Полная версия
Столкновение миросистем. Мировая апостасийная миросистема. Том 1
Л.А. Тихомиров рассматривает модификации вавилонской каббалы у египтян, индусов, греков и приходит к выводу, что они имеют различия, но больше общего: 1) модификация учения Гераклита о «логосе»; 2) неоплатоновское учение об эманации (истечение, исхождение бытия из Абсолюта), где Бог заменен категориями «Единое» и «Ум» (Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфирия); 3) сотворение мира и человека не Богом, а мировыми энергиями, разумно-космическими процессами эманации; 4) управление мирозданием осуществляется не Богом, а эонами, Плеромой, Софией; 5) Бог допускается, но основная работа творения у «ангелов-эонов». Каббалистика именуется «мудростью», но в ней просвечивает безумие: тайна творения мира и человека настолько упрощена, что ее можно «просчитать» и в прошлое, и в будущее, можно наперед предсказать все промежуточные и конечные результаты мировой и человеческой истории, определить мировые судьбы. Безумно измерять «алгебре сигнатур», в «геометрии сефирот». Вспоминается ирония Г. Честертона в кн. «Ортодоксия»: «Поэту нужны только восторг и простор … хочет заглянуть в небеса. Логик стремится засунуть небеса в свою голову – и голова его лопается … Шляпник безумен, потому что ему приходится измерять головы». Каббалисты надеются наперед вычислить все тонкости Мироздания, исчислить судьбы Мира и считают, что для этого достаточно алгебры сигнатур и оккультной геометрии, чтобы решить задачи не с двумя, а с триллионами неизвестных. Гностицизм и каббала обезумели от «число-френии» и измеряют Бога уйдя от Него. Каббала – это парадоксальная форма религиозного атеизма.
Каббалистическая антропология. Гностики разделяют людей на физиков (тело), психиков (душа) и пневматиков (дух). У них разная судьба: физики (плотские люди) погибнут, психики (душевные, но еще не духовные) спасутся частично – лишь некая их часть попадет в Плирому, а пневматики пойдут в Плирому строем. Гностики разработали разные аскезы для двух последних категорий: у психиков, как второсортных людей, аскеза сводится к воспитанию нравственности, воздержанию и целомудрию, а пневматикам (духовным от рождения) такая аскеза не нужна, от них требуется воспитание ума – познание таинства парности сизигий (космизация и сакрализация секса), которую знают только «посвященные». Утверждалось, что если пневматики живут безнравственно, то это им не вредит – они уже спасены и не по делам, а по своей природе [80] [9].
Первобытие бессознательно и не имеет определений. Это то, что египтяне называли «океаном», а халдеи – «бездной». Мировая эволюция – это ликвидация слабых и торжество сильных – уничтожение неудачных результатов творения и конкурсный отбор душевно-духовных людей: физики сгорят, психики подпадут под власть Демиурга (ад), но часть их просочится в божественную Плерому, для которой пневматики предызбраны от рождения. По Валентину пневматики (мужчины и женщины) в Плироме станут «супругами» ангелов – женскими элементами ангельских сизигий (поэтому каббалисты практикуют содомию). Валентинианцы доводит половое разделение до абсолюта. От мужских и женских элементов («тайны четы») сизигии – порождают другие сизигии. Пределом назван «бесполый принцип» – это задерживающий принцип (конец творчеству). За скобки полностью вынесена этика добра и зла, свобода выбора и все замыкается на проблеме пола. [9]. В Каббале Самаель (сатана), занимает крупное место в управлении миром. Бог на него влияет опосредственно – через ангела Цадкиеля [96]. До грехопадения Адам и Ева были духами, а Адам – андрогином. Толкователь Каббалы И. Лория, пишет, что Адам был создан в купе с небесным человечеством у них была единая «коллективная душа» и с падением Адама все были низвергнуты. Эти обсуждает и А. Франк в «Каббале, или Религиозной философии евреев». В каббалистике злые духи распределены на 10 сефиротам, (по уровням сгущения зла). Две первые –мировой хаос, третья – мрак, а прочие – ад, под началом Самаеля [98]. Л. А. Тихомиров пишет: «В демонологии Каббалы сатана, в смысле ожесточенного противника Бога, отсутствует. Идея Аримана, бывшая в начале, затерта до чрезвычайности. Злые духи сводятся к чему-то назойливому и вредному, но мелкому» [10] [9].
