Полная версия
Ушедшие в вечность
Неподалёку от рыбацкого табора стали кривичи полуземлянки копать временные. Зима ведь была уже на подходе. Тут и брёвна из плотов в ход пошли. Охотники время от времени в лес наведывались. Добывали то лосей, то вепрей, то медведей, то косуль. Словом голодом себя не морили люди пришлые.
При таборе рыбацком табунок из десяти лошадок имелся, да ещё и с двумя жеребятами молочными. И хоть уже пороша снежная первая выпала, мальцы, у кого обувка справная была, частенько к загону, где лошади стояли, бегали. Чем-нибудь да подкармливали они жеребят, и привязались они к ним крепко.
А парни постарше с разрешения десятника Рябого с азартом начали осваивать новое для них дело – верховую езду на смирных с виду животных.
Те, кто хоть единожды пробовал кататься верхом на лошади, знают, что не простое это дело. А без седла, без стремян уже через час так «пятую» точку набиваешь, что даже ходишь какое-то время враскорячку.
Мужики, что постарше, о своём шушукались. На северах они на себе пахали ралом клочки земли под посевы, а здесь благодать какая! Запряг лошадёнку, прицепил к ней соху, да паши пуп не надрывая.
Вечерами долгими на посиделки у костра Гридай специально молодёжь свою созывал да просил то Матяню, то Тишку о былом сибирских русов рассказывать. И многое они через рассказы эти узнали. Как Великий Асур с ратью своей ариман поганых одолел да покорил их на сотни лет и всю их империю в управление своё взял.
Ещё и о Стене пограничной узнали кривичи много удивительных вещей. Начиналась она от берегов Желтоводного моря, что на востоке Срединный континент омывало, и шла дальше вдоль Ху-реки вплоть до Алтай-гор. Дальше переходила она в валы высокие, что возвёл Яр-Учитель с помощью рала огромного, самоходного.
Тишка Рябой с грустью поведал, что когда-то здесь было людей видимо-невидимо, да вот мор, от ариман занесённый, подкосил сибиряков, изредил их многолюдство.
А князь тем временем к Матяне, Тишке и товарищам их присмотрелся. Вроде, такие же они обличьем, как и кривичи, а всё же чем-то и отличались. Сюда из Гардарики, с земель к Ра, Славути и Танаису прилегающих, Союз князей русов посылал в основном одних парней для ратного дела, и редко когда женатые здесь появлялись с жёнами наречёнными. Потому, поневоле нарушая каноны Вед Учителей Небесных, брали парни в жёны местных женщин, как правило, с кровью помешанной. Вот чистых ариманок они старались избегать: безмолвны те были и дики. И хоть сильна была кровь русов от Родителей Небесных унаследованная, а всё же от поколения к поколению и широкоскулость, и раскосость глаз стали проявляться в их внешнем облике. Хотя укладом жизни, обычаями да традициями мало чем они отличались от русов западных, что за Каменным поясом жили.
Днём, а иногда при свете двух-трёх костров продолжали люди десятников местных парней кривичских учить мечами искусно владеть, на лошадях гарцевать.
А вот в обращении с луком и стрелами кривичи, пожалуй, ни в чём не уступали местным русам. Да и немудрено, именно лук со стрелами выручали их на охоте, давали прибыток и пропитание для общины. Но теперь парням пришлым пришлось осваивать это оружие, применяя его на скаку, а это гораздо сложнее было. Каждый день теперь десяток за десятком парней крутились на базу за табором рыбацким и, понукая лошадок, носились вокруг мешка с соломой, привязанного к столбу, и стреляли в него стрелами. Потом эти навыки ох как пригодятся кривичам!
Вскоре выпали большие снега. И хотя зима в этих краях ещё не была люто холодной, кривичи без нужды старались не выходить из утеплённых к зиме полуземлянок и больше грелись у камельков, благо дров было припасено достаточно. А вот засеять зерном не удалось даже клочка земли. Мука тем временем к концу подходила.
И уговорил Матяня князя уже зимой рать малую организовать. Хотел он эту рать за озеро Хулун сводить. Там большое селение русов стояло. Люди в нём в основном землепашеством занимались, и обеспечивали они мукой да фуражом пограничных служивых людей и их конницу.
Правда, всё смелее в те времена разбойники-хунхузы нет-нет да прорывались через бреши в Стене да страх нагоняли на мирных русов и живущих с ними бок о бок людей с помешанной кровью.
Гридай согласился пока сформировать рать в сто человек. В эту сотню людей отбирал сам Матяня, и были среди них самые крепкие, самые искусные ратники.
Лишь две лошади удалось выпросить десятнику у Тишки Рябого. И то сказать, как без лошадей-то доставлять рыбёшку заготовленную?
Когда выступил отряд в поход, два конника теперь всегда впереди в дозоре были, чтобы вовремя упредить опасность, исходящую от бродячих хунхузов.
И не зря стереглись! Они были ещё в двух днях пути от Хулун-озера, когда рано утром на их колонну наскочило два десятка чужаков. Горластые, крикливые хунхузы хотели нахрапом разметать, рассеять ратников, да не на тех нарвались.
Ощетинились они пиками, забросали меткими стрелами басурман, лишь двое всадников с воем унесли свои ноги да дурные головушки. А семнадцать разбойников остались лежать на земле. При этом лишь один ратник получил рубленую рану от палаша разбойника.
С горем пополам отловили диковатых приземистых лошадок, что остались без седоков. Теперь и конный отряд образовался. Снова в путь тронулись.
В Голубец, селение русов у Хулун-озера, пришли через два дня к закату Ярилы.
Хунхузы, оказывается, накануне попытались напасть и на это село. Но у Трофима, старшины местного, не забалуешь – у него всегда под рукой пятьдесят конных ратников стояло, так что только к околице степняки сунулись, да их назад тут же развернули, наподдав на дорожку.
Десять корзин с вяленым и прокопченным омулем выменял Матяня на пять мешков дерюжных с зерном. Больше Трофим давать наотрез отказался. На нём и так висела обязанность обеспечивать фуражом хоть и поредевшее, а всё ещё внушительное воинство русов приграничья.
Из ста ратников пришлых половина согласилась остаться служить делу воинскому, и их Трофим сразу к делу приспособил. Как раз к Стене должен был отправиться караван верблюжий в двадцать две головы, и охрана надёжная для него была в самую пору. А ещё пограничные русы сообщили, что в двух местах хунхузы опять Стену разворошили, опять же её латать нужно.
А Матяня Трофима за прибавку воинскую попросил лошадьми помочь.
– Ты пойми, старшой, кривичи ведь родичи нам, хоть и северные, как не помочь им? Тысячи их пришли в наши земли и половина из них – дети малые да женщины со стариками. У них ведь скарб какой-никакой есть. Уйдут они скоро от нас.
И уже шёпотом на ухо старшинке добавил:
– Их князь Гридай ещё сотню-другую ратников да жёнок нашенских обещал нам выделить – во как!
Захмыкал, замурлыкал старшой. Давно уже ни с Гардарики, ни с Ра-реки не приходила прибавка людская, а уж о женщинах белолицых и забыли в этих краях, только с желтолицыми дикарками и якшались. Да ещё этот мор треклятый.
Ещё десять-пятнадцать лет назад на тракте, что к Голунь-граду княжескому бежал, десятки городов и селений стояло. А теперь обезлюделась Русь Сибирская, опустынились поля распаханные.
Но и эту беду пережили люди. Обошли волхвы премудрые земли от Аму-реки до Алтай-гор и многих людей из мест глухих, не тронутых мором, к службе призвали приграничной. А тут ещё и пришлый князь Гридай обещает людьми помочь, как навстречу не пойти?
– Ну, коли князь твой пришлый лябзей не окажется, впору прибавка от него будет. А уж лошадками мы ему поможем, не сумлевайся!
Хоть и прижимистым был старшина, а здесь не поскупился. Да и что говорить, в степях вокруг Голубца на вольном выпасе лошадей было столько, что никто их отродясь не считал.
Ну а где лошади, там и повозки нужны. За них Матяня обещал доставить в село, стоящее в степи, леса изрядно, что в плотах у Тишки Рябого хранился. Так что через три недели, когда морозы сковали зимнюю дорогу, тронулся обоз в двадцать с лишним добротных повозок, нагруженных зерном, сеном да оружием нехитрым. А за обозом погнали огромный табун лошадей. Но даже после этого мало убавилось лошадок в бескрайней степи…
Глава 4
Чуть более сотни лет прошло с тех пор, как недалеко от этих мест объединённое войско русов, ганишей и керумов наголову разбило неисчислимое войско ариман. В честь этой победы воздвигли русы недалеко от границы с Аримией, в предгорьях Гобийского Алтая, Храм небесный, в котором был сотворён (заключён) окончательный мир между двумя чуждыми цивилизациями. Сама империя аримановская надолго подпала под руку князя Асура (Хуан-Ди) и его потомков.
С той поры русы (русские) и вели своё летоисчисление. Сейчас по нему у нас, в России, 7508 год идёт.
Да не повезло нам с одним из царей наших, наполовину немцем по крови. Пётр Первый с 1700 года своё летоисчисление учредил, какое было в любимой для него Европе. Либо кровь немецкая взыграла (как же, не может «варварская» Русь быть старше готов-тевтонцев-немцев), либо не хотел «отставать» от «просвещённой» Европы, народы которой гораздо позже образовались. А вот пять тысяч лет истории у нас, благодаря ему, как корова языком слизала!
Так что сейчас венейцы-европейцы пусть сквозь зубы, но признают, что у тех же китайцев насчитывается пять-шесть тысяч лет цивилизационного развития, а у нас, русских, что выиграли войну у них, признавать, что мы не младше их, не хотят. Избави нас Бог от таких царей-реформаторов!
Перед самым приходом рассен к месту слияния Шилки и Аргуни, где и начиналась Аму-река, во время одной из ночёвок, тихо, во сне почил в бозе их старый князь Тиох. У него с его женой Татой пять дочек было, да сына ни одного.
Но не факт, что, будь у него сын законный, именно он стал бы князем после смерти отца. У наших предков, будь то рассены, русы, семарги или ещё кто, другой тогда закон действовал: выбирали князем на вече народном самого достойного, самого лучшего, в которого люди верили, знали, что не подведёт их избранник, не оставит племя своё без попечения, жизнь свою положит, если беда какая навалится.
Целую неделю судили-рядили, кого в князья выбрать. Но потом всё разрешилось благополучно и счастливо.
Дело в том, что Ася, старшая дочь Тиоха, втайне от отца давно встречалась с сотником дружины княжеской Яроглавом. Может, князь догадывался об их связи, только при жизни своей не очень миловал он сотника.
Тиох когда-то был могутным человеком, силой обладал неимоверной, прут железный мог в узел завязать. Да Яроглав силой ему не уступал и чуть ли не на голову выше князя был.
Однажды глубокой осенью медведь-шатун из тайги вышел, да прямо к шалашу, где почивали ночью князь Тиох со своим семейством немалым.
Яроглав в это время обходил посты охранные и, услышав женские вопли и рык звериный, кинулся туда. Из оружия при нём был только нож с широким лезвием. У шалаша нос к носу столкнулся он со зверем страшным. Тот успел за ногу вытащить из шалаша младшую дочку и уже намеревался в тайгу сбежать с жертвой обречённой.
Нужно сказать, что шатун страшен во всех смыслах. Нормальный медведь, нагуляв за лето и осень жирок, мирно залегал до весны в свою берлогу и никого на трогал: ни двуногих, ни четвероногих – ему и так было хорошо. А шатун, недобравший веса, вечно голодный в уже голодной тайге, любую живность в еду употреблял без сожаления.
Заревел, зарычал медведь на Яроглава, бросил на время жертву свою, на задних лапах вздыбился. Да не испугал он человека этого. В парне самом была сажень с гаком, да пол-сажени в плечах. Схлес-тнулись человек и зверь, сошлись вплотную, вроде как обнялись.
Шатун пытается Яроглава за голову куснуть или лапой царапнуть, а другой лапой с когтями страшными по спине шарит, рвёт неподатливую меховую одёжку.
Да знал повадки этого зверя парень. Голову свою в шею звериную утопил, а ножом своим преострым в грудь шатуна вгрызся.
Вскоре ухватил человек ладонью трепещущееся сердце зверя, да вырвал его из чрева звериного. Так что дружинники, что поспели к ристалищу этому, и мечи свои не успели погрузить в чресла зверя, а медведь уже к ногам их пал бездыханным.
Вот тогда Ася, на глазах которой произошла эта баталия, и влюбилась в статного и бесстрашного красавца, что беду от их семьи отвёл. Молодая девушка на всю жизнь запомнила и ужас той ночи, и геройство парня.
Тата, мать Аси, знала, по ком всё время воздыхала дочь. А уж сейчас, после смерти строгого отца, никак не противилась встречам дочери с этим парнем. И когда на вече её слова спросили, кого она на месте мужа своего умершего хотела бы видеть, сразу указала на Яроглава. Большинство мужчин и женщин также Яроглава в князья выбрали.
