bannerbanner
История одежды. От звериных шкур до стиля унисекс
История одежды. От звериных шкур до стиля унисекс

Полная версия

История одежды. От звериных шкур до стиля унисекс

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострён вверх. Более богатые варианты делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно перекидывался ремешок.

Цари надевали искусно украшенные расписанные сандалии, зачастую из драгоценных материалов.

В гробнице Тутанхамона было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошве.

Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.

Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землёй под моими сандалиями».

Тяжёлые украшения, лёгкое одеяние, яркий макияж и уникальный запах парфюма делали имидж Египта величественным, мощным и непобедимым.

Месопотамия

Месопотамией, или Междуречьем, в древности называлась область, расположенная в нижнем и среднем течении Тигра и Евфрата.

В середине III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии возникли первые государства. В южной её части образовался центр древнейшей цивилизации – Вавилония, состоящая из южной Вавилонии – Шумера и северной Вавилонии – Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.

Ассирия, в отличие от Вавилонии, была бедной страной. Её возвышение произошло благодаря тому, что через неё пролегали важные караванные пути. Кроме того, ассирийцы создали множество торговых колоний за пределами своего государства.

Ассирия и Вавилония постоянно враждовали, и в VII веке до н. э. произошло крушение Ассирийской державы.

Ассиро-Вавилония славилась своими коврами, вышитыми тканями, изделиями из драгоценных металлов. Древние ассирийцы умели делать ткани из хлопка и льна, а также дорогие шерстяные материалы. Длительные войны повлияли на одежду шумеров и других народов, населявших эту страну. Поэтому одежда выполняла преимущественно защитную функцию. Для пошива использовали кожу, шкуры, шерстяную и хлопковую ткань. Крой не был простым. Одежда вавилонян отличалась яркостью и пестротой, так как они широко использовали красители.

В Месопотамии было высоко развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и тёмно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить её позволялось лишь высшим сановникам.

Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

Климат в Месопотамии был более умеренный, чем в Египте, поэтому короткие передники не защищали от холода.

Мужская одежда

Мужчины носили рубаху с короткими рукавами – канди. Высшие сановники и жрецы, помимо канди, надевали халат и перевязь, украшенную бахромой.

Канди носили мужчины всех сословий. Однако качество материала, используемого при изготовлении рубахи, было разным. Не только это отличало канди пастухов от канди вельмож. Чем богаче был человек, тем длиннее была его одежда. Разделение одежды по длине носило также чисто функциональный характер, ведь в короткой одежде было легче работать.

Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили её без пояса. Только лица, приближенные к царю, имели перевязь, расшитую бахромой, которую надевали крестообразно или через плечо. В зависимости от занимаемого чина бахрома была длиннее или короче. Перевязи царских оруженосцев и простых служителей были намного уже, чем у высокопоставленных лиц.


Шумерский царь


Вавилонские бедняки носили только самые простые канди. И только царю, жрецам и знатным вельможам разрешалось носить верхнее платье. Нарядная одежда украшалась вышивкой.

Женская одежда

Женский ассирийский костюм почти не отличался от мужского. Состоял он из тех же элементов, что и мужской, и изменялся под его влиянием. Это свидетельствовало о том, что на Востоке женщина ещё с древнейших времён занимала подчинённое положение в обществе.

Женщины надевали платья прямого кроя с длинными рукавами, голову покрывали маленькими шапками. Знатные вавилонянки носили длинные платья, голову и плечи закрывали покрывалом.

Для женской одежды использовались более тонкие и лёгкие ткани. Самые роскошные одежды носили жрицы. Они одевались в прозрачные платья красного цвета. Одежда жриц была изящной, распашной, обшитой по краям бахромой и плотно облегала фигуру. На голове лентой укрепляли покрывало, которое закрывало плечи и спину.

Накидка царицы обшивалась по краям бахромой. И платье, и накидку покрывал геометрический узор. Голову украшал венец с драгоценными камнями, в ушах были серьги, на руках браслеты. Чем знатнее была женщина, тем больше бахромы было на её одежде. У простых женщин бахрома на одежде отсутствовала.

Костюм царя

Парадный костюм царя Вавилонии был необычайно пышным и роскошным. Он состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями. Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков – «конас», края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглён. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался ещё один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.

Голову царя венчала корона – «кидарис», сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки.

Носили ассирийские цари и тиару, которая представляла собой гладкий и твёрдый клобук с диадемой, от которой сзади спускались на спину две длинные вышитые ленты. В некоторых случаях царь мог надевать невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов.

Знаком царского достоинства являлся зонтик, богато украшенный орнаментами. На каждой руке царь носил по два браслета: один на запястье, а второй, в форме незамкнутого обруча, – выше локтя.

Одежда воинов

Ассирийское войско состояло из пехоты, кавалерии и боевых колесниц.

