозяйству, но вскоре совсем слегла. И сподобил её Господь за целомудренное благочестивое житие дара прозорливости еще с отроческих лет. Тетя её сначала не верила: «Да ладно болтать-то!» А она как скажет, так всё и сбывалось. Ходила она во всем темном: обвяжется – чуть личико видно. А как слегла, сделали ей лежанку из досок. Постелили портянки, под голову – зипунок. На этом она и лежала. Стали за ней ухаживать две девушки. Был у Дунюшки и духовный наставник – прозорливый старец из Сарова, отец Анатолий. И начала Дунюшка вести строгую подвижническую жизнь.

Келья о двух окошках

«Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом… Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов)[1]. И Дунюшка отдавала основную часть своего времени молитве. Молились они с 5 утра до 12 дня, было по 20 минут отдыха. Пели тропари и кондаки Царице Небесной и святым, читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты. Клали поклоны. Вечером молились с 8 до 12 ночи.

Домик у них был старенький о двух окошках, третье – боковое, где она и лежала. Печка того и гляди развалится. Зимой было очень холодно. Хожалки – так звали тех, кто за ней ухаживал – настолько уставали, что падали и спали на полу, не взирая на мороз. Вспоминая страдания Спасителя за нас грешных, Дунюшка взяла на себя тяжелый крест постоянных страданий, который несла всю свою жизнь. В бане она не мылась, бельё не меняла, пока не истлеет на ней рубашка. За её жизнь на ней истлело 3 одежды. Те куски хлеба, которые она клала себе на постель, высыхали и впивались в тело. Вшей и тараканов было море.

Страдающий плотию перестаёт грешить (1 Пет. 4, 1), – говорил апостол Петр. И Дунюшка с келейницами добровольно умерщвляли плоть свою ради вечного Небесного Царствия. Никто не знал, когда Дунюшка надела на себя вериги[2]. Со временем они вросли в тело. Поэтому, когда её поднимали, она стонала: «Ой-ой, тихонько, тихонько!» Омывали её хожалки иногда по частям холодной водой.

Вскоре отец Анатолий благословил ухаживать за Дуней Дарью Тимагину. Пела она хорошо, Псалтирь наизусть знала. Но родители ее были неверующие и вскоре просватали Дарью. Подобно тому, как преподобный Феодосий Печерский презрев временные греховные наслаждения убегал от матери к преподобному Антонию, чтобы проводить чистую равноангельскую жизнь, так и Дарья убежала к Дунюшке. Родители нашли её, за волосы вытащили из кельи и, подобно тому же Феодосию Печерскому, сильно били. Но кто отлучит нас от любви Божией? (Рим. 8, 35), – вопрошал апостол Павел. Так и Дарью ничего не могло остановить. Два раза её сватали, и два раза она убегала: И враги человеку домашние его (Мф. 10, 36), – исполнились Евангельские слова. Непонятна, странна и враждебна неверующим людям христианская подвижническая жизнь. Хотя никто не видит от учеников Христовых никакого зла, но: Как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир (Ин Л 5.19), – сказал Сам Господь в Евангелии. Людям, утопающим в грехах, у которых бог века сего (сатана)ослепил умы (2 Кор. 4, 4) ненавистно чье бы то ни было чистое житие, потому, что оно само по себе уже обличает их грехи. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать в зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 12–13) Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому, что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. З, 19–20) Но Господь никогда не оставляет любящих Его. Наконец, родители Дарьи успокоились, и она потом уже 20 лет не выходила из Дунюшкиной кельи. Приходил к ним священник со Святыми Дарами – Плотью и Кровью Христовой. Сам Господь дал нам это величайшее Таинство, когда на Литургии просфора и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. // Отечник. № 5; М., 1997.

2

Когда открывали мощи святых угодниц вериги не нашли, возможно они были из власяницы, растирающей до боли тело и со временем истлели.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу