bannerbanner
Куда ведет дорога? Эзотерическая доктрина в понимании обычного человека
Куда ведет дорога? Эзотерическая доктрина в понимании обычного человека

Полная версия

Куда ведет дорога? Эзотерическая доктрина в понимании обычного человека

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Куда ведет дорога?

Эзотерическая доктрина в понимании обычного человека


Лариса Автухова

© Лариса Автухова, 2024


ISBN 978-5-0062-6943-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Куда ведет дорога?

Эзотерическая доктрина в понимании обычного человека

От автора

Жизнь сложна, трудна, запутана. Однако, возможно, станет немного легче, если попытаться понять хотя бы в самых общих чертах, что же представляет собой эта жизнь, откуда пришла и куда уйдет. Когда появляются нужные знания, ты успокаиваешься, понимая, что нет случайностей, ничего не произойдет с тобой излишнего, сверх того, что предначертано судьбой и того, что заслужено тобой хорошего или плохого.

Итак, что есть жизнь вообще и конкретно жизнь человека и что есть его смерть? Что ждет каждого из нас после того, как пробьет наш смертный час? Есть ли что-то в том ином мире и что же именно там есть? И самое главное, неужели жизнь ограничивается только несколькими десятилетиями, которые в космических масштабах времени просто ничто, а потом больше уже человека не будет, он исчезнет бесследно?

Уверена, каждый мыслящий человек задает себе эти вопросы. Потому что иначе нельзя. Как найти смысл жизни и каждого своего действия, как не сбиться с пути, если не пытаться понять, что же есть Я и что же есть сама жизнь? Ну хотя бы в самых приближенных величинах.

Меня тоже занимали эти вопросы и я искала ответы. Долгое время не получалось их найти, но потом стали приходить нужные книги и система начала выстраиваться. Конечно, далеко не в полной мере, потому что многое, что имеет отношение к настоящему, глубокому понимаю основ этого мира, скрыто от обычных людей до той поры, пока не станут они более осознанными и высоко моральными существами. Насколько правильна выстроенная мною система в процессе полученных сведений, судить сложно, ведь эти истины находятся не перед глазами, не в физическом мире, но тот факт, что пришедшие знания встречаются в трудах разных авторов, вызывает доверие.

Впервые об эзотерической системе устройства мира я узнала из книги «Тайная доктрина» Елены Блаватской. Это очень масштабный, чрезвычайно сложный для понимания труд, написанный с учетом огромного количества источников и открытых самой Елене Петровне тайных знаний. Но, как признается она на страницах своей книги, далеко не все и ей было открыто, потому что полными сведениями владеют лишь Посвященные высокого уровня, Учителя человечества, Махатмы, как называют их в Индии. И эти знания будут доступны лишь в подходящее время. Считается, что каждой человеческой расе открываются свои источники, свой уровень знаний извечной Истины.

Были также и другие авторы. К примеру, книга британского писателя Альфреда Синнетта «Эзотерический буддизм» показалась мне более доступной и простой в изложении. В своем труде он отмечает, что всегда знания об устройстве миров были закрытыми для обычных людей, но приходит время открыть их широкой публике. Почему? А потому что в ходе смены рас идет процесс формирования новой расы людей с ярко выраженными духовными качествами, и те, кто не осознает этого и останется всеми своими помыслами в грубом материальном мире, могут пострадать и уйти с пути эволюции.

К слову сказать, Елена Блаватская в целом достаточно высоко оценила содержание данной книги, однако ее замечания, в частности, относительно заглавия кажутся убедительными.

««Эзотерический буддизм» явился прекрасным трудом с очень неудачным заглавием, хотя заглавие это означало то же, что и оглавление настоящего труда – «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА». Оно оказалось неудачным, потому что люди имеют привычку всегда судить вещи скорее по внешности, нежели по их значению и потому, что ошибка эта настолько сделалась общей, что даже члены Теософического Общества стали жертвами того же ошибочного представления. Однако, с самого начала брамины и многие другие протестовали против подобного оглавления. И, справедливости ради, я должна добавить, что «Эзотерический Буддизм» был представлен мне в законченном виде и я была в полном неведении, каким образом автор намеревался писать слово «Будх'изм».

