bannerbanner
Творческая личность (фрагмент)
Творческая личность (фрагмент)

Полная версия

Творческая личность (фрагмент)

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Вам не нужно будет чрезмерно напрягаться, чтобы сформулировать те или иные отдельные мысли о том или ином жизненно важном вопросе. Что, собственно, категорически не исключает возможности проявления и вашего собственного творческого подхода в подаче потомкам классических ценностей жизни по всем выше перечисленным основным параметрам бытия. Не говоря уже о том, что данная книга – это лишь краткое освещение важных моментов человеческой личности. И, скорее всего, потребуется более подробное и более основательно их рассмотрения для более полноценного усвоения.

Каждое слово, написанное в этой книге, прошло тридцатилетнюю проверку психологического наставничества автора по отношению к пятнадцати тысячам в интенсивном режиме и ещё к тринадцати тысячам в умеренно интенсивном режиме. Все мысли прошли жесточайший естественный отбор. Ибо, понятно, что изначально у автора было много иллюзий и заблуждений о том, кто есть на самом деле его психологические подопечные, многие друзья и знакомые, и о том, что они знают, понимают, умеют. Но жизнь и профессиональная практика очень чётко и жестоко, бесстрастно и безжалостно расставила точки над «и». И буквально заставила автора, помимо его воли и желания, прийти к строго конкретным выводам. Которые прошли тоже жесточайшую проверку временем. Не говоря уже о знакомстве с трудами классиков психологии и философии, художественной литературы, теологов и мудрецов, изучения биографий более пятисот аристократов ума и души. В некоторой степени информация была получена и в ходе анализа процесса самовоспитания автора.

Собственные методики психологического наставничества позволили автору внести достаточно существенные коррективы в структуру личности своих воспитанников. Имеющих возраст в диапазоне от двадцати до пятидесяти лет. Период работы с каждым из воспитанников был от одного до пятнадцати лет. И путь этот не был усыпан, условно говоря, розами. Скорее, он был полон сложностей и проблем, шероховатостей и недоразумений. Ибо, в нашей стране пока что нет, не то что большой, но даже и самой малой моды на психологическое наставничество. Не говоря уже о методиках психологической скульптуры, разработанных автором. Хотя, безусловно, автор не может претендовать на особую уникальность и эксклюзивность своих методик. Ибо, возможно, что в том или ином виде они уже существовали и до автора этих строк. Просто автору не представилась возможность познакомиться познакомиться с этими трудами.

Конечно, далеко не всегда результаты психологического наставничества были гигантскими. В первую очередь, в силу относительной кратковременности осуществления наставничества. Ибо, заведомо понятно, что то, что можно сделать за десять лет, будет существенно больше, чем то, что будет достигнуто за один год. И потом: мощная лень ума и души воспитанников, не говоря уже о не менее мощном негативном консерватизме, очень сильно обесценивали многие усилия наставника. Как, собственно, и низкий уровень конструктивности отношения воспитанников к себе и к своей жизни. Не говоря уже о низком уровне общей созидательности, гармоничности, мудрости, самодостаточности, творческого мышления, интуиции и проницательности. И еще многих десятков других достоинств и добродетелей. В частности, добросовестности человека в важнейших жизненных процессах и явлениях. Даже самые символические преобразования в личности человека требуют и от наставника, и от воспитанника громадного количества усилий ума, души и духа. Не говоря уже о каких-то фундаментальных метаморфозах.

Один из классиков сказал, что «когда врач борется с болезнью вместе с больным, то есть шанс на успех. А если врач борется одновременно и с болезнью, и с больным, то шансы на успех во много раз меньше». Аналогичная ситуация и в психологическом наставничестве. Которое, безусловно, в каждом конкретном случае, в той или иной степени, связано с чисто духовным наставничеством. Без которого абсолютно все психологические преобразования и достижения будут предельно неустойчивыми и символическими по своей величине.

