bannerbanner
Предки наших предков – 2. Кочевые империи
Предки наших предков – 2. Кочевые империи

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В отличие от индийских племен, китайцы остро интересовались своей историей и стали вести летописи еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности в XIV–XI вв. до нашей эры. Они были первыми в мире историками. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран.

Особенное место в культуре времен династии Чжоу занимало развитие философии, которую представляли различные течения. Это получило в истории название «сто философских школ». Самыми известными ее представителями был Кун-Фу-Цзы, которого мы знаем как Конфуция. Он является основоположником течения конфуцианства. Основоположником еще одного течения даосизма является Лао-Цзы. Основателем моизма был Мо-Цзы.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского – во II веке до нашей эры в городе Лояне – еще одной столице государства Чжоу. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет – уже 3000 человек.

Китай – это не просто цивилизация, в значительной степени изолированная от остального мира. Это очаг, вокруг которого образовывались и другие ростки цивилизаций – преимущественно, монголоидных народов. Вьетнамская, корейская, японская, на севере – кочевые цивилизации, самыми известными из которых оказались хуннская, монгольская и манжурская. Они имели связи с индо-европейцами – как мы уже установили, с тохарами и с согдийцами, которые стали связующим звеном между Китаем и – через Среднюю Азию – с Передней Азией. Тут можно говорить о взаимном влиянии.


Вопросы:

1. Какие природные факторы сказались на особенностях древнекитайской цивилизации?

2. Кто, кроме местных монголоидных племен, повлиял на развитие этого очага цивилизаций?

3. Назовите особенности древнекитайской культуры, которые сохранились до нашего времени?

2. Первая империя

Китай – один из первых очагов мировой цивилизации. На территории будущего огромного государства появлялись царства, подданные которые обладали схожими этническими чертами, схожей культурой, схожей системой управления. Они считались родственными, но были разобщены и часто воевали между собой. Даже идеи объединения у политиков не возникало: слишком огромными казалась территория и население царств. Создание единого центра управления такой громадой представлялось утопией.

В 259 году до нашей эры в княжестве Чжао родился Ин Чжэн – человек, который не мог претендовать на титул князя (вана), потому что был внуком вана от наложницы низкого происхождения. Юноша был почти отверженным, его ожидала незавидная судьба. Но неожиданно у Ин Чжэна появился влиятельный сторонник – богатый купец Люй Бувей, с помощью интриг выдвинувший его на трон вана в царстве Цинь. Ходили слухи, что купец был подлинным отцом будущего императора. Ни подтвердить, ни опровергнуть их в наше время невозможно. В любом случае, предприимчивый купец рассчитывал, что в тандеме с Ин Чжэном он сумеет укрепить свои позиции в княжестве.

Царство Цинь уже тогда было самым могущественным в Китае. Но подчиняться ему другие феодальные образования не собирались.

Обосновавшись на троне, молодой ван вскоре отправил своего благодетеля в ссылку – и горделивый Люй Бувей покончил с собой. Ближайшим советником будущего императора стал Ли Сы – талантливый и опытный политик. Вместе им удалось усилить в своем царстве и армию, и бюрократию. Они участвовали в военных походах и сумели присоединить несколько соседних княжеств. Молодой политик решил придать себе и своему государству более весомый статус. Тогда Ин Чжэн принял новое имя-титул – Цинь Шихуанди, что означает – родоначальник империи Цинь.

Но империю еще надо было сколачивать, объединяя царства. На это ушло несколько лет, и всё это время войска Циня Шихуанди первенствовали в междоусобных войнах. В 221 году до нашей эры циньский город Сяньян был провозглашен столицей всех царств, а Цинь Шихуанди – их правителем. Так начиналась история первой китайской империи – империи Цинь. Так с тех пор в его честь и называют Китай – China, «Чайна», от слова «Цинь», от имени первого императора.


