Полная версия
История схоластического метода. Второй том: По печатным и непечатным источникам
204
Policraticus 1. 7, c. 9 (M., P. L. CXCIX 657. Ioannis Saresberiensis Episcopi Carnotensis Policratici libri octo, ed. Webb II 128).
205
Clm 2627, fol. 55.
206
Cod. lat. 1002 Мазаринской библиотеки, f. 221v-231 v. Стихи этого «Praeconium», по общему признанию, весьма сомнительного качества.
207
Cod. lat. 297 из библиотеки Инсбрукского университета, лист 132.
208
Etudes sur Joachim de Flore et ses doctrines, Paris 1909, 75.
209
Ср. Denifle, Die mittelalterlichen Universitäten 759 A. 22.
210
Ср. прекрасные замечания по этому поводу в Cl. Bäumker, Die europäische Philosophie des Mittelalters, in der Kultur der Gegenwart I 315.
211
Quaestiones Magistri Odonis Suessionensis c. 43. Pitra, Analecta novissima Spicilegii Solesmensis, t. II: Tusculana, Paris. 1888, 46.
212
Поэтому в начале каталога старой библиотеки Корби (см. XII) стоит пометка: «Imprimis Codices sancti Augustini, deinde aliorum doctorum» (G. Bekker, Catalogi bibliothecarum antiqui 185).
213
Clm 21528 (p. XII; из Вейнштефана) – кодекс Илария, снабженный житием папы в стихах. Cod. 295 (p. XII) из библиотеки аббатства Цветтль посвящен листам 1—71 «De auctoritate Hilarii Pictaviensis episcopi\ In Cod. Vat. lat. 254 (s. XII), листы 21—40 содержат «Note in libro beati hylarii de trinitate», т.е. выдержки из 1. 1—12 «De trinitate».
214
Об этом см. Tiraboschi, Storia della letteratura italiana III, 336—338; Fabricius, Bibl. lat. mediae et inf. aetatis I, Florentiae 1858, 281 – 282; Antonioli, Memoria a’ illustri Pisani 1791, 4 v. 4; Hurter, Nomenclator II 182 и 108 A.
215
Cod. Vat. lat. 247 (s. XIV), fol. 21: (Galeni) De regimine sanitatis 1. 1—4 a Burgundione Pisano e greco in latinum translati.
216
Приведем лишь некоторые из этих рукописей: Codd. lat. 14468 (s. XII), 14469 (s. XIII) и 15 643 (s. XIII) Парижской национальной библиотеки содержат комментарии Златоуста к Матфею. Cod. lat. 1778 (s. XIV) той же библиотеки содержит комментарии к Матфею и Иоанну. Cod. lat. 1781 (ibid.), написанный в 1386 году, содержит комментарий на Матфея и примечание, что эти гомилии были переведены на латынь «a Burgundione Lento, cive Pisano et iudice, Eugenii III iussu anno 1151». Cod. lat. 1782 (ibid., p. XIII) содержит гомилии к Иоанну. О переводах Бургундио на Иоанна Златоуста см. также Chr. Baur O. S. B., S. Jean Chrysostome et ses oeuvres dans Thistoire littdraire, Louvain et Paris 1907, 62. Looshorn (Die lateinischen Übersetzungen des hl. Johannes Chrysostomus im Mittelalter nach den Handschriften der Münchener Hofund Staatsbibliothek, in Zeitschrift für kathol. Theologie IV [1880] 788 ff) рассматриваются только более древние переводы св. Иоанна Златоуста, сделанные Анианом и Мутианом. Меркати (Appunti su Niceta ed Aniano traduttore di S. Giov. Crisostomo, in Studi e testi V [1901], n. 12, p. 142 [cf. Chr. Baur a. a. 0. 62 A. 2]) показывает, что Фома Аквинский использовал комментарий Хризостома к Матфею в переводе Бургундио.
