bannerbanner
Каменный мох
Каменный мох

Полная версия

Каменный мох

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Белла Гусарова

Каменный мох



Этнос, эпос, этос

(Белла Гусарова)

«Муза Дальних Странствий» – и не только территориальных – наиболее известна как вдохновительница Николая Гумилёва. Его наследникам, акмеистам, стилистически следует классическая, ЛИТОшная традиция, в то время как верлибратство идёт за футуристами. Однако «преодолевшие символизм» именно от него наследовали тоску по мировой культуре, и именно она – основная отличительная черта стихотворений Беллы Гусаровой, самой «иностранной» из мне известных русскоязычных поэтов.

Влияние в искусстве не красит, но при наличии таланта и не уродует произведения, действуя как наследственность: похоже, да не то же. Иностранность строк Беллы поэтому, как понятно, не от зарубежных предшественников, но сюжетная, содержательная. Поэтесса в последних книгах обращается по преимуществу к Востоку, но и Запад ей не чужд.

Подтверждение тому – новый сборник «Каменный мох». Здесь объединены тексты о двух исторически связанных цивилизациях – собственно, «обработка» первой «обтесала» вторую. Это соответственно скандинавы – и… славяне, потому что

Так хотелось мне в этом стихотворении

Хоть немного стать русской!

Порядок разделов, кстати, обратный, точнее, расширяющийся, как Вселенная – сначала более южная цивилизация, затем посевернее, затем и вовсе путешествия: «Над Смородиной-рекой», «Под кроной ясеня» и «Между морем». Жизнь, вышедшая из воды, обретя разум, стремится покорить аморфную стихию эмоций, подмять её под себя дающим свободу деревом кораблей.

Что ж, начнём плавание – и/или скольжение той самой бояновой мысью, которая то ли мышь, то ли белочка (и ещё встретится нам в текстах сборника) по каменному мху.

Раздел славянский – как и последующий – оригинально интерпретирует малоизвестную читателю рядовому мифологию, которая заслуживает данного наименования дважды – в том числе из-за требования реконструкции – научной, или, а ведь это не хуже, творческой. И перед вами – реабилитация Кащея и Бабы Яги, которую Белла показывает как одну из первых феминисток – матриархат был, есть и будет:

старые кости белели в траве.

баба Огуда пинала их, злая

на мужиков, видя в каждом козла,

<…> так баба Яга

стала старейшиной древнего Рода. <…>

матриархатовые палачи

ждали дряхления бабы нахальной.

<…> Дедовщина вернулась на Русь.

но все мы помним бабусино имя.

помним, Бабусь!

Потому что мужское дело, война, не добро –

Кровь, пролитая в землю,

родная или чужая,

будет красной!..

И князья-воины – что Ольга-Прекраса, что Олег Вещий – пусть мягко, но критикуются, и куда как больше сочувствия проявляет путешествующая сквозь времена «фемина» к тварям фантастическим – даже в насмешке скользит понимание их, таких человеческих на самом деле, проблем: Змей Горыныч в результате внутреннего конфликта умов

… обожает поговорку: "лишний – третий"

но другую ненавидит:

"одна голова хорошо, две лучше".

Скандинавский раздел лично мне напомнил «Раненый камень» Аллы Горбуновой – тринадцатый и самый мистический раздел «Внутри звездопада». В нём к ненавязчивому, но глубокому феминизму

хочу сверхъестественной девой

замужества избежать

(Валькирия)

добавляется мотив скальда – вне зависимости от пола и даже биологического вида равного богам:

Белка Вострозубка-Рататокс,

Как же нравится твоё мне имя. <…>

По пути ствол ясеня погрызть,

Расползаться, растекаться может

Только зверь священный –

Белка-мысь.

Ирония тоже не сдаёт позиций – Рататокс хорошо, а вот

Конунги, ярлы и бонды

Матери ваши и жёны

Кто имена вам придумывал

Чуть не сломала язык

Глядя заворожено

В карту топонимов северных,

где

скандинав разгадывает сканворд?

Строка эта – пример и игры слов, и отличной звукописи, которой славится – все знают! – море. Но третий раздел не только о плавании в пространстве, но и по волнам обычаев, что кажутся дикими («Объясните медведю права»), минуя и осмысляя заблуждения – как в обращённой к известному летописному факту «Жестокой гуманности». Это путь от магии первобытной к магии истинного знания, от власти силы – к власти слова, от анархии – к порядку, от хаоса – к космосу… и из варяг – в греки, а точнее, в славянские правители: именно скандинавы в итоге «довели до кондиции» как территориальные образования и Нормандию, а через неё – и Англию, и Русь:

Не сидится нам, бродягам, дома.