Собственно, достаточно вспомнить святых оптинских старцев, чтобы понять высочайший уровень сложности духовной работы с воспитанниками. Даже их уровня духовной просветленности, прозорливости и мудрости было не всегда достаточно для даже начальных преобразований в том или ином конкретном человеке. Хотя, конечно, было достаточно мощное сочувствие к тем, кто максимально старался. Но были и те, кого, в силу их сознательной (а не только подсознательной) деструктивности и дисгармоничности отношения к себе, к жизни, к потенциальному наставнику, просто-напросто прогоняли. И прогоняли или на отдельный период времени определенной величины (иногда очень существенной) или вообще навсегда. Подобные моменты имели место и применительно к послушникам монастыря. Которые отличались особенно высоким уровнем лживости и лицемерия, духовной и психологической деструктивности, доходящей до самой откровенной и концентрированной мерзостности. Конечно, особо злокачественные личности просто-напросто не брали в послушники. Ибо, они не могли нести достойного послушания даже в самой минимальной степени. Безусловно, в каждом человеке есть свой индивидуальный комплект недостатков. Но, понятно, что десять недостатков и сто – это не только количественная разница, но и качественная и поэтому в одних случаях степень перспективности духовной работы будет максимальной, а в других – близкой к нулю.

Автор, по своему твердому убеждению, должен высказать свое искреннее сочувствие читателю по поводу относительности величины его психологической и духовной эрудиции. В нашей стране, по большому счету, никогда не было принято основательно заниматься изучением психологии и философии. Во-первых, потому как правительству нашей страны никогда не было выгодно, чтобы основная масса населения была, на самом деле, психологически и духовно образована. Именно поэтому только после отмены диктата коммунистической партии стали печатать классиков психологии и философии. Да и классиков художественной литературы. Правда тиражи психологических и философских трудов были самыми символическими даже по меркам одной лишь Москвы или Питера. В другие города такого рода литература почти вообще не попала. Коммерческим фирмам не выгодно распространять элитарную литературу. Их интересует только большая и быстрая прибыль со второсортной и третьесортной литературы. Доступной для восприятия абсолютно всех. Даже очень глупых и очень примитивных людей.

Кроме этого, никто, нигде, никогда не учит тому, что чтение публицистики и научно-популярной литературы по психологии и философии – это дело не только очень интересное, но и полезное. И не только теоретически, но и практически. Не говоря уже о трудах классиков психологии и философии. Которых читает лишь очень узкая группа лиц. Отдельных самоучек-энтузиастов, ощущающих мощную подсознательную потребность не только просто в новой информации, а в принципиально новой, более сложной и более концентрированной.

В СССР правильным считалось только то, что полностью соответствовало идее марксизма-ленинизма. Все, что хотя бы на пять процентов не соответствовало, категорически отвергалось. Как полная нелепица и ересь. Конечно, и в марксизме есть ряд положительных идей. Преимущественно второстепенного характера. А вот те многочисленные искажения и извращения классических идей психологии и философии человеческого бытия, что там присутствуют применительно к большому числу вопросов фундаментального характера, к сожалению, практически полностью обесценивают это положительное зерно. Так сказать, разумную часть. И это, как минимум. А как максимум, создают столь мощные логические деформации в сознании приверженцев и последователей марксизма-ленинизма, что, выражаясь медицинским языком, создают неоперабельную ситуацию. И не только применительно к тому или иному отдельному человеку, но и к широчайшим слоям населения. И всего общества в целом и всего государства. Если смотреть более бесстрастно.

В СССР и СНГ не было, нет и еще долго не будет должной школы психологии. Да и философии тоже. Поэтому даже дипломированные специалисты по специальности «психология» или «философия», в подавляющем большинстве случаев, – это, по большому счету, пародия на истинного знатока этих дисциплин. Отдельные энтузиасты, очень и очень редкие в общей массе, к сожалению, не делают большой погоды в обществе в целом. Принципиально неадекватное отношение к ним со стороны общества и государства не позволяет им развить должный уровень интеллектуальной активности по эффективному просвещению основной массы населения в области психологии и философии. Отдельные попытки, в большинстве случаев, делаются столь неуклюже, что изначально обречены на неудачу. Не говоря уже о том, что девяносто девять процентов коммерческих издательств ориентированы на развлекательную литературу, не требующую особых умственных усилий для своего освоения.

