bannerbannerbanner
Современная соционика
Современная соционика

Полная версия

Современная соционика

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Человек с сильной этикой изначально встроен в информационный поток, который завязан на людей, он считывает и накапливает эту информацию без своего сознательного желания, и данная информация у него в психике хранится в большом объёме.

Если белый этик наблюдает за каким-то человеком, даже если это происходит в рабочей обстановке, и его личный интерес к этому человеку отсутствует, то у него всё равно будет складываться определённое представление об этом человеке: какой у этого человека характер, какие особенности, какая система ценностей, типичные поступки, личные мотивы и привязанности. Информация об этом человеке накапливается автоматически, и представления сами по себе складываются в процессе наблюдения.

Например, описывая человека, белый этик может подметить, что такой-то человек «искренний, честный, но в такой-то ситуации немножко не надёжный, характер у него добрый, для него важны его друзья». Из всего увиденного белый этик выносит своё собственное суждение об этом человеке, и, опираясь на это суждение, выстраивает с этим человеком своё взаимодействие. Для белого этика комфортно выстраивать отношения с каждым человеком индивидуально, находя свой подход к каждому по отдельности – в отличие от чёрных этиков, о которых речь пойдёт далее.

Чем сильнее белая этика, тем глубже у человека понимание и тем проще ему рассуждать на темы, связанные с внутренними моральными качествами и склонностями людей. Человеку с сильной этикой всегда будет что сказать о людях, поскольку аспект сильный, информации накапливается много. Также у белого этика обязательно будет свой взгляд на этические проблемы, связанные с людьми и отношениями, своя этическая парадигма.

Ранее мы упоминали о дуальности аспектов. При типировании это важный момент, поскольку дуальные аспекты являются маркером квадры. Как это проявляется? Белая этика описывает и оценивает особенности характера, предрасположенности, личные качества человека.

Например, один белый этик считает, что его близкие люди должны быть честными, искренними и преданными. Другой белый этик считает, что люди должны стараться быть честными со своей семьёй, а вообще честность – понятие относительное, и каждую конкретную ситуацию следует рассматривать отдельно. Третий думает, что человек должен быть смелым, и делать всё ради блага людей своего ближнего круга.

С точки зрения белого этика есть качества, которые с позиции его личной оценки наиболее важны. Так как в пару к БЭ идёт ценностная ЧЛ, то у этих качеств должны быть объективные проявления – дела и поступки, которые данный белый этик считает положительными.

Дуальность (взаимное дополнение) аспектов БЭ и ЧЛ проявляется так: личные характеристики и качества должны проявляться в поступках и, чтобы другие люди могли с человеком взаимодействовать, он должен позиционировать себя в соответствии с этими качествами, а также поступать в соответствии с характером отношений с тем или иным человеком.

В обратную сторону это тоже работает: с позиции деловой логики, если формируется какое-то дело, цель, то люди под неё будут подбираться с какими-то определёнными моральными качествами и особенностями. Эта связка дуальных аспектов достаточно ярко проявлена в обществе.

При типировании эту связку можно заметить: там, где есть белая этика, будет что-то, связанное с проявлением моральных качеств, с поступками и их этической оценкой. И наоборот: там, где есть ЧЛ, обязательно будет связь с качествами людей. Поэтому при типировании мы ищем не просто ЧЛ или БЭ, а ищем проявления именно связки дуальных аспектов.

Сильная БЭ, например, у писателя Джейн Остин:

«Ей всегда нравились мальчишеские игры – крикет она предпочитала не только куклам, но даже таким возвышенным развлечениям поры детства, как воспитание мышки, кормление канарейки или поливка цветочной клумбы. Работа в саду была ей не по вкусу, а если иногда она собирала букеты, то делала это как будто назло – так, по крайней мере, можно было заключить, судя по тому, что она обрывала именно те цветы, которые ей запрещалось трогать. Таковы были ее наклонности».

Белая этика – описание внутренних качеств человека, мотивов его поступков, описание характера человека в контексте взаимоотношений с другими людьми.