Ответственность за эту ошибку падает на тех, кто первые привлекли общественное внимание на эти темы и не позаботились указать разницу между «Буддизмом», религиозной системой этики, проповеданной Владыкою Готамою и названной по его титулу Buddha – Озаренный – и «Будизмом» от Budha – Мудрость или Знание (Vidyā) способность познавания, от санскритского корня budh – знать… Избежать это печальное недоразумение было легко: нужно было с обоюдного согласия лишь изменить правописание слова и писать «Будизм» вместо «Буддизм». Но и этот термин неправилен, ибо на английском языке следовало бы писать и произносить «Буддаизм», а последователей его называть «Буддаистами», – Елена Блаватская.

Надо отметить, что «Эзотерический буддизм» проясняет многие аспекты, к которым сложно подобраться, изучая «Тайную доктрину». Первая книга как бы прокладывает путь ко второй, подготавливает сознание к более сложному восприятию, но однозначно для тех, кто стремится к наиболее полному, точному, филигранному пониманию рассматриваемых вопросов, просто необходима «Тайная доктрина» Елены Блаватской. Однако ее изучение потребует немалых усилий в силу огромной сложности стиля изложения рассматриваемого автором вопроса.

«Очень много значит правильный подбор материала для чтения. Серьезному искателю рекомендуется познакомиться с книгой А.П.Синнетта „Эзотерический буддизм“ (A.P.Sinnett, Esoteric Buddhism). Это простое и дельное руководство по широкому кругу предметов, которые так или иначе связаны с согласованием индивидуальной созерцательной жизни с космическими законами… Не следует предполагать, что изучение такого текста сделает из человека сторонника буддистской религии. Подлинный мистик быстро выходит за иллюзорные границы между сектами и вероисповедованиями. Он скоро приходит к пониманию, что в просветленной духовной жизни нет места религиозным предрассудкам. Он признает вклад в духовность всех религий и осознает универсальность Истины», – Мэнли Холл, «Самораскрытие посредством упражнений, направленных на постижение».

Предельно доступна в плане понимания рассматриваемого вопроса также и одна из книг Николая Рериха «Семь великих тайн космоса.» В ней кратко и понятно разъясняются многие сложные для осознания аспекты.

Приведенные мною источники являются результатом труда выдающихся теософов и философов, мое же скромное повествование ставит перед собой цель прояснить в меру моих собственных понятий те вопросы, с которыми могут столкнуться обычные мыслящие читатели, интересующиеся данными темами в наиболее их общем виде. Безусловно, рассматриваемые вопросы очень многогранны и сложны, но поскольку данная книга написана не теософом и не для теософов, она предлагает обычным читателям взгляд обычного человека, пребывающим в духовном поиске. Уверена, что каждый мыслящий человек должен иметь некое представление об этом с тем, чтобы более осознанно строить свою жизнь и понимать устройство мира хотя бы в самом грубом приближении. Это тем более полезно в связи с тем, что, как считает эзотерическая доктрина, грядет эра духовных людей.

Глава 1

Все мы живем в современном мире с его безумным ритмом и стрессом. С самого раннего утра мы в потоке дел и задач, решать которые надо быстро, чтобы все успеть и не выпасть из рабочего графика. Вечером тоже не до отдыха: дом, быт, текущая рутина. И хорошо еще, если нет крупных неприятностей или болезней. Естественно, это очень обобщенная схема протекания обычного дня, вариаций тут может быть множество, и не факт, что они упростят день, скорее, наоборот. Но это только один день, а сколько наберется таких дней в течение жизни?.. И поэтому возникает вопрос, что же делать? Как жить? Где брать силы?