Цинь Шихуанди


Он сразу проявил себя как дальновидный и хитрый политик. Достаточно вспомнить, что император переселил в свою столицу 120 тысяч семей высших сановников других царств, которых взял под свой неусыпный и дотошный контроль. Только так можно было обезопасить страну от междоусобиц и мятежей. Империю разделили на 36 округов, во главе которых император ставил преимущественно своих родственников.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Кроме того, из этих мечей и копий отлили двенадцать колоссов, которые установили в столице, у всех на виду. Они стали эффектными и зримыми символами всекитайского единства.

Император и его первый советник Ли Сы провели серию реформ, усиливших централизацию государства. Во всем Китае была унифицирована длина осей колесниц, кроме того, император приказал всем своим подданным использовать иероглифы только одного стандартного типа. Не менее важным начинанием стало создание единой сети дорог, а кроме того – денежной системы и системы мер, длины и весов. Знаменитые круглые китайские монеты с квадратными отверстиями посередине, предназначенные для нанизывания на связки, тоже наследие империи Цинь. Они оставались в обращении около тысячи лет и всё это время вполне устраивали китайцев.

Всех подданных империи провозгласили равными гражданами и нарекли одинаково – «черноголовые». Это, пожалуй, важнейшее из нововведений императора: он создавал единый народ, самый многочисленный в мире. Любые упоминания о старых названиях ханьских, еще недавно обособленных, народов были запрещены под страхом сурового наказания. На первый план вышла принадлежность к государству, а не к племени. Кстати, общая протяженность дорог в Китае уже во времена империи Цинь превышала таковую в Римской империи в период ее расцвета.

Эти реформы в значительной степени сплотили разнородный Китай. Кстати, многие тогдашние начинания первого императора действуют и в наше время.

Император понимал, что страну могут по-настоящему объединить только громадные проекты. Он велел сломать стены, которые возводились на границах царств, активизировал строительство Великой китайской стены для обороны от агрессивных хуннов. Приказал строить грандиозные дороги с отдельными полосами для императорской колесницы. Ведь он любил, никого не предупреждая, объезжать свои владения.

Чтобы держать в повиновении большой народ – его нужно постоянно удивлять повадками, присущими только сверхчеловеку. И Цинь Шихуанди загодя занялся обустройством собственной гробницы с тысячами статуй воинов. Строились каналы между реками и грандиозные дворцы для императора. Доселе невиданные, огромные и роскошные корпуса. Впервые в истории китайские инженеры с помощью искусственно прорытого канала (длина 32 км) соединили две текущие в противоположных направлениях реки. По этой водной системе император надеялся перебросить армию для завоевания вьетнамских племен.

Разумеется, реализовать эти начинания было бы невозможно без высоких налогов и жестокой дисциплины – вплоть до казней – которая царила на стройках. К концу правления Цинь Шихуанди налог с каждого домохозяйства достиг 2/3 от дохода. Это приводило к голоду и нищете. Недовольные подвергались не только казням, но и изощрённым пыткам. Такова плата за величие.

Население империи Цинь превышало 10 миллионов (по некоторым данным – доходило до 20-ти миллионов) – цифры грандиозные для того времени. Примерно 30–40 процентов населения работали на «великих стройках».

Цинь Шихуанди был уверен, что его династия будет править Китаем 10 тысяч лет. Да и сам стал искать пути к обретению бессмертия.

Он был врагом конфуцианства, предпочитая мистику языческих верований. Тысячи конфуцианских ученых по его приказу были заживо закопаны. Кроме того, слуги императора сжигали крамольные книги, в которых сгорела история прежнего, раздробленного Китая. Император предпочитал философскую школу легизма, в которой дельные политические советы сочетались с идеей обожествления власти и с поддержкой языческих суеверий.

Император создал новый вариант официального божественного пантеона, куда вошли божества и духи, олицетворяющие силы и явления природы: культы Солнца и Луны, Большой и Малой Медведицы, бог ветра, бог дождя, духи Четырёх звёзд (Юпитера, Венеры, Марса и Сатурна). Равным богам считался и сам правитель империи. Свой род он считал связанным со стихией воды – и даже переименовал реку Хуанхэ в Дэшуй (река добродетелей). Надо сказать, что религиозная реформа Циня Шихуанди надолго не прижилась.

