bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Новшество было очень полезным для скотоводов. Верхом можно пасти большие стада в степях, перегонять их на большие расстояния. Но это достижение сказалось и в военном деле. У киммерийцев появилась кавалерия. До сих пор главной боевой силой были колесницы. Разве могли они сравниться с конницей? Будут дёргаться, неуклюже разворачиваться, а всадники их обскачут, окружат, перебьют воинов в повозке. Греческие рисунки сохранили, как выглядели киммерийцы. Несутся во весь опор лихие всадники, рубят врагов. Они очень похожи на казаков. На головах папахи, одеты в кафтаны, подпоясанные кушаками. Только в руках вместо сабель – длинные прямые мечи (а длинные – значит стальные). А сопровождают их на всех рисунках собаки. Видимо, специально приученные, боевые.

В обычаях киммерийцев многое было похоже на древних ариев. Они примерно так же хоронили своих правителей. Возводили над могилой высоченный курган, облицовывали его деревянными плахами. Наверху ставили каменную фигуру-памятник. Она была схематичной, на ней лишь слегка обозначали лицо, руки, а в них изображали топор или жезл. Видимо, знак власти. Чаще всего археологи находят мужские фигуры. Но иногда встречаются и фигуры женщин. Это тоже были высокие персоны, княгини или жрицы.

Дома киммерийцы строили из брёвен. Такие же длинные, как у ариев. А селения у них были очень большие. Иногда от одного конца до другого – несколько километров. В центре площадь, маленькое святилище, чтобы своим богам молиться, жертвы им приносить. Но даже вокруг больших посёлков укрепления часто не возводили. Значит, врагов поблизости не было, и жители не опасались нападений. Хотя были и города со стенами. В низовьях Дона, в Крыму возле Керчи. Сам Керченский полуостров киммерийцы перекопали рвом, перекрыли высоким валом. И понятно, зачем. Чтобы защитить свои владения от набегов соседних тавров. Греки называли Керченский полуостров Киммерийским, а Керченский пролив из Чёрного моря в Азовское – Боспором Киммерийским.

Металлургические предприятия киммерийцев учёные нашли в Донбассе около города Бахмута. Здесь разрабатывали рудники, добывали руду, выплавляли из неё железо. Умелые мастера изготовляли из него стальные мечи, наконечники стрел, копий. Хотя использовали и бронзу. Из неё делали топоры, и для стрел часть наконечников была из бронзы. На Днепре, на Дону, на Волге, возле Азовского моря возделывали поля и огороды. По степям паслись стада скота, его было очень много.

Киммерийцы были весьма воинственными. Совершали походы на юг – то на Кавказ, то за Дунай во Фракию (сейчас это Болгария). Ходили и на запад, добирались до Балтийского моря. Побеждали местные народы, брали с них дань, привозили домой добычу. Но у самих киммерийцев государство было не одно. Они жили отдельными княжествами. Эти княжества иногда заключали союзы. Но порой и ссорились, воевали друг с другом.

А на востоке, в степях Сибири и нынешнего Казахстана, жил другой многочисленный народ – скифы. Они тоже научились ездить верхом, были отличными воинами. Оружие у них было даже лучше, чем у киммерийцев. Копья, секиры, у каждого всадника два меча, длинный и короткий (его называли акинак). От вражеских ударов закрывались деревянными щитами, окованными бронзой или железом. В бою надевали шлемы, чешуйчатые панцири. Но в первую очередь, скифы были непревзойдёнными стрелками из лука, попадали в цель на полном скаку. Они изобрели «свистящие» стрелы, в наконечнике делали отверстие особой формы. Когда поднималась туча стрел, издающих в полёте свист, это вгоняло противника в ужас. У скифов было ещё одно важное отличие от киммерийцев. Их племена жили не сами по себе, а объединялись в большие союзы. Этим союзом правил общий царь, командовал общим войском.

В древности иногда случались большие переселения народов. Причины могли быть разными. Например, ухудшились погодные условия, и люди решили поискать себе другую страну, с более благоприятным климатом. Или надумали уйти подальше от враждебных соседей. Или наоборот: всё хорошо, народ живёт мирно, умножается – и на прежних угодьях становится тесно, их уже не хватает. Вот так и скифы однажды рассудили, что надо найти себе новую родину – более тёплую, плодородную. В VIII веке до нашей эры они двинулись к Чёрному морю.

