Полная версия
История косметики. От боевой раскраски до профессионального макияжа
История косметики. От боевой раскраски до профессионального макияжа
Составитель Алина Краснова
Губная помада – одно из самых популярных бьюти-средств в мире. По статистике, ей пользуются восемь из десяти женщин
В XVII веке стали употреблять жемчужную пудру, которая была доступна только аристократкам. Отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру она отражала свет и выравнивала тон кожи
© «Центрполиграф», 2022
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2022
Предисловие
Желание у женщин выглядеть красиво так же старо, как мир.
Задолго до нашей эры люди уже вовсю использовали косметику как средство украшения и улучшения собственной внешности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов: мази и благовония, ароматические масла и красящие вещества, средства для удаления лишней растительности. Косметикой пользовались как обычные жители, так и представители власти. В качестве косметических средств использовали львиный жир в мазях для кожи и волос; жир чёрных змей, который закрашивал седину; бычью кровь; птичьи яйца; рыбий жир; перетёртые копыта животных; краску для подводки глаз.
Косметикой пользовались и мужчины, и женщины.
Стоит напомнить, что косметика в древности имела также медицинскую направленность. Многие средства, наносимые на кожу и волосы, оберегали людей от многих дерматологических, глазных заболеваний, а также предотвращали появление вшей и прочих паразитов.
Само слово «косметика» происходит от древнегреческого κοσμητική – «искусство украшать, наряжать». Это и учение о средствах и методах улучшения внешности человека, и собственно средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями для улучшения внешности, и вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу. А вот косметология – это уже раздел медицины, разрабатывающий средства и мероприятия улучшения внешности человека.
Сейчас косметика подразделяется на гигиеническую, или уходовую (мыло, лосьон и подобные средства), и декоративную (губная помада, тушь для ресниц и т. п.).
Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической.
В разных странах есть свой список косметики, закреплённый законодательно. Где-то, например, мыло к косметике не относится, а в России в список косметики входят и эфирные масла.
В наши дни появилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой. Появился новый вид косметики, представляющий собой смесь косметики и лекарств, это называется «космецевтика».
Косметика с древнейших времён
Многие из вас (позвольте мне сделать вам сей упрёк, хотя никто не достоин столько упрёков, как я), многие из вас, под видом мнимого неведения или смелого притворства, ведут себя по наружности довольно невоздержно, как будто бы чистота состояла только в том, чтоб удаляться от грубых плотских удовольствий, и как будто бы наружность, то есть наряды и украшения тела, совершенно ничего не значили.
…Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу свою белою и гладкою, чтобы красить лице и щеки свои румянами, чтобы чернить свои брови сажею. Видно, что простое творение Божие им не нравится когда они находят в нем недостатки.
Тертуллиан «О женских украшениях»Женщины всегда хотели быть ещё красивее, чем есть. И это неудивительно. Поэтому они ухаживали за собой с помощью всяких природных веществ, улучшая структуру кожи, пытаясь охранить молодость, красились, чтобы выглядеть неотразимо.
Что происходило в самые древние времена – неизвестно, и обычно историю косметики ведут от цивилизаций античности.
Древний Египет
В Древнем Египте, например, фараоны подводили глаза не из стремления украсить себя. Это было атрибутом защиты от злых духов, поскольку считалось, что эти духи могут проникнуть в тело и душу человека через глаза. Постепенно раскраска из ритуальной прекратилась в эстетическую. Кроме того, косметика защищала египтян от вредного воздействия солнца, песка, ветра из пустыни.
В гробницах археологи обнаружили сосуды с мазями, различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло.
В VI–III веках до н. э. применение косметики считалось привилегией жрецов. При совершении ритуальных действий, обрядов они прибегали к торжественным омовениям, обработке кожи лица и тела различными мазями и маслами. Где-то к середине III века до н. э. косметикой стали пользоваться и знатные египтянки.
У египетских женщин из знатных семей было принято удалять все волоски с тела. Процедура напоминала современную депиляцию восковым или сахарным составом. Чистоту кожи поддерживали с помощью полужидкого, хорошо пенившегося мыла, которое делали из растопленного жира, сока мыльнянки и золы морских растений. Скраб для кожи делали из смеси мёда, воска и самого мелкого песка, с этой же целью использовался речной ил. Для приготовления косметики применялись алоэ, анис, лен, мак, можжевельник, мята, подорожник, оливки, кедр и др.
Обычно уход за кожей начинался с того, что тело и лицо натирали нильским илом, а затем очищали при помощи специальной пасты из смеси золы и сукновальной глины. После этого обрабатывали её благовонными маслами и делали массаж.
В качестве «тонального» средства чаще всего знатные египтянки использовали жирную краску на основе охры, поверх которой на лице и теле выделяли синей краской проступающие голубоватые вены.
Для подводки глаз использовали голубую пыль из истолчённого лазурита. Но чаще применяли сурьму – чёрный порошок мельчайшего помола держали над парами душистых масел, пока не получалась вязкая смесь, пригодная для использования. Густая чёрная подводка на основе сурьмы спасала египтян от раздражения и болезней глаз (известно, что сурьма отлично противостоит конъюнктивиту). Сурьмой окрашивали брови и веки, зелёным цветом проводили линию под глазами, чтобы ещё больше подчеркнуть их величину и оттенить белки глаз. Для подводки использовались также пепел, жжёный миндаль, охра, медь. Часто до подводки наносили на глаза лечебную мазь, ведь сурьма или свинец (который тоже применялся) ядовиты. Поэтому помогали средства со снимающими раздражение соками конопли и петрушки.
А на веки наносили тени, которые делали, растирая до пыли малахит, бирюзу, глину и окись меди и смешивая эту пудру с глиной. Если же глаза воспалялись, то их промывали настоями лекарственных трав. Очень популярны были накладные ресницы и густо чернёные брови.
Легендарная царица Клеопатра любила губную помаду ярких красных тонов и изобрела свой рецепт: из сушёных красных жуков определённого вида, истолчённых с яйцами муравьёв и рыбьей чешуёй. Такая помада, как и вся косметика того времени, имела вид пасты и наносилась на лицо специальными палочками разной толщины или маленькими лопатками. Хранилась она в круглых или овальных плоских баночках с хорошо пригнанными крышками. Изготавливали косметику маленькими порциями, так как в жарком климате она быстро портилась.
Из парфюмерных приспособлений царицы Клеопатры археологи нашли ручные жернова для растирания трав и растений, косметическую утварь: котлы, горшки для кипячения и варения составов и настоев (иные из них до сих пор хранят остатки притираний и мазей), ложечки и лопаточки, ступки и пестики для отмеривания, смешивания, перемалывания цветных порошков, украшенные орнаментом футляры для палочек, которыми красили и подводили глаза, амфоры, флакончики с ароматическими веществами, а также отделанные драгоценными камнями кувшинчики из-под духов, металлические зеркала и парикмахерские инструменты из редких пород дерева и полудрагоценных камней: гребни и щипцы для завивки, ножи для бритья, расчёски, бигуди. Флакончики из-под грима, а также коробочки от румян, подобные найденным, хранятся сейчас во многих музеях мира.
Едкий сок некоторых видов ириса египтянки употребляли в качестве румян. На губы наносили карминно-красную краску. Лицо в таком макияже считалось идеалом красоты.
Во времена царицы Нефертити помаду готовили из перламутра раковин морских моллюсков.
Зубы во времена Клеопатры чистили содой при помощи раздробленных на конце палочек. Лимонный сок применяли для отбеливания кожи. В рецептах упоминаются растительные отвары и масла (кунжутное, оливковое, касторовое, миндальное), глины разных сортов, овечий жир. Мало того, самые богатые женщины могли позволить себе рецепты с жиром львов, чёрных змей (он закрашивал седину) и рыб редких пород, порошок из сушёных улиток определённого вида.
Известно, что Клеопатра, чтобы сохранить кожу лица нежной и белой, использовала мазь, которую делали из белил и размельчённого крокодильего помёта. Для защиты от солнечных лучей царица использовала крем из смеси животного жира и оливкового, кунжутного, касторового масел.
Уже в наши дни итальянские учёные восстановили более сотни косметических рецептов Клеопатры.
Существовали у египтян специальные благовонные смеси, не просто забивавшие запах пота, но и сокращавшие его выделение, такие дезодоранты. И косметические смеси часто обладали сильными приятными запахами. У женщин пользовались популярностью шарики из мёда и благовоний, их сосали, чтобы дыхание было ароматным.
Клеопатра даже написала книгу «О лекарствах для лица» – первый в мире справочник по косметологии, содержавший сведения об изготовлении и применении лечебной и декоративной косметики. Книга не сохранилась, о ней известно по упоминаниям у других авторов.
Египтяне, причём и мужчины, и женщины, красили ногти, а цвет и интенсивность тона зависели от положения человека в обществе. Для этого использовалась хна. Знать красила ногти в яркие красные тона, простолюдины имели право на бледные оттенки. Встречались также оттенки зелёного и золотистого. Известно, что Клеопатра предпочитала терракотовый цвет, получавшийся при смешении охры, сока драцены и ценных сортов животного жира.
В тех местностях, где были проблемы с водой, гигиену соблюдать было намного сложнее. Там для очищения кожи люди использовали песок, энергично растирая его по телу.
Уход за волосами тоже был важной частью заботы о себе. От раннего поседения применяли мазь из измельчённых рогов чёрной газели и порции масла. Эту кашицу наносили на всю длину волос. Для уничтожения нежелательных волос на теле брали измельчённые кости птицы, помет той же птицы, масло, сладкий кленовый сок, густую смолу, огурец. Все перетирали в кашицу и наносили на кожу, через некоторое время удаляли вместе с волосками. Ещё один рецепт был менее сложным. Смесь делали из подсушенного (чтобы был более густым и липким) мёда или из воска с добавлением масел и трав. То есть вся процедура напоминала современную депиляцию с воском или шугаринг. А входившие в состав рецепта масла и другие растительные компоненты смягчали и дезинфицировали кожу, придавали ей приятные ароматы. Кроме того, мёд сам по себе обладает дезинфицирующими и противовоспалительными свойствами.
Для бритья применяли острые ручные лезвия из камня или раковин. Богатые люди после этого смягчали кожу кремом на основе мёда или растительных масел, также применяли отвары из растений, обладающих противовоспалительными свойствами. Помимо таких лезвий у египтян были и специальные пинцеты для выщипывания волосков, причём занимались этим рабыни-служанки, которые в итоге достигали достаточно высокой скорости депиляции.
Для окраски волос использовали и хну. При этом, смешивая её с разными веществами, египтянки могли получать различные оттенки, от довольно светлого до тёмно-коричневого.
В конце XIX века немецкий египтолог Георг Эбере приобрёл папирус, датируемый 1500 годами до н. э. Громадный документ длиной более 20 метров теперь называется «папирусом Эберса». В нём содержатся подробные инструкции по приготовлению 900 лекарственных и косметических средств. Больше, конечно, рецептов лекарств. Есть там описания приготовления составов для улучшения роста волос и их окраски, мазей для придания эластичности коже и разглаживания морщин, снадобий для удаления бородавок и родинок.
Что касается ухода за телом, то знатные египтянки кроме обычного мытья практиковали обёртывания. Их было два вида: с использованием речного ила и с применением масел и ткани. В первом случае тело обмазывали илом и давали ему высохнуть, лёжа в тенёчке, а потом смывали ил, который играл роль мягчайшего скраба и благодаря своей насыщенности разнообразными активными веществами питал и смягчал кожу. После обёртывания из ила на кожу наносили питательные препараты из масел или молочных продуктов.
Второй вариант, когда ткань, пропитанную специальными веществами, оборачивали вокруг туловища. Эта процедура создавала парниковый эффект и усиливала действие ухаживающих средств. Этими средствами могли быть благовонные масла, мёд, молоко, сливки.
Однако не все вещества древнеегипетской индустрии красоты были так полезны. Например, не так давно исследователи установили, что царицу Хатшепсут, которая правила в XV веке до н. э. Верхним Египтом, скорее всего, погубили омолаживающие средства для кожи. Учёные из университета в Бонне два года исследовали содержимое флакончика, принадлежавшего известнейшему Музею египтологии. Флакончик, по всей видимости, содержал некий лосьон для омоложения кожи, или же это было лекарство против какой-то кожной болезни. Как выяснили, в составе этого древнейшего средства содержалось мускатное и пальмовое масло и множество жирных кислот, которые помогают в борьбе с псориазом и экземой, а этими болезнями болели ближайшие родственники царицы Хатшепсут. Также в составе средства были найдены асфальт и креозот, которыми и сейчас лечат кожные заболевания. Но вот ещё там нашли бензопирен, а это сильный канцероген. Учёные считают, что именно она и унесла жизнь великой царицы. Средство могло давать кратковременное облегчение от болезни, но в итоге спровоцировало онкологию.
Ещё одна из великих правительниц Египта – Нефертити. Её происхождение неясно. Либо она была дочерью Аменхотепа III и, следовательно, приходилась сводной сестрой своему мужу фараону Аменхотепу IV (Эхнатону). Либо она была дочерью соратника Эхнатона, вельможи Эйе, тесно связанного с царским родом. Тогда Нефертити была двоюродной сестрой своего мужа. Как известно, фараоны женились на своих сёстрах, чужая кровь не допускалась. После смерти Аменхотепа она поссорилась с новым фараоном, Тутанхамоном, за что и была изгнана из страны. Предполагают, что именно в изгнании Нефертити занялась вопросами красоты и здоровья. И изобрела ряд рецептов, усовершенствованных позже Клеопатрой и дошедших в её интерпретации до наших дней.
Нефертити любила омовения жасминовой водой, после чего её тело натирали сандаловым или амбровым маслом с экстрактами редких цветов. В пирамиде Аменхотепа в 1920-х годах археологи нашли сосуды, где хранились благовония Нефертити на основе мирры и ладана. Даже спустя тысячелетия они источали сильный аромат.
Нефертити подарила миру и рецепт дистилляции ароматических масел, для чего большие глиняные сосуды наполнялись вначале душистыми растениями, а затем водой. Горлышко затыкалось клочком шерсти, а сам сосуд нагревался. При этом пар поднимался вверх, а эфирные масла поглощались шерстью. Использовала египетская царица и другой метод: цветы помещали в большой матерчатый мешок с вставленными в него прутьями. Прутья вращались до тех пор, пока из лепестков не отжималось масло.
Царица первой стала использовать маску для волос на основе алоэ с молоком. И точно известно, что она красила волосы. Современники Нефертити упоминали, что «волосы её пламенели медью и бронзой, не секлись и не падали, но становились все гуще и великолепнее, потому что пользовалась она краской, которую дала сама природа».
Древняя Греция
Древние греки тоже знали и использовали косметику. Известно, что к IV веку до н. э. они убирали волосы с тела, подводили брови, наносили на лицо тональный крем белого цвета, красили губы, чистили зубы, окрашивали волосы в золотистый цвет. Женщины использовали красную краску для губ, белую для лица, чёрную для глаз. У них были пинцеты для выщипывания бровей.
В XII–VIII веках до нашей эры гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика практически не использовалась. В V веке до н. э. гречанки по примеру жительниц Египта постепенно стали применять некоторые декоративные средства.
Так как большую часть времени афинянки проводили дома, то кожа их оставалась очень белой, так что осветлять её не требовалось. Но поэтому же яркие египетские цвета декоративной косметики им не подходили. Днём женщины практически не красились. А для вечернего макияжа чернили ресницы сажей или же придавали им блеск смесью яичного белка с камедью. Суриком расцвечивали губы и щёки.
