Полная версия
Торги по кофе. Книга о торгах. История и практика проведения публичных торгов (очерки). Книга 2-я
Йемен времен Мамлюкского султаната
(иллюстрация из открытых источников)
Лишних войск у османов не было, чтобы оставить на новых территориях Аравийского полуострова постоянные гарнизоны, которые расположились только в Медине и Джидде, поэтому, несмотря на то что все территории Йемена входили в состав Османской империи в статусе вассальных княжеств, наиболее самостоятельные правящие кланы проявляли открытую непокорность и начали проводить свою независимую политику, что грозило серьезными неприятностями власти османов в Йемене. Так, тахиридский наместник Амир Мурджан, контролировавший Аден, пытавшийся ранее снискать расположение Селима I и не получивший желаемого расположения, повернулся к португальцам. В марте 1524 г. он официально признал над собой сюзеренитет Португалии, а в феврале 1530 г. даже подписал с португальцами новый договор, в котором вновь признал себя вассалом короля Португалии и обязался платить дань. По условиям договора 1530 года аденские торговые суда получили свободу навигации в Индийском океане при условии, что они не будут поставлять товары в порты Османской империи. Это было уже открытое неповиновение и непозволительная дерзость. К тому же под властью тарихидского эмира находился Аден, потеря османами которого была просто недопустима!
Аден, расположенный у входа в Красное море, был главным центром южного торгового пути мусульманского мира при переходе товаров с моря на сушу. На его складах хранились горы имбиря, корицы, перца, сандаловое и эбеновое дерево, ладан, бальзам, мускус, слоновая кость, жемчуг, рубины, алмазы, золотой песок, китайский шелк и олово. Из Адена караваны уже шли через Аравийскую пустыню в Дамаск и выходили на восточное побережье Средиземного моря – в Тир и Сидон. Второй сухопутный путь из Адена вел по берегу Красного моря через Джидду в Суэц, откуда товары доставлялись в Александрию – крупнейший порт Средиземноморья на протяжении почти тысячи лет.
Но Аден был непростой и труднодостижимой целью не только для османов. Он мешал Альфонсу де Альбукерки (португальский адмирал и главный архитектор Португальской империи, первой европейской колониальной империи Нового времени, прозванный европейцами Великим Албукерком) как соринка в глазу, будто заноза в теле его государства. Альбукерки трижды (с 1503 по 1512 гг.) пытался взять Аден, но безуспешно. Построенный на вершине вулкана, посреди прибрежного горного хребта, обнесенный крепкими стенами город контролировал вход во «Врата скорби» – Баб-эль-Мандебский пролив, через который поступала в Европу бóльшая часть азиатских товаров. Из Абиссинии проливом доставлялись рабы, слоновая кость, кофе, продовольствие для города. Через проход в горах везли пряности и вели прекраснейших арабских лошадей. В Аден со всего Дальнего Востока и Индии прибывали разнообразнейшие и ценнейшие грузы: большие партии перца, гвоздики, муската, тонкого гуджаратского хлопка, китайского фарфора и шелка, а также других экзотических товаров. Поэтому османам, как правомерно рассуждал Оздемир-паша, просто необходимо было заполучить Аден в свое полное и безоговорочное владение. И без всяких там протекторатов и прочих вольностей местных правящих кланов. И вот теперь мы возвращаемся в Хиджаз к размышлениям нашего наместника.
* * *Сулейман Великолепный был сложным и непредсказуемым правителем. И находиться с ним в хороших отношениях было принципиально важно хотя бы для сохранения собственной жизни, не говоря уже о том, чтобы не выполнить его фирман (письменный указ) и остаться в живых. Поэтому Оздемир-паша не придумал ничего лучше, чем преподнести султану необычный подарок, и в 1553 г. привез в Стамбул кофейные зерна. Турки к этому времени были уже знакомы с зернами кофе, но употребляли они их своеобразным способом, который не давал того наслаждения, которое мы все сейчас знаем. Оздемир-паша преподнес «волшебные йеменские зерна» и предложил султану попробовать необычный напиток, который он сам приготовит для султана совершенно иным, никому еще неизвестным способом.
Сулейман I Великолепный и Роксолана. Европейская гравюра
Но хитрый царедворец обставил свое предложение с пышностью большого представления во дворце у султана, куда были также приглашены Великий визирь, Хасеки Султан (Роксолана), Валиде Султан (мать султана), Главный евнух (Кизляр-ага), муфтии (высшие духовные лица) Стамбула, визири и многие представители знатных османских родов. Представление удалось на славу! Оно длилось больше 3 часов, в течение которых Оздемир-паша собственноручно готовил для султана кофе из зерен, рассказывая всем историю кофе и разъясняя суть процесса. Ему помогали 40 слуг, которые разливали кофе по маленьким чашечкам «финджан» и разносили его гостям. Кстати, так появился новый «стандарт приготовления кофе во дворце» – его должны были готовить и разносить гостям обязательно 40 слуг.
Османские кофейные чашки «финджан».
Традиционный турецкий кофе
Главный «промоутер кофе» был великолепен! Он читал стихи, рассказывал забавные истории о кофе и отвечал на вопросы гостей. Весь процесс сопровождала необычная для султанского дворца арабская музыка, которую исполняли специально привезенные наместником арабские музыканты. Ну, вы представляете себе пышность султанского дворца, изысканность этой церемонии и впечатление, которое Оздемир-паша произвел на всех присутствующих! Вкус нового и необычного напитка поразил султана и пришелся ему по вкусу. И на этом, кажется, можно было бы ставить точку, но как раз с этого момента всё самое интересное только начинается!
Во-первых, вкус нового напитка, хоть и понравился Сулейману Великолепному, но не стоит забывать, что султан, как и другие гости этого дворцового действа были сливками имперской столицы – людьми, искушенными в экзотике, и многие из них были пресыщены различными необычными новинками, которыми их и столицу империи почти каждый день пытались поразить кто-то из приезжих купцов или иностранцев. Поэтому сказать, что кофе вызвал ажиотаж… Не будем лукавить – вызвал! И еще какой!.. Но этого оказалось недостаточно для того, чтобы кофе начал свое победоносное шествие по османской столице и продолжил свое триумфальное завоевание Османской империи. Потому что существовали еще «во-вторых» и самое главное – «в-третьих»…
Во-вторых, присутствовавшие на приеме муфтии были не в восторге от нового напитка и не одобряли его употребление (по многим причинам, о которых мы расскажем ниже).
В-третьих, стандартная «болезнь царедворцев» – зависть! Столичные царедворцы и чиновники ежедневно толпились у трона, пытаясь выцыганить у султана новые должности, привилегии, одобрение их поступков или даже просто благосклонную улыбку, а тут «этот… приехал с окраины империи и сразу – в дамки»! Так не пойдет!
И на Оздемира-пашу начался «накат». Султан ждал от него бравурного отчета о том, как успешно набираются войска для похода в страны восточной Африки. Муфтии с подозрением и опаской смотрели на новый напиток «qahwah», который переводился с арабского буквально «вино из бобов». А вино, как мы знаем, было запрещено Кораном. С разных сторон в уши султану посыпались всевозможные обвинения и наветы от интриганов и завистников. В общем, не такой реакции ожидал Оздемир-паша. Ситуация начала попахивать «шелковым шнурком» (шелковый шнурок султан присылал тому чиновнику или царедворцу, который по мнению султана не справился с поставленной задачей, виновен и его следует этим шнурком задушить). Конечно же, наместник не мог рассчитывать на быструю победу с первого раза. В столице империи всё всегда не так просто и не так быстро! Но у него в рукаве было заготовлено несколько козырей, которые он и пустил в эту азартную дворцовую и, не побоимся сказать, смертоносную игру. И тут нам надо вспомнить аспект №3 – евнухов.
Поскольку евнухи считались наиболее тонкими ценителями всего необычного и экзотического, то для главного евнуха Кизляр-аги Оздемир-паша устроил еще одну «промоушен пати» (promotion party) с дегустацией напитка в более утонченной обстановке. Перед подачей кофе, комнату окуривали ладаном, подавали благовония из розовой воды, рахат-лукум со вкусом розы, а в сам кофе добавляли кардамон. Евнухи султанского дворца были очарованы таким экзотическим напитком и восприняли его «на ура»! Все следующие дни, что Оздемир-паша оставался в Стамбуле, он лично обучал султанских евнухов всем правилам и тонкостям кофеварения, и они стали в Османской империи первыми «носителями компетенций» в этом деле.
На той встрече с евнухами был еще один важный момент. Вспомним, что последствием кастрации было то, что почти все евнухи страдали недержанием мочи, и евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Сами евнухи испытывали сильные моральные неудобства от этого факта и вынуждены были носить огромные подгузники из тряпок. На этой же «promotion party» Оздемир-паша презентовал евнухам замечательную новинку – «кемер памук-бэз» (kemer pamuk-bez) – матерчатый пояс из хлопка, фактически, аналог сегодняшних подгузников для младенцев. Пояс был сделан из чистейшего египетского хлопка и нежнейших сирийских тканей, что привело в восторг всех евнухов. И сейчас даже трудно сказать, что было решающим в вопросе «прописки» кофе в Стамбуле – изысканность нового экзотического напитка, что так высоко оценили евнухи, или второй подарок наместника евнухам.
За то, что евнухи будут настойчиво советовать и рекомендовать всем употребление кофе Оздемир-паша взял на себя обязательство поставлять евнухам дворца столько кофе, чтобы они никогда больше не испытывали в нем недостатка. А матерчатые пояса из хлопка будут привозить в Стамбул ливанские купцы и вот за это евнухи готовы были сами платить из своих средств. И «процесс пошел».
Теперь посмотрим на аспект №4 – «Женский султанат». Здесь наш шустрый наместник расстарался во всю! Уже евнухи с его подачи устроили в гареме «promotion party» и взялись обучать Роксолану и других наложниц всем правилам и тонкостям кофеварения. Евнухи хоть и стали мастерами в этом деле, но Роксолана была тем еще хитрым царедворцем и искушенной женщиной, поэтому она придумала и ввела в дворцовый этикет особое правило, по которому самый вкусный и желанный кофе султану могли готовить только его любимые жены и наложницы.
Джон Фредерик Льюис. Приготовление кофе (1857 г.)
Не забываем также про то, что в период «Женского султаната» жена султана (Хасеки Султан) и мать султана (Валиде Султан) имели финансовую самостоятельность – они могли вести торговые и финансовые дела, а заработанные средства являлись их собственностью. С подачи Оздемира-паши женщины предоставили права на торговлю зернами кофе своим «придворным» купцам и поделили всю территорию империи между собой: матери султана достался Стамбул, а Роксолане достались все остальные земли империи – теперь доля от продажи кофе на этих территориях принадлежала двум самым близким султану женщинам. К тому же, благодаря новым традициям, которые Роксолана завела при дворе османского султана, кофе начал активное продвижение по всем домам стамбульской элиты.
Даже если мы остановим наше повествование здесь, то любому читателю станет понятно, что судьба «прописки» и распространения кофе в Османской империи была решена. Авторитет евнухов и влияние Роксоланы на султана были для кофе надежным пропуском на рынки и в дома Османской империи. Но не таков был наш энергичный наместник! У него в рукаве еще оставались козырные карты, которые он уверенно и удачно пустил в ход на других игорных столах этого опасного и непредсказуемого стамбульского дворцового казино.
Вспомним аспект №1 – подражание Византийской империи. Турки прекрасно помнили о таком преимуществе Византийской империи, как государственная монополия на производство бумаги, шелка, стекла и т. д. И туркам-османам приходилось в свое время выкладывать немалые денежки за товары, которые монопольно производились в Константинополе. С тех пор османы уяснили одну важную истину – если какое-либо государство обладает монополией на что-либо, то сам этот факт уже выводит такое государство в лидеры рынка и предоставляет ему массу дополнительных сопутствующих преимуществ. Поэтому Оздемир-паша запросил аудиенции у Дама́т Русте́м-паши, бывшего в то время Великим визирем султана Сулеймана I. К слову сказать, Великий визирь был по происхождению хорватом, что не помешало ему стать зятем Сулеймана I Великолепного и Роксоланы (он был женат на их дочери Михримах-султан), т.е. совсем не посторонний человек для трона и правящей семьи!
Целью аудиенции было разъяснить Великому визирю все преимущества и выгоды получения монополии на кофе при завоевании Йемена. Эта аудиенция была по смыслу, возможно, самой важной для решения всех вопросов, с которыми Оздемир-паша приехал в Стамбул, поэтому она была предварительно подготовлена большим (уже!) другом наместника Кизляр-агой и была обставлена по высшему разряду уже самими евнухами со всеми известными приватными деталями (так, как им понравилось): перед подачей кофе комнату окурили ладаном, подали благовония из розовой воды, рахат-лукум со вкусом розы и в кофе добавляли кардамон. Кстати, именно такая подача кофе станет потом основным дворцовым кофейным ритуалом.
Был теплый июльский вечер, Рустем-паша был радушным хозяином, приятным собеседником и общался с наместником, как со старым другом. Аудиенция у Великого визиря развивалась неспешно и обещала гостю положительный исход, как вдруг Великий визирь задал неожиданный и коварный вопрос: почему Оздемир-паша сам не представил свой план султану? Любой другой посетитель, умиротворенный теплым приемом в доме хозяина, наверное бы растерялся, стушевался, у него забегали бы глаза, пытаясь скрыть хитрый план гостя. И на этом аудиенция у Великого визиря могла бы бесславно закончиться (о, эти «дворцовые» шахматы с непредсказуемыми ходами игроков!) Но не таков был наш молодец-удалец! Наш хитрый царедворец «скромно» ответил, что приберег эту идею как подарок именно для Великого визиря, чтобы тот сам посоветовал Сулейману Великолепному этот план. Оздемир-паша знал, что делал! Еще Бернардо Навагеро, бывший венецианским послом в Стамбуле в 1553 г., писал в своих воспоминаниях: «…Для Великого визиря Рустема-паши нет большей похвалы, чем тот факт, что султан Сулейман считает его ценным и мудрым советником». Так что наш наместник точно знал, в какое место надо бить! Он умел играть в эти «дворцовые» шахматы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.