
Полная версия
Дрон
Сингх обнял Андрона. В его глазах блестели слёзы.
Побег
Прошла неделя. На поле возле Сарая собралось множество купцов со своим товаром. Конец апреля и начало мая в Сарае всегда солнечны, луга покрываются молодой травой, нет надоедливой мошки. Купцы расставили свои шатры, возле которых разложили на земле товары. Покупатели прохаживались вдоль рядов, приценивались, торговались.
Каждый день приходили новые караваны, на поле становилось все теснее от купцов, их товаров, животных, пригнанных на продажу, и съехавшихся отовсюду покупателей.
Андрон много раз бывал на базаре и знал, где можно найти лучшие товары. В первую очередь он купил крепкие шаровары, мягкие сапоги из кожи, кожаный кафтан, подшитый бархатом, и теплый халат. На голову купил тюрбан и меховую шапку. Переоделся в одном из шатров и направился к торговцам лошадьми. Там он выбрал двух кобыл-трехлеток, приученных к седлу. В купленный на базаре хурджин сложил запасную одежду и недельный запас еды. Навьючил запасы на лошадь и подъехал в переулок возле дома мурзы. Свистнув негромко, Андрон услышал ответный свист. Через минуту из-за дувала появился Сингх и передал Андрону сверток с оружием и деньгами. Андрон развернул коней и поехал в сторону реки. В том месте, где берег был обрывист, Андрон повесил на кусты свою старую одежду и прошел босиком в сторону берега, оставляя следы босых ног в пыли. Прыгнув с обрыва в воду, Андрон проплыл по течению и вышел из воды. Лошади стояли привязанные в тени под деревьями и ждали его. Одевшись, как подобает сыну мурзы, Андрон поскакал к западным воротам Сарая и выехал из города в толпе пеших и конных людей, ведя вторую лошадь за повод. К вечеру Андрон был уже далеко.
Дорога на Казань петляла по степи, переваливая с холма на холм. По дороге встречались пешие и конные люди, купцы с караванами вьючных животных, телеги и арбы с запряженными в них ослами, лошадьми, верблюдами и быками.
Лошади бежали неторопливой рысью. Первую ночь на свободе Андрон решил провести в степи. Если его будут искать, то первым делом будут расспрашивать о беглеце в караван-сараях. Когда стемнело, он съехал с дороги и отъехал в сторону по зеленому лугу. Заехав в небольшой лесок, снял сбрую с лошадей и, спутав им передние ноги, пустил пастись на свежей траве. Костра не разжигал. Никто не заметил его с дороги, и ночь прошла спокойно.
Утром с рассветом продолжил путь. Отдохнувшие и сытые лошади резво бежали по дороге, обгоняя телеги, арбы и пешеходов. Встречные приветствовали его по мусульманскому обычаю, и он приветствовал их в ответ. До границ империи было далеко, и путники чувствовали себя в безопасности. Священные законы Ясы Чингисхана соблюдались всеми без исключения под страхом смерти.
Казань
На двадцатый день показалась Казань. Андрон не хотел задерживаться в Казани – в большом городе можно было случайно встретить кого-то знакомого.
Утром с толпой торговцев он въехал в городские ворота, нашел караван-сарай и оставил в нем лошадей. Расспросил у прохожих дорогу на местный базар. На базаре зашёл в оружейную лавку. Богатая одежда и дорогое оружие за поясом сделали свое дело – лавочник Тогрул был очень любезен, рассказал все местные новости, расспросил о жизни в Сарае. Андрон, назвавшийся Ибрагимом, сыном мурзы, поддерживал беседу, украшая свою речь фразами из Корана, вставлял арабские изречения. Для простого лавочника, каким был Тогрул, общение с таким образованным молодым вельможей было большой честью. Беседа была долгой, гостя угостили кумысом, показали все товары. Как будто случайно к Тогрулу в лавку зашли несколько соседей. С завистью смотрели соседи, как Тогрул обхаживает дорогого гостя. Каждый из них старался завоевать расположение сына мурзы, показывая свои знания Корана, обычаев гостеприимства, не забывая похвалить щедрого хозяина.
Особо заинтересовали гостя красивые изогнутые луки. Он выбрал самый тугой лук, чем заслужил одобрение Тогрула и соседей. Хозяин любезно предложил опробовать этот лук. Он пригласил Андрона на задний двор. Небольшое пространство было обнесено стеной, в углу располагался крытый соломой навес. Под навесом стоял низкий стол с разложенными вокруг него подушками. В угол двора поставили вязанку камыша, а за ней толстое бревно. Взяв в левую руку лук, Андрон достал стрелу из колчана. Трехгранный бронзовый наконечник тускло блестел желтым цветом. Андрон пустил стрелу. Стрела пробила камыш и глубоко вошла в бревно. Наконечник полностью скрылся в сухом твердом дереве. Гости одобрительно цокали языками.
