bannerbanner
Мистическая история восточных славян
Мистическая история восточных славян

Полная версия

Мистическая история восточных славян

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся».

Далее чародей объясняет, где живут его боги.

«Боги наши живут в безднах. Внешне они черны, крылаты, имеют хвост, взбираются и под небо, послушать ваших богов. Ваши боги на небесах. Если кто умрет из ваших людей, то его возносят на небо, если же кто из наших умирает, его несут к нашим богам в бездну».

Летописец молчит о дальнейшей судьбе кудесника, в связи с чем читатель не знает стал ли жрец пищей для медведя или иного дикого животного.

Не трудно заметить, что рассказы прохристиански настроенных летописцев рисуют жрецов древних языческих божеств поклонниками бесов, ведь боги упомянутых в тексте волхвов явно имеют мало общего с достаточно достоверным описанием внешности киевского идола Перуна, зато явственно напоминают христианских чертей. Ярославские волхвы при этом прямо говорят, что они поклоняются Антихристу.


Крестное знамение спасает от беса. Миниатюра из Радзивиловской летописи, XV век


Явная ангажированность летописца, таким образом, может ставить под вопрос достоверность различных деталей описанных историй, однако представленные тексты в целом хорошо отражают борьбу христианства со старыми языческими культами, происходившую в те годы.

Разумеется, волхвы не пропадают из летописей восточных славян и после уничтожения первого государства Рюриковичей, но именно истории из «Повести временных лет», пожалуй, являются одними из наиболее красочных и впечатляющих.

Всеслав Полоцкий – монарх, рождённый от волхования

После историй о простых волхвах, автор может рассказать читателю о совершенно непростом человеке, связанном с мистикой, а именно древнерусском князе.


Всеслав Брячиславович из полоцкой ветви Рюриковичей, или иначе: Рогволодовичей, был одним из самых необычных и авантюрных древнерусских правителей. Пожалуй, именно этот, прозванный Чародеем, человек, более близок к языческому мистицизму своим летописным образом, или, скажем так, имиджем, чем любой другой князь первого государства Руси.


Всеслав Полоцкий. Миниатюра из Радзивиловской летописи, XV век


Яркий и мистический портрет правителя дан в знаменитом «Слове о полку Игореве».

«Скакал в ночи к Киеву, и коснулся древком золотого киевского престола. Бежал от них лютым зверем в полночь, из Белгорода, повис синей мглой, утром же вонзил шпоры, открыл врата Новгорода, расшиб славу Ярославу, скакал волком до Немиги из Дудуток. Всеслав князь людей судил, князьям давал города, а сам ночью рыскал волком».

Выше представлен авторский перевод текстового фрагмента, который вызывает споры специалистов относительно значения тех или иных слов, в связи с этим другие переводы могут довольно значительно отличаться. Суть, однако, меняется не слишком сильно и во всех вариантах Всеслав предстаёт неким волшебником, способным творить чудеса, хотя тут следует учесть, что «Слово…» несёт в себе черты поэмы и его автор в целом клонен применять красочные образы и в описаниях других персоналий. Поэтому для того, чтобы уверено понимать строчку «рыскал волком», как однозначное указание на способность князя обернуться этим животным, то есть волколачество Всеслава, на самом деле нет оснований.

Мистическая составляющая в жизни полоцкого князя отмечена в более сдержанной в плане языка «Повести временных лет», где под 1044 годом можно прочесть следующее:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2