bannerbanner
Исторический журнал «History hobby». Выпуск 1
Исторический журнал «History hobby». Выпуск 1

Полная версия

Исторический журнал «History hobby». Выпуск 1

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Такая социальная иерархия создавала благодатную почву для недовольства, поскольку крестьянство несло на себе основную тяжесть тяжелых налогов и эксплуатации со стороны знати. Неравномерное распределение богатства и власти порождало недовольство, а порой и открытое восстание среди простых людей. Крупнейшие крестьянские восстания начались во время правления Ричарда Львиное Сердце (1189 год) в ответ на повышение королевских налогов и сельских повинностей. Подобные бунты произойдут в 1216, 1220, 1264 и 1301 годах.

Робин Гуд, как преступник, который грабил богатых и раздавал деньги бедным, олицетворял это народное недовольство и давал романтизированный выход разочарованию бесправных.


Флаг графства Ноттингемшир

Интересный факт: считается, что перед смертью Робин Гуд выстрелил из лука в направлении леса и попросил своего верного соратника Маленького Джона предать его тело земле в том месте, куда упадет стрела.

Политические потрясения и отсутствующие монархи

XII и XIII века были отмечены политическими потрясениями и отсутствующими монархами. Король Англии Ричард I, которого часто называют Ричардом Львиное Сердце, провел большую часть своего правления вдали от Англии, участвуя в крестовых походах и других зарубежных войнах. Его отсутствие создало вакуум власти и способствовало беззаконию, охватившему некоторые районы королевства в этот период.

В отсутствие эффективной центральной власти местные шерифы и чиновники часто злоупотребляли своей властью, усугубляя недовольство простых людей. Этот контекст сделал правдоподобным то, что легенды о преступниках вроде Робин Гуда, бросивших вызов коррумпированным чиновникам, захватили воображение масс.

В XII веке Англия также была втянута в конфликты с Францией как часть более широкой Анжуйской империи, которая включала в себя не только Англию, но и значительную часть западной Франции. Эти конфликты, включая Столетнюю войну, истощили королевскую казну и легли дополнительным бременем на английское население, способствуя восприятию несправедливого и деспотичного правящего класса.

В XII и XIII веках произошло несколько народных восстаний, включая восстание 1173—1174 годов против короля Генриха II и более позднее крестьянское восстание Уота Тайлера 1381 года.

Эти восстания отражали недовольство и стремление к социальным переменам среди простых людей, создавая фон, на котором могла процветать легенда о героическом преступнике, бросившем вызов властям.

Средневековый период находился под глубоким влиянием Католической церкви, и религия сыграла значительную роль в формировании как индивидуальных, так и общественных ценностей. Учение Церкви о милосердии и социальной справедливости внесло свой вклад в развитие легенды о Робин Гуде, где персонаж-преступник воплощал принципы милосердия и справедливости, которые находили отклик в религиозных верованиях простых людей.


Ричард Львиное Сердце обручает Робин Гуда и Мэриан


В эту эпоху рассказывание историй было в основном устной традицией, а баллады были популярным средством развлечения и общения. Рассказы о Робин Гуде были распространены через эти баллады, передаваемые из поколения в поколение менестрелями и сказочниками. Устный характер этих историй обеспечивал гибкость и адаптацию, способствуя эволюции легенды с течением времени.

Таким образом, исторический контекст Англии во времена предполагаемого Робин Гуда был отмечен феодализмом, социальным недовольством, политическими потрясениями и религиозными влияниями. Эти факторы подготовили почву для появления легендарного преступника, который стал символом сопротивления несправедливости и угнетению. Поскольку мы все глубже погружаемся в истоки легенды о Робин Гуде, именно на этом фоне мы должны рассмотреть возможность существования реальной фигуры, которая стала прототипом этого мифологического персонажа.