Уже тогда появилось два понятия: «kosmetike techne» и «kommotike techne». Первое обозначало искусство украшать тело, а второе – искусство наносить яркий грим. Замужние женщины никогда не накладывали на лицо много краски, чтобы не выглядеть вызывающе. «Коммотикой» увлекались куртизанки, которые, собираясь на прогулку по вечерним улицам Афин, накладывали яркий грим и распускали волосы.
В III–I веках до н. э. требования к облику женщины стали менее строгими, и уже многие гречанки, выходя днём на улицу, наносили на лицо цинковые белила «псимутион». Применялись также пасты из гипса и мела. На выбеленное такими средствами лицо наносились яркие мазки в области скул алканной краской или киноварью. Иногда, чтобы сделать тон нежнее, румяна смешивали с белилами.
Применялись и соки тутовых ягод, египетской клюквы, ежевики. Глаза подводили золой и настоем шафрана, ресницы – сурьмой, а брови соединяли между собой чёрной жирной полоской.
Во II–III веках н. э. в Греции появились салоны красоты, так называемые «гинекеи». Изготавливали косметические средства исключительно в подсобных помещениях храмов, а сырьё, полученные мази и ароматические вещества, чтобы они не испарялись и не теряли свойства, хранили в больших кувшинах из оникса и алебастра.
Именно греки начали использовать масло оливы. Это был не только полезный пищевой продукт, его в чистом виде наносили на кожу, причём наносили обильно, чтобы тело буквально блестело на солнце. На основе оливкового масла изготавливали кремы и питательные мази. Также делали мази из смеси мёда и оливы. Смешивая оливковое масло с углём, получали стойкие тени для век. Блеск для губ получался из смеси оливкового масла, пчелиного воска и сухого оксида железа. В качестве красящей помады использовали сало с красящим веществом.
И именно Древняя Греция считается родиной омолаживающих масок на основе глины.
«Отец медицины» Гиппократ оставил подробные описания лечения кожных болезней и избавления от косметических дефектов. А его ученик Диокл написал большой труд в 4 томах, посвящённый косметике.
Древние греки и римляне очень ценили чистую, ровную, без малейшего изъяна кожу. Но половое созревание было и тогда, а вместе с ним и прыщики, которые сейчас называют «акне». В переводе с греческого «акме» значит «вершина» или «прыщ». Симптомы угревой сыпи описывали ещё Аристотель и Гиппократ. Лечение описывали сведущие в косметологии римский врач Этиус и его византийский коллега Аэций Амидский, придворный врач императора Юстиниана I.
Именно греки поняли, что прыщики нельзя давить, а «чёрные точки» выдавливать, по крайней мере самостоятельно. Предписывалось распаривать лицо или принимать горячие ванны из минеральной воды или с настоями обладающих противовоспалительными свойствами трав, можно умываться травяными настоями. Применялись и препараты на базе серы. В греческих общественных банях или частных купальнях умелые прислужники делали подобие механической чистки лица по распаренной коже с последующей дезинфекцией. То же было и у римлян.
Вообще лица чистили, потому что считалось, что плохая кожа – признак низкого происхождения и невысоких моральных качеств. Благородный и порядочный человек и рождается красивым, а злобный и подлый – уродлив, ибо боги дают людям подходящие друг к другу тела и души.
Письменные источники свидетельствуют, что и гречанки, и римлянки удаляли волоски с тела. Иметь их в интимной зоне считалось позором и верхом неухоженности. При этом брить волосы гречанкам не понравилось, и они применяли эпиляцию воском, удаление пинцетом или выжигание специальной масляной лампой. По крайней мере, комедиограф Аристофан в комедии «Лисистрата» упоминает применение светильника для выжигания волос на женском теле. Разумеется, после проведения процедуры гречанки тщательно дезинфицировали и смягчали кожу.
Древний Рим
О применении косметики писали, например, Овидий и Марциал. В «Науке любви» Овидий писал: «Есть у меня о средствах для лиц особая книга – хоть небольшая, она стоила многих трудов…». Это «Притиранья для лица».
Женщины! Вот вам урок: учитесь, как можно заботойСделать прекрасней лицо и сохранить красоту.Только уход, изведя ежевичник колючий, заставилПочву бесплодных полей злаки Цереры дарить;Только уход избавляет плоды от горького сока,Яблоне усыновить чуждый велит урожай.То, что ухожено, всем по душе.Матери наши теперь народили дочек нежнее:Хочется всем вам ходить в платье с шитьём золотым,Хочется так и сяк уложить надушённые кудри,Хочется, чтоб самоцвет ярче на пальце сверкал…Женщины! Вот вам урок: когда томные члены покинетСон, учитесь лицо белым и свежим хранить.От шелухи и мякины очисть ячменные зерна,Те, что из Ливии к нам шлют на судах грузовых,Выбей десяток яиц на горох журавлиный, по весуВзяв, сколько чистый ячмень весил – два фунта сполна.После того как смесь на ветру просохнет, ослицаПусть перемелет её, жернов шершавый вертя.Рог разотри, что олень годовалый сбросил впервые,Фунт порошка разделив, долю шестую возьми,И, когда с мелкой мукой будет он у тебя перемешан,Сразу её над ларём ты через сито просей.Дюжину после очисть нарцисса луковиц, в гладкомМраморе их разотри неутомимой рукой,Унцию тускских смешай семян с аравийской камедью,Более в девять раз мёду к составу добавь.Кто притираньем таким лицо смягчает усердно,Будет кожа у той глаже лощёных зеркал.Известно, что было, но до наших дней не дошло сочинение «Cosmetica» врача Критона (жившего в I–II веках н. э.), состоявшее из четырёх книг, которое пользовалось большой популярностью. В сочинении «De cultu feminarum» («О женском убранстве») Тертуллиан критически описывает «пристрастие к косметике» у мужчин и женщин. По словам Марциала, по обилию макияжа на лице узнавались старые женщины и гетеры.
До нашего времени дошли язвительные сатиры римских поэтов Овидия, Горация, Лукиана, которые высмеивали женщин за чрезмерное увлечение косметикой.
В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица, назывались «косметами».
Основу макияжа в Древнем Риме составляла пудра из свинцовых белил или мела, смешанная с мёдом и жирными кремами. Классическим вариантом белил считался порошок, приготовленный из ячменной муки, яичных белков, оленьего рога, сока нарциссов, мёда и смолы каучукового дерева. Приготовленная из натуральных компонентов смесь не подрывала здоровье в отличие от рецепта со свинцом. На эту основу наносились румяна, которые делали из растений или моллюсков.
Южное солнце давало сильный загар, а бледная кожа показывала, что женщина не трудится в поле, поэтому продукты для отбеливания кожи были популярны у знатных женщин. Эти рецепты основывались или на фруктах с высоким содержанием кислоты, или на молочных продуктах (часто кисломолочных).
Однако были и опасные рецепты. Например, рядом с Афинами добывали серебро. А отходами добычи было белое вещество с высочайшим содержанием свинца. Из него делали «церуссу» – свинцовые белила, быстро ставшие одним из самых популярных античных косметических продуктов. Церусса делала кожу белоснежной и очень нежной, но обладала эффектом привыкания: чтобы хорошо выглядеть, гречанке или римлянке приходилось постоянно ей пользоваться, причём для достижения желаемого эффекта всё больше и больше. Только в позднеримские времена некоторые учёные, например Плиний Старший, попытались оповестить общество о вреде свинца, но это было бесполезно.
Для изготовления церуссы свинец смешивали с небольшим количеством винного уксуса и оставляли на 10 дней. За это время происходила химическая реакция и образовывался слой ржавчины. Её счищали и сохраняли. Так продолжалось, пока весь свинец не перерабатывался уксусной кислотой в ржавчину. Её растирали и проваривали в воде до получения белого осадка. Это и была церусса. До начала XIX века данная технология практически не менялась. И свинцовые белила неизменно пользовались популярностью.