Полная версия
Страна генералов и свобод. Часть II
С приходом перонистов во власть большинство детей рабочего класса получили доступ к среднему образованию, особенно к образованию коммерческому и техническому. Уже в 1946 году был принят закон о принципах дошкольного образования. А в 1951 году приняли закон о продвижении учителей по служебной лестнице, где говорилось, что должности выше замдиректора школы будут назначаться на конкурсной основе. В 1954 году Конгресс, в котором преобладали перонисты, отменил религиозное обучение в государственных школах (в отличие от частных). Конгресс утвердил Устав для преподавателей частных школ, где уравнял права учителей школ частных и государственных. Вызывавшим раздражение было введение в школьные учебники хвалебных рисунков, фотографий и текстов в адрес Перона и его супруги, таких как «Да здравствует Перон! Перон-хороший правитель. Перон и Эвита любят нас». В средней школе был введён предмет «Гражданская культура», который пропагандировал не столько достижения правительства и его планы, сколько личности его главных действующих лиц. Книга супруги президента Евы Перон «Причина моей жизни» стала обязательной в начальном и среднем образовании. Средства массовой информации разделились на про- и антиперонистские, причём искажение информации практиковалось как сторонниками правительства, так и прессой, осуждавшей Перона. Например, Ева Перон выступила по радио с требованием принятия закона об избирательном праве женщин шесть раз, но, за исключением ежедневной газеты «Clarin» («Трубач»), эти выступления не были упомянуты ни в одной из ведущих газет того времени: ни в «La Prensa», ни в «La Naciòn», – в связи с антиперонистской позицией этих газет. Все при этом цинично считали себя очень демократичными. В 1947 году был принят закон об обязательном показе аргентинских фильмов по всей стране, а в 1950 – закон о защите киноиндустрии. В результате в том году в Аргентине было снято 58 фильмов. Это был настоящий производственный рекорд, побивший рекорды по количеству просмотров на большей части планеты. В перонистский период были переосмыслены культурные традиции с принятием как европейского реализма, так и классического голливудского кино. В современном кино Аргентины Голливуд не имеет альтернатив. Что касается телевидения, то первая телетрансляция была сделана 17 октября 1951 года с Майской площади, где проводилось празднование «Дня верности» или шестилетия со дня народной поддержки Перона в 1945 году. В 1953 году был принят закон о радиовещании, который учреждал Министерство связи, определял эту услугу как «представляющую общественный интерес» с непременным семидесятипроцентным участием государства и лицензированием. Закон обязывал освещать действия правительства, вести образовательные и культурные программы и не ограничивал рекламу. В июне 1954 года был проведён тендер на получение лицензий.
Во время первого президентского срока Перона в 1947 году был принят закон, признающий за всеми женщинами старше 18 лет право голосовать и быть избранными в органы управления страной. Только тогда в Аргентине на национальном уровне было установлено всеобщее избирательное право. Выступления за избирательные права женщин происходили с 1907 года, но ни Гражданский Радикальный Союз, ни консерваторы не поддерживали эти требования, и представленные проекты систематически отклонялись. В 1945 году Хуан Перон также выступал за право женщин голосовать, но его инициатива была отклонена. А во время избирательной кампании 1946 года коалиция перонистов включила это требование в свою платформу. После выборов 1946 года Ева Перон, супруга президента, начала открытую агитцию за избирательное право женщин на митингах и в выступлениях по радио. Её влияние на политические процессы росло. Законопроект был внесён на рассмотрение в мае 1946 года, но из-за негласного саботажа Сената только 9 сентября 1947 года в Палате депутатов был принят закон, устанавливающий равенство политических прав мужчин и женщин. В 1949 году было принято решение о создании Женской перонистской партии. Эвита, как любовно называли женщины супругу Перона, так уточняла причину создания партии: «Женская партия логически связана с перонистским движением, но независима как партия… Рабочие могли спастись только сами, и „только скромные спасут скромных“… Я думаю, что только женщины будут спасением женщин. В этом причина моего решения организовать женскую партию… Нас объединяют цели перонистского движения, но есть и своя цель – устранить притеснение женщины». Из-за своей автономности партия получила 33% всех должностей перонистского правительства. Таким образом, в 1951 году по всей стране от новой партии было избрано на законодательные должности 109 женщин. Трудности, с которыми сталкивались женщины при получении доступа к политическим должностям, даже несмотря на признание их прав, хорошо видны на примере второй по популярности в то время партии Гражданский Радикальный Союз, где ни одна женщина выборных должностей не занимала. Женской перонистской партии удалось получить 23 депутатских места в Палате представителей и 6 сенаторских мест. В пятидесятые годы двадцатого века ни в одной стране мира не было такого количества женщин в Конгрессе, как в Аргентине. Политическое равенство мужчин и женщин было дополнено «юридическим равенством супругов и равенством их родительских прав», гарантированным статьей 37 Конституции 1949 года или Конституции Перона. В 1949 году было создано Министерство труда и социального обеспечения, где Ева Перон зачитала декларацию прав престарелых, свою новаторскую инициативу, опубликованную 28 августа 1948 года. С этого момента 28 августа в стране считается Днём пожилых людей. Декларацию она передала в руки президента с просьбой включить её в законодательство. В декларации были перечислены права на помощь, жильё, еду, одежду, физическое и моральное здоровье, отдых, работу, общение и уважение. В том же году Аргентина представила этот перечень в Организацию Объединённых Наций, предлагая принять права человека для пожилых людей на Генеральной Ассамблее. Должно было пройти 43 года, прежде чем предложение Аргентины было принято в ООН в 1991 году. Но в самой Аргентине перечень прав пожилых людей, составленный Эвитой, был включён в тридцать седьмую статью Конституции уже в 1949 году.
