bannerbanner
Клуб 28
Клуб 28

Полная версия

Клуб 28

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Важная тема песен Виктора Цоя, которая появилась в «Начальнике Камчатки» – военная тема, отразившаяся в песнях «Генерал», «Танкисты». В третьем альбоме эта тема прописана схематично, в общих чертах, однако пройдёт несколько лет, и тема войны предстанет в новой вариации.

Осенью 1985 года группа «Кино» выпустила свой четвёртый студийный альбом «Это не любовь». В сборнике, отличающимся бодрым звучанием, всё ещё сильно влияние «новых романтиков». Легкие и звонкие песни про любовь посвящены преимущественно жене Виктора Цоя Марианне. Молодые люди поженились в 1984 году, в браке с Марианной Цой у музыканта 26 июля 1985 года родился единственный сын Александр.

Помимо любовной темы в альбоме также развивается военная тема, на которую указывает антивоенная песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Нельзя отличать творчество от эпохи, в которой оно создается. 1980-е годы – непростое время в истории СССР: холодная война ещё продолжается. В этих условиях развивается творчество многих рок-музыкантов советской эпохи, в том числе и группы «Кино».

В январе 1986 года у группы вышел пятый студийный альбом «Ночь». Сборник отметился многими будущими рок-хитами: «Видели ночь», «Мама-анархия», «Попробуй спеть вместе со мной», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Дальше действовать будем мы», «Спокойная ночь». На две песни из альбома – «Видели ночь», «Фильмы» – при участии американской исполнительницы и популяризатора рок-музыки Джоанны Стингрей были сняты клипы для их последующего показа в США. В том же году Джоанна Стингрей вывезла записи группы «Кино», «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» в США и выпустила двойной сборник-сплит «Red Wave».

Альбом «Ночь» принес группе «Кино» всесоюзную популярность. Название сборника выбрано не просто так. Виктор Цой в интервью для «Рокси» отмечал: «Ночь для меня – это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Но не только. Ночь наполняет меня ощущением мистики. Все предметы, явления, вещи становятся ночью другими. Ты сам, наверное, замечал, что дневной человек и ночной человек, один и тот же, разумеется, – это, тем не менее, разные люди. Можно сказать, что ночь даёт мне чувство романтики»[5].

Лирический герой альбома «Ночь» уже точно знает, чего хочет от мира. Его голос давно стал уверенным, он не боится громко и во всеуслышанье заявить: «И мы будем делать всё, что мы захотим, пока вы не угробили весь этот Мир!». Признавая, что в таких же как он молодых людях «ещё до рождения наделали дыр», он не надеется найти портного, который «сможет их залатать». Однако это не повод для меланхолии, отнюдь. Лирический герой Виктора Цоя не ждет помощи извне, потому что он чётко осознает, что стал сильным и будет принимать решения исключительно самостоятельно. Раз спаситель не явился, значит время самому становиться этим спасителем. Уже нет никаких иллюзий и ожиданий, как нет желания ждать солнечных дней. Замёрзшие из-за бесконечной зимы пальцы ломают спички, чтобы самостоятельно зажечь костры и согреться. Солнца нет, а значит «дальше действовать будем мы». В текстах появляется коллективное «мы» – некие люди, которые «пришли заявить о своих правах». Очевидно, это такие же, как и сам герой песен, молодые люди. В своих порывах лирический герой настроен решительно, а собственную уверенность он хочет распространить и на других: «Попробуй спеть вместе со мной. Вставай рядом со мной!». Это, безусловно, лидер, способный повести за собой толпу людей.

Песня «Спокойная ночь» одна из центральных в альбоме «Ночь». При всей своей популярности и народной любви Виктор Цой, как следует из его интервью, был человеком достаточно закрытым: «Я не люблю, когда меня узнают на улицах, останавливают и так далее. Мне чужда демонстративность такая вот: “Смотрите, кто идет”»[6]. Ночь для таких людей представляется наиболее комфортным временем, потому что именно в ночной темени можно сбросить груз прошедшего дня: «Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать».

