Полная версия
Мифы и реальность театра «КомедиантЪ»
Неслучайные встречи
Руководители театра на капустнике.
Ирина ЕгороваВ мою встречу с Алёной Чубаровой и «Комедиантом», конечно же, вмешались высшие силы и судьбоносные личности – а как же иначе?
Это случилось в лихие девяностые, когда я пыталась выжить вместе со своими домочадцами после рождения второго ребёнка. В двух театрах, где я тогда работала, денег уже давно не платили. Барахтаясь в волнах инфляции и беззарплатицы, работая на трёх-четырёх работах, чтобы свести концы с концами, перепрыгивая, как на весеннем льду, из одной обрушивающейся фирмы в другую, я в ужасе думала, что ушла из профессии, по-видимому, навсегда.
Но тут одна судьбоносная личность по имени Светлана Шульга вытащила меня на премьеру в театр Людмилы Ивановой, где она тогда работала. Каким-то чудом получилось, что нашёлся добрый человек, чтобы посидеть дома с малюткой-дочкой, и я впервые за несколько безумных лет вырвалась в театр. И, как выяснилось, не напрасно.
В фойе театра ко мне подошёл человек с внимательными глазами, назвался Александром Фридрихсоном и спросил, не актриса ли я?
О! Это был вопрос, который отправил меня в нокаут – конечно, актриса! И ещё до какой степени актриса!
По дороге к метро он говорил мне о сценарии, в котором хотел бы меня заснять, а я рассказывала ему, как маниакально всегда работала в театре, таская с собой своих детей на репетиции и спектакли практически с рождения. И какая пытка для меня заниматься какой-то чушью, чтобы просто выжить вместе с детьми.
Послушав меня немного, Саша высказал абсолютно точный диагноз: «Тебе нужно познакомиться с Алёной Чубаровой – она такая же сумасшедшая, как ты».
Через некоторое время он же и познакомил нас, пригласив на пробы какого-то проекта, где мы с Алёной должны были играть пьяных женщин, совершенно безобразно конфликтующих друг с другом.
Проект продолжения не имел, но случилось главное – добросовестно поскандалив в кадре, мы с Алёной мирно и благожелательно обменялись телефонами. (И надо сказать, что это был единственный случай, когда мы ссорились, и то не по своей воле, а по велению режиссёра).
А ещё какое-то время спустя, между всеми своими бегами и работами, я стала получать приглашения от Алёны – то на одну премьеру в театр «КомедиантЪ», то на вторую, то на третью!..
– Ничего себе! – думала я. – Страна рухнула, кругом творится бог знает что, а в этом «Комедианте» одна премьера за другой! Как это? Как им это удаётся?!!
Понять «Как это?» можно было только одним способом – прийти на спектакль и посмотреть своими глазами. И мне ничего не оставалось, как вырвать себя из всех своих многочисленных пут и явиться на спектакль «Кафе исполненной мечты». Подвижная и грациозная Алёна Чубарова преображалась, искрилась, то закручиваясь вихрем, то взвиваясь ввысь в руках партнёра. Яркий и одновременно органичный, как собака, Александр Огородов, с которым мы работали некоторое время в лобненском театре, увлекал темпераментными монологами. Остальные актёры, которых я не знала, были привлекательны и непосредственны. Спектакль был живой, заводной, свежий…
После спектакля Алёна, только что блиставшая на сцене разнообразием образов и нарядов, не слыша слов благодарных зрителей, набившихся в маленькую гримёрку, в полной растерянности пыталась собрать вещи. А это, как выяснилось, всегда давалось Алёне очень непросто. Я успела ей мимоходом помочь и заодно сунула в руки парочку сборников своих стихов, сказав, что готова участвовать в её спектаклях, если понадобится, и как автор, и как актриса. А дальше всё покатилось уже совсем неудержимо. И кто же мог предположить, что заветные чаяния вдруг молниеносно начнут сбываться, как и было заявлено в названии спектакля «Кафе исполненной мечты»?
