Полная версия
О чем молчит психолог? Книга про целительную силу терапии глазами специалиста и его клиентов
Сегодняшняя ситуация Александре тоже не нравится. Большая часть финансового бремени семьи лежит на ней: муж работает, но его зарплата не покрывает и трети расходов семьи. Содержать ребенка Александре приходится практически в одиночку, а муж не стремится что-либо менять.
Она боится, что никогда в жизни не будет зарабатывать достаточно, чтобы перестать постоянно тревожиться о деньгах, что черная полоса не закончится ни через год, ни через десять лет.
Речь Александры замедляется, она делает большие паузы между фразами. Специалисту эти паузы красноречиво говорят: это очень сложная тема для клиентки. Но в остальном глубину ее отчаяния в этом монологе расслышать сложно. Голос не дрожит, выражение лица не меняется. Она по-прежнему говорит тихо, только смотрит не на меня, а куда-то в сторону.
Моя клиентка привыкла жить в нужде. Тем важнее понять, ради чего десять месяцев назад она решила взять денег в долг. Оказывается, что Александра захотела помочь сестре и взять на себя ее финансовые обязательства.
– Скажите, а вы вообще часто решаете проблемы сестры?
– Довольно часто. Правда, это не всегда денежная помощь. Я стараюсь ей что-то посоветовать, выслушать, помочь разобраться с эмоциями. Еще она не знает меры с алкоголем, приходится вытаскивать ее из неприятностей. Я хочу достучаться до нее, объяснить, что так нельзя. Постоянно пытаюсь найти ей хорошее занятие и устроить личную жизнь.
– Зачем вам это? Получается, что вы не даете сестре справиться с проблемами самостоятельно.
– Мне больно видеть, как близкие страдают.
Александра все еще кажется спокойной, но длинная пауза, которую она берет, прежде чем ответить на мой вопрос, показывает, что мы затронули нечто по-настоящему важное.
– Александра, ваша сестра – не единственный близкий человек, который страдал у вас на глазах?
– Нет. Очень сильно страдала мама, – она снова останавливается, будто размышляя, стоит ли продолжать. – Когда я была маленькой, она каждый день работала на износ, чтобы нас содержать. Но сестре тогда тоже приходилось непросто. Родственники папы, с которыми мы жили, жестоко ее наказывали. Мне все время хотелось ее защитить, помочь, спасти. Но я сама была ребенком и ничего не могла сделать.
– Похоже, что сейчас вы пытаетесь загладить вину, которую испытываете за то, что не могли в детстве помочь сестре.
Александра медленно выдыхает. И соглашается. Мне кажется, что в ней рождается множество чувств, которые сложно проявить. В этот момент я испытываю большое уважение к этой хрупкой, но сильной женщине, а еще чувствую грусть. Как много в ней готовности к самопожертвованию и самоотдаче! И при этом никаких условий, запросов или мыслей о собственном благополучии.
– Александра, просила ли вас сестра о помощи?
– Я была одной из тех, к кому она пришла за советом.
– То есть были и другие люди, которые могли бы ей помочь. И кроме того, ваша сестра готова была решать проблему самостоятельно?
– Да, – говорит Александра с кривоватой усмешкой.
Она замолкает, и я даю ей время побыть с эмоциями, прежде чем спросить, как она себя чувствует.
– Нелепо. Как будто я помешала сестре справиться самой, да еще и себе создала проблему.
Часто вместо того, чтобы выразить теплые чувства, мы пытаемся продемонстрировать любовь опекой. Я спрашиваю Александру, говорила ли она когда-нибудь с сестрой о своих чувствах к ней.
По ее щекам катятся слезы, но других телесных реакций я не вижу. Ее лицо кажется застывшим, тело спокойно, голос лишь слегка подрагивает.
– Конечно, она мне очень дорога. Я ее люблю. И нет, я никогда об этом не говорила. В нашей семье это было не принято.
Время подходит к концу. Я предлагаю Александре понаблюдать за тем, часто ли она пытается спасти дорогих людей и предложить им готовое решение там, где они могли бы справиться сами.
Что происходит с клиентом
Финансовые трудности я всегда рассматриваю как симптом скрытой проблемы. Отношения с деньгами – иллюстрация отношений клиента с самим собой и внешним миром, отражение его эмоционального состояния.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Интервенция – это вмешательство в личностное психологическое пространство человека с целью запустить какие-то изменения. Интервенцией может быть, к примеру, вовремя заданный вопрос или комментарий от психолога клиенту. В таких интервенциях можно опираться на речь клиента, отмечая его выбор слов, интонации или высоту голоса.
2
В широком смысле травма – это вред, причиненный психическому здоровью человека. Людей без травмы не бывает. Травма может быть следствием эмоционального или физического насилия. Если, к примеру, в детстве родители оставляли нас на лето у бабушки, мы можем говорить о травме оставления. Чем дольше мы находимся в травмирующих условиях, тем дольше с нашей травмой приходится работать психотерапевту.
Ретравматизация происходит, когда мы попадаем в ситуацию, пробуждающую в нас те же переживания, которые когда-то мучили нас в процессе получения травмы. Ретравматизация обычно значительно усугубляет психоэмоциональное состояние человека.
3
Комплекс более или менее удачных для нашего общего эмоционального состояния действий, помогающих справиться со стрессом.
4
Сознательное или бессознательное действие, вызванное психическим состоянием клиента. Феномен всегда обладает уникальным значением, зависящим от того, что происходит между специалистом и клиентом во время сессии.
5
Валидация – легализация чувств клиента.
6
Намеренно вводить человека в состояние беспомощности, когда он не может удовлетворить свои потребности и желания.
7
Направление психотерапии, которое призвано помочь человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями.
8
Фрустра́ция – психическое состояние, возникающее из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои потребности, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний и возможностей.
9
Метафорические ассоциативные карты относятся к проективным методикам психотерапии. Это набор картинок, рассматривая которые, человек сталкивается с собственными проекциями. Описывая то, что он видит, он на самом деле описывает собственное состояние. Эти описания – ценный материал для психотерапевта.
10
Телесный симптом – это закрепленная годами телесная реакция. Может проявляться как физическая болезнь. Например: когда я нервничаю, я замыкаюсь в себе, и у меня начинает болеть голова. Либо: когда я выбираю обидеться и промолчать, у меня начинается ларингит. Либо: я не знаю, как отказать мужу в сексе, и у меня начинается молочница.
11
Супервизия – совместная сессия практикующего психолога (супервизанта) и опытного специалиста (супервизора), на которой первый получает помощь и рекомендации от старшего коллеги.
12
Паттерн – набор стереотипных реакций или действий. Поведение, к которому мы обращаемся, не задумываясь, едва получив из окружающего мира соответствующий сигнал.