Полная версия
Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных)
Овцы боятся больших открытых пространств, им спокойнее там, где место пасьбы огорожено. Но главное успокоение – чабан! Овцы должны его постоянно видеть. Если он стоит – они тут же сбиваются вокруг чабана, если сел – можно расходиться и спокойно щипать траву. От опыта и мастерства чабана зависит всё! Он должен знать, где какой травостой, в каком порядке прогонять отару, потому что пока овцы голодны они съедают всю траву под корень, а как чуть поднаелись – пошли, помчались, срезая только вкусные травинки. Значит завтра на это поле можно вернуться и они объедят – "стравят" все дочиста.
Но пастбища нужно готовить. До выпаса овец их очищают от мусора, хвороста, валежника и камней, чтобы животные не напоролись, не покалечились. Должны быть срезаны кочки, выкорчеваны и сожжены кустарники, найдены и уничтожены ядовитые травы. Заболоченные участки пастбищ осушают. Ямы с водой осушают или закапывают. Если нет возможности их уничтожить, то огораживают, чтобы овцы не могли пить грязную, застоявшуюся или зараженную воду.
Если пастбища сухие и не реки, не пруда нет, то и хорошо пастись не будут. Лучше всего утром при выходе на пастбище прогонять овец мимо корыт, наполненных водой, чтобы они могли напиться. После обеденного отдыха овец надо еще раз напоить до выхода на пастбище. Если водопой далеко от пастбищных участков, то воду подвозят в автоцистернах.
Чтобы молодая трава. в которой много калия, хорошо бы усваивалась, овцам нужно во время давать соль, так называемые, лизунцы. А потом отара уляжется в холодке и станет пережевывыать жвачку…
На прогоне и выпасе чабан идет впереди отары, иногда берет на плечи ягненка, за ягненком побежит мать, а за нею и остальные овцы. Позади отары идет второй чабан – подпасок, а есть еще и третьяк (Не знаменитый хоккеист, а отарщик). И все равно одним людям не справиться. Помогают великие труженики и помощники – собаки. Чабаны разговаривают с ними как с людьми.
– Полкан, (или там Рогдай), смотри, смотри – куда овца пошла! – кричит чабан собаке и пес-пастух гонит, отбившуюся овцу обратно к отаре. Собаки и сами следят за порядком. Я видел как громадный пес поскакал прямо по спинам плотно сбившихся овец, выхватил из толкучки полузадохнувшегося ягненка и закинув на спину выволок его на край отары к чабану. Спас!
Очень часто горожане приобретают собаку "за красоту" и не особенно задумываясь ради чего то или иная порода выведена. Мои знакомые купили дорогущего щенка колли (я думаю, под цвет роскошной лисьей шубы). Щенок подрос в комнатных условиях, но когда его вывели во городской двор, где "паслись" дети из детского садика, в нем проснулась память предков – овечьих пастухов. С неверотной скоростью он пошел кругами вокруг детей и очень скоро, к ужасу хозяев и воспитательницы, загнал их всех в песочницу и стал "охранять" никого не подпуская…
Швейцарские чабаны порою выпускают отары на пастбища и оставляют их там под присмотром и защитой собак. Когда приходит пора возвращать отары с летних пастбищ в кошары, чабаны на автомобилях привозят подмогу, специально обученных собак-чабанов. Они самостоятельно собирают разбредшихся овец, сбивают в отару и гонят в кошары километров двадцать. При этом слушаюся команд чабана, который едет по дороге в автомобиле и свистом приказывает повернуть налево или направо, растянуть отару на узком проходе или наоборот собрать-сгуртовать вместе. Чабан вылезает из машины только, чтобы закрыть загон и открыть борт кузова – куда собираются собаки, чтобы перехать на следующее пастбище и там опять собирать овец.
Отару пасут и днем и ночью. Там, где природа позволяет – пасут круглый год.
Жарким летом высоко в горах, переходя на алпийские луга, а зимою спускаясь в долины. По горным дорогам идут многотысячные отары, которые ведут чабаны, чей талант так же униклен и редок, как талант художника или композитора.
А вьюги, а бураны, а снежные лавины! И все это чабан предвидит, не щадя собственной жизни бережет овец и спасает. Под проливным дождем, под грозой, когда поблизости нет никакого укрытия, чабан стоит посреди отары, особым приемом опираясь на герлыгу. Струи дождя хлещут его по лицу, стекают ручьями с меха папахи и длинной бурки. А ведь он и сесть не может – овцы разбегутся! Они тысячами глаз смотрят на него, зная, что он не даст пропасть, защитит от волков, не даст сбиться с пути, выведет на пастбище, где сочная трава и заботливою рукой чабана разложены куски соли…
Но это еще далеко не все…
Сыры! От всем известный брынзы и рокфора до таких, что я и названий то не слышал – их изготавливают с древнейших времен все народы, которые держат овец и сосчитать все сорта, наверно, невозможно. Но чтобы сделать сыр – необходимо овечье молоко. Стало быть, объягнившуюся овцу нужно доить, потому что лактация (выделние молока) у нее не кончилась, хотя ягненок в нем уже давно не нуждается. А кто будет доить? Понятно – чабаны.
Я видел как это делается в Карпатах. Овец, ночевавших в кошаре, выпустили в загон, в плетенной изгороди которого было несколько калиток. В этих калиткаах спиной к отаре в загоне сидели чабаны, придержвая коленками деревянные широкие лохани. Овцы, по одной, протискивалась мимо чабана и он, схватив ее, ставил выменем над этой лоханкой. Одной рукой придерживая овцу за заднеюю ногу, другой ловко выдаивал молоко… И так по тридцать – пятьдесят, по сто, а то и больше овец каждое утро и каждый вечер. Молоко из всех лоханей слили в огромный чан, висевший над огнем, створожили, вывернули в чистую холстину, отцедили сыворотку. Полученный творог – полуфабрикат запаковали в большие бидоны, навьючили на лошадь и мальчишка подпасок повез его вниз в долину в село, где на сыроваренном заводе полуфабрикат будет обрабатыватся дальше пока не превратится в деликатесный сыр. Чаще на сыроварни – сороделательные заводы, если есть до них дорога, везут не творог, а овечье молоко. Но вот что неизменно – доят овец только мужчины – слишком тяжел этот труд.
Был я и на празднике в День пастуха 6 мая, когда разнаряженные чабаны, вели в поводу навьюченных припасами лошадей, козлы с увитыми бумажными розами рогами гордо вели отары по узким горным дорогам вверх на альпийские луга…Уходили на полгода, до снега.
А там в горах чабан лицом к лицу и с волками, и с дождями, грозами с громами и молниями, ветрами, селями, камнепадами, оползнями, а если круглогодичный выпас то с буранами, вьюгами, снежными заносами и лавинами.. И всегда с болезнями овец, да и с собственными немощами, оброащать внимание на которые у него нет времени… Терпи и работай…
Вот такие они "пастушки и овечки"… Так что, когда выбравшись на природу, вечерком в теплых шерстяных свитерах, или в ласковой овчинной жилетке, в которых так уютно, вы усядитесь у костра, чтобы съесть вкусный шашлык или закусить овечьим сыром – вспомните об овчарах, мысленно поблагодарите их и пожелайте им здоровья и сил… Да, и не забудьте прибрать за собою мусор, перед тем как вернуться в город.
Знаете ли Вы, что…
…Всего в мире насчитывается около шестисот различных пород овец.
…До сих пор учёным не удаётся создать синтетический аналог овечьей шерсти, не уступающий ей по качеству и сохранению тепла.
…В 1789 году король Испании Карл IV сделал дал королевский подарок, целых шесть овец, полковнику Гордону из Голландской Ост-Индской Компании, который привез их в Южную Африку. Шесть лет спустя, предприимчивый британский эмигрант в Австралию по имени Джон МакАртур купил 26 голов их потомства и транспортировал их в Ботани-Бей. Эти 26 овец стали основателями стада великой австралийской шерстяной промышленности, чьё поголовье овец в настоящее время исчисляется более чем 120 миллионами.
…В настоящее время наибольшее поголовье овец – в Китае (около 144 млн.голов), Австралии (98 млн.), Индии (ок. 60 млн.), Иране (54 млн.), Новой Зеландии (44 млн.), Великобритании (36 млн.), ЮАР (св. 29 млн.), Турции (27 млн.), Пакистане и Испании (по 24 млн.).
…Рекордный вес барана (саффолкской породы) достигал 247,2 кг.
…Рекордные настриги шерсти с одного барана – более 30 кг. за одну стрижку.
