Полная версия
Символический язык, язык природы
Можно дать много определений души, но лучше всего ее представляет образ ствола дерева, или лестницы Иакова. Потом вы можете сказать все, что хотите, что это электричество, флюид, эманация, магнетизм, теплота, всегда будет доля правды, но никакой из этих терминов не указывает главную функцию души, которая в том, чтобы служить посредником. Я могу даже, если вы хотите, сравнить душу со щипцами, которыми подбрасывают уголь в огонь. Вы скажете: «Как? Вы принижаете душу!» Нисколько, душа – это живые шипцы, которыми вы касаетесь огня, чтобы не обжечься: то есть это инструмент, посредник.
Сейчас я вам снова покажу, как я пользуюсь ключами аналогии, чтобы извлекать выводы. Исходя из того, что все вещи сделаны по одним принципам, – только с некоторыми незначительными модификациями – повсюду обнаруживается это разделение на три: форма, содержание, смысл, или же тело, душа, дух. Возьмите яйцо, да-да, яйцо, оно вам всё объяснит. Оно скажет вам: «Старина, я сделано по вселенским законам, я создано как вселенная, но в уменьшенном виде. Открой меня. Что ты видишь? Желток, который содержит зародыш жизни; альбумин, или белок; затем скорлупа. Я сделано по образу вселенной, и ты похож на меня. (Вместо того, чтобы сказать, что яйцо похоже на человека, оно говорит, что человек похож на яйцо, посмотрите, какое нахальство!) Желток – это дух; белок – это душа; скорлупа – это тело». Видите, оно право, это яйцо. Итак, зародыш в центре; белок вокруг; и скорлупа на периферии. Живая клетка тоже построена по этой схеме: все клетки имеют ядро, цитоплазму и клеточную оболочку. А что происходит, когда разбивается яйцо? Все разливается и жизнь уходит. Тело, как скорлупа, защищает жизнь, то есть душу и дух. Если тело разбито, жизнь уходит, душа и дух оставляют его.
Так что же такое душа? Как белок яйца, душа является носительницей всех питательных элементов, необходимых для поддержания жизни. Но сама жизнь приходит из духа: зародыш находится не в белке, он находится в желтке. Так же и жизнь, истинная жизнь находится в духе, и душа питает ее, поддерживает и заставляет циркулировать. Как я это узнал? Это очевидно, это бросается в глаза, сама природа все разложила перед нашими глазами!.. То же самое с косточками винограда. В косточке, как в клеточном ядре, находится зародыш жизни; все, что вокруг – это душа, а кожица – это физическое тело. Значит, когда вы едите, вы всегда едите жизнь, которая находится в душе, но которая приходит издалека, из духа. А что вы делаете с косточкой? Вы ее не едите, вы ее сажаете в землю. Вот вам любовь, мудрость и истина: истина в ядре; любовь – это то, что едят; а мудрость – это то, что обволакивает. Да-да, мудрость это то, что написано во внешнем, форма. Любовь – это то, что едят, жизнь. А истина – это то, что сажают, чтобы жизнь продолжалась. Видите насколько это ясно! Здесь тоже присутствуют дух, душа и тело.
Что я вам еще не сказал, так это то, что, несмотря на различия, дух, душа и тело состоят из одной эссенции. Различен уровень материализации: тело – это сконденсированный дух, дух – это утонченное тело, и душа – посредница между ними. Но спросим еще у природы, где мы можем найти разделение на тело, душу и дух. Она нам ответит: в четырех элементах. Где тело? Это земля. Где душа? Это вода и воздух. Где дух? Это огонь. А почему два элемента для души? Я уже отмечал, что душа двояка и связана с двумя другими частями, телом и духом. Так же и вода сообщается в землей, а воздух – с огнем. Вода питает землю, а воздух питает огонь. Таким образом, вода и воздух – это душа, которая питает землю и огонь. Здесь целый круговорот: вода поднимается и опускается, и воздух тоже.
Как я уже говорил, душа состоит из астрального тела и ментального тела, и ее пересекают два потока, один поток чувства, другой поток – мысли. Именно вода является чувством, а воздух – мыслью; они циркулируют между землей и огнем, и воздух питает огонь, потому что огонь гаснет без воздуха, а вода питает землю, потому что земля становится бесплодной без воды. Вот вам здесь другое разделение: на 4. Но я чувствую, что это 4 вам не нравится. Вы говорите: «Но уже есть разделение на 3! Откуда же сейчас 4? Это не клеится!» Это «клеится» очень хорошо. В природе душа представлена воздухом и водой, которые поднимаются и спускаются, как она. Разве земля поднимается и спускается?..
Посмотрим на воду. Она может быть в твердом состоянии, или в жидком, или газообразном – в виде пара. Это все та же вода, той же субстанции, но в разных состояниях утонченности. Это одна и та же субстанция, но если она очень охлаждена, у нее твердое состояние; если менее охлаждена – жидкое состояние; а когда ее нагревают, она превращается в пар. Лед тверд, но это только форма, внешний вид; на самом деле он более подвижен, поскольку снова может стать жидкостью или паром. Таким же образом тело, душа и дух состоят из одной субстанции, но в более или менее конденсированных или разреженных состояниях.
Вот почему алхимики учат, что существует только одна единственная материя, и что из этой материи, посредством различных степеней сгущения, созданы металлы, кристаллы, цветы, плоть животных и людей, воздух, огонь и т. д. Как верно они увидели! Итак, что же такое физическое тело? Сконденсированный дух. А что такое дух? Это разреженная материя, утонченная до эфирного состояния, вот почему алхимики также говорят, что посредством solve и coagula возможны все операции. И как это? Через теплоту. Именно теплота той или иной температуры воздействует на материю, придавая ей различные формы, различную плотность.
