bannerbanner
Терема России. Самые красивые деревянные сокровища Центральной России и Поволжья
Терема России. Самые красивые деревянные сокровища Центральной России и Поволжья

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Все началось в 1842 году, когда в деревне Асташово, входящей в состав Чухломского уезда Костромской губернии, в семье простых государственных крестьян родился мальчик, которого назвали Маркианом[2]. О первых сорока годах его жизни толком ничего не известно: мы знаем лишь, что, повзрослев, он стал именовать себя Мартьяном Сазоновым и, как и многие другие чухломичи, занялся отхожим промыслом.

Неплодородные костромские земли вынуждали местных жителей находить альтернативные способы прокормить жен и детей, в связи с чем многие чухломские мужики шли «в отход» – то есть уезжали на сезонные заработки в Петербург. Они выполняли преимущественно строительные работы и славились как прекрасные кровельщики, резчики, маляры и плотники. Самые смекалистые и энергичные из них со временем становились подрядчиками и могли сколотить солидный капитал. Именно таким был Мартьян Сазонов.

Мы вряд ли когда-то узнаем подлинную историю его успеха. Старожилы утверждают, что родственники Мартьяна владели столярными мастерскими, а сам он занимался мебелью. Со временем предприимчивый крестьянин настолько разбогател, что купил в городе на Неве двухэтажный дом и перевез туда свою многодетную семью. Только вот беда пришла откуда не ждали: от сыпного тифа умирает супруга Сазонова, Анна, после чего новоиспеченный вдовец решает вернуться на малую родину, в Чухломской уезд. Именно с этого момента и берет отсчет история сказочного терема в деревне Асташово.

В родных краях Мартьян, которому в то время было уже за пятьдесят, встречает новую любовь, Елизавету – двадцатилетнюю дочку дьякона местной церкви. В качестве свадебного подарка для молодой супруги он решает построить красивую деревянную усадьбу. Источником вдохновения для влюбленного крестьянина послужил эскиз знаменитого архитектора Ивана Ропета, опубликованный в альбоме «Мотивы русской архитектуры». Сазонов творчески переосмысливает этот проект и в 1897 году сооружает в Асташово тот самый терем.

Новый дом крестьянина нес на себе яркий отпечаток его личности. Так как Мартьян долгие годы работал в Петербурге и, очевидно, любил пускать пыль в глаза, его терем во многом напоминал вычурные загородные дачи столичных богачей. Однако с точки зрения планировки это была типичная крестьянская изба с достаточно примитивными строительными решениями. Ни тебе ванной комнаты, ни приличной уборной. Сазоновы вряд ли жили здесь постоянно: это подтверждает тот факт, что на прилегающей территории отсутствовали какие-либо хозяйственные помещения.


Терем в Асташове


Смотровая площадка в башне



Парадная лестница. Все витражи восстановлены по архивным фотографиям


Специалисты, возрождавшие асташовский терем, конечно, не могут со стопроцентной уверенностью утверждать, какая обстановка была в доме при Мартьяне, но они постарались сделать антураж максимально аутентичным. Витражи на летней веранде были восстановлены по архивным фотографиям, масляные светильники XIX века переделаны в люстры местными мастерами. Старинную мебель собирали по соседним заброшенным деревням, а великолепные обои были воссозданы английским мастером Робертом Уэстоном по чудом сохранившемуся крохотному фрагменту.

Оригинальные интерьеры терема не сохранились, так как после прихода большевиков к власти дом был национализирован, а его богатое внутреннее убранство конфисковано. Сам Мартьян до этого момента не дожил: он умер в 1914 году.

В советское время терем в Асташове стал ареной настоящей любовной драмы, главным действующим лицом которой стала председательница местного сельсовета Татьяна Маркова. На дворе стоял 1943 год, бо́льшая часть мужчин ушла на фронт, но Татьяне, как и любой женщине, очень хотелось романтики. Тем более при таком дефиците мужского внимания.

Природа все-таки взяла свое, и госпожа Маркова забеременела от товарища Онищенко, проживавшего в соседней Чухломе. Только вот жениться на ней он не торопился… Чтобы уговорить нерадивого любовника взять ее в законные супруги, волевая председательница решила использовать метод кнута и пряника. В качества пряника, собственно, и выступал знаменитый терем, в котором Татьяна вознамерилась организовать роскошную свадьбу.

В назначенный день госпожа Маркова отправила за своим женихом посыльного с лошадьми, однако тот вернулся один-одинешенек. Тогда разгневанная председательница обратилась к начальнику Чухломского военкомата, с которым у нее состоялся очень серьезный разговор. Товарищу Онищенко предложили на выбор две командировки: либо на фронт, либо на свадьбу. Он, разумеется, предпочел второе, и торжественное бракосочетание в асташовском тереме наконец-то состоялось.



Башня терема и вид из окна на чердаке



К сожалению, семейное счастье длилось всего два года, и после окончания войны нерадивый супруг вновь сбежал от бедной Татьяны. Что касается терема, то на протяжении многих лет здесь размещались различные советские учреждения – правление колхоза, почта, библиотека и даже клуб, где местные жители могли смотреть кино. Тяжелые бобины с пленкой привозили сюда на быках.

Трудные послевоенные годы и неправильная аграрная политика привели к тому, что в 70–80-х годах Асташово, как и многие другие деревни, вымерло. Поля были заброшены, улицы заросли деревьями, а разграбленный обветшавший терем затаился в костромской глуши в ожидании лучших времен. И, как вы знаете, дождался.

Сегодня усадьба Мартьяна Сазонова – это не просто самобытная гостиница, а настоящий музей крестьянского быта. Причем музей живой – с экспонатами, которыми можно и нужно пользоваться. Если это печь, то ее топят и готовят в ней еду, если столетняя кровать – то на ней спят.

Лежащие в антикварных шкафах предметы старины частенько озадачивают гостей терема, ведь догадаться об их назначении в современных реалиях не так уж и просто. И лишь дореволюционное пианино, как и сто с лишним лет назад, наполняет пространство до боли знакомыми звуками. От них так сладко щемит сердце…

Советы туристам

Доехать до терема проще всего на машине: он отмечен на Яндекс- и Гугл-картах. Если навигатор ведет вас в Костромскую область, Чухломской район, деревню Осташово, значит, скоро вы увидите знаменитую усадьбу Мартьяна Сазонова. Обратите внимание, что название деревни на картах пишется через «О», а усадьбы – через «А». Также вы можете добраться сюда на поезде, идущем до Галича или Костромы. Но в этом случае вам все равно придется заказывать трансфер от железнодорожной станции, так как общественный транспорт в Асташово не ходит.

Гиды, работающие в тереме, говорят, что Асташово предлагает не развлечения, а впечатления, приглашая гостей погрузиться в живую историческую среду. К вашим услугам самовар на веранде, мангалы, русская баня, бадминтон, волейбол, детская площадка, мастер-классы, настольные игры, купание в лесном озере, зимой – детская ледяная горка, коньки и лыжи. Местные гиды организуют экскурсии в Галич, Солигалич, Тотьму, усадьбу Нероново и терем в Погорелове, о котором пойдет речь в следующей главе.

Забронировать номера в тереме и узнать обо всех программах можно на официальном сайте.

Терем в Погорелове

От холода дрожат зубы, коченеют руки и покрываются серебристым инеем волосы, выбившиеся из-под шапки. Вот уже целый час мы пробираемся через вековой костромской лес: гигантские резиновые сапоги, надетые на ноги, утяжеляют каждое движение, и я в очередной раз увязаю в глубоком снегу…

«К черту сугробы и мороз! Главное, что все медведи сейчас спят…» – успокаиваю я себя, вспоминая о том, что встреча с косолапым в здешних краях совсем не редкость. Кажется, еще немного – и силы окончательно меня покинут, но я не подаю виду, что устала, ведь только сильный духом человек достоин увидеть то архитектурное сокровище, ради которого мы и отправились в это путешествие.

Деревья наконец начинают редеть, и на горизонте маячат черные силуэты изб, много лет назад покинутых своими владельцами. Эта заброшенная деревня под названием Погорелово и есть цель нашей экспедиции: здесь, вдали от асфальтированных дорог и городской суеты, доживает свой век великолепный дом крестьянина Ивана Поляшова.

Двухэтажное, срубленное из бревен здание настолько поражает богатством внутреннего и внешнего декора, что может составить достойную конкуренцию расположенному поблизости терему в Асташове. И это неспроста. Хозяева обоих теремов хорошо друг друга знали и были, в своем роде, соперниками, а в их биографиях огромное количество совпадений.

Так же, как и Мартьян Сазонов, Иван Поляшов сколотил свое состояние на строительных подрядах в Петербурге, возводя особняки для состоятельных заказчиков. Одно время он тоже жил в столице вместе со своей первой супругой и детьми, потом овдовел и повторно женился – на ком бы вы думали? Конечно, как и Мартьян, на дочери священника.

В общем, будучи двумя самыми известными и богатыми людьми в округе, они вечно пытались друг друга «обскакать». Стоит ли удивляться, что после того как Мартьян построил свой сказочный терем, Ивану Ивановичу сразу захотелось такой же – только, желательно, еще краше.

В 1903 году он реализует свою задумку, и перед восхищенными взорами местных жителей предстает настоящее деревянное чудо. Глядя на это здание в стиле эклектика, с экспрессивными декоративными элементами народного зодчества, я с трудом могла поверить, что передо мной, по сути, обычная крестьянская изба.


Терем в Погорелове


Каждый фасад деревянного дома неповторим


Поляш, как называли Ивана Ивановича односельчане, был человеком очень практичным и отлично приспособил свои хоромы для крестьянских нужд. Он пристроил к терему большой хозяйственный флигель, где держал коров, причем попасть сюда можно было прямо из дома, не выходя на улицу. Обустроил он и взвоз – специальный пандус, по которому на второй этаж могли затаскивать различные грузы.

При этом интерьеры дома выглядят по-аристократически изысканно и богато. Парадная лестница впечатляет резьбой и полихромными росписями. На стенах, помимо цветов и орнамента, изображены музыкальные инструменты – видимо, потому что семья Поляшовых любила петь романсы под гитару. Комнаты второго этажа, составляющие круговую анфиладу, были выкрашены в разные цвета, от синего до розового. Сохранились витражные окна и двери, потолочные панно и печи.

Дом усложнен ризалитами и дополнен верандой и эркером: последний, судя по всему, появился здесь не сразу, а после того как Поляшов увидел такой же в асташовском тереме. Дом поставлен на кирпичный цоколь и снаружи обшит тесом. Несмотря на то, что основным строительным материалом выступило дерево, сооружение выглядит очень монументально и своими формами напоминает каменные столичные особняки.

При этом городской флер не превращает терем в чужеродный для Погорелова объект: он совершенно органично смотрится на фоне деревенских пасторалей и благодаря деревянному кружеву будто сливается с окрестными лесами. Окна дома венчают ажурные кокошники, «вышивку» карниза дополняют резные полотенца, а фасад пестрит солярными знаками.


Эркер появился после того, как Поляшов увидел такой же в асташовском тереме


Иван Иванович был щедрым человеком: с удовольствием давал в долг, обеспечивал местных жителей работой, но революция все изменила. Он лишился своей мельницы, лесопилки, маслобойни и кузницы. Оставили ему лишь небольшую комнату в тереме, где он и умер в 1935 году.

Судьба поляшовского дома тоже некоторое время висела на волоске. Сначала здесь располагались различные конторы, потом детский сад и школа-интернат, которая закрылась в 60-е годы. А дальше здание просто перестало быть кому-то нужным: прибрать к рукам хоромы бывшего «кулака» особенно никто не стремился, да и не хватило бы рядовым деревенским жителям средств, чтобы эти хоромы протопить.