Через пару дней Алёна позвонила и сказала, что приглашает меня на репетицию спектакля, который будет сочиняться в процессе работы. Примчавшись после какой-то из работ на репетицию, я не сразу поняла, где же, собственно, режиссёр. Алёна с вякающим младенцем, примостившимся у неё на боку, ходила между артистами, кому-то что-то объясняла, потом что-то пробовалось, что-то предлагалось, обсуждалось, без шума и авралов, как-то играючи…
Через две недели мы сыграли премьеру «Салон тёти Маши». Я даже представить себе не могла, что спектакль можно с нуля сочинить и поставить в случайном помещении – так стремительно, легко и живо. Очень быстро я поняла, что подсела на этот процесс. Но только сейчас можно оценить, насколько!*
* Настолько, что, читая аннотацию к сборнику стихов Алёны Чубаровой «Жребий на удачу», Ирина Егорова восклицала: «Ах, как точно! Как здорово! Кто же это написал?» И с удивлением прочла подпись автора «Ирина Егорова»…
Немного о голове орлицы
Ирина Егорова на творческом вечере.
Алёна ЧубароваЕгорова. Она – одесситка.
Это то, что в теореме называется «дано».
А что же требуется доказать?..
Гм… В одном егоровском стихотворении есть строчки: «Так всё, что причитается на тризне, нельзя ли мне – авансом и при жизни?»… Попытались. На юбилей сделали книжку «50 страниц про Иру», где почти каждый, с кем она работала, писал о ней всё самое-самое-самое. Старались изо всех сил, кто в стихах, кто в прозе, кто в графике. Ну и что, удалось нам сказать о ней достаточно? Или хотя бы необходимо? Нет! Увы… Потому что лучше всего о ней говорят её собственные строчки, многие из которых стали крылатыми выражениями, запоминаются с лёту, как частушки или неприличные анекдоты, цитируются к месту и просто так, а лет через сто, без сомнения, станут народным фольклором.
Например:
«Счастливей морды нет на свете, но мне к лицу,Так и попрусь со всем вот этим на улицу…»«Когда хомячихи рожают хомят,мужьям хомякам они жутко хамят».«Отчего я на вид пожилая…Оттого, что с тобой пожила я!»«С тобой имела мало делаИ оттого помолодела!»А после поездки на теплоходе, где она прочитала свою частушку:
«Я с тобою пала бы прямо бы на палубу…Если нету палубы, пала б, где попало бы…»Разумеется, весь теплоход это распевает.
Так что же требуется доказать в этой теореме?
Да ничего!
Егорова – не теорема! Егорова – аксиома.
Принимается априори – цельно и неделимо. Приходи. Смотри. Слушай. Получай удовольствие.
Ну, а в театре нас называют «двуглавой орлицей». И правильно. Потому что на вопрос «Кто из вас главный?» мы хором кричим: «Она!» и тычем пальцем в соседку.
Правда… с течением времени руководство театра превращается в «трёхглавого дракона», а потом и вовсе в «квадратуру круга»… Но это уже «совсем другая сказка». Об этом в другой раз. В любом случае, живём мы мирно, хотя Егорова и одесситка, а мы все россияне разных национальностей.
Неправильный Маяковский
Г. Новиков – Маяковский, И. Егорова – Лиля Брик.
Алёна ЧубароваНаш Геннадий Новиков совсем не похож на Маяковского. Ну, абсолютно. Тот темноволос и кареглаз, а наш – светлоокий блондин. Правда, рост, голос, осанка, внутренняя мощь – что есть, то есть. Спектакль «Он – Сам» к октябрю 2001 года был уже почти готов, а главного героя нет и нет, а премьера уже запланирована, что делать? Просто беда… Многие актёры приходили пробоваться, и хорошие актёры, и внешне нужной масти, а всё не то… А тут этот северный викинг, казалось бы, вообще мимо, но что мы теряем, если послушаем… Послушали, и… сразу стало ясно: герой – есть! Хотя на тот момент особой любви к Владимиру Владимировичу актёр не питал… Это мы, работая над сценарием, перелопатили кучу литературы о поэте: воспоминания, письма, документы, а Гена пришёл практически случайно. (Ах, его величество – случай!) Потом, уже после премьеры, на реплику зрителей: «Спасибо, вы открыли нам Маяковского…» звёздный Новиков честно признавался: «Да я сам его только что открыл». А всего через несколько спектаклей не только артисты, но и все сотрудники музея, не сговариваясь, стали называть Гену «наш Маяковский».