Значит, огонь является магическим агентом, который придает каждой вещи форму и естество; золото обладает одним количеством теплоты, у серебра другое количество теплоты, у свинца – третье и т. д. Если адепт находит этот огонь, этот магический агент, он может превращать свинец, серебро или железо в золото и, наоборот, превращать золото в железо и т. д. Только, конечно, огонь алхимиков это не огонь стеклодувов или кузнецов, это субтильный огонь, скрытый огонь, философский огонь.
Теперь вам стало понятнее, что такое душа? Это соединительная черта, жизнь, которую вы пьете и которую вы едите. Да-да, то пространство между желтком и скорлупой, между центром круга и периферией, все это пространство и есть душа. Дух является почти неуловимой точкой, тогда как душа является безконечностью, ибо для того, чтобы питать дух, душа должна быть безгранична. Дух голоден и ест душу, и надо, чтобы душа была бесконечна, чтобы его удовлетворить. Но, как видите, хоть душа его и питает, дух всегда остается точкой, его размеры не увеличиваются.
Посмотрите на свечу, она все вам объяснит. Когда вы зажигаете свечу, перед вами четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь, и три принципа: тело, душа и дух. Тело, земля – это свеча; душа – это вода и воздух (вода – тающий воск, а воздух питает огонь), и дух – это огонь. Чтобы жить, пламя должно питаться… Но так как невозможно питаться за счет других материалов, свеча уменьшается, потому что пламя пожирает ее. Душа является тем, что питает огонь, и в свече душа представлена водой – тающим воском (ибо если он не будет таять, пламени будет нечем питаться), и воздухом, без которого пламя гаснет. Душа питает дух, пламя, и это пламя свечи, которое всегда прямое, похоже на Йод, десятую букву древнееврейского алфавита, которая является символом духа
.И когда про кого-то говорят, что он «сжигает свою свечу с обоих концов», что это означает? Это означает, что он неразумен, слишком отдается своим чувствам, своим эмоциям и страстям; он сжигает и транжирит запасы физического тела, своей свечи.
Можно найти столько определений души, что это было бы смешно. Но вот еще одно, например: душа это продовольственный склад, да-да, большой продовольственный склад. Вы скажете: «Но в этом нет ничего религиозного, ничего мистического!» Возможно, но это реальность, все сходится и нет никакого противоречия. И не говорите, что, так как у яйца один вид, а у свечи другой, то между ними нет никакого соответствия. Это все тот же принцип, только в разных формах, различно примененный и в разных сочетаниях. Бог развлекался, придавая одной вещи многочисленные применения. Именно об этом говорит Гермес Грисмегист в Изумрудной Скрижали: «И подобно тому, как Единое произродило из себя все, применяясь, так все вещи в миру из одной инертной возникли среды, посредством ее применения».
По схеме, которую я вам только что представил, эфирное тело принадлежит физическому плану. И хотя эфирное тело – это еще тело физическое, но это его наиболее тонкая часть, как частицы пыли, которые витают в воздухе, как пар, эманации, которые формируют вокруг него некий род атмосферы, которая его сопровождает. Эфирное тело является частью физического тела, это, если хотите, испарение физического тела, но это еще не душа. Душа идет после эфирного тела, это область, где начинаются мысли и чувства. А дух? Это повторение души в высшем плане.
Дух, это тоже область мыслей и чувств, но мыслей и чувств самой высокой чистоты, самого высокого света. В духе больше нет нечистого, низкого, тогда как в душе может быть как хорошее, так и плохое. Вот еще одно, что не совсем ясно представлено в философии. А в разговорном языке еще хуже! Используют слово «дух» неважно как. Говорят: «Злой дух, дух злобы»… Нет, это не дух является злым, это интеллект, или душа; потому что душа одновременно содержит в себе и хорошее, и плохое: поскольку она посредник между телом и духом, одна ее половина затемнена телом, другая осветлена духом. И все эти обиходные выражения неверны, они не основываются на знании реальности. Дух никогда не может содержать в себе ничего плохого или нечистого, иначе он просто больше не дух. Ядро является носителем жизни и должно пребывать в состоянии совершенной чистоты. Итак, дух, который исходит от Бога, абсолютно чист и светел. Не надо все смешивать.
И вы видите, у пламени свой язык. Что оно делает? Оно сжигает все нечистоты, ибо в пламени нет никакой нечистоты, и оно принимает только то, что так же чисто, как и оно. Тогда как вода и воздух могут быть загрязнены. Я вспоминаю о воде, которую видел, когда был в Индии… Вы скажете: «Вода Ганга?» Нет, еще хуже, чем Ганг. Рядом с Бомбеем есть остров, который называется Элефанта. Он известен своими храмами, прорытыми в скалах; в этих пещерах находятся колоссальные статуи божеств: Брахма, Вишну, Шива… Я был там, это место паломничества, но как и во многих других религиозных местах Индии, там ужасная суета. Рядом с этими пещерами находится бассейн. Так как каждый храм рассматривается как микрокосм, отражение макрокосма, то рядом с каждым, в принципе, есть бассейн, который символизирует океан. Но вода этого бассейна грязная, уже зеленая, и я удивлялся, как многие
индусы пили эту воду. Как будто им никогда не говорили о микробах, для них микробов просто не существует, и потом они умирают, даже не зная, от чего. Они пьют эту воду, чтобы получить некие влияния, хотелось бы верить… Вода, пропитанная мистической атмосферой священного места в иных случаях может быть освященной, но все же существуют физические законы, которыми не надо пренебрегать. До такой степени загрязненная вода может оказать самое вредное воздействие даже на тех, кто верит в ее духовную силу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.