bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Что бы вы ни рассказывали себе сейчас, в этот миг, есть только этот момент, здесь и сейчас. Больше не существует ничего. В вашем непосредственном опыте только здесь и сейчас имеет значение. Только сейчас реально. И так всегда. В каждый миг существует только настоящее. Значит, нужно спросить, почему мы откладываем, ожидаем подходящего времени, ждём, что в будущем возникнут правильные обстоятельства. Может быть, правильное время никогда не наступит. Может быть, условия, о которых вы думаете, никогда не сойдутся. Когда же вы начнёте существовать? Когда вы начнёте присутствовать здесь, жить? Неважно, какие представления о прошлом и будущем преобладают в вашем опыте, – сейчас существует только этот миг, и только он обладает для вас каким-то значением. Самый непосредственный и очевидный факт опыта состоит в том, что существует только настоящее мгновение. Сейчас больше ничего нет. Что бы ни происходило в настоящем – это и есть ваша жизнь. Будущее – не ваша жизнь; оно никогда не приходит. В реальности всегда есть только настоящее мгновение.

Возможно, стоит позволить себе быть? Я не предлагаю вам разрешить себе получить или сделать что-то, или даже что-то понять. Я говорю просто о бытии. Позволяете ли вы себе простую привилегию бытия, существования? Почему вы думаете, что вещи, которые вы делаете, имеете, получаете или не получаете, важнее, чем просто бытие здесь? Почему вы постоянно хотите что-то получить или куда-то прийти? Почему бы просто не расслабиться и не пребывать здесь, существуя во всех своих клетках, образующих ваше тело? Когда вы позволите себе спуститься от своих возвышенных забот до почвы, на которой стоите?

Перестаньте гоняться за различными вещами; перестаньте мечтать, создавать схемы, планировать, работать, достигать, стараться, двигаться, манипулировать, пытаться кем-то быть, пытаться куда-то добраться. Вы забываете о самой простой, самой очевидной вещи, а именно – о том, чтобы быть здесь. Если вы отсутствуете в своём теле, вы не замечаете источника всякой значимости, смысла и удовлетворения. Как можно испытывать удовлетворение, если вы здесь отсутствуете? Мы не замечаем свою суть, которая в основе своей – бытийность, существование. Если мы отсутствуем здесь, мы существуем лишь на периферии реальности. Мы недостаточно ценим просто бытие. Вместо этого мы ценим то, чего хотим достичь или чем хотим обладать. В этом состоит наша величайшая ошибка. Её называют «великим предательством».

Мы постоянно и разными способами ищем удовольствия, счастья и совершенно игнорируем самое простое, изначальное удовольствие, которое, вообще говоря, также и самое большое наслаждение: просто бытие здесь. Когда мы реально присутствуем, само присутствие проявляется как полнота, удовлетворённость и блаженная нега.

Из-за своих привычек и обусловленности мы забываем о величайшем сокровище, которое у нас есть, о своём изначальном достоянии – удовольствии и лёгкости существования. Мы думаем, что испытаем удовольствие или восторг, если осуществим некий план, если исполнится мечта, если человек, который нам дорог, полюбит нас, если мы отправимся в восхитительную поездку. Такая установка принижает нашу суть. Мы сами — удовольствие, мы сами – радость, мы сами – глубочайший смысл и высшая ценность. Когда мы понимаем это, мы видим, что абсурдно считать, будто мы получим удовольствие и радость посредством этих внешних вещей – посредством тех или иных действий, одобрения или любви какого-то человека. Мы понимаем, что были сбиты с толку; мы шли по ложному следу.

Счастье, ценность и удовольствие – не результат чего-либо. Эти качества – часть нашей фундаментальной природы. Если мы просто позволяем себе быть, мы приобщаемся к своему естественному опыту. Вы – самое ценное, что есть во вселенной, но ведёте себя так, будто вы беднейшее и зауряднейшее существо. На самом деле увидеть это не так сложно. Просто остановите этот бесконечный вихрь. Позвольте себе расслабиться и присутствовать. Вы можете позволить себе это в любой ситуации. Необязательно находиться на Канарских островах, чтобы испытывать счастье. Необязательно быть с человеком, который любит вас, чтобы испытывать счастье. Ставить себе условия для счастья – значит принижать себя. Конечно, вы можете быть счастливым на Канарских островах или с любимым человеком, но что делать в оставшееся время?

Вы отрекаетесь от себя, а затем начинаете искать удовлетворения. Вы чувствуете, что чего-то не хватает, поэтому постоянно ищете, всё более и более лихорадочно, ведь ничто из того, что вы приобретаете или делаете, не даёт вам ощущения полноты. Весь этот сценарий возникает оттого, что вы перестали быть. Если вы просто позволите себе быть, то вам некуда идти, нечего искать, поскольку есть полнота бытия. Не бывает так, что одних людей бытие удовлетворяет, а других нет; нет, каждый ощущает удовлетворение от бытия собой. Это качество нашей человеческой природы. Это наше природное дарование. В этом состоит смысл бытия человеком. Нам нужно сделать лишь одно – позволить себе быть.

Если вы просто ощутите самого себя в настоящем – даже если вы не чувствуете своё бытие полноценным, удовлетворительным образом, – вы естественно начнёте осознавать, что именно блокирует ваше бытие. Что мешает мне быть в настоящем? Почему я хочу уйти куда-то ещё? Почему я постоянно думаю о том, что сделает меня счастливым? Мы можем проявить естественное любопытство и начать распутывать убеждения, надежды и страхи, которые создают препятствия сознаванию своего бытия.

Когда мы немного задумываемся, то понимаем: счастье – не то, что можно где-то получить, и не результат некого действия, которое мы совершаем. В реальности мы ищем не что иное, как саму ткань нашей бытийности. Мы ищем удовольствие, радость, счастье, покой, силу, энергию. Но это просто проявления нашего существования. Наша природа, наш источник – самое ценное, что есть. Само существование – это восторг. Это существование, этот восторг всё время лежат в сердце реальности.

Поскольку мы забываем о своих истоках и своей истинной природе, мы обычно остаёмся на задворках существования и никогда не даём себе жить в своём центре и из него. Получается довольно трагичный сюжет. Когда духовные учителя говорят, что вы спите или заблудились, они имеют в виду, что вы сбились с пути, отдалившись от своего бытия. Вы спите и не ведаете о своей бытийности. Но не стоит думать, будто вы сбились с пути в том смысле, что были в другом месте, потерялись и теперь попали сюда. На самом деле вы были здесь всё время. На самом деле вы остаётесь здесь всегда, но вы всегда искали в других местах. Ваша бытийность и есть то, что ощущает, смотрит, чувствует.

Мы – бытийность, а не мысли, сменяющие друг друга. Мы нечто гораздо более фундаментальное, существенное, чем мысли. Мы бытийность, существование, присутствие, насыщающее собой настоящее и наполняющее наше тело. Мы далеко уходим от себя, но то, что мы ищем, очень близко. Мы постоянно следим, отвечает ли ситуация нашим желаниям. Хорошая она или плохая? Но значение любого опыта – в нашем простом присутствии и ничего больше. Содержание любого опыта состоит лишь во внешнем проявлении этого центрального присутствия.

Так в чём смысл ожидания? Чего именно вы ждёте? Что кто-нибудь даст вам то, чего вы всегда хотели? Что с Небес спустится поезд с вкусняшками? Однако никакое возможное событие не может быть таким же хорошим, ценным, как вы сами.

Только надежда на будущее мешает вам быть, присутствовать. Надежда на изменения вынуждает вас стремиться к некому выдуманному будущему. Но это мираж; вы никогда не доберётесь до него. Мираж мешает вам увидеть очевидное, бесценность Бытия. Это огромное искажение, великое непонимание того, что принесёт удовлетворение и наполненность. Когда вы бежите за миражом, вы отвергаете себя.

Конечно, когда вы позволите себе быть, погружаться в реальность, возможно, вы испытаете неприятные вещи; но это лишь препятствия, которые мешают вам быть. Со временем благодаря присутствию они растворятся. Вы можете испытывать дискомфорт, страх, боль, различные отрицательные чувства. Этих вещей вы пытаетесь избежать, когда не присутствуете здесь. Но это просто накопленные переживания, загнанные под ковёр бессознательного; это не вы. Вы сталкиваетесь с ними на пути к бытийности. Когда мы признаём и понимаем эти чувства из состояния присутствия, они растворяются, потому что представление о нас, на которое они опираются, не реально.

Когда эти иллюзии исчезнут, проявится и останется то, что реально, – ваша природа. Вы проходите процесс очищения не потому, что само Бытие загрязнено, а потому, что у вас есть множество скопившихся предположений и убеждений о реальности. Если вы продолжите надеяться и рассказывать себе истории, вы не проснётесь, потому что реальность остаётся такой, какая она есть, нравится вам это или нет. Мираж ещё никак не помог вам – он и не поможет, даже если вы проявите больше настойчивости. Вы хотели бы, чтобы было иначе? Вы хотели бы, чтобы ваше счастье опиралось на что-то, кроме вашей природы?

Цель нашей работы здесь – не в том, чтобы куда-то прийти или чего-то достичь, а в том, чтобы позволить проявиться нашему бытию. Просто пребывайте в своём теле. Мы говорим не о действии, которое вы совершаете иногда, во время медитации, а в остальное время занимаетесь важными вещами. Мы думаем так: «Сейчас я займусь медитацией, а затем день продолжится, я вернусь к важным планам». Но что же важно? Вы сами. Нет нужды делать что-то важное, чтобы быть важным. Нет нужды достигать просветления или совершать благородные поступки, чтобы ваша жизнь обрела важность. Вы есть. Это самое важное. Вы совершенно особенны, в любой момент. Вы важны не потому, что вас считают особенным, и не из-за каких-то необычных способностей или достижений. Вы важны в силу своей природы; вы неизбежно обладаете значением и ценностью. Это никак невозможно опровергнуть или доказать.

Вы важны, потому что без вашего реального присутствия жизнь не имеет никакого смысла, никакой ценности. Когда вы осознаёте своё существование, опыт превращается в неограниченное удовольствие. Такое удовольствие есть независимо от того, что вы делаете, – драите полы, идёте в уборную, создаёте что-то прекрасное. Каждый миг бесценен и проживается во всей полноте. Вы не являетесь чувствами, мыслями или содержанием сознавания. Всё это – не ваша суть. Вы – полнота своего Бытия, сама субстанция своего присутствия.

Глава 3. Кто я?

Какое-то время назад я задал вопрос: «Почему вы здесь?». В другой раз я спрашивал: «Здесь ли вы?». Не знаю, размышляли вы над этими вопросами и исследовали их самостоятельно или нет. Сегодня я задам третий вопрос, который является естественным развитием предыдущих: «Кто вы?».

Ответ на этот вопрос – не какое-то утверждение, поэтому, если у вас в голове возникают какие-то слова, не обращайте внимания. Мы собираемся выяснить, можно ли вообще ответить на вопрос: «Кто я?». Я не дам вам ответов, но буду направлять исследование при помощи вопросов, и вы сможете изучить этот вопрос во время беседы.

Мы всегда говорим: «Я есть…» и «Я хочу…» – поэтому следует понять, что такое «я». Мы не предполагаем заранее, что есть такое явление, как «я». Мы не хотим начинать с предположений. Итак, мы не предполагаем, что есть ответ, или что он один, или что ответа нет. Мы не предполагаем, что, если ответ есть, его можно выразить словами. Мы хотим быть открыты для любых возможностей. Мы хотим задавать этот вопрос совершенно открыто, без всяких предположений. Такое исследование будет строиться исключительно на любопытстве и заинтересованности в поиске истины. Какая истина ожидает вас здесь?

Вы можете заметить, что, когда спрашиваете: «Кто я?» – вам приходят в голову подобные фразы: «Я тот, кто сделал это» или «Мой рост – 165 см, вес – 59 кг». В вашем уме могут возникать утверждения, образы и ощущения. Мы не говорим, что это не вы; мы хотим исследовать, так это или нет.

Мы исходим из предположения, что самость, или «я», можно найти и что, если её можно найти, её можно описать. Мы хотим исследовать, кто вы есть, – есть ли вообще такая вещь на самом деле; и если есть, то что она такое и можно ли её познать. Вы, наверное, думаете: «Конечно, у меня есть самость, или „я“, и я знаю, чтó это, а если не знаю, то когда-нибудь узнаю». Я же говорю вам, что не нужно предположений. Вы скажете: «Подождите-ка, что тогда остаётся?». Ничего не остаётся – в этом-то и суть.

Обратите внимание, что мы используем слова «я» (I) и «самость» (self) и думаем, чувствуем и ведём себя так, будто существует нечто такое, как наша «самость». У нас уже есть чувство, или ощущение, присутствия самости, «я-йности». Теперь нужно исследовать, что представляет собой это чувство самости. Что это за чувство – быть личностью, самостью, идентичностью? О чём идёт речь, когда вы говорите: «Я есть», «Я хочу», «Мне нравится», «Я делаю» или «Я не делаю»?

Возможно, в прошлом у вас был некий опыт и вы ощутили: «Это я». Вы могли быть правы или нет. Даже если тогда вы реально узнали себя, наверное, теперь у вас другая самость. Мы хотим понять, что вы испытываете сейчас. Мы хотим быть именно здесь, сейчас. Давайте исследуем наши убеждения, а не будем принимать их как должное. Когда у вас есть опыт того, что вы считаете своей истинной самостью, нередко вы думаете: «Я ощутил себя – вот и всё, теперь я всегда буду счастлив». Что ж, может быть, но мы хотим знать, что происходит сейчас. Вы можете точно ответить на вопрос: «Кто я?» – от своего лица в данный момент?

Наше исследование может кое-что продвинуть: нужно связать чувство «я», чувство самости с тем, что называют «идентичностью»[6] или «отождествлением». Выяснение того, кто вы есть, – по сути, это выяснение вашей идентичности. Связь между идентичностью и отождествлением становится ясной, если взглянуть на свой опыт в любой момент и обратить внимание, что как только вы отождествляетесь с чем-либо, то начинаете считать себя чем-то конкретным. Возможно, на уровне сознания вы не понимаете, кем считаете себя, но в любой момент вы считаете себя кем-то или чем-то.

Поэтому стоит разобраться, чем или кем вы себя считаете в каждый момент, и поставить такую идентичность под вопрос. Правда ли это вы? Отождествление присутствует постоянно, есть некое ощущение самости: «Я наблюдаю» или «Я сижу». Когда вы говорите «я», это «я» к чему-то относится. Действительно ли то, к чему относится «я», – это вы?

Например, когда вы медитируете, кто медитирует? Кто сидит в медитации прямо сейчас? Осознавайте свой опыт. Попробуйте ответить на этот вопрос. К чему вы относите «я»? Что это за «я», которое сидит? Скорее всего, вы увидите, что относите «я» к своему телу. Сидит тело, поэтому, когда вы говорите: «Я сижу», разве вы не говорите: «Я – тело»? Вы не считаете себя чувством или восприятием, потому что чувства не сидят, ум не ходит. Только тело сидит, ходит и двигается.

Мы видим, что отождествление с телом – нечто сильное и постоянное. Оно намного тоньше и глубже, чем мы обычно думаем. Конечно, некоторые люди не могут вообразить ничего другого: «Чем ещё я могу быть?». Нелегко разотождествиться с телом, ведь всю свою жизнь мы считаем себя им. Я не говорю, что нужно что-то делать, чтобы это изменить; просто нужно осознавать, что это так. Правда ли вы осознаёте, что считаете себя телом?

Когда мы говорим о «своём теле» – кому оно принадлежит? Точнее будет говорить о «себе», но что именно это значит? Кем является тот, кто обладает телом и личностью? О ком идёт речь, когда вы говорите: «У меня есть тело»? Что это за «я»? Неразумно говорить: «У меня есть я» или «У самости есть самость». Получается, есть большая самость, которая обладает маленькой?

Вы уже запутались? Это хорошо. Вы запутались, а раньше всегда считали, что знаете. Одна из целей этого исследования – показать, что на самом деле вы не знаете.

Теперь смотрите самостоятельно, сидите и наблюдайте. Кто смотрит? Просто наблюдайте сейчас за собой, как вы сидите и смотрите. Что смотрит? Что вы переживаете? Вы скажете: «Ну, я смотрю своими глазами и думаю своей головой». Что смотрит вашими глазами? Что думает вашей головой? Кем вы себя считаете?

Вы – присутствие, сидящее здесь. Что за присутствие вы испытываете? Обладает ли оно формой? Скорее всего, вы сразу заметите, что форма вашего присутствия напоминает ваше тело; даже если вы не считаете своё тело собой, по меньшей мере форма вашего тела определяет, кто вы. Мы не хотим сказать, что подобное отождествление – нечто плохое или неправильное. Мы не знаем. Мы просто хотим исследовать, насколько оно реальное.

Вы сможете это сделать, если посмотрите на свой текущий опыт. Что такое «вы»? В настоящий момент, в непосредственном опыте, кем вы себя считаете? Если вы осознаёте, что воспринимаете себя как тело, то осознавание этой отождествлённости обычно ведёт к разотождествлению. Вы начинаете понимать, что, возможно, вы – не тело. Что же вы тогда?

Если вы сейчас не считаете себя телом, кем вы себя считаете? Возможно, у вас возникает чувство идентичности или чувство бытия отдельным существом. Что это за чувство? Вы можете связывать его с вашим умом. «Кажется, есть чувство самости, и, кажется, оно находится внутри тела, но не есть моё тело». Что это за «вы», которое обладает самостью? Это чувство? Ощущение? Вы называете самостью, своим «я» мысль или поток мыслей? Вы называете самостью эмоциональную или ментальную реакцию? Или нечто, связанное с прошлым? Вы считаете себя всеми событиями своего прошлого?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу / пер. А. Бродоцкой. М.: АСТ, 2016. С. 58. Перевод высказывания незначительно видоизменён. – Здесь и далее прим. редактора.

2

Здесь и далее сохраняется авторское написание важных для алмазного подхода терминов с большой буквы, таких как «Душа», «Сущность», «Бытие» и др.

3

В оригинале – англ. longings, что обычно означает «томления», «алкания», «страстные устремления».

4

Для сравнения: в психонетическом подходе О. Г. Бахтиярова иногда утверждается, что «лучшая мотивация – это отсутствие мотивации», в том смысле, что любая мотивация – предзаданность, ограничивающая свободную волю исходя из каких-то узких представлений, что парадоксальным образом мешает поиску этой свободы практикующим.

5

Здесь автор вводит важнейший для алмазного подхода термин inquiry, который можно перевести как «вопрошание», «исследующее вопрошание», «вопрошание-исследование», «вопрошающее исследование». По сути, это основополагающий метод алмазного подхода.

6

Идентичность (identity) – система отождествлённостей – того, с чем вы идентифицируетесь.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2