Сельсовет очень хотел избавиться от такого груза ответственности, и дело близилось к тому, чтобы сделать дом сырьем для топки печей. Но вдруг вмешалось провидение: о тереме узнал московский художник-концептуалист Анатолий Жигалов, который искал площадку для проведения перформансов вдали от глаз начальства.

В тот момент Анатолий Иванович зарабатывал на жизнь переводами с английского и французского языков для Московской патриархии. На полученный гонорар в пятьсот рублей он в 1972 году и приобрел терем в Погорелове. Забавно, что с тех пор местные жители называют художника исключительно Поляшом, будто бы в него вселился дух старого владельца дома.


Сохранились оригинальные витражные окна


Парадная лестница украшена росписями


Изначально Жигалов не планировал привязываться к определенному месту, а хотел путешествовать по всему СССР, покупая заброшенные избы и поселяясь в них на некоторое время, но когда он увидел погореловский терем, «у анархиста взыграло чувство собственничества». Дом стал для него ковчегом, в котором он познает себя на протяжении вот уже пятидесяти лет.

За культурными ценностями художник не охотился и целенаправленно спасать старину не собирался, да и недостаточно было бы его накоплений для полноценной реставрации. Однако только благодаря его стараниям терем до сих пор находится в адекватном состоянии.

В 1970-е, сразу после того как Жигалов купил дом, сюда стали съезжаться деятели искусства всех мастей, превратившие терем в плацдарм для творческих экспериментов. Однако те бурные времена давно прошли, и сейчас художник ведет весьма аскетичный образ жизни. Он проводит в Погорелове примерно восемь месяцев в году: обливается холодной водой по утрам, гуляет по лесу и, если повезет, лично рассказывает историю терема случайно забредшим туристам.

Кстати, с наследниками Ивана Поляшова Жигалов тоже знаком: его правнук-петербуржец Игорь работает штурманом в гражданской авиации и иногда привозит Анатолию Ивановичу ром из Доминиканской Республики.

Советы туристам

Как вы уже поняли, добраться до заброшенной деревни Погорелово нелегко, в особенности в зимнее время года: для этого нужны специально подготовленные внедорожники, причем машину придется оставить в нескольких километрах и оставшийся путь проделать пешком. Поэтому, если вы не бывалые путешественники-экстремалы, сто раз подумайте, прежде чем исследовать эти края самостоятельно.

Лично я предпочла не испытывать судьбу и просто присоединилась к экскурсии, которую организуют гиды расположенного поблизости асташовского терема. Они не только проведут вас через лес и покажут знаменитый дом Ивана Поляшова – вы заглянете внутрь деревянного шедевра и полюбуетесь на уникальные исторические интерьеры начала XX века. Кстати, летом туристы могут сплавиться в Погорелово на каноэ по лесной реке Виге. Вот где настоящее приключение!

Терема Солигалича

Патриархальный Солигалич, расположенный на севере Костромской области, называют «городом падающих колоколен». Из-за особенностей местной почвы и близкого залегания грунтовых вод каменные постройки в этом районе сильно подвержены разрушению: по стенам храмов ползут страшные трещины, а колокольни и вовсе заваливаются набок… К счастью, с памятниками деревянного зодчества дела здесь обстоят не в пример лучше: городские улицы – настоящий музей народного искусства резьбы по дереву.

Солигаличу повезло: в отличие от других уездных городов России он прекрасно сохранил свой исторический облик. В советские годы здесь не наблюдалось массового сноса церквей и повсеместного строительства безликих однотипных «панелек», поэтому тут до сих пор ощущается особый провинциальный колорит. Тем удивительнее осознавать, что в таком самобытном, «пахнущем Русью» месте встречается так мало путешественников. Однако на то есть причина.

Дело в том, что Солигалич находится в стороне от популярных туристических маршрутов. Это своеобразный транспортный тупик, куда ведет лишь одна не сказать чтобы очень хорошая дорога, построенная еще в советское время. Вот и получается, что только самые преданные поклонники русской глубинки решаются на поездку в эти края. А ведь здесь действительно есть на что посмотреть!

