bannerbanner
Традиционный народный календарь в публикациях тверских дореволюционных периодических изданий
Традиционный народный календарь в публикациях тверских дореволюционных периодических изданий

Полная версия

Традиционный народный календарь в публикациях тверских дореволюционных периодических изданий

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Традиционный народный календарь в публикациях тверских дореволюционных периодических изданий


Елена Тяжеляк

© Елена Тяжеляк, 2024


ISBN 978-5-0062-4957-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Зимние Святки

(25 декабря – 6 января / 7—19 января)


Зимний святочный период представлен в печати наиболее полно. Ему посвящены статьи: Иванова М. И. Святочные и новогодние гадания// Тверская старина, 1912, №1.; Климко Ф. С. Гадания.//Сборник Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания. Вып. 1. Тверь 1903 г; Ушакова А. «Крестьянская свадьба конца XIX века в Старицком уезде».


Самое раннее свидетельство о Святках было обнаружено в Тверских губернских ведомостях от 2 сентября 1850 г., №35, с. 116—119:


В Ржевском уезде (село Молодой Туд с окружными селами и деревнями) «начиная с первого дня Рождества Христова до дня Крещения Господня, крестьяне большею частью молодые, ходят то в одну избу, то в другую, на так называемые Игрища – вечеринки. На вечеринках поют песни, пляшут казачка, барыньку, так называемого голубца, под балалайку, гармонию, скрипку, – играют в карты – в дурацки, в короли, а иногда и в любовный литсоцик, в свои суседзи.


Играют ещё, в некоторых местах, в кузнецы. Эта игра состоит в том, что несколько ребят вечером выходят на двор и прячутся, наказывая распорядителю игры, чтобы – такаго-то непременно искала такая-то. Находит почти всякая, а ту, которая не найдёт, бьют мерно жгутом и довольно больно.


В Святки девки гадают о своих суженых различным образом, так например, слушают, в которой стороне залает собака, в той и замужем быть; смотреть на воду, и при этом снимают крест; подходят к церкви и прикладывают ухо к церковной двери: если слышать шум, то замужем быть, если похоронное пение, то умереть.


Вечером перед Новым годом, собираются молодые и даже пожилые, берут шапку и кладут в неё, что у кого есть, кольцо или серьгу, и поют известную песню: «Свят вецор».


В день Рождества Христова, если случится оно в Воскресенье, некоторые сеют рожь по снегу, не более 1/2 четверика, если из ржи, таким образом посеянной, вырастет хотя несколько колосьев, то по нескольку зерен этой ржи прибавляют в рожь, назначенную для посева. Есть поверье, что такую рожь никогда не съедает червь.


На все двунадесятые праздники, и ещё в тот день, когда засевают рожь, бабы не дают огня, мужчины же ходят по соседям за огнём. На день Рождества Христова и Крещения Господня подпирают овечьи хлева головней, для того чтобы родились ягнята чёрные, как головня».


В публикации Ушакова А., Крестьянская свадьба конца XIX века в Старицком уезде Тверской губернии («Тверская старина», 1911, №1) посвящённой как это и видно из заголовка, свадебному обряду, имеется замечательный фрагмент с описанием зимнего святочного гадания:


* В Святки девицы для гадания выпрашивают у притча «славленнаго» овса, но если удаётся взять тайком, то ещё лучше, вернее гаданье будет. Вечером раскладывают овёс в кучки по числу участниц гаданья и становятся вкруг, затем приносят с нашести курицу и пускают по середине круга. Курица, осмотревшись, начинает клевать овёс: из чьей кучки клюнет, та девица и замуж выйдет.


* Когда священник ходит по домам с христославлением, девицы залезают под мост и стараются незаметно схватить его за подол, – «чтобы из дому уволок».


* Чтобы узнать скоро ли замуж выйдешь, ставят на дороге светец. Девица с завязанными глазами ищет его; скоро найдёт скоро и замуж выйдет.


* Чтобы узнать, богато или бедно придётся жить замужем, таскают из омета соломы колосья: с зерном – богато жить, а пустой – бедно.


* Под Новый год девицы везде осмотрят: не положил ли кто плохо борону или если найдут, то непременно всю разобьют её и обломки раскидают по огороду, а зубья разберут себе: сколько зубьев девице удалось захватить, столько за неё в тот мясоед и сватов будет».


Очень красочное и развёрнутое описание святочных гаданий нам даёт Иванов М. И. в своей заметке «Святочные новогодние гадания» // «Тверская старина», 1912 г, №1, с. 29—35:


«В Тверской губернии цель всех святочных гаданий, по большей части, сводится к желанию узнать суженого – ряженого, жизнь в будущей семье, будущее счастье.


Гадания являются тем более устойчивыми, что в это время как раз начинается свадебный сезон, поэтому гаданья носят такой характер.


Свадебный сезон начинается с праздника Рождества Христова, и Святки – это время сватовства, и девичьих гаданий и примет о будущей судьбе – суженом – ряженом.


В святочные и новогодние вечера весело деревенской молодёжи. Все собираются гадать, и особенно многочисленны и разнообразны гадания под Новый год.


Посредством гаданий девицы стараются узнать о своём суженом, каков будет он, с какой стороны он приедет, хорош или худ будет. Эти гадания – о суженом составляют первый разряд. Во вторую группу входят те, при помощи которых можно узнать будущую жизнь в замужестве: богато или бедно придётся жить, какова будет свекровь: злая или добрая.


Наконец, третью группу составляют поверья и обычаи, выполнение которых необходимо для успешности гаданий. Такое разделение обыкновенно не применяется гадающими. Все гадания выполняются без определённого порядка и чаще всего гадания начинаются в домах.


Святочный вечер в деревне… Весело молодёжи, гуляют все с мала до велика, а девицы собираются в просторную избу погадать. Все собравшиеся для гадания идут во двор и там подходят к нашести (нашестью называются жердочки, на которых обыкновенно располагаются на ночь куры).


Пробравшись ощупью туда, они впотьмах ловят, каждая по курице, и опять так же осторожно возвращаются в избу. Придя в избу, каждая девушка примечает свою курицу; после этого начинают гадать. Сначала рассыпают на полу в одном месте хлебных крошек, в другом ставят ковш воды, в третьем кладут кольцо.


Оглядевшись куры, начинают подходить к этим вещам. Девушки смотрят и при этом примечают: Чья курица станет клевать хлеб, значит жить замужем сытно, много будет хлеба; чья – пить воду, – муж будет пьяница; у которой ударит носом в кольцо, выйдет замуж.


Если курица во время еды, или питья ходит молча, то свекровь будет тихая, а если ходит и кудахчет – крикливая – это первый способ гадания.


Но вот и другой. В избе топится печка. Одна из подруг принесла – олово, другая – воск, третья – свинец. Растапливают сначала олово или свинец, а потом и воск, но только отдельно и, потом, льют эту массу в воду. В воде она принимает какую-нибудь форму. Девушки смотрят и опять примечают, если вылилось похожее на гроб, то быть мёртвой, а если похожее на цветы, или венцы быть замужем в эту зиму.


Кроме этих двух видов гаданий есть и другие, которые происходят на улице. Некоторые из девиц выходят ко двору. Одна из них берёт метлу и начинает от соседнего двора, или с дороги, приметать снег к своему двору, – это значит, что жених придёт к ея дому. Другие Отправляются в поле, идут на ручей, или на речку, где заранее приготовляют прорубь. Придя туда, оне одна за другою, опускают свои руки в воду и достают оттуда каменья. Девушки смотрят: чей камень гладкий, то жених будет хороший, красивый, а если наоборот, – камень с царапинами, с ямками, то жених будет рябой.


Третьи набрали тараканов. Прибежали на перекрёстки, выпускают своих тараканов и смотрят, каждая на своего, куда поползёт. В какую сторону поползёт таракан, оттуда приедет жених. Есть и ещё некоторые гадания, вот например: девушки большою толпою пробираются в сарай, где сложено много колоса. Каждая норовит впотьмах взять себе горсть колосьев, и бегут в избу. Там смотрят: у кого колосья пустые, быть замужем бедной, и, наоборот, у кого в колосьях зёрна – жить богато.


После этого опять отправляются в овин и смотрят; нет ли у кого в овине насаженной пеньки, если находят, то её разбрасывают в разные стороны. По их понятиям, если в овине есть что-нибудь, то не придут женихи. Кроме этого сколачивают верхушки заборов для того, чтобы они опять не помешали проезду женихов. Потом подходят к амбарам и начинают считать ряды, приговаривая: засек, мешок; если на последнем бревне придётся сказать – засек, то жить будет хорошо, богато, а если придётся сказать – мешок, – значит, мало будет хлеба, жить бедно.


Кроме этих гаданий есть ещё и другие. Мать утром запечёт блины; она будет свою дочь. Та вскакивает с постели и, не умывшись, не причесавшись, бежит с блинами на улицу, – если ей навстречу попадётся мужик, то быть замужем, если мужик – пьяница, – то муж будет пьяница, если рябой, то муж – рябой, а если красивый – муж будет красивый.


Некоторые вечером выходят на улицу, останавливаются около какой-нибудь избы, или сарая и кричат нараспев «Залай, собаченька, покажи мне суженого – ряженого». Если собака отзовётся в том дворе, где есть парень, то в этот дом выйдет замуж. Гадают ещё и так: берут башмак, или старый лапоть, становятся к воротам задом и лапоть перекидывают через верею, потом выбегают и смотрят, куда он ляжет носком: если башмак лежит носом к соседнему двору, или к деревне, то оттуда приедет и жених.


Но жених может явиться и на следующий год и для того, чтобы знать, когда девица выйдет замуж, ставят на дороге светец. Девица с завязанными глазами ищет его: скоро найдёт, – скоро и замужем будет.


Для того, чтобы узнать, с какой стороны приедет суженый – ряженый, гадающие набирают в подол или фартук снегу и, растряхивая его вокруг себя, приговаривают три раза:

«Сею, сею беленький снежок,Залай, залай, собака,Где мой миленький дружок».

Существует вариант этого припева:

«Полю, полю снежищеУ свекрова дворищаЗалай, залай, кобелище,На свекровом дворище».

С той стороны, откуда в это время послышался лай собаки, и придёт жених.


Узнать место, где живёт жених можно и другим способом. Девушки идут во двор и завязывают у лошади глаза; гадающие садятся на неё лицом к хвосту; куда поедет лошадь, в той стороне и жених.


За гаданьем время летит незаметно, и к полночи девушки расходятся по домам и здесь, ложась спать, доканчивают свои гадания.


* У изголовья делают из лучины колодец, ложатся в постель, говорят: «Суженый-ряженый, приезжай коня поить».


* Кладут под подушку гребень и говорят: «Суженый – ряженый, – приди, почеши мою голову».


* Кладут под подушку веник и говорят: «Суженый – ряженый, попарься – приди».


*Иногда ложатся спать, подпоясавшись, и говорят: «Суженый – ряженый, приди, распояшь меня».


*Запирают замком косы, чтобы суженый пришёл замок отпереть.


Очень распространённым является такое гадание: Пред тем как ложится спать, девушки осыпают постель льняными семенами и говорят: «Семечко, семечко – покажи мне семеечку».


Тем, кто выполняет это гадание, может присниться та семья, куда выйдет замуж девушка.


Наконец посредством гаданий, по убеждению народа, можно узнать и свадебный поезд; для этого кладут под подушку пояс и говорят: «Пояс, пояс – покажи жениху поезд».


Чтобы гадания исполнились, не нужно молится Богу, так как вещие сны приписываются нечистой силе и злые духи могут мстить за молитву после гадания.


Наконец и самыя гадания можно легко разрушить, что и самое ясное предзнаменование не исполнится.


Для этого стоит только бросить в колодец или прорубь реки, или пруда пук соломы или хворосту и ни одна девица не выйдет замуж. Не трудно сделать также, что и жениху нигде не дадут невесты – стоит только незаметно воткнуть в стену его избы нож».


Довольно подробное описание святочных гаданий, опубликованное в «Тверских губернских ведомостях» (15 июля 1850 г., №28, с. 86—87) содержит весьма редкие фольклорно-этнографические подробности:


* «Кладётся дуга на землю и чрез неё проводится лошадь. Если лошадь зацепит ногою за кольцо, которое находится на дуге, то это признак имеющей быть в сей год свадьбы гадающей особы.


* Подходят к воротам конюшни, в которой находятся лошади и говорят: «Конь молодой, топни ногой, погоняй за мной», и если после сего услышать шум в конюшне, похожий на запряжку лошадей; это признак скорой свадьбы гадающего.


* В Крещение после заутрени метут пол избы и с сором идут в овин. В окошко подовинное кладут сор и прислушиваются. Если услышат звонок, то гадающей особе быть замужем, или женится; если же услышат будто бы, что то засыпают, это признак имеющей последовать смерти в этот год гадающего.


* Ночью выносят в комнату курицу, рассыпают в кружок овёс на столько куч, сколько особ гадает, и около каждой кучки овса ставят маленький сосуд с водою; каждый кучке гадающие дают своё имя. Курицу кладут на спину в кружке и замечают, к которой кучке курица, встав на ноги, прежде подойдёт и начнёт клевать. Той особе, с чьим именем из кучки прежде других выходить замуж, или жениться, и так далее, обращая внимания на кучки, из которых курица будет клевать овес. Если же она будет пить воду, то особе, из которого сосуда будет пить, быть за пьяницей.


* Слушают у окна амбара. Если услышат, что метут пол в амбаре, это означает, что гадающей особе быть за бедняком замужем, но если ссыпают хлеб – за богачом.


* Наливают в блюдо воды, по краям его накладывают ярлычки с именами особ, предполагаемых быть сужеными, делают из бумаги челночок, прикрепляют к нему тоненькую восковую свечу и, повернув руками, челночок смотрят: около какого ярлычка и с чьим именем остановится челночок, гадающий будет в супружестве с тою особою.


* Берут без счёта охапку дров, вносят в комнату и считают дрова. Если при счёте окажется чёт, то гадающей быть замужем, в противном случае не быть.


* Выходят с первым блином на улицу и имя первого встречного есть имя суженого.


* Разложив карты в гадательном порядке, оставляют их на столе: берут две карты, изображающие гадающего и гадаемую, и с ними выходят на улицу. Если прежде явится встречник, сбудется загаданное, а если попутчик, не сбудется.


* В полночь ходят на перекрестие и, припав к земле, слушают, предварительно сказав следующие слова: «залай, собачка, на тестевом дворе», и в которой стороне залает собачка, в той стороне женившись гадающий будет жить.


* В полночь для ужина ставят два прибора: причем не должны класть ни вилки, ни ножи. Гадающий садится за стол, говоря следующие слова: «Суженая, ряженая, приди со мною ужинать». Гадающий должен быть один в комнате.


* Ложась спать, берут в равном количестве воды, соли и муки и, сделав из них на дне ведра тесто, съедают говоря: «Суженая, ряженая, приди меня напоить». Суженая во сне явится гадающему.


* Кто-либо запирает у гадающего замок на руке и ключ берет себе. Гадающий говорит следующие слова: «Суженая, ряженая, приди отпереть замок». Запирающий замок увидит невесту гадающего во сне.


* Ложась спать, оставляют одну ногу обутою и говорят: «Суженая, ряженая, приди разуть меня». Суженая явится и снимет обувь с ноги.


* Ловят паука, завязывают в узелок и кладут в изголовье приговаривая: «Паук, паук, покажи мой дом, моё место, состояние и положение всего». Всё это гадающий увидит во сне.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу