Полная версия
Тэн Шин Айкидо
Ключевые динамические мышцы:
За выпрямление атакующей ноги отвечают четырёхглавые мышцы. За выпрямление большого пальца ноги – длинная мышца – разгибатель второго пальца и длинная мышца-разгибатель большого пальца ноги. За движение опорной ноги – икроножные мышцы.
Ключевые статические мышцы:
Прямая мышца живота, икроножные и четырёхглавые мышцы, мышца-напрягатель широкой фасции.
Основные кинетические цепи:
Ягодичная, поворота бедра, выпрямления ноги.
2. Удар «нижний ковш»Это медленный, сильный удар, ориентированный на самозащиту. Он используется преимущественно для поражения ног в области коленного сустава и голени, а также паха (рис. 17).
Рис. 17. Удар «нижний ковш»
Необычность этого удара состоит в том, что он может наноситься большим пальцем ноги, подушечкой ступни, её боковым ребром или пяткой, в зависимости от того, какова цель. Нестандартное наружное движение ноги и поворот бёдер делают этот прием более медленным, чем большинство других ударов ногой. Из-за небольшого числа ситуаций, в которых применяется данная атака скорость ее обычно не является существенным фактором. Мощность при выполнении этого удара создаётся за счёт напряжения и вкладывания всей массы верхней половины тела. Точность обуславливается нанесением короткого сильного удара по ноге противника, причём лучше всего сделать это в тот момент, когда на неё перенесён вес его тела. Увеличить вероятность вложения массы тела в удар ногой можно при помощи захвата соперника руками и притягивания его к себе в тот момент, когда выполняется прием.
Ключевые динамические мышцы
За наклон ноги отвечают подколенные сухожилия и портняжная мышца. За выпрямление ноги – четырёхглавые мышцы и средняя ягодичная. За поворот тела – косые мышцы.
Ключевые статические мышцы:
Прямая мышца живота, четырёхглавые мышцы, подколенные сухожилия, икроножные и большая ягодичная мышца.
Основные кинетические цепи:
Поворота бёдер, плеч, выпрямления ноги.
3. Удар коленомУдар коленом один из самых мощных ударов ногами, основанный на коротком резком движении, где главную роль играет сила, а не скорость и точность. Этому приему обучают в целях самообороны. Локализация точек поражения противника варьируется от лица до бёдер, удар может наноситься в пах или центральную часть корпуса (рис. 18).
Комбинация быстроты движения рук, сбивающих соперника с ног, ускорения поднятого атакующего колена и его грамотного движения необходимы для выполнения успешного удара.
Некоторые ключевые факторы создания мощности:
Выпрямление бедра. Чем длиннее линия, по которой в верхнем направлении движется колено, тем более сильным будет удар.
Напряженность тела. Во время поднятия колена вы должны совершить движение корпусом вперёд по направлению к поражаемой цели посредством выпрямления бедра поддерживающей ноги.
Расстояние до цели.
Движение рук и плеч. Приближение поражаемой цели к себе руками придаёт удару дополнительную скорость и представляет особую важность в том случае, если оппонент выше и массивнее вас. Техника выполнения удара коленом часто является более важной, чем точка, в которую он нацелен.
Рис. 18. Техника выполнения удара коленом, где: а) тренировка удара по лапам; б) нанесение удара в поединке
Ключевые динамические мышцы:
За поднятие колена отвечают мышцы-сгибатели бедра и мышцы голени. За напря-женность тела – большая ягодичная мышца и мышцы голени. За поворот плеч – дельтовидные мышцы, большая мышца спины, мышцы живота.
Ключевые статические мышцы:
Мышцы груди, бицепс, брахиалис, трицепс.
Основные кинетические цепи:
Ягодичная, выпрямления ноги (опорная нога), поворота бёдер и плеч.
3. Детали техники
3.1. Техника болевых приёмов на пальцы Юби-дори (юби-пальцы, дори – захват)
Пальцы – одна из наиболее слабых частей тела человека, и поэтому они очень удобны для применения болевых приёмов с целью эффективного контроля противника при минимальном риске серьёзной травмы. Независимо от того, какой тип замка используется, «внутрь снаружи» или «наружу снизу», наиболее эффективный контроль обычно даёт захват двух пальцев соперника. Один палец легко ломается, фиксация трёх даёт меньшую степень контроля, особенно, когда ваш противник имеет опыт в области боевых искусств, а если захватить четыре пальца, то соперник способен оказать серьёзное сопротивление.
Варианты применения Юби-дори:
А) Первый. Вы стоите лицом к противнику, который протягивает к вам руку. Взяв её, захватите большой палец. Зажмите его в руке и надавите на него. Сдвигая свои руки вправо, сломайте большой палец соперника, ударив по нему левой рукой. Затем поверните свою правую руку в обрат-ном направлении, выводя противника из равновесия и проводя бросок (рис. 19).
Рис. 19. Первый вариант применения Юби-дори
Б) Второй вариант. Захватите указа-тельный, средний и безымянный пальцы противника. Затем, сделав шаг вперёд, разверните его кисть по часовой стрелке до положения, когда ладонь будет повёрнута к вам. Далее вы можете заставить соперника встать на цыпочки и, усиливая давление, провести бросок (рис. 20).
Рис. 20. Второй вариант применения Юби-дори
В) Третий вариант. Захватите пальцы противника сверху левой рукой. Поворачивая ее, сделайте небольшой шаг вперёд. Правой рукой нажмите на кисть снаружи внутрь. И у вас получится мощный замок запястья противника (рис. 21).
Двумя руками захватите кисть противника за пальцы – ука-зательный вместе с большим, безымянный – с мизинцем. Раз-водя захваченные пальцы в стороны и вниз, вы получите контроль над соперником.
Рис. 21. Третий вариант применения Юби-дори
3.2. «Уке нагаши»
1. После сбива ударной руки проводим Ирими-наге плечом (рис. 22), либо кладя основание ладони на подбородок, а пальцы – на лицо.
Рис. 22. Бросок Ирими-наге после применения защиты Уке нагаши
2. После сбива и захвата ударной руки наступаем на стопу. Наносим Уракен и проводим Ирими-наге.
3. После сбива и захвата ударной руки наступаем на стопу. Наносим Уракен и проводим Кокю-хо (рис. 23).
Рис. 23. Кокю-хо
Рис. 24. Замок локтевого сустава
4. После сбива и захвата ударной руки наступаем на стопу. Наносим Уракен и берем руку в замок приёмом Уде-киме-наге (рис. 24).
5. После сбива и захвата удар-ной руки наступаем на стопу. Наносим Уракен и проводим Коте-гаеши (рис. 25).
6. Защищаясь от серии из двух ударов, находящейся впереди рукой проводим поочерёдный сбив. Затем, шагая за противника, проводим Ирими-наге.
Рис. 25. Котегаеши
7. Защищаясь от захвата, сбиваем руку и проводим Юби-дори (рис. 26).
Рис. 26. Юби-дори
8. Защищаясь от захвата, сбиваем руку и проводим Юби-дори на большой палец, а после выполняем Санкё (рис. 27).
9. Защищаясь от захвата, сбиваем руку, проводим Санкё, затем, заломив кисть, делаем бросок (рис. 28).
Рис. 27. Санкё
Рис. 28. Бросок после проведения Санкё
10. Сбиваем захват и наносим удар ногой под колено (рис. 29).
Рис. 29. Нижний ковш в комбинации с Юби-дори
11. После сбива ударной руки проводим удар в горло ребром ладони (рис. 30).
Рис. 30. Нейтрализация атаки посредством удара ребром ладони (шуто)
12. После сбива ударной руки (или захвата) заходим за спину противника и берём шею захватом кисти на контроль:
• болевой на основание носа;
• болевой на уровне глаз (рис. 31);
Рис. 31. Нейтрализация атаки посредством разъёма кисти (хайто)
• болевой контроль челюсти (рис. 32);
Рис. 32. Контроль челюсти предплечьем
• большим и указательным пальцами воз-действуем на болевые точки лица в области челюсти (улыбка);
• берём на удушающий через бедро (не более 10–12 сек) (рис. 33).
Рис. 33. Контроль шеи предплечьем
3.3. «Подставка»
1. Из Хидари-камаэ делаем подставку правой рукой от удара правой руки противника. Одновременно левой рукой хватаем его запястье. Не выпрямляя свою руку, делаем Тэнкан, накручивая соперника на предплечье и выводя его из равновесия. На встречном ходу про-водим Ирими-наге кистью руки в горло.
2. Как и при предыдущей обработке, проводим Котэгаеши (рис. 34).
Рис. 34. Котегаеши
3.4. Блок от удара ногой – Маэ-гери (рис. 35)
После блока выполняем подхват ударной ноги. Затем проводим подсечку под опорную ногу (рис. 36), либо удар в колено опорной ноги противника.
Также после блока можно применить Ирими-наге или Котегаеши.
Рис. 35. Техника защиты от удара Маэ-гери-блок правой ногой
Рис. 36. Подсечка под опорную ногу
3.5. Блок передней рукой навстречу удару-ирими (прорезание ребром ладони локтевого сустава)
Выполняя такой блок одной рукой, другой нужно контролировать центральную линию атаки. После блока сразу применяется Ирими-наге кистью в горло (рис. 37, 38).
Рис. 37. а) Встречный блок прорезанием находящейся впереди рукой; б) Удар (силовое давление) в горло (хайто)
Рис. 38. Блокировка прорезанием находящейся впереди рукой с выполнением Ирими-наге в горло
3.6. Освобождение от захвата двумя руками за отворот (Рё-муне-дори)
Выполняется блокировка локтей, выкручивание шеи за челюсть, Ирими-наге в горло (рис. 39).
Рис. 39. Освобождение от захвата Рё-муне-дори двумя руками, где: а) захват Муне-дори; б) нейтрализация захвата за локоть со скручиванием шеи; в) после нейтрализации захвата бросок Ирими-наге в горло
Освобождаясь от никё (рис. 40), выполняем перевод кисти противника в Юби-дори.
Рис. 40. Никё
3.7. Освобождение от захвата двумя руками сзади (Уширо-рётэ-дори)
Для этого выполняем Кокю-хо с последующим контролем шеи (рис. 41).
Рис. 41. Кокю-хо от захвата Уширо-рёте-дори, где: а) захват Уширо-рёте-дори; б) Кокю-хо
3.8. Защита от Лау-кик подставкой стопы в область колена
(рис. 42)
Рис. 42. Подставка стопы (нижний ковш) от удара Лау-кик, где: а) удар Лау-кик; б) подставка стопы (нижний ковш)
3.9. Защита от атаки противника в ноги
Двумя ладонями выполняем встречное движение (блок-удар) в область лба (глаз) (рис. 43).
Рис. 43. Нейтрализация прохода в ноги блокировкой ладонями в лоб (в глаза)
3.10. Варианты атак и защиты от них
От Коса-дори:
Нике – Котегаеши; Шихо-наге; Ирими-наге; Замок на локоть (уде-киме); Санке-обратный Уде-гарами.
От Ката-дори:
Уде-киме-наге; Юби-дори – Санке – обратный Уде-гарами + Куби-шиме.
От Дзедан-цки:
Укенагаши + наступить на стопу: Ирими-наге; Котегаеши; Кай-тен-наге; Куби-шиме.
Двойной Цки (двойной укенагаши: передней рукой – разными руками) – Кокю-хо.
От Мае-гери:
Укенагаши-подхват + подсечка; Кокю-хо.
От Мае-гери+Цки:
Укенагаши от Мае-гери и укенагаши от Цки – Ирими-наге.
3.11. Рандори (вольная схватка с одним или несколькими нападающими)
В Айкидо рандори считают лучшим способом тренировки для мастеров. Ведь вольная схватка почти во всех деталях воспроизводит реальные ситуации самозащиты, когда тори приходится эффективно и гибко реагировать на действия одного или сразу нескольких, иногда даже вооруженных, уке. В рандори, для которой характерна непредсказуемость, уке и тори могут свободно комбинировать любые атакующие либо оборонительные приёмы. Вольная схватка является не только вершиной тренировочного процесса, но и высшим проявлением мастерства в Айкидо. Рандори следует включать в тренировки лишь тогда, когда обороняющийся настолько уверенно владеет приёмами и принципами боевого искусства, что готов применять их против нападающих целесообразно и на интуитивном уровне.
В учебном варианте используют атаку – Рио-ката-дори. Уке также должны обладать хорошей реакцией и уверенно владеть искусством свободного падения (укеми). Настоящим мастером в Айкидо считается тот, кто на все непредсказуемые ситуации вольной схватки реагирует спонтанно, но верно и эффективно. Тори сможет успешно нейтрализовать нападение уке только в том случае, если будет действовать в решающий момент интуитивно, используя соответствующую задаче обороны технику и согласно тому или иному дополняющему принципу Ирими или Тэнкан.
Чтобы тори достойно справился с целями вольной схватки, необходимо обладать следующими качествами: умением приспосабливаться к постоянно меняющимся ситуациям боя; навыком вовремя распознавать момент, определяющий успех всей схватки; способностью умело использовать плавное сочетание сил. Ловко совмещая размеренные по времени уклоняющиеся действия с направляющими техническими приёмами, обороняющийся может активно влиять на координацию, ритм и целенаправленность отдельных атак, а в итоге нейтрализовать физическое единство нападающих. Тори в ходе тренировочного процесса должен добиться совершенной и слаженной взаимосвязи всех элементов обороны. Он обязан научиться нарушать существующую гармоничную связь между атакующими, ускоряя либо замедляя свои действия и пытаясь управлять, находясь на собственной линии обороны, действиями партнёров, с той целью, чтобы мысленно подготовиться к проведению следующего приёма. Ему необходимо уметь программировать атаки противников своими перемещениями, отключать, подавлять или сдерживать негативные эмоции нападаю-щих, ограничивая или сковывая их действия. В ходе тренировки тори нужно опробовать и научиться эффективно применять внутреннюю силу (ки).
Может показаться странным, но стратегическая результативность любой атаки уменьшается соразмерно увеличению числа уке, поскольку они будут мешать один другому и до некоторой степени нейтрализовывать друг друга. Наиболее трудная для управления атака, и, следовательно, самый эффективный тип множественного нападения тот, при котором четверо уке противостоят одному тори. Такая атака даёт каждому из нападающих достаточно места для того, чтобы маневрировать и осуществлять свои задачи. Она нейтрализуется с помощью вращающих приёмов в рамках определённой сферы действия (рис. 44).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.