Когда приезжаешь в Солигалич, создается впечатление, что время здесь как будто остановилось. Все так же в воздухе стоит аромат печного дыма, а выложенные аккуратной горкой поленья напоминают об отсутствии в городе центрального отопления. Все так же работает старинная фабрика по производству валенок, в цехах которой обувь делают на станках, напоминающих музейные экспонаты. В храмах не протолкнуться в дни церковных праздников: после службы так приятно посплетничать, сидя на паперти. Местные детишки ходят в воскресную школу, где изучают Закон Божий и вне зависимости от пола постигают азы ткаческого мастерства. А взрослые участвуют в самодеятельности, блистая на подмостках народного театра.

В общем сонный, архаичный Солигалич – эдакая вещь в себе: он существует в непонятном временном измерении и, как и любая замкнутая система, вполне самодостаточен. Даже продукты здесь производят уникальные – взять хотя бы знаменитую черную соль, которую особым способом запекают в печи. Это лакомство отсылает к тем временам, когда Солигалич был крупным центром солеварения: в XIV веке в здешних краях обнаружили соляные источники, благодаря чему город разбогател и получил свое название – Соль Галицкая. Правда, со временем промысел пришел в упадок, и соляные колодцы были засыпаны.

В XIX веке в Солигаличе, как и в соседней Чухломе, процветало отходничество: многие местные жители ездили на заработки в Москву и Петербург, выполняя всякого рода строительные работы. Здешние мужики испокон веков славились как талантливые плотники и столяры, чему в значительной степени способствовали природно-климатические условия. Когда вокруг столько густых девственных лесов, грех не оставить потомкам целую галерею деревянных шедевров.

Самые старинные деревянные сооружения города датируются 2-й четвертью XIX века – более ранняя жилая застройка не сохранилась из-за одного печального происшествия. 30 апреля 1808 года мещанка Марья Воронова поставила перед образами зажженную свечу, а сама на некоторое время отлучилась. В отсутствие хозяйки от этой свечки начался жуткий пожар, в котором сгорел почти весь Солигалич. Огонь уничтожил свыше четырехсот домов, а также государственные учреждения, лавки и соляные варницы. Пострадали несколько каменных церквей. Судебное разбирательство длилось очень долго и в итоге завершилось резолюцией: «Дело прекратить, а мещанке Марье Вороновой внушить впредь городов не поджигать».

Солигалич возродился из пепла, как птица феникс, и, несмотря на пожароопасность, до сих пор застраивается преимущественно деревянными домами, которых здесь больше 90 %. В их декоре особенно обращают на себя внимание великолепные мезонины и ажурные наличники, от которых чтущие традиции солигаличане не собираются отказываться даже в наши дни.

В городе 77 объектов культурного наследия и 16 памятников федерального значения, однако квинтэссенцией здешних архитектурных пристрастий, безусловно, являются самобытные кружевные терема. Они появились в Солигаличе лишь в последней трети XIX столетия: когда до здешних мест дошли актуальные тенденции в архитектуре, здания обретают облик в стиле эклектика. Простые двухэтажные дома с лаконичным декором сменили здания, буквально «вышитые» деревянным кружевом. Они оживили строгий облик городских улиц. Поспособствовал смене архитектурной моды тот факт, что знаменитый русский предприниматель Василий Кокорев открыл в городе минеральную лечебницу, превратив Солигалич из обычного провинциального захолустья в модное курортное место.

Особую поддержку русский стиль находит в жилом строительстве солигаличских лесопромышленников: в их богато декорированных особняках формы и приемы народного зодчества причудливо сочетаются с отдельными элементами стиля модерн. Подобного рода дома щедро украшались пропильной резьбой, имели усложненную планировку и выразительные крыльца. О них и будет мой рассказ.


