Полная версия
Айкидо как есть
Важное правило – учись оценивать свои слабые и сильные стороны. Сильные стороны делай ещё сильнее, слабые стороны прикрывай, не выставляй напоказ.
Тренировки Айкидо продолжаютсяКогда ты тренируешься годами, тебе не о чем сожалеть, даже если ты не сумел стать чемпионом. Ты все равно стал лучше. Эвандер Холифилд, выдающийся боксер.
Мои занятия Айкидо в зале проходили три раза в неделю по три часа. Этим тренировки не ограничивались, они лишь давали импульс для самостоятельных поисков. Традиционно, тренировка начиналась с мытья полов, вдвоем или втроём мы успевали вымыть школьный спортзал, пока приходили остальные ученики. Никому не хочется заниматься грязной работой, но это позволяет воспитать в себе важные, как мне видится, качества. Если ты относишься к этой обязанности, как к чему то уничижительному, то занятие будет выматывать и расстраивать тебя. Если понять и проникнуться идеей, что это делается, в первую очередь для себя, чтобы ты не оказывался после броска лицом в куче пыли, всё встает на свои места. Тренировка должна начинаться с организации пространства!
В Айкидо меня сразу поразило разнообразие техник, оно не укладывалось в голове и никак не систематизировалось. Первым делом нужно было разобраться в этом многообразии. Многое объяснила книга С.А.Гвоздева «Самозащита от любого нападения, от новичка до черного пояса. Айки-Джитсу. Ловкость черного паука.» [12] выданная мне для прочтения «с возвратом». Фактически, это была первая книга про Айкидо, которую я досконально изучил, а потому она запомнилась и очень дорога мне. Благодаря ей, я выучил японские названия техник, сразу стало понятно, что все техники делились на бросковые и техники удержания. И затем предлагались многочисленные варианты от разных видов атак, захватов и специфических ударов. Все эти же техники повторялись с небольшими видоизменениями, но сохраняли изначальный принцип. Чудесным образом, в процессе написания этой книги, книга С.А.Гвоздева вернулась ко мне в новой редакции 4-го издания, под названием «Айкидо и айки-джитсу»[34].
Важное правило – всегда надо разобраться с терминами и понятиями, это сильно поможет в понимании изучаемого предмета.
Очень большое внимание Сэнсэй уделял понятию «атака», оно складывалось из множества составляющих и несло сакральный смысл, разделялось на этапы намерения и физического воплощения.
Также, Сэнсэй настаивал, что техники в Айкидо не должны калечить вашего напарника – что с моей стороны вызывало молчаливое непонимание: как же так, для чего учить техники которые не калечат? Акцентировал внимание на том, что при выполнении техники не должно происходить столкновения или разрывов с действиями нападающего. Если кто-то заводился и начинал бороться, его останавливали. Техники должны, как бы, продолжать атаку и выполняться плавно без остановки. Много упражнений выполнялось на удержание контакта с оппонентом, когда надо было двигаться и маневрировать, но сохранять дистанцию между проекциями центров тяжести на опоре неизменно – «ходить на тонусе». Свои занятия я никогда не рассматривал с точки зрения скорейшего получения «черного пояса». Самым важным было получение знаний и повышение навыков обороноспособности.
Важное правило – получая знания, искренне отдавайся процессу, не лукавь. Это подкупает и является залогом доверительных отношений между учителем и учеником.
Впервые Сэнсэй предложил мне сдать экзамен на ученическую степень через пять лет тренировок, а первый черный пояс я получил через 8 лет. Экзамен на ученическую степень я сдавал после семинара приезжего Мастера и предложение выйти на экзамен прозвучало для меня совершенно неожиданно. Я ответил «хай» – Да, по-японски, и выдержал испытание.
Для выработки и шлифовки специфических навыков в Айкидо, ударов, напоминающих разрез мечом, а также для повышения атлетизма, мне нужен был «боккэн». Я много читал и видел, как мастера Айкидо используют деревянную копию меча в своих тренировках. Боккэн(яп. 木剣) по весу и балансировке напоминает японский меч катана(яп. 刀). Достать его было негде, и тогда мой приятель выточил его из дубового бруска. Отныне все лесные пробежки проходили с мечом. Несколько раз он мне даже пригодился, для отражения нападений бродячих собак. Также я использовал его для субури (яп. 素振, буквально «манера держать себя») – многократного повторения базовых упражнений. Каждый день повторяя субури около 300 раз, руки обретали нужный хват, траекторию, а тело – нужные кондиции.