Ни снегирь в руках не нужен, ни синица. <…>

Жаль, пока днепровские пороги

Не описаны. Их обойдём с земли.

Коль синиц в руках не удержали.

Напоят колодцы-журавли.

Море, которым, выйдя из рунических лесов, овладели прежде завоёванных земель викинги, – это Нептун, планета-символ как искусства, так и пьянства, религии и иллюзий («опиум для народа» это про неё, хотя многие в таком качестве предпочитают Марс, сражаясь, или Венеру, любя), поэтому сборник заканчивается мечтой. Однако каменной, что – Сатурн, и тем же словом, как оригинал «Божественной Комедии» Данте: видение иной, более прекрасной, чем данная в ощущениях, реальности, которая при этом у женщины как у пола более деловитого и конкретного преображается в определённое и достаточно достижимое земное желание (отчасти, насколько мне известно, сбывшееся):

хочу жить в каменном веке <…>

замужем за камнетёсом

с сердцем не каменным <…>

вместе смотреть на звёзды

Таковы – вневременны, ибо современный бетон эзотерически близок доисторическому камню: там же стихия Земли, только техногеннее – полные любви к миру и людям, но ироничные, способные защитить себя внутренней лирической силой – этнос, эпос, этос нашей Музы Дальних Странствий, Беллы Гусаровой. И так приятно глазам скользить по каменному мху, что одновременно и скандинавские руны, и славянские черты и резы, её неровных, нервных, но живых и волшебных, словно средневековые леса, строк!


Кандидат филологических наук АЛЛА ЗИНЕВИЧ


С ВНУТРЕННИМ КОМПАСОМ


Время не линейно.

Живу в разных странах, империях,

В разных эпохах, измерениях.

Пустыни, ледники, прерии

Плюс живописные сновидения,

И сновидения в сновидениях.

Не нужны самолёт и машина времени,

Заглянуть в неведомое, заскочить в зовущее

Не спешу просыпаться, одеваться в будущее,

Открывать глаза, обнимать черепаху,

И слонов, на которых держится мой мир.

Зимой – включить электрический камин.

Прислушаться к шуму волн в разуме

И отправиться в плавание.

И ни при чём лизергин.


НАД СМОРОДИНОЙ-РЕКОЙ


СЕЙЧАС ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД


перебираю камни, представляя

себя неолитической феминой

что подойдёт для резки шкур и мяса

что к полке сувенирной

ведь придут

подруги

сядем вкруг огня

пока

томится пища

в долгом перекуре

обсудим все способности мужей

насколько грамотно кого из нас ебут

чей член годится больше для кострища

и чьи посмертно соберём в музей

если прижизненно не накосячат

стены

пещеры разрисуем в стиле новом

абстрактном, думаю

примитивизм достал

давно пора порадовать вселенную


перебираю камни

вдруг нашла

прямоугольной формы с мягким скосом

сгодится на могильный постамент

с моим прекрасным именем и датой

рождения, но, сколько будет лет

узнают археологи

скелет

составят заново, обтянут белой кожей

и вот теперь среди дольменов я

хожу прото-феминою похожей


СВЯТОГОР РЕРИХА


Здравствуй, Великан Святогор!

Знаю, вход в наш мир охраняешь

От Горынычей и злых мертвяков.

Не встречала их до сих пор.

Заколдована была царица-жена?

Так у всех девиц кровь чудная змеится,

Но заклятие снимается алтынами.

Сам же видел – добрая душа!

Но как водится, всё портится былинами.

Приплели Илью, измену, следствием –

Жинку в гроб, и вечна дружба с Муромцем.

Я фигею с вас, мужики!

Вместе с лошадью богатыря

В карман спрятал,

И скакать по всей земле. Великан

Задевает шлемом тучи, земля

Содрогается. И реки бурлят.


Подвигов ты не совершил,

Нарекли тебя «бесполезным»

Те сказители, но Ты – Великан.

И коню твоему мой поклон.

Ежели покинул Царьград

И пошёл стоять в Гималаях,

Горы там по росту тебе.

Есть где развернуться – Тибет

Будет рад

И ближние страны.

И для нас в Восточном Музее

Сохранится твой лучший портрет.


НЕ СКИФЫ МЫ, НЕ АЗИАТЫ


выдалось засушливое лето,

но в реке Аракс хватало рыбы,

голод был не страшен массагетам.


принесли гонцы дурную весть,

Кир Великий застучал войною.

рыбоеды перестали есть,


страх вселился в душах и умах.

но царица робкого десятка не была,

царица Сиромах…


да, "отец истории" нашёл

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу