Полная версия
Звездная карта
Александр Кушнер
Звездная карта
© Александр Кушнер, 2022
© «Время», 2022
К читателю
Первая моя книга вышла шестьдесят лет назад, в 1962 году, и называлась она «Первое впечатление». Судьба подарила мне долгую жизнь – и нет ничего удивительного в том, что книга, которую сейчас читатель держит в руках, – двадцать вторая по счету! Удивительно другое: оказывается, и в восемьдесят с лишним лет можно писать стихи, если ты предан им всей душой, если ты любишь поэзию и понимаешь, что, несмотря на все горести и тяготы, беды и печали, жизнь поэтична, потому что в ней есть и любовь, и дружба, и книги, и музыка, и живопись, и сады, и любимый город, и поля с перелесками, и море… всего не перечислишь. И жизнь изо дня в день подсказывает тебе новый лирический сюжет: далеко за ним ходить не надо, он у тебя под рукой – это всё, что я сейчас перечислил и поставил многоточие, потому что перечень неисчерпаем. Но сделаю уточнение к сказанному. Нет, очень часто новый сюжет лежит вовсе не рядом, а приходит издалека, из прошлых веков, из дальних поездок, из собственных воспоминаний… Опять ставлю многоточие, потому что и здесь перечень нескончаем. Иногда кажется, что Россия охладела к стихам, что их заменили ей спорт, техника, эстрада. Но это неверно. На охлаждение публики к поэзии жаловались и Пушкин («Круг поэтов делается все теснее – скоро мы будем принуждены, по недостатку слушателей, читать стихи друг другу на ухо. – И то хорошо». – В письме к П. Вяземскому), и Боратынский, Тютчев, Фет, Некрасов и другие, но русская жизнь непредставима без них, так же как без Блока, Пастернака, Ахматовой, Мандельштама… Надеюсь, что и сегодняшняя поэзия будет нужна и любима.
Пользуясь случаем, хочу принести свою благодарность издательству «Время», которое выпустило уже не одну мою книгу, в том числе «Земное притяжение» (2015), «Над обрывом» (2018), «Осенний театр» (2020).
АвторКому сказать спасибо?
«Поэт, доволен будь: никто тебя не тронет…»
Поэт, доволен будь: никто тебя не тронет,Пиши что хочешь, век в России двадцать первыйК стихам не припадет, не станет на ладониИх взвешивать, они, как заросли люцерныИ клевера, цветут – и ладно, у дороги,А мы пройдем, на них не обратив вниманья.Природе все нужны – и мы не будем строгиК поэтам: говорят, что в этом их призванье.А ты хотел бы стрел, хотел бы молний пылких,Ломающих дубы, тебе беда и драмаНужны, и пуля в лоб, и что-то вроде ссылки,Ты Пушкина судьбу избрал бы, Мандельштама,Опомнись, не себя – побереги РоссиюИ пожалей ее, и прояви смиренье.И травы хороши, и заросли лесные,И кто-нибудь прочтет твое стихотворенье.«Звезды смотрят на нас, как они смотрели…»
Звезды смотрят на нас, как они смотрели,На Катулла, Шекспира и Ариосто.Смотрят так, словно мы им не надоели,То есть очень внимательно и серьезно,Смотрят, словно услышать хотят другие,Угадать бы какие, стихотворенья,И сказать мне им хочется: «Дорогие,Наберитесь терпения и смиренья».Будут, будут стихи, мы уже их пишем,Будет живопись, музыка будет тоже.Голубь тот же сидит на покатой крыше,Дуб клубится, на ваши дубы похожий,Потерпите, отчаиваться не надо,Перемены огромны и неизбежны,Но душа неизменна и блеску радаЗвезд: вы заняты делом и мы прилежны.«А все-таки Данте не в рай поместил…»
А все-таки Данте не в рай поместилГомера, Сократа, Платона, а в первыйКруг ада, где свет им не то что не мил,Но действует все-таки, тусклый, на нервы.И там же Овидий, Катон, Гераклит,Гораций и Цезарь, как это ни странно,За то, что был храбр и коварно убит,Тепло в первом круге, но мглисто, туманно.И вдруг я подумал, что, скукой томим,Скорее всего, из цветущего раяНаш Пушкин просил отпустить его к ним,Блаженству их общество предпочитая.«Можно ли требовать смысла от чуда?..»
Можно ли требовать смысла от чуда?Жизнь – это чудо, и смысла в ней нет.Нет у ноктюрна его, у этюда,Нет у созвездий его и комет.Нет у философа, нет у поэта,Нет у жасмина, а если б он был,Так ли уж важно тебе было б это –Меньше б терзался и больше любил?Слух – это чудо, тем более – зренье,Как вообще появилось оно?Вот тебе лучшее стихотвореньеС Зимним дворцом и Невой заодно.В мире, где край небосвода так розов,Сколько замученных, сколько слепых!Не задавай безнадежных вопросов,Ни у кого нет ответа на них.«Что бы Тютчев сказал, увидав на столе…»
Что бы Тютчев сказал, увидав на столеУ меня свою книгу? При жизни ему,Может быть, что-то смутно такое во мглеПредставлялось, но чаще он видел лишь тьмуИ считал, что стихи его здесь, на земле,Не нужны и на небе, нигде, никому.Сколько нужд у людей неотложных и дел,Вообще непонятно, зачем мы живем.Он и книги свои издавать не хотел.Иногда я мечтаю о мире ином,Где бы Тютчева я, может быть, разглядел.Как бы он удивился, что помнят о нем!«Как живопись порой берет скульптуру…»
Как живопись порой берет скульптуруВ свои объятья, мрамор или гипс,Изобразить стремясь его фактуру,Объем и облик, – здравствуй, Дионис,Молочно-белый, вылепленный краской, –Так стиховая певчая строкаВ объятьях прозы, тронутая лаской,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.