Не желая, чтобы его сравнивали с правителями прошлого, Цинь Шихуанди приказал уничтожить летописи, не относившиеся к его родному государству Цинь. Он понимал, что в исторической памяти китайцев не должно сохраниться представление о разобщенных царствах. «Держа в руках кнут, готовый высечь Поднебесную, он устрашал своим могуществом всех и вся среди четырёх морей», – писал о первом императоре поэт Цзя И.

Цинь Шихуанди много времени проводил в поездках по стране. Повсюду он возводил стелы в свою честь. Первым из китайских правителей он вышел на берег моря – это считалось важным мистическим ритуалом.

Не раз против верховной власти поднимались восстания, сколачивались заговоры. Императору и его вельможам удавалось их подавлять.

Он мечтал обрести бессмертие. Пил чудодейственные эликсиры, чтобы победить смерть. Возможно, один из этих напитков и подточил здоровье силача-самодержца.

Уход императора оказался внезапным, ведь ему было только 48 лет – и о ней долго не сообщали народу, опасаясь смуты. Империю должен был унаследовать старший сын наследный принц Фусу, но хитроумный царедворец Ли Сы подделал завещание императора, назначив наследником младшего сына Хухая, которым легче было манипулировать. Но в этом была их главная ошибка… Хухай, взявший тронное имя Цинь Эрши Хуанди, показал себя слабым правителем. В империи начались восстания.

Централизованное государство, созданное императором «на века», распалось вскоре после его смерти. Империя Цинь оказалась крайне недолговечной, просуществовав не более полутора десятилетий. Восстание, объединившее простолюдинов с аристократами, смело власть наследников первого императора. Но первый пример централизации Китая сыграл огромную роль в истории: на него ориентировались правители следующих династий. И китайцы во многом ощутили себя единым народом.

В современном Китае своего первого императора не слишком чтут: ему не могут простить преследований конфуцианства. Но именно он положил конец многовековым войнам враждебных кланов и стал создателем единого Китая. Этой исторической роли у Циня Шихуанди отнять невозможно. Да, он был крайне самоуверенным и амбициозным человеком, но именно из таких и получаются выдающиеся правители. Его наследие «работало» и века спустя. Императоры из новых династий многому учились у Циня Шихуанди. Империя, которую он создал, время от времени возрождалась. Да и нынешний мощный Китай многое у неё позаимствовал.

40 лет назад была найдена гробница Цинь Шихуанди с подземным дворцом, охраняемым армией терракотовых воинов. Гробница, как и многие памятники истории, обнаружена совершенно случайно, при поисках артезианских источников крестьянами в 1974 году, около городка Сиань. Но тайны этой гробницы еще не раскрыты – и, возможно, уникальное собрание скульптур было создано в более поздние времена.


Вопросы

1. Назовите пять факторов, особенно важных для объединения Китая.

2. Какие достоинства и недостатки политики Циня Шихуанди вы бы отметили?

3. В чем важность великих строек для Китая? Какие аналогии этим проектам из истории других государств вы знаете?


Задание

– Составьте тест о жизни первого китайского императора (10–12 вопросов)

3. Империя Хань

Китай – великий сосед великой России. Тесное сотрудничество между нашими странами неминуемо, и оно, несомненно, составит основу политического нашего будущего в XXI веке и далее. Такова неизбежность, которую легко осознать, поглядев хотя бы на географическую карту Евразии. И, тем не менее, мы позорно мало знаем о Китае и китайцах, о противоречивой и насыщенной катаклизмами истории этой страны – одной из древнейших в мире.

Империя Хань – золотой период в истории Китая, эпоха наивысшего могущества и единства страны, сплочения аристократии и зарождения важнейших для Китая традиций.

Ханьские бюрократические институты стали образцами для всех последующих китайских империй. И – в высокой степени – даже для Китайской народной республики.

Но расскажем обо всем по порядку.