– Хороший лук, пусть продлит Аллах годы мастера, сделавшего его, – похвалил Андрон. – Кто этот почтенный человек, чьи руки направляет сам Всевышний? Могу я увидеть этого мастера и выразить ему своё восхищение? Этот человек обладает великим секретом!
– Это я сделал этот и все другие луки, и это совсем не секрет, – сообщил покрасневший от похвалы Тогрул. Он с готовностью рассказал, как нужно делать такой лук, как правильно гнуть пластины из рога, как приклеивать их к деревянной основе, как усилить лук сухожилиями, из чего сделать тетиву. Андрон внимательно слушал Тогрула.
– Могу я купить этот лук? Не уверен, смогу ли я заплатить за него настоящую цену.
– Этот лук сделан для настоящего батыра! – сказал Тогрул. – Это мой подарок тебе, Ибрагим. Да хранит тебя Аллах!
– Аллах будет щедрым и к тебе, Тогрул, достойнейший из правоверных! – сказал Андрон и достал из-за пояса один из двух булатных ножей, сделанных самим Андроном под руководством Сингха. Рукоятка ножа была сделана из оленьего рога и украшена тонкой резьбой, изображающей сцену охоты. Гарда была позолочена. На самом клинке, покрытом красивым узором, подчеркивающим качество многослойного булата, золотыми буквами было написано изречение из Корана на арабском.
– Это хорасанский клинок. Я привез его из Раджастана – родины булатных клинков, – соврал Андрон. – Пусть он принесёт тебе удачу!
– Настоящий «кара-табан» – лучший из булатов! Светлые полосы на черном фоне! Золотой отлив! – Тогрул, знаток оружия, рассматривал клинок с нескрываемым восхищением, крутил его в руках, подставлял под лучи солнца, цокая от восторга языком.
Андрон рассказал о своей поездке в Раджастан и об обычаях людей, которые там живут. Благо, сделать это ему было нетрудно – Сингх много раз рассказывал Андрону о своей родине.
Соседи и сам Тогрул были счастливы от общения с таким щедрым молодым гостем. Чтобы не обидеть соседей Тогрула, тоже владельцев оружейных лавок, Андрон купил у каждого из них по десятку стрел с разным оперением и наконечниками, лёгкую тонкую кольчугу и пару новых сапог, подкованных бронзовыми подковами. Его кошель сразу похудел наполовину. Расстались друзьями. Как и наказывал Андрону мудрый Сингх.
Солнце стало клониться к западу. Купленные товары нагрузили на ослика, которого вел на верёвке мальчик-сопровождающий. По дороге в караван-сарай Андрон купил запас сушеного мяса, вяленой рыбы и лепешек.
Пробираясь по улочкам Казани, Андрон думал, что эти простые люди, с которыми он недавно общался, нисколько не отличаются от таких же людей в Сарае, на Руси или в Раджастане. Все они чтут законы гостеприимства, верят в своих богов, рады общению с единоверцами. Но стоит начаться войне, как эти же люди будут сражаться с врагами, грабить чужое имущество, захватывать других людей в рабство. Добро и зло уживаются в одних и тех же людях независимо от их веры, языка и обычаев.
Андрон дошёл до караван-сарая, погрузил поклажу на лошадей и выехал по дороге на запад.
За несколько дирхемов его и лошадей перевезли на большой лодке через Итиль, и к закату солнца он был уже далеко от Казани.
Встреча
Из разговора с лавочником Андрон знал, что, чем ближе к границе с Русью подходила дорога, тем опаснее становилось на ней. Шайки разбойников, как с русской, так и с татарской стороны, беглые рабы, сторожевые пограничные отряды могли встретиться в любой момент. Нужно вести себя максимально осторожно. Через два перехода от Казани дорога вошла в широколиственные леса. Черная почва была мягкой, огромные дубы, клены и вязы своими кронами заслоняли небо. И хотя листва еще не выросла полностью, в лесу был полумрак. Земля была мягкая и поглощала топот конских копыт, в низинах колея на дороге была заполнена водой. Конец весны и начало лета в этих местах были прохладными, в глубоких оврагах еще лежали остатки снега. Почти не было комаров.
Андрон ехал ночами, благо было светло, обмотав копыта тряпками, часто останавливаясь и вслушиваясь в звуки леса. Заставы замечал издали по отблескам костров, и обходил их, делая крюк по лесу. Днём располагался недалеко от дороги, так, чтобы видеть саму дорогу и свой след.
Несколько раз на глаза Андрона, отдыхающего в стороне от дороги, попались группы рабов человек по 15—20, сопровождаемых надсмотрщиками, вооруженными луками и саблями. Рабов гнали из Руси в Казань, чтобы потом везти на лодках вниз по реке в Сарай, Астрахань, Шемаху, Персию. Рабы выглядели очень уставшими, босые ноги были обмотаны тряпками, через которые проступали пятна крови.
Отойдя от дороги по следам одной такой группы, Андрон увидел место её ночлега на поляне рядом с дорогой. В землю были забиты колья, к которым привязывали рабов на ночь. Костёр ещё дымился, рядом валялись бараньи кости, чешуя от вяленой рыбы.
При приближении всадника две лисы, подбиравшие объедки, быстро исчезли в кустах. Недалеко от поляны протекал ручей, к которому вела тропинка – видимо, этим местом пользовались постоянно. Тропинка пересекала ручей и шла дальше. Пройдя по тропинке, Андрон увидел другую полянку, по которой были разбросаны тряпки и человеческие кости. При его приближении с деревьев тяжело взлетели несколько ворон. Вся поляна была покрыта следами волков и лисиц. Невыносимый запах тления стоял густой стеной. На дальнем конце поляны Андрон обнаружил три свежих тела, брошенных сегодняшним утром. Пожилая женщина лежала на спине, голова ее была пробита кистенём. Седые волосы были залиты спекшейся кровью. Рядом с ней лежала девочка лет тринадцати. Глаза ее были открыты, а на лице застыло выражение боли и обиды. Из груди её торчал обломок стрелы. Третье тело принадлежало молодому парню лет семнадцати. Он лежал на спине, стараясь закрыть собой девочку, а левая рука его была пробита стрелой насквозь. Стрела, пробившая руку, вошла ему в грудь на уровне сердца. На голове виден был след скользящего удара от того же кистеня. Андрон сошел с лошади и вырыл яму в лесу. Первой принес пожилую женщину, рядом положил девочку. Когда начал поднимать парня, тот вдруг застонал.
Андрон завернул парня в конскую попону и отнёс в лес, потом набрал воды из ручья и дал ему попить. Сознание постепенно возвращалось к парню. Осмотрев пробитую стрелой руку, Андрон постарался вытащить стрелу. Стрела вышла из раны на удивление легко. Пробив руку, наконечник попал в нательный крест, смял его и вбил в грудь. Стрела потеряла силу. А удар по голове был неточен и только оглушил несчастного.
– Повезло тебе, – сказал Андрон парню по-русски. – Крест тебя спас. Не зря на нем написано «Спаси и сохрани». Как тебя зовут?
– Фрол. Где маманя и сестра Анфиса? – спросил раненый.
– Их уже нет, – ответил Андрон, – я похоронил их.
Он посмотрел на Фрола, но Фрол закрыл глаза и потерял сознание.
Два дня Андрон ухаживал за Фролом, кормил его, поил водой, накладывал на голову холодную повязку. Они забрались глубоко в лесную чащу и нашли там каменную гряду, а в ней небольшую пещеру. В пещере Андрон соорудил лежанку, засыпал ее сухими листьями и накрыл попоной. На лежанку уложил Фрола. Через два дня Фролу стало лучше, он начал вставать и понемногу ходить.
На ночь в пещере разводили костер, дым которого отгонял появившихся уже комаров. Вход в пещеру Андрон закрыл щитом из бревен. Лошадей на ночь заводили в пещеру, днем они паслись на поляне.
Скоро раны Фрола начали заживать. Он все чаще выходил из пещеры и прогуливался вокруг.
Андрон видел, как Фрол плакал, оставаясь один.
История Фрола была проста: отец погиб во время набега татар, мать растила его и сестру Анфису одна. Боярин решил продать их всех в рабство, а на их надел посадить другую семью, где было три мужика. Так он решал проблему долгов и получал больше податей с новых людей, чем с вдовы и двух её детей. По дороге Анфиса сбила ноги до крови. Последние полдня Фрол нёс её на руках, и сам выбился из сил. Ясно было, что дальше никто из них идти бы не смог. Вечером надсмотрщики решили убить сестру Фрола, а так как мать и брат вступились за неё, их всех отвели подальше от основной группы для расправы. Строптивые рабы никому не нужны. Было уже темно, и проверять, живы ли пленники, никто не стал. У костра их ждал котел с жирной похлебкой.
– Куда ты едешь? – спросил Фрол Андрона.
– В Москву, – ответил Андрон.
– Тебя там ждет кто-то?
– Нет.
– Тогда тебе не нужно торопиться.
– Да, не нужно, – ответил Андрон. – А о чем ты думаешь?
– Я думаю, что пленников всегда гонят по этой дороге, и всегда останавливаются на этом самом месте. Надсмотрщиков всегда 6—7 человек. Оружия у них мало. Ночью мы можем напасть на них и перебить половину, прежде чем они что-то поймут. Когда они сидят у костра и жрут свой плов, их можно побить стрелами из лука всех до одного.
– Я думаю об этом же с того самого момента, как свернул с дороги и нашел ту поляну, – поддержал Андрон. – Ты умеешь стрелять из лука и драться на мечах?
– Из лука стреляю хорошо, но меч не удержу – рука ещё болит, – пояснил Фрол.
– Тогда ты должен тренироваться так, чтобы выстрелить 5—10 стрел из лука одну за другой очень быстро. Чем больше убьешь стрелами, тем меньше останется работы для меча.
Андрон нашел гнилую колоду, поставил ее к дереву, и Фрол начал тренироваться целыми днями. Через неделю он мог выпустить 10 стрел меньше, чем за 15 секунд.
Кончались запасы еды. Фрол оправился настолько, что готов был охотиться. Посидев в засаде возле поляны с мертвыми телами, Фрол подстрелил двух волков. Их шкуры можно было использовать для нападения на работорговцев. Лапы волков прибили к дощечкам, надевая которые на ноги, можно было оставлять волчьи следы. Хороший следопыт быстро все поймет, но на первый случай такая уловка могла бы помочь.
Возле болота удалось убить среднего размера кабана, которого закоптили в пещере. Теперь мяса хватит надолго.
Схватка
Стоянка работорговцев была обследована со всех сторон. Андрон и Фрол выбрали места, удобные для стрельбы из лука, представили, как поведут себя надсмотрщики. Решено было дождаться следующей группы и напасть на них ночью.
Прошло ещё два дня. Вечером с дороги свернула группа из 15 рабов в сопровождении 6 всадников и 10 лошадей. Запасные лошади несли сумы с едой и оружие на случай нападения. Когда надсмотрщики развели костер и начали готовить еду, было уже темно. Лошади паслись недалеко от костра. Ветер дул в благоприятном для Андрона и Фрола направлении. Внезапно лошади забеспокоились и начали тревожно ржать – почуяли волка. Надсмотрщики вскочили на ноги и стали всматриваться в темноту. Трое из них бросились держать лошадей. Двое из оставшихся у костра натянули луки и приготовились стрелять. Третий достал головню из костра и высоко поднял над головой. Лучники отчетливо увидели в лесу сверкание волчьих глаз и спустили тетиву луков. Они были уверены, что не промахнулись. Взяв в руки дубинки, чтобы добить волков, они отошли от костра и вошли в темноту. Оставшийся у костра тщетно пытался что-либо разглядеть во мраке. Только звуки глухих ударов донеслись до него и короткий визг умирающего волка. Дальше все стихло.
– Эй, сколько волков убили? – крикнул он в сторону леса.
В ответ не донеслось ни звука. Пересилив страх, он взял горящую головню и направился по следам товарищей. Через несколько шагов он увидел первое тело, лежащее на спине с торчащей из глаза стрелой. Ужас сковал его мозг, он повернулся, чтобы позвать на помощь, но в этот момент меткая стрела пробила его горло. Захрипев, он попытался выдернуть стрелу, но осел на землю и завалился на бок…
К костру подошли с разных сторон два человека, один с луком, другой был вооружен необычным оружием – в обеих руках он держал катары. С лезвий стекали капли крови.
Оба они были одеты в татарскую одежду, но говорили по-русски. Пленники смотрели на них со страхом, так как не понимали происходящего.
– Бог в помощь, православные! Не пора ли вам покушать? – произнёс Андрон, указывая на кипящий котёл.
Вздох облегчения вырвался у пленников. Фрол разрезал ремни и освободил руки и ноги пленных, Андрон раздал лепешки и сушеное мясо. Пленники расселись у котла с похлёбкой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.