Солярные знаки на щипце желтого дома


Дома Собенниковых

Два самых впечатляющих городских терема принадлежали богатейшему солигаличскому семейству Собенниковых, владевшему крупными земельными участками в Костромской губернии. Я потратила много месяцев, пытаясь найти хоть какую-то информацию об этих лесо-промышленниках, но не обнаружила ни одного посвященного им краеведческого исследования. Как-то раз я наткнулась на книгу «Костромские купцы: родословные, сборник», которая пролила свет на некоторые моменты. В частности, оказалось, что интересующие нас терема на улице Вылузгина находились в собственности Николая Михайловича Собенникова – хозяина кожевенного завода в селе Песочном Солигаличского уезда и купца II гильдии. По данным за 1914 год на этом предприятии числилось 18 рабочих, а его годовой оборот составлял 15 тысяч рублей. Николай Михайлович дважды был женат и, разумеется, имел много детей.

Сохранились весьма пикантные воспоминания о сыне купца, Николае Николаевиче, унаследовавшем отцовский завод и являвшемся церковным старостой. Жарким июньским днем он приехал в Кострому и обедал в купеческой компании на террасе гостиницы. «Обедавшие усмотрели идущую по тротуару незнакомую даму и заспорили на десять рублей, естественный или искусственный у нее бюст. Решили доверить исследование Собенникову, который бросился за ней и… обратился с просьбой разрешить спор. Она сказала, что, безусловно, все в натуре, но Собенников попросил: нельзя ли удостовериться? После чего она вынула одну грудь, и он, дотронувшись для большей верности двумя пальцами, вручил ей с благодарностью десятку и помчался обратно на террасу получать выигрыш. В результате в выигрыше оказался ресторатор, так как компания гуляла до самой ночи. В те годы простота нравов была большая, да и скука тоже, так что такое происшествие никого не удивило»[3].

В мемуарах известного ученого-химика Николая Фигуровского, чье детство прошло в Солигаличе, упоминается уже другой представитель купеческого семейства – «толстый, упитанный мужчина» А. В. Собенников. Якобы это он построил желтый терем и в 1908 году решил осветить его электричеством, для чего использовали небольшую динамомашину, приводившуюся в действие керосиновым движком:

«В один прекрасный вечер, вскоре после окончания постройки дома, весь город взволновался. Над крыльцом у входа в новый дом Собенникова загорелась электрическая лампочка. Тусклый желтоватый свет этой лампы исходил от спирали внутри круглого стеклянного баллона. Старожилы города, не говоря уже о нас, никогда не видели ничего подобного. К дому Собенникова сбежалась большая толпа. Взоры всех были устремлены на лампочку, издававшую загадочный желтоватый свет. В толпе разговоры, выражения удивления: «Как же такая ниточка горит и не сгорает?» – спрашивали одни. «Откуда же в пузырек проходит воздух, нигде ведь не видно никакого отверстия?» «Вот до чего доходят люди!» Старухи склонны при объяснениях привлекать нечистую силу…»[4]

Согласно сведениям краеведов, желтый дом был возведен в 1906 году. Его стены рублены с остатком[5] и обшиты тесом, а кровля двускатная. У здания сложная композиция: к основному двухэтажному прямоугольному объему с богато декорированным фронтоном примыкает Г-образный одноэтажный объем, разделенный перерубом (внутренней стеной) на две половины. Фронтон акцентирован высоким щипцом с накладной резьбой в виде солярных знаков[6]. Парадный вход накрывает ажурный металлический козырек-зонт, имеющий форму полуокружности. Решетка балкона также выполнена из металла. Бо́льшая часть окон обрамлена наличниками с лучковыми сандриками – отличаются лишь оконные проемы второго этажа, имеющие щипцовые завершения. Со стороны двора декор отсутствует, к дому примыкают низкие сени[7].

Терем коричневого цвета не так оригинален в плане объемно-пространственного решения, но кажется при этом более монументальным, спроектированным «на широкую ногу». Он датируется началом XX столетия. Многочисленные высокие окна с наличниками, украшенными изящными волютами, позволяют дневному свету беспрепятственно заполнять внутренние помещения, которые образуют анфиладу. Ну и конечно, поражает невероятная пропильная (сквозная) резьба, украшающая фриз, карниз и фронтон дома.

На страницу:
2 из 3