bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Людвиг I много путешествовал, с юности увлекался историей, литературой, музыкой, архитектурой и искусством. Он чувствовал себя равным в окружении философов, художников и поэтов и вошел в историю как меценат, «покровитель искусств».

В 1821 году Людвиг, будучи страстным поклонником Древней Греции, не мог остаться в стороне и оказал поддержку грекам в войне за независимость от Османской империи, великодушно выделив из своего кармана кредит в размере 1,5 млн гульденов. Позднее эти заслуги сыграли не последнюю роль при избрании его сына Отто на греческий престол в 1832 году.

Взойдя на трон, Людвиг I придерживался умеренно либеральной политики, основанной на конституции 1818 года. Король проявил определенную форму самоуправления, которая оттесняла министров на второй план. Таким образом, Людвиг правил из кабинета министров, но также лично под обстрелом оппозиции. Вскоре им была отменена цензура прессы. Ко всей системе образования (от начальной школы до университета) Людвиг занял прочную позицию. В 1826 году король перенес университет Людвига – Максимилиана из Ландсхута в Мюнхен, была проведена реорганизация Академии художеств.

В религиозной и церковной политике монарх взял на себя инициативу и удовлетворил пожелания населения. В церковной сфере король стремился смягчить последствия секуляризации. Была проведена реконструкция многочисленных монастырей, он способствовал строительству церквей и реконструкции исторических соборов Баварии, поддерживал религиозные ордена. Основанная королем Ассоциация миссий Людвига продвигала не только христианство, но и немецкую культуру за рубежом.

Протестантизм в XIX веке подорвал власть Рима над германскими народами, многие переходили в лютеранство. Однако в Баварии крепко укоренилась католическая вера, и большинство баварцев оставались верны ей, передавая на протяжении поколений идеалы верности церкви, престолу, семье и стране. Баварский престол и католическая церковь многими баварцами воспринимались как элементы стабильности.

Также Людвиг I не забывал поощрять развитие торговли и промышленности в Баварии, делая многое для развития экономики. Был построен канал, который соединял водные артерии Майн и Рейн с Дунаем, в 1835 году появилась первая немецкая железная дорога между Нюрнбергом и Фюртом. По инициативе короля в 1828 году между Баварией и Вюртембергом был заключен Южно-Германский таможенный союз. А в 1834 году Бавария присоединилась к Германскому таможенному союзу.

Не все законопроекты Людвига выдерживали сопротивление ландтага. Так, попытка законопроекта короля завещать дворянский титул только лишь первому сыну потерпела неудачу.

Людвиг I продолжил дело своих предков как покровитель искусств и влиял на развитие культуры в Баварии. Мюнхен во время его правления стал «Афинами на берегах Изара», культурным центром Германии, куда стекались художники, архитекторы, поэты, ученые. Еще будучи кронпринцем, Людвиг, как поклонник Древней Греции и итальянского Ренессанса, интенсивно увлекся коллекционированием произведений искусства. Увлечение Античностью сказалось на архитектурном преобразовании Мюнхена. Став королем, Людвиг стремился познакомить с историческими коллекциями народ, сделав их доступными, открыв в Баварии музеи – Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, памятное здание Пропилеи. Строительством Вальгаллы над Дунаем, Зала освобождения, Зала славы, Ворот Победы, Зала Полководцев и прочих архитектурных построек он стремился объединить традиции Баварии и Германии. Король завершил формирование мюнхенской резиденции, которую еще в XIV веке заложили Виттельсбахи и позже достраивали и расширяли на протяжении веков.

Во время его правления получил широкое распространение мюнхенский классицизм. Людвигштрассе в Мюнхене по сей день напоминает о широте натуры королевского планирования. Король привез с собой ведущих архитекторов, скульпторов и художников своего времени. Его главными архитекторами были Лео фон Кленце и Фридрих фон Гертнер. Людвиг I первым в Германии принял в 1826 году закон об охране памятников, который действовал для всего королевства.

На строительные проекты Людвиг тратил почти весь свой личный доход. Строительные расходы короля не раз вызывали недовольство баварского правительства, в чем позже также упрекали и его внука Людвига II.

Король, желая прославиться на литературном поприще, пробовал себя как поэт и писатель. Но оседлать неукротимого Пегаса не каждый может. Посредственные литературные произведения Людвига хоть и получили огласку в общественности во время его правления, но после его отречения предались забвению.

После Июльской революции 1830 года во Франции и распространения революционного движения в Европе либеральная политика Людвига I приобрела реакционный оттенок. Правительство пошло к более консервативному курсу и к столкновению с либералами в парламенте. Религиозная точка зрения, основанная на принципе милости Божьей, уже противостояла либеральным требованиям 1830-х годов.

Многочисленные реформы вызывали критику консервативных и радикальных сил. Король отменил свободу прессы. На Хамбахском празднике, а по сути политической демонстрации в Пфальце 27 мая 1832 года, население выказало свое недовольство политикой короля. Демонстранты требовали объединения страны, конституционных свобод. В Баварии усиливалась цензура, проводились аресты, высылки – все это только обостряло недовольство населения.

Реакционная политика усиливалась еще под действием усиления ультрамонтанов с 1837 года, энергично поддерживающих власть Римско-католической церкви и право папы вмешиваться в дела государства. Хоть власть в Баварии исполняло правительство, лично подчинявшееся Людвигу, но оно находилось под сильным влиянием ордена иезуитов. Министерство Карла фон Абеля выступало за католический консервативный курс короля. Ультрамонтаны расширяли сферу своей власти в стране и оказывали сильное влияние на баварский парламент. Было усилено давление на протестантов, отменены ранее предоставленные им гражданские права. Отношения между католиками и протестантами заметно ухудшились при министре Абеле.

Людвиг I постепенно осознавал угрозу своей независимости правления, начал испытывать настороженность и недоверие к своему первому министру, который устанавливал и вводил в стране жесткие католические порядки.

В марте 1844 года из-за нехватки сырья, согласно королевскому указу, были подняты цены на хлеб и, соответственно, на пиво. В знак протеста в Мюнхене вспыхнули пивные беспорядки. Вызванная армия отказалась применять силу против повстанцев, и дальнейшие меры против бунтовщиков остались бесплодными. Тогда Людвиг был вынужден вмешаться и остановить рост цен, а вскоре приказал снизить цену на пиво. Все это не укрепляло популярность короля среди населения. Пивное восстание исторически рассматривается как предвестник мартовской революции в 1848 году.


Оставим на миг в стороне политику Людвига I и уделим внимание его наследнику. В октябре 1845 года сын Людвига I кронпринц Макс с женой Марией и вместе с маленьким сыном отправились в свой романтический уголок – Хоэншвангау, где, казалось, совсем еще недавно они проводили свой медовый месяц. Мария, с детства полюбившая горы, очень восторгалась этим романтическим уголком. В 1832 году кронпринц Макс, очарованный живописной местностью и романтическими легендами, приобрел древние руины замка Шванштайн (Schwanstein; с нем. Schwan – «лебедь» и Stein – «камень»), который когда-то принадлежал княжескому роду Вельфов, рыцарям Швангау и предкам Виттельсбахов. Почти за четыре года замок, теперь названный Хоэншвангау («Высокий лебединый край»), был восстановлен в средневековом рыцарском стиле. Над изумрудным лесом и двумя кристально чистыми горными озерами Шванзее и Альпзее высоко возвышается замок, словно волшебная крепость давно минувших дней. Людвиг I, когда впервые посетил замок, назвал его подлинным замком фей. Мюнхенские художники красиво оформили интерьер, возродив в картинах и фресках волшебство средневековых рыцарских сказаний. Центральное место в интерьере замка уделено немецкой легенде о лебедином рыцаре Лоэнгрине, символом замка и гербом был выбран лебедь. Ранее на гербе графов Швангау присутствовало изображение этой гордой птицы. Лебедь станет одной из любимых птиц Людвига II, символ которого будет иметь для него некое мистическое значение.

Неподалеку от замка началось строительство деревянной тропинки над ущельем водопада Пёллета. Позже мост получил название Мост Марии (Marienbrьcke) в честь матери Людвига. Спустя 21 год ее сын заменит деревянную конструкцию на стальную. Мост сохранился и в наши дни, с него открывается впечатляющая панорама на грандиозное творение Людвига – его замок Нойшванштайн.

Кронпринц Максимилиан, родившийся 28 ноября 1811 года, очень отличался от отца Людвига I. Если отец был харизматичный, решительный, темпераментный и уверенный в себе, то его сыну не хватало этих качеств при его тихом, жестком, педантичном, медлительном, нерешительном характере. Поэтому отец и сын часто не находили общих точек соприкосновения. В юности Максимилиан чувствовал себя плохо подготовленным к жизни, будучи взрослым, жаловался на недостаток образования и воспитания. В 18-летнем возрасте кронпринц поступил в Гёттингенский университет, а через год в Берлинский. После окончания учебы Максимилиан совершил много познавательных обширных путешествий в разные страны, где знакомился с их историей и культурой.

Он долго не решался вступать в брак, предпочитая путешествия. Браки в королевских семьях в то время редко заключались по любви, а больше по династическим соображениям, связанным с укреплением политической власти и влиянием, престолонаследием и продолжением рода. Поэтому любви, романтическим чувствам не придавали большого значения. Максимилиану сватали невесту из России великую княжну Ольгу (1822–1892), дочь императрицы Александры Федоровны (1798–1860) и императора Николая I (1796–1855). Некоторые выступали против такого союза, поскольку брак с православной княжной будет хуже воспринят среди населения, чем с протестантской принцессой. Католики желали бы видеть будущую королеву одной с ними религии. Княжна Ольга не вызвала интереса у принца Макса, с его стороны было к ней равнодушие. Впоследствии она стала супругой короля Карла Вюртембергского (1823–1891).

Людвиг I рекомендовал сыну в жены британскую королеву Викторию (1819–1901), но особо не настаивал на этом, считая, что кронпринц должен сам принять решение. Макс отклонил и это предложение. На королеве Виктории женился принц Альберт Саксен-Кобург-Готский (1819–1861).

К недовольству ультрамонтанов и к радости протестантов и умеренных католиков кронпринц Максимилиан остановил свой выбор на красивой, веселой, скромной прусской принцессе Марии Фридерике Франциске Хедвиге, младшей дочери принца Вильгельма Карла Прусского (1783–1851) и его супруги Марии Анны (1785–1846), урожденной ландграфини Гессен-Хомбургской. Впервые Максимилиан познакомился со своей будущей женой Марией, еще будучи 19-летним студентом Берлинского университета в 1830 году. Он был настолько в восторге от своей невесты, что посвятил ей стихи собственного сочинения. Как Виттельсбахи, так и Гогенцоллерны с энтузиазмом приветствовали их предстоящий брачный союз, поэтому о помолвке публично объявили незадолго до Рождества 1841 года. Прозванная своими родителями ангелом, Мария родилась 15 октября 1825 года в Берлинском городском дворце. Девочка провела детские годы с родителями в Кёльне и Майнце, а летом проживала в замке Фишбах в Силезии, где царила свободная домашняя атмосфера. Детство Марии было в Фишбахе несколько неформальным для того времени: ей разрешали играть с деревенскими детьми, брать яйца в курятнике, она совершала свои первые походы в горы. Именно там зародилась ее любовь к горам, которая осталась с ней на всю жизнь.

Отец прусской принцессы Вильгельм Карл был младшим сыном прусского короля Фридриха Вильгельма II (1744–1797) и Фридерики Луизы Гессен-Дармштадтской (1751–1805). Принц Вильгельм участвовал в освободительной войне 1813 года, находясь при штабе Гебхарда фон Блюхера, командовал кавалерией, где проявил смелость и талант полководца. Позднее принц получил звание генерала кавалерии, был генерал-губернатором Рейнской провинции и союзной крепости Майнц. По характеру это был нерешительный, склонный к уединению и отрешенности человек.

Мать прусской принцессы Мария Анна происходила из семьи ландграфа Фридриха V Гессен-Хомбургского (1748–1820) и его супруги Каролины Гессен-Дармштадтской (1746–1821). Во время Наполеоновских войн деятельная Мария Анна входила в так называемую «партию войны» в Пруссии и вместе с королевой Луизой Прусской (1776–1810) выступала против Наполеона. Она стала известна за пределами страны тем, что основала Женский патриотический союз. Также Мария Анна активно занималась социальной деятельностью. После смерти королевы Луизы у Марии Анны было особое место при прусском дворе, она играла роль «первой леди», став «запасной матерью» для королевских детей, более поздних королей Фридриха Вильгельма IV (1795–1861) и кайзера Вильгельма I (1797–1888).

Несмотря на различное вероисповедание (Мария относилась к протестантской вере, а Макс к католической) и после разрешения папы, поскольку Макс и Мария состояли в родстве четвертой степени, свадьба все же состоялась в Мюнхене 12 октября 1842 года. Подобное разрешение на брак из-за родства третьей степени потребовалось в 1797 году также для его дедушки Максимилиана I Иосифа (1756–1825) с Каролиной Баденской (1776–1841).

Мария, став баварской кронпринцессой и получив в свое распоряжение придворный штат из семи персон, тяжело и постепенно привыкала к новому городу и новой жизни. Со здоровьем кронпринца Макса обстояло не все так благополучно, и ему требовались ежегодные пребывания на курортах. Еще в 1835 году Макс заболел, и его часто беспокоили головные боли. Разлука супругов длилась от нескольких недель до нескольких месяцев, из-за чего Макс и Мария тосковали друг по другу. В больших количествах писем и стихов, которые Макс посылал Марии, называя ее своим «ангелом» или «женским ангелом», можно видеть, насколько глубокие отношения были между супругами. Несмотря на близкие отношения с супругой, Макс выказывал тоску по уединенности. Эту черту характера от отца унаследовал и их сын Людвиг, у которого склонность к уединению проявлялась в большей мере, чем у отца.

Людвиг I, большой ценитель женской красоты, был впечатлен своей невесткой, отметив ее красоту и любезный характер. Он заказал придворному художнику Карлу Иосифу Штиллеру нарисовать портрет Марии для Галереи красавиц в замке Нимфенбург. В феврале 1843 года картина была окончена. Знаменитая Галерея красавиц – это портреты самых красивых женщин той эпохи, по мнению Людвига I, чьи образы он пожелал запечатлеть на полотнах. Социальный статус этих дам играл второстепенную роль, рядом с портретами аристократок висят портреты женщин низкого происхождения.


В середине ноября 1845 года малыш Людвиг получил титул эрбпринца (Erbprinz), а через месяц молодая семья вернулась из Хоэншвангау снова в Мюнхен, где провела зиму. Позднее 1845 год называли годом двух королей, поскольку и король Людвиг III родился в том же году, как и Людвиг II.

Как уже упоминали, у второго сына короля Людвига I и Терезы, принца Луитпольда, подрастал мальчик, также названный Людвигом, рожденный 7 января 1845 года. Он был на полгода старше своего кузена, тезки-наследника баварского престола. Его мать Августа Австрийская, супруга принца Луитпольда, питала надежды в отношении будущего своего сына как наследника трона. Но все ее мечты, казалось, разбились, когда у Макса и Марии родился первенец. Как сообщал придворный секретарь Франц Сераф Пфистермайстер, в день рождения Людвига она подняла своего сына из колыбели и снова положила его со словами: «Людвиг, до сих пор ты был кем-то, теперь ты – ничто». Желание матери исполнится только через много лет – ее сын станет последним королем Баварии Людвигом III, с которым монархия встретит свой закат в 1918 году, но этого она уже не узнает.

Глава 2

Кто отец Людвига II?

Зимой 1845/46 года начали впервые распространяться слухи о внебрачном происхождении маленького Людвига. Такие слухи не смолкают до сих пор. В качестве отцов в разное время назывались: адъютант кронпринца Людвиг фон дер Танн, камердинер Йозеф Тамбози, и чуть ли не самого короля Людвига I записывали в отцы, что, конечно, полный абсурд. Так кто же был отцом Людвига II?

Остановимся подробнее на каждом случае.

1. Адъютант Людвиг фон дер Танн

Людвиг фон дер Танн (1815–1881) был одним из известных полководцев в баварской истории, его блестящие подвиги хвалили в войне за Шлезвиг-Гольштейн, он принимал также участие во Франко-прусской войне. В 1845 году фон дер Танн был назначен флигель-адъютантом кронпринца Максимилиана. На службе он оставался как при Максимилиане, так и при его сыне Людвиге II. С 1860 года был назначен начальником штаба баварской армии.