Если мое прилежание в обучении подкупало Сэнсея, то поведение было не на высоте. Я болтал на тренировках, не соглашался с мнением более опытных, спорил. Когда его терпение заканчивалось я бывал наказан – выполнял укрепляющие упражнения, вместо высококоординационных техник в паре. Сейчас, когда я веду тренировки в детских группах, это воспоминание помогает мне относиться к ученикам терпимее.
Ещё одним важным аспектом были укеми (яп. 受身 «защита во время броска», «страховки»). Укеми являются краеугольным камнем в Айкидо. Помимо физической составляющей они имеют и глубокое философское значение. Для того чтобы качественно изучать техники Айкидо необходимо, чтобы твой напарник хорошо владел страховками. При выполнении мощных бросков тело соперника порой пролетает несколько метров. Чем выше уровень владения страховками, тем с более продвинутыми айкидоками можно тренироваться. Мои самостоятельные тренировки включали многократное повторение укеми на разных поверхностях: бетон, галька, лед и пр. Укеми позволяет тренироваться без инструктора. Жесткая поверхность дает тебе обратную связь о неточностях движения в виде синяков и ссадин. Постепенно, количество укеми доходило до сотни раз, а тело запоминало правильный ход. Могу без ложной скромности сказать, что на протяжении нескольких лет был уке у Сэнсэя. На мне показывали техники в зале и приходилось выполнять много изощренных страховок – укеми. Подробнее об укеми я расскажу в последней главе книги. Оно, без ложной скромности, является важной частью стратегии Боевых Искусство, отвечающей за выживание и «неубиваемость» себя любимого.
Драка с двумя противникамиОн просто привык давать сдачи. Конечно, по своей подозрительности – заранее. Юрий Никитин «Трое и боги»
Однажды вечером, я, под руку с прекрасной девушкой, возвращался домой. Золотая осень заканчивалась и начиналось мокрое унылое межсезонье, характерное для южного Урала, да и всей России. Подходя к дому, я увидел, что двое крупных парней окружили моего приятеля. Настроены они были агрессивно, размахивали руками, что-то говорили, я не расслышал. Его девушка находилась поблизости и, заметив меня, подбежала.
Я не мог не помочь. После короткой перепалки завязалась драка. Мой товарищ стоял ошеломленный и бездействовал. Убедившись, что один из нападавших упал, я развернулся и переключился на второго. Это была моя большая ошибка, оставлять кого-то за спиной.
Важное правило – двигаться в драке надо так, чтобы никто не оставался позади тебя.
Со вторым быстро справиться не получилось, он схватил меня за плечи куртки, и началась возня. В это время сзади кто-то ударил меня под колено, резкая боль заставила упасть, но падая я бросил противника через себя. Как на тренировке, я соединил колени и быстро развернувшись, вскочил на ноги. Дорогие джинсы, естественно, порвались. Быстрый разворот спас меня от следующей серии ударов. Очутившись лицом к лицу, мы обменялись ударами и мне повезло больше.
Забрав товарища и дам, ждавших в стороне, мы ретировались. Почти сразу в дверь к нам забарабанили и зазвонили. Оказалось, что парни соседи и у них вечеринка. С толпой разгоряченных людей разборки продолжались полночи, но до открытых столкновений больше не дошло. Так, пока дрались, познакомились с соседями.
Самостоятельные тренировкиЗнающим я назвать себя не смею. Я был ищущим и все еще остаюсь им, но ищу я уже не на звездах и не в книгах, я начинаю слышать то, чему учит меня шумящая во мне кровь. Герман Гессе. "Демиан"
На тренировках Айкидо в зале партнеры обычно достаточно дружелюбно хватают друг друга за запястье или наносят вертикальный удар ребром ладони. Для более продвинутых учеников устраивали похожую работу, но уже против двух и трех нападающих. Подобная практика, хоть и была более быстрой и непрерывной, но тоже проходила в дружеской манере.