217
Cod. ürb. lat. 485 (p. XV), fol. 106v-160r. Ему предшествует «Burgundionis interpretis epistola ad Fridericura Barbarossa», датированная 1155 годом. Ср. также Martene Durand, Veterum scriptorum collectio I, Paris. 1724, 827; C. J. Burkhard, Gregorii Nysseni Περι φυσεως ανθρωπου 1. a Burgundione in Lat. transl., Vienna 1891—1902.
218
Cl. Bäumker, Die Übersetzung des Alfanus von Nemesius’ Περι φυσεως ανθρωπου, in the Wochenschrift für klassische Philologie 1896, 1095—1102.
219
Ср. J. de Grhellinck, Les ceuvres de Jean de Damas en occident au XIIe siecle, in Revue des questions historiques LXXXVIII 149—160; Ders., Les citations de Jean Damascene chez Gandulphe de Bologne et Pierre Lombard, in Bulletin de litt, ecctes. 1910, 278—285.
220
Петрус Ломбард выражает аналогичное мнение в Seat. I, diet. 19, c. 9.
221
Hurter, Nomenciator II 184.
222
Eine Geschichte der christl. Mystik, in den Histor.-polit. Bl. LXXV (1875) 781 ff; примечания Денифля в его издании немецких сочинений Генриха Зейзе; латинские сочинения Мейстера Экхарта и основные взгляды его учения, в Archiv für Literaturund Kunstgeschichte des Mittelalters II 417—615. Ср. M. Grabmann, P. HeinrichDenifle 0. P. Eine Würdigung seiner Forschungsarbeit, Mainz 1905, 6—14; R. M. Martin, Heinrich Seuze Denifle en de Duitsche christelijke mystieck, in De Katholieck 1907, 271—285. О созвучии схоластики и мистицизма см. также Hettinger, De theologiae mysticae et scholasticae connubio (1882); E. Michael, Geschichte des deutschen Volkes vom 13. Jahrh. bis zum Ausgang des Mittelalters III 129 ff; E. Krebs, Meister Dietrich, Münster 1906, 126 ff; K. Bihlmeyer, Die deutschen Schriften Heinrich Seuses 147 ff; J. Zahn, Einführung in die christliche Mystik, Paderborn 1908, 60 ff; A. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte III4 356 ff.
223
S. theol. 2, 2, q. 180, a. 1. Ср. также Thomas a Vallgornera, Mystica Theologia D. Thomae, ed. Berthier, Augustae Taur. 1890, t. I, q. 1, a. 1. Здесь, с. 5, взгляд св. Фомы резюмируется в следующем определении мистического богословия: «Theologia mystica est contemplatio perfectissima et altissima Dei et fruitivus ac suavissimus amor ipsius intime possessi».
224
Heinrich Seuse’s German Writings, Stuttgart 1907, 149.
225
A. Харнак (Lehrbuch der Dogmengeschichte III 342) справедливо подчеркивает влияние Августина на Бернарда Клервоского: «Бернард – религиозный гений XII века, а значит, и лидер эпохи. Прежде всего, именно в нем вновь ожило августиновское созерцание. Не будет лишним утверждать, что он – Августин или, скорее, Амвросий, возрожденный, что он полностью учился у великого африканца и перенял от него основы своих благочестивых созерцаний…. Действительно, даже язык в значительной степени зависит от языка конфессий». Ср. также Georg Misch, Geschichte der Autobiographie I, Leipzig 1907, 436 ff. J. Mausbach (Die Ethik des hl. Augustinus I, Freiburg i.Br. 1909, 436 ff) замечает об Августине: «Его набожность, его тающая любовь к Богу стала элементом всей христианской набожности и мистицизма».
226
Einleitung in die Mystik 96.
227
Ср. Mausbach, Die Ethik des hl. Augustinus II. 355 ff; Grab mann, Geschichte der scholastischen Methode I 129.
228
Ср. также Grab mann, Die philosophische und theologische Erkenntnislehre des Kardinals Matthäus von Aquasparta, Vienna 1906, 141—160.