Наши социальные программы с детства внушают нам необходимость иметь семью, детей, друзей. Девочки – сами еще малышки, а уже нянчат кукол и катают их в колясках. Каждая из них неосознанно готовится стать матерью, буквально только-только выйдя из пеленок. Хорошая семья, умные и добрые дети, верные и надежные друзья – это прекрасно. Кто же спорит? Но ведь бывает по-разному. Любой человек из нашего окружения может покинуть нас по каким-то причинам, муж может уйти к другой или умереть, дети неизбежно вырастут и будут заниматься своей жизнью, друзья тоже не будут подле нас денно и нощно. Должно быть еще что-то у нас для нашего счастья и гармонии, что не связано с другими людьми. Это наш внутренний мир, внутреннее Я. И чем более интересным, многогранным, одухотворенным является этот наш внутренний «родник», тем легче будет нам устоять на ногах и не сломаться даже, попав в сложнейший переплет.

Есть простой маркер, с помощью которого можно определить, является ли наш внутренний мир развитым и наполненным. Это ответ на вопрос – бывает ли нам одиноко наедине с собой? Комфортно ли побыть в одиночестве и поразмышлять о чем-то, посмотреть фильм, выйти на прогулку? Или рука сама собой тянется к телефону, чтобы с кем-то поболтать? А если поболтать не с кем, – то сразу ощущение тоски, пустоты, покинутости? Если так, то наш внутренний мир мало развит или совсем не развит, нет в нем никаких посевов для размышлений, хобби, действий наедине с собой.

Очень часто приходится слышать о духовности, о том, что надо быть духовным, вести себя, как духовный человек, но зачастую, в том контексте, в каком об этом говорят, не очень понятно, что же имеется в виду. Да и вообще как стать духовным? Что надо делать для этого? Здесь будет уместно заметить, что духовность – это сложный философский вопрос, который занимал умы многих выдающихся мыслящих людей. Поэтому найдется немало компетентных источников, способных пролить свет на этот вопрос. Я же здесь поделюсь лишь своим мнением относительно данной темы.

Кратко резюмируя те источники, которые я изучала, а также руководствуясь собственным опытом и убеждениями, приобретенными мною в течении жизни, могу сказать, что духовный человек – тот, кто в своих поступках руководствуется правилами морали, признает Высший закон и ведет себя сообразно с ним. Но поступает так он не по причине боязни общественного порицания, а по причине своих внутренних убеждений. Духовный человек – тот, кто имеет некие порывы и устремления в своей душе, не относящиеся к материальному миру.

Как уже говорилось выше, духовный мир человека становится сейчас очень важным для него, поскольку меняется время и люди с ярко выраженными материальными качествами полностью или в большей мере лишенные духовных устремлений вынуждены будут переосмыслить себя и измениться. В противном случае их существование в мире новых энергий будет невозможно и они уйдут с пути эволюционного развития. Так утверждает эзотерическая доктрина.

Глава 2

Человек представляет собой очень сложную структуру, которая не ограничивается лишь одним видимым физическим телом. Эта структура имеет семь планов, каждый из которых находится на своем уровне (по мнению эзотериков, у планеты, которая является живым организмом, так же есть семь планов). Большинство людей не завершены, так как у них развиты лишь тела низших планов. Однако это не является негативным фактом: в ходе эволюции идет постепенное развитие тонких тел. Таким образом, цель человека – развить все тонкие тела и стать завершенным.

«Пятая сущность, или человеческая душа, еще не развита у большей части человечества. Это утверждение об еще несовершенном развитии высших сущностей очень важно. Нельзя составить себе представление о нынешнем положении человека в природе, если мы сделаем ошибку, приняв его за существо совершенное. Эта ошибка была бы роковой для его справедливых надежд на возможное будущее, и в то же время затруднила бы ему правильную оценку того будущего, которое, согласно эзотерической доктрине, ему в действительности уготовано», – А. Синнетт «Эзотерический буддизм» (здесь и далее в этой главе даются ссылки на данную книгу).