Осенью 1986 года приятель Виктора Цоя предложил ему поработать кочегаром в котельной «Камчатка», откуда впоследствии вышли знаменитые рок-музыканты (например, один из наиболее известных представителей советского андеграунда и, к сожалению, музыкант, включенный в список «Клуба 27», Александр Башлачёв, основатель группы «Алиса» Святослав Задерий, лидер группы «Машнинбэнд» Андрей Машнин). Виктор Цой согласился на предложение приятеля и проработал кочегаром 2 года. Знаменитая угольная котельная существует по сей день, являясь одновременно музеем и музыкальным клубом. Котельная «Камчатка» стала местом неофициальных рок-концертов и даже послужила местом съёмок некоторых фильмов. Так, режиссёр Рашид Нугманов в 1986 году организовал съёмки короткометражного фильма «Йя-Хха». Фильм известен тем, что в нём снялись основоположники русского рока Майк Науменко, Константин Кинчев, Виктор Цой и др. Для Виктора Цоя это первое появление на экране, группа «Кино» в «Йя-Хха» исполнила песню «Дальше действовать будем мы».

Короткометражный фильм открыл новые грани личности Виктора Цоя, который вскоре снялся в драме режиссёра Сергея Соловьёва «Асса». Вторая кинокартина в фильмографии Цоя знаменательна тем, что она считается одним из основных свидетельств пика русского рока, достигнутого во второй половине 1980-х годов. Эмоциональное и запоминающееся исполнение композиции «Мы ждём перемен» в эпилоге фильма перед огромной толпой людей с огоньками в поднятых руках в очередной раз доказывает: Виктор Цой – уникальное явление в русской музыкальной культуре. К этому моменту популярность музыканта достигла всесоюзного масштаба. Его знали, его слушали, его боготворили. «Кино» переросла из разряда полуподпольной группы ленинградского рок-клуба в лучшую советскую рок-группу страны.

В 1987 году в знаменитой угольной котельной прошли съёмки документального фильма режиссёра Алексея Учителя о советском роке 1980-х годов «Рок». В одном из эпизодов Виктор Цой подкидывает уголь в топку и говорит: «Я просто чувствую себя свободным, в конечном счёте свободным, то есть я не завишу вообще ни от чего». Вероятно, это вводит современного слушателя и зрителя в некоторый культурный шок – известный музыкант, у которого без преувеличений толпы поклонников, работает в котельной. Однако эпоха диктует свои правила.

Следующий 1988 год ознаменован для Виктора Цоя сразу двумя значимыми событиями. Во-первых, состоялась премьера художественного фильма Рашида Нугманова «Игла», в котором музыкант сыграл главную роль. Во-вторых, вышел шестой студийный альбом «Группа крови».

«Игла» – пример постмодернистского, панк-неоромантического кино эпохи перестройки, в котором наблюдается некий отказ от традиционных повествовательных структур. В фильме советский музыкант исполнил роль загадочного молодого человека по имени Моро, о котором говорится: «Никто не знал, куда он идёт… И сам он тоже». Моро начинает помогать своей знакомой Дине побороть зависимость, хотя изначально это не входило в его планы, ведь он, в общем-то, приехал в город совсем не за этим. Чтобы спасти девушку, Моро увозит её в дом в вымирающей деревне у пересыхающего Аральского моря. В ветхой хижине Дина проходит этап тяжёлой «ломки». После прекращения девушкой приёма запрещённых препаратов, молодые люди отправляются к берегу моря, но вместо этого они оказываются в пустыне, где одиноко и разрозненно доживают свой век заброшенные, ржавеющие корабли. Так в советском кинематографе впервые поднимается экологическая тема обмеления Аральского моря.

На пути к исцелению Дины главный герой сталкивается с рядом проблем. В частности, в «Игле» показаны сцены противостояния Моро шайке бандитов. По всей видимости, сцены боёв вдохновлены актёрской игрой Брюса Ли. Также во время драки на лице Моро появляется характерный шрам, который напоминает раны на лице персонажа Брюса Ли в фильме «Выход дракона». Самоотверженность Моро не спасает Дину: когда молодые люди возвращаются в город, у девушки случается рецидив.