229
Следует помнить, например, что философия истории из работы Августина «De civitate Deitt» продолжала жить среди средневековых мистиков и авторов, близких к мистическим кругам. Ср. Schmidlin, Die geschichtsphilosophische und kirchenpolitische Weltanschauung Ottos von Freising, Freiburg i. Br. 1906; P. Augustin Steiger, Der hl. Bernhard von Clairvaux. Его суждения о состоянии времени. Его историко-философские и церковно-политические взгляды, Брунн 1908.
230
Ср. конкретно о значении воображения B. Erdmann, Die Funktionen der Phantasie im wissenschaftlichen Denken, in Deutsche Rundschau XXXIV (1907) 346 ff.
231
Wetzer and Weites Kirchenlexikon X 1367 ff. Herzogs ßealEnzyklopädie XVII 229—243. Rocholl, Rupert von Deutz, Gütersloh 1886. J. Bach, Dogmengeschichte des Mittelalters II 243 ff. Hauck, Kirchengeschichte Deutschlands IV 416 ff. Hurter, Nomenciator II 25 ff. В своем Lehrbuch der Dogmengeschichte А. Харнак упоминает Руперта фон Дойца только в одном месте в примечании (III 386 A. 1), где он приписывает ему своеобразную спиритуалистическую доктрину консубстанциации. Ср. также Doyen, Die Eucharistielehre Ruperts von Deutz, Metz 1889; Denifle, Luther und Luthertum I 618; Cauchie, Rupert de Saint-Laurent ou de Deutz, in Biographie nationale, publie’e par l’Academie royale de Belgique XX (1909) 426—458.
232
Ср. C. v. Schäzler, Die Lehre von der Wirksamkeit der Sakramente ex opere operato in ihrer Entwicklung innerhalb der Scholastik, Munich 1860, 45—58.
233
L. Ianssens, Tractatus de Deo trino, Friburgi 1900, 847 ff.
234
Ср. Scheeben, Dogmatik I 425.
235
Hauck op. cit. IV 416.
236
«Qui magno feruntur pelago pavidi nautae, placidam sibi auram imprecati, fixa coelo sidera respiciunt terraque amissa tenent coelum, sedentesque ad clavum sideribus currunt. Erratica vero sidera sequi fugiunt, ne aut syrtes naufragosas incidant aut in regiones ignotas devecti portus optatos numquam attmgant. Idem nobis, qui Scripturae huius Evangelii profundum ingressi sumus, agendum est. Primo placidius nobis ille Spiritus implorandus est, de quo Psalmista: „Spiritus“, inquit, „tuus bonus deducit me in terram rectam“ (Ps 142). Deinde doctores sacri mente ac vigilantibus oculis tenendi sunt, qui tamquam Arcturi numquam occidentis lucida sidera, stabili fide semper steterunt, et lucem fidei fundentes, erroris occasum nescierunt; hereticorum vero lux erratica longe fugienda est… et quisquis de errore eorum quidpiam sequitur, in nullius Scripturae profundo maius quam in hoc Ioannis Evangelio naufragium patitur» (In Ioannem 1. 3 [M., P. L. CLXIX 291]).
237
«Fateor quia neque professionem suscepi, neque ostentationem egi huiusce artis (sc. dialecticae), et si illam cognoscerem, nequaquam dignarer illam accersire, nisi coactus vel nisi sponte occurreret* (De omnipotentia Dei [M., P. L. CLXX 473]). «Attende quique filius lucis es, et sicut telas aranearum ea contemne, quae filii noctis, id est philosophi huius saeculi, somniarunt» (In Ioannem 1. 1 [M., P. L. CLXIX 209]).
238
«M. Tandem bene evigilasti, nimis pulchre ostendens auctoritatem cum ratione concordare. Quare, si tibi placet, hunc modum debemus per omnia de cetero observare, ut cum ego ratione, quaecumque dixero, innitar infirmare vel approbare, idipsum tu auctoritate Scripturae cum ratione facias resonare. D. Bene multum; nam sicut singularum partium professiones partim rationis veritate, partim Evangelii auctoritate videatur roborari, sequitur eos eadem rationis veritate et Evangelii auctoritate refutari debere vel approbari» (De vita vere apostolica 1. 1, c. 13 [M., P. L. CLXX 618]).
239
«Ingressae sunt ergo septem arte’s liberales tamquam famulae in sacrum et reverendum dominae suae sapientiae triclinium, et quasi de triviis licentiosis ad districtum et severum verbi dei magisterium dispositae et assidere iussae sunt» (De Trinitate et operibus eius: De Spiritu Sancto 1. 7, c. 10 [ibid. CLXVII 1764]).
240
De Spiritu Sancto 1. 7, c. 10—17 (ibid.).
241
«Primum hoc asserere licet, quia genus et differentia, species et proprium atque accidens, quae sapientes saeculi pro magnis atque arduis habent, quasi prima huius Scripturae incipientis elementa sunt…. Arbitramur enim non minus ad hanc Scripturam quam ad eam, quae est apud Aristotelem, praedicamentorum doctrinam esse necessarium, quid sit genus et quid differentia, quid species et quid proprium, et quid accidens…… Multo melius, multo rectius secundum hanc Scripturam (Gn c. 1) dignissimam genera et species sive differentiae subordinantur quam ordinaverit Porphyrius» (ibid. c. 13 [M., P. L. CLXVII 1773 и 1774]).
242
«Huius artis utilitas et virtus tota ostenditur in syllogismis, quorum conclusio plurimum lectorem adiuvat ad veritatem investigandam…… Quis autem omnium saecularium, ita ut haec sancta Scriptura fortiter ac suaviter novit aut potuit nodosum texere aut stringere syllogismum? … Plena est divinae Scripturae pagina tarn perfectis syllogismis, quorum brevitate rnaxime rhetores delectantur» (De Spiritu Sancto c. 13 [M., P. L. CLXVII 1777—1778]).
243
Vacandard, Histoire de saint Bernard, Paris 1897; немецкое издание Sierp, Mainz 1898. Vacandard в Dictionnaire de the’ologie catholique II 746—785. Wetz er und Weites Kirch enlexikon II 414—428. Buchberger’s Kirchliches Handlexikon I 585—587. The Catholic Encyclopedia II 498—501. W. Meyer, Die Anklagesätze des hl. Bernhard gegen Abälard, in Nachrichten der kgl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, philol.-histor. Klasse 1898, 397—468.
244
A. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte III 342. О суждении Харнака о Бернгарде и против него см. P. Bas. Häusler, Stellung des hl. Bernhard zum Neuplatonismus und zur Heiligen Schrift nach Harnack und im Lichte der Wahrheit, in der Zisterzienserchronik XV (1903) 273 ff.
245
Bernardi Opera, Praefatio generalis n. 23 (M., P. L. CLXXXII 26).
246
См. комментарии по этому поводу в J. Ries, Das geistliche Leben in seinen Entwicklungsstufen nach der Lehre des hl. Bernhard, Freiburg i. Br. 1906, 1—16; P. Augustin Steiger, Der hl. Bernhard von Clairvaux. Его суждения об условиях того времени. Его историко-философские и церковно-политические взгляды, Brunn 1908, 37 ff.
247
Ср. Steiger op. cit. 39. Здесь, как и в Ries op. cit. 1—16, цитируются соответствующие тексты святого Бернарда.
248
В Cant. cant. serm. 37, n. 2 (M., P. L. CLXXXIII 971).
249
В Cant. cant. sermo 36, n. 2 (M., P. L. CLXXXIII 967). J. Ries, Das geistliche Leben etc. 5.
250
In Cant. cant. sermo 36, n. 3 u. 4 (M., P. L. CLXXXIII 968).
251
Ср. B. Geyer, Die Sententiae divinitatis, Münster 1909, 8 A. 1. 4
252
Ibid. 6.
253
Ср. J. Ries a. a. 0. 8—11; W. Ott, Der hl. Bernhard und die Gottesliebe, in den Friedensblättern 1905, 275—279; Rousselot, Pour l’histoire du probleme de l’amour au moyen äge, Münster 1908, 49 ff.
