Полная версия
Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ
Тезис (оценочное суждение): *
Внешняя политика Олега была более успешной, чем внешняя политика Игоря.
Обоснование:
1. Военные походы Олега были более успешны. Например, в 907 году Олег ходил походом на Византию, прибил щит к воротам Константинополя (Царьграда), взял с греков дань. Игорь ходил на Византию в 941 году, но флот был уничтожен греческим огнем. В 944 году Игорь вновь ходил войной на Византию, но поход был прекращен мирными переговорами.
2. Торговые договоры Олега были более выгодны. Олег заключил торговые договоры 907 и 911 годов, по которым Русь получила право беспошлинной торговли в Византии. Игорь заключил торговый договор 944 года, по которому Русь утратила право беспошлинной торговли в Византии.
Различия. Олег (879-912) и Игорь (912-945).
Тезис (оценочное суждение): *
Внутренняя политика Олега была более успешной, чем внутренняя политика Игоря.
Обоснование:
1. Олег более эффективно держал в повиновении подвластные племена. Например, при Олеге древляне один раз покорились и до его смерти не бунтовали. При Игоре древляне бунтовали дважды (914 и 945), причем один раз даже убили самого Игоря (945).
2. Олег более эффективно держал в повиновении дружину. Например, Олегу дружина подчинялась даже несмотря на то, что Олег не был полноправным князем. Он был регентом при малолетнем Игоре и после совершеннолетия Игоря должен был потерять власть. Игорь был полноправным князем, но это не мешало его дружине роптать и проявлять недовольство. Например, в 945 году дружина жаловалась на бедность и говорила: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги». Чтобы утихомирить недовольную дружину, Игорю пришлось попытаться взять вторую дань с древлян.
Различия. Олег (879-912) и Игорь (912-945).
Тезис (оценочное суждение): *
Олег пользовался большим уважением со стороны своих подданных, чем Игорь.
Обоснование:
1. Олег более эффективно держал в повиновении подвластные племена. Например, при Олеге древляне один раз покорились и до его смерти не бунтовали. При Игоре древляне бунтовали дважды (914 и 945), причем один раз даже убили самого Игоря (945).
2. Олег более эффективно держал в повиновении дружину. Например, Олегу дружина подчинялась ему даже несмотря на то, что Олег не был полноправным князем. Он был регентом при малолетнем Игоре и после совершеннолетия Игоря должен был потерять власть. Игорь был полноправным князем, но это не мешало его дружине роптать и проявлять недовольство. Например, в 945 году дружина жаловалась на бедность и говорила: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги». Чтобы утихомирить недовольную дружину, Игорю пришлось попытаться взять вторую дань с древлян.
3. Русские купцы получили от Олега больше пользы, чем от Игоря. Например, Олег заключил торговые договоры с Византией (907 и 911), согласно которым русские купцы имели право беспошлинно торговать в Византии. Игорь подписал торговый договор 944 года, по которому русские купцы утратили право беспошлинной торговли в Византии.
Общее. Игорь (912-945) и Ольга (945-969).
Тезис (оценочное суждение): *
Оба стремились подчинить своей власти племя древлян.
Обоснование:
1. Оба давили восстания древлян. Например, Игорь подавил восстание в 914 году, Ольга подавила восстание древлян в 945 году.
2. Оба заставляли древлян платить дань. Например, в 914 году Игорь наложил на древлян дань, которая превосходила ту, что брал Олег. В 945 году во время полюдья Игорь попытался взять с древлян вторую дань, за что был ими убит. Ольга после подавления древлянского восстания отменила полюдье, ввела уроки и погосты. Урок – фиксированный размер дани, погост – место сбора дани.
Общее. Игорь (912-945) и Ольга (945-969).
Тезис (оценочное суждение): *
Оба укрепляли отношения с Византией.
Обоснование:
1. Оба проявляли к грекам уважение, общались на уровне первых лиц государства. Например, Игорь заключил с греками торговый договор 944 года лично, на высшем уровне. Ольга приняла крещение от самого императора Византии Константина Багрянородного, стала его крестной дочерью.
2. Оба проводили политику, отвечавшую интересам Византии. Например, в договоре 944 года была отменена беспошлинная торговля для русских купцов в Византии. Ольга способствовала распространению православия на Руси, построила деревянный храм Святой Софии в Киеве (960). Византия была православным государством.
Различия. Игорь (912-945) и Ольга (945-969).
Тезис (оценочное суждение): *
Ольга проводила более эффективную налоговую политику, чем Игорь.
Обоснование:
1. Игорь не знал меру в сборе налогов, Ольга проявляла умеренность в налоговых требованиях к племенам. Например, в 914 году Игорь наложил на древлян дань больше Олеговой, а в 945 году попытался взять с древлян две дани. Ольга ввела уроки – фиксированный размер дани.
2. Игорь тратил на сбор налогов больше времени, чем Ольга. Например, Игорь осуществлял полюдье, то есть лично ездил по племенам и собирал дань, что занимало целые месяцы. Ольга ввела погосты, на которые племена должны были сами свозить дань. Сама при этом никуда не ездила, оставалась в Киеве.
3. Игорь подвергал себя большей опасности при сборе налогов, чем Ольга. Например, Игорь собирал дань лично, и однажды его убили древляне. Ольга назначила собирать налоги чиновников, а сама оставалась под защитой Киева.
4. Племена были в большей степени недовольны налоговой политикой Игоря и довольны налоговой политикой Ольги. Например, Игорь так и не сумел прекратить восстания древлян, во время его правления их было два (в 914 году и 945 году). После налоговой реформы Ольги древляне больше не бунтовали в ее правление.
Общее. Ольга (945-969) и Святослав (945-972).
Тезис (оценочное суждение): *
Оба укрепляли отношения с Византией.
Обоснование:
1. Оба проявляли к грекам уважение, общались на уровне первых лиц государства. Например, Ольга приняла крещение от самого императора Византии Константина Багрянородного, стала его крестной дочерью. Святослав подписал с императором Византии Иоанном Цимисхием мирный договор 972 года.
2. Оба проводили политику, отвечавшую интересам Византии. Например, Ольга способствовала распространению православия на Руси, построила деревянный храм Святой Софии в Киеве (960). Византия была православным государством. По договору 971 года, Святослав обязался не воевать против Византии, заключил с греками военный союз.
Общее. Ольга (945-969) и Святослав (945-972).
Тезис (оценочное суждение): *
Оба стремились объединить восточных славян в единое государство.
Обоснование:
1. Оба проводили политику собирания земель. Например, Ольга подавила восстание древлян, которые пытались отложиться от Киева (945). Святослав покорил племя вятичей (965).
2. Оба проводили реформы для укрепления внутреннего единства страны. Например, Ольга провела налоговую реформу. Она ввела уроки, то есть фиксированный размер дани, что уменьшило недовольство племен. Ранее дань не была фиксированной, что вызывало конфликты между Киевом и племенами. Святослав назначил своих сыновей наместниками вместо племенных вождей: Ярополк сел в Киеве, Олег в Древлянской земле, Владимир – в Новгороде. Оттеснение родоплеменной знати должно было уменьшить сепаратизм племен, усилить власть Киева на местах.
Различия. Ольга (945-969) и Святослав (945-972).
Тезис (оценочное суждение): *
Ольга в большей степени понимала значение христианства для Руси, чем Святослав.
Обоснование:
1. Ольга сделала личный выбор в пользу христианства. Например, она приняла крещение от самого императора Византии Константина Багрянородного (955), стала его крестной дочерью. Святослав отказался принимать христианство, считая, что христианин не будет пользоваться уважением у дружины.
2. Ольга способствовала распространению христианства. Например, по приглашению Ольги на Русь прибыл епископ Адальберт (962). Святослав препятствовал распространению христианства. Например, он выгнал епископа Адальберта (962).
Различия. Ольга (945-969) и Святослав (945-972).
Тезис (оценочное суждение): *
Ольга проводила более миролюбивую внешнюю политику, а Святослав – более воинственную.
Обоснование:
1. В отношениях с кочевниками Ольга больше оборонялась. Например, она возглавила оборону Киева в 968 году, когда его осадили печенеги. Святослав больше нападал. Например, в 965 году он нанес поражение Хазарскому каганату, и тот вскоре распался.
2. В отношениях с Византией Ольга проявляла дружелюбие. Например, в 955 году Ольга приняла крещение по православному обряду лично от императора Византии Константина Багрянородного, стала его крестной дочерью. Святослав с греками воевал. Например, имела место русско-византийская война 970-971 годов, в ходе которой Святослав сражался с греками на Балканах.
3. В отношениях с Германией Ольга проявляла дружелюбие. Например, она отправила посольство к германскому королю Оттону I (959) (с 962 года император Священной Римской империи) с просьбой прислать на Русь священников. Святослав проявил недружелюбие к Германии. Например, он выгнал из Киева германского посланника епископа Адальберта (962).
Различия. Ольга (945-969) и Святослав (945-972).
Тезис (оценочное суждение): *
Ольга проводила более эффективную внешнюю политику, чем Святослав.
Обоснование:
1. Ольга всегда побеждала внешних врагов, с которыми воевала. Например, она возглавила оборону Киева в 968 году и успешно отстояла город от нашествия печенегов. Святослав не всегда выходил победителем из военных столкновений. Например, он проиграл русско-византийскую войну 970-971 годов, а также был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.
2. Ольга стремилась обеспечить хорошие отношения с соседями и преуспела в этом. Например, в 955 году она крестилась и стала крестной дочерью императора Византии Константина Багрянородного; в 959 году Ольга отправила посольство к королю Германии Оттону I и попросила прислать на Русь священников. Святослав нанес поражение Хазарскому каганату, и тот вскоре распался. Хазарский каганат был не лучшим соседом, но в итоге получилось еще хуже. Дело в том, что Хазарский каганат был своего рода стеной между Русью и кочевниками Азии, и когда этой стены не стало, к границам Руси пришли более опасные кочевники: половцы, затем монголы. Вместе половцы и монголы образовали в будущем Золотую Орду, которая установила монголо-татарское иго на Руси.
Общее. Походы князя Святослава Игоревича на восток и на запад.
Тезис (оценочное суждение): *
Походы Святослава на восток и запад имели одинаковые экономические причины.
Обоснование:
1. Походы Святослава на восток и на запад имели целью закрепление русской торговли на Черном море. Например, в ходе похода на восток против Хазарского каганата Святослав захватил на Черном море торговый порт Тмутаракань. В ходе похода на запад в Болгарию Святослав захватил город Переяславец, который через реку Дунай сообщался с Черным морем. Святослав даже хотел сделать Переяславец своей новой столицей, поскольку туда «сходятся блага всей земли».
2. Походы Святослава на восток и на запад имели целью закрепление русской торговли на речных торговых путях. Например, в ходе походов на восток Святослав нанес поражение Волжской Булгарии и Хазарскому каганату, которые стояли на Волжском торговом пути. В ходе похода на запад Святослав нанес поражение Дунайской Болгарии, которая располагалась на реке Дунай, а река Дунай имела торговое сообщение с Центральной Европой и через Черное море с Византией.
3. Походы Святослава на восток и запад были целью получение денег в форме дани, военной добычи или в качестве вознаграждения за оказанные услуги. Например, в ходе похода на восток Святослав покорил племя вятичей и обложил их данью. Первый поход на запад состоялся, потому что греки попросили о помощи против болгар и обещали щедро заплатить.
Общее. Походы князя Святослава Игоревича на восток и на запад.
Тезис (оценочное суждение): *
Восточные и западные походы Святослава принесли ему военную славу и добрую память потомков.
Обоснование:
1. На востоке и западе Святослав одержал ряд громких побед. Например, на востоке он нанес поражение Волжской Булгарии и Хазарскому каганату, покорил племя вятичей. На западе он разбил болгар в ходе первого похода на Балканы.
2. Военные походы Святослава обогатили русский язык афоризмами, которые стали девизом армии России на все времена: «Мертвые сраму не имут!», «Иду на вы!» «Не посрамим земли Русской!»
Различия. Походы князя Святослава Игоревича на восток и на запад.
Тезис (оценочное суждение): *
Восточные походы князя Святослава были успешнее, чем западные походы князя Святослава.
Обоснование:
1. На востоке Святослав стяжал славу громких военных побед. Например, он нанес военное поражение Волжской Булгарии и Хазарскому каганату. На западе Святослав потерпел явное военное поражение. Например, русы проиграли битву под Доростолом (971), а при возвращении с Балкан печенеги подкараулили Святослава на днепровских порогах и убили (972).
2. На востоке Святослав добился существенных территориальных приращений. Например, были присоединены вятичи, а также морской порт Тмутаракань. На западе Святослав потерял все, что завоевал на Балканах, включая Переяславец, который хотел сделать новой столицей Руси, и подписал унизительные условия мира. Например, по мирному договору 971 года Святослав обязался вернуться на Русь, не воевать больше греческих владений, а император Византии милостиво согласился дать ему в дорогу хлеб.
Различия. Походы князя Святослава Игоревича на восток и на запад.
Тезис (оценочное суждение): *
Походы Святослава на восток были более успешны, чем походы на запад.
Обоснование:
1. На востоке Святослав одержал больше военных побед, стяжал больше военной славы. Например, в ходе восточных походов он нанес военное поражение Волжской Булгарии и Хазарскому каганату. На западе Святослав одержал меньше военных побед, испытал горечь поражения. Например, в ходе русско-византийской войны русские войска потерпели неудачи в битве при городе Доростол (971). После этого был подписан мирный договор с греками, по которому Русь утратила все завоевания в Дунайской Болгарии. Возвращаясь из западного похода, Святослав потерпел поражение в бою с печенегами на днепровских порогах и был ими убит (972).
2. На востоке Святослав приобрел больше территории. Например. он покорил племя вятичей, присоединил крепость Саркел (Белая вежа), порт Тмутаракань. На западе Святослав не смог сделать территориальных приобретений. Например, по русско-византийскому мирному договору 971 года Святослав вернул Византии все завоевания на Балканах, в том числе город Переяславец, который он планировал сделать новой столицей Руси.
Общее. Русско-византийская война (941-944) и русско-византийская война (970-971).
Тезис (оценочное суждение): *
Обе войны закончились для Руси неблагоприятно.
Обоснование:
1. Обе войны не привели к улучшению условий торговли для русских купцов. Например, по итогам русско-византийской войны 941-944 годов русские купцы утратили право беспошлинной торговли в Византии. По итогам русско-византийской войны 970-971 годов Русь утратила Переяславец. Это был крупный торговый город, удобнее Киева в плане торговли, поскольку был ближе к Византии, купцам не нужно было преодолевать днепровские пороги, как в случае с Киевом, кроме того, река Дунай позволяла торговать еще и с Центральной Европой. Город был настолько удобен, что Святослав хотел сделать его новой столицей Руси. Святослав говорил, что Переяславец – место, куда сходятся блага всей земли. В итоге город был потерян, русская торговля лишилась связанных с ним преимуществ.
2. Обе войны мало способствовали военной славе Киевской Руси. Например, в 941 году русский флот был сожжен греческим огнем. В 971 году русское войско потерпело поражение под Доростолом.
Общее. Русско-византийская война (941-944) и русско-византийская война (970-971).
Тезис (оценочное суждение): *
Обе войны имели печальные последствия для князей Игоря и Святослава.
Обоснование:
1. Возможно, обе войны подорвали авторитет князей Игоря и Святослава. Например, после неудачной войны 941-944 годов дружина Игоря роптала и жаловалась на бедность («отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги»). По итогам русско-византийской войны 970-971 годов войско Святослава разделилось. Часть русской дружины пошла со Свенельдом сухопутным путем, часть войска пошла со Святославом на ладьях. По мнению ряда историков, войско разделилось из-за внутреннего конфликта.
2. Возможно, обе войны привели к смерти князей Игоря и Святослава. Например, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет и компенсировать дружине материальные убытки и недополученную прибыль от неудачных походов на Византию (941-944), князь Игорь попытался собрать двойную дань с древлян, а древляне его за это убили (945). Князь Святослав проиграл русско-византийскую войну (970-971) и погиб от рук печенегов на днепровских порогах на пути домой (972).
Различия. Святослав Игоревич (945-972) и Ярополк Святославич (972-978/980).
Тезис (оценочное суждение): *
Святослав был последним русским викингом, Ярополк русским викингом не был.
Обоснование:
1. Варяги/викинги были язычниками и почитали Перуна – бога грома и покровителя воинов.
Святослав оставался язычником. Например, он отказался принять христианство по образцу матери княгини Ольги, заявив, что христианин не будет пользоваться уважением дружины. Также Святослав выгнал епископа Адальберта (962), который приехал с миссией распространения христианства на Руси. Есть летописные сведения о том, что у Святослава был брат Глеб, и Святослав Глеба казнил, поскольку тот был христианином.
Ярополк симпатизировал христианам. Например, в его правление имели место дипломатические контакты с германским императором Оттоном II (973). Русские послы приняли участие в праздновании Пасхи, возможно, сами были христианами. Вероятно, Ярополк также принял крещение.
2. Варяги/викинги были храбрыми и не боялись смерти.
Святослав был храбрым и не боялся смерти. Например, он говорил своим воинам: «Мертвые сраму не имут»; «я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Святослав погиб в бою с печенегами (972).
Ярополк не был храбрым и боялся смерти. Например, во время междоусобицы со своим братом Владимиром он сбежал из осажденного Киева и укрылся в крепости Родня. Когда Владимир захватил Киев и осадил Родню, Ярополк вместо того, чтобы дать сражение, попытался договориться с братом, но его убили на переговорах.
Различия. Отношения Киева и племен в первой половине X века и во второй половине X века.
Тезис (оценочное суждение): *
В первой половине X века опасность восстаний племен была выше, чем во второй половине X века.
Обоснование:
1. В первой половине X века князь осуществлял полюдье, то есть объезжал племена и лично собирал дань. Это было небезопасно, поскольку сбор налогов никому не нравится, всегда есть угроза бунта. Например, князь Игорь попытался собрать с древлян вторую дань, они возмутились и убили Игоря (945). Во второй половине князь уже не ездил в полюдье и не собирал дань лично. Например, княгиня Ольга ввела погосты (место сбора дани). Сам князь отныне мог находиться в Киеве, в безопасности.
2. В первой половине X века размер дани не был фиксирован, что порождало напряженность в отношениях Киева и племен. Например, в 914 году Игорь подавил восстание древлян и наложил на них дань больше той, что брал князь Олег, а в 945 году попытался эту повышенную дань взять еще и в двойном размере, что спровоцировало новое восстание древлян. Во второй половине X века дань была фиксированная. Например, княгиня Ольга установила четкий размер дани, который назывался урок. Фиксированная дань уменьшила напряженность в отношениях Киева и племен, дала людям стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Различия. Хазары и печенеги.
Тезис (оценочное суждение): **
Хазары были более сильным и более опасным противником Руси, чем печенеги.