В 2005 году вышел нашумевший сериал о Есенине с Сергеем Безруковым в главной роли. Мы к тому времени свой «Он – Сам» сыграли уже около 50 раз. В фильме есть эпизод с Маяковским, и там актёр (кажется, Дятлов) подобран почти до портретного сходства. А я сморю этот эпизод и думаю: «Маяковский у них тут какой-то неправильный». С Егоровой поделилась, и ей так показалось. Почему? Не сразу, но всё же поняли, в чём дело. На нашего Генку он не похож! Неправильный Маяковский!
Ну, а когда число спектаклей перевалило за 100, нам уже и сам Маяковский на фото стал казаться не совсем похожим на Маяковского…
Первая роль
Ксения Клюева в роли царицы Тамар
Ксения КлюеваЭто был 2011 год. В тот вечер мы давали спектакль «Он – Сам» в Государственном музее Владимира Маяковского. После его окончания ко мне подошла Алёна Чубарова и почти заговорщицким тоном спросила:
– Ксюш, слушай, а как у тебя с танцами и пластикой?
– Хорошо! – не думая, ответила я.
– Хочешь царицу Тамару играть?
– Хочу! – бахнула я, отправив ум в дальний угол.
– Ну, и отлично, тогда готовься играть её в следующем спектакле.
Ступор. После «тупой» радости ум вернулся и начал закидывать меня вопросами: «Участвовать в спектакле, который открыл для меня вселенную по имени «Маяковский», полностью изменив моё к нему отношение…». «Сейчас Алёна играет эту роль, а буду – Я!? Вот это ответственность…». «Играть с самим Геннадием Новиковым в паре!!! Которого все по умолчанию зовут «наш Маяковский». И не ради смеха, а потому что для всех он именно «тот самый Маяковский!» …Ааа! Весь этот внутренний монолог длился доли секунд, а после выхода из ступора меня обуяло чувство абсолютной детской радости! Я зашла в гримерку, где наудачу не оказалось ни одного актёра – все собирали реквизит или общались со зрителями… Там я за 10 секунд успела станцевать все танцы народов мира, которые выражали мою радость от первой роли! Наверное, многие видели подобный момент в фильмах. Я не стала исключением! А когда в гримёрную зашел наш актёр Андрей Сенькин и с удивлением посмотрел на мой «взъерошенный вид», я поправила растрепавшиеся волосы и сказала: «Ну вот, я теперь буду царицей!» А про себя подумала: своим детям, внукам и правнукам могу с гордостью говорить: «Моя первая роль в театре? Царица!..» …Правда, в этой роли всего 2 слова, но это уже не важно.
В работу – как в море…
Сцена из спектакля в пространстве музея В. Маяковского
Ирина ЕгороваСтранным образом складывалась судьба этого спектакля.
Началось всё в 2001 году с того, что нам негде было репетировать. В музее Маяковского сказали, что «КомедиантЪ» может репетировать у них, но только если это будет спектакль о Маяковском. Об этом печально сообщила Алёна Чубарова мне, только-только сыгравшей в «Комедианте» свою первую роль в её спектакле «Салон тёти Маши».
А надо сказать, что я, в отличие от многих, Владимира Маяковского обожала с детства, т.к. успела прочитать его лирику ещё до того, как меня начали пичкать в школе его «социально значимыми» произведениями. И именно из-за своей любви к Маяковскому я откликнулась на Алёнину новость с необыкновенным энтузиазмом, сказала, что, если нужно, я готова помочь и в написании сценария, и в репетициях с актёрами. И мы взялись за дело.
Работники музея провели нас по всем этажам экспозиции с интереснейшими рассказами-экскурсиями, снабдили нужной литературой. Что-то мы выискивали сами или привносили из того, что уже знали. Постепенно стало ясно, что зрительного зала и сцены для нашего замысла явно мало, и что лучших декораций, чем вся многоэтажная экспозиция музея, придумать просто невозможно.