Большинство работ советских психологов и философов написано таким тяжелым наукообразным языком, что отбивает желание читать литературу по психологии и философии буквально напрочь. Причем, на всю оставшуюся жизнь. Но, даже применительно к классикам, нет совершенно никаких конкретных и подробных рекомендаций по их изучению даже для интеллектуалов высокого уровня. Каждый идет путем проб и ошибок в одиноком самостоятельном режиме. Что в большинстве случаев, как минимум, очень сложно. А как максимум, принципиально невозможно. И проблема тут в том, что интеллектуальная, психологическая и духовная интуиция даже в самых символических количествах – это удел особо избранных. А на высоком уровне присутствует лишь у одного человека из миллиона.

Есть и чисто практические проблемы. Для того, чтобы написать хорошую и толковую популярную статью, необходим, как минимум, журналистский талант, который присутствует у двух-трёх человек из ста. А для написания большой книги нужен уже определенный писательский талант, который встречается еще в сто раз реже. Чисто теоретически можно предложить сотрудничество специалиста с талантливым журналистом. Но в нашей стране такого рода практика пока не принята. Ибо, у журналистов, даже посредственного уровня творческих способностей, такие большие финансовые запросы, что удовлетворить их не может ни один профессиональный психолог или философ. А журналисты-энтузиасты в нашей стране пока что не появились. И не известно, когда появятся.

Да и творческое мышление встречается только у пяти процентов людей. Не говоря уже о том, что большинство толстых журналов, мягко говоря, относится весьма своеобразно к статьям на психологически и философские темы. Так как практически девяносто пять процентов статей, которые приходят в редакции, оставляют желать лучшего. По большому счету. Большая сложность заключается еще и в том, что подавляющее большинство людей, основательно занимающихся фундаментальными вопросами психологии или философии, как правило, не имеют большого и тесного соприкосновения с реальной жизнью, с большими массами людей. А, как известно, «теория без практики мертва». Фрейд и Юнг работали с большим числом людей.

Собственно, классики – это редчайшее исключение из правил. И даже более того: особенно больших успехов достигают даже среди классиков (не говоря уже обо всех прочих) только те, кто умел эффективно и органично сочетать в своей аналитической работе и психологический, и философский подход. Примерно в равной степени, без сознательного и целенаправленного разделения и отчуждения этих двух областей человеческого знания друг от друга. Дополнительную виртуозность получали те, кто к этим двум областям добавлял еще и психиатрический аспект.

Хотелось бы, чтобы читатель четко и однозначно понимал следующий момент: автор ни в коем случае не собирается навязывать свое мнение читателю в каких-либо вопросах. И главных, и второстепенных. У читателя остается свобода выбора. Как и у любого другого человека. Чему, собственно, посвящен отдельный раздел этой книги. Данная книга, как и некоторые другие книги автора, – это лишь первый этап на пути преобразования личности читателя. Он, безусловно, важный. Но далеко не самый главный. Главный – это проведение реальной практической работы над собой тем, кто действительно желает стать лучше и совершеннее.

У каждого читателя свой индивидуальный набор достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И то, что может легко и быстро даваться одному, другому может даваться гораздо сложнее и тяжелее. Хотя, по большому счету, работа над собой – это всегда очень сложный труд. Это лишь преобразование величиной в один – два процента может быть достигнуто быстро. Но, когда речь идет уже о десяти-двадцати процентах, то тогда от любого человека потребуется очень большое количество усилий ума и души, духа и тела. Причем, на протяжении всей оставшейся жизни. Психологические и духовные правила и законы жизни придуманы (правильнее сказать – сформулированы) много тысяч лет назад. Изобретать велосипед нет совершенно никакой необходимости. Но постижение мудрости жизни даже на один процент (не единственный, а лишь очередной) – это вполне достойное занятие для любого человека. Что подтверждается опытом общения автора с пятьюдесятью тысячами различных людей на протяжении тридцати лет.