Практическая каббала. Каббала – это философия чернокнижии, магии и колдовстве. Моисеев Закон строго воспрещал все то, что входит в ее практическую сторону: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» (Втор. 18, 10—11). Однако, Иосиф Флавий в I в. н. э. писал, искусство общения с демонами, заклинания, волшебные формулы, для связи с демонами, «до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас евреев» [23]. В Деяниях Апостолов описывается случай, когда иудейские заклинатели были побиты демоном, то «это сделалось известно всем живущим в Ефессе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех» (Деян. 19:17), а «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19:19). Иудейские каббалисты выдумали, что сам царь Соломон вызывал духов и был магом. Л. А. Тихомиров пишет, что в это верят и ныне: «современные каббалисты и ныне очень почитают сочинение, так называемые «Соломоновы ключики», приписываемые премудрому царю Соломону» [10] [9].
Л.А. Тихомиров сообщает, что «в гаонский период Вавилонские академии активно занимались чародейской практикой и мистическим движением, неразрывно связанным с Каббалой, включая физиогномику, хиромантию, астрологию, вызывание духов и прочую магию» [52] [9]. Говоря о гаонском периоде (гаон – «гений»), следует иметь в виду деятельность двух Вавилонских талмудических академий (VI–XI вв.) – Сурской и Пумбадитской. Титул «гаон» имел статус «великих мудрецов Земли Израиля». Возникли эти академии в Вавилонских городах Сура и Пумбадит (в начале г. Нагардея). В них основались талмудические академии в Месопотамии и занимались еврейским образованием и еврейской наукой, но главным содержанием было изучение каббалы. «В Х в. Салмон бен Иерушам, – пишет Л. А. Тихомиров, – упрекал раввинистов-мистиков в том, что они претендуют магически исцелять болезни, успокаивать бури, умиротворять диких животных и имеют таинственные имена, посредством которых можно приворожить к себе женщин. Саадия гаон, живший в Суре в 892—914 годах по Р. X., излагал теоретическую основу магии и говорил, что Бог в мире то же самое, что душа в теле. Это дает возможность обратного влияния на божество. Этот взгляд лежит в основе Каббалы» [52] [9].
Объясняя каббалу, Г. Грец писал, о воздействии человека на божество: «народ израильский призван, каждым своим поступком воздействовать на сефирот и вынуждать их к благодеяниям. Поэтому обряд имеет огромное мистическое значение и ценность» [99]. Папюс прямо говорить: «теория каббалы связана с теорией магии единством идеи и символов в природе, человеке и вселенной. Действовать на символы – значит действовать на идеи и на существа духовные – ангелов» [96]. Л.А. Тихомиров излагает суть практической каббалы: «таинственное знание действует, во-первых, предугадыванием по символу, во-вторых, посредством молитвы, связанной со знанием смысла и силы букв еврейской азбуки, в-третьих, посредством материального колдовства, в-четвертых, посредством культового обряда и жертвы, этого таинственнейшего орудия действия языческой философии» [100] [9]. В каббале разработаны таблицы, фиксирующие таинственные связи имен Божиих и ангельских чинов:
с числами и буквами,
с областями вселенной, планетами и звездами,
со стихиями природы.
В каббале выработаны числовые криптографические методы для перетолковывания текста Священного Писания и методы расшифровки:
темура,
гематрия,
нотарикон.
Первая – Вавилонская империя создала мировые религиозные и цивилизационные образцы, став мировым центром языческой духовности, породив «тайные знания» (каббалу) [9], принцип эзотерического «посвящения» и эзотерических иерархий в религии. В Вавилонской империи была узаконена иерархическая структура жречества как «священной касты» с равно-царской властью в обществе, с социально-мистическими ролями в государстве. Вавилонское жречество интегрировало и кристаллизовало всю совокупность культов, мистических практик и ритуалов язычества, включая демонологию, каббалу, нумерологию, теургию, магию, колдовство, волхование, астрологию, гадания, заклинания, предсказания судьбы [14] [101] [56] [44] [53] [11] [50] [51] [9].
Вторая – Мидо-Персидская империя создала мировые образцы социального порядка и радикалистской этики, как инструменты правосудия над миром и социально-религиозной машины войны со злом. Мидо-Персидская империя стала воинствующим мегагосударством, овладевшим половиной мира, управляющим всеми народами Присредиземнорья, Юга Черного и Каспийского моря, Ближнего и Среднего Востока. Зороастрийская религия, будучи языческой, контрастировала со всеми языческими религиями. Нравы и обычаи, культура и социальный порядок персов существенно расходились с традициями, культурами и устройством социума всех включенных в Мидо-Персидскую империю стран и народов. Зороастрийское жрецы имели равно-царскую власть. Зороастрийская этика регулировала культуру и общество всех включенных в империю народов и царств. Но этика персов осуществляясь как священная война, расходясь со всеми национально-религиозными этиками по нормам, ценностям и санкциям [102] [103] [104] [105] [51] [106] [9] [15].
Мидо-Персидская империя
Значительны были завоевания, власть и могущество Мидо-Персидской империи, но, как и все империи языческой эпохи она ушла в прошлое, а ее сила и слава оказались недолговечными. В конце XIX века доктор богословских наук, профессор МДА А. Д. Беляев писал: «Построенные из камней здания пережили народ, которым они были воздвигнуты. Что осталось от древнего Персидского царства, выводившие миллионные армии?» [47].
Предыстория арийской империи
Историческая эпоха ариев начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н. э. (Месопотамские летописи). Предки персов – выходцы из Азии, мигрировавшие в III тыс. до н. э. из Азии на Иранском нагорье. Персы произошли от воинственных кочевых арийских племен, осев в «Ариане» (означает «стране ариев») они перешли к оседлой жизни. Воинские традиции кочевников они сохранили. Держались самобытной культурной традиции и зороастрийской религии – тоже языческой, но существенно отличной от язычества окружающих народов [44].
Древние арийцы отличались от всех восточных народов и своей социально-религиозной воинственной этикой, которую одни исследователи называют формальной (жестко-нормативной), другие – ригористической. Эта этика не знает середины (промежуточных оценок) между добром и злом (Э. Леманн), а потому их карающий меч сокрушает и малые прегрешения наравне с большими, не делая послаблений. Зороастрийская этика по системе норм, по их религиозно-нравственному содержанию, по значению и смыслам – принципиально расходится с нормо-комплексами других этических систем прочих языческих государств. При этом, арийские племена, исповедующие зороастризм, воспринимали свою «этику добра», как общенародную религиозную миссию «священного» сопротивления мировому злу огнем и мечом. Это этика «вооруженного добра» и ведомая ими война есть священная битва с Ариманом – злым богом.
В социальной жизни древние арийцы держались «законов общины» – поселенческой соборности, социального порядка, сочетающего общинный коллективизм, дух равноправия с иерархической организации институтов власти, устанавливающей безоговорочную дисциплину в обществе, сравнимую с воинской [52]. Большинство исследователей подчеркивают, что арийцы с древних времен ценили, в отличие от вавилонян и многих других народов, не богатство и роскошь, а простоту нравов и скромность в образе жизни.
В «Ариане» (Иране) многочисленные и разнородные племена ариев смешавшись с местными жителями. В результате естественного этногенеза и метисации, связанной с миграционными процессами и межэтническими браками, сформировалось несколько народов и самыми крупными стали мидийцы и персы. Современное название «Иран» производно от «Арианы». Греки придумали назвать ариев – персами, а их страну Ариану – Персией, произведя название народа от языка «Фарсѝ» (индоевропейской группы) на котором говорили древние ариане. Это переняли и другие народы мира. Вернуть свое самоназвание «Иран» они смогли лишь через обращение в ООН в 1935 г.
В древние времена арии имели рассредоточенные поселения от Индии до Египта, поэтому, став мировой империей, они пожелали вернуть и узаконить за собой все утраченные территории прошлого. И после 550 г. до н. э. Персии (Ариане) это удалось: в состав ее владений вошли земли египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. В IX в. до н. э., после очередных миграций, мидийцам и персам в своих обществах удалось построить государства и обрести политическую независимость, стабильность и устойчивость своей цивилизации. Начала государственности и независимости персы заложили в 836 г. до н. э. Параллельные процессы шли и у мидян, но высокоорганизованный уровень государства у мидян возник раньше, чем у персов – в конце VII в. до н. э. [102].
Вторая Мировая Мидо-Персидская империя
Древние арии в статусе мировой империи владычествовали 219 лет. Правящей династией в Мидо-Персидской империи была династия Ахеменидов (с 550 – по 331 г. до н. э.). В династии Ахеменидов было 13 царей. Ее родоначальником был Кир II Великий (550–529 до н. э.), а ее завершителем – Дарий III (336–331 до н. э.). Конец мировой арийской державе (в 331 до н. э.) положила Греко-Македонская империя. Продолжительность ее мировой имперской роли в 7 раз меньше вавилонской [105]. Спустя 560 лет, после поражения, нанесённого Александром Великим – Македонским, арии возродили мировое влияние, создав квазиимперию Сасанидов, которая владычествовала еще 427 лет (224–651 гг. н. э.). Это не новая, не пятая империя, это та же вторая мировая империя, явившая, как бы «жизнь из мертвых». Совокупно, арии владычествовали 646 лет – две трети от тысячелетия. Сасаниды – это правящая династия персидских шахиншахов и правителей отдельных областей (шахов). В династии Сасанидов: от Ардашира I (224 г.) до Йездигерда (632-651 гг.) – за 427 лет было 44 шахиншаха, из них в последний период (628 по 651 гг.) – за 23 года сменилось 8 царей. Империя Сасанидов пала под натиском Арабского халифата [104]. Сасаниды продолжали Мидо-Персидскую империю в форме квазиимперии (в III в. была конфедерация автономных царств и полисов). В период своего правления Ардашир I сосредоточил в руках военную, гражданскую и религиозную власть [44]. Сасаниды поклонялись Ахуре Мазде – «Мудрому богу» и его пророку Заратустре, указавшему путь чистоты и праведности.
Царь древней Персии из династии Ахеменидов – Кир II Великий в 558 году до н. э. возглавил союз персидских племен. В 553 г. началась Мидо-Персидская война, закончившаяся в 550 г. победой Кир II, ставшего и царем Мидии. Возникла Мидийско-Персидская держава Ахеменидов, постоянно ведущая завоевательные войны.
Армия Ахеменидов. Именно армия, созданная Киром II, позволила персам и мидянам создать мощную мировую империю, основать и свыше двух столетий удерживать власть династии Ахеменидов. А.Н. Бадак обращает внимание, что кроме административного деления Мидо-Персидской империи на сатрапии существовало еще и военно-мобилизационное «разделение страны на военные топархи, которые пополняли имперское Войско кавалерией (asabara) и пехотой (pasti)» [107]. Р. Фрай пишет, что в армии Ахеменидов «Ядро армии составляли отряд «бессмертных» и конная гвардия царя. Личной охраной царя была тысяча «бессмертных». Предполагается, что своё начало «бессмертные» вели от персидских отрядов, поддержавших Дария I во время его борьбы за престол. Построенные по десятичной системе, подразделения армии распределялись на кавалеристов, копьеносцев и лучников» [108].
Прежде всего Кир провел военную реформу и создал регулярную армию нового типа. Образцом служили армии касситов (Элам), скифов, киммерийцев, ассирийцев. Касситы – были кочевыми племенами воинов-конников, завоевавшие в середине II тыс. до н.э. Вавилонию. Мощной кавалерией славилась и Ассирия. В персидской армии конница была организована еще эффективнее, чем в Ассирии [44]. Мидо-Персидская империя, намного превзошла Ассирию, завоевав половину Древнего мира. Кавалерийские войска наголову превосходили возможности египетских и греческих колесниц. Все кочевые завоевательские армии мира добивались успеха именно за счет конницы – т. е. кавалерийских войск [54]. Для кавалерийских войск нужна особая выучка лошадей, особая упряжь, их боевая защита, но главное в конниках – это не только выучка, но и особый дух и навыки коллективного боя. Мидо-Персидская империя не просто переняла, а подняла древнюю традицию кавалерии на высокий уровень [44].
Война с Парфией. Кир оказался гениальным и грозным полководцем. В 550 – 548 г. до. н. э. Кир II подчинил себе страны, бывшей Мидийской державы: подчинил своему владычеству Парфии, Гиракании, Армении и Персы вплотную подошли к Средней Азии и пределам Индии, где Кир II принял еще и титул индийских царей.
Видя персидскую угрозу, окружающие ее страны создали антиперсидский союз: Лидия, Спарта, Вавилон и Египет. Кир II взял курс на пошаговый разгром противников.
Первый стратегический шаг Кира II. Война с Лидией (546 г.). В 547 г. до н. э. на верность Киру присягнула Киликия, усилив его армию. После чего Кир II направил удар на Лидию, которая была самым мощным государством Ближнего Востока. Кир II разбил войска Креза и овладел Лидией.
Второй стратегический шаг Кира II. Цикл войн в Малой и Средней Азии (545–539 гг.). В Малой Азии Кир II захватил Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, Саттагидию, Арахосию и Гандхару. В СреднеАзиатском регионе Кир II присоединил: Афганистан, Таджикистан и Узбекистан.
Мидо-Персидская империя покорила Ассирийское царство, но шла тем же путем, успешно расширяя свои пределы, она дошла до своего исчерпания изнутри. А.Дж. Тойнби сопоставляет пути Ассирии и Персидской империи: «Когда империя Шумера и Аккада пала и варвары хлынули на ее земли (арии – с одной стороны, хетты – с другой и касситы – с третьей), Ассирия осталась единственным островком шумерского мира, сумевшим сохранить независимость. Тяжкое испытание это длилось несколько веков» [55]. Самосохранение Ассирии осуществлялось на фоне исчерпания сил и внутренних ресурсов. Когда этот предел был достигнут наступил черед рокового для Ассирии столкновения с Персидской империей и это сражение было проиграно. Ассирия пала.
А. Дж. Тойнби писал, что Ассирия героически выстояла под натиском завоевателей, но «вышла из этих испытаний как закаленный стальной клинок, но клинок, раз испробовав крови, вновь и вновь требует кровопролития. Воинственность Ассирии стала проклятием сирийского общества в период смутного времени» [109] [55]. Этот путь повторила и Мидо-Персидская империя, которая построила свое мировое владычество на армии, на милитаризме силовой машины и достигла на этом территориальное доминирование во всем мире. Милитаризм – это силовая опора универсального государства, он, в начале, – создает империю, но он же и разрушат ее – в конце.
Военно-милитаристскую машину нельзя остановить культурной рефлексией, рациональными доводами потому, что сила понимает только ответную силу. Поэтому милитаристская универсальная империя может существовать до тех пор, пока не будут исчерпаны сопутствующие ей ресурсы: экономические возможности государства, политический потенциал государства и людские ресурсы войска. В этой критической фазе исчерпания ее настигает гибель. Эту мысль Дж. Тойнби и развивает: «не меньшие беды милитаризм Ассирии принес ей самой. Постоянное противоборство с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне VII в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть, а Ниневия – чтобы исчезнуть навсегда» [110] [55]. Понесла потери Ассирия и в столкновении с Персидской армией.
Война с Вавилонией. А.Дж. Тойнби писал: «хотя империя Ахеменидов управлялась из Вавилона и Суз, высшим ее назначением было служить универсальным государством сирийского, а не вавилонского общества» [110] [55]. Этим утверждением Дж. Тойнби вводит этносоциокультурные основания империи как доминирующий фактор. Этот фактор разделяет, в данном случае, миры арийский и арабский по этничности, по культуре и по типу социального порядка. Предыдущие войны имели подготовительную задачу на пути к Мидо-Персии к мировому владычеству. Наступило время главного удара война с халдеями Вавилона. В 540 г. Кир II разгромил халдейскую армию Набонида [53] и в 539 г. подошел к Вавилону. Валтасар пировал во дворце, года Перст Божий начертал на стене приговор Вавилонии и ее царю Валтасару «Мене, текел, перес». Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:23–24, 26–28). [67]. Кир II овладел городом, Валтасар был убит, а Вавилонское царство – пало. Войска царя Вавилонии Нибонида были разбиты, Вавилон пал, но не был разрушен, сохранилась и страна. Изменился статус: теперь Вавилон стал провинцией Мидо-Персидской мировой империи (539 г. до. н. э.). Кир II принял титул «царь Вавилона, царь стран». Символом непрерывности в цепи становления четырех империй явилось то, что Мидо-Персидская монархия основалась на развалинах Вавилонской империи, и царем Вавилона стал Кир, но поставил в Вавилоне своего наместника-мидянина Дария I [48].
Сравнивая исторические судьбы мировых империй А.Дж. Тойнби писал: «Последний великий подвиг Ассирии состоял в разрушении Элама, а Вавилония получила тогда столь жестокий удар, что не просуществовала после своей победы и столетия» [110] [55]. Наконец, наступил черед падения и Вавилонской империи. Но здесь два противоположных аспекта: Вавилон был не только универсальным государством, но универсальной религией. Вавилония пала под натиском персов как государство-империя, но как универсальная религия она правила всем разноликим язычеством и в период расцвета, и после своего падения потому, что как универсальная религия она насадила прочие религии на стержень теософии, гностицизма и каббалы.
Кир II был не только талантливым полководцем, но и дальновидным политиком. Ведя войны, он старался упреждать избыточные конфликты и сохранять стабильность в завоеванных и присоединенных странах мягким отношением к культурным традициям и религии этих народов. Так, например, завоевав Вавилонию, он издал манифест о сохранении прежних социальных порядков в обществе, не чинил препятствий в поддержании традиционных религиозных культов [53]. Этой же политике он следовал и походах на Палестину и Финикию. В целом ряде случаев это срабатывало. Некоторые страны добровольно шли под власть Мидо-Персидской империи, избегая войн. Яркими примерами его дипломатии были восстановление Иерусалима и финикийских городов. Но, с другой стороны, действуя политикой мира, в сочетании с политикой войны он быстро расширял территорию империи, ее армию и военно-экономический потенциал и, создал плацдарм – для решающей войны с Египтом [51]. Напротив, его сын Камбиз (529—522 гг. до н. э.) в покоренном Египте установил террор.
При Дарии I Мидо-Персидская империя намного превысила территорию всех ранее существовавших государств. В целях управления ее разделили на сатрапии, в которые назначался главные чиновники – сатрапы. Круг их полномочий: совершение суда, сбор налогов и хозяйственное управление. В этот период Мидо-Персидская империя осуществила ряд шагов по цивилизационному развитию: строительство многочисленных дорог, создание государственной почты, изменение денежной системы и расцвет торговли [53].
Второй цикл войн. В 539 г. до н. э. были завоеваны Элам, Сирия, Финикия и Палестина [53]. Погиб Кир II в походе против СреднеАзиатских племен в 530 г. до н. э. Но его дело продолжил сын – Камбиз в 525 г. до н. э., завоевав Египет. Погиб Камбиз при дворцовом заговоре и борьбе за власть в самой Персидской державе. В 525 г. до. н. э. Камбиз II признан царём Египта с титулом «царь Египта, царь стран».
В 522–486 гг. до н. э. царем стал Дарий I, покоривший среднеазиатские племена и часть Индии. Во время его царствования в 482 г. до. н. э., против персидской власти началось восстание в Вавилоне, и вавилоняне избрали своего царя – Шамаш-эрибу. В наказание за это Персы нанесли чувствительный удар по религиозным чувствам вавилонян: они вывезли из Вавилона золотую статую идола Мардука и переплавили ее. Кроме того, Вавилон утратил свое привилегированное положение – был лишен права автономии и стал частью Ассирийской сатрапии. В этом же 482 г. персы объединили Палестину и Сирию в одну сатрапию [108].
Греко-персидские войны. В книге Даниила читаем: «Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого» (Дан. 11:2) [45]. В этом месте, во-первых, предсказывается то, что между Персией и Грецией будет война, а во-вторых, указано, при каком именно царе война достигнет своего апогея. Пророчество было дано во времена Кира II, следовательно, три царя – это Камбиз II, Лже-Смердис, Дарий Первый, четвертый же царь – Ксеркс. При последнем война действительно достигла своего наивысшего накала [48]. Также в ходе этой войны Ксеркс пытался войти в союз против Греции со многими странами и народами тогдашнего мира. В 492 г. до н. э. персы под командованием Мардония пошли на Грецию войной, но около Афона ужасной бурей был персидский флот был разбит – потоплено 300 кораблей и погибло 20-тысячное войско. К этому знаку судьбы персы не прислушались. В 490 г. в битве при Марафоне греки наголову разбили вторгшихся персов, потери которых были в 30 раз больше. В 480 г. до. н. э. персидский царь Ксеркс начал новую войну с Грецией имея 35-кратное численное превосходство в численности войск, но и в этот раз персы потерпели крах (в битвах при Саламине и при Платеях). В дальнейшем персы развязали цепь войн против Греции в 480–479, 478, 471, 450–449, 411 – годах до н. э. Персы терпели неудачи, но не отступались от цели. В силу частоты греко-персидских войн греки назвали их термином «от τα μιδικα πραγματα» – «мидийскими делами» [7].