В месте, где сейчас город Сретенск находится, и тогда, и сейчас в русле реки Шилка затончик удобный есть. Решили рассены на какое-то время здесь остановиться, дождаться приотставших в пути лодок с людьми и грузом и тех, кто пеше по берегу шёл да отстал, бредя по берегам диким.
А чтобы время зря не терять, рыбалкой занялись. В это время к октябрю-ноябрю сюда от устья Аму-реки добирались тучные стада лосося местного: кеты, нерки, симы. Это сейчас лососи всех видов, включая горбушу, едва до Хабаровска добираются, а выше него саран-ча человеческая – китайцы – своими сетями «китайками» всю рыбу до пескаря плюгавого выцеживают. А тогда рыба нерестовая до Онона и Ингоды, самых верховий амурского бассейна, доходила.
Богатой рыбалка у рассен получилась. Берега затона все в вешалах были. А на них, распластанная по спине, рыба, от жира лоснясь, сушилась-вялилась.
Икру же красную, «пятиминутку», то есть наскоро посоленную, все – от детей малых до стариков беззубых – ложками ели безмерно.
В один из погожих, но холодных дней, прямо напротив нижнего края затона выскочил на том берегу отряд человек в десять, сидящих на странных животных, гривастых да большемордых. Рассены, наверное, последние из родственных русам племён познали, что такое лошадь. Пеше шли они от Оо-реки на восток до Охот-моря, пеше да на лодках добирались и сюда, к истокам Аму-реки.
Яроглав в этот день в шалаше своём с сынком своим малым тешился. Ася, в отличии от матери своей, сразу сыном его одарила, и в счастии жили они. Трюхан, десятник князя и оруженосец его, едва мальца не испугал, когда сунулся в шалаш.
– Княже, чужаки на том берегу объявились, да не одни, со зверями дивными в обнимку.
На мыску, где заканчивался затон, уже порядочная толпа скопилась. Протиснулся Яроглав к самой воде, по которой шуга лёгкая уже шуршала, всмотрелся.
До того берега не больше ста саженей было. Детали не так хорошо были видны, да рассмотрел князь: и правда, десять человек на том берегу стоят. И разговор между чужаками был громкий, даже сюда их грай доносился. Видимо, недовольны они были, что место удобное для рыбалки пришлые заняли.
Часть из них с животных своих слезли, прохаживались по берегу туда-сюда, ноги разминая от езды долгой ли, короткой. Но почти все они искоса на толпу рассенов посматривали.
Не ждали не гадали русы даурские кого-либо встретить здесь. Всегда пустынными были эти берега.
Одеты чужаки были просто: полотняные рубахи и портки, сапожки меховые на ногах, на головах треухи из шкур лисьих да енотовых, а спины их прикрывали меховые накидки.
Поднял Яроглав руку, толпу успокаивая, напряг голос да крикнул что есть мочи через рупор из ладоней своих:
– Кем будете, люди добрые?
На том берегу услышали. К самой воде спустился один из молодцев и тоже рупор из ладоней соорудил.
– Даурские мы. Русы по племени, князя Федуна. А кто сами-то будете, откель здесь взялись?
Хоть и грубовато вопрос прозвучал, да не обратил на это внимание Яроглав. Впервые за многие годы скитаний встретились им родичи, одного языка, одного обличья.
– Рассены мы. Пришли с низовьев Аму-реки. А прежде на северах жили. Да теперь там морозы трескучие, вот мы сюда к теплу и спустились.
Какое-то время не было ответа с того берега. Видимо, спорили русы, какие такие рассены здесь явились-нарисовались. Но вот снова молодец тот же закричал:
– Через неделю-другую ледостав на реке будет, а на третьей пеше можно будет речку по льду перейти. Ждите пока, а мы к тому времени с князем нашим перемолвимся.
С тем и ускакали даурцы. Переправляться сейчас через речку хоть на лошади, хоть в лодке было уже опасно. С шугой мелкой река уже и льдинки, тонкие пока, но с острыми кромками несла.
Но знали местные русы норов своей реки хорошо. Точно через три недели накрепко сковало реку льдом. Особо мороз в две последние ночи расстарался, даже на быстринах все промоины затянуло ледком. Но и рассены зря не сидели. Успели они к морозам и землянки вырыть, и шалаши утеплить. А вот со строительством изб решили не заморачиваться.
Уже через два месяца решило вече трогаться племени в путь, на запад. Да и на мелкосопочнике, что окружал это место, корявые в основном деревья стояли, много из них не построишь.
В начале четвёртой недели на той стороне опять люди показались. И было их наверно десятка два. Правда, рассмотрел Яроглав, что под верхними меховыми накидками у всадников кольчуги поблескивают, а к седлицам шеломы приторочены, яркие блики от них были в лучах Ярилы.
Двое из спешившихся русов взяли в руки по пешне, и пошли поперёк реки к рассенам, время от времени пробивая лунки. Наконец, один из них, что перешёл середину реки, повернул назад и трусцой побежал обратно, а спустя время малое на лёд с того берега сошли трое.
В центре не спеша шествовал дородный человек в ратном облачении, а по бокам от него по скользкому льду семенили два неразличимых на лицо воина при оружии. Видать, близняшками они были.
Яроглав тоже не спеша сошёл на береговой припая. Здесь лёд и неделю назад уже был куда как прочным, и можно было здесь всей толпой стоять, не опасаясь, что проломится.
Сошлись два князя лицом к лицу. Буровят друг друга глазами. Правда, Федуну, князю местному, приходилось смотреть на пришлого князя снизу вверх. На голову выше его был Яроглав. И ещё приметил Яроглав в облике Федуна: широкоскулым было его лицо, а глаз зелёным был, а не голубым.
Да, эти метаморфозы с сибирскими русами давно начались. Посылали ведь сюда к пограничью из Гардарики, с Ра-реки ратников молодых и неженатых, и они, особенно в последние годы, уже не возвращались назад, а оставались в этих краях. А природу человеческую не обманешь. Волей-неволей брали они в жёны женщин отнюдь не из племени русов. Со временем от этих смешанных браков другие народы народятся, а тогда выбора у парней не было.
А Федун с неудовольствием отметил, что проигрывает он статью и обличьем пришлому князю, да и многим его людям, собравшимся на берегу, но горечь свою в бороду и усы спрятал. Всё тяжелее сибирским русам было сдерживать саранчу местную – ариман и их разбойничьи шайки – хунхузов..
– Я – князь Федун.
– А меня Яроглавом кличут.
– Ты, друг Яроглав, не смотри, что все мы в ратных доспехах. Сейчас без них в наших степях никак нельзя – хунхузы треклятые одолели.
Оба князя повернулись и неспешно пошли к берегу.
– Не думал я, князь Яроглав, что на северах люди наши ещё жили. Эко сколько вас пришло!
– Да, князь Федун и мы, и племя немалое семаргов у самого Северного моря жили. Но остывать оно начало, выстуживаться земля на его берегах. Семарги решили на восток, к океану Великому прорываться. О нём им поведали Учителя наши небесные: Пер да Свар, Яр да Семаргл. Сказывали они им, что за этим океаном земля большая и дивная лежит. Да теперь уже дошли, наверное, они до неё. А мы вот по краю океана спустились на юг, до Аму-реки, потом на заход Ярилы повернули да здесь очутились после дороги длинной. Но смотрю, не шибко жарко тут у вас..
Хмыкнув что-то себе под нос, Федун повернулся к одному из близнецов, и тот вытащил из-за пазухи зипуна бурдючок малый. В нём плескалась какая-то жидкость.
Живя на севере, рассены не знали, что такое вино, так как не рос там виноград, по крайней мере, в эпоху умирания Гипербореи. Но с хмельными напитками дело имели, прежде всего, с продуктами брожения пшеницы. Но не для пития сей продукт применялся. Нет, это волхвы, знатные лекари-знахари, применяли получаемый спирт чисто в медицинских целях. В наше историческое время люди, живущие на севере, предпочитают «употреблять» именно крепкие спиртные напитки, а не вино, так как порой именно водка выручает в морозы лютые.
– Веди, князь Яроглав, в «хоромы» свои, угощу тебя вином аримановским, да и разговоры поразговариваем.
Просторный шалаш недалеко от берега рассены по приказу князя своего соорудили недавно, как раз для гостей. В центре его камелёк из камней соорудили, а над ним отверстие малое, чтобы дым наружу уходил. Вокруг камелька вязанки лапника нарубленного лежали, прикрытые кусками рядна.
На них и уселись князья друг перед другом. Близнецы остались внутри шалаша, но у полога входного. А вокруг камелька да переговорщиков шебутились две сестры младшие Аси, Арья и Дарья. Сама Ася в своём шалаше осталась за сынком малым присматривать.
Сестрёнки же её, глазами постреливая в сторону чужака и дюжих близнецов, плошки глиняные с ухой наваристой на чурбаках расставляли, ковригу хлебную на куски пластали, ложки князьям с улыбкой и поклоном в руки совали. Федун даже языком зацокал, наливая в ендовы из липы вино красное, пузырьками исходящее.
– Честно признаюсь тебе, друг Яроглав, давно я уже красоты такой женской не видел. Ах, какие девахи – кровь с молоком! У нас здесь женщин единокровок раз, два и обчёлся. В основном местными полукровками пробавляемся. Их ведь чистокровные аримане не жалуют и третируют нещадно,так что они к нам жмутся.
Видно было, как умаслились глаза Федуна, бессовестно разглядывавшего девушек. Он так и «ел» их взглядом.
– Да и то сказать, далеко мы и от Гардарики, и от южных русов, что по Ра-реке да на Танаисе живут. Оттуда к нам князья местные только парней для службы ратной шлют. Девки редко с ними сюда попадают. А тут лепота какая перед глазами!
Он снова застрелял глазами в сторону сестёр. А они, услышав комплименты в свой адрес, зарделись, зашушукались меж собой, да князь их из шалаша от греха подальше вон погнал.
– Ну, всё, сестрички милые, идите ужо отсюда, дайте с другом моим по душам потолмачить.
Чарка за чаркой, разговорились князья, развязались языки, каждый о своём наболевшем стал рассказывать. Бурдючок винный уже наполовину опустел, когда Федун уже без обиняков всяких стал предлагать Яроглаву остаться со своим племенем здесь, в этих землях даурских, и вместе границу от ариман стеречь. Не знал он, что Яроглав давно другую мысль вынашивал. Хотел он продолжить путь на запад и среди родичей обосноваться. Жизнь бок о бок рядом с воинственными ариманами его не прельщала. Учителя небесные, когда ещё о коварстве желтокожих отцам -дедам рассенов рассказывали. А Федун, приняв задумчивость князя чуть ли не за согласие,снова вина плеснул в ендовы.
– Говорили волхвы великомудрые да старики древние, что ещё до мора страшного через наши земли проходило племя огромное, вот как твоё. Баили они, что с самого севера пришло это племя сюда и пеше, и на лодках по Ле-реке, что на север воды свои несёт. И звались они…
Сморщил лоб Федун, память напрягая.
– Кривичами, во как!
– Куда же племя это ушло?
– На закат Ярилы, друже.
– Что же здесь-то не осталось?
Князь даурский плечами пожал.
– Неведомо мне, кто и как говорил из наших с князем пришлых, но точно помню, что большую рать кривичи выделили нам в помощь.
На лице Яроглава появилось досадливое выражение.
– Выходит, мы, чуть ли не след в след за кривичами пойдём тропой натоптанной?
– Эко ты досужий! Ведь говорю же – давно это было. А в степи и особенно в лесу дремучем уже и через пять лет всё травой и подлеском так зарастает, что и не найти следов прежних.
Опять задумался Яроглав. Выходит, не одни рассены с семаргами мыкались на севере, не одни они стронулись оттуда в земли восточные, южные да западные. И ещё подумал он, что волхва старого, Пехтю, расспросить надобно бы. До рождения сына часто балакал он со стариком, многое узнал от него. А теперь уж полгода старика не видел, жив ли? В середине пути, когда племя его пеше и на лодках по Аму-реке шло, сказывали ему, что трое из пяти волхвов его племени в тайге сгинули. И среди них любимец племени и отец духовный князя прежнего, старец Онтий. Вот кто был воистину кладезем знаний всяких! Он мог и мёртвого оживить, и камень взглядом расплавить.
Яроглав ещё совсем мальчишкой часто слушал со сверстниками своими его байки. Говорил он, что не одни рассены с Арктиды материнской вышли. Отцы небесные несколько племён родственных на материк переправили, прежде чем канула родина их в пучину морскую. Одно плохо: детская память не всё в голове удержала. А когда Яроглав князем да отцом стал, всё недосуг было с волхвами по душам поговорить.
– Вот что, князь разлюбезный, – Яроглав приобнял за плечи захмелевшего Федуна, – оставаться нам здесь или не оставаться – пусть родичи мои на вече общем решают.