Полная версия
Русские Древности
Чуточку поведаем читателю о весьма непростой, поистине фантастической жизни язычников, ведь мы так мало знаем об их повседневной жизни, о загадочном их поведении…
Примеров же такого сказочного «жития-бытия» языческих героев в «Повести временных лет» предостаточно. Взять хотя бы одно из них: «Когда же они шли, остановились на ночлег; и когда наступила полночь, встал Боняк (вождь половцев), отъехал от воинов и стал выть по волчьи, и волк ответил воем на вой его, и завыло множество волков». Боняк – перевертыш-колдун – просил их о помощи. «А на следующий день угры-венгры были разбиты». «Яко погибло ихъ 40 тысящъ»! Таких языческих чудес в летописи немало (вспомним хотя бы предсказание волхва в «Песне о вещем Олеге», изгнание комаров и скорпионов Аполонием Тианским и т.д.). Реалистичный Н. Карамзин, весьма нелестно отзывающийся о подобных сомнительных «чудесах», тем не менее оценивает «действа» Боняка как «искусного гадателя будущего». И в самом деле, волхвы-гадатели, подобные Боняку, в молодости «шалили», т.е. употребляли «дар божий», данный им свыше либо переданный по наследству, на войну, битву, сражение, доживая же до старости и «остепеняясь» (снова «степь»), более обращались к небу, космосу, «к знамениям божьим», радея за свой народ и племя. Но и «знамения божьи» бывали разными. Вот как пишет об этом Нестор: «Того же мъсяца въ 7 день знаменье в солнци: огородилося бяше солнце в три дугы, и быша другыя дугы хребты к собъ. … знаменья бо бывають ова на зло, ова ли на добро».
К слову сказать, другое «знаменье божье» – затмение солнца в мае 1185 года, в аккурат перед началом Игорева похода в степи половецкие, – тем не менее не отвернуло морды коней назад, к дому. Видимо, страсть молодецкая повоевать, «показакувать», пограбить «вежи половецкие» оказалась сильнее «знамения божьего». «Молодо-зелено», – вздохнут степенно старцы седовласые и будут неправы, ибо волков бояться – в степь не ходить.
Весьма любопытно, что в том неравном бою (у угров было 100 тысяч, а в войске Давида и Боняка в сто раз меньше) победила смекалка и знание местности. Но тем не менее слова летописца: «… и тако множицею убивая, сбита ъ в мячъ. … яко се соколъ сбиваетъ галицъ», – до сих пор остаются неразгаданными. «Сбить в мяч» – возможно, в шар, возможно, в кучу-малу, может быть, у угров паника царила невообразимая. Слово «множица», в данном случае переведенное как «множество», встречается и в других летописях неоднократно. Возможно, это воинская удача, везение, удаль, своеобразный «кураж», а возможно, что-либо новое в воинской технике и тактике.
В другой летописи, со слов В.Н. Татищева, волки ночью перегрызли тетиву у луков, а затем, напав на насмерть перепуганных лошадей, сбили их в кучу, кусая за ноги, тем самым лишив неприятеля способности к сражению. Также и здесь – бежали угры сломя голову в реки Сану и Вагру, «спихаху другъ друга», а воины Боняка и Давида гнали и секли их два дня. Каково!? И погибла у венгров почти половина войска. Заодно были убиты многие «боляре», бояре угрские, и полковой епископ Купан.
Спустя 6 лет правители Восточной Римской империи, в течение 40 лет изнемогающие от набегов печенегов, обратились за помощью к Боняку. В битве при Лебурне (1091 г.) половецкие ханы Боняк и Тугоркан разгромили печенежское войско и тем самым спасли Византию от гибели. Кстати, и славяне в своих братоубийственных войнах неоднократно прибегали к услугам более сильных и воинственных половцев либо варягов. Такие вот воинские подвиги творили степняки, обладавшие поистине нечеловеческими, колдовскими способностями.
Читатель, поразмыслив о чудесах Боняка и ему подобных, скажет: «Эк, куда хватил Нестор-летописец? Сказки все это, ложь, выдумка!» Ан нет, не спешите с выводами. Посмотрим на эту проблему с другой стороны, с южной, то бишь, с арабской либо византийской. Уже в VI веке нашей эры и ранее византийский писатель XIV века Никифор Григора упоминает русского князя, служившего при дворе императора Константина в начале IV века. Сириец Псевдо-Захарий пишет о народе «рос», обитавшем в Северном Причерноморье, живущем по соседству с амазонками. Он их называет «песьеголовыми». Ученые мужи считают это выдумкой и фантазией сирийца. На самом же деле, волки Боняка, князь-оборотень, Волхв-Всеславович, «песьеголовые» псевдо-Захария – лица из одной и той же оперы. Это люди-оборотни, обладающие даром перевоплощения, даром волхвования, могущие превращаться во что угодно, парализующие волю противника. «дикие, свирепые народы». Следы их мы наблюдаем в Вертинских анналах («annus» – по латыни – «год»), составленных в аббатстве св. Бертина на севере Франции, придворным капелланом Пруденцием в 814 году. Пруденций наблюдал делегацию народа «рос», путь которых пролегал по «землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.