Полная версия
Мстигой-1
В полдень Мстигой собрал работничков под навесом. Все были рады посидеть в тенечке после трудов праведных.
– Званко, хто из хлопцев ратному делу обучался..?
– Токо я и побратим мой вот Данилка.
– Побратим, гришь… Любо, но ранёхо верно – так именоваться… Ну, да рано – не поздно. Будете тода по чреде «старшими послухами» моими для остатних всех.
– В засидке по полдня сидеть будем, как указал ты нам… – кивнул согласно сын Микулы-старосты.
– Не так. Ярилины часы щас сладим – шоб и оттель видать их было. И по часу чредоваться будете. Шоб не отставали в учебе друг от друга ни в чем…
– Дядь, Тигой, а ты нас учить чему будешь..?
– Ратному делу. Первое умение всегда для отроков. Остатние – приложатся, как сами схотите и к чему душа ляжет… да потянется…
Он помолчал, пережидая явную радость переглядывающейся ребятни.
– И нас учить будешь, дядь Тигой? – с надеждой в голосе спросила Калинка.
– Вестимо – да. Но не как парубков. У вас свои Устои и ухватки будут. Наперво скажу главное. Запоминайте накрепко и сразу. Три Устоя для Мужей есть: Тор, Тур и Бер. Тор – ухватки с Силой вихря смертного, жгона… Тур – Сила прямого разгона, што камены стены рушит… Бер – Мощь всего вашево тела, наполненного Силами Мати Сырой Земли – што рвёт плоть и материю на части… Три Устоя для Жен есть: Водоворот, Змейка и Стрела.
Для Мужей – Сила жгона всегда противосолонь крутится – на выброс вовне. Накапливается вся в теле – да вон выходит – крушить врагов наскрозь али большое на малое делить. У Жен же – иная Суть-Задача. Вращение жгона всегда посолонь – на захват и оборот всех Сил снаружи идущих. Водоворот – Взятая Сила нападок на вас и оборот ея супротив нападника. Змейка – Сила нападника али внешняя, коей опутываете да перемешиваете до полного ступора. Стрела – Сила смертного укола на разрыв али паралич Сути: тела ли, ево ли линейных Сил в теле нападника.
По одной ухватке в три дня – показывать буду.
Но начнем мы с другова щас. Ладка тела – во первых, сладное дыхание – во вторых… Вся Сила ваша – в сладном дыхании кроется и нигде больше. Основа-Устой сие есть.
Ну, каки вопросы ко мне. Говори, Званко, вижу – невтерпеж ужо…
– Дядь Тигой… нам с Данилкой друго наставники сказывали. Что Сила вся – в Живе, а она везде в мире есть… А у нас она в животе таится… ниже пупа вот тута…
– Верно сказывали. Так и есть. Но в камне Жива связана и спит как бы, в травах и древах – с соком течет внутри, у животин и нас – токо живая она вполне, но токо мы разумные – можем ея изменять и на любые нужды наши спроворить…
– Как же это..? И почему тода ты сказал – что она в сладном дыхании кроется?
– Сила внутри нас живет, Сила и снаружи везде и во всем есть. И сродственны они. Надо токо учиться вам сродство сие восстанавливать по нужде любой. А сие как раз через сладное дыхание и можно токо… Оно – и ключ и замок и сам тайник Силы… Душа твоя, Званко, и камнем была, и травкой, и древом, и животиной разной… надо токо напомнить телу – каку часть и Силу сродства попользовать по нужде…
– Чудно… А показать можешь… хоть на самом простом чём – как сродство становится тако..? Как дыханием сладить непосильное до того..?
Мстигой улыбнулся и покачал седой головой в ответ на радостные ожидающие взгляды детворы:
– Сами чудесничать будете… себя и друг дружку дивить несказанно… Я же никогда ничо такова вам показывать не стану… Выбирай пример сам любой, Званко. На што глаз твой ляжет – тому и научу щас для примера.
Отрок покрутил головой, оглядываясь вокруг, подумал… Данилка подергал его за рукав на локте, но Званко уже и сам придумал:
– Вот, дядь Тигой… Каменюга посередь двора лежит… Бревно мы с Данилкой тащили было, но ты нас остановил… не дал унесть ево к плетню – как мы хотели… а потом каменюгу эту вывернуть собирались и откатить туда жо… Ты сказал – тут ратная площадка для нас будет… Вот как Живу, спящую в каменюге сей – попользовать мне можно для примеру ежли..?
– Молодец, Званко… Так и надо – от простого к сложному… С валуном – самое то будет… Спящая Сила… Щас, токо в кузню схожу… я там тоже трудничал, пока вы тут прибирались и порядок наводили… как чуял – уже седни понадобиться…
Мстигой сходил в кузницу и принес ремень кожаный и широкий… Все дружно подошли потом к камню и Мстигой вывернул его из земли, откатив чуток от ямки…
– Попробуй поднять его, Званко… но не усердствуй больно… шоб пуп не развязался случаем…
Отрок обхватил руками в целом округлый камень и попробовал его приподнять. Пошевелил в итоге, но только и сумел слегка оторвать его от земли и то весь раскраснелся от натуги и взмок – вся рубаха на спине темной от пота стала вмиг…
– Тяжела тяга земная сего камня, дядь Тигой… Не по силам мне пока…
– Угу. Как же… А теперь с побратимом вдвоем попробуйте…
Оба отрока с энтузиазмом ухватились с двух сторон за камень и подняли его на уровень колен… отнесли чуть в сторону и уронили с облегчением на землю…
– Откатить лучше будет… – признал итоги их усилий Званко.
– Ага. Но ты хотел чудеса сладить и сам при том… Вот щас и получишь сие… Разминаем руки… Гляди и повторяй за мной…
Мстигой раскрутил в плечах прямые руки вперед себя и с резкми выдохом «ха» остановил их перед собой – как будто ударил двумя сжатыми кулаками по столешнице перед собой. Все ребята сразу начали повторять движения, а не только Званко. «Захакали»… Потом Мстигой раскрутил руки назад себя и с выдохом начал останавливать их уже по бокам и сзади…
– Хватит. Гудят руки? Хорошо… Теперь попрыгали вверх. Прыжок поменьше, следый выше. Поменьше – выше… Штоб в животе што-то вверх подпрыгивало вслед за вами… Вот тут… Теперь вот што… Останови это в животе наверху как бы…
Мстигой опоясал Званко поясом и затянул его через специальные петельки потуже…
– Не сильно? Дыхалку не спирает? Вот и ладно тода… Терь скажи мне – какой Устой для Мужей – Силой Земной управляет?
– Бера ты сказывал…
– Тода беру и подражай послед за мной…
Мстигой присел, раскосолапив ноги, и руки дугой перед собой выставил со скрюченными, как у лап бера, когтями-пальцами… Покачался из стороны в сторону, подражая медведю, а потом так же в раскачку и пошел боком вперед… Детвора повторяла за ним, сопя от усердия…
– А терь одному Званко – урок, остатние все – токо смотрят… Дыши, как я…
Мстигой начал дышать через открытый рот часто, почти как собака. Чередуя частоту вдохов-выдохов с замираниями дыхания и резкими выдохами опять…
– Гляди, Званко… Щас берешься за камень сей и начинаешь его раскачивать на весу вот так… А сам бочком наискось и семеня ногами по-берьему – тащишь его к воротам вон туда… Дыхание вот тако делай… Не вглубь груди, а поверх ея как бы… И чрез руки свои и ладони дрожь той Хары, в животе поднятой вверх, в камень передавай… штоб и он дрожал слегка как бы от Силы твоей Живы… Повторяй за мной…
Мстигой встал напротив парня и стал изображать поднятие воображаемого камня, раскачиваясь корпусом и переминаясь с ноги на ногу по-медвежьи. Званко повторял за ним, взялся за камень ладонями, легко поднял его почти до уровня пояса своего и засеменил параллельно и вслед за Мстигоем к воротам… Там он положил его на землю и распрямился вслед за наставником.
– Теперь попрыгаем… и Хару вниз опустим, хде ей привышно быть… Стряхиваем напругу с тела, рук и ног… штоб Сила твоя не застоялась хде и вредить твому телу не спочала вдруг…
Все дружно попрыгали, выровняли дыхания… А потом все притихли, разглядывая: кто валун, неподъемный с виду и для всех, кто – Званко, а кто – наставника со Званко разом…
Званко же совсем задумался и смотрел только на валун… Потом неожиданно нагнулся и попытался его опять приподнять, просто задержав дыхание… И опять едва смог его от земли оторвать. Распрямился, отряхнул ладошки и взглянул прямо в глаза Мстигоя:
– Дядь Тигой… я сам эт сделал… или ты спомог всё же..?
– Сам. Я токо показал тебе – как… и подсказал советами и наглядом, само собой… Терь и остальных учи сему… Только камни полегче выбирай чуток… Этот – только Данилка, верно, осилит… И пояса я еще не сшил для вас всех… так што – погодя чуток… завтра, аль послезавтра урок сей учить будете… Пока же – вертаемся на «плешь ратную» и буду вам уроки сладного дыхания учить разные… Это, што щас показал – токо для боя воще-то… в боевой раж воя переводит сразу… и опасное оно для начальных послухов-то… Просто – ты чуда схотел, вот и свершил ево сам… Не забывайте и помните токо одно… Вы – разные все… хто в чем свою Суть, Меру и Венец имеет… Хто – тяжести таскать, хто – чурки колоть, хто прыгать выше всех, хто бегать… Кажному своё причитается… умеете хоть чуть – как все урок какой делать – и ладно… Не пыжтесь, не упирайтесь до кровавово пота – шоб от всех в чем-то не отстать… У кажного – своя Стезя и Судьба своя… и Венец у кажного – свой и на другой ничей не похожий ни разу… Примечайте – у ково лучше всех ухватка кака или урок получается – у него и учитесь… друг у дружки… токо и ухватки все у кажного по-своему получатся будут… хоть в чем да будут отличия… Главно – крупных ошибок не делать и телу свому не вредить ненароком…
На следующий день Мстигой установил посредине тренировочной площадки толстый и высокий, в три своих роста, дубовый столб. На верху столба на кованой ступице было закреплено тележное кованое же колесо с восемью спицами. Званко с Данилкой принесли от дуба гладкую жердину, по которой страж спускался с засидки, накидывая свой ремень и мигом соскальзывая, ухватившись за намотку сию – и взобравшись по ней наверх, привязали дюжину веревок к колесу…
Когда дело было закончено, все сгрудились вокруг Мстигоя и столба. Один из младших отроков Василь спросил:
– Дядь Тигой, эт – каруса така для нас аль чаво..?
– Это кумир дедушке Перуну… Но шоб чернушники не наехали и не порушили – я на ём лики и руны вырезать не буду… Пусть карусой будет с виду…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.