bannerbanner
Минимализм – путь к счастью и с свободе. Избавься от ненужного, чтобы не упустить важное
Минимализм – путь к счастью и с свободе. Избавься от ненужного, чтобы не упустить важное

Полная версия

Минимализм – путь к счастью и с свободе. Избавься от ненужного, чтобы не упустить важное

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Прислушайтесь, эти слова идут от одного из столпов современного маркетинга! Человека, который сам десятилетиями помогал создавать бездонные рынки для безумного шопинга. Неужели вы хотите оказаться в числе бездумных рабов?

Сломать эту пагубную зависимость очень непросто. Но другого пути к душевному здоровью и финансовой свободе все равно нет. Так что запаситесь решимостью и терпением – далее мы будем разбираться, какие трюки используют торговцы и маркетологи для удержания в ловушке, а главное – как эффективно вырваться из ее цепких лап. И тогда счастье обретет для вас настоящую, истинную форму, а не ненасытный призрак в виде затоваренного шкафа. Так бывает только с теми, кто на самом деле его заслужил. Убедитесь в этом сами!

Глава 3. Принцип Парето в минимализме. Концепция "20 на 80". Фокус на главном. Правило "одного".

чтобы в полной мере оценить силу принципа Парето, хочу поделиться одним случаем из своей жизни. Как-то раз мне довелось побывать в роскошном особняке одного нашего толстосума. Признаюсь, шикарное зрелище: огромный трехэтажный дворец, старинная мебель, повсюду антиквариат и дорогие безделушки. Всякий раз обмирала от восторга, проходя из одной анфилады комнат в другую – с каждой новой залой убранство становилось все более вычурным и богатым.

И вот, бродя по этому архитектурно-декоративному лабиринту из сотен помещений, я вдруг осознала, что вокруг ни души! То есть, в этом огромном хоромном великолепии фактически никто не жил. Ну разве что пара престарелых лакеев, которые весь день только и делали, что протирали несметные завалы позолоченной рухляди. Вся эта размашистая роскошь оказалась пустой ловушкой для себя самой!

Зато потом, когда мы закончили экскурсию и вернулись на выход, отыскать хозяев поместья нам удалось совсем быстро. Дело в том, что сам олигарх и его семья жили буквально в одной единственной крошечной комнатушке при входе! Да-да, в этом сказочном дворце размером с рыцарский замок они обитали всего в одной скромной каморке в 20 квадратов. Вот где протекала их настоящая повседневная жизнь!

Конечно, многие из вас успеют сказать: "Маша, да там просто больные на голову жмоты какие-то жили!" Но это совсем не так. Просто эти люди четко осознавали необходимость правильно расставлять жизненные приоритеты. Как говорил сам хозяин: "Зачем нам все это пространство, если для комфортной жизни хватает и малого?" Семья предпочла сосредоточиться на самом главном и отсечь все лишнее ради упрощения быта.

Именно о такой выверенной система ценностей и идет речь в золотом правиле 20/80, открытом итальянским экономистом Вильфредо Парето еще в конце 19 века. Он обнаружил один из фундаментальных принципов распределения богатств и ресурсов, который действует абсолютно везде.

Согласно этому принципу, в любой группе, организации, обществе, да и вообще в любой системе всегда присутствует строгая пропорция 80/20. То есть 20% элементов или участников порождают 80% результатов. А остальные 80% приносят лишь 20% результата.

Причем эта пропорция соблюдается с поразительной точностью буквально во всех направлениях. В макроэкономике 20% населения концентрируют у себя 80% всех ресурсов и богатств. В сельском хозяйстве 20% земель дают 80% всего урожая. В страховом деле 80% претензий поступает от 20% клиентов.

Даже начальник любой современной корпорации отлично знает, что всего около 20% сотрудников выполняют львиную долю работы за весь офис. А остальные 80% включаются лишь время от времени.

То же самое происходит и в нашей личной, бытовой жизни. Согласно многочисленным опросам и исследованиям, на самом деле мы используем в повседневном обиходе только 20% вещей из того, что хранится у нас дома. Остальные 80% лежат мертвым грузом, захламляя пространство.