254
Ср. J. Ries a. a. 0. 15 ff.
255
L. 5, c. 3 (M., P. L. CLXXXIII 791). Heitz, Essai historique sur les rapports entre la philosophie et la foi, Paris 1909, 69: «Ces principes sont excellents; et de plus, exprime «s… avec une vigueur et une concision qui nous montrent que le saint moine de Clairvaux eüt ete de taille ä faire bonne figure dans la ligne’e des docteurs speculatifs.»
256
Ibid. 1. 5, c. 6—8. Ср. J. R i e s, Die Gotteslehre des hl. Bernhard, in Jahrb. für Philosophie und spekulative Theologie XX (1906) 450—462; Scheeben, Dogmatik I 520 ff. C h o s s a t в своей статье «Dieu» в Dictionnaire de theologie catholique IV 1153 замечает по поводу учения Бернарда о Боге: «Ce qu’il nous a laisse» sur la nature divine est la Synthese, filtree a travers une äme aussi religieuse qu’e*leve «e, de ce qu’extrayaient ä son e*poque de l’Ecriture, des Peres et des textes canoniques, les glossateurs de la Bible, les faiseurs de ’chatnes’, les compilateurs de decretales et aussi les ’sententiaires’.»
257
Cf. Gietl, Die Sentenzen Rolands, Freiburg i. Br. 1891, 6.
258
Geyer op. cit. 53.
259
K. Bihlmeyer, Heinrich Seuses deutsche Schriften 149.
260
Ср. Eichmann, Acht und Bann im Reichsrecht des Mittelalters, Paderborn 1909, 45 f. В своем учении о примате Бонавентура решительно ссылается на Бернгарда.
261
См. eben, Dogmatik I 424: «Перед лицом очевидных опасностей они (а именно схоластические начинания) были сохранены и направлены в правильное русло, поддерживаемые и оплодотворяемые глубоким изучением Священного Писания, Отцов и литургии».
262
Etudes de theologie positive sur la sainte Trinite’ II, Paris 1892, 111.
263
Об этом см. Wetzer и Weites Kirchenlexikon XII 1622ff; Hist. litt, de la France XII 312—333; Hurter, Nomenciator II 103 ff. Монография Куттера (Wilhelm von St Thierry, ein Repräsentant der mittelalalterlichen Frömmigkeit, Gießen 1898) неудачна. Ср. Gerhard Ficker в Theol. Literaturzeitung 1899, 491 f и в Theol. Rundschau 1899, 155 ff; Gottschick, Studien zur Versöhnungslehre des Mittelalters, в Zeitschrift für Kirchengeschichte XXII (1901) 400 A. 2.
264
Annales Ordinis Cartusiensis II, Monstrolii 1888, 96 ff. свидетельствуют в пользу авторства Вильгельма. Денифле приписывает эту «Эпистолу* Гиго в своей критике «Geschichte der deutschen Mystik» Прегера (Histor-polit. Bl. LXXV [1875] 787). Однако в своей работе «Лютер и Лютертум» (Luther und Luthertum I 364) он ссылается на это сочинение как на работу Вильгельма из Сен-Тьерри. Эта «Epistola ad fratres de monte Dei» также оказала влияние на Генриха Зейзе.
265
M., P. L. CLXXXIV 304.
266
Там же.
267
О его жизни и трудах см. Wetzer u. Weites Kirchenlexikon XI 1690; Hurter, Nomenciator II 261; Hilarin Felder, Geschichte der wissenschaftlichen Studien im Franziskanerorden, Freiburg i. Br. 1904, 142 – 146 290 f.
268
Kritische Bemerkungen zur Gerson-Kempisfrage, в Zeitschr. für kathol. Theologie 1882, 710 f. Денифле приводит в качестве рукописей этого трактата «De differentia mundane theologie atque divine» D V 28, fol. 112 ff; D VI 44, fol. 43 ff из Национальной библиотеки в Турине и Cod. lat. 15 734, fol. 245 ff из Национальной библиотеки в Париже.