Первая из китайских империй – Цинь – пала под ударом восстания простолюдинов. Из-за шквальных дождей 900 рабочих опоздали на строительство Великой китайской стены. По закону этот проступок карался смертью. Опасаясь казни, они создали партизанский отряд, который быстро разросся – аж до 300 тысяч человек. Параллельно с ними против власти выступили и некоторые князья и генералы под руководством полководца Сян Юя.

Самым способным из вождей повстанцев был крестьянский сын, проявивший недюжинную волю, организаторские и полководческие способности – Лю Бан, один из величайших деятелей китайской истории. Но до поры, до времени он действовал под руководством более родовитого Хуай-вана – руководителя восстания.

Это была настоящая победная революционная война. Войска, поддерживавшие династию Цинь, капитулировали во всех сражениях. Лю Бану удалось захватить столицу империи – город Сяньян. Он действовал достаточно гуманно: жителям сохранить жизни, а чиновникам – должности.

После этого среди победителей начались раздоры. Сохранилась история о том, как на пиру Сян Юй хотел убить Лю Бана, «организовав танец с мечами», но другой танцор собой прикрывал Лю Бана, и ему удалось спастись.

На время власть в стране захватил Сян Юй, жестоко расправившийся с представителями династии Цинь. Лю Бану за его заслуги в захвате власти вверили в управление царство Ханьчжун. Там он стал готовиться к борьбе за престол.

Началась гражданская война, в которой Сян Юй несколько раз разбивал армию Лю Бана, но последний упорно снова собирал войско… В решающей битве Лю Бан, с помощью военной хитрости, окружил Сян Юя, который, оказавшись в отчаянном положении, покончил с собой.

Лю Бан одержал победу и провозгласил себя императором Гао-цзу новой империи – Хань. Это случилось в 206 году до нашей эры. Столицу новый император перенес в город Чанъань (ныне – Сиань). Новый император отличался грубоватым нравом, но не любил кровопролития. Своих противников он, как правило, не казнил, а только снимал с должностей.

Он даровал свободу продавшим себя в рабство, чтобы избежать голодной смерти в военные годы, сильно понизил налоги для хлебопашцев, зато повысил – для купцов. Император отменил самые жестокие законы времен династии Цинь, чем снискал популярность в народе. Страну разделили на административные единицы, управляли которыми назначенные императором чиновники. Им платили жалование из казны, а продвижение по службе было основано не на знатности, а на образованности и на успешном прохождении экзаменов.


Лю Бан


Он не всегда был удачлив. Он проиграл войну правителю хуннов Модэ, стал платить кочевникам дань, выдал за Модэ свою дочь.

Постепенно Лю Бан расставил на главные должности в империи своих родственников. Правил он сравнительно недолго – 11 лет. После его смерти несколько лет наибольшее влияние в стране сохраняла вдовствующая императрица Люй-хоу.

Величайшим правителем Китая стал седьмой император династии – У Ди, правивший более пятидесяти лет. Именно при нем конфуцианство окончательно утвердилось как образ жизни Китая.

Император провёл перепись населения. Учредил систему экзаменов на чиновничьи должности и развил сеть школ для обучения конфуцианству.

Ему удалось разбить войска хунну и обезопасить границы империи. У Ди удалось захватить и воинственную Корею, сначала – лишь на некоторое время, а, спустя несколько лет – надолго. Его генералы покорили и Давань (страна, располагавшаяся на территории современных Узбекистана и Таджикистана), и царство Синьцзян. Оттуда они привели породистых жеребцов-ахалтекинцев, которые значительно улучшили китайскую конницу. До этого китайцы располагали слабыми кони и уязвимой кавалерией.

У Ди пытался наладить торговые пути с дальними странами. Наладил отношения с Парфянским царством, придавал огромное значение дипломатии. Расширились представления китайцев о западном мире…

В последние годы император увлекся мистикой, надеясь обрести бессмертие. Он восстановил древние ритуалы поклонения небесным духам, впал в мнительность, проводил казни приближенных на основании собственных снов и видений.