Обоснование:
1. Хазары обладали сплоченностью, поскольку у них было централизованное государство. Например, Хазарским каганатом номинально правил каган, реальной властью обладал бек, и ему подчинялись армия и государственный аппарат. У печенегов не было централизованного государства, их племена были разрознены. Например, в XI веке печенеги под давлением половцев пошли искать себе новую землю, но пошли в разных направлениях. Часть печенегов пошла на Русь и была перебита в битве под Киевом (1036). Другая часть отправилась искать счастье на Балканах, и там их перебили греки. Еще часть покорилась русским князьям и превратилась в союзников Руси под названием «свои поганые». Будь у печенегов единое командование, возможно добились бы бо́льших успехов.
2. Хазары были богаче, чем печенеги. Например, Хазарский каганат стоял на торговом пути «Из варяг в персы», получал большую прибыль от торговых пошлин. Кроме того, в Хазарском каганате были сильны позиции еврейских купцов и ростовщиков, о чем говорит распространенность иудаизма (национальная религия еврейского народа). Еврейские купцы и ростовщики умели считать деньги, и, видимо, Хазарский каганат от этого умения тоже выигрывал. Также Хазарский каганат имел крупный морской порт Тмутаракань, через который торговал с Византией. У печенегов не было морских портов, поскольку они были кочевниками и не имели городов, рядом с их кочевьями проходил торговый путь «Из варяг в греки», но его контролировали русские, а печенеги могли лишь нападать на русских купцов на днепровских порогах, так что основная прибыль от торговли шла мимо них.
3. Хазары эффективнее навязывали свою власть соседям. Например, был период, когда вятичи, поляне и другие восточнославянские племена платили хазарам дань. Существует даже легенда о том, что однажды поляне заплатили дань мечами, и хазары этого испугались, поскольку хазарская сабля заточена с одной стороны, а славянский меч – с обеих сторон. Печенеги никогда не властвовали над восточными славянами.
Глава 4. Расцвет Киевской Руси (978/980-1054).
Общее. Христианство и язычество.
Тезис (оценочное суждение): **
Язычество и христианство выполняли важную для государства идеологическую функцию.
Обоснование:
1. Язычество и христианство должны были укрепить власть князя. Например, в 980 году князь Владимир провел языческую реформу: собрал главных языческих богов в единый пантеон и поставил над ними Перуна – бога грома и покровителя князя и дружины. В 988 году князь Владимир крестил Русь, и христианство также стало выполнять функцию укрепления власти князя по формуле «Бог на небе – князь на земле».
2. Язычество и христианство должны были укрепить духовное единство народа. Например, Дажьбог (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Сварог (бог неба) были общеславянскими богами, поэтому князь Владимир собрал их в единый пантеон, чтобы на его основе сплотить всех восточных славян. Когда Владимир крестил Русь в 988 году, единый христианский Бог должен был сплотить все племена на основе единых христианских праздников, единых обрядов, единой Библии, единой церковной организации.
Общее. Христианство и язычество.
Тезис (оценочное суждение): **
Христианство и язычество выполняли важную для общества функцию развития и распространения культуры.
Обоснование:
1. Язычество способствовало развитию духовной культуры. Например, в восточнославянском языческом фольклоре есть миф о противостоянии скотьего бога Велеса и бога грома Перуна и победе Перуна в этой борьбе. Христианство тоже способствовало развитию духовной культуры. Например, благодаря христианству восточные славяне познакомились с Библией, восприняли идеи любви и всепрощения, Нагорную проповедь Иисуса Христа и т.д.
2. Язычество способствовало развитию материальной культуры, в частности, скульптуры. Например, в ходе языческой реформы 980 года князь Владимир поставил деревянный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Христианство тоже способствовало развитию материальной культуры, в частности, зодчества. Например, после крещения Руси к восточным славянам из Византии пришел крестово-купольный стиль в архитектуре. Ярким примером крестово-купольного стиля был храм Святой Софии в Киеве, построен в 1037-1041 гг.
Общее. Христианство и язычество.
Тезис (оценочное суждение): **
Христианство и язычество способствовали уменьшению социальных конфликтов.