Великий физик Ломоносов, будучи еще и домовитым хозяином, четко расставлял приоритеты. Он говорил, что у него всего 20% вещей, но при этом они составляют 80% его счастья и комфорта. Согласитесь, философия довольно разумная!

Кстати, Парето первым заметил свой принцип не в макроэкономических расчетах, а наблюдая за землевладельцами своей родной Италии. Оказалось, что 80% сельхозплощадей принадлежало лишь 20% помещиков. И в этом был глубокий смысл, сберегающий средства и ресурсы страны от распыления.

С точки зрения минималистского подхода к жизни, принцип Парето несет в себе мощный организующий посыл. Он призывает нас сосредотачиваться на самом главном, жизненно важном и результативном отсекая все лишнее и низкоэффективное.

Просто вдумайтесь: 80% наших ежедневных дел и забот могут занимать всего лишь 20% фактических усилий, в то время как остальные 80% сил и времени фактически выбрасываются на мелочи. Причем именно эти мелочи создают у нас ощущение вечной перегруженности, цейтнота и хронической усталости.

Другой яркий пример – финансовая сфера. Точно известно, что около 80% ваших трат будут приходиться на всего 20% реальных нужд и потребностей. А оставшиеся 20% бюджета вечно будут расходоваться нерационально, на всякий ненужный шопинг.

И такая ситуация встречается абсолютно во всех направлениях жизни. Прислушайтесь к себе – по-честному вы используете не больше 20% своих навыков и способностей. На столько же процентов живете по собственному расписанию, а не по чужим планам. И общаетесь по-настоящему не более чем с 20% своего круга знакомств.

Но как только вы решитесь навести порядок по принципу 20/80, то сразу почувствуете невероятное облегчение! Высвободятся колоссальные дополнительные ресурсы – время, деньги, жизненные силы. Появится возможность сосредоточиться на самом главном, отбросив пустяки и суету в сторону. Жизнь станет настоящей, полной и гармоничной, в отличие от перманентного существования на подхвате у мелких задач.

К примеру, возьмем выбор гардероба. Типичная женщина обладает шкафом из сотен вещей, но при этом постоянно ноет, что ей нечего надеть. Все потому, что она использует максимум 20-30 излюбленных элементов гардероба, а остальные 70-80% вещей висят бесполезным балластом.

Представьте теперь другую картину: минималистский набор из всего двух-трех десятков вещей, но все идеально стильные, качественные, универсальные и гармонично сочетающиеся друг с другом. Капсульная коллекция, из которой реально можно составлять любые комбинации без лишней суеты. Плюс выбор займет считанные минуты, а не часы ломки голову. Разве не мечта для любой современной занятой девушки?

То же можно сказать и о домашнем хозяйстве. В среднем семье из четырех человек по статистике требуется для жизни всего 20% имеющегося жилого пространства – пара комнат, санузел и маленькая кухня. Все остальные залы, холлы, кладовки обычно стоят закрытыми или используются для складирования ненужного хлама.

А теперь представьте, как бы сэкономились силы и средства, если отказаться от всего этого избытка! Вам понадобится гораздо меньше времени на бытовые дела и уборку. Куда меньше электроэнергии и ресурсов на отопление и содержание. Никаких сложностей с вечной перестановкой и поиском нужных вещей по всему простору. Вся полезная площадь дома концентрируется в ладонях, под рукой, на удобной доступности.

Конечно, далеко не во всех сферах жизни можно четко следовать пропорции 20/80. Но сам по себе этот принцип дает нам отличную отправную точку в стремлении к упрощению и рационализации.

Так, приведу вам пример из своей профессиональной деятельности в качестве маркетолога. Как вы думаете, сколько процентов товаров и услуг в компании на самом деле приносят львиную долю ее дохода? Согласно исследованиям, в среднем это всего 10-15 процентов от всего ассортимента!

Зато вокруг этой жирной прибыльной группы обычно крутится вся деятельность фирмы – производство, логистика, реклама, управление персоналом. То есть 85-90% усилий компании тратится ради выпуска всего нескольких суперпродуктов. И лишь малая доля ресурсов распыляется на второстепенные, низкомаржинальные товары и проекты.

