bannerbanner
Нейролингвистика: сакральность русского языка
Нейролингвистика: сакральность русского языка

Полная версия

Нейролингвистика: сакральность русского языка

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Нейролингвистика: сакральность русского языка


Екатерина Демерле

© Екатерина Демерле, 2024


ISBN 978-5-0062-2918-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

В древнеегипетской «Книге мертвых» написано, что душе, при входе в загробный мир задается два вопроса:

– Был ли ты счастлив?

– Принесло ли твое счастье радость другим?

В этих вопросах заложен весь смысл Бытия, потому как счастливым человек бывает только тогда, когда он реализовался и находится в соединении со своим Духом, который должен проявиться в течение жизни. Ответ на второй вопрос дает информацию, не навредил ли человек своими деяниями другим.

В нашем социуме назрел вопрос о пути общественного развития, направление которого прослеживается через сумму индивидуальных жизненных траекторий. Каждый индивид, проживая свою судьбу, формируя свои мысли, чувства и желания, вносит определенный вклад в общенародное, а впоследствии и в общепланетарное развитие.

Мы все является частичками и представителями большого мирового Логоса. Не мудрено, что это слово было введено в обиход древнегреческими мыслителями и первоначально обозначало сочетание понятий: «мысль», «слово», «смысл», «причина», «разумение».

Таким образом, своей жизнедеятельностью мы преобразуем мир, который представлен как текст, то есть сочетание кодов и символов, а также энергий, способных этот текст модифицировать.

Мы понимаем этот мир так, как мы его себе объясняем, какую картину происходящего мы себе нарисовали. От построенных определенным образом нейронных связей в нашем мозге зависит то, как мы будем взаимодействовать с окружающими, выстраивать свою жизнь, понимать происходящее, учиться, добиваться поставленных целей.

И здесь на помощь приходит такая наука как нейролингвистика, которая через изучение взаимосвязи нейронов головного мозга и различных языковых систем пытается вскрыть глубинные смыслы жизни человека на Земле и его цивилизационного развития. В свою очередь, нейронные связи создают картину мира, который мы воспринимаем в первую очередь через лингвистический ландшафт.

1. НЕЙРОЛИНГВИСТИКА КАК СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ

Мы живем в обществе себе подобных и на протяжении жизни вынуждены взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы обмениваться информацией, впечатлениями, выводами и обогащать свой жизненный опыт.

Как правило, для этого большинство людей пользуются языком, то есть системой кодов и символов, которые способствуют более полному выражению своих мыслей, эмоций, чувств, отношений к какому-либо процессу или явлению.

Зачем нам это нужно? Дело в том, что человек – это существо социальное и жить, и развиваться он может только в процессе взаимодействия с другими людьми.

Философы и эзотерики говорят, что Дух (Часть Бога) приходит в этот материальный мир в человеческом облике для того, чтобы получить навык существования в плотных материях (материального существования). Только здесь мы получаем данный навык и можем испытать определенную гамму чувств и эмоций, понять, что нам нравится, а что вызывает отторжение, найти схожих по душевным характеристикам персонажей.

Основной задачей нашего пребывания на Земле является духовная эволюция. То есть, понимание, осознание и принятие законов мироустройства, которое будет способствовать процессу сотворчества, создания той реальности, которая в большей степени будет удовлетворять нашим духовным желаниям и потребностям.

Но прежде чем заниматься созданием и вовлекаться в творческий процесс, необходимо познать себя. Для этого, нужно найти ответы на следующие вопросы:

Как мы мыслим?

Почему те или иные идеи проходят нам в голову в определенный момент времени? Почему мы способны их забыть или внезапно вспомнить?

Как устроена наша память?

Что нас подвигает к действию?

Как мы изучаем язык?

Почему маленькие дети, родившись в определенной культурной среде, быстро усваивают язык, на котором говорят родители, а взрослый, попавший в иную языковую среду без вспомогательных средств (словари, переводчики) будет долго (годами) приобщаться к новым языковым формам?

Точно ли мы, оперируя одними и теми же словами, и выражениями, понимаем их одинокого? Или каждый вкладывает свой смысл и значение? От каких параметров это зависит?

Все эти вопросы входят в такую сферу человеческого познания, как нейролингвистика.

Нейролингвистика – это область познания действительности, включающая в себя изучение способов и механизмов мышления, через те или иные языковые конструкции.

Другими словами, нейролингвистика исследует различные способы восприятия реальности, процессы мышления и понимания, через призму языка, на котором человек привык думать и изъясняться.

Иллюстрируя эволюцию нейролингвистических концепций, можно привести контурную модель Лири-Уилсона [15], которая показывает факторы, влияющие на основные эволюционные процессы как отдельно взятого человека, так и всей социальной системы в целом.

Контурная модель была предложена Робертом Уилсоном 60-е годы ХХ века, который в основу ее формирования положил антропологические теории Тимати Лири. Базовую основу теории Лири – Уилсона составляют несколько контуров развития, от которых зависят особенности мышления, инстинктивные позывы, социальные программы, принятые в данном обществе и оказывающие непосредственное влияние на становление и развитие психики человека.

Помимо этого, каждый контур связан с определенной стадией биологической или социальной эволюции общества в целом или отдельно взятой личности в частности. Программы мышления на каждой из стадий слагаются из четырех частей:

1. Генетические императивы, к которым относятся жестко заданные программы жизнедеятельности, биологические установки, присущие определенному типу социальной системы, инстинкты, способствующие сохранению жизни человека в определенных условиях.

2. Импринты, которые представлены более или менее жестко заданными программами, которые мозг воспринимает только в определенные моменты его развития. Импринты начинают проявляться только тогда, когда человеку необходимо сделать выбор, принять решение, так как импринт, действует автоматически, как и генетическая программа, и обеспечивает соответствующие модели поведения. Также, импринты связывают нейроны в нейронные сети, которые впоследствии выдают автоматически определенное решение в ситуации выбора, помогая человеку экономить энергию.

3. Кондиционирование представляет собой программы, которые накладываются на импринты, они имеют менее жесткую структуру и достаточно легко поддаются перепрограммированию. В отличие от импринтирования, при котором единственного, но достаточно болезненного переживания достаточно для установления постоянных нейронных связей, кондиционирование требует многократных повторений одного и того же переживания и при этом оно не устанавливается навсегда.

4. Обучение представлено еще более свободными и легко усваиваемыми программами, чем кондиционирование. Для более глубокого усвоения, в процессе обучения требуется многократное повторение и мотивация, поэтому обучение, играет менее важную роль в человеческом восприятии и формировании убеждений, чем генетика, импринтирование и кондиционирование. Как отмечают Роберт Уилсон и Тимати Лири, первичный импринт всегда сильнее любого последующего кондиционирования или обучения.

Импринт – это такой вид программного обеспечения, который неразрывно слился с аппаратным обеспечением, отпечатавшись на нейронах в момент их особой доступности и уязвимости. Импринты (программное обеспечение, закрепленное аппаратно) являются неотъемлемой частью нашей индивидуальности и в бесконечности возможных программ, представляющих собой потенциальное программное обеспечение, импринт устанавливает ограничения, определяет параметры и периметры, в пределах которых происходит все дальнейшее кондиционирование и обучение. Систему импринтов, сформированных на определенной стадии, вышеперечисленные авторы называют системой / контуром [15].

Они же выделяют несколько основополагающих контуров, которые формируют базис человеческой личности и мировосприятия.

1. Оральная система биовыживания, в значительной мере определяемая импринтами раннего младенчества, отвечающая за поиск безопасности и спокойствия.

Когда любой человек попадает в экстремальную ситуацию, по итогу которой он может лишиться здоровья или жизни, то на помощь приходит биовыживательный контур, способствующий молниеносному принятию решения, основанного на инстинктах. В данный момент включается нейронная цепочка, которая была уже запрограммирована изначально на случай непредвиденной или экстремальной ситуации. Впоследствии человек не может вспомнить процесс принятия решения, так как он его принял инстинктивно, на уровне безусловного рефлекса.

Происходящее на этом этапе импринтирование и кондиционирование определяют следующие черты и качества человека:

– уверенность или беспокойство;

– заземленность / укорененность или жажда познания / исследования;

– зависимость или автономность.

