Полная версия
Будь драконом. Говорить ярко и уверенно
При этом у остальных слушателей впечатление будет хуже, чем могло бы быть, если бы вы и на них иногда смотрели. Поэтому взгляд перемещаем. Не обязательно смотреть кому-то прямо в глаза – смотрите чуть выше, на пересечение линии бровей и носа. Так вы будете меньше испытывать стресс, вам станет легче.
Хорошей комбинацией «общения с другом» и перемещения взгляда по залу может быть рассадка друзей по «секторам», и тогда, «проходясь» взглядом по залу, вы сможете находить своих друзей, «общаться» с ними по 10–15 секунд, а затем переводить взгляд дальше.
Важно! Не должно быть «мертвых зон». Если вы не видите людей, сидящих по краям зала, отойдите назад. Окидывая взглядом аудиторию, вы должны охватить все ее уголки.
На этом рисунке видно, что наш взгляд может упускать людей, сидящих по краям.
Поэтому очень важно контролировать самые крайние сидения!
Еще один важный момент: визуальный контакт при ответе на вопросы из зала. Тут нет точных цифр, есть лишь примерное соотношение: 40 на 60. 40 % времени ваш взгляд должен быть направлен на задающего вопрос. А остальные 60 % времени следует смотреть на остальных участников. Не забывайте про них. Отдельно про технику ответа на вопросы мы поговорим в соответствующей главе.
«Я читаю людей по их взгляду!»По направлению взгляда человека можно определить, о чем он думает. Вы можете «читать» мысли собеседника, но и вас могут «читать», зная некоторые особенности функционирования нашего тела.
Во время разговора мы обычно не задумываемся о том, куда смотрят наши глаза. И хотя большинство из нас знает, что очень важно поддерживать визуальный контакт с собеседником, с аудиторией, далеко не все это делают. Почему?
Ответ кроется в нашей физиологии. Нам сложно одновременно говорить и держать контакт глазами. Для этого нужно тренироваться осознанно управлять взглядом. Исследования[1] показали, что людям комфортно держать визуальный контакт 3,3 секунды, при этом нет разницы в результатах исследований различных половозрастных групп. Поэтому во время разговора мы отводим взгляд.
Интересный факт! По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза в глаза от 20 до 50 % времени. Влюбленные – от 60 до 80 %. Руководители профессионалы – от 80 до 100 % времени общения[2].
Дальше я буду описывать реакции, свойственные большинству людей, и то, что относится к правшам, – у левшей или скрытых левшей всё зеркально. Человек смотрит налево, когда нужно обратиться к воспоминаниям, а направо, когда необходимо заняться конструированием, придумыванием несуществующих звуков, ощущений, образов, ситуаций на основании опыта и фантазии человека.
Поднимая глаза вверх, мы обращаемся к визуальному каналу, то есть вспоминаем или конструируем образы и картинки.
Подойдите сейчас к человеку, который рядом с вами, и попросите его внимательно, во всех деталях представить большую рыжую обезьяну, которую он видел в зоопарке. И понаблюдайте за его глазами.
С большой вероятностью взгляд вашего собеседника будет направлен вверх и в левую сторону, так как ему надо будет вспомнить визуальный образ.
Если же вы попросите другого человека сообщить ложный факт о себе, его глаза сразу обратятся наверх и вправо. При написании этих строк я дополнительно попросил жену сделать то же самое. РАБОТАЕТ!
Есть три уровня: визуальный, аудиальный и чувственный.
Визуальный – это уровень выше линии глаз, аудиальный – на уровне глаз. И чувственный – ниже уровня глаз.
Когда человек вспоминает звуковую информацию, его взгляд идет налево без изменения высоты. Например, если вы попросите кого-то вспомнить голос друга или родственника, взгляд этого человека будет направлен влево и остановится посередине. А если попросите представить, как мог бы звучать рев турбины космического корабля, то есть то, чего он не знает, то взгляд устремится направо.
При разговоре о чувствах мы можем увидеть, что глаза человека опускаются вниз. Влево – если речь о воспоминаниях, вправо – если нужно мысленно что-то сконструировать или придумать.
Помимо этого, в нижней плоскости у нас также «находится» процесс обдумывания. Поэтому, если вы определите человеку задачу, где нужно поразмыслить или посчитать что-то, то он, скорее всего, обдумывая решение, опустит взгляд вниз.
Всегда ли можно руководствоваться направлением взгляда собеседника? В целом – да, если вы знаете о нем достаточно, если вы в курсе того, как он ведет себя в обычной жизни.
Теперь, когда вы узнали об этих паттернах поведения, вы также должны понять, что и окружающие люди могут о них знать и использовать их. Так, например, опытный переговорщик будет продолжать смотреть прямо на вас даже в том случае, если ему нужно что-то придумать или дать вам неверную информацию. Учитывайте опыт и знания людей.
И последнее предупреждение в данном разделе… Помните, что когда вы анализируете взгляд другого человека, движения ваших глаз также «читаются». Поэтому, тренируйтесь во время выступлений не отводить глаза, если что-то забыли или если придумываете хороший пример-иллюстратор.
Визуальный контакт для онлайн-выступленийПосмотрите видео по QR-коду. Спикер почти с самого начала начинает смотреть в сторону, где, вероятнее всего, у нее расположена презентация, которую она читает.
https://www.youtube.com/watch?v=Z4nxlqTYx2Aamp;t=1s
Учитывая, что видео длится всего 8 минут, оратору стоило бы подготовиться, запомнить основные тезисы для того, чтобы работать с залом, а не просто зачитать материал.
Чего не хватает в данном видео?
Ответ: не хватает контакта с аудиторией, как итог – потеря зрительского внимания.
А что делать в онлайне, когда все сидят перед экранами и мы не видим людей или видим в углу экрана?
Здесь есть особенность. Если мы будем смотреть на участников, которые отображаются в программе сбоку от презентации, то им будет казаться, что мы смотрим в сторону, как мужчина на рисунке номер 2. Поэтому рекомендуется смотреть в глазок камеры. Со стороны участников онлайн-мероприятия это будет выглядеть так, как будто вы смотрите прямо на них.
Достаточно трудно смотреть в камеру, когда ниже на экране расположены фотографии участников.
Приклейте рядом с камерой яркий стикер, чтобы привлекал внимание и напоминал о фокусе, либо в центре экрана приклейте маленькую красную стрелку, чтобы она служила напоминанием, но не закрывала обзор, если вы показываете презентацию.
Кроме того, можно купить отдельную веб-камеру, а не использовать штатную встроенную камеру компьютера или ноутбука. Тогда вы сможете расположить ее над полосой с участниками и будете смотреть им почти прямо в глаза.
При обычном расположении встроенной камеры по центру верхней грани компьютера или ноутбука вы будете выглядеть вот так.
А если вы работаете с двумя экранами, то, может, даже вот так.
Я смотрю в центр экрана
Я смотрю в центр камеры
Учтите, что если вы показываете какой-то материал на экране, то значение визуального контакта будет более низким, чем при простой беседе с участниками. То есть, если вы не выводите на экран никакой презентации, сосредоточьтесь на контакте со слушателями. Смотрите либо в камеру, либо в середину экрана.
Для того чтобы можно было спокойно следить за взглядом и смотреть только на камеру, нужно хорошо владеть материалом, который вы передаете. Если вам требуется подсматривать в листы, в заметки, то ваш взгляд точно будет регулярно опускаться вниз, и зрители это заметят.
Лайфхак! В программах типа Вебинар. ру, когда вы демонстрируете презентацию, можно переключиться на другое окно и открыть там заметки в Word, например. Смотря на них и читая, вы будете выглядеть более естественно, чем если будете читать с бумажек, лежащих перед вами. Ваш взгляд будет направлен на экран.
ЗаданиеВключите Zoom конференцию на компьютере и зайдите также с телефона. Смотрите на разные точки экрана, а телефоном делайте скрины экрана. Затем посмотрите и определите, где ваш взгляд был направлен на слушателя, а где – в сторону. Подумайте, где расположить дополнительную камеру.
Направьте взгляд аудитории в нужную сторону! Слова-усилители«Я думаю, вам подойдет это платье». «Я уверен, вам подойдет это платье». Произнесите обе фразы вслух, и вы поймете, что слово «уверен» вы произнесете сильнее, увереннее. Когда аудитория слышит такие слова, она начинает вас слушать очень внимательно. Здесь вы закладываете интонационные ударения прямо в слова.
«Посмотрите на этот график…» Данная фраза привлекает внимание вне зависимости от того, как вы ее произнесли. Если кто-то отвлекся, то после этой фразы взгляд человека автоматически переместится на экран с вашими данными. Слова «посмотрите», «обратите внимание», «предлагаю изучить» позволяют сфокусировать внимание аудитории на конкретном объекте, они призывают слушателя совершить определенное действие: посмотреть, изучить и т. д.
