Полная версия
Самоорганизация в природе. Selforganisation in Nature
Но если мы обработаем окрестности дерева фосгеном (что бесчеловечно даже в мысленном эксперименте, хотя во время войны моральные категории и не исчезают, но многое допускается), то всё равно остаётся механическая часть звука, воспринимаемая окружением – почвой, соседними деревьями, камнями и прочим якобы неживым материалом. То есть опять возвращаемся к определениям. Или мы имеем механически трясущийся мир, или, если он населён индивидуумами, шум рассматривается как понятие переработанной в индивидуумах информации о механических колебаниях. То есть мы приходим к изменению самого понятия «шум» в зависимости от уровня восприятия от лёгкого колебания близлежащих камней до множества звуковых оттенков, воспринимаемых даже не человеком, а многими лесными жителями, слух которых намного острее человеческого.
Доступные нам представления о Вселенной в целом находится в головах у нескольких десятков учёных, просто видят звёзды и обеспечивают их существование все люди. Для существования всей вселенной требуется гораздо больше наблюдателей. Даже таких, которые считают, что мы все есть только сон, который видит Брама, а во сне возможно всё.
Theologia
Впрочем, да простят нам боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.
Геродот.Сразу оговоримся, что автор, как следует и из вышенаписанного и будет ясно из нижеследующего, не является верующим в привычном смысле и не принадлежит ни к какой церкви. Тем не менее гипотеза Бога весьма интересна, и поэтому попробуем её применить. И поговорим о предметах богословских.
Точно так же, как каждый грамотный человек может (но не должен) писать стихи, в своё время каждый мыслящий человек должен (если может) задумываться о божественном.
Мы достаточно порассуждали об устройстве мира и месте человека в нём, и теперь пришло время поговорить и о вышних силах. При этом с самого начала надо ввести два постулата, на которые всё время следует оглядываться.
1. Доказать существование Бога невозможно.
2. Полностью понять Бога с помощью человеческого разума невозможно.
Первый постулат задан самим Творцом и связан с вопросом о свободе воли, которой Господь так неосмотрительно наделил человека. Если бы имелось ясное и неопровержимое доказательство того, что Бог есть, а, следовательно, существуют и все его постановления (в основном десять заповедей и ещё две), то есть существует абсолютная неизбежность наград и наказания (Уголовный Кодекс в этом отношении гораздо ограниченней, так как оставляет огромное количество способов избежать наказания), то под их угрозой количество грехов резко бы уменьшилось. То есть воля Господня преобладала бы и подавляла человеческую, и человек стал бы для Господа неинтересен. Это положение не наше, оно известно давно.
Второй постулат тоже понятен. Как какой-нибудь кошке или селёдке не может быть понятна, скажем, настоящая работа из-за ограниченности способностей их мышления, так и у нас имеются ограничения нашего разума9. В частности, потому, что мы воспринимаем мир в его трёх\четырёхмерности пространства-времени, в которой развиваются события нашего мира в виде причинно-следственных связей, так называемых линий мирового развития. Представить же восприятие Бога, который существует вне времени и заключает в себе все причинно-следственные связи, мы не можем.
Кроме того, уровень развития мышления разных человеческих индивидов различается на много порядков. Математик, который свободно оперирует 12-мерными свёрнутыми или не свёрнутыми измерениями, вряд ли сопоставим с некоторыми аборигенами, способными всего лишь различать около пятидесяти видов снега. Хотя эти аборигены могут быть гораздо выше математика по интуитивному пониманию окружающего мира. К тому же математик может умереть от жажды при отключении водопровода.
Особо следует поговорить о несовершенстве религий. Точнее, не религий в высоком смысле, а культов, которые всегда устанавливаются людьми, а люди есть люди. Чем выше положение человека в организации, тем больше он обращает внимания на свои интересы в ущерб духовным, и большие деньги рано или поздно уходят наверх. Разумеется, бывают исключения, и их не так уж и мало, но это именно исключения.
Догматические различия между католической и православной церквями (аналогично между близкими конфессиями в других религиях) настолько незначительны, что большинство верующих о них и не подозревает, а все споры идут в основном о главенстве, то есть кому потекут пожертвования. И разница между Пятницей [Робинзон], старейшины у которого поднимались на гору и говорили: «О!», и Робинзоном с его храмами и священниками, которые разве что только не поднимаются на гору, но так же воздевают руки, не так уж велика.
Абсолютно все считают, что небеса – это свет, святость, обиталище добрых богов (хотя Бог везде), а всё тёмное и враждебное сосредоточено внизу (хотя зло концентрируется в сердце человеческом). Поэтому место работы клиров – возвышенности, высочайшие соборы, символизирующие стремление к небу, а всякие тайные общества, сатанисты таятся по подземельям и пещерам и используют чёрных петухов и кошек.
Больше всего в служителях всех религий поражает их невежество. Причём не абсолютное, а какое-то выборочное. Это невежество не по незнанию, как бывает у недоучек, а сознательное отторжение огромных достижений человечества в науке и культуре. Это можно объяснить двумя причинами.
Во-первых, это могло произойти ещё в древние времена, когда зачаточная наука почти совпадала с колдовскими знаниями и учениями, как правило преследуемыми официальными культами, как опасные конкуренты (опять же на получение доходов).
Во-вторых, развитие науки и культуры способствует отпадению от церкви огромных масс. Держать в повиновении тёмную массу гораздо легче, чем просвещённых бунтарей, ведь каждый ищущий знания с точки зрения церковников посягает на узурпированную ими абсолютную истину. В периоды Возрождения и Просвещения, когда возникла истинная, не связанная с оккультизмом и доступная практически всем наука, те, кто занимался ей, становились безбожниками. Не потому, что они отрицали бога, а потому что отрицали посягательство на единственно возможную истину. И множеству учёных удалось сохранить веру в Бога, в основном как Творца. И опять же битва за умы, то есть толпу, как источник дохода. Такая борьба мало интересовала учёных, поэтому церковь сохранила своё влияние в современном мире. И ещё вполне достаточно непросвещённых, чтобы это влияние сохранилось на века. Учёные варятся в собственном соку, популяризацией занимаются немногие, а общее образование в большинстве своём находится в руках или под влиянием религий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь будут часто встречаться перефразировки известных выражений, ссылки на которые не даю, поскольку они общеизвестны.
2
Как и многие вполне научные гипотезы, однако.
3
Этот образ впервые употребил поэт XII века Пьер из Блуа: «Мы подобны карликам, взобравшимся на плечи гигантов. Если мы видим дальше, чем они, то этим мы обязан им».
4
Не надо придираться к значениям слов. Каждый из используемых терминов здесь многозначен и не всегда соответствует общепринятому. Поэтому остаётся полагаться на интуицию читателя.
5
Вы можете заметить, что автор довольно часто поминает Господа, но именно как предполагаемого Творца всего сущего, отдавая тем самым дань существованию креационизма, ибо, как сказано, одна теория стоит другой.
6
Такой вот неуклюжий каламбур.
7
Бог как мировое, или надмировое, если вам угодно, явление, пишется с маленькой буквы, а Бог наших авраамических религий, как личность, имеющая имя – с большой.
8
Специально повторяется текст, уже напечатанный выше. Чтобы лучше запомнился.
9
Правда, говорят, что разум человеческий ограничен, глупость же беспредельна.