2. Анальная территориальная система, в значительной мере определяется импринтами, возникшими на этапе, когда ребенок учится ходить, начинает определять «свою» территорию и поддержание некоторого определенного статуса в стае млекопитающих / человеческой семье / группе. Даже низкий статус, будучи однажды импринтирован, будет автоматически функционировать и казаться «нормальным».

Речь идет о том, что социальные статусы и роли, которые человек будет впоследствии воспроизводить в обществе, закладываются в семье в первые годы жизни ребенка. И от того, насколько удачно или неудачно у него получилось сформировать свои нейронные связи, отстоять свое место в групповой иерархии, победить в себе страхи / сомнения, связанные с непринятием другими, адаптацией под социальные нормы, будет зависеть его будущая судьба в общественной системе, в которой он займет место «хозяина положения» или будет довольствоваться ролью «неудачника».

Происходящее на этом этапе импринтирование и кондиционирование определяют следующие наши черты:

– подчинение или доминирование;

– уверенность в своих силах или сомнения в своих способностях;

– сильное или слабое Эго;

– высокий или низкий статус в социальной иерархии.

3. Когнитивно-семантическая система, импринтируемая на этапе, когда язык и другие виды символизма начинают «представлять смысл» для растущего ребенка. Данная система отвечает за речь, мышление (внутреннюю речь) и создание карт и моделей реальности.

Этот контур формируется в детстве и корректируется в подростковом возрасте, отражая ту реальность, которая будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни. В это же время закладываются основы мышления и речи, способность мыслить логически и выстраивать причинно-следственные связи.

Происходящее на этом этапе импринтирование и кондиционирование определяет следующие черты и характеристики:

– беглость речи и восприятия информации / медлительность речи и восприятия информации;

– ловкость и быстрота ума / неповоротливость ума, неспособность сформировать адекватные выводы.

4. Социосексуальная система, импринтируемая в период полового созревания, создает характерную линию сексуального поведения и закладывает морально-нравственную базу личности.

Адекватное формирование данного контура очень часто закладывается в родительской семье и формирует базовое отношение человека к противоположному полу, старшим, учителям, воспитателям, государству и обществу в целом.

В том числе, те проблемы, с которыми сталкиваются дети, рожденные или воспитанные в неполной семье, в асоциальной семье, в конфликтной или деструктивной семье будут формировать его базовое отношение ко всем остальным проявлениям общества, накладывать отпечаток на их дальнейшее личностное формирование.

На этом этапе импринтируется и кондиционируется «взрослая личность» и человек становится:

– морально устойчивым или аморальным;

– покорным без критического мышления или человеком, способным критически мыслить и принимать взвешенные, самостоятельные решения;

– выступающим за традиционные ценности или анархистом.

Помимо этого, Роберт Уилсон и Тимати Лири выделили еще четыре системы, которые находятся в стадии своего становления и обычно наблюдаются у меньшинства, но в тоже самое время, могут иметь важную роль в дальнейшей эволюции человека и общества. К данным системам относятся:

5. Нейросоматическая система, содержащая обратные связи «головной мозг – нейропептиды – иммунная система».

Смысл данного контура заключается в том, что наукой еще не доказано, но в практической стороне жизни мы можем наблюдать большое количество связей психоэмоционального состояния человека с его физическим здоровьем. Так, люди, которые находясь в критической фазе болезни, но верящие в свое исцеление или имеющие четко сформулированную цель своего существования, достаточно быстро идут на поправку. В то время как у тех, у кого данной цели нет, как нет и природного оптимизма, и веры в лучшее, могут с болезнью не справиться.

Ученые отмечали, что революционный переломный момент в данном направлении не за горами и в скором будущем люди придут к доказанному и обоснованному принятию имунно-нейропептидных связей, нейрохимии, нейролингвистического программирования, влияния психоэмоционального состояния на состояние физическое.

В рамках данного контура можно отметить, что различные физиологические или психические состояния организма можно запрограммировать, сформировав и несколько раз применив инновационную нейронную цепочку. Например, перехватив себя на мысли сделать автоматически определенное действие, вызванное реакцией на определенный раздражитель, необходимо повести себя по-другому, воспроизвести, может быть прямо противоположное действие и закрепить его в своей мозговой деятельности в качестве инновационной нейронной связи.