Белая логика


БЛ (белая логика), интровертная логика, «структурная логика», субъективная логика. Самое удачное название – абстрактная логика.

Белая логика, как и чёрная, ориентирована на познание мира «разумным» способом, на его описание, выявление закономерностей и взаимосвязей. Но если деловая логика ориентируется на объективный мир, взаимодействие его объектов и алгоритмы действий, то белая логика опирается в первую очередь на субъективное абстрактно-схематическое представление обо всём.

К абстрактной логике относится собственное субъективное понимание чего-либо, создание и систематизация абстрактных схем и понятий, генерация абстрактных логических конструкций, выявление неочевидных логических связей между любыми предметами и явлениями.

ЧЛ привязана к объектам внешнего мира и более наглядной, т. к. описывает характеристики и функционирование наблюдаемых объектов, оценивает эффективность и пользу действий.

БЛ субъективна и абстрактна, поскольку абстрактное понятие или схема – это не объективно наблюдаемые сущности, их нельзя увидеть среди объектов внешнего мира. Если белый логик описывает или создаёт какое-либо понятие, то даёт свою субъективную трактовку этого понятия. Или берёт какое-то существующее чужое понятие, наделяет его новым прочтением и далее в рассуждениях опирается на своё понимание данного понятия.

Кроме того, белая логика не только генерирует понятия, но и систематизирует их, создавая целостную непротиворечивую картину абстрактных взаимосвязей между понятиями, явлениями, системами и т. д. Без белой логики невозможно создание какой-либо целостной концепции или теории, поэтому БЛ нередко находит применение в науке, особенно в фундаментальной. Белая логика структурирует и упорядочивает смысл и понимание чего угодно.

Вот пример БЛ в связке с ЧС. Славой Жижек (СЛЭ):

Насилие – не прямая характеристика определенных действий, оно распределено между действиями и их контекстом, между деятельностью и бездействием. Одно и то же действие может считаться насильственным и ненасильственным в зависимости от контекста.

Здесь белый логик создаёт своё субъективное логическое определение общеизвестному понятию.


С точки зрения БЛ, важно не само понятие, а его трактовка и смысловой контекст, в котором эта трактовка существует.


Приведём утрированный пример на контрасте белой логики и чёрной. Допустим, что деловой логик и структурный логик смотрят на одно и то же явление или объект. Деловой логик стремится собрать объективные данные, факты, узнать какие-то свойства объекта, описывает конкретные проявления этого явления, какие функции выполняет этот объект, приносит ли он пользу и какую. ЧЛ стремится собрать большое количество подтвержденных практикой данных, опирающихся на объективный опыт.

Белый логик, когда смотрит на какое-то явление или объект, действует по-другому: он опирается на своё понимание смысла этого явления, даёт абстрактное описание этого явления – в виде схемы, таблицы, модели. Белый логик создаёт такие схемы по поводу чего угодно, сопоставляет эти схемы между собой, находит общее и различное у абстрактных описаний чего-либо для формирования своего представления.

БЛ старается выявить смысл, схему, скрытую механику любого явления. Так, если есть основное явление N, и появляются явления N1 и N2, которые похожи между собой, то деловые логики обычно стремятся описать объективные характеристики каждого явления максимально подробно, составить статистику, найти им способы применения.

Белый логик, если это явления одного порядка, будет стремиться создать схему, выявить общие критерии этих явлений, составить их абстрактное понимание, через которое уже можно смотреть на эти и другие явления, если они подходят под данные критерии. Весь этот абцаз, раздел книги, как и вся книга, написаны белым логиком, так что вы в контакте с БЛ прямо сейчас и до конца книги :)

Если у ЧЛ в приоритете сначала реальные проявления и практика, а потом уже выводы, схемы и абстракции, то в БЛ наоборот: сначала формируется понимание, вычленяется внутренняя логика явления, неочевидные логические связи этого явления с другими или вообще со всем чем угодно.

Белая логика тяготеет к универсальности; она подразумевает, что реальные примеры и факты надо подставить и представить самим, как та или иная схема может в реальности проявляться, по каким критериям она может описывать те или иные явления.

У любого соционического логика есть обе логики – и чёрная, и белая, весь вопрос в их приоритете и индивидуальной пропорции. Каждая хороша на своём месте. Деловая логика в крайности без белой логики – это чистый практический опыт, который превращается в бессистемное нагромождение данных, алгоритмов и цепочек действий. Белая логика без чёрной может скатываться в чисто умозрительные абстрактные конструкции, полезность, практичность и применимость которых может быть весьма условной или неочевидной.


Чёрная этика


Дуальный аспект для белой логики. Крайне неудачное, но распространенное старое название – «этика эмоций».

С чёрной этикой всё довольно просто, однако в соционике она подверглась мифологизации и для многих она просто приравнена к «эмоциям», хотя это слишком примитивная трактовка. Соционики до сих пор не могут договориться по поводу многих аспектов, хотя чтобы определиться с их трактовкой, достаточно внимательно рассмотреть базис Юнга, ведь аспекты напрямую выводятся из его внутренней логики (большой привет от БЛ).

Как и белая, чёрная этика также ориентирована на человека; людям с сильной этикой присуще глубокое понимание человеческой природы. Восприятие мира у этиков неразрывно с человеком и особенностями людей. Но если белая этика является интровертным аспектом, ориентируется на внутренние качества, отношения и свою субъективную моральную оценку этих качеств, то чёрная этика уже экстравертна, она ориентируется на внешнее проявление человеческой природы.

Чёрная этика отвечает за информацию, завязанную на поведение людей, на реакции человека или группы людей, их эмоциональные состояния. У экстравертной этики охват больше, чем у интровертной, поэтому ей от природы свойственно ориентироваться сразу на большие группы людей, и на работу с эмоциональной атмосферой внутри этой группы.

Чёрная этика чутко отслеживает реакции окружающих людей. Реакции могут быть на всё, что угодно: на человека, на группу людей, на вас лично, на события, на действия и явления. Чёрный этик ориентируется на все внешние проявления глубинной индивидуальной природы человека. В отличие от БЭ, ЧЭ в первую очередь смотрит на объективные проявления внутренних особенностей и качеств человека. Также чёрная этика подмечает информацию о распределении внимания человека или групп людей и может работать с этим вниманием.

Любой человек, попадая в ситуацию, начинает на что-то реагировать, к любому событию или объекту у него есть некое отношение, которое проявляется не только в самом наличии отношения внутри, но и в его внешних реакциях.

Так, если человек вам рассказывает о каком-то событии, явлении, другом человеке, он всегда выдаёт какие-либо реакции – эмоциональные, невербальные. Например, человек рассказывает о делах, ухмыляется сам себе, закатывает глаза или начинает нервничать и дёргать руками, хмуриться, у него меняется голос, меняются интонации.

Чёрный этик всю эту информацию считывает в большом объёме во всех мельчайших деталях, и на основе неё формирует представление о человеке, а также выводы о том, что это за человек, в каком он состоянии, что с ним происходит, почему он так реагирует и на что именно он так реагирует, какие за этим могут стоять причины и т. д.

Чёрная этика отвечает на эти вопросы через анализ внешних проявлений человека. Эмоции и эмоциональный фон – это только часть внешних проявлений человека, поэтому, когда чёрную этику свели к «этике эмоций», произошла ошибка, которая на долгие годы увела соционику в тупик, породив системный сбой в понимании этого аспекта практически у всех соционических авторов на протяжении 4 десятилетий. Чёрной этикой в старой соционике стали считать вообще любые эмоции у человека.

Стоит сказать о том, что в массовой культуре существуют попытки логиков описать чёрную этику через простые алгоритмы, коими являются книги с описанием «языка тела» – значений взглядов, позы, жестов и т. д. В них дается целый справочник по толкованию невербальных проявлений (значение «закрытой позы», «если собеседник посмотрел налево вверх, то он вам врёт» и всё в том же духе).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5