Тогда-то и родилась идея, что мы не будем городить декорации, чтобы двигать их перед зрителями, а лучше зрителей будем перемещать среди уже имеющихся фантасмагорических конструкций. Бродя по музейным залам, мы с Алёной сочиняли сцены для спектакля, вписывая их прямо в интерьеры. Было ужасно увлекательно придумывать, как и под какими предлогами мы будем переводить зрителей от экспоната к экспонату, с этажа на этаж. Наш сценарий обрастал персонажами, которых насчитывалось уже… 44, и было совершенно непонятно, где мы возьмём столько актёров, и как вообще всё это осуществить в реальности. Но «глаза боятся, а руки делают», и мы бросились в эту работу, как с трамплина – в море.
Плакат у входа в музей В. Маяковского.
Было решено дать возможность актёрам попробовать себя в разных ролях, и мы начали репетировать отдельные сцены прямо в музее, на глазах у посетителей. Очень многое тут же меняли и переписывали – сценарий видоизменялся каждый день. Кроме того, сам стиль репетиций был достаточно неожиданным для актёров, да и для нас самих. Мы никогда раньше не думали, что возможно вообще режиссировать вдвоём. Но Алёна как-то сразу выстраивала рисунок роли, схему взаимоотношений, мизансцены, а я давала актёрам нужные психологические пристройки, мотивы, действия, и дело пошло очень быстро. А когда внешний рисунок роли не совпадал с внутренними задачами персонажей, и мы с Алёной говорили артистам вроде бы противоположные вещи – они в недоумении спрашивали нас: «Кого же слушать?» Тогда мы хором отвечали: «Обеих!»
Исключительно актёрскими средствами, театральными приёмами и незначительными деталями костюмов и реквизита мы добились того, что каждый артист преображался, играя попеременно сразу несколько очень разных характеров, при этом перебегая между этажами и успевая перевоплощаться прямо на ходу.
И вот после интенсивных репетиций состоялась премьера. Она совпала с семинаром директоров московских музеев, который проходил в помещении Государственного музея В. В. Маяковского, после чего всех участников «угостили» нашим спектаклем. Тогда таких спектаклей не было нигде, тем более в музейных пространствах. Актёры играли прямо в гуще зрителей, втягивая их в происходящее. Зрители ощущали себя то участниками скандалов, где Маяковский лихо расправлялся с нападавшими на него критиками, то поверенными его непомерной любви, то свидетелями кризисов и метаний поэта.
После просмотра потрясённые директора набросились на нас, предлагая сделать подобные спектакли в их музеях. Предложение сделал даже музей Дарвина, снизу доверху наполненный чучелами и муляжами животных, начиная от устрашающих динозавров и мамонтов и заканчивая таким широко распространённым видом, как Homo Sapiens. Конечно, от такого обилия предложений голова могла пойти кругом, если бы мы сразу же не нырнули с головой в следующий проект, о котором будет поведано чуть позже.
Спектакль «Он – Сам» шёл зачастую при сильных переаншлагах. На него ходили зрители всех возрастов от школьников и студентов до пожилых и солидных людей. Школьники, посмотрев наш спектакль, начинали (по свидетельству учителей) всюду таскать с собой томики Маяковского, студенты стали писать дипломные работы о нашем театре, а взрослые люди – горячие отзывы, диссертации, статьи.
Среди них не могу не вспомнить очень любопытную статью Виктора Жука, в которой независимый журналист под впечатлением нашего театрального зрелища прослеживает исторический казус. С одной стороны, Маяковский был экстремально политически востребован в советские времена при неглубокой оценке его поэтической мощи и неповторимости. А с другой – в новой исторической реальности, когда Маяковский политически совсем не интересен, он стал востребован именно поэтически. Его особый язык и уникальные ритмы, прорвавшись сквозь время, оказываются нужны сегодняшним поколениям.
«Он – Сам» прожил в экспозиции музея насыщенную и достаточно долгую для спектакля жизнь – 13 лет, пока музей не закрыли на реконструкцию. Но кто знает, возможно, это ещё не конец истории?..
Театральные будни руководящего состава
Репетиция спектакля.
Ирина Егорова. Алёна ЧубароваДействующие лица:А. – первый режиссёрИ. – второй режиссёрА. Алё.. ой, подождите, тут ребёнок…
И. Аллё! Алёна? Это я…
А. А я как раз тебе собиралась звонить… Я тут кое-что придумала, у меня идея к новому спектаклю… Анечка, ну что ты делаешь?! Не лей водичку на пол!..
И. Погоди с идеями, мы тут у меня дома сейчас репетируем, но у нас ЧП. Лёнька не может играть в понедельник в «Он – Саме».
А. Да ты что?! Совсем не может?
И. Совсем, совсем. Говорит, если бы пораньше сказали – он бы что-нибудь придумал. А сейчас – праздники, договариваться не с кем.
А. А что Валера? Так и не объявился?.. Аня! Аня, что ты делаешь? Не писай в банку – это же не горшочек… там компот!
И. Валера пропал вовсе. Мобильник не отвечает, жена говорит, что играть он не сможет ни в какую, а почему – молчит, как партизан… (Звонок в дверь) Ребята! Надька!.. Кто-нибудь – откройте, это, наверное, дама из Германии уже нагрянула…
А. Как, а она разве сегодня приезжает?
И. Ну да, ей же остановиться негде, её должны привезти Костя с Галиной Адольфовной…
А. Может, она может как-то… ну, чтобы мы в Германию на фестиваль поехали!
И. Постараюсь выяснить… (прислушивается) А, нет, это не она, это мама Наташку с музыки привела… кошмар… кажется, с ними Ванька… Ваня! Если Наташка снова будет рыдать – тут же пойдёшь домой!.. Поесть? Можно, иди на кухню, тебя там накормят… Ладно, так чего делать-то будем?
А. Что делать? Что делать? И кто виноват… Ох, эти вечные вопросы… Анечка, Аня, подожди, не кричи ради Бога, дай мне поговорить с тётей Ирой!
И. Зачем ты говоришь, с кем ты разговариваешь? Прикинулась бы, что с кем-то другим… она же возненавидит меня за то, что в детстве я не давала маме заниматься ребёнком. Короче, придётся срочно вводить в спектакль Рому. Только все роли ему так, с ходу не осилить, он ведь всё-таки студент. Давай впихнём его пополам с Сенькиным.
А. Рому нужно только на пионера, а Сенькина… кто он там у нас… мелкий критик, официант…
И. Продавец селёдки, пьяный на лестнице, Юрий Анненков… тоже многовато будет… не успеет…
А. Слушай! А если, в порядке бреда… я сыграю…
И. Пьяного на лестнице и Юрия Анненкова?.. Ребята, погодите, я сейчас… пройдите пока финальный танчик ещё разок!
А. Нет, это как раз пусть играет Сенькин, а я могу критика,..
И. Ты понимаешь, с критиком Маяковский так разделывается, что если он поступит таким образом с женщиной, то сразу превратится в злодея.
А. Да, пожалуй, но я могу – официанта и продавца селёдок. Кепарь надену, под пацана сработаю… Анечка! Зачем ты взяла визитки?.. Это же тёти Ирины. Аня!!! Не мни тётю Иру – она хорошая!
И. Перестань городить чушь, как может быть хорошей тётя, которая беспрерывно говорит с мамой по телефону? Ты знаешь, да, пожалуй, это выход. Да!
А. Она помяла все твои визитки с фотографиями! Аня! Что ты наделала?..
И. Ладно… поздняк метаться. Чтоб у нас большего горя в жизни не было! (Звонок в дверь) Мамочка! Мам! Открой, пожалуйста, это, наверное, германская барышня. Так-так, значит, Лёнькину роль – на троих: Рома, Сенькин и ты. (Прислушивается) А! Привет, Андроник! А у тебя когда самолёт – скоро? Ну, пойди пока на кухню, поешь чего-нибудь, мама тебя накормит. (Алёне) Это наш родственник из Америки. Но он, к счастью, сегодня уезжает.
А. Ладно, значит, ты звонишь Сенькину и своему студенту Роме. Аня!!! Что ты делаешь? Отойди, не трогай чайник, он горячий! Иди в комнату, поиграй, я сейчас!
И. Да, а ты учишь официанта и «водки-селёдки». Ребята, вы чего? Уже прошли танец? Ну, пойдите пока на кухню, там вас мама накормит. Я сейчас… просто надо понять, как жить дальше.
А. Вы там – как, хоть что-нибудь успели вспомнить?
И. Да почти все «100 поцелуев» повторили, только финальный танец… (Звонок в дверь) Ну, это уже наверное… Мамочка… или кто-нибудь, откройте, пожалуйста, дверь!
А. Подожди секунду, что-то ребёнок подозрительно затих… (убегает)
И (входящему). А!.. Добрый день… а вы… за сумкой – она там, в той комнате за дверью. Только не перепутайте, пожалуйста, там сейчас и вещи Андроника…
А (Возвращается со стулом в руках, вертит в руках паспорт). Кошмар! Она изувечила мой паспорт…
И. А что ж ты его кидаешь, где попало?
А. Так он лежал на самом верху – на секретере! Представляешь, она поставила стул на стол, и залезла…
И. Господи! Как она не свалилась-то?.. Слава Богу!
А. Теперь, наверное, придётся менять паспорт… ко всем радостям…
И. Да уж!.. Но зато Анька цела.
А. И вправду. Ох! Аж в жар бросило…
И. А ты её обезвредила?
А. Да, забрала стул, теперь она сидит на ковре и вопит.
И. Ладно, пронесло. Расслабься.
А. Да, а пришёл-то кто? Баба из Германии?
И. Да нет, мужик из Якутии.
А. Как? Опять якут? Так он же, вроде, куда-то приткнулся?
И. Он-то приткнулся, вот вещи его пока тут хранились. Слушай, а ведь мы же ещё с рекламой ничего не успели, надо срочно, а то пролетим… (уходящим) До свидания! Всего доброго. Счастливого пути! Нет! В декабре ко мне приедет моя сестра сдавать сессию в Духовной Академии, так что у нас, увы, вакантных мест не предвидится…
А. А, кстати, ты афишки напечатала? И программки?
И. Программки ночью печатала, а афишки тоже буду ночью… Между прочим, у нас ещё ничего не понятно, кто играет Путника в «Мудром проказнике».
А. Аня, замолчи, я ничего не слышу!
И. Ну давай Путника сыграю я. Ей-богу, мне это проще, чем найти актёра на выезд к чёрту на кулички.
А. Но ты не играешь на скрипке…
И. Сыграю на губной гармошке.
А. Но этот персонаж в три раза толще…
И. Я поддену под костюмчик куртку на синтепоне… и подложу подушку.
А. Нет, но восточный путник – это всё-таки мужчина!
И. Боже мой, кого это сейчас интересует? Я наклею бороду и буду говорить басом… я согласна на всё, только давай уже что-нибудь утвердим.
А. Ладно. Утверждаем. (Звонок в дверь) О, это моя Наташа привела Соньку. Теперь я могу всё оставить и пойти играть спектакль! На сегодняшний-то у нас, вроде, без авралов?
И. Вроде, да! А жизнь-то, кажется, налаживается! (Звонок в дверь) Неужели? Мамочка! Или кто там ближе, откройте!
А. Так, значит, ты срочно звонишь Роме и Сенькину. Девочки! Не ссорьтесь, перестаньте драться. Вы обе красивые, и обе похожи на маму!
И. Да, а ты звонишь на Пресню – узнать, можно ли там репетировать. Так, полчаса на утеньки-путеньки с немкой, потом сразу же дружненько рвём когти на спектакль.
А. После спектакля я еду к тебе, будем писать сценарий, я кое-что придумала… Я же не успела тебе рассказать… Мне же новый сюжет приснился!
И. Потом, я тут тоже кое-чего понаписала, придёшь – разберёмся. Ладно. Кажется, это наконец-то они! Давай, до встречи, пока! Резко вешаем трубки. (Вешают трубки.) Здравствуйте!! Ну, наконец-то! Заходите! Как я рада! (Уходит к гостям.)
А. Анечка, зачем ты кусаешь Соню? Ей же больно… Ну и что, что она смеётся?.. Наташа, сделай что-нибудь, я опаздываю на спектакль…