В картине чувствуется интуитивный кинематографический язык, который полон неожиданностей и заставляет зрителя самостоятельно додумывать некоторые эпизоды и моменты. Поэтому открытый финал вызывает у некоторых зрителей вопросы. Поздним зимним вечером в пустом парке некий прохожий просит закурить у Моро и внезапно наносит ему удар ножом. После нападения Моро с трудом поднимается, закуривает и пошатываясь, уходит в другую сторону. Зрителю предлагается самостоятельно додумать концовку фильма и ответить на вопрос о том, что произошло с главным героем (хотя, конечно, ответ для большинства зрителей очевиден: «Цой жив!»).

В «Игле» губительные ампулы разрушили жизнь героини Дины, ей не смог помочь даже дерзкий и бесстрашный Моро. Пройдет много лет с премьеры этого фильма, и в 2005 году Хит Леджер сыграет в роли Дэна в кинокартине «Кэнди». Эта история наглядно иллюстрирует то, как меняется в плохую сторону жизнь молодых людей, которые плотно «сидят» на игле. Очевидно, что киногероев Хита Леджера и Виктора Цоя нельзя сравнивать, это совершенно разные персонажи, но остросоциальная тематика фильмов совпадает. Культовая фигура Виктора Цоя сделала «Иглу» кассовой – больше 14 миллионов зрителей по всему СССР посмотрели фильм, тем самым картина вошла в число лидеров советского проката своего времени. За роль Моро журнал «Советский экран» признал молодого рок-исполнителя лучшим актёром 1989 года.

Как было отмечено, 1988 год ознаменован для «Кино» также выходом музыкального сборника. Альбом «Группа крови» – новая страница в истории российской музыки и, в частности, в истории самой группы «Кино». После выпуска альбома в стране началась «киномания»: популярность рок-коллектива казалась совершенно недосягаемой, а фронтмен группы Виктор Цой ещё при жизни признавался легендой. Его лирический герой повзрослел на глазах публики, как повзрослел и сам Виктор Цой. Не стоит забывать, что при всей вселенской величине своего таланта, это был всего лишь 26-летний молодой человек.

В альбоме «Группа крови» на смену герою-романтику из предыдущих альбомов, который прятался от ленинградских дождей, с нетерпением ждал солнечных дней и влюблялся до беспамятства, приходит герой-воин. Этот воин не терпит лицемерия и не играет по чужим правилам. У него своя жизненная тропа: «но высокая в небе звезда зовёт меня в путь». Всё, что требуется от окружающих – это просто пожелать удачи.

В контексте «Клуба 28» наибольший интерес представляют две песни: «Легенда» и «Мама, мы все сошли с ума». В «Легенде» вновь обнаруживается образ птиц: «И как хлопало крыльями чёрное племя ворон». Касательно песни «Мама, мы все сошли с ума» стоит отметить, что, как утверждают основатели выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя», песня отсылает к фильму Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», который очень нравился Виктору Цою[7]. К «Заводному апельсину» читатель будет обращаться каждый раз, когда будет идти речь про участников «Клуба 28», потому что для всех, кто значится в списке этого печального клуба, фильм является одним из любимых. Хит Леджер признавался, что при создании своего Джокера черпал вдохновение с «Заводного апельсина»: фактически, знаменитый дневник Джокера состоит наполовину из распечатанных скриншотов с фильма.

В 1989 году во Франции вышел сборник перезаписанных песен «Последний герой», содержащий одну из важнейших песен группы «Кино» «Хочу перемен». Композиция быстро стала символом перестройки – многие слушатели увидели политические послания в аллегорических текстах музыканта. Отныне Виктор Цой признавался слушателями чуть ли не иконой, выступающей против истеблишмента. Однако для самого музыканта такая интерпретация текстов стала неожиданностью, о чём он утверждал в интервью газете «Пограничник»: «В те годы, когда писал песню «Хочу перемен», нужно было хоть что-то и как-то менять. Ничто же вокруг не происходило – полная тишина. Гробовое молчание. Тогда любое изменение в этом царстве тишины было во благо. Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного, равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, пленумов»[8]. Ранее Виктор Цой также утверждал: «Я не пишу лозунгов. <…> Единственное, что мне хотелось, <…> чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. То есть чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт»[9]. Несмотря на то, что Виктор Цой вкладывал первоначально иной смысл в свою песню, «Хочу перемен» обрёл самостоятельную судьбу.

В 1989 году вышел седьмой студийный альбом группы «Кино» под названием «Звезда по имени Солнце». К этому моменту статус членов группы приблизился к уровню небожителей, а Виктор Цой с космической популярностью признавался практически королём русской рок-музыки. Представляется, что с тех пор мало, что изменилось: музыкант всё ещё на вершине русскоязычного музыкального рок-Олимпа.

Необходимо отметить, что популярность «Кино» не была ограничена границами СССР: о группе знали и за пределами страны. В 1985 году американский художник Энди Уорхол отправил ленинградским художникам и музыкантам подарки, группа «Кино» получила тогда банки томатного супа «Campbell» с автографами и футболки «Interview». Баночка «Campbell» Виктора Цоя сохранилась и была представлена на выставке «Виктор Цой. Путь героя» в 2022 году.

Участники группы «Кино» избирательно относились к предложениям из-за рубежа и, по словам Виктора Цоя, они принимали далеко не все зарубежные предложения. В интервью Виктор Цой, отвечая на вопрос журналиста о том, хочет ли он поехать в зарубежное турне, сказал: «<…> это никому там неинтересно. И что не может быть интересна группа, поющая на иностранном языке, и неизвестная. А ехать, чтобы, наконец, купить себе что-то, магнитофон, и посмотреть, какие там замечательные машины, какие там замечательные гостиницы, конечно, только время терять. Зачем?»[10]. И всё же у группы были некоторые зарубежные концерты: так, 12 января 1989 года «Кино» выступила в Дании. Группу пригласили для участия в благотворительном концерте в помощь жертвам землетрясения в Армении – Спитакское землетрясение на северо-западе Армянской ССР унесло жизни по меньшей мере 25 тысяч человек. В том же 1989 году, 10 сентября, группа «Кино» вместе с музыкальными группами «Звуки Му», «Авиа», «Bix» приняла участие в советско-итальянском рок-фестивале «Back in the USSR» в Мельпиньяно, Италия.

В апреле 1989 года Виктор Цой сказал: «Сейчас на Западе очень сильна мода на Россию: на советскую символику и всё остальное. Но отношение ко всему этому очень несерьёзное, как к матрёшкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют, почти так же, как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать на самых плохих условиях – как финансовых, так и концертных. Мне меньше всего хотелось выглядеть такой “матрёшкой”. Ведь дело тут уже не столько в деньгах, сколько в престиже страны. Если так хочется за рубеж, то лучше уж ехать туристом. Что касается нас, мы всё-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых, сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто мероприятие типа “концерт из России”, а очень известный в Европе фестиваль рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому что от нас скорее ждали какой-то русской экзотики, а увидели собственно рок-музыку. Да, и до этого мы ещё ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее всего, я отказался бы при других условиях»[11].

Для показа фильма «Игла» режиссёр Рашид Нугманов в 1990 году с некоторыми членами группы «Кино» посетил фестиваль «Sundance Film Festival» в городе Парк-Сити в штате Юта, США. После кинофестиваля 25 января 1990 года группа «Кино» в неполном составе (на концерте были только Виктор Цой и Юрий Каспарян) единственный раз выступила перед американской публикой в кинотеатре «Egyptian»[12].

Во время посещения США случилось ещё одно обстоятельство, которое в очередной раз доказывает, насколько тесно переплетены судьбы членов «Клуба 28». Из книги биографа Виктора Цоя Виталия Калгина «Звезда по имени Виктор Цой» становится ясно, что основатель стиля «киберпанк» Уильям Гибсон планировал написать сценарий для фильма с участием советского музыканта. Рашид Нугманов отметил, что продюсировать фильм намеревался американский кинопродюсер Эдвард Р. Прессман. Это тот самый Эдвард Р. Прессман, который впоследствии стал продюсером всех частей «Ворона». А в «Вороне» 1994 года, как известно, снялся Брэндон Ли.

Возвращаясь к альбому «Звезда по имени Солнце», нужно отметить, что лирический герой песен Виктора Цоя от обычного воина переходит к уровню воина со своей особой философией. Его противостояние с миром подходит к кульминации, и он решительно готов к любому столкновению. Герой уверен в себе и своих силах, он крепко стоит на ногах и уже ничего не боится, даже если весь мир идёт на него войной. Тема смерти в последнем прижизненном альбоме Виктора Цоя звучит довольно громко. Зная трагический финал жизни легендарного музыканта, строки «Звезды по имени Солнце» «Кто живёт по законам другим, и кому умирать молодым» кажутся пророческими, в них считывается предощущение ранней смерти. Каждый день героя наполнен боями, и он совершенно точно знает, что его «сказка с несчастливым концом. Странная сказка». Герой знает, что ожидает его в конце:

«А потом, придет она.“Собирайся”, – скажет, – “пошли, отдай земле тело”.Ну, а тело не допело чуть-чуть.Ну, а телу недодали любви. Странное дело».

Мысль о том, что герой недополучил времени для песен позже появится в песне «Кукушка» – композиции, которая была опубликована в посмертном альбоме: «Песен ещё ненаписанных, сколько? Скажи, кукушка, пропой».

Лирический герой Виктора Цоя в песне «Пачка сигарет» из альбома «Звезда по имени Солнце» среди прочего размышляет о творчестве и приходит к выводу о том, что без музыки всё бессмысленно. Довольно пессимистичная и трагичная тональность песни сменяется горькой иронией о том, что «если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день». Его герой абсолютно не статичен, его влечёт в путь: «Но странный стук зовёт в дорогу. <…> И когда я обернусь на пороге, я скажу одно лишь слово “Верь”». Хоть он не понимает природу зова, всё же он ему поддаётся. Он верит в правильность своих действий, хоть и понимает, что в конце его ждёт смерть. Велик соблазн ещё подождать до утра, продлить хоть немного свою жизнь, но исход предрешён. Предчувствие смерти не может не печалить героя, но в песне «Апрель» можно уловить надежду героя на то, что всё циклично и он переродится: «И умрёт апрель, и родится вновь. И придёт уже навсегда».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Эфир передачи «До 16 и старше» от 1 ноября 1988 года.

2

Кино: взгляд с экрана. Беседа с Виктором Цоем и Юрием Каспаряном, проведённая Алеком Зандером // Рокси. № 10. Л., 1985.

3

Цой В. Смерть современных богов. Литературно художественный сборник [Текст] / Составители: А. Рыбин, М. Цой. СПб.: Шок рекордс, 1997. С. 142.

4

Иные объединяющие черты будут предоставлены в конце данной книги.

5

Кино: взгляд с экрана. Беседа с Виктором Цоем и Юрием Каспаряном, проведенная Алеком Зандером // Рокси. № 10. Л., 1985.

6

Эфир передачи «До 16 и старше» от 1 ноября 1988 года.

7

Любимые фильмы Виктора Цоя // Группа ВКонтакте «Выставка-байопик “Виктор Цой. Путь героя”». 10 января 2022 года. URL: https://vk.com/@tsoyhero-lubimye-filmy-viktora-coya

8

«У каждого музыканта свой путь» // Пограничник. Архангельск, 17–19 июня 1990 года.

9

Эфир передачи «До 16 и старше» от 1 ноября 1988 года.

10

Эфир передачи «До 16 и старше» от 1 ноября 1988 года.

11

Интервью Виктора Цоя // Молодой ленинец. Волгоград, 6 мая 1989 года.

12

См.: Калгин В.Н. Звезда по имени Виктор Цой. АСТ, 2017. 464 с.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2