Пешие воины носили рубашки из холста или кожи, которые обшивались металлическими пластинками наподобие панциря. Они закрывали все тело и руки либо доходили только до талии. В последнем случае воины надевали узкие кожаные, покрытые металлическими пластинками штаны, плотно охватывающие ногу.

Обувались воины в полусапоги, которые доходили до середины икры. В такой обуви было удобно совершать длительные переходы.


Ассирийский царь на колеснице и воины


При царе Сенахерибе (704/705—681 годы до н. э.) воины носили штаны и короткую (до колен) нижнюю рубашку. У высших военачальников были чешуйчатые панцири, позже – кожаные фуфайки с прикреплёнными металлическими бляхами. Тело простых воинов прикрывали войлочные панцири.

В бою воины прикрывались ручными, в основном круглыми щитами или большими, за которыми могли спрятаться лучники.

У лучников помимо длинных или коротких панцирей, покрытых металлическими или кожаными пластинками, на голове были остроконечные металлические шлемы.

Тяжеловооруженные воины и военачальники также имели шлемы. Вначале они изготовлялись из кожи, снабжали их наушниками и укрепляли металлическими обручами. Но вскоре на смену им пришли конусообразные шлемы из железа и бронзы.

Самую отборную часть войска составляли воины, сражавшиеся на колесницах. У них были самые дорогие доспехи. В сражении мог принимать участие и царь. Его доспехи закрывали все тело, кроме рук.

Главным оружием ассирийцев был лук – они славились как лучшие лучники. Умело использовали они и копье, а позже – пращу. На тупой конец копья надевался острый наконечник, чтобы его можно было втыкать в землю. Ассирийские воины украшали свои копья цветными лентами и кистями.

Воевали ассирийцы также мечами и кинжалами. Знать имела право всегда носить их при себе как знак своего благородного происхождения. Мечи и кинжалы богато отделывались. Их рукоятки и ножны украшались золотыми орнаментами, резными фигурами из слоновой кости, чёрного дерева. Носили мечи на особой перевязи или за поясом, рядом с кинжалом.

Головной убор

Царица носила маленькую круглую шапочку, богато украшенную вышивкой, бисером и драгоценными камнями, а также венец, отделанный орнаментом и драгоценными камнями. Женщины носили платки, покрывала, вуали, войлочные шапочки, колпаки.

Женские маленькие круглые шапочки напоминали тюбетейки. В искусстве вышивки ассирийские мастерицы не знали себе равных. Рабыни-вышивальщицы ценились очень дорого и пользовались огромным спросом. В Ассирии и Вавилонии популярна была вышивка бисером. Женские шапочки украшались вышитыми разноцветными орнаментами.

Знатные мужчины носили шапки и колпаки из войлока, кожи и замши. Знатные вавилонцы носили головные повязки, похожие на тюрбаны. Воины ходили в шлемах из металла, кожи, замши и колпаках.

Обувь

Ассирийцы и вавилоняне носили разные виды обуви.

Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твёрдой кожи с закрытой пяткой и открытой ремешковой передней частью. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.

Обувь была цветная на плоской подошве. Наиболее популярные цвета обуви: красный, коричневый, фиолетовый, пурпурный. Царь и знать предпочитали именно такую.

Воины носили высокую обувь из мягкой кожи в виде сапожек, надетых на обмотки и зашнурованных спереди. Такая обувь хорошо сочеталась с короткой верхней одеждой и штанами. Существовал также вид закрытой обуви из мягкой кожи с загнутыми вверх носками.

Персия

На протяжении всей своей истории персидские племена были тесно связаны с Месопотамией: они то воевали, то торговали, пока в 550 году до н. э. не возникла могучая Персидская держава. В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоёванные области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покорённых народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий, до тех пор пока Александр Македонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, не положил конец персидскому владычеству.

Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пёстрые и богатые наряды.

Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов Кира и его преемников, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шёлка и началась обработка шерсти.


Мидийская одежда


Одеяние персов сначала было очень неудобным в движениях, оно наглухо закрывало все тело. Персы, проявив изобретательность, создали одежду, не стесняющую движений. Удобная одежда, по их представлениям, должна была повторять форму человеческого тела. Получается, что основы кроёной одежды были заложены жителями Древней Персии. Итак, одежда персов – пример древнейшего кроёного костюма. Через 1000 лет основы кроя получили дальнейшее развитие в европейском костюме, но одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без неё не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.

В северных регионах одежду кроили из шкур, носили штаны и подпоясываемый кафтан. В южных регионах одежду шили из шерстяной ткани.

Аристократия после покорения царём Киром Мидии стала наряжаться в мидийский костюм, но простых людей эти изменения не затронули.

Мидийская одежда, изготавливаемая из тонкой шерсти и шёлка, представляла собой широкий кафтан, штаны и накидку. Наряды царя и приближенных были пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая перевязь. Низшие сановники тоже носили мидийский костюм, но других цветов.

Мужская одежда

Мидийско-персидская мужская одежда в принципе представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху (или рубаху-юбку), только более просторную и с расширяющимися книзу рукавами.

Нижняя часть мужской одежды древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анак-саридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани.

Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввёл у себя при дворе моду на мидийский костюм, ставший официальным. Мидийская верхняя одежда изготавливалась из тонких шерстяных и шёлковых тканей пурпурного и тёмно-красного цвета (вероятно, это нравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов.

Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали.

При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета. Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться. Обычный перс носил короткую закрытую рубаху-юбку и штаны.

У царя и придворных одежда была богато отделана. Под ней находилась вторая рубаха-юбка длиной до колен, более узкая и закрытая, с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пёстрой отделкой. Эта рубаха-юбка была собственно народной одеждой древних персов. К ней был добавлен совершенно новый элемент – длинные штаны, в меру плотно прилегающие к ногам. Эти длинные штаны – отличительный признак целой группы индоевропейских народов, к которой принадлежат персы, скифы, лидийцы, фригийцы и др. По мере продвижения этих воинственных кочевников на Запад там приживался и этот элемент одежды, но за пределы Малой Азии он практически не вышел. Здесь, в Малой Азии, штаны были частью известного лидийско-скифского наряда троянцев и других племён, о чем свидетельствуют, например, росписи на греческих вазах.

По этому признаку – штанам (галльское «Ьгасса») римляне дали всем так называемым варварским народам, пользовавшимся этим предметом одежды, – от Персии через Кавказ до северного побережья Чёрного моря и по всей Европе до Галлии – прозвище «braccati» («носящие штаны» – иноземные, чужие).

Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов: персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев.

Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.

На поясе у воина-перса висел широкий кинжал с короткой рукояткой без гарды; оружие подобной формы в Иране носят до сих пор. Вооружение состояло из лука, копья, меча и (реже) секиры. Поскольку одежда персов была большей частью из кожи, для защиты корпуса достаточно было высокого четырёхугольного щита лучника. Позже юбку и штаны стали покрывать железными чешуйками, затем появились нагрудные латы и шлемы из железа и бронзы, стали защищать панцирем также голову, грудь, бока и ноги лошадей.

Женская одежда

Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично, соответственно, запрещалось изображать женские фигуры. О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах, где он дополнен греческой традиционной одеждой.

За неимением изображений и документальных свидетельств мы можем восстановить персидскую женскую одежду только по аналогии с мужской. Очевидно, она также была широкой, длинной и собиралась в складки.

Женская одежда в общем отличалась от мужской лишь более значительной длиной и более тонкой материей. Верхнее платье довольно плотно обхватывало верхнюю часть тела и иногда имело на груди разрез, который стягивался при помощи лент. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пёстрых расцветок, отделанные каймой. Рукава платья были длинными и узкими. Знатные женщины, подобно мужчинам, одновременно надевали несколько верхних платьев, а поверх – накидку наподобие плаща и покрывало.

Одежда царей

Царь и царица отдавали предпочтение блестящим шёлковым тканям с богатым узором, которые приобрели особенно широкую известность позже, при Сасанидах. В Средние века, в эпоху Сасанидов, описанный тип мидийско-персидской одежды развился до высшей степени совершенства, достигая особого великолепия благодаря богатству и разнообразию отделки.

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола, пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены.

Символами царской власти служила митра – головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.

Следует упомянуть богато вышитую обувь, вышитое золотом покрывало и головной убор наподобие шапки.

Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов – птиц, посвящённых высшему божеству Ормузду. Это одеяние дополняли драгоценные украшения – браслеты, ожерелья и др. Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару. Ткани для женской одежды были особенно мягкими и тонкими, с искусной отделкой.

Головной убор

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому. Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царём их дыхание не должно было достигать царя.

Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Царь и царица носили тиару. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей. Тиара древнеперсидских царей имела форму низко усечённого конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца – многолепестковый цветок.

Другим головным царским убором был «кида-рис» – высокая заострённая шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.

Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Простые персы носили шарообразную кожаную шапку или только повязку, которая удерживала искусно уложенные тугие завитки волос.

Когда арабы подчинили Персию своему господству, в формах персидской одежды произошли изменения. Среди мужчин стали распространяться древнеарабские рубашка, чалма, плащ и кафтан, который, в сущности, не что иное, как видоизменённый плащ, а также халат с широкими бортами. Рукава этих халатов были разнообразны: они были разрезанными и неразрезанными, могли доходить до локтей, до кистей или опускаться до пола. При очень коротких рукавах их задняя часть удлинялась и в виде широкой полосы ниспадала до земли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2