А у киммерийцев как раз в это время разразилась особенно крутая свара между их княжествами. Они растрепали друг друга, в битвах погибли почти все князья. И тут узнали, что с востока приближаются массы скифов. Киммерийцы поняли – сражаться с ними безнадёжно. Часть из них покинула родные края. Тоже отправилась поискать другие места для проживания. Одни по берегам Чёрного моря ушли во Фракию или за Кавказские горы. Другие на запад, в Европу. Хотя большинство населения осталось. Оно подчинилось скифам и постепенно смешалось с ними.

Степи, покинутые киммерийцами, заселили новые хозяева. Осмотрелись в этих краях, освоились. Задумались – а может, что-нибудь ещё получше поискать? Оставили здесь стада, семьи, какое-то количество воинов. А скифское войско под началом царя Ишпакаи в 670-х годах до нашей эры выступило на юг. Двинулись вдоль Каспийского моря, миновали Кавказские горы. Впереди, ещё южнее, лежали большие и богатые древние царства – Мидия, Вавилон, Ассирия. Но они воевали по старинке: колесницы, пехота. А скифская конница обрушивалась на них неудержимыми атаками. Расстреливала из луков. Когда неприятели смешаются и побегут, врубалась мечами. Здешние цари просили пощады, вступали в переговоры, платили дань.


Скифы в бою. Изображение на золотом гребне


Скифы громили всех противников, устроили своё царство на территории нынешнего Азербайджана и Северного Ирана. Царь Ишпакаи погиб в бою, его место занял сын Прототий. Он водил войска вообще в далёкие края – до Сирии, Палестины. Набег скифов упоминается в Библии. Пророки предупреждали народ Израиля, что это наказание за грехи и беззакония, за отход от Бога и поклонение идолам. Один из них, пророк Иеремия описывал скифов: «Вот, идёт народ от земли северной, и народ великий поднимается от краёв земли. Держат в руках лук и копьё, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек». Войско скифов дошло до Египта, и фараон Псамметих не отважился сражаться. Заплатил огромную дань, чтобы не трогали Египет.

В западной части Азии скифы стали самыми могущественными. Перед ними заискивали, старались дружить, заключать с ними союзы – на чьей стороне они будут, тот и победит в любой войне. Пока они не пришли сюда, самым сильным считалось жестокое и хищное Ассирийское царство. Оно наводило ужас на всех соседей. Покорив какой-то народ, ассирийцы запугивали его массовыми казнями, чтобы дрожал от страха и даже не думал сопротивляться. Их столицу Ниневию называли «городом кровей». Её стены и башни покрывали кожей, содранной с пленников. А в скифском царстве после Прототия правил его сын Мадий. Он заключил союз с Мидией, Вавилоном и в 612 году сокрушил Ассирию, осадил Ниневию. Она была мощнейшей крепостью. Но скифы придумали хитрость. Через город протекала речка. Воины выкопали глубокие рвы, и вода пошла по ним. А русло речки пересохло, и по нему войско ворвалось в Ниневию. Её разрушили до основания.

Последний ассирийский царь Ашшур-Убаллит заключил союз с египетским фараоном Нехо, с Ливией, Лидией, Нубией. Вместе они собрали огромную армию. Против них двинулись скифы, вавилоняне, мидийцы. В 605 году до нашей эры у городка Кархемиша произошла одна из самых крупных битв в древней истории. Разношёрстную массу воинов фараона, ассирийцев и их союзников перерубили и раскидали.

Скифы прожили в странах Азии 80 лет, и никто не мог одолеть их в бою. Но царь Мидии Киаксар и царь Вавилона Навуходоносор переняли их воинскую науку, создали собственную кавалерию. Тайно сговорились между собой, как бы избавиться от могущественных соседей. Разыграли коварный план. Навуходоносор в 595 году до нашей эры начал вдруг войну против скифов. А Киаксар прикинулся их другом. Согласился вместе идти на Вавилон. Их войска встретились. Киаксар пригласил Мадия и других скифских вождей на совещание. Устроил пир, и когда гости как следует выпили, подал сигнал. Его слуги набросились на скифских начальников, всех перебили. Тут же и войско мидийцев обрушилось на скифское. Совершенно неожиданно, и командиров у скифов не было.


Ниневия, столица Ассирии


Многие погибли. Другие кое-как отбились, отступили. Они решили уйти из здешних стран. Отправились обратно в степи возле Чёрного моря, где оставались их родичи. Но и жители тех областей, где лежало их закавказское царство, сдружились со скифами. Часть ушла вместе с ними. А много веков спустя археологи находят на местах скифских селений память о былых походах и победах – египетские, ассирийские, вавилонские изделия. На Кубани в одном из курганов обнаружили великолепный ассирийский меч в золотых ножнах. Возможно, он принадлежал царю Ассирии.

Глава 3

Великая Скифия

Во время походов в Азию скифы познакомились с греками, в некоторых войнах они были союзниками. Скифские цари разрешили грекам строить города на берегах Чёрного моря, чтобы торговать, обмениваться нужными товарами. Первой они основали колонию Истрия в устье Дуная. А за ней по берегу моря протянулась целая цепочка: Тирас на реке Днестр, Одесс, Ольвия возле Южного Буга. Борисфенида на Днепре. В Крыму Херсонес (рядом с Севастополем), Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Пантикапей (Керчь). На Таманском полуострове Фанагория, Горгиппия, Гермонасса. На Кавказском берегу Торик, Диоскуриада, Фасис. Несколько городов на Керченском полуострове и Тамани объединились в Боспорское царство. Остальные, как было принято у греков, стали отдельными городами-государствами.


Скифы в национальной одежде


Сюда приезжали и греческие учёные. Они описывали, что весь юг нынешней России был обширной и сильной державой, Великой Скифией. Хотя скифы не были единым народом. Греческие авторы называли несколько племён – «царские скифы», «скифы-кочевники», «скифы-пахари», «скифы-земледельцы». А общее название «скифы» означало, что они входили в одно государство под властью скифских царей. Кочевниками называют скотоводов, которые не живут на одном месте, а кочуют, пасут свои стада, передвигаясь по степям. И настоящие, «царские» скифы, тоже были скотоводами. Ну а пахари и земледельцы были предками славян.

Но в составе Скифии они вовсе не были порабощёнными и подневольными народами. Откуда это известно? Археологи установили – селения земледельцев в Скифии не имели укреплений. Значит, им не угрожали нападения кочевников, племена жили в дружбе между собой. В селениях пахарей и земледельцев находят египетские, ассирийские, закавказские вещи и украшения. То есть, местные жители участвовали в походах скифов в Азию. Честно делили с ними добычу как полноправные воины. А одна из самых ранних новгородских летописей пересказала легенды глубокой старины – в них скифы и славяне названы «братьями».

Дружба и взаимная помощь давали свои плоды. Скифия была процветающей страной. По степям паслись бесчисленные стада. Колосились возделанные поля. Земледелие достигло такого высокого уровня, что зерно в огромных количествах продавали на экспорт. То есть, за границу. И как раз для этого греки основали колонии на Чёрном море. У них своего хлеба было мало, он был дорогим. Торговля шла очень бойко. Корабли везли за море скифский хлеб, им кормилась вся Греция. Она покупала и драгоценные северные меха, воск, лён, кожу. В славянских селениях того времени находят большое количество греческих монет. А скифы покупали в колониях изделия греческих мастеров, оливковое масло, вино.

Правда, греки были заносчивыми. Считали скифов «варварами». Но они так называли всех не-греков. А причин, почему «варвары», они называли три: потому что скифы пьют вино неразбавленным, носят штаны и ездят верхом. Греки были убеждены – и то, и другое, и третье весьма некультурно и вредно для здоровья. Действительно, в Греции вино разбавляли. Потому что там на жаре вода быстро протухала, пить её было опасно. А вина полно, и его мешали с водой, обеззараживали воду. Пили вместо компота или морса. Ну а в Скифии вино было дорогое, привозное, и скифы удивлялись: зачем портить его водой?

Что касается штанов, это уж вопрос вкуса – как культурнее, в штанах ходить или без них? Шить и кроить скифы умели гораздо лучше греков. Те обувались в сандалии: две кожаных подмётки с ремешками. А вся одежда – хитон. Это такая длинная рубаха. Если холодно, заворачивались в плащ – большой кусок шерстяной ткани. Скифы же носили рубашки с кафтанами, шаровары, шапки наподобие капюшона. Обувались в низкие мягкие сапоги со шнуровкой. Женщины, как и во все времена, любили пофорсить. Наряжались в красивые сарафаны, плащи с меховой опушкой, украшали голову кокошниками и бронзовыми венчиками, делали себе пышные и затейливые причёски. Носили всякие украшения – серьги, ожерелья, бусы. У них уже была и косметика. Чтобы быть красивее, использовали разные ароматные притирания. Учёные находят золотые и серебряные флаконы для духов.

Скифы были очень чистоплотными. Греческий историк Геродот впервые в истории описал у них парную баню. Очень удивлялся этому обычаю – у греков бань ещё не было, и мылись они редко. И мастера у скифов были превосходные. Изготовляли оружие, изумительные украшения из золота и бронзы в «зверином стиле» (то есть, с изображениями зверей). Выделывали и тонкие ткани, замечательные ковры, покрывала, изящные металлические вазы, глиняную посуду. У скифов была своя медицина, они уже умели делать хирургические операции, лечили болезни целебными травами. Правда, своей письменности у них не было. Но они научились пользоваться греческими буквами. На одном найденном украшении ювелир подписался «Поранко». Мастер со славянским именем был грамотным.

Когда скифы кочевали по степям со стадами, они жили в кибитках. Удобный домик на колёсах из нескольких комнат. Грекам и другим чужеземцам они всегда говорили, что городов у них вообще нет. На самом деле они хитрили. Держали в тайне, где они расположены – чтобы врагов не привлечь. Археологи нашли остатки многих укреплённых скифских городов на Кубани, на Дону, под Воронежем, Полтавой, в Черкасской области. Столица Скифии находилась на Днепре недалеко от Запорожья. Этот город был огромным, 12 квадратных километров. Его окружали высокие валы, кирпичные стены. Внутри существовал ещё один обвод стен, укреплённый кремль. В нём стояли каменные дома знати. А рядом раскинулись базары, целые кварталы мастерских – литейных, кузнечных, оружейных, ювелирных, гончарных, ткацких.


Скифский царь


Те, кто общался со скифами, считали их очень умными людьми, с развитым чувством юмора. В Греции даже была пословица – «он говорит, как скиф». Это означало, что человек выражается метко и остроумно. И если греки осуждали штаны и езду верхом, то и у скифов некоторые их обычаи вызывали отвращение. Разнузданные религиозные обряды, извращения. Скифы презирали и ложь, коварство. Сами они очень высоко ставили честность, никогда не нарушали обещаний. Греческий учёный Лукиан Самосатский писал, что они «являются более верными друзьями, чем греки», «ничего не признают выше дружбы, каждый скиф сочтёт наиболее достойным разделить с другом его труды и опасности», у них «считается самой тяжкой обидой, если тебя назовут изменником дружбы».

Греки рассказывали и о других народах, живших на территории будущей России. На Южном Буге по-прежнему обитали ализоны, на Днестре агатирсы. В глубины нашей земли греки не забирались – писали то, что слышали от скифов. Где-то на север от них в лесах обитали «очень светлоглазые будины», гелоны. Ещё севернее – «андрофаги». Восточнее – йирки или урги. А где-то в стороне от них – «меланхлены». Вроде бы названия непонятные, незнакомые. Но ведь греки, когда записывали на слух, могли допустить неточности. И оказывается, что разобраться совсем не сложно.

Названия ализонов и агатирсов очень похожи на уличей и тиверцев – славянские племена, которые позже жили в тех же местах, на Южном Буге и Днестре. Очевидно, это были их предки. А другие названия показывают, что греки точно общались со славянами. «Очень светлоглазые будины» – это финские племена. В то время они обитали по лесам от Балтийского моря до Волги и Урала. Славяне называли их «чудины», «чудь белоглазая». Буквы и звука «ч» в греческом языке не было, вот и превратились белоглазые чудины в «очень светлоглазых будинов».

Гелоны – это племя галиндов, хорошо известное по русским летописям. Они были сородичами литовцев, но отделились от них, обитали на территории Смоленской и Калужской областей. Северные «андрофаги» – по-гречески «людоеды». Но находки учёных показывают, что никакого людоедства на нашей земле не было. В чём же дело? Разгадка проста. Греки таким образом попытались перевести на свой язык слово «самоеды». Славяне так называли народы Севера – ненцев, лопарей. Йирки или урги – это югра, угры. Угорские племена, предки пермяков, марийцев, удмуртов, хантов, манси. В древности они жили гораздо западнее, чем сейчас. Населяли Московскую, Ярославскую, часть Тверской, Калужской, Тульской областей и оставили о себе память в названиях здешних рек – Угра, Угричка, Угреша и другие. Ну а «меланхлены» по-гречески «чёрные плащи». Очевидно, так называли народы Кавказа, носившие чёрные бурки.