6. Система метапрограммирования, базирующаяся на применении научных методик в йоге и в восточных практиках целительства. Доктор Тимоти Лири показался в свое время сумасшедшим, когда он заявил: «Вы можете изменять себя так же легко, как вы переключаете каналы в телевизоре». Утверждая, что:

во-первых, не существует «статичного Эго» или «сущностного Я»;

во-вторых, человек способен перепрограммировать свою нервную систему на множество «Я», большинство из которых будет эволюционно опережать средний человеческий уровень.

Когда достаточно разовьется технология и внутреннее искусство метапрограммирования, произойдет еще один революционный квантовый скачок, даже более значительный, чем овладение нейросоматической системой, которое даст нам не только долголетие, но и, кажущиеся сейчас сверхъестественными, способности [15].

7. Морфогенетическая система содержит «личности» и информационные данные всех живых существ, когда-либо населявших планету Земля. Первое описание этой системы встречается в «реинкарнационной» модели, так как шаманы / йоги / просветлённые, импринтировавшие эту систему, обращались к некоторому трансцендентному Сознанию, появляющемуся в разные временные периоды то в одном теле, то в другом.

Фрейд и Юнг пошли немного дальше, обнаружив подтверждение этой информации в снах своих пациентов, они ввели понятия «расовая память» и «коллективное бессознательное». В настоящее время наука, в том числе обращаясь к древним ведическим славянским или индуистским знаниям, останавливает свой взор на объяснении мыслительных процессов через подключение человека к определенной информационной матрице и считывании оттуда «нужной» информации. Этим можно объяснить феномен «интуиции», «прозрения», генерирования новых мыслей и идей.

Тем не менее все, кто имеет большой опыт изучения этой системы, соглашаются с Юнгом и Лири в том, что ее информация содержит в себе не только память о прошлом, но и отчетливые траектории будущего. Морфогенетическая система может служить своеобразным эволюционным «радаром», подготавливая нас к квантовым скачкам сознания посредством демонстрации нам информации, когда мы будем к этому психоэмоционально готовы.

8. Нелокальная квантовая система просматривается в свидетельствах шаманов / йогов / философов, живших практически во все периоды человеческой истории. Смысл данной системы заключается в том, что на определенном этапе своей эволюции человек, накапливая бесценный опыт способен совершить квантовый скачек и перейти на более высокий уровень своего развития. Для этого, он должен отказаться от своих эгоистических пристрастий и устремлений и растождествиться со своей «социальной личностью», уступив место «личности духовной» [15].

Подводя итог, можно отметить, что модель Лири-Уилсона вскрывает глубокие пласты мировосприятия современного человека, отмечая какую роль в процессе взаимодействия с миром играют инстинкты, мышление, образование, обучение и социальное программирование. Насколько важно в настоящий момент осознавать необходимость изучения и познания структуры мышления и особенности его программирования, в том числе программирования нейролингвистического.

Можно отметить, что на основании этой модели частично была построена концепция нейролингвистического программирования, как системы перепрограммировании сознания человека через позитивные вербальные образы, снятие блоков и страхов, которые внедрились через негативные убеждения.

В концепции нейролингвистического программирования, мы оперируем данными, что человеческий мозг подразделяется на три части:

 сенсорную (мозжечек, инстинкты, мозг рептилии);

 эмоциональную (лимбическую, мозг млекопитающего);

– рациональную (неокортекс, мозг человека).

Эти части последовательно формировались в процессе человеческой эволюции, не заменяя друг друга, а наслаиваясь. Можно с уверенностью сказать, что большая часть современных представителей человечества пользуется всеми тремя частями мозга в процессе принятия каждодневных решений, не говоря уже о решениях долгосрочных и стратегических. Другой вопрос в каком процентном соотношении подавляющее число людей эти части мозга используют.

Здесь ученые приводят неутешительные факты, говоря о том, что многие (по результатам наблюдений), в процессе принятия жизненно важных решений до сих пор используют сенсорную (рептильную часть мозга), оперируя инстинктами, в том числе инстинктом самосохранения, добывания средств к существованию, выживания и размножения. В меньшей степени используется эмоциональная (лимбическая часть мозга), заставляя представителей homo sapiens опираться на эмоционально-чувственный каркас, который также дает определенную информацию об окружающей среде – нравится / не нравится / приятно / не приятно.