Это громадное число людей. И выводы о них могут иметь не только чисто теоретическую научную ценность, но и реальную и существенную практическую ценность. Не говоря уже о значительном уровне достоверности и истинности. Ибо, среди этой группы людей максимально разнообразно представлены все возрастные группы, все профессиональные и социальные прослойки общества, весь диапазон (от минимального до максимального) ведущих достоинств и добродетелей в своих количественных и качественных параметрах. В частности: уровень конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, гармоничности и мудрости, интеллекта и одаренности гармоничности и мудрости, интеллекта и одаренности, одухотворённости и степени сложности личности.

Автор не создавал и не изобретал истин. Он просто делился со своими клиентами и пациентами, а также их родственниками тем, что получил от принципиально более умных и мудрых. В ходе своей профессиональной деятельности. И получалось вполне определенная закономерность, подтвержденная тысячекратно самой жизнью. Что в тех отдельных вопросах, когда люди существенно прислушивались, решение жизненных задач шло наиболее оптимальным образом. А вот там, где люди сознательно и целенаправленно пренебрегали мнением автора, в подавляющем большинстве случаев они создавали себе много новых проблем. Причем не только существенно больше по величине, но и гораздо сложнее и изощреннее. С массой различных (по сути, и форме) последствий и осложнений. Методология психологического и духовного анализа вечна и универсальна. И на ее постижение уходят не просто годы. А десятилетия. В лучшем случае. Преимущество автора состоит только в том, что Высшие силы так или иначе помогли ему познать определенные азы этой методологии.

Портрет

Это произведение Гоголя произвело на меня очень сильное впечатление. Первоначально мною двигало банальное любопытство относительно того, почему именно это произведение литературы произвело одно из самых сильных впечатлений на одного из известных деятелей нашей современной культуры. При этом я отдавал себе отчет в том, что собираюсь прочитать повесть классика русской литературы. Но, прочитав буквально первые пятьдесят страниц, я практически кожей ощутил неординарность и тонкость ума автора. Я получил вполне объективное подтверждение тому, что читаю классика. Но уже после прочтения повести я понял, что это не просто классик русской литературы, а классик уже мировой литературы. И даже более того: это особенный классик даже среди себе подобных. Ибо, кроме особенно тонкой и душевной организации автора четко прослеживается и его удивительное знание психологии человека, в ее сложности и противоречивости, насыщенности и многогранности, несоизмеримой глубине и ширине, в ее своеобразной и местами специфической связи человеческого сознания и подсознания. Но что вызывает особенное душевное потрясение читателя – это духовный стержень автора, его знание, понимание и принятие основных духовных законов человеческого бытия вообще.

Что определяет вполне конкретный и яркий философский стиль мышления Гоголя. Он, как кажется на первый взгляд, очень легко и непринужденно оперирует в своем повествовании глобальными философскими категориями. И вдруг отчетливо понимаешь то, что он действительно многое из философии человеческого бытия продумал, прочувствовал, пропустил через свою индивидуальную личностную и человеческую призму. Он осознал и интуитивно ощутил, проник в особые глубины знания Вселенной, куда есть доступ только особо избранным. Но избранным не человеческим обществом, а Высшими силами Вселенной. Он получил доступ к информационному полю Вселенной. В результате чего ему открылись многие сокровенные знания Бытия. И Гоголь понял этот момент своей избранности. Он осознал тот факт, что избран быть посланником Высших сил для человечества. Чтобы на доступном для людей языке донести ясно и понятно хотя бы некоторые вечные истины. Чтобы укрепить человеческий дух, сделать его более гармоничным и практически полезным. Сделать его более эффективным в служении законам Бытия, вечным и универсальным законом Вселенной. Причем, как каждого отдельного человека, так и человечества в целом.

Вдохновленность Высшими силами помогла Гоголю внести в свои произведения несколько слоев по степени сложности интеллектуальной, психологической, философской и эстетической, нравственной и духовной. В результате чего практически каждый читатель его произведений получил для себя вполне конкретный элемент знаний и впечатлений, достаточно удобоваримый для его личностного уровня, для специфики его душевной организации, для уровня его одухотворенности. Начиная от самых минимальных величин и заканчивая самыми большими. Конечно, высокий интеллект имеет возможность (но не обязательно ею пользуется регулярно и основательно) получить из классического произведения гораздо больше информации, чем низкий. А человек с тонкой душевной организацией сможет ощутить и понять гораздо больше оттенков и полутонов авторской мысли и чувства, логики и воображения, полета души и духа. Безусловно, что для читателя с творческим мышлением, с привычкой глубоко и многогранно анализировать все явления человеческого бытия, Гоголь открывает бескрайние просторы размышлений, сопереживания и сострадания, особой радости «воодушевления от настройки в резонанс мыслям и чувствам автора Гоголь помогает читателю повысить уровень гармонии своей личности, ощутить особую ценность этого параметра.

Ощутить мощную и неистощимую потребность в стремлении к Гармонии ума, души и духа. И даже только за это человечество должно быть вечно ему благодарным. При этом ощущая во много раз большую благодарность Высшим силам Вселенной, пославшим на Землю такого титана мысли, чувства и духа.

Гоголь буквально заставляет читателя если не понять, то хотя бы почувствовать то, что силы Добра и зла – это не сказочная аллегория, а естественная и закономерная особенность Бытия. И законы Бытия действуют везде и всегда не зависимо от того, знает человек о них или нет, понимает он их или нет, учитывает он их в своей жизни или нет. И в законах Бытия человек видит волю высших сил, чье могущество соизмеримо разве что с бесконечными просторами Вселенной. В том время как отдельный человек и даже человечество Земли – это всего лишь мельчайшая песчинка среди просторов в миллиарды световых лет. Поэтому пренебрегать законами Бытия – это не просто неразумно и некрасиво, а предельно проблематично и драматично. Это ужасно опасно по своим последствиям и осложнениям, не говоря уже о полном уничтожении человека в особо тяжелых и злокачественных случаях.

Своей повестью «Портрет» Гоголь призывает читателя к постоянной бдительности к себе, к своим мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, полетам фантазии и воображения, принципам и убеждениям, взглядам и представлениям о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Гоголь учит нас максимально критично относится к своим достоинствам и недостаткам, адекватно оценивать то, для чего они даны человеку – не для самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и пренебрежительности к тем, кто их лишен, а для служения Гармонии Вселенной до последнего своего вдоха. Это тяжелая, но почетная обязанность. Если не сказать, что обширный комплекс обязанностей перед самим собой, перед обществом, перед человечеством, перед Высшими силами Вселенной.

Нежелание знать, понимать и учитывать законы Бытия всегда приводит человека к многочисленным проблемам и неприятностям. И незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Гоголь помогает читателю через сопереживание героям его произведения постигать сложные философские истины. Он заставляет человека серьезно задуматься о смысле человеческого бытия, о правильном отношении к себе и своей жизни, о своем месте на Земле и во Вселенной. О важности и ценности этого места, не зависимо от того, каким считает его официальное общество. Ибо, служение Гармонии не бывает пустым и бессмысленным. Оно всегда было, есть и будет важным и ценным, независимо от мнения окружающих.

Гоголь отдельно подчеркивает особую роль в служении Гармонии талантливого человека. Даже частичные и косвенные небрежности в поведении таланта оборачиваются для него неприятностями особо крупного размера и степени драматичности. Талантливый человек обязан развивать свой талант до конца своей жизни. Но не менее важно при этом развивать нравственно и духовно свою личность, заботиться не только о своем уме, но и о душе и о духе. Ибо только то остается ценным для человечества, что имеет в себе элемент сознательной и целенаправленной одухотворенности. Не произвольной и хаотичной, сумасбродной и импульсивной, а осознанной и прочувствованной, жестко связанной с законами Бытия, непрерывно укрепляемой, развивающейся и гармонизирующейся. И это обязательно в режиме автономности. В этом процессе могут успешно участвовать и другие люди. И в этом нет ничего зазорного и ущербного. Ибо, естественно то, что разные люди находятся на различных уровнях умственного, психологического и духовного развития. Одни на более высоких, а другие – на менее. И опыт впереди идущих весьма полезен тем, кто идет следом. Ибо, ничто не ново под луной. Другой вопрос в том, что то, что легко и непринужденно дается одному, может быть абсолютно недоступным для другого. Поэтому у каждого свой путь к Гармонии. Но каждый должен четко и ясно понимать то, что это единственно правильный пусть в жизни.

Часть1

Благодарность таланта Высшим силам

Безусловно, каждый человек должен быть благодарен Высшим силам за то, что они дали ему очередную возможность получить воплощение в человеческом образе для интенсивного и всестороннего развития человеческой души, итоговое предназначение которой – это выполнение задач повышенной степени сложности в соответствии с верой Высших сил. Талантливый человек должен испытывать непрерывную и пожизненную благодарность за то, что ему дали возможность развить и воплотить особые таланты, данные ему как аванс Высшими силами. Но благодарность Высшим силам заключается не только в регулярном славословии им, но и в достаточно достойном образе жизни и предельно содержательном и продуктивном творчестве, в искреннем стремлении повысить уровень гармонии своей личности, развить свои творческие способности в максимальной степени, в том, чтобы быть постоянно в наибольшей степени достойным своей миссии посланника Высших сил.

Талантливый человек старается смотреть с философской точки зрения на все проблемы и неприятности, неудачи и поражения, утраты и разочарования, на медленную (таковой она выглядит с индивидуально-субъективной точки зрения) эволюцию своей личности и своих творческих способностей. Все имеет своей смысл, который часто скрыт от человека, по крайней мере в период их возникновения. А годы или десятилетия спустя завеса тайны может несколько приоткрыться и даст возможность хотя бы отчасти приобщиться к глобальным замыслам Высших сил относительно человеческой души не только в рамках конкретного воплощения, а, быть может, и целой серии воплощений (что, правда, случается очень редко).

Благодарность Высшим силам может проявляться в искренней благодарности тем людям, которые в той или иной степени помогают талантливому человеку обрести себя, развить себя и свои способности до определенного, достаточно значительного уровня (но не более, чем в соответствии с волей Высших сил относительно конкретного воплощения того или иного человека). Достаточно адекватным должно быть и отношение таланта к своим житейским или творческим недоброжелателям. Смысл возникновения проблемных ситуаций в жизни человека заключается в сознательном и целенаправленном поиске возможных путей решения новых проблем, более тонких и более сложных, более многогранных (а, может быть, и более многослойных). Более оригинальных, предполагающих более значительный творческий подход к восприятию действительности, к анализу полученной информации, к формулировке итоговых выводов и поиске наиболее эффективных путей реализации этих выводов. Возможно, что даже на этапе осмысления действительности талантливому человеку понадобится узнать мнение определенного круга людей (не говоря уже о других перечисленных этапах постижения жизни). Потом выбрать среди различных мнений наиболее правильные и полезные (тут может оказаться полезной интуиция человека). И именно их в последствии учесть в своей практической жизни. Любые неудачи – это реальный мотив работать над собой более интенсивно, более многогранно, более творчески, более самокритично. А это уже импульс к более эффективному выполнению своей миссии.

На страницу:
2 из 3