В уличных же драках всё случалось иначе. Нападение происходило стремительно: один-два удара и добивание лежачего. Чаще нападали с численным перевесом. Побеждал, как правило, тот, кто бил первым. Выполнить растянутую, амплитудную и многошаговую технику Айкидо в классическом тренировочном виде, было невозможно. Но ситуаций, когда меня сначала хватали, а потом начинали бить, практически не случалось.
Занятия Айкидо дали иное представление о работе с дистанцией и, как следствие, о самом рисунке схватки. Отработка базовых перемещений дает возможность молниеносного входа-атаки и последующего маневра на безопасном расстоянии. На тренировках выполнение техники начиналось на расстоянии вытянутых рук или пересечения кончиков деревянных мечей. В тот момент, когда кто-то входит в воображаемый круг с тобой в центре (далее я более подробно коснусь темы «зоны контроля») активные действия должны уже начинаться. Ждать момент захвата или конечную фазу удара – очень самонадеянно. Запомните это! Именно в этот момент Айкидо из разряда пассивных техник самозащиты переходит в активные действия по спасению собственной жизни.
Первым делом, нужно было понять и вычленить уникальный арсенал ударной техники Айкидо и качественно ее наработать. Например, при нанесении секущих ударов в твердые поверхности эффекта мало, из-за отсутствия знания как правильно бить, чтобы не травмировать кисти. Необходимо было укрепить ударные поверхности и провести полевые испытания.
Спортсмены боевых направлений часто знакомы и я знал, где проводятся разные встречи, наподобие «бойцовского клуба», только без всякого флера таинственности. Каждый мог придти и подраться с каждым. Кто-то следил за временем, остальные – чтобы не было ненужных травм. Когда узнавали, что я занимаюсь только Айкидо, интерес к драке со мной возрастал.
В схватках непременно происходит обмен ударами и существует большая вероятность оказаться покалеченным. Именно с обучения ударам О-сэнсэй (яп. 大先生 – Великий Учитель) начинает процесс обучения: «Независимо от того, что может произойти, нужно быть готовым принять на себя 99% атаки противника и посмотреть смерти в лицо, чтобы осветить Путь» [8, с. 51]
Важно понимать, как Ваше тело и разум будут вести себя при попадании прямого удара. В некоторых единоборствах в дружеских спаррингах я столкнулся с такой вещью, что человек перестал защищаться и несколько моих ударов принял лбом. На мое явное удивление, он ответил: «это для того, чтобы понимать ложные удары и правильно реагировать на сильные удары, только так можно от них защититься». Также встречал описание подобного навыка в книгах, это называлось «пассивной защитой». Тело знает, как себя защитить, если не будет при этом сковано ужасом перед ударами. Моим экспериментам не было конца, они были слишком садистские и кровавые для описания в книге, но они были необходимы. Порой лицо переливалось всеми стадиями гематомы от фиолетового до желтого. Я никому не рекомендую подставлять своё лицо и тело под удары, но именно это научило меня не бояться пропустить удар.
Драка в спальном районеЕсли бы в кафе привинчивали стулья, ничего бы не случилось.
Тогда я снимал небольшую квартирку в спальном районе. Мебель осталась из 80-х, хозяин отказался расставаться с раритетами, и это условие было прописано в договоре аренды. Обучение в университете закончилось, я работал в единственной, на тот момент в городе, софтверной компании. Мы занимались разработкой программного обеспечения, точнее созданием крупной автоматизированной информационной системы. Это было моей мечтой с 9-го класса, когда сидя за притормаживающими «Корветами» с двухцветным мониторами, я пытался постигать основы программирования и что-то кодить. Тренировки мои продолжались вечером и работе не мешали.
Однажды ко мне в гости приехали двое земляков. Это были «добры молодцы» – греко-римские борцы. На их фоне, я со своим ростом 178 сантиметров, смотрелся как мелкое недоразумение, но именно это меня и спасло позже. Мы осмотрели город днем, а вернувшись, стали делиться секретами, как мне тогда наивно казалось, Боевых Искусств. Кстати, им было что показать. Здесь, на деревянном полу, среди мебельного хлама прошлого века, они ловко швыряли меня прогибом, показывали «ваньку-встаньку» и т.д. Моих страховок едва хватало. Однако, я тоже продемонстрировал некоторые хитрости и болевые приемы. Уже тогда я понял: борцы, включая самбистов и дзюдоистов, совершенно не знакомы с этим разделом в стойке, несмотря на то, что это очень эффективная и «работающая» техника.
С одним из ребят мы решили пройтись по вечернему, уже сильно осеннему городу и подышать воздухом. На углу заметили не очень приятную сцену: парень хватал и чего-то непристойно показывал девушке. Недавний адреналин и свежий воздух не дали пройти мимо. Парня мы угомонили, но он обещал вернуться, а девушку проводили до дома. Возвращаясь, встретили уже целую компанию из 5 человек. Разговора не получилось, и он позвал нас «отойти», видимо там была более дружеская атмосфера, решили мы.
Дальше события разворачивались стремительно. Мы беседовали, как неожиданно появилось ещё двое с битами. Один сразу зарядил моему товарищу битой по голове и не успел я сообразить что произошло, как он вскочил и просто убежал. Ситуация накалилась. Ребята начали по очереди подбегать и наносить удары, остальные крутились рядом. Что мне оставалось, как не аккуратно снять пальто и выкручиваться. Они пытались меня бить, хватать, валить на землю. Сбежать без пальто я не мог, оно было мне дорого. И через какое-то время возня утихла, кто-то помешал или нападающие устали. Я преувеличенно спокойно, по киношному, забрал пальто и направился было домой.
Завернув за угол, я удивился звукам возобновившейся драки. Возвращаться не хотелось совсем, что-то подсказывало, что во второй раз всё может закончиться не так радужно. Руки потели, дыхание сбилось, сердцебиение участилось. Но я вернулся и не зря! Толпой, с битами и просто так молотили моего товарища. Он не падал, я автоматически отметил эту странность, а стоял, согнувшись и прикрывал голову руками. Взревев аки бык, я резво двинулся к ним. Ребята ошалели от моей дерзости, остановились.
Аккуратно окликнул товарища и предложил нам ретироваться. Он дернулся, защищаясь от моей руки, опомнился со словами: «а это ты» и мы направились домой. Товарищ мой выглядел жалко: разбито лицо, рваная рана нижней губы, во время удара битой зубы пробили её насквозь, разорванная одежда… Вполне допускаю, что кому-то эта история покажется неправдоподобной, но свидетели ещё живы и если захотят, отзовутся.
Драк было множество. Карту города можно было увешать флажками боевых столкновений. Также, не стоит полагать, что все драки были успешными. Едва ли наберется половина, когда я уходил с меньшим ущербом, чем противник. Множества драк можно было избежать, но ставя перед собой определенные задачи или просто из-за скверного характера, я нарочно нарывался. Для меня важно было понять, как это возможно соединить агрессию, кровь, увечья и Боевое Искусство. Можно ли было сделать так, чтобы драка была искусством, как деятельность, направленная на созидание, а не на разрушение? И я продолжал экспериментировать. Кстати, на месте наших баталий недавно начали строить храм, интересное совпадение, не правда ли?
Айкидо это очень личноеЯ искренне надеюсь, что каждый занимающийся Айкидо создаст свой собственный путь – медленно и правильно, шаг за шагом – посредством тщательной практики. Додзё Киссёмару Уэсиба , второй досю Айкикай Хомбу [6]
Имея стаж занятий Айкидо около пяти лет, я накопил некоторые разногласия с методами преподавания Айкидо моим Учителем. И однажды я сказал ему об этом.
Важное правило – критикуя что-то, предлагай своё!
В ответ он предложил мне открыть свой зал, набрать учеников, и с ними опробовать то, что я считал важным. Что я и сделал.
Так наступил новый этап моих самостоятельных поисков и апробаций имеющегося опыта в новых экспериментальных условиях. Мне предстояло столкнуться с организационными сложностями, многое узнать о человеческой подлости, когда прикрываясь благими намерениями, люди пытаются потопить тебя и получить конкурентную выгоду. Сам того не понимая, уже тогда я стал для некоторых «костью в горле». Этот период моей жизни совпал с началом обучения Айкидо у японского Мастера Фуджимото Йоджи. Вот уж поистине очередное подтверждение мудрости: «Учитель приходит тогда, когда ученик готов». Нельзя сказать, что я специально искал Учителя. Мало того, с недоверием отнесся к учению Мастера, но продолжал усердно посещать его семинары, конспектировал материалы. А позже, в кругу единомышленников, всё это многократно повторялось и изучалось до следующего семинара. Мастер впоследствии оценил мои старания и подтвердил знания в Айкидо вручением сертификата об успешном прохождении экзамена на черный мастерский пояс.
Я, безусловно, не являюсь примером для подражания, но меня греет мысль, что несмотря ни на что, со своим главным Учителем Айкидо, я до сих пор поддерживаю близкие и искренние отношения понимания и дружбы. У каждого свой Путь и своё понимание Айкидо, но мы часто советуемся и поддерживаем друг друга.
Важное правило – не стесняйся быть благодарным. Как утверждал римский философ Сенека: «благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу».
В самом начале моих занятий Айкидо, получив минимальные базовые знания, мне хотелось со всем Миром поделиться этим прекрасным искусством. Но, чем больше я рассказывал, тем большее непонимание вызывал у окружающих. Кто-то был склонен называть это сектой, кто-то не понимал для чего столько времени уделять тренировкам, когда есть другие интересные занятия. Постепенно мне стало понятно, что Айкидо это очень личное и почти интимное. Оно меняет представления человека о себе и о мире, изнутри, через упорные тренировки. Изменения могут быть весьма болезненными. От каких-то качеств человек не хочет избавляться, хотя не всегда они полезны, но приросли как вторая кожа.
Например, одно из таких качеств – быть жертвой, неосознанно, из детства. Есть даже такая междисциплинарная область как «виктимология». Она исследует причины и процесс становления кого-то жертвой преступления. Эта предрасположенность или свойство человека, при определенных обстоятельствах стать жертвой преступного деяния называется виктимностью. Уровень виктимности, конечно бывает разный, но он есть у всех. Наблюдая обычную жизнь, мне не понятно на что надеется неподготовленный человек в случае критической ситуации? На авось, на правосудие, на оружие, на старшего брата или на Господа Бога? Мне сразу хотелось бы исключить моральные и правовые стороны виктимности. Не склонен я обвинять жертву или переносить на нее часть вины за преступление. Меня, как исследователя, интересует вопрос в контексте Боевых Искусств: как сделать так, чтобы человек, потратив некоторое время на изучение Айкидо, мог повысить свой личный уровень безопасности? А потенциальный агрессор, тоже имеющий некоторый уровень виктимности, видя практикующего Айкидо, отказался бы от своих намерений перевести конфликт в активную стадию.
Когда Основателя Айкидо Морихэя Уэсибо спрашивали о том, как при помощи навыков Айкидо победить, он отвечал:
– Мы не противопоставляем себя атакующему. То есть, в Айкидо нет противника. Победа в Айкидо это «масакацу, агацу и кацу хаяби». И далее пояснял: «масакацу» означает «правильная победа» и «агацу» означает «побеждать в соответствии с божественной миссией, ниспосланной тебе». «Кацухаяби» означает «состояние молниеносной победы». [2]
О-сэнсэй предлагает Путь абсолютного самосовершенствования, в котором устранено понятие врага. А методом является достижение состояния единства тела и духа посредством аскетических тренировок. Сама идея Айкидо предполагает ориентированность занятий на личностное развитие и ставит во главу угла неповторимость, уникальность каждого человека, а потому – бессмысленность достижения превосходства над окружающими»[4, c.40]
Другими словами, практика Айкидо направлена на совершенствование себя и повышение уровня обороноспособности, что не исключает взаимодействия с другими людьми, помощь им, когда это действительно необходимо, не забывая, при этом, истинную цель – движение по однажды выбранному Пути Айкидо.
Сейчас уже более десяти лет Айкидо является моей профессией. Я инструктор клуба «Мусуби» в городе Уфа. Веду занятия для детей и взрослых, 5 дней в неделю, три раза в день. Это более 60 часов в неделю. В выходные провожу индивидуальные тренировки, посещаю семинары Мастеров, ведь учиться никогда не поздно.
И меня всегда очень умиляет, когда человек занимаясь 3 раза в неделю вечером по полтора часа, смело берется рассуждать в социальных сетях или на моем YouTube-канале о правильности, логичности, эффективности в Айкидо. Не проделав даже малой доли моей работы на протяжении десятка лет, невозможно понять всю глубину и неисчерпаемость Айкидо. Занятия Айкидо до сих пор не перестали меня вдохновлять!
Важное правило – прилагай сегодня больше усилий, сделай чуток больше чем вчера и так день за днем, год за годом. Всё достигается упражнениями.
В Айкидо инструктор это всегда «играющий тренер». Часто мне приходится ассистировать своим ученикам, выступать в качестве Уке – на ком выполняется техника. Особенно на индивидуальных тренировках, где ученик один на один с инструктором, как в старые времена обучения Боевым Искусствам. И в общих группах важно чтобы идею понял каждый присутствующий, приходится выкладываться по полной. Похоже, мало шансов у меня превратиться в три «С» – стол, стул, свисток.
Если Вы всю жизнь следуете за кем-то, вряд ли станете собой. В определенный период повторение необходимо для обучения, но затем необходимо искать свой Путь. После смерти Фуджимото-сэнсэя, который был вектором моего развития в Айкидо, я прислушался к его старинному совету – «всегда надо возвращаться к базовым вещам». Самые базовые вещи в Айкидо – то, что вложил в это понятие Основатель Морихэй Уэсиба. Именно доскональное изучение его наследия, а оно не малое: в книгах, видео, воспоминаниях очевидцев, является приоритетом для меня.
Я никогда не ставил своей целью модернизацию Айкидо. Напротив, моими установками является улучшение себя, повышение эффективности Айкидо в условиях улицы. Когда двигаясь именно в базовых, заложенных Основателем принципах, возможно решать задачи, возникающие при физической конфронтации. Именно к этому идеалу, по моему убеждению, стремился О-сэнсэй.
Но драка непременно является искусством, совершенству в котором, возможно, стоит посвятить всю жизнь!
Важные правила в одном местеСоберем сюда все важные правила, которые я вынес на основании личного опыта. В дальнейшем разговор пойдет о других вещах и важных правил больше не будет.
Тебе должно нравиться то, что ты делаешь, ты должен этого желать!
Тренируйся больше других, чтобы быть лучше!
Тренировки должны быть непрерывными и регулярными!
Ищи тот вид деятельности, к которому у тебя природная предрасположенность!
Не нужно знать тысячу ударов, достаточно тысячи раз повторять один.
Твои технические действия должны лежать в одной двигательной системе и дополнять друг друга, а не собираться из разных стилей.
Мир не справедлив и чем раньше это поймешь, тем лучше для тебя. Драки неизбежны, свои идеалы надо защищать, желательно эффективно.
В Боевых Искусствах действует закон – чем хуже, тем лучше!
Ничего само не произойдет, пока ты сам не встанешь и не сделаешь первый шаг. Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага.
Если уж начал что-то делать, делай это хорошо и желательно лучше других, а иначе не стоит и пробовать.
Никто не может покушать на Вашу личную свободу. А в Боевых Искусствах нет термина «отступить», есть – «отложить наказание».
Учись оценивать свои слабые и сильные стороны. Сильные стороны делай ещё сильнее, слабые стороны прикрывай, не выставляй напоказ.
Всегда надо разобраться с терминами и понятиями, это очень поможет в понимании изучаемого предмета.
Получая знания, искренне отдавайся процессу, не лукавь. Это подкупает и является залогом доверительных отношений между учителем и учеником.
Двигаться в драке надо так, чтобы никто не оставался за спиной.
Критикуя что-то, предлагай своё!
Не стесняйся быть благодарным. Как говорил римский философ Сенека – благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу.
Прилагай сегодня больше усилий, сделай чуток больше чем вчера и так день за днем, год за годом. Всё достигается упражнениями.