При дворе ходили сплетни: неспособный к продолжению рода Максимилиан обратился за помощью к своему адъютанту. Так как Мария никогда бы не согласилась разделить ложе с чужим мужчиной, то ее предварительно напаивали алкоголем или снотворным, после чего она пребывала в беспамятстве. Сплетники указывали также на внешнее сходство между Людвигом II и фон дер Танном и что Людвиг к нему испытывал дружеское отношение и даже назвал гвардейский полк в его честь. Распространению слухов способствовал старший сын принца Луитпольда, принц Людвиг (позднее король Людвиг III), который высказывался, что отцом Людвига II мог быть фон дер Танн.

Историк Альфонс Швайггерт опроверг слух, связанный с отцовством адъютанта кронпринца. Он упоминает, что против отцовства фон дер Танна свидетельствует факт: в декабре 1844 года, когда Мария забеременела Людвигом, фон дер Танн, в то время капитан в генеральном штабе, не появлялся в близком окружении кронпринцессы. Кроме того, религиозность Марии, ее верность, сердечная любовь и привязанность к супругу противоречат всяким слухам, которые распространялись как клевета на кронпринцессу.

Ну а что касается полка, названного в честь фон дер Танна, в то время полки назывались не только в честь королевских особ, но и именами лиц не из правящих домов, а снискавших славу на поле боя или за прочие военные заслуги перед отечеством.

К опровержению можно еще добавить, что Людвиг II и его кузен принц Людвиг были не в лучших отношениях, и тем более кузена, вероятно, захлестывала зависть, амбиции на баварский престол. Из-за этого принц Людвиг всячески стремился очернить репутацию своего королевского кузена.

Поэтому фон дер Танн никак не мог являться отцом Людвига II.

2. Камердинер итальянец Джузеппе Тамбози

Впервые намеки о болезни короля Макса II вышли из-под пера архитектора Лео фон Кленце. Мемуары архитектора о его творческой карьере, о взаимоотношениях с королем предназначались для собственных наследников и держались под замком при жизни Кленце и Людвига I. Журналист и историк Рудольф Райзер, опираясь на мемуары Кленце, предположил, что отцом Людвига мог быть итальянский камердинер Джузеппе Тамбози (1794–1872). Сомнения в отцовстве Максимилиана выросли из придворных сплетен, что кронпринца в 1835 году наградила венерическим заболеванием банщица в купальне Будапешта и поэтому он не мог впоследствии обзавестись наследником. Чтобы не передать болезнь супруге, по мнению Райзера, Максимилиан обратился к смотрителю винного погреба и камердинеру Тамбози, который легко напаивал кронпринцессу Марию, вводя ее в бессознательное состояние. Так он стал отцом двоих сыновей и за свою работу был хорошо вознагражден. В качестве аргумента своей версии Райзер указывает на внешнее сходство Людвига с Леопольдиной, дочерью Тамбози. Райзер цепляется за вышеуказанное высказывание Людвига III и ссылается дополнительно на мемуары прусского посла князя Филиппа цу Ойленбурга-Хертефельда, который упоминает, что сам Людвиг когда-то бросил в лицо матери обвинение, что она родила его не от короля Максимилиана.

Слух о внебрачном происхождении Людвига II пошел развиваться по цепной реакции. В 1928 году историк Карл Александр фон Мюллер на своих лекциях выдвигал предположение, что Людвиг II был не сыном Максимилиана. Историк заявил, что его отец Людвиг фон Мюллер, в то время секретарь кабинета министров при Людвиге II, был осведомлен о многих тайнах королевской семьи. Карл Босль, позднее профессор по истории Баварии в Мюнхенском университете, в 1991 году вновь заговорил об этом слухе. Также этот слух был подхвачен профессором Александром Раухом, книги которого прочитал и распространил небылицы дальше о внебрачном происхождении короля коллекционер и людвиговед Зепп Шляйхер.

Никаких конкретных доказательств для подтверждения слухов внебрачного происхождения Людвига II не было найдено.

В 1835 году во время путешествия по Венгрии Максимилиан перенес тяжелую форму тифа, который дал осложнения на нервную систему, проявляясь в виде частых головных болей, от которых Макс страдал оставшуюся часть жизни. Придворные сплетники, клеветники и позже некоторые биографы ошибочно пытались представить это как венерическое заболевание.

Воспоминания Кленце, как его дневники и переписка, уникальный, но в то же время спорный, тенденциозный источник, который следует использовать с осторожностью. Кленце писал о придворных сплетнях, своих предположениях, намеках. Принимать на веру все то, о чем он сообщает, нельзя.

Аналогично с высказыванием посла Филиппа Ойленбурга, который собирал всякие россказни от недоброжелателей из придворного окружения баварского короля, принимая их за правду. Поэтому к некоторым фактам о Людвиге, изложенным в его мемуарах, следует относиться с предельной внимательностью и фильтрацией материала.

Известен факт, и в подтверждение письмо от 29 сентября 1845 года, которое король Людвиг I, обрадованный новостью о рождении внука, направил лейб-медику Гитлю. В этом письме король упоминает о присуждении рыцарского креста и личного дворянства Гитлю за его медицинские заслуги перед баварской короной.

Если бы Людвиг I сомневался в отцовстве своего сына Максимилиана и законном престолонаследии, то он никогда бы не передал награду лейб-медику.

Биограф Людвига II Оливер Хильмес упоминает, что в протоколе вскрытия Максимилиана не встречается никаких упоминаний о венерической болезни.

При внимательном рассмотрении и сравнении портретов Людвига с портретами его родителей и других родственников в глаза отчетливо бросается внешнее сходство короля с Виттельсбахами и Гогенцоллернами. Наполовину баварцу, наполовину пруссаку Людвигу также передались интересы, взгляды, поведение, характерное для представителей обеих династий. Соответственно, все слухи о болезни Макса II и неспособности продолжить род можно отбросить раз и навсегда.

Глава 3

Ранняя потеря кормилицы и новая воспитательница

C раннего детства баварского наследника окружали воспитатели. Как в то время было принято в высоких кругах, его родители, коронованные особы, занимаясь политическими и церемониальными обязанностями, возлагали заботу о детях в руки нянек, гувернанток, учителей.

С самых первых дней жизни малыш Людвиг был доверен кормилице, полной крестьянке из Мисбаха. В дворянских семьях это было распространенным явлением – доверять младенцев кормилицам. Маленького Людвига регулярно осматривал доктор фон Гитль.

Помимо нянь, гувернанток также о Людвиге заботились бонны Анна Ригер и Розали. Кормилица восемь месяцев кормила грудным молоком маленького принца. Но однажды случилось непредвиденное. Родители Людвига кронпринц Макс Баварский и кронпринцесса Мария в конце февраля 1846 года были вынуждены уехать срочно в Берлин к умирающей матери Марии, а шестимесячный Людвиг остался в Баварии. Ребенка брать с собой побоялись из-за свирепствующей в Берлине кори.

В это время кормилица Людвига внезапно тяжело заболела: поднялась высокая температура с мозговым воспалением. Маленького Людвига были вынуждены отнять от груди. Кормилица скоропостижно скончалась. Изначально доктор Франц фон Гитль предполагал, что кормилица переболела тифом, но при вскрытии не обнаружили признаков. Речь шла о «нервной лихорадке», бактериальном отравлении или менингите.

Для грудного ребенка потеря кормилицы стала большим ударом. Весной 1846 года после того, как Людвига отняли от грудного вскармливания, он тяжело заболел. Очевидно, что малыш подхватил заболевание от своей кормилицы. Уже значительно позже после смерти Людвига при исследовании его мозга обнаружили доказательства перенесенного менингита.

Истосковавшаяся по сыну мать смогла вернуться в Баварию лишь в июле 1846 года. Максимилиан из Берлина отправился на курортное лечение и смог приехать в Баварию в конце августа.

Несколько месяцев жизнь принца висела на волоске. Как отмечал врач фон Гитль, Людвига несколько месяцев мучили лихорадка, судороги, диарея, рвота. К счастью, опасность миновала, ребенок пошел на поправку и начал медленно выздоравливать. Однако в дальнейшем на протяжении всей своей жизни Людвиг страдал от мигреней.

На страницу:
2 из 5