Как известно, биополе человека состоит из следующих тонких тел (структура дается в терминологии книги «Эзотерический буддизм», в скобках также приведены принятые в современном западном обществе термины:

1. Рупа (физическое тело);

2. Жизнь (Прана или Джива) (эфирное тело);

3. Астральное тело (Линга шарира);

4. Животная душа (Кама-рупа) (ментальное тело);

5. Человеческая душа (Манас) (каузальное или кармическое тело);

6. Духовная душа (Буддхи) (тело души, буддхическое или интуитивное тело);

7. Дух (Атма) (тело духа, атманическое тело).

Приведу описание каждого из тонких тел, которые в книге «Эзотерический буддизм» называются сущностями.

«…Итак, первая сущность – это само человеческое тело, являющееся с точки зрения химии составом или соединением определенных элементов.

Вторая сущность человека – жизнь, состоит из материи в виде силы, и ее связь с грубой материей такова, что она не может расстаться ни с какой частью или массой этой последней, не соединясь немедленно с каким-нибудь другим атомом или молекулой. Когда человеческое тело умирает вследствие ухода высших сущностей, которые превращали его в реально живую единицу, вторая сущность – жизнь, не будучи сама единицей, остается тем не менее разлитой по молекулам разлагающегося тела, соединяясь с новыми организмами, которых порождает разложение. Похороните тело – и его «Жизнь» оживит растительность, цветущую над ним, или животные формы, бесконечно малые, питающиеся его материалом…

…Третья сущность – астральное тело, или Линга шарира, эфирный двойник физического тела, его основная модель. Она направляет Дживу в ее деятельности, действии на физические молекулы, заставляя ее строить принимаемые ими формы. Оживленное само высшими сущностями, оно сохраняет свое единство лишь благодаря связи с целым. После смерти оно в течение короткого периода может принять другой образ и в особых случаях может быть временно видимо живыми людьми. Тогда его, естественно, принимают за привидение.

…Четвертая сущность есть первая из тех, которые принадлежат к высшему естеству человека. Санскритское название «Кама-рупа» часто переводится как «тело желаний». Можно было бы перевести его как «проводник волн», но название, которое мы приняли, – «животная душа», еще более выразительно.

…Пятая сущность, или человеческая душа, называемая по-санскритски «Манас», в одном из ее аспектов является местопребыванием рассудка и памяти…

…Так как пятая сущность еще не совсем развита, надо думать, что шестая существует лишь в зачаточном состоянии. Эта мысль различно освещалась в недавних изложениях великой доктрины. Иногда говорилось, что мы не имеем истинно шестой сущности, что мы обладаем лишь ее зачатком. Говорилось также, что шестая сущность не в нас, что она парит над нами, что она – цель, к которой должны быть направлены самые возвышенные стремления нашего естества. Но также говорят: все существа, не только человек, но и животное, растение и минералы, обладают своими семью сущностями и самая возвышенная из всех, седьмая, оживляет эту непрерывную нить единой жизни, пронизывающую всю эволюцию, соединяя в определенной последовательности в полную серию почти бесконечное количество своих собственных воплощений…

…С другой точки зрения, шестая сущность может быть названа проводником седьмой, а четвертая – проводником пятой; но возможен другой способ рассмотрения этого вопроса: считать высшие сущности, начиная с четвертой, проводником того, что в буддийской философии называется единой жизнью или духом; согласно этой концепции, единая жизнь – это то, что эволюционирует во время своего пребывания в различных проводниках. У животного единая жизнь сконцентрирована в Кама-рупе. У человека она начинает также проникать в пятую сущность. У совершенного человека она проникает в шестую, а когда она проникает в седьмую, человек перестает быть человеком; он полностью достиг высшего состояния существования…»

Здесь были приведены лишь самые общие описания тонких тел человека, позднее мы еще вернемся к этому вопросу при рассмотрении аспекта перевоплощений.

Глава 3

Наша планета является звеном в цепи миров, связанных между собой жизненными силами и импульсами. Однако данная цепь не безгранична, потому что для того, чтобы совершить полный эволюционный цикл человека, а также представителей других царств (минералов, растений, животных) и вывести их из хаоса, необходимо ограниченное число миров. Для успеха в этом деле бесконечное число – избыточно, а один мир – недостаточно. Только пройдя последовательно всю цепь миров индивидуальная духовная сущность претерпевает на данной ступени эволюции полное развитие.