Ева Дуарте де Перон добилась тех целей, которые в течение многих лет преследовали социалисты и феминисты. Её публичные выступления были полны любви к трудовому народу, она превращала унизительные клички, данные расистами неимущим, в символ народной души, прекрасной и терпеливой. «Всё, что противостоит народу, возмущает меня до крайних пределов моего бунтарства и моей ненависти, – говорила она, – но Бог знает, что я никогда и никого не ненавидела просто так и ни с кем не боролась при помощи зла. Только ради защиты моего народа: рабочих, женщин и детей. Бедные „жирдяйки“, которых никто и никогда не защищал с большей искренностью, чем Перон, и с большей горячностью, чем Эвита. Но любовь Перона к народу больше, чем моя. Потому что он, обладая военными привилегиями, сумел подняться к народу, разорвав все цепи своей касты. Я, напротив, родилась в деревне и страдала в деревне. У меня душа, плоть и кровь народа. Мне не оставалось ничего, кроме как отдать себя своему народу».
В работе «Моё послание» Ева пишет: «Я возмущённо восстаю против привилегий высших кругов вооружённых сил и духовенства. Наш народ постигло несчастье капиталистического империализма. Я внимательно наблюдала за его убожеством и преступлениями. Он называет себя защитником справедливости, простирая грабительские лапы на имущество тех народов, которые находятся под его властью… Но еще более отвратительными, чем империалисты, являются национальные олигархии, которые продают, а иногда и отдают за бесценок счастье своих народов». Эвита называла «олигархами» тот богатый правящий класс, который был назван так ещё радикалами при Иригожене. «Профсоюзные лидеры и женщины, которые являются чистыми людьми, не могут и никогда не должны подчиняться олигархии. … олигархия, эксплуатировавшая нас тысячи лет, всегда будет пытаться подавить нас», – сказала она в речи на первомайской демонстрации 1949 года. И категорично, как любой первопроходец, заявила: «Перон – это Родина, а тот, кто не с Родиной, – предатель».
Раздражение неперонистов вызывал тот культ личности Эвиты, который насаждало перонистское правительство. Ещё при жизни портреты и бюсты Евы Перон были установлены практически в каждом общественном здании. Антиперонисты, тем не менее, имели возможность критиковать и деятельность её фонда, и роскошные наряды и драгоценности первой леди на официальных приёмах, и воинственный тон, которым были полны её речи. Ошибки правительства в экономике вполне могли дать оппозиции шанс прийти к власти легально, без убийства сограждан. Но видимо те, кто противостоял перонизму, были далеко не так честны в своих намерениях, как хотели казаться, критикуя действия лидеров перонизма. После смерти Эвиты её имя и дата рождения использовались для обозначения общественных учреждений, железнодорожных станций и станций метро, городов и даже провинций. Её автобиография была признана книгой для чтения в начальной и средней школах. Искоренение памяти о перонизме военным переворотом 1955 года не могло быть вызвано только раздражением от культа личности и популизма. Оно имело чисто практические цели возвращения средневековых привилегий правящего класса на фоне забвения всех тех социальных преобразований, которые принёс в страну перонизм. Глава испанской делегации, прибывшей в Аргентину в 1947 году, оставила такие воспоминания о личности Эвиты и о её деятельности: «Жена президента принимала бесконечное количество посетителей. Это был непрерывный шум сотен самых разных людей, которые часами ждали, когда она их примет. Были комиссии рабочих, профсоюзные лидеры, оборванные деревенские женщины с детьми, иностранные журналисты, гаучо в своих пончо с семьями, личности в штатском с черными усами. Были беженцы из-за «железного занавеса», беглецы из Европы, балтийские интеллектуалы и студенты университетов, священнослужители и монахини, крикливые дамы в очках, молодые служащие, футболисты, артисты театра и цирка… Эвита, сидевшая за длинным столом на подиуме зрительного зала, держала перед собой несколько телефонов, кучу досье, трёх или четырёх помощников рядом, двух секретарей и непременно одного или двух министров, группу сенаторов и депутатов, губернаторов провинций, председателя Центрального банка, а также множество фотографов и операторов кино. Среди этого базара Эвита выслушивала самые разные просьбы, от повышения заработной платы до заключения