…Цена племенной овцы самой дорогой породы привысила на прошлогоднем мировом аукционе 2 млн. долларов.
…Почти во всех древних религиях баран обожествлялся. Черепа баранов (вместе с черепами быков) занимали центральное место в храмах поселения Чатал-Хююк в 8000 г. до н. э.
…В Древнем Египте баран был символом нескольких богов: Хнума, Херишефа и Амона (в ипостаси бога плодородия). С различными признаками баранов иногда изображались такие божества, как Иштар, финикийский бог Баал-Хамон и вавилонский бог Эа.
…На Мадагаскаре и в наше время овец не употребляют в пищу, так как считается, что в них воплощаются души предков.
…В древнегреческой мифологии существует миф о Крие, баране с золотым руном, за которым в Колхиду отправились аргонавты. Оказывается "золотое руно" имеет вполне реалистическое обоснование. В древности на дно золотоносных рек укладывали баранье шкуры, всякий мусор смывался течением, а тяжелое золото набивалось в шерсть и потом из шкур вытряхивали застрявший золотой песок.
…Овен, баран – это первый знак классического греческого зодиака; он соотносится с планетой Марс.
…В Древнем Риме баран был атрибутом бога Меркурия – покровителя стад.
…Овцы играют важную роль во всех авраамических религиях: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, царь Давид и пророк Мухаммед пасли овец, а говоря языком современным – чабаны.
…В библейском рассказе о жертвоприношении Исаака баран был принесён в жертву в качестве замены после того, как ангел остановил руку Авраама.
…В христианстве Иисус Христос символически изображается в виде Доброго Пастыря,
…Христос также изображается как жертвенный Агнец Божий (Agnus Dei), и на праздновании Пасхи в Греции и Румынии традиционно едят пасхального агнца.
…Во многих христианских течениях главу церкви называют пастором, что является производным от латинского слова, означающего «пастух», а посох патриарха и митрополитов в христианстве, не сто иное как декоартивно стилированнная чабанская герлыга
…Первым клонированным учёными млекопитающим стала знаменитая овечка Долли
…Скорняк – мастер по выделке мехов, он также занимается изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи. Слово происходит от древнерусского «скорьё». В широком смысле – мастер по изготовлению и ремонту меховых и кожаных изделий. Одна из древнейших профессий.
Глава третья
Благородная свинья
Первые и надо сказать, весьма печальные, уроки верховой езды я получил сидя не на коне, не на осле и не на верблюде, а катаясь на свинье! Мы приехали в станицу, откуда родом все мои предки, к бабушке. Мне было лет пять. Конечно, я уже знал и гордился тем, что я донской казак, но горевал оттого, что в нашей семье нет мужчин – все погибли на войне и меня некому научить ездить верхом на коне. Живя в городе, я мечтал, что вот поедем на лето в станицу, а вот там я уж обязательно стану в стемя и поднимусь в седло.... Но в станице, лошадей не обнаружилось. Они наверняка были, но где то там – в степи на уборке урожая. Однако, возможность поездить верхом – появилась.
Пользуясь тем, что все взрослые на работе, мальчишки в соседнем дворе приладились кататься на свиньях. Они вскакивали им на спину и неслись на ошалевшей громадине несколько десятков метров бешеным "поросячьим " галопом. Я был маленьким, запрыгнуть свинье на спину не мог, но станичные мальчишки (казаки мы или не казаки?!) быстро придумали как мне пособить. По сторонам раскрытой калитки поставили две табуретки, а залез на них – ракорячился, и когда свинья, подгоняемая криками, понеслась подо мной через калитку на улицу – я храбро спрыгнул ей на спину, ухитрился схватить за уши и промчался довольно далеко по улице, где слетел в огромную наполненную черноземной жидкой грязью лужу!
Бабушка чуть в обморок не упала, когда я предстал перед нею во всей красе, стекавшей с меня ручьями. Но была еще одна беда – серьезнее! Несколько дней, водрузив на нос очки в метллической оправе замотанной нитками, бабушка пинцетом вынимала у меня из попы и ног занозы из свиной щетины.
– Ведь это ж надо! – вздыхала она. – Надо Бога благодарить, что эта свинья тебя не сожрала или об стену какую не расшибла! Ой, Боже ж мой!…
Я терпел и вспоминая "свиное родео", вздыхал, сожалея не о том, что ездил на свинье, а что у меня нет таких крепких штанов из "чертовой кожи"(нынче эта ткань именуется джинсовой), как у соседских мальчишек, которую и гвоздем то не проколоть, а я джигитовал, весьма недальновидно, пребывая в тоненьких сатиновых трусах!
Огромные как дирижабли свиньи блаженстовали в лужах, шустрые, смешные поросятки повизгивали от удовольствия когда я чесал им спинки. За ними было весело носиться по двору, когда их выпускали из темного закута. Лежащая на боку свиноматка умиротвороенно хрюкала, когда к ней, визжя, толкаясь и топча друг друга, прилаживались сосать молоко поросята.
Стук тяпки, которой бабушка секла свекловичную ботву, траву и прочий прикорм, что потом запаривала в громным баке, а я помогал ей выливать это варево в свиное корыто, куда рвались веселые подсвинки… – это все незабываемые приметы моего детства… И вдруг сначала слышу по радио, а потом и в книжке читаю стихотворение:
– Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Мы их не обидим:
Поглядим и выйдем!
– Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят купать пора,
После приходите.
– Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
И потрогать спинки -
Много ли щетинки?
– Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросят кормить пора,
После приходите.
– Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
Рыльца – пятачками?
Хвостики – крючками?
– Уходите со двора,
Лучше не просите!
Поросятам спать пора,
После приходите.
– Анна-Ванна, наш отряд
Хочет видеть поросят!
– Уходите со двора,
Потерпите до утра.
Мы уже фонарь зажгли,
Поросята спать легли.
1939
В детстве, во всяком случае в моем, наверно не было такого мальчишки или девчонки, которые не знали бы этого стихотворения. Правда, даже тогда, много лет назад, я не понимал – почему эти настырные пионеры, так рвутся к поросятам? Эка невидаль! И почему какая-то Анна-Ванна их не пускает?
Глядя на свиноматок, размером с корабельную торпеду, которые в нашем казачьем хуторе нежились, если не в каждом дворе, то в каждой луже, и от кого взрослые нам наказывали держаться подальше, не дразнить. Свинья – зверь суровый и сильный – легко коню ногу перекусывает. Удивительно было читать, что пионеры обещают "не обижать поросят". Поскольку, во-первых, даже если бы они только подумали об этом – тикать бы им пришлось во все лопатки от свиньи, а во-вторых, крепко бы перепало от взрослых! Свиней, на моей памяти, никогда не обижали, не били и даже из огородов, куда они иногда прорывались, выгоняли, в основном, криком. Бить нельзя – каждый синяк на свином боку портит сало! Это место (проресть) потом не разжевать.
Ответ на тогдашние вопросы я нашел уже будучи студентом, когда прочитал под, в тысячный раз опубликованным стихотворением, "Перевод С.В. Михалкова". Оказывается это его перевод с идиша стихотворения Льва (Лейбы) Квитки, написанного в 1935 году. Печаталось оно только под именем переводчика, потому что автор – один из руководителей Еврейского Антифашистского комитета, в 1952 году был ложно обвинен в шпионаже и расстрелян. (В 1961 году реабилитирован). То есть, это еврейское стихотворение и это еврейские дети очень хотят видеть поросят, которых прежде никогда не видели и уж тем более не трогали их спинки на предмет много ли там щетинки. В иудаизме, в котором воспитывались родители этих пионеров, а равно, например, как и в исламе, свинья считается животным "нечистым" и свинину есть категорически запрещается (ну, разве что, в крайнем случае, когда правоверный мусульманин или ортодоксальный еврей уж совсем умирают с голоду).Так что, на первый взгляд смешное стихотворение, свидетельствует о революционных переменах в СССР и не о поросятах повествует оно, а о фундаментальных переменах в обществе.
Вопрос: а собственно, почему такой запрет – есть свинину? Возник он не на пустом месте и не по чьей то прихоти. Жрецы, муллы и раввины вводили запреты исходя из многолетнего опыта. Они в далекой древности обратили внимание на то, что любители свинины на Аравийском полуострове, умирают от страшных болезней много чаще, чем те, кто свинины не есть. Вот ее и запретили, так сказать, на всякий случай.
