bannerbanner
Судьбы местного значения
Судьбы местного значения

Полная версия

Судьбы местного значения

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

– Гражданин капитан госбезопасности, а меня куда теперь?

Горянников взглянул на понуро сидевшего бойца.

– Не гражданин, а товарищ, – поправил он. – Ну-ка, расскажи еще раз с самого начала…

По рассказу бойца, его отделение следовало в полк на бортовом ГАЗ-АА, когда налетели штурмовики. «Юнкерсы» появились внезапно и сразу зашли на дорогу. Полуторку накрыло первой же бомбой, прямо под борт. Лапину повезло несколько раз подряд. Взрывом его отбросило к лесу. Проломив кусты, он влетел в бурелом, за малым не насадившись на сухие сучья. Пришел в себя ненадолго, был еще день. Ничего разглядеть не смог, в глазах все плыло, кружилась голова и тошнило. Сквозь гул в ушах слышались выстрелы. Отключился. Сознание вернулось уже в сумерках.

Первым делом ощупал себя. Ран, кроме саднящих царапин, не нашел. Если головную боль не считать. Винтовки нет, ремень сорвало. Гимнастерка практически в клочья. Потрогал голову – болит, а пилотки нет. Жаль, там иголка с нитками были.

Пополз к дороге. Долго полз, удивляясь – так далеко его отбросило. Из-за головной боли и гула в голове не сразу увидел, что по дороге идут машины и танки. Немецкие. И опять повезло – не заметили его. Вернулся в лес, отошел поглубже, наломал еловых лап для ночевки, лег и сразу уснул…

Два дня Лапин шел вдоль дорог. Живот сводило от голода. Раз наткнулся на труп красноармейца. Правая рука его была в бинтах и, похоже, бедолага умер от ранения, недавно, так как пахло не сильно. Зато имелся ранец. Правда, в нем было небогато. Из провизии – три кусочка сахара и четвертинка хлеба. И ничего, что черствый.

Из снаряжения котелок и саперная лопатка. Нож. А оружия не было. На ремне подсумки отсутствовали. Документов никаких не нашлось, только затертая фотокарточка, на которой счастливо улыбался карапуз в распашонке. Пацан…

Бросать тело он не стал. Выкопал неглубокую могилу и похоронил, накрыв голову своим рваньем. Чужие штаны и гимнастерка подошли как свои. Ботинки с обмотками в могилу положил, малы оказались…

На немца Лапин натолкнулся неожиданно. Пока пробирался вдоль ручья, заметил постройки и свернул к ним, в надежде разжиться провизией. Или поесть, если не прогонят. От усталости и голода голова совсем не соображала, поэтому поперся прямо по натоптанной тропе и натолкнулся на немца. Тот шел к ручью, чуть разведя руки. С них капала кровь, и на форме были кровавые пятна.

Оба на миг оторопели.

Немец открыл рот, но крикнуть не успел – Лапин зарядил в бубен саперкой. Как она в руках оказалась – сам не понял. Немец упал. Лапин почему-то первым делом обхлопал карманы – расческа, платок, документы, какая-то железка на бечеве. Сунул все в карман и принялся расстегивать ремень. Послышались голоса, причем голоса приближались. Тут Лапина начало трясти и пальцы перестали слушаться – кобуру никак не расстегнуть. Поняв, что достать оружие уже не успеет, он кинулся по тропинке. Позади закричали, хлопнуло несколько выстрелов, что прибавило прыти. Трехметровый ручей перепорхнул влет. Скакал через сушняк, как олень. Немцы не отставали, порой пули свистели буквально у головы, а стреляли по нему часто…

Лапин рухнул в жижу, затем, еле перебирая конечностями, дополз до кочки и повис на ней. И понял – всё, больше сил нет. Верст пять по лесу и болоту. Так он не бегал никогда. Видели бы его забег товарищи, особенно Савушкин, что физзачеты принимал. Сразу бы «отлично» поставил. Теперь зачет принимали немцы. Вот подойдут и зачтут…

Щебетали птицы. Ветерок шумел листвой осин. Немцы на зачет запаздывали…

– Как фронт перешел?

Лапин пожал плечами.

– Я все по болотам шлепал. Немцы-то в болото побоялись сунуться. Слегу срезал и шел по трясине. На наших случайно вышел. Сначала запах учуял, гороховым супом пахло, так по нему и шел, как собака. Потом голоса – матом кого-то крыли, – усмехнулся боец, – и я понял, что дошел.

Похожую историю Горянников уже слышал. И подумалось, что услышит еще не раз.

Что делать с этим Лапиным – ясно. Не так чтобы он сильно прояснил по зондеркоманде, но и это результат.

– Подтвердить твою историю некому, и проверить трудно, но… – капитан постучал пальцем по планшетке, в которую убрал жетон и документы немца, – вот эти документы говорят в твою пользу. Поэтому пойдешь на фильтр, потом на формирование.

Лицо Лапина разгладилось, глаза заблестели.

– Спасибо, товарищ капитан госбезопасности!

– Все, боец, иди, – отмахнулся тот.

Только вышел Лапин, в кабинет вернулся Котов.

– Ну как, поговорил?

– Поговорил, – кивнул Горянников, – он очень помог, так что пусть воевать идет. А после таких приключений злее бить врага будет. Ты вот что, Витя, – если столкнешься с информацией, как у Лапина, пусть даже на уровне слухов, то фиксируй и сообщай по нашей линии сразу. На имя товарища Андрея…

В дверь настойчиво постучали. Заглянул ординарец.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Александр Николаевич Бакулев (1890–1967) – советский учёный-хирург, академик АН СССР. С 1926 года— на кафедре хирургии 2-го Московского медицинского института.

2

По поручению Л. П. Берии, Судоплатов зондировал через посла Болгарии условия прекращения военных действий для «дезинформации противника и выигрыша времени для мобилизации ресурсов».

3

Лаврентий Фомич Цанава – комиссар госбезопасности третьего ранга, нарком внутренних дел БССР.

4

– Что скажем Леману?

– Так и скажем – ушел. Какой смысл за этим «Иваном» бежать?

– Смысла нет.

5

Брайтенбах? Или Вилли Леман – сотрудник гестапо, гауптштурмфюрер СС и криминальный инспектор. Тайный агент советской разведки с 1929 года.

6

Du schwein! Stinkendes schwein! – Ты свинья! Вонючая свинья! (нем.)

7

Шрапнель – шутливое название перловой каши.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6