Ну и достаточно немногочисленные представители современности используют рациональную (неокортекс) часть мозга в процессе принятия решений, оперируя логикой, дающей возможность увидеть более целостную картину мира, определить основные причинно-следственные связи между событиями и выстроить на их основе свою собственную жизненную стратегию.

Нейролингвистика – это лингвистическая концепция, которая при изучении особенностей восприятия языковых конструкций, апеллирует к древнейшей, лимбической коре головного мозга, отвечающей за инстинкты и эмоции, часто в обход рациональным доводам.

Основной задачей нейролингвистического программирования является формирование технологии оперирования нейронными связями, которые были сформированы много столетий или тысячелетий до нас и достались нам в наследство от наших предков.

В лингвистической практике существует понятие первичного языка и последующих языков.

Первичный язык – это язык, на котором индивид говорит от рождения, то есть это первый язык, который был освоен в раннем детстве, это язык родителей, той культурной среды, в которой проходили первые этапы становления маленького человека. Принято считать, что это тот язык, на котором индивид думает (хотя здесь могут быть различные точки зрения).

Последующие языки – это языки, которые были выучены впоследствии. То есть, все смысловые конструкты последующих языков ложились на первичный язык. Чтобы понять смысл сказанного или услышанного, человек вынужден переводить на понятный ему, усвоенный в детстве первичный язык, который является своеобразным лекалом, моделью восприятия действительности.

Не случайно, говорят, что очень сложно переводить шутки или юмор, основанный на игре слов, на другие языки. Или объяснять определенную ситуацию, представителю другой языковой группы, не имеющему данный бэкграунд, который не читал в детстве народные сказки, не смотрел фильмы, которые смотрело большинство представителей данной языковой группы.

Каждый язык имеет свой контекст, свою историю, определенный длительный или не очень длительный период становления и развития. Язык представляет собой живую ткань, в которую вплетены элементы отражения действительности. Язык – это способ мышления, способ познания реальности.

Как отмечают многие антропологи и языковеды каждая нация имеет свои способы взаимодействия с окружающей средой, миром. К ним относятся:

1) История – наличие мифов и легенд, прочно закрепленных в общественном сознании.

История – наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений.

В наши дни появилось новое определение истории как науки «о прошлой социальной реальности». Часто история нации, народности состоит из набора мифов, легенд и преданий, а также задокументированных фактов, которые дошли до потомков.

История не всегда бывает объективна (зависит от мировосприятия историков или летописцев), но она вносит большой вклад в мироощущение народа в осознание себя как целостности.

2) Менталитет – способ реагирования на определенные явления и процессы окружающей среды.

Менталитет представляет собой склад ума, совокупность ментальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, определенному народу.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии и антропологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей (чаще этническую).

Менталитет формируется столетиями и отражает способ реагирования на определенные исторические вызовы. Например, у русского народа в ментальности заложена воля к победе и борьба / сопротивление, как реакция на внешнюю угрозу. Это зафиксировано в мифах, сказках и преданиях.

У китайцев, в свою очередь, наблюдается отсылка к выжидательной позиции – сесть на берегу и подождать, когда мимо поплывет труп твоего врага. Данная мудрость базируется на философии даосизма. Эти позиции закреплены во внутренней национальной философии и отражают менталитет представителей данного народа.

3) Язык – набор знаков и символов, которые отражают мышление определенной социальной общности / народности.

Так как язык является способом мышления данной народности, объединенной определенной историей и менталитетом, то это обстоятельство дает право выделить основные свойства любого языка, к которым относятся следующие.

Язык является отражением мышления, менталитета того народа, которому принадлежит.

Язык проходит путь трансформации, который зависит от социальных, культурных, ментальных преобразований социума.

Язык – это система, которая имеет свою структуру, подчиняющуюся закону наблюдателя (так же, как и элементарные частицы, которые ведут себя по-разному в зависимости от того, наблюдает за ними кто-то или нет).

Например, одно и то же слово в разных языках может иметь разное значение: gift [анг.] – подарок gift [нем.] – яд

Способы формирования языка

На страницу:
1 из 3