Современные ученые растолковали этот запрет с точки зрения науки. Дело в том, что предки домашней свиньи – дикие кабаны, мало того, что всеядны – они еще и падальщики. Их мясо (особенно в жарком климате) кишит всевозможными инфекциями. Сами дикие кабаны болеют довольно редко – у них стойкий иммунитет, а вот заразу разносят. Среди неполного перечня паразитов, передающихся от свиней к людям, можно назвать трихинеллёз, различные виды гельминтозов (глистов)– энтеробиоз, анкилостомоз, трихоцефалёз. Свинья по своей биологии очень близка человеку, поэтому и всякая инфекция, паразитирующая на свинье, легко человеку передается.
А почему же, например, на островах Океании, где разводят свиней и едят свинину этих болезней, фактически, нет? Дело в том, как свинину готовят. В Аравийской пустыне, где мало топлива – мясо в основном жарили на маленьком огне и недостаточно прожаренная свинина становилось и продолжает становится в настоящее время причиной многих заболеваний. А на Таити и прочих островах, свинину тушат, завернув в пальмовые листья, в земляной печи, там при очень высокой температуре – мясо обеззараживается.
В настоящее время в хозяйствах мира более миллиарда свиней, это не считая различных диких и одичавших, что живут на воле. Свинья – одно из самых многочисленных крупных млекопитающих на нашей планете.У домашней свиньи есть два свойства, которые делают ее незаменимой для человечества. Свиньи быстро набирают вес, в возрасте 8-9 месяцев весят уже по 150 килограммов и готовы к размножению. А взрослая свиноматка поросится два раза в год и приносит, порой, до 20 поросят. Столько поросят самой свинье не выкормить – сосков не хватит! Когда приходит час поросятам подкрепиться и свиноматка ложится на бок – начинается невероятная толкотня и неразбериха. Поросята вопят, толкаются лезут друг на друга… Однако, это кажется неразберихой только на непросвещенный взгляд. Каждый поросенок ищет только свой сосок, из которого, толкая его рыльцем и так выдаивая молоко, сосет постоянно.
Обычно у свиноматки 6-7 пар сосков, иногда меньше. Нормально развиваются только 12 сосков, остальные выделяют мало молока, и если их не использовать, они атрофируются. У передних ног самые молочные – первые 4 в верхнем ряду. Обычно их после драки занимают наиболее сильные детеныши, остальные малыши распределяют между собой оставшиеся места. Захватив сосок, поросенок станет сосать только его, даже если соседний сосок будет не занят.
У задних ног в сосках молока мало. Если у первородящей свиньи появилось на свет всего 10 малышей, несколько задних сосков не будут задействованы. Скисшее молоко закупорит проходы, они могут воспалиться и в последующие опоросы молока в них будет очень мало. Поэтому, к первородящим маткам подсаживают дополнительных поросят.
Дело это непростое! Свинья кормит только своих поросят, которых узнает по запаху, чужаков может разорвать – убить! Чтобы этого не случилось, детенышей отделяют от матери в коробку и пускают к ним чужих поросят на 1,5 часа. После, всех смазывают чем-нибудь сильно пахнущим, чтобы перебить запах. Тогда свинья не сможет отличить своих от чужих и примет всех. А если при 12 "рабочих" сосках у матери поросят родилось 16, а то и 20! Да и те, кому соски достались – в неравных условиях. У одних молока с избытком, другим не хватает! В природе такие поросята обречены. Они растут слабыми и если не погибают сразу после рождения, то становятся добычей хищных зверей.
В хозяйствах свинари и свинарки стараются спасти всех. Выпаивают молоком, как младенцев из соски с рук и в специальных поилках. Подкладывают к свиноматке, перекладывают, поскольку свинья может задавить поросенка по неосторожности, а чужого поросенка может и загрызть! На хорошо оснащенной свиноферме – работа идет круглосуточно, как на заводе с непрерывным циклом производства. А нормальный опорос – два раза в год. Значит, минимум, 20 поросят, а может быть и тридцать – сорок, от одной свиньи. В середине прошлого века в Дании одна свиноматка родила сразу 34 поросёнка за один опорос. А свиноматок десятки, сотни…! Свинари работают как на конвейере!
Вопреки, всеобщему убеждению и даже присловью "грязный, как свинья" на самом деле свиньи – чистоплотны. Правда, чистоту они понимают по своему. Когда домашняя свинья находит – предел своей мечты – лужу с жидкой грязью, она немедленно без лишних рассуждений, принимает грязевую ванну. Не даром присловье "Свинья грязи найдет!" Это отнюдь не говорит о том, что она грязнуля. Дело в том, что свиньи не потеют. Единственное место на их теле, где могут проступить капельки пота – это нос пятачоком. Поэтому, в жаркую погоду, свинья в луже "остывает", а грязь позволяет ей избавиться о всевозможных паразитов, которые грызут ее кожу. Вымазанная грязью, она становиться недостутна и для всяких летающих и кровососущих насекомых. Свинья не только купается в грязи, но вылезая из лужи обсыхает, а обсохнув трется о стенки, заборы, стволы деревьев, счищая гразь – чтобы паразиты свалились с нее вместе с засохшей грязью. Свиньи очень любят мыться и купаться! Отлично плавают, не боятся глубины и даже рыбачат!
Свиньи плохо видят, но этот недостаток компенсируется чутьем, которое не уступает собачьему. Во Франции свиньи помогают искать трюфели. Традиционно, издавна трюфели ищут со специально натасканными на поиск собаками и… свиньями! Но в отличие от собаки, свиньи трюфели еще и выкапывают.Умение и необходимость копать еще одна удивительная способность этого животного. Под Воронежем, есть, так называемая, экологическая деревня – там поросята перекапывают огороды. Молодой поросенок по кличке Работяга в течении дня "перелопачивал" до ста квардатных метров огорода. При этом он съедал остатки прошлогодней мелкой картошки и все что оставалось от прежних урожаев и засоряло огород, корневища всех сорняков, личинки всяких жуков, а если подворачивались "на зуб" то кротов и мышей полевок. Хозяева утверждали, что давно забыли об огородной лопате и прополке.
Исследования показали, что свиньи входят в десятку умнейших животных на Земле. Со свиньями проводили различные тесты, во время которых они продемонстрировали высокий уровень интеллекта, даже более высокий, чем у собак. Свиньи прекрасно поддаются дрессировке и замечательно работают в цирке. Одним из перых и самых любимых животных, с которыми работал знаменитый дрессировшик Владимир Дуров была свинья.
Случается, свиньи выполняют традиционно собачьи обязанности – не хуже собак ищут на таможнях наркотики и взрывчатку, и что самое удивительное, свиньи храбры, имеют чуткий слух, а потому отличные сторожа.
Эти качества замечательно проявляются в специально выведенной декоративной, карликовой, породе свиней – пигги, которые прекрасно живут в городских домах и по утверждению владельцев – грязи от них много меньше, чем от кошек и собак.
Строение тела человека и свиньи настолько похоже, что внутренние органы этих животных предположительно прямо или косвенно будет можно использовать для лечения людей. Часть органов свиней можно трансплантировать человеку, хотя проблема с их отторжением иммунной системой человека пока решена не до конца. Как только наука изобретет способ "приживления" инородных органов в организме человека, свиньи спасут тысячи, если не миллионы людей, которые нуждаются в пересадке, скажем, почки или даже сердца.
Но в этой благостной "поэме о свинье" есть и очень печальные, чтобы не сказать страшноватые ноты. В них меньше всего виноваты свиньи. Свинья не может планировать будущее, не может загадывать, что там в будущем случиться, если мы сегодня сделаем то-то и то-то… Но человек обязан просчитывать результаты своих поступков, на то он и сапиенс – то есть, как бы, разумный! Если этого по нерадению, по лени или незнанию не происходит – большой беды не миновать!
Так при своей плодовитости одичавшие домашние свиньи (рейзорбеки) создают серьезную угрозу окружающей среде. В Северную Америку свиньи завезены из Европы мореплавателем и конкистодором Эрнандо де Сото и другими испанскими первопроходцами. Сбежавшие от них свиньи быстро приспособились к дикому образу жизни и стали причинять значительный ущерб хозяйству местного индейского населения, которое никогда не разводило домашних животных и свиней боялось.
Подобное происходило во многих частях мира, куда свиней завозили переселенцы, где у новых для этих мест животных естественных врагов, скажем, волков не было, а число одичавших свиней человеком не регулировалось, например, в Новой Зеландии, в Квинсленде. Нынче, созданные людьми гибриды европейских кабанов и домашней свиньи, становясь бездомными, превращаются в экологическое бедствие и входят в сотню наиболее вредоносных животных. Особенно это касается Южной Америки от Уругвая до бразильских штатов Мату-Гросу-ду-Сул и Сан-Паулу.