Семь – число основополагающее. Эволюция человечества идет посредством семеричных периодов и являет собою семь рас, называемых коренными; число миров в планетной цепи – семь; число тонких тел в биополе человека – семь; число царств в природе также семь.

Таким образом, наша система, в рамках которой идет эволюция, состоит из семи миров, каждому из них соответствует свой круг (цикл). Каждый из миров находится на своем плане и потому невидим для остальных планов.

Как утверждает эзотерическая доктрина, мы представляем на Земле пятую расу в четвертом круге. Четвертый круг относится именно к Земле. Когда мы пройдем эволюцию во всех семи земных расах, мы перейдем в следующий мир, и это будет уже пятый круг, круг другого мира, находящегося на более высоком духовном уровне, чем наш четвертый.

Давайте проследим развитие всех четырех рас, живших до нас на Земле. Естественно, в трактовке тайной эзотерической доктрины. И тогда мы увидим, что действительно развитие каждой расы соответствует развитию одной из сущностей тонкого плана.

Как отмечает Николай Рерих в своей книге «Семь великих тайн космоса», зарождение человечества – это третий эволюционный поток великой космической жизни, ему предшествуют первый – эволюция космической материи с образованием материалов – и второй – эволюция жизни и форм с их построением из созданных материалов.

«Развитие минерала в растение и растения в животное – это стадия второго эволюционного потока. Переход же от животного к человеку – это уже начало качественно новой ступени, начало нового (третьего) эволюционного потока. Человечество представляет собой новый поток энергии и сознания Божественной жизни, совершенно отличный от того потока жизни, который оживотворяет царства ниже человеческого. Поэтому животное не становится человеком тем же путем, каким растение развивается в животное», – Н. Рерих, «Семь великих тайн космоса» (здесь и далее в этой главе даются ссылки на данную книгу).

Как уже отмечалось планетарная цепь состоит из семи миров, объединенных общими эволюционными процессами, жизненными волнами, которые в назначенное время идут последовательно от одного мира к другому и несут воплощенные в этом цикле монады. От мира к миру идет эволюция этих монад в разных царствах. Так в первом мире они рождаются как минералы, когда они пройдут полный цикл в этом качестве, они перейдут во второй мир уже как растения, в третьем это будут животные, а в четвертом – люди. Четвертый мир или круг – это Земля. После своего развития здесь уже в качестве людей монады уйдут на свой следующий круг, то есть в следующий мир, где их эволюция в качестве людей продолжится, но на более высокой ступени.

«Луна сыграла самую большую и самую значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. Монады, которые проходили животную стадию эволюции на Луне, закончив свой цикл, должны были начать новую ступень жизни на Земле – начать здесь человеческую эволюцию. Они были теми плодами, которых Луна должна была передать Земле для дальнейшего развития».

В этой главе мы сконцентрируем свое внимание в основном на нашем мире – Земле (в следующей главе мы постараемся прояснить механизм действия жизненной волны в рамках всей системы, состоящей из семи миров).

Николай Рерих в своем труде отмечает, что третьим миром, преемницей которого стала Земля, была Луна. Она отдала всю свою жизненную энергию Земле и вступила в фазу пралайи (сна либо растворения, умирания). То же самое произойдет и с Землей, когда эволюционные процессы на ней исчерпают себя и последняя седьмая раса людей завершит свой цикл развития.

Первая коренная раса была представлена людьми, которых нельзя еще было так называть, потому что это были лишь не одухотворенные тени настоящих людей, лишенные разума и сознания, а также и физических тел. Структура зародившегося человека была очень тонкой. Таким образом мы видим здесь подтверждение теории о том, что в каждой расе развивается соответствующее ей тонкое тело биополя человека. В первой расе это было развитие эфирного тела.

«Первоначальный человек, исшедший из тел прародителей (прим. лунных предков), был существом эфирной формы, лишенным плоти. Монады, воплощавшиеся в эти пустые оболочки, были бессознательными. Первоначальный человек мог стоять, бегать, ходить, лежать и летать. Но все же он был только Чхая, тень бессознательная…

Первые создатели были пигмалионами первобытного человека: они не могли оживить эту статую разумом. Ибо чтобы закончить семиричного человека, чтобы добавить к его низшим телам и скрепить их духовной монадой – нужен связующий принцип, «Живой огонь», который дает человеку самопознание и самосознание – нужен был Манас, тело Мысли».

Вторая раса – результат эволюции первой коренной расы. Нельзя сказать, что вторая родилась от первой, в то время как первая вымерла. В данном случае это будет ошибочное суждение, потому что представители первой расы не умирали – они переходили в тела своего потомства, которые уже становились более плотными. И происходил этот процесс посредством почкования и выделения.

«Вместо того, чтобы умереть, она (прим. первая раса) исчезала во второй расе, как переходят некоторые низшие жизни в свое потомство. Ее „люди“ постепенно растворялись и поглощались „телами“ своего собственного потомства, более плотными нежели их собственные. Материя первичных форм – облачная и эфирообразная – была притянута или поглощена и таким образом стала дополнением форм второй расы. Первичная или родительская материя была употреблена на создание нового существа, на построение потомства».

Время существования первой и второй рас, а также первой половины третьей расы эзотерическая доктрина оценивает в триста миллионов лет. Поскольку мир не имел своей материальной плотности, да и сами люди той эпохи были эфирными, для них не существовало никаких проблем, связанных с климатом или средой обитания. Человек мог находиться как на земле или в воде, так и под водой.

В третьей расе как и в расах-предшественницах не было разделения полов, и потому процесс размножения был иной, это не было рождения от отца и матери, но это уже был и не совсем процесс почкования.

«Первая раса создала вторую посредством «почкования»; вторая раса… дала начало третьей коренной расе аналогичным, но уже более сложным процессом: она развила «рожденных из яйца»… Сфероидальное ядро развивалось в большую мягкую яйцевидную форму и

постепенно затвердевало. «Отец-Мать» выделял зародыш, в котором человеческий утробный плод нарастал в течение нескольких лет. После периода нарастания яйцо развивалось, и молодое человеческое животное разбивало его и выходило без всякой помощи, подобно птицам в наше время».

Зародившееся человечество нуждалось в одухотворении и водительстве, поэтому в начале третьей расы для воплощения спустились на Землю высшие существа – сыны мудрости. Эти воплощения носили избирательный характер и коснулись лишь тех людей, которые были наиболее готовы к этому, они впоследствии в процессе своей эволюции стали архатами. Другие же от них получили лишь слабый проблеск высшей мудрости и остались лишенными высшего знания. Третьих они обошли стороной, и те были лишены разума и стали «узкоголовыми».

Как уже отмечалось выше, люди и животные на Земле на заре своей эволюции были эфирообразными и бесполыми организмами. Так продолжалось примерно до середины третьей расы. После этого начался процесс уплотнения и все большей материализации их тел. Формы животных претерпевали изменения. Помимо пресмыкающихся появились особи, способные летать и обитать в глубинах вод. Так, например, птеродактили и плезиозавр были современниками человека до конца третьей расы.

Вместе с материализацией на протяжении длительного времени проходил процесс разделения полов. После обретения животными плотных материальных тел и их разделения по половому признаку эти же процессы начались и у людей. Это происходило в период третьей расы семнадцать миллионов лет назад.

«После разделения полов и установления зарождения человека через половое сочетание, третья раса познала смерть. Люди первых двух рас не умирали, а лишь растворялись, поглощенные своим потомством. Подобно фениксу, первичный человек воскресал из своего старого тела в новом теле. С каждым поколением он становился более плотным, физически более совершенным. Смерть появилась лишь после того, как человек стал физической тварью – смерть пришла с завершением физического организма».

На страницу:
1 из 2