Точно так же и в личной жизни мы часто совершаем типичную ошибку, бросая львиную долю своих сил в никуда. Пытаемся осилить невыполнимый список задач, толком не понимая главных приоритетов. Распыляемся на множество ненужных обязательств и контактов. Транжирим деньги впустую, не видя реальных потребностей. В итоге оказываемся в ситуации постоянного цейтнота, вечного безденежья и хронической усталости.

А достаточно было сделать один простой шаг – анализ по методу Парето. Выявить своих "золотых" 20% и собрать все ресурсы именно вокруг них. Для работы – списать все задачи в порядке приоритетности, выделив самые эффективные. В деньгах – определить 20% главных статей расходов, снизить траты на остальные категории до минимума. В общении – сфокусироваться на близких и родных людях, поддерживая самые важные связи.

При таком подходе вы практически гарантированно обретете больше порядка, продуктивности и удовлетворенности в жизни. Ведь на самом деле счастье человека зависит всего от нескольких базовых вещей – отношений с близкими, интересной работы, здоровья, комфортного быта. И сосредоточившись на этих 20% системообразующих факторов, вы сумеете достичь главных целей с гораздо меньшими усилиями.

Но один из самых важных уроков, который несет в себе принцип Парето – это полный отказ от бесполезных накоплений и суетного обогащения ради одного лишь обогащения. В духе философии минимализма, не имеет никакого смысла собирать и окружать себя кучей ненужных безделушек, еще больше расширяя и без того огромные 80% лишнего балласта в нашей жизни.

Парадоксально, но даже многие весьма состоятельные люди живут по принципу 20/80, пусть и сами того не подозревая. Например, насколько мне известно, даже в гардеробах у многих знаменитостей лишь небольшая часть одежды – эти самые 20% любимых, часто носимых вещей из высококлассных базовых коллекций. А остальные 80% – это уже чистой воды вычурный антиквариат из показушных выходов и попыток соответствовать модным стандартам.

Еще одна яркая иллюстрация принципа 20/80 – бессмысленные коллекции бесчисленных бесполезных сувениров и безделушек, которыми обрастают дома многих обеспеченных людей. Зачастую это происходит просто на автомате, по распространенной в высших кругах традиции. Привозишь дорогой подарочек из каждой поездки, ставишь на полку, а через месяц уже и не помнишь, откуда это и зачем вообще было нужно. Вот вам и 80% балласта в квартире!

Кстати, порой прямо и спросишь у хозяев подобных музеев ненужных раритетов: "Ребята, зачем вам столько всего? Вы этим вообще пользуетесь?" Они обычно смущенно отвечают: "Ну как-то так получилось, традиция, что поделать…" И продолжают ошалело закупать все новые и новые партии антиквариата только ради самого факта обладания.

Безумие, правда? Но лишь до того момента, пока не поймешь, насколько сам зачастую поступаешь точно так же. У каждого в шкафах и на антресолях припрятаны целые арсеналы совершенно бессмысленных вещичек, от которых впору избавляться. И все мы нередко покупаем очередной ненужный товар исключительно из тщеславного желания следовать чьим-то ожиданиям или стереотипам.

Но самое главное, что сулит следование концепции 20/80 в ее крайней форме – это достижение подлинной свободы в жизни. Только представьте, как круто было бы перейти к режиму владения одной, но лучшей в своем роде вещью в каждой категории? Иметь, к примеру, одну идеальную сумку, один смартфон высшего класса, одну коллекцию одежды из цельных образов. Разве это не путь к настоящему деловому минимализму?

Конечно, для многих это может показаться слишком радикальным. Ведь мы столько лет были обучены постоянно окружать себя огромными запасами ненужных безделушек. И вдруг – одна штука! Поверьте, такой резкий переход окажется болезненным. Придется буквально заново учиться наслаждаться одним, но самым лучшим качеством.

Тем не менее, даже простого следования принципу 20/80 в повседневной жизни часто оказывается достаточно, чтобы почувствовать настоящее облегчение и свободу. Сфокусировавшись на 20% действительно нужного, вы отсекаете львиную долю лишних хлопот и стрессов, очищаете пространство и разум ото всего ненужного балласта.

У вас наконец-то высвобождается огромное количество времени, энергии и финансовых средств. Причем сугубо на реально нужные, комфортные для вас задачи и увлечения, без растраты в пустоту. Можете ли вы себе представить, каким облегчением будет жизнь без постоянного ремонта, вечных хождений по магазинам, бессмысленных покупок и прочих издержек стиля overconsumption?

В конечном счете, верный путь к счастливой и гармоничной жизни лежит именно через сосредоточение всех сил и ресурсов на самом главном, ключевом, приоритетном. Выделяя и поддерживая в полном порядке свои жирные, ценные 20% в каждой сфере, вы автоматически обеспечиваете для себя наивысший уровень комфорта. Плюс гарантируете эффективность и продуктивность при минимуме затрачиваемых усилий.

Так чего же вы ждете? Примените принцип Парето в ближайшие же выходные! Разберите гардероб, вычистите шкафы и полки, проанализируйте свой ежедневный график и список контактов. И безжалостно отсекайте все лишнее, второстепенное, пустое. Доверьтесь своей интуиции и оставьте лишь 20% главного, приносящего реальную пользу. Ведь именно в этом истинная роскошь жизни – не в количестве, а в качестве!

Глава 4. Минимализм и мышление богатых людей.

Признаюсь честно: когда я первый раз наткнулась на тот ролик от Маргулана Сейсембаева, где он начал разбирать различия в покупательском поведении богатых и бедных людей, у меня прямо глаза на лоб полезли! Такие простые, но от того не менее гениальные наблюдения – умопомрачительны. Так как я себя к богатым людям не отношу, да и честно признаюсь не стремлюсь к денежным излишествам, решила в своей книге дать место интересным рассуждениям человека, который очень богат и может позволить купить себе все, но меж тем говорит о том, что в зависимости от того как ты покупаешь вещи можно предположить кто ты есть – богатый или бедный человек.

Причем суть даже не в количестве финансов как таковом. Хотя Маргулан и разделил людей условно на "бедных" и "богатых", на самом деле главное отличие – в самом мышлении, отношении к вещам и деньгам, которое и делает одних успешными, а других – ведомыми погоней за ненужным барахлом. То есть и человек со среднем достатком может иметь мышление богатого человека.

Чтобы ощутить эту разницу, достаточно оглянуться в историю и вспомнить, как относились к материальным благам прошлые поколения минималистов и философов. Ведь для них идея "отсечь лишнее, оставить только необходимое" была путеводной звездой!

Вот, к примеру, вспомним знаменитого древнегреческого мыслителя Диогена Синопского, прославившегося своим аскетическим образом жизни. Ему принадлежит крылатая фраза: "Я ищу Человека", которой он намекал современникам, что большинство из них слишком погружены в пустое мирское существование.

История гласит, что Диоген в молодости остался без наследства, после чего полностью отринул условности своего благородного происхождения. Он поселился в огромной глиняной бочке и питался только подаянием, показывая пример истинной бедности. При этом всякий раз, когда люди осуждали его за отсутствие имущества, философ с гордостью заявлял: "У меня нет ничего, но зато мне ничего и не нужно!"

Иными словами, Диоген одним из первых осознал главный парадокс минимализма: чем меньше ты привязан к вещам, тем больше у тебя появляется свободы. И пытался пропагандировать это учение своим поведением. Он не только обличал страсть к накопительству, но и смеялся над людьми, которые слепо гнались за богатством, забывая о простых истинных радостях.

Несколько столетий спустя другой философ-стоик Эпиктет продолжил развивать мысли о бессмысленности обладания лишним имуществом. Он утверждал, что причиной многих человеческих страданий становится неумение отличить то, что принадлежит нам, от того, что просто дается во временное пользование.

"Путник, который остановился на ночлег в гостинице, не будет принимать слишком близко к сердцу убранство номера, поскольку он скоро покинет это место, – поучал Эпиктет. – Так и мы должны относиться ко всем вещам: использовать их, но без привязанности и не путая временное с вечным".

В том же ключе резонировали и многие философы Возрождения, в частности Томас Мор. Когда он описывал свой идеальный остров Утопия, то одним из принципов жизни утопийцев было исключительно рациональное и целесообразное отношение к вещам и собственности. Их дома не отличались украшениями, ибо воспринимались как чистая функциональность.

В 19 веке знаменитый американский писатель-трансценденталист Генри Торо пожил в полном одиночестве на берегу лесного озера, питаясь самой простой пищей и не позволяя вещам скапливаться. Свои мысли о таком добровольном минимализме он изложил в книге "Уолден, или Жизнь в лесу". Многие современные адепты разумного потребления считают ее настоящим манифестом осознанной жизни.

Так что в умении довольствоваться малым и брать от вещей только необходимые функции не было ничего нового. Однако к началу 20 века эти традиции минимализма пришли в упадок по мере развития массового производства и культа потребительства. Проповеди философов утонули в назойливом шуме назревающей консьюмеристской революции.

Люди, особенно обитатели больших городов, все больше попадали под влияние маркетинговых стратегий, разжигающих искусственный ажиотаж вокруг бесконечной смены трендов, коллекций, модных штучек. С каждым десятилетием все большая часть населения оказывалась в ловушке ненасытного желания что-то покупать, что угодно, лишь бы это было новое и завораживающее.

Повсеместно внедрялась идея, что счастье человека напрямую зависит от количества нажитых им вещей и материальных атрибутов, символизирующих его статус. Причем зачастую даже не самих вещей, а того, что они олицетворяют в глазах общества. Специалисты по поведенческой экономике пришли к выводу, что каждый импульсивный "хочушопинг" подпитывается глубинными психологическими триггерами.

Ведущая сила, движущая потребительской горячкой – это эффект социального доказательства. То есть неосознанное стремление людей "быть такими же, как все", вписываться в окружающее общество. А окружающее общество раз за разом втолковывало, что чем больше вещей и атрибутов успеха ты накупишь, тем более полноценным членом системы станешь. Помните пропагандистские картинки 1950-х, где идеальные семьи окружены целыми горами бытовой техники, украшений и прочих благ "рая изобилия"?

Для стимулирования еще большей жажды новых приобретений производители и рекламщики стали активно играть на другом психологическом рычаге – искусственном создании дефицита. Достаточно было пустить слух о "ограниченном тираже" или "последней коллекции" – как все бросались сметать товар, даже не очень нужный. Нажитый когда-то инстинкт охотника за редкой добычей безупречно работал.

К этому присоединялся и эффект контраста, который буквально ослеплял покупателей иллюзией невиданных скидок. Да, официально на товаре висела высокая первоначальная цена, только чтобы продавец мог потом резко ее обрушить вдвое. Азарт гонки за горящими распродажами делал людей слепыми к реальности.

Поверьте, я видела немало подобных маркетинговых уловок со стороны. Как профессиональный маркетолог, могу сказать: все они были буквально начинены психологическими ходами, безупречно рассчитанными на то, чтобы обыгрывать и развращать человеческие слабости.

Люди никогда не задумывались над тем, зачем им конкретно нужна очередная распиаренная вещь. Практичной ли она, удобной ли, сколько будет стоить ее содержание в дальнейшем? В рекламных посылах только и речь шла о том, что эта вещь сделает человека круче, модней, "в тренде". И подсознание тянулось к ней как мотылек на огонь – как к способу самоутвердиться, обрести высший социальный статус.

Главная задача маркетологов в итоге и сводилась к тому, чтобы донести до потребителя одну простую формулу: "Чем больше ты покупаешь наших товаров – тем более успешным и одобряемым станешь в обществе!". Примитивно, но безусловно действенно – ведь страх оказаться отверженным у человека сидит на подсознательном, инстинктивном уровне.

В то время как философы учили людей довольствоваться малым и находить удовлетворение в простых радостях жизни, маркетинговые машины внушали им совершенно противоположное. Они культивировали состояния вечной неудовлетворенности, жажды что-то приобрести, чем-то обладать еще и еще.

Так люди оказывались в ловушке замкнутого круга: они покупали вещи для повышения самооценки и достижения некого сконструированного идеала, но никак не могли заполнить ту внутреннюю эмоциональную брешь, ради которой все и затевалось. И тогда бросались получать новую порцию гедонистического допинга в виде последующих импульсивных покупок.