коллективного договора, о семейном жилье, приданом, детской одежде, месте в школе, питании, разрешении на съёмку фильма. Просьбы о всевозможных грантах и о принятии мер против злоупотреблений власти. О чествованиях, митингах, инаугурациях и собраниях женщин, о раздаче подарков и пожертвований. Эвита была неутомима… В ней сочетались природный талант, способность играть на противоположных интересах, непринуждённый, иногда жаргонный язык с искрящимися образами, дерзкая ирония, яростная критика, неутолимый аппетит к власти, эффектная демагогия, обращение к народу без посредников, как открытое окно для всех. И это чудо помощи обездоленным. И постоянный надзор и уколы в сторону бюрократического аппарата, с самых его вершин, которые держали её в постоянном напряжении… Она была буквально поглощена великой страстью, перонизмом, где социальная революция понималась ей по-своему, как отеческая справедливость… И прежде всего она была лидером национальным». «Признаюсь, – писала она, – у меня есть стремление, большое личное стремление: я бы хотела, чтобы имя Эвиты когда-нибудь вошло в историю моей Родины. Я бы хотела, чтобы о ней было сказано хотя бы в небольшой заметке, в конце замечательной главы, которую история непременно посвятит Перону, что-то вроде этого: «Рядом с Пероном была женщина, которая посвятила себя тому, чтобы донести до президента надежды народа, которые впоследствии были оправданы. Перон воплощал их в реальность». И я была бы совсем довольна, если бы заметка заканчивалась так: «Об этой женщине мы знаем только то, что люди ласково называли ее Эвита».
В районе Реколета, где сегодня находится электрическая инсталляция «Генерирующий Цветок», который раскрывает свои гигантские металлические лепестки под лучами солнца, планировалось возвести монумент высотой 137 метров в честь фабричного рабочего. Это был проект с названием «Монумент человеку труда», посвящённый малооплачиваемым рабочим, которых называли «безрубашечниками» за их особенность носить пиджаки на голое тело в целях экономии. Проект сооружения, рассчитанного на вечность, на основе идеи Эвиты представлял собой гимн справедливости и закрепление в искусстве всех её постулатов. В основании монумента планировался круглый храм диаметром около ста метров с аллегорическими статуями. После кончины Евы в июле 1952 года проект был преобразован в «Памятник Еве Перон». Хотя статуя легендарного рабочего-перониста на вершине монумента не подлежала изменению, в нижнем храме должен был быть саркофаг Евы как духовного лидера нации, поскольку в мае 1952 года, незадолго до её кончины, Национальный конгресс присвоил ей этот уникальный титул. Ей тогда исполнилось 33 года. Только в конце апреля 1955 года была сделана закладка фундамента грандиозного памятника, достроить который до военного переворота не представилось возможным. В одной из своих последних речей Эвита попрощалась с людьми следующими словами: «Я оставляю им своё сердце, всем безрубашечникам, и сильно их обнимаю, и хочу, чтобы они знали, как сильно я их люблю». Её похоронную процессию дождливой неделей посетили более двух миллионов человек, похороны длились шестнадцать дней. Двадцать восемь человек погибли в толпе на улицах и более трёхсот получили ранения.
В 1955 году военный переворот или самоназванная «Освободительная революция» освободила себя ото всех общественных работ и социальных обязательств, оставив людям только мизерные пенсии, которые могли и не выплачиваться «в связи с экономическими трудностями». Диктатура сделала «деперонизацию» ключевым лозунгом, чтобы люди забыли, как много сделал для них перонизм. 5 марта 1956 года был даже издан указ, запрещающий упоминать имя Эвиты. Был ликвидирован Фонд Евы Перон, снесена резиденция президента, располагавшаяся на территории теперешней Национальной библиотеки, где проживала чета Перонов. С началом «Освободительной революции» родные Эвиты подверглись преследованиям и отправились в изгнание в Чили, вернувшись только в 1962 году. Но имя её подхватили партизаны в своей борьбе с военной диктатурой. Один из их лозунгов гласил: «Если бы Эвита была жива, она была бы монтонерой». Партизаны называли себя «монтонерос» от слова «монтон», означающего «множество». После падения перонистского правительства в 1955 году народ стал называть Эвиту «Знаменосицей смиренных».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.