Полная версия
Прародина и генезис индоевропейцев
К леднику подходит и другое описание Гиперборейских гор: «Это гора с отвесными склонами, на нее совершенно невозможно подняться, а на ее вершине лежат вечные, никогда не тающие льды…»
Высота ледника была огромна – несколько километров. Он имел форму горы с плоской вершиной (форма усеченной пирамиды). На более поздней стадии, когда ледник сократился в своих размерах и ушел в океан, он в прямом смысле стал островом, островом в Северном Ледовитом океане. По-видимому, на этой стадии его перестают воспринимать как горы, Рипейские горы. Он становится больше похож в старорусском эпосе на Алатырь-камень, что лежит на океане-море или на остров Буян и обозначается постоянным эпитетом «бел-горюч», потому что всегда белый и всегда сверкает, будто горит, и днем, и ночью. Днем лед сверкает в лучах солнца, а ночью над ним северное сияние.
В апокрифе «О всей твари»9: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до небес». Адамантин – алмаз. В фольклоре – лед, хрусталь. То есть ледяная гора, гора, покрытая льдом.
У ариев была священная гора Меру. Вот как они ее описывали в Махабхарате10.
Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит Полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода – день, полгода – ночь, одна ночь и один день вместе равны году.
На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Швета-двипа («Светозарный Белый остров») – очень похоже на то, как виделся ледник в океане, освещенный днем лучами солнца, а ночью – северным сиянием.
Гору Меру называют «царь всех гор», «наилучший», «высочайший», «красивейший».
Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма.
Гора Меру (Сумеру) имеет форму усеченной пирамиды. Склоны ее сверкают на солнце, как золото или сапфиры.
Гора Меру находится в центре вселенной.
Гора своим сверканием настолько превосходит мрак ночи, что ночь бывает трудноотличима от дня. (Надо полагать, таким образом, описано северное сияние.)
Вначале мне показалось, что вывод: Рипейские горы – это ледник, достаточно очевиден. И было удивительно, что, прочитав множество книг и статей на эти темы, я нигде не встретил такого сопоставления. Ощущение, что те, кто изучал ледник, никогда не слышал о Рипейских горах и горе Меру, а те, кто читал об этих горах, никогда не интересовались ледником, хотя это кажется неправдоподобным. Но потом понял: никто не связывал ледник с Рипейскими горами и горой Меру потому, что всем известно – ледник был давно, где-то 15—20 тысяч лет назад, а запискам древних авторов 2, ну максимум 3 тысячи лет. Русские сказания еще моложе, ведь принято считать, что Руси всего-то тысяча лет.
Мне кажется, дело в том, что ледник под именем Рипейских гор, камня Алатырь и горы Меру перешел в языческую религию и стал ее частью. Более чем за 10 тысяч лет воспоминания о горах, конечно бы, исчезли, но религия в основном оставалась прежней, и за счет этого эти названия оставались на слуху. Кроме того, ледник не как горы, а как камень Алатырь или гора Меру просуществовали значительно дольше, чем принято считать. Исследования показали, что ледник исчез около 10 тысяч лет назад. Но, во-первых, 10 тысяч лет назад следы ледника исчезли с суши, а в океане никто исследований не проводил. Учитывая, что чем севернее, тем скорость таяния льда медленнее, можно предположить, что в океане он существовал еще долго, возможно, еще несколько тысяч лет. Это предположение переходит в разряд утверждения, если мы вспомним, что сейчас доказано существование до сих пор в восточной части Северного Ледовитого океана отдельных небольших еще не растаявших частей ледника в виде островов. Это остров Муостах в море Лаптевых, он тает и уменьшается в размерах каждый год на несколько метров. Недалеко от него остров Семеновский исчез, растаял в пятидесятых годах двадцатого века. Оба эти острова из ископаемого льда. Эти ледяные глыбы, доходящие до дна океана, остались со времен ледника вперемешку с нанесенной за тысячелетия пылью и грязью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Мари́я Ги́мбутас – американский археолог и культуролог литовского происхождения, одна из крупнейших и самых спорных фигур индоевропеистики, с именем которой связывают выдвижение «курганной гипотезы» происхождения индоевропейцев. Доктор университета Витаутаса Великого (1993).
2
Джона Хоффекера – американский археолог, профессор. Институт арктических и альпийских исследований, Университет Колорадо в Боулдере, США. Специализация: археология и палеоэкология человека. Научные интересы: Эволюция человеческих адаптаций к холодному климату в течение четвертичного периода. Исследования археологических памятников Восточной Европы и Аляски. В настоящее время область исследований – древнейшие стоянки современного человека в России и расселение людей в Восточной Европе, а также связанное с этим исчезновение неандертальцев.
3
Костёнки – село на правом берегу Дона в Хохольском районе Воронежской области. Всемирно знаменито открытыми здесь палеолитическими стоянками древнего человека, сохранением которых занимается местный музей-заповедник «Костёнки».
4
Бори́с Алекса́ндрович Рыбако́в – советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН. Герой Социалистического Труда. Один из самых влиятельных деятелей советской историографи
5
Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»
6
Влади́мир Миха́йлович Котляко́в родился в 1931, советский и российский географ и гляциолог, академик РАН (1991), заслуженный географ Российской Федерации (2020). Научный руководитель Института географии РАН (с 2015), Почётный президент Русского географического общества с 2000, Доктор географических наук, профессор.
7
Татьяна Буйнова «Дети Сварога. Мифы восточных славян»
8
Татьяна Буйнова «Дети Сварога. Мифы восточных славян»
9
Статья с названием «О всей твари» была опубликована в 1863 г. Н. С. Тихонравовым по единственному известному ему списку 1531 г. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры (ныне РГБ, ф. 304.1, №774).
10
«Махабха́рата» древнеиндийский эпос. «Великое сказание о потомках Брахаты» Одно из крупнейших литературных произведений в мире. Представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл. Басен, притч, легенд, гимнов. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший.