bannerbanner
Законы истории и особенности мировых цивилизаций
Законы истории и особенности мировых цивилизаций

Полная версия

Законы истории и особенности мировых цивилизаций

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 17

– Неджд (географический центр Аравии), который при первом «праведном» халифе Абу Бакре был одним из основных очагов сопротивления распространению ислама. И по всей видимости, несмотря на победу мусульман в войне с «лжепророками» и «вероотступниками», исламизация этого региона так и осталась незавершенной. На протяжении последующих столетий кочевники-бедуины и земледельцы оазисов продолжали исповедовать естественную религию своих предков, зачастую сочетая ее с внешними атрибутами ислама.

Внутренняя Аравия, хотя, по-видимому, считалась частью Османской империи, де-факто ею не контролировалась, за исключением побережья Персидского залива, захваченного в середине XVI века237. Эта была территория, населенная арабскими племенами, вожди которых (шейхи) постоянно воевали друг с другом и совершали набеги на Хиджаз. И только в XVIII веке стало возможным объединение центрального региона Аравии под властью одного лидера (из рода Сауда) и вокруг идеи, носителем которой выступил Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб238 (1703—1792).


Родился ибн Абд аль-Ваххаб в Уяйне (Неджд) в семье потомственных богословов из племени Бану Тамим (его дед был муфтием, а отец судьей-кади). В юности он совершил хадж в Мекку и, посетив Медину, стал учеником Мухаммада аль-Синдхи, шейха из суфийского ордена, который оказал на него большое влияние: идеи недопустимости поклонения святым, осуждения слепого следования авторитетам в вопросах права, необходимость непосредственного изучения Священного писания ибн Абд аль-Ваххаб заимствовал у аль-Синдхи.

После обучения в Медине ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру239, где прожил пять лет и начал проповедь, а также, вероятно, написал свой главный труд – Книгу единобожия.

Проповедник призывал горожан к отказу от суеверного поклонения святым и почитания их могил, видя в этом возрождение многобожия (араб. ширк240) и непозволительное новшество (араб. – бида). Однако жители Басры изгнали его из города. Мухаммад бежал в аль-Хасу, потом добрался до Хураймалы, где «жили абды, известные своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»241. Он снова бежал и в том же году вернулся на родину – в Уяйну.

Здесь ибн Абд аль-Ваххаб развернул активную проповедь своих идей, которые постепенно находили последователей, в том числе и среди городской знати. Так, эмир Уяйны Усман ибн Муаммар стал его сторонником; с его помощью ибн Абд аль-Ваххаб начал претворять свои идеи в жизнь: почитаемая местными жителями гробница сподвижника пророка Мухаммада Зайда ибн аль-Хаттаба была разрушена, а местная священная роща срублена. Кроме того, он организовал побиение камнями женщины, признавшейся в прелюбодеянии.

Однако все эти действия привлекли внимание шейха племени Бану Халид, который обладал значительным влиянием в Неджде, – под его давлением эмир Уяйны вынудил проповедника покинуть город.

Об изгнании ибн Абд аль-Ваххаба узнал другой эмир Неджда – Мухаммад ибн Сауд, который пригласил его в свой город Эд-Диръия242. Согласно автору книги «Блеск метеора» («Лам аль-Шихаб»), когда они впервые встретились, ибн Сауд заявил: «Это твой оазис, не бойся своих врагов. Клянусь Аллахом, даже если весь Неджд соберется, чтобы изгнать вас, мы никогда не согласимся на это». В ответ ибн Абд аль-Ваххаб сказал: «Дай мне клятву, что будешь вести джихад против неверных. Взамен ты будешь имамом, главой уммы, а я буду лидером в религиозных вопросах».

Так, в 1744 году они обменялись взаимной клятвой верности и заключили договор, что положил начало возрождению арабо-мусульманской государственности, основанной на исламе суннитского толка в интерпретации учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

***

Прошла тысяча лет со времен пророка Мухаммада, призвавшего арабов поклоняться одному Богу и покоряться одному правителю. В XVIII веке другой Мухаммад пошел по тому же пути, хоть и не называл себя пророком – провозгласил возрождение ислама в виде «чистого» единобожия, и эта идея стала стержнем, вокруг которого началось новое объединение арабов, во многом все еще сохранявших родоплеменной уклад жизни.

Последователи ибн Абд аль-Ваххаба называли себя Ахль ат-Таухид (люди единобожия), а в дальнейшем также салафитами243.

Его учение, которое нередко сравнивают с пуританизмом из-за неприятия роскоши (запрет на ношение мужчинами шелковых одеяний и украшений из золота), включало ряд идей, главной из которых был таухид (единобожие), что предполагал отказ, в том числе, от обращения к посредникам между людьми и Богом, – в лице имамов, святых и пророков244.

Новое учение было многим обязано суфиям из Медины, у которых обучался ибн Абд аль-Ваххаб. Однако к суфизму, который зачастую являлся проводником тех самых отвергаемых им нововведений (бида), у основателя ваххабизма выработалось неоднозначное отношение. Так, сын и преемник Мухаммада Абд Аллах писал впоследствии: «Мы не отрицаем путь суфиев и очищение внутреннего „я“ (нафс) от пороков… Однако… мы полагаемся на Всевышнего Аллаха… Нам достаточно Его», – тем самым, намекая на неприятие суфийской практики почитания шейхов и авлия (святых).

Под лозунгом возвращения к истокам религии ибн Абд аль-Ваххаб начал в Аравии движение, сходное с Реформацией245, вместе с тем повелением руководствоваться не комментариями авторитетных правоведов-богословов, а непосредственно текстом Корана и Сунны Пророка ибн Абд аль-Ваххаб привнес в ислам элемент рациональности, что, в целом, соответствовало духу европейского просвещения XVIII века.

***

Между 1744 и 1746 годами ибн Абд аль-Ваххаб продолжал свою проповедь и написал послания эмирам Неджда, призывая их принять его учение. И этому призыву последовали правители ряда городов, присягнувшие на верность ибн Сауду. Однако в 1746 году ситуация резко осложнилась, когда вождь из Эр-Рияда Даххам ибн Даввас напал на город Манфуха, что подчинился Эд-Диръие. Это нападение явилось поводом для начала войны, которая, по словам ибн Абд аль-Ваххаба, носила сугубо оборонительный характер: «Что касается войны, до сегодняшнего дня мы ни с кем не сражались, разве что защищая свои жизни и честь. Они пришли к нам и, не жалея сил, сражались с нами. Мы начали войну против некоторых из них только в отместку… Это они начали объявлять нас неверующими и сражаться с нами»246.

В 1753—54 гг. новообразованный эмират Эд-Диръии столкнулся с первым серьезным вызовом: правители ряда городов, прежде присягнувшие Мухаммаду ибн Сауду, отказались от своей клятвы верности и объединились с его противниками. Мятеж, по-видимому, поднял эмир города Хураймила, которого ибн Абд аль-Ваххаб объявил вероотступником, начав против него священную войну – джихад, что с этого времени (вместо обороны) приобретает характерные черты завоевания247.

Поход против Хураймилы возглавил Абд аль-Азиз, сын Мухаммада ибн Сауда, – с отрядом из тысячи воинов он смог усмирить повстанцев.

Новую угрозу для эмирата Эд-Диръии создали арабы племени аджман, которые в союзе с исмаилитами из Наджрана в октябре 1764 года нанесли поражение саудовцам в битве при Хайре, осадив Эд-Диръию. Город удалось отстоять, создав раскол в стане осаждающих: наджранийцы неожиданно воротились восвояси, заключив перемирие с саудовцами.

Десять лет спустя (1773) Абд аль-Азиз, ставший новым эмиром Эд-Диръии, завоевал Эр-Рияд, а его шейх, бывший главным противником ваххабитов, Даххам ибн Даввас, с большей частью жителей спасся бегством.

Саудовцы вошли в опустевший город.

После падения Эр-Рияда ибн Абд аль-Ваххаб отходит от государственных дел, посвятив себя всецело преподаванию и проповеди своего учения. Абд аль-Азиз, между тем, продолжал завоевания, захватив такие города как Судайр, аль-Хардж и др. На севере был взят Хадиль. В результате к концу 80-х годов XVIII века саудовцы смогли установить контроль над большей частью Неджда.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб умер в июне 1792 года. Его потомки, известные как Аль аш-Шейхи, продолжили начатое им дело, обеспечивая идеологическую поддержку семейству Сауд.

***

В 1788 году при поддержке ибн Абд аль-Ваххаба эмир Абд аль-Азиз добился от знати присяги на верность его старшему сыну Сауду, который еще при жизни своего отца стал его соправителем и главным военачальником, продолжив ранее начатые завоевания, в том числе походы на побережье Персидского залива.

В 1790-х годах после ряда бунтов были покорены богатые оазисы эль-Хасы.

Ведя войны на востоке, эмиры Эд-Диръии старались поддерживать мирные отношения с шерифами248 Мекки, которые правили в Хиджазе (под контролем османов). Однако в 1790 году шериф Халиб ибн Мусаид, возможно, под влиянием турок, опасавшихся усиления саудовцев, напал на Неджд. Этот поход не увенчался успехом, но положил начало длительной вражде между правителями Эд-Диръии и Мекки.

К концу века османы действовали против саудовцев руками своего ставленника в Багдаде Сулеймана-паши, но посланный им отряд в Эль-Хасе был разбит Саудом.

Война в 1799 году закончилась перемирием.

К тому времени французы под командованием Наполеона Бонапарта захватили Египет, – это отвлекло внимание турок от Аравии на несколько лет, чем воспользовались саудовцы, которые в 1802 году разграбили иракскую Кербелу, уничтожив гробницу имама Хусейна, а на следующий год предприняли поход на Мекку. Шериф Халиб бежал в Джидду, а месяц спустя Сауд вошел в священный город мусульман и приказал своим воинам разрушить все мавзолеи святых.

Падение Мекки, защитником которой считались османы, заставило их действовать – в Хиджаз было направлено войско. И ваххабитам, поредевшим из-за болезней, пришлось оставить город.

Осенью 1803 года престарелый и уже отошедший от дел эмир Абд аль-Азиз в мечети столичной крепости Турайф подвергся нападению: живший при дворе дервиш Осман из Мосула, по-видимому, в отместку за разгром Кербелы ударом кинжала убил его.


После гибели отца Сауд ибн Абд аль-Азиз официально взошел на престол, став эмиром Неджда; в последующее время он распространил свое влияние на Хиджаз, захватив священные города Мекку и Медину. Шериф Халиб покорился, сохранив за собой эту должность.

Между тем Саудовское государство настолько расширилось, что стало представлять серьезную угрозу для Османской империи, до сих пор предпочитавшей не вмешиваться в междоусобицы арабских племен. К 1810 году эмиру Эд-Диръии покорилась большая часть Аравии, а правители Маската (Оман) и Йемена платили ему дань. Однако по мере роста военной добычи и накопления богатств был предан забвению один из главных заветов Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба – отказ от роскоши. Простота и умеренность жизни прежних правителей остались в прошлом. Эмир Сауд окружил себя рабами-телохранителями (после покушения на своего отца), он завел огромный гарем – помимо жен у него было множество наложниц; его дворец был богато украшен золотом и жемчугами, а предметом его особой гордости был табун из 600 породистых лошадей.

Обложив покоренное население налогами, саудиды и знать в Эд-Диръие пребывали в роскоши, что привело к разочарованию в ваххабизме простых кочевников и земледельцев. И этим вскоре воспользуется грозный враг, каковым станет Мухаммад Али – вали (наместник) султана в Египте с 1805 года.


Мухаммад Али – албанец по происхождению, военный со времени египетского похода Наполеона, пришел к власти в османском эялете (провинции) в ходе долгой борьбы с мамлюками, в которых он и в дальнейшем видел угрозу для себя. Когда же 1 марта 1811 года в Каирской крепости состоялось мероприятие, связанное с отправлением в Аравию сына египетского паши, он воспользовался удобным случаем, чтобы расправиться со своими противниками. В тот день шестьсот мамлюков попали в засаду и были расстреляны с башен крепости, что привело к угасанию этого традиционного египетского военного сословия, воинов-всадников из бывших невольников249.

В августе того же года начался египетский поход против саудовцев, которым поначалу сопутствовал успех: противник, застигнутый врасплох в горном ущелье у вади Эс-Сафра, был обращен в бегство. Однако год спустя при поддержке местных кочевников войска под командованием сына Мухаммада Али – Тусун-паши взяли Медину, в январе 1813 года – Джидду, а вскоре шериф Халиб сдал Мекку.

Под контролем египтян оказался весь Хиджаз, куда осенью 1813 года прибыл лично Мухаммад Али, сместивший шерифа Халиба. А весной 1814 года умер эмир Сауд, которому наследовал сын Абдаллах, получивший государство, быстро пришедшее в упадок.

Последующие боевые действия велись с переменным успехом; новый эмир был вынужден заключить перемирие и подчиниться османам, что на некоторое время приостановило войну, которая, впрочем, вскоре продолжилась, – под началом наиболее успешного полководца Мухаммада Али – его приемного сына Ибрагима-паши.

Осенью 1816 года Ибрагим-паша начал продвижение вглубь Неджда, стремясь заручиться поддержкой племенных вождей, которые весьма охотно переходили на сторону египтян.

Летом 1817 года был осажден Эр-Расс, город пал в октябре. Абдаллах отступил в Шакру, который был оставлен в начале 1818 года, как и ряд других городов.

К апрелю 1818 года столица эмирата Эд-Диръя осталась последним оплотом саудовцев. Абдаллах и его родня укрылись в крепости Турайф, что возвышалась над оазисом.

Город продержался до сентября, когда эмир Абдаллах пошел на переговоры. Два дня спустя он сдался в плен. И был отправлен в Стамбул, где в декабре 1818 года по приказу султана Махмуда II казнен.

Так, пало первое Саудовское государство со столицей в Эд-Диръии, которую Ибрагим-паша полностью разрушил, сравняв с землей.

***

Внешние условия (как отсутствие ресурсов, так и окружение сильными врагами) не благоприятствовали созданию прочного арабского государства. Тем не менее, саудитам уже несколько лет спустя после нашествия египтян удалось основать новый эмират.

Вскоре после разрушения Эд-Диръии Ибрагим-паша вывел свои войска из Аравии, охваченной хаосом начавшихся междоусобиц, на волне которых поднялся Турки ибн Абдаллах, приходившийся казненному в Стамбуле эмиру двоюродным дядей.

В 1818 году ему удалось избежать расправы, скрывшись в пустыне, в племени бану тамим, а после ухода египтян он поначалу примкнул к назначенному ими правителю Неджда Ибн Муаммару, а потом восстал против него, убив самого эмира и его сына. Ненадолго Турки овладел Эр-Риядом, откуда ему вскоре пришлось бежать из-за подошедшего египетского войска, посланного на усмирение бунта.

Однако новое появление египтян, которые занялись грабежами, возбудило против них население Аравии.

В 1823—24 гг., воспользовавшись народным восстанием, Турки выбил египтян из городов Неджда, а после нескольких месяцев осады взял Эр-Рияд, сделав этот город столицей эмирата саудитов, и, чтобы избежать новой войны, признал себя данником османского султана. Вместе с тем Турки, придя к власти, начал действовать как вполне независимый политик, вторгаясь в земли других арабских племен и прибирая к своим рукам их города и селения. На севере ему подчинился эмират Джебель племени шаммар, где за власть с правящей династией боролось семейство ар-Рашид, на востоке к 1833 году все побережье Персидского залива платило дань Турки.

Последние годы правления первого эмира второго саудовского государства ознаменовались засухой, голодом, а затем еще и эпидемией холеры, от которой весной 1832 года в Мекке умерло 20000 паломников. Перекинувшись в Неджд, болезнь выкосила целые селения, оазисы обезлюдели…

9 мая 1834 года на выходе из мечети Турки ибн Абдаллах был убит, по-видимому, пав жертвой заговора, организованного его родственником по имени Мишари ибн Абдуррахман, который немедленно провозгласил себя правителем, воспользовавшись тем, что сын Турки – Фейсал с войском находился в Бахрейне.

Однако весть о перевороте быстро долетела до Фейсала ибн Турки, который двинулся на Эр-Рияд и уже в ночь на 28 мая вошел в город. Самозваный имам Мишари скрылся за стенами городской крепости, однако среди его людей оказался предатель, который впустил воинов Фейсала.

Мишари был схвачен и казнен по приказу нового эмира.

В 1835 году Фейсал оказал поддержку своему другу Абдалаху из рода Рашид, который с его помощью пришел к власти в Хаиле250. Он попытался продолжить экспансию, начатую отцом. Однако египетский правитель Мухаммад Али увидел в его действиях угрозу и в 1836 году направил в Аравию новую армию под командованием Исмаил-бея, который в мае 1837 года практически без сопротивления вступил в Эр-Рияд, где был посажен эмиром Халид ибн Сауд251.

Фейсал пошел на переговоры с египтянами, и поначалу государство разделили на две части, одна из которых осталась под его контролем. Однако в следующем году в Эр-Рияд пришло подкрепление из Египта: Фейсала пленили и увезли в Каир, где он провел несколько лет.

Египтяне в Аравии продержались недолго, и в марте 1840 года под давлением англичан, захвативших Аден, вывели основную часть войск, что поставило в затруднительное положение египетского ставленника Халида ибн Сауда. Год спустя против него выступил другой саудит по имени Абдаллах ибн Сунайян, который вынудил его бежать из столицы, а потом и вовсе из страны.

Однако новый эмир тоже воцарился на недолгий срок. И был свергнут, когда в 1843 году из египетского плена бежал Фейсал ибн Турки. Ему удалось вернуть себе власть и за годы своего правления (1843—65) во многом возродить саудовское государство, хотя оно и не достигло былого могущества.


Вскоре после смерти Фейсала (декабрь 1865 года) Риядский эмират погряз в междоусобицах, которые привели к ослаблению и упадку государства.

Новым эмиром Неджда стал Абдаллах, старший сын Фейсала. Однако вскоре ему бросил вызов брат Сауд, который получил поддержку от англичан, что контролировали южные регионы Аравии и стремились распространить свое влияние вглубь субконтинента.

Осенью 1870 года Сауд захватил богатую Эль-Хасу. Абдаллах послал против брата войско, которое было разбито; весной 1871 года Сауд захватил Эр-Рияд, но продержался в столице недолго. Абдаллах вернул себе власть при поддержке турок, но вновь был изгнан в марте 1873 года Саудом, который неожиданно умер в январе 1875 года. Однако его смерть не положила конец смуте: власть в Эр-Рияде захватил младший из сыновей эмира Фейсала – Абдуррахман, которому пришлось бороться и с сыновьями Сауда, и с Абдаллахом, но вскоре он был вынужден примириться с братом и отказаться от трона в его пользу.

В результате междоусобиц саудовское государство ослабло и к концу 1870-х годов осуществляло контроль лишь над столицей и ее окрестностями. Между тем к северу от Риядского эмирата росла держава Джебель, где правил Мухаммад аль-Рашид, который начал завоевание земель, ранее принадлежавших саудитам.

Осенью 1887 года в Эр-Рияде началась новая междоусобица между Абдаллахом и его племянниками, которые пленили своего дядю, но тот успел послать гонца в Хаиль, взывая о помощи к аль-Рашиду.

Правитель Хаиля пришел с войском, прогнал сыновей Сауда и пленил братьев Абдаллаха и Абдуррахмана, поставив в Эр-Рияде своего наместника.

Таким образом, второе саудовское государство прекратило свое существование. Однако государство племени шаммар Джебель, чье возвышение связано с правлением эмира Мухаммада, после его смерти в 1897 году быстро пришло в упадок.


Бывший эмир Эр-Рияда Абдуррахман несколько раз поднимал восстания против господства Рашидидов, но его попытки вернуть власть не увенчались успехом. Сын Абдуррахмана Абдул-Азиз в начале XX века оказался удачливее своего отца: в январе 1902 года со второй попытки ему удалось занять Эр-Рияд и основать Третье саудовское государство, которое сразу вступило в войну с эмиратом Джебель-Шаммар.

Помощь эмирату оказали турки, и поначалу правителю Хаиля, которого тоже звали Абдул-Азизом, сопутствовал успех, но затем его войска потерпели ряд поражений, а в 1906 году он погиб в битве при Равдат-Муханне.

Эмир Эр-Рияда Абдул-Азиз ибн Абдуррахман присоединил к своим владениям земли эль-Касима. А к 1912 году он захватил почти весь Неджд. В это же время, видимо, по совету религиозных учителей из рода аль-Шейх он приступил к политике перевода бедуинов на оседлость, – под ваххабитским лозунгом «очищения ислама».


Кочевой образ жизни, что всё еще был широко распространен среди арабов, являлся следствием их мировоззрения, в котором причудливо переплетались идеи ислама и верования, уходящие корнями в языческое прошлое эпохи джахилийи («невежества»). Бедуины были той неуправляемой силой, с которой приходилось считаться даже багдадским халифам. Они кочевали по степям Аравии, контролировали торговые пути и брали дань с паломников, совершающих хадж.

Принудительное поселение кочевников преследовало двоякую цель: 1) поставить их под контроль государства и 2) сформировать из тех, кто привык к грабежам и насилию, дружины, чтобы направить их против врагов саудитов.

Для этого эмир Эр-Рияда провозгласил образование своего рода «рыцарского ордена» ихванов (араб. – братья252) под лозунгом «очищения и объединения ислама». Всем бедуинам Неджда Абдул-Азиз повелел селиться вокруг колодцев и на окраинах оазисов, жить общинами, заниматься земледелием и по первому призыву быть готовыми выступить на войну с «неверными», то есть с врагами эмира.

К 1915 году по всей стране было создано более 200 подобных поселений, включавших не менее 60 000 человек.

***

В июле 1914 года началась Первая мировая война, которая шла, главным образом, в Европе, но боевые действия разворачивались и на Ближнем Востоке. В декабре того же года, после вступления Османской империи в войну на стороне Германии, Великобритания, которая де-факто контролировала Египет с 1882 года, объявила эту страну своим протекторатом253. На следующий день низложенного британцами хедива Аббаса II сменил Хусейн Камиль, принявший титул султана.

Все это было сделано в противовес османам, которые сохраняли контроль над Хиджазом, Сирией, Палестиной и Месопотамией. За эти территории вскоре развернулась ожесточенная борьба.

Шерифом Мекки с 1908 года был Хусейн ибн Али, который стремился к независимости от османов и объединению арабов под своею властью. В 1915 году он наладил контакты с британской администрацией в Египте и вел переписку с Верховным комиссаром Египта Артуром Макмагоном.

Макмагон от имени Великобритании обещал признать Хусейна королем будущего арабского государства, включающего, помимо Аравийского полуострова, также Сирию, Палестину и Ирак254. Такие обещания обнадежили шерифа Мекки, который в июне 1916 года призвал арабов на борьбу с турками. 10 июня при поддержке английских кораблей арабы атаковали порт Джидда на Красном море. Вскоре османский гарнизон капитулировал. К концу сентября был занят ряд городов Хиджаза, в том числе Мекка. Однако Медину повстанцам взять не удалось: до конца войны она оставалась под контролем турок.

2 ноября 1916 года на собрании эмиров Хусейн был провозглашен королем всех арабов. Однако англичане и французы, которые и сами мечтали о захвате территорий плодородного полумесяца (Сирия и Месопотамия), признали его только как короля Хиджаза.

В январе 1917 года принц Фейсал255 при поддержке британского капитана Томаса Лоуренса256 начал поход на север вдоль Красного моря по направлению к порту Ваджх. Однако первыми туда прибыли британские корабли, которые высадили англо-арабский десант. Турки ожидали нападения с юга, но были атакованы с севера. Вскоре гарнизон крепости капитулировал.

Захват Ваджха защитил Мекку, также был создан плацдарм для ведения дальнейших боевых действий, в том числе в июле 1917 года во время взятия Акабы – последнего османского порта на Красном море.

Осенью 1918 года арабские повстанцы сыграли важную роль в подготовке британского наступления в Сирии, уничтожив железнодорожные пути сообщения турецкой армии.

30 сентября арабы и их союзники вступили в Дамаск.

В марте 1920 года Сирийский национальный конгресс объявил о независимом королевстве («Великая Сирия») во главе с Фейсалом ибн Хусейном. Однако в следующем месяце представители стран Антанты собрались на конференции в Сан-Ремо и распределили между собой земли плодородного полумесяца в качестве подмандатных территорий (ст. 22 Версальского договора 1919 года): англичане получили Ирак и Палестину, французам досталась Сирия, включая Ливан.

Франция ввела войска в Сирию; арабы во главе с королем Фейсалом выступили против захватчиков, но были разбиты. Фейсал бежал. Однако вскоре сумел договориться с англичанами и стал королем в Ираке (после того как местное население восстало против колонизаторов). Его брат Абдалла возглавил эмират Трансиордания257, основав местную хашимитскую династию, что правит страной по сей день.

На страницу:
12 из 17