Император жестко боролся с народными восстаниями, приказывая казнить губернаторов, которые допустили на своей территории бунт.

После долгого правления У Ди императорам стало сложнее сдерживать народные брожения. Роковым оказалось восстание краснобровых, полностью разорившее столицу. Император Ван Ман был казнен. После нескольких смутных лет императором стал все-таки представитель династии Лю – Гуан У-Ди, которому в 25–26 годах уже нашей эры удалось объединить страну, новой столицей которой стал город Лоян.

Государство усилилось. Китайский отряд даже дошел до берегов Каспийского моря. В мире только Римская империя могла бы сравниться с ханьцами в могуществе.

Но постепенно власть императоров ослабевала. Они занимали престол младенцами и не могли укротить аппетиты родственников, евнухов и прочих царедворцев. В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому войну повели наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках крупных феодалов, между которыми развернулась борьба за престол.

В 220 году влиятельный аристократ Цао Пэй вынудил императора Сянь-ди отречься от престола, дав ему титул Шаньянского гуна. Цао Пи основал царство Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая. Эпоха империи Хань – самая долгая и блистательная в истории Китая – завершилась. Этот рубеж считается завершением истории Древнего Китая и началось Средневековья.

Конфуцианство способствовало уважению к интеллектуальному труду и творчеству, которое было свойственно большинству императоров ханьской эпохи. Они понимали, что развитие науки помогает наладить работу промышленности и сельского хозяйства, а искусство украшает жизнь.

В эпоху Хань Китаю удалось достичь впечатляющий успехов в науке и культуре. В начале новой эры в империи был создан трактат «Математика в девяти главах», подытоживший достижения математических знаний за несколько веков и свидетельствующий о больших успехах китайцев в этой области. В этом трактате впервые в истории математической науки встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними. «Математика в девяти главах» включала в себя множество задач и примеров из области арифметики, геометрии и алгебры.

Китайцы определили положение многих небесных светил и созвездий и составили карту звёздного неба. Ханьские астрономы делили небо на 28 созвездий, располагая их вокруг Полярной звезды.

Развивались медицина, строительство. Зодчие умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной черепицей.

Высоким мастерством исполнения отличались ханьские бронзовые сосуды. Многие из них позолочены, инкрустированы золотом, серебром, эмалью и полудрагоценными камнями. Получила развитие художественная керамика, почти достигшая уровня фарфора.

Развивалась письменность. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь. Позже для письма стали пользоваться графитом. Наконец, в I веке нашей эры китайцы первыми в истории изобрели бумагу.

В Китае появился самый древний словарь, составленный по тематическому принципу.

В правление У-ди при императорском дворе была создана обширная библиотека. При дворе императоров жили выдающиеся поэты, писатели, учёные. Среди крупнейших поэтов следует отметить Лу Цзя, Цзя И, Мэй Шэна и Сыма Сян-жу.

В те времена творили и выдающиеся историки – Сыма Цянь и Бань Гу, прозаик Лю Сян. Все они – классики китайской культуры.

Развивались центры текстильной промышленности, китайцы искусно выпускали шелковые ткани с золотым шитьем. Недаром римляне называли Китай (о котором имели весьма туманные сведения) страной шелка.


Вопросы

1. Назовите 3 причины победы Лю Бана.

2. Какие науки особенно ярко развивались в Китае в ханьский период?

3. Что предопределило кризис империи Хань?


Задание

– Напишите реферат (5–7 стр.) о развитии ремесел и искусства в империи Хань.

4. Северная Вэй

Северо-восточными соседями ханьцев на протяжении веков были монголоязычные кочевые племена сяньби, населявшие территорию будущей Маньчжурии. В последние десятилетия существования империи Поздняя Хань часть этих кочевых племен переселилась в северные провинции Китая. Одно из этих племен – тоба – проявило способности и к оседлой жизни, и к ведению войн.

Это мощное государство – Тоба Вэй, Северная Вэй – ханьские хронисты не без высокомерия называли «плененными варварами», хотя и считают его частью китайской истории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2