Но давайте вернемся к тому видео Маргулана Сейсембая, с которого началась наша беседа. Он, можно сказать, бросил настоящий вызов всем этим ловушкам безудержного консьюмеризма. И выступил с очень четкими, рациональными рекомендациями о том, как выстроить правильное, осознанное отношение к покупкам и деньгам.

Одна из ключевых мыслей Маргулана заключается в следующем: успешные, состоятельные люди подходят к любой покупке вещи через призму ее функциональности для достижения своих конкретных целей. В отличие от бедных слоев, они не гонятся за обладанием самой вещью, а рассматривают ее как способ выполнить какую-то задачу.

Например, когда обычный человек приобретает автомобиль, он часто ведется на красивую рекламу, модные тренды или просто жажду обладать этим статусным атрибутом. А вот богатые всегда задаются вопросом: какую конкретную функцию для моих целей эта машина будет выполнять? И уже исходя из этого просчитывают оптимальную комплектацию и бренд.

То же самое с недвижимостью, бытовой техникой, одеждой. Маргулан подчеркивал: состоятельные люди никогда не покупают вещь просто так, для красоты или удовлетворения импульса. Они рассматривают ее исключительно как инструмент для реализации своих жизненных планов, стратегии. И именно по этому параметру оценивают целесообразность покупки.

Более того, у людей с "богатым" мышлением всегда просчитывается не только начальная стоимость покупки, но и все долгосрочные издержки ее содержания. Маргулан называл это "ценой владения".

К примеру, прежде чем приобрести какой-то товар премиум-класса вроде яхты, успешный человек заранее учтет все предстоящие затраты: регистрация, налоги, амортизация, топливо, ремонт и так далее на долгие годы вперед. И купит это только в том случае, если в полной перспективе издержки не окажутся неоправданно высокими.

В противовес этому человек с "бедным" мышлением покупает вещь импульсивно, не задумываясь о будущих расходах, связанных с ее содержанием. Ну приобрел, допустим, новый джип на эмоциях, а через полгода уже не может себе позволить его обслуживание и ремонт. И тогда машину приходится срочно избавляться уже за бесценок.

Именно поэтому, по словам Маргулана, состоятельные люди частенько предпочитают арендовать вещи, нежели сразу покупать их в собственность. Так они избегают ненужных рисков и финансовой нагрузки вместе с "ценой владения". Гибкость подхода к материальным активам – еще одна черта богатого мышления.

Вторая отличительная черта – способность отделять реальные потребности от искусственно навязанных желаний и влияния маркетинга. Даже когда бизнесмен покупает что-то вроде модного гаджета от Apple, он отлично понимает: основная плата за бренд тут накручена сверху. И покупает не из-за бренда, а исключительно из-за необходимых функций для работы.

В то время как обычный потребитель с бедным сознанием чаще всего попадается на крючок статусного мышления. Вместо здравого анализа он движим жаждой приобщиться к престижу, который олицетворяют модные марки. И готов переплачивать именно за этот "атрибут успеха", игнорируя реальное соотношение цены и качества.

Самое главное различие по Маргулану – у богатых людей нет бессмысленных трат. За каждой покупкой стоит холодный расчет и четкая цель развития. В то время как у бедных часто деньги просто "утекают" в никуда на ненужные безделушки и спонтанные приобретения.

Он рассказывал очень забавный случай о том, как один миллиардер удивлялся привычке коллекционировать безделушки из путешествий. Для богача такое занятие казалось полным абсурдом, бессмысленной тратой денег. Но для многих обычных людей подобное присуще едва ли не на уровне обряда.

Еще один важный принцип осознанного приобретения вещей, который выделял Маргулан – "правило одного". То есть в каждой категории у успешного человека преобладает одна лучшая вещь в своем роде. Одна идеальная сумка, один смартфон, один базовый гардероб и так далее.

Никакого захламления огромным количеством разнообразных вещей одного плана не допускается. Зачем тратиться на множество однотипных гаджетов, когда можно один раз купить максимально качественный и универсальный? Такой подход избавляет от лишних хлопот, экономит время и пространство.

На страницу:
2 из 3