Все эти племена были гораздо слабее скифов. У них царств и княжеств не было. Жили родовыми общинами, руководили вожди и старейшины. Скифам они платили дань и торговали с ними. Из северных лесов поставляли шкурки пушных зверей, мёд и воск диких пчёл. А взамен получали изделия из бронзы, железа, хлеб, соль и другие товары, в которых нуждались. Скифы поддерживали связи и с очень далёкими странами – со Средней Азией, с Китаем. У китайцев они покупали шёлковые ткани, шили из них платья для знатных женщин.


Бой скифов с персами


Общаясь со многими народами, они охотно использовали их изделия и достижения. Но чужие национальные традиции не перенимали никогда. Понимали, что это может быть гибельно для народа и страны. У царя Ариапита было три жены, одна из них гречанка. Она родила сына Скила, а Ариапит погиб. Скифы провозгласили царём маленького Скила. Хотя мать воспитывала его в греческом духе. Учила, что всё греческое – самое лучшее, а скифское – варварское и недостойное. Когда он вырос, то начал ездить в греческий город Борисфениду. Построил там себе мраморный дворец, завёл жену, подолгу там жил. Преклонялся перед культурой греков. Заявлял, что их обычаи гораздо милее для него, чем отцовские. Ходил в греческие храмы, приносил жертвы их богам. На праздник бога вина Диониса греки устраивали ночные торжества. Мужчины и женщины напивались, скакали и бесновались, доходили до полного исступления – это считалось священным. Дескать, Дионис вселился в них. Скил тоже в этом участвовал. Но скифы узнали и восстали. Поставили царём его брата Октомасада, от другой жены прежнего царя. А Скила поймали и убили.

Прошло некоторое время, и другой скифский царь Савлий отправил послом в Грецию своего брата Анахарсиса. Он путешествовал по разным городам, встречался с правителями. Стал настоящей сенсацией, греческие философы признали его величайшим мудрецом. Но в их религии были не только Зевс, Аполлон, Афродита и другие широко известные божества. Была и страшная «мать богов» Кибела. На её ночные праздники на горе Ида съезжалось множество людей. Они доходили до «священного» экстаза, хлестали себя колючими ветками, наносили себе раны, приносили в жертву людей, а другие поклонники «матери богов» сами себя калечили в её честь. Причём этими грязными обрядами увлекались и греческие учёные, видели в них какую-то высшую мудрость. И Анахарсис, общаясь с ними, тоже заразился. Вернувшись на родину, устроил в лесу тайное капище «матери богов», начал вовлекать скифов в тёмные ритуалы. Но дошло до царя, и он своими руками застрелил брата из лука.

Скифы оставались и великолепными воинами. В те времена это было особенно важным. Если ты слаб, тебя завоюет кто-то другой. Когда скифы ушли из Азии, местные государства продолжали драться между собой, и верх взяла Персия. Она захватила Мидию, Вавилон, Ассирию, Сирию, Египет, царства Малой Азии. Персидский царь Дарий задумал покорить весь мир. Большинство греческих городов-государств, видя такую силу, не осмелились сражаться. Подчинились Дарию без боя. В поход на Скифию он призвал войска всех подвластных стран, греки дали свой флот. Они писали, что собралось 700 тысяч воинов и 600 кораблей. Наверно, преувеличивали, но ясно, что армия была бесчисленная, такой огромной ещё никогда не видели.

В 510 году до нашей эры персидские полчища переправились из Азии в Европу через пролив Босфор и двинулись на север. Когда дошли до пограничной реки Дунай, корабли сцепили друг с другом, получился мост. По нему хлынули в Скифию. Ею правил царь Идантирс. Он заранее узнал, что на него идут небывалые массы войск. Собрал на войну мужчин из всех подчинённых племён, позвал соседей. Семьи и стада скифы отправили на север, в славянские леса. А войско Идантирса на битву не вышло, стало отступать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2