Историчность персонажа

Историчность легенды о Робин Гуде была предметом научных споров на протяжении веков. С тех пор персонаж Робин Гуда прочно укоренился в фольклоре и литературе, историки и археологи стремились найти любые осязаемые свидетельства, которые могли бы связать легенду с реальными историческими событиями или личностями. В этой подглаве мы исследуем поиски археологических и исторических свидетельств, связанных с Робин Гудом.

Основная сложность анализа историчности Робин Гуда заключается в обилии имен и слов, которые использовались в средневековой Англии. Имя «Роберт» было популярным в средневековой Европе и часто использовалось в английской, французской и других европейских культурах. Оно также имеет множество вариаций и уменьшительных форм, таких как «Роб», «Робин», «Боб», «Бобби» и другие.

Фамилия «Гуд» (корректно называть ее ««Hood’) также была довольно распространена и обычно обозначала человека, который изготавливал капюшоны (сравнить с русскими «Мясников», «Поваров», «Бондарев»). Возможно, что эта фамилия досталась мифологическому Робин Гуду благодаря своему зеленому капюшону, который помогал скрывать его личность и оставаться инкогнито.

Общая распространенность подобных имен и фамилий в средневековой Англии оставило много исторических записей с именем «Робин Гуд», поэтому вычленить единственного исторического персонажа. ставшего затем легендой будет очень сложно.

Начиная с середины XII и вплоть до начала XIII века в документах английских судей встречаются как минимум 8 преступников с именами «Robinhood», «Robbehod». Разберем несколько гипотез, которые выдвигаются современными историками, в качестве прототипа мифологического образа Робин Гуда.


Подобные прозвища, как у Робин Гуда, т. е. Робина Капюшона (которые в будущем станут фамилиями) были и у славянских народностей, которые нарекались по своему ремеслу. Ковалёвы, Кузнецовы, Бочаровы, Рыбаковы и так далее.

Роберт Ход

В 1226 году некий Роберт Ход, раннее задолжавший деньги церкви Петра в Йорке (графство Ноттингемшир, где и находится Шервудский лес), стал вне закона, при этом его имущество стоимостью в 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано. Это довольно крупная сумма, в 1330 году, даже без учета инфляции, за 1 пенс можно было взять 4,5 литра эля или 12 свежих яиц. Из этого можно сделать вывод, что Роберт Ход потерял все свое имущество.

В 1227 году этого человека прозвали «Hobbehod» или «Robert Hood», и он стал для историков первым Робин Гудом, который оказался вне закона. Однако Роберта Хода нельзя причислить к первообразу легендарного Робин Гуда, так как ни один из исторических архивных источников не упоминает того, что этот человек был разбойником.

Роберт Гуд из Уэйкфилда.

Известный публицист XVIII века, антиквар и заместитель хранителя государственных архивов Джозеф Хантер выдвинул гипотезу, в которой он указал на двух мужчин, полагая что они могли являться одним и тем же человеком. Роберт Гуд, который согласно документам жил в городе Уэйкфилд (Западный Йоркшир) в начале XIV века. И некий «Робин Ход», согласно записям, работавший на Эдуарда II Английского в 1323 году.

Согласно теории Джозефа Хантера, Роберт Гуд из Уэйкфилда был сторонником мятежного графа Ланкастера, который потерпел поражение от Эдуарда II Английского в 1322 году. Хантер предполагает, что Роберт Гуд был впоследствии помилован королем и нанят в качестве телохранителя. Именно в качестве телохранителя он фигурирует в списке придворных 1323 года под именем «Робин Ход». Однако есть несколько аргументов, против подобной теории.

– Во-первых, недавние исследования показали, что Робин Ход работал на короля до того, как появился в списке придворных короля Эдуарда.

– Во-вторых, мятеж не равен бандитизму, и образ мятежника плохо соотносится с образом благородного разбойника. Даже если предположить, что «Роберт Гуд» из Уэйкфилда действительно воевал на стороне мятежного графа из Йорка, то местные легенды вплели бы подобный сюжет в мифологическое повествование о Робин Гуде.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3