Вы используете призыв к действию. «Сравните два столбца…», «Посмотрите направо…», «Вспомните, что мы с вами обсуждали до перерыва…», «Возьмите ручки и запишите…», «Сфотографируйте этот слайд…» Все эти фразы помогут вам привлечь внимание. Даже если слушатель не сделает того, о чем вы его просите, он все равно сфокусируется на вас и вашей речи.
Добавляйте иллюстрации к вашему выступлению. Если есть иллюстрация, к ней можно обращаться. Аудитория захочет посмотреть. И слушателям легче будет обработать данную вами информацию, так как наш мозг быстрее усваивает именно визуальную информацию. По исследованиям, более 50 % коры головного мозга обрабатывает входящую визуальную информацию. Данный процент значительно превышает проценты, связанные с остальными каналами восприятия[3].
Поэтому используйте слова, чтобы привлечь внимание к иллюстрациям и, конечно, используйте иллюстрации, чтобы было к чему привлекать внимание словами!
ЗаданиеКогда вам надо будет выступить в следующий раз, напишите приблизительный текст выступления заранее. Затем подумайте над тем, какие слайды хорошо дополнят и проиллюстрируют ваше выступление.
Заранее пропишите фразы, с помощью которых будете обращать внимание слушателей на отдельные информационные блоки в вашей речи. При этом старайтесь чередовать слова и не использовать многократно одну и ту же фразу.
1.3. Три мощных составляющих… Или: «Мне вам нечего рассказать, но я сделаю так, что у вас сложится обратное впечатление…»
Вы узнаете:Как сильно влияет смысл слов на выступление спикера.
Куда деть руки во время своей презентации.
Какие жесты нужно срочно исключить из «репертуара».
Вы сможете:Выбрать «базу» для своих рук.
Применять жесты и позы уверенного человека.
А также в этой главе:Классическая поза Ангелы Меркель.
Как еще можно держать руки во время выступлений.
Что влияет на наше восприятие спикераБывало ли у вас такое в школе, колледже, институте или любом другом образовательном учреждении, что вы приходили на лекцию учителя или профессора по, казалось бы, очень важному предмету, но слушать его было просто невозможно?
Вы понимаете, что по этому предмету предстоит сдавать экзамен, что он пригодится вам в будущем, но… прям невмоготу…
Возможно, вам было слишком скучно, преподаватель говорил чересчур нудно или заумно. А может, вы прям засыпали от его голоса…
Если такое с вами бывало, то предлагаю посмотреть видео, перейдя по следующему QR-коду.
Сначала 1,5 минуты без звука, затем посмотрим видео со звуком.
Итак…
https://www.youtube.com/watch?v=7NcA5OLVC9U
Теперь я попрошу вас ответить на три вопроса:
1. Насколько, на ваш взгляд, выступающий был уверен в себе?
2. Был ли у него контакт с залом?
3. Хотите посмотреть это видео со звуком?
В любом случае, теперь я предлагаю вам посмотреть этот ролик со звуком.
https://www.youtube.com/watch?v=7NcA5OLVC9U
Как вам выступление Уила, нашего спикера из видео? Хорошо ли он был подготовлен? Держал ли нас в напряжении до самого конца или нет?
На своих тренингах я получаю разные отклики от участников. Кому-то видео нравится, кто-то в восторге, но есть и те, которые говорят: «Николай, но ведь он ничего нам не сообщил…»
Действительно!
Здесь я хочу привести вам одну статистику, комбинацию данных, первое упоминание которых я встретил в книге Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора», и рассказать об исследовании, которое провел калифорнийский ученый Альберт Мейерабиан. Он исследовал группу женщин и роль первого впечатления в установлении доверия между людьми.
И пришел к выводу, который нужно иметь в виду всем, кто хочет выступать еще лучше:
Мы на 55 % больше доверяем тем сигналам, которые получаем через невербальный канал информации.
Данные цифры хорошо подтверждаются ответом на вопрос: почему нам было скучно и неинтересно слушать некоторых профессоров в учебных заведениях? Важно не только содержание текста.
Одна моя знакомая, которой я показал это видео и привел данную статистику, спросила: «Коля, это что же, выходит, совсем не важно, что я говорю?». Ответ: «конечно, важно». При этом надо понимать, что недостаточно просто хорошего содержательного текста, чтобы нас с вами слушали. С другой стороны, нужно же что-то рассказать, иначе у слушателей возникнет вопрос: «а зачем мы сюда пришли?».
Для нас с вами, как для выступающих, важно сделать так, чтобы нас хотелось слушать. Нужно, чтобы наше выступление притягивало.
Пропорции процентов могут меняться в зависимости от условий выступления. Так, если мы с вами выступаем онлайн, то от всей невербальной информации остается только то, что можно «считать», видя вас по грудь. А нередко видно одно лишь лицо. В этом случае проценты невербалики распределяются на другие каналы. Условно скажем, что на невербальный канал остается 20 %, на голос идет 60 %, а на текст – 20 %.
Если параллельно вы демонстрируете презентацию, то на нее также может оттягиваться до 20–30 %, можем их отнести к тексту, хотя это будет весьма условно, так как в презентации работает визуальный канал передачи информации, а не слуховой.
И давайте еще «поиграем» с цифрами, задав себе вопрос: «А как распределятся проценты, если мы выключим экран?». Процент невербалики будет 0, а остальное распределяется между голосом и текстом, который вы произносите. Очень похоже на телефонный разговор.
Ну а если вы пишете письмо человеку, то остается только текст. Поэтому в письменной речи или при написании электронного письма очень важно внимательно анализировать то, что вы пишете, и думать о том, как это может быть воспринято теми, к кому обращено ваше письмо.
В данной книге мы разберем все три блока этой статистики, поговорим о том, какие слова использовать, а какие точно не стоит. Мы натренируем свой голос для того, чтобы нас хотелось слушать, и обязательно отработаем моменты, касающиеся языка тела. Начнем именно с этого блока.
Невербальная составляющая выступления. Кратко и по делу!Что я предлагаю:
1. Исключим жесты неуверенности. Аудитории не нужно видеть, что мы волнуемся и нам тяжело.
2. Добавим жесты уверенности. Наши слушатели должны доверять информации.
3. Исключим жесты агрессии. Задача в том, чтобы не создавать лишнего напряжения между нами и залом.
А теперь подробно…
Начнем с жестов неуверенности и уверенности. Уже давно доказано: то, что мы ощущаем, проявляется в наших жестах, позе, голосе. Но что еще интереснее: если мы будем осознанно использовать жесты, это будет влиять на нас, на наш характер. То есть наши жесты отражают то, как мы себя ощущаем, и одновременно мы можем управлять тем, что внутри нас, через транслируемые нами жесты. Это работает в обе стороны.
Подробнее об этом в выступлении Эми Кадди[4] на TED Global 2012:
Начнем с того, какие жесты точно надо убрать:
1. Любые теребления предметов в руках, нажатия на кнопку ручки или открывание маркера.
2. Так называемые закрытые позы, которые ассоциируются у большинства людей со страхом, неуверенностью, зажатостью.
Я не буду детально описывать каждый жест. Лишь предлагаю вам выполнить практическое задание: запишите себя сами или попросите кого-то из друзей записать вас на видео, а затем посмотрите и разберите его. Вы увидите много жестов, а возможно, и позы, о которых раньше не думали или не считали, что они вам свойственны. Сейчас важно отследить именно те жесты и позы, которые мы с вами исключаем, чтобы выглядеть ярче и увереннее при выступлениях.
3. Всевозможные потирания глаз, ушей, головы, покусывание губ.
Аллан Пиз, автор книги «Язык телодвижений» считает, что такими жестами мы пытаемся закрыть себе рот, если говорим то, во что не верим, либо не считаем себя тем человеком, который должен это говорить.
4. Жесты и позы агрессии.
Жестами и позами агрессии могут быть так называемые «широкие жесты», когда мы занимаем большее пространство в помещении и как бы давим на собеседников.
И классика: поза, которую я называю «руки в боки», любимая поза моей жены. Когда я вижу, как она ко мне подходит, уперев руки в бока, я точно знаю, что сейчас будет разнос
.Любые потрясания кулаками, удары кулаком по столу – всё это точно жесты агрессии. Вспомните, скорее всего, у вас был руководитель, который часто использовал данные жесты.
Указательный палец, закрытая ладонь.
На эту тему есть потрясающее видео, где мировой гуру и эксперт по языку тела Аллан Пиз выступает на площадке ТЕД и показывает наглядно влияние жестов на реакцию зала.
https://www.youtube.com/watch?v=d6uF2jakliwamp;t=497s
Цель: открытость зала для восприятия вас. Если вы неосознанно вызываете у людей желание закрыться или защититься, это приведет к провалу.
Как вы должны стоять, какую позу принять:
1. Ноги на ширине плеч, носки чуть-чуть в стороны.
2. Грудь расслаблена, плечи слегка назад.
3. Голову держим прямо, слегка вперед, подбородок ровный, можно приподнять чуть-чуть вверх.
4. Легкая улыбка.
Какими должны быть жесты:
1. Плавные
2. Не беспрерывные
3. Разнообразные
ЗаданиеСоставьте небольшую речь – самопрезентацию, длительность – 1 минута. Проанализируйте, какими жестами можно ее сопроводить. Затем порепетируйте перед зеркалом.
Обращайте внимание на ваши:
1. Позу.
2. Улыбку.
3. Разнообразие жестов.
4. Количество жестов.
А куда девать руки во время выступления?Тут помогут «базы рук» – это те позиции, на которые вы возвращаете руки после демонстрации жестов.
Есть несколько правильных позиций:
Из этих «баз» вы жестикулируете, и в них же возвращаете руки, закончив демонстрацию.
Все остальные положения рук исключайте.
Отдельная рекомендация: исключайте заезженные жесты и «базы рук» или сводите к минимуму их использование.
Так, Ангела Меркель чрезмерно использовала «базу рук» «домик».
clck.ru/36Go2V
Почему это плохо? Вас будут считывать в момент!
Так, фронтмен команды КВН «Полуостров» в своем первом телевизионном сезоне всё время использовал такую же «базу рук».
Вы можете посмотреть игры КВН или набрать в поисковике запрос.
clck.ru/36GiXH
Спустя год репертуар жестов данного актера стал разнообразнее.
При этом до сих пор у него сохраняется неуверенность при выступлениях, и это видно по одной из поз, которая демонстрируется им на сцене. Когда актер сводит руки на уровне «ниже пояса» и зажимает одну ладонь в другой.
Об этих жестах неуверенности хорошо рассказывает Аллан Пиз в другом своем выступлении:
https://www.youtube.com/watch?v=Bj8B3UsR898amp;t=102s
Наша задача, как спикеров, тренироваться, чтобы выглядеть естественно.
Упражнение 1.1Попробуйте каждую из «баз рук». Постойте в ней 30 секунд. Определите, какая из баз для вас самая удобная. Также выберите запасную «базу рук». В эти базы нужно будет возвращаться каждый раз, когда у вас закончатся жесты.
Упражнение 1.2Теперь предлагаю вам на камеру рассказать любую историю длительностью 2 минуты. Если хотите, можно говорить и дольше. Затем проанализируйте, как и где вы держали руки.
Упражнение 2
Возьмите запись из предыдущего упражнения.
Проанализируйте, какие жесты/позы неуверенности вам свойственны. Используйте форму ниже.
Запишитесь повторно, сравните количество «неправильных» жестов на первом видео и на втором.
Форма для анализа1.4. Страхи, или Как победить внутренних демонов
Вы узнаете:Какие страхи самые популярные.
Какие есть «противоядия» от страха публичных выступлений.
Вы сможете:Подобрать способ работы со страхом, который подходит именно вам.
Убирать страх непосредственно перед выступлением.
А также в этой главе:Техники «Боггарт» и «Челюсть».
Основные страхиЧего вы боитесь больше всего, когда вам надо выступить?
Напишите о своем самом большом страхе, связанном с публичными выступлениями.
А теперь предлагаю вам подумать, какие еще страхи вы испытывали, выступая публично. Запишите их ниже:
____________________
____________________
На каждом тренинге по публичным выступлениям, которые я провожу в корпоративном и открытом форматах, я задаю присутствующим вопрос: что пугает их больше всего в публичном выступлении.
Есть несколько наиболее распространенных страхов, связанных с выступлениями на публике. Эти страхи отравляют нас. Из-за них мы думаем не о самом выступлении, а о том, что что-то может пойти не так. Давайте разберем основные страхи и «противоядия» к ним.
1. СТРАХ неизвестности. Мы не знаем, что и как точно будет происходить. Каким будет зал, сколько людей придет, что это будут за люди и т. п.
«ПРОТИВОЯДИЕ»: превратите неизвестное в хорошо знакомое. Постарайтесь заранее выяснить, с кем вам придется иметь дело, откуда эти люди, какой опыт имеют. Соберите всю информацию по помещению, а лучше поезжайте туда заранее и изучите всё. Можно это сделать даже накануне. Порепетируйте речь, не оставляйте всё на волю случая.
В марте 2022 года я участвовал в конкурсе «Лучший в Диджитале» от компании ТренингСпейс. И у нас было отборочное задание – записать видеоурок. До этого именно такой формат я не записывал и немного волновался. Помимо содержательного текста, я должен был держать в уме еще несколько аспектов. Поэтому, для снижения волнения я прогнал текст 4 раза, вычеркнул все фразы, которые «не ложились на язык», и к финальной записи на камеру я абсолютно точно знал, о чем буду говорить. Оставалось лишь следить за тем, КАК